ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ 8
1.1. Градостроительное решение 8
1.2. Объемно-планировочное решение 12
1.3. Архитектурно-художественные решение 16
ГЛАВА 2. КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ 21
ГЛАВА 3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
Приложения 33
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в развитии образовательной программы на Дальнем Востоке. Образование является важнейшей сферой социальной жизни. Именно образование формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние ребенка и общества в целом. Проектируемый объект представляет собой симбиоз общеобразовательной школы и блока дополнительного(практического) образования.
Целью выпускной квалификационной работы является проектирование культурно-образовательного центра в районе кампуса ДВФУ на о. Русском.
Задачи выпускной квалификационной работы:
• выявить характерные особенности проектирования современных образовательных учреждений на основе опыта отечественной и зарубежной практики;
• выполнить предпроектный анализ выбранной территории и на основе его определить пути совершенствования проектируемого участка, научно обосновать возможные варианты проектного решения;
• разработать экспериментальный проект образовательного центра на о. Русском; в том числе: подобрать конструктивное решение в соответствии с требованиями и условиями строительства, рассчитать технико¬экономические показатели.
В данной работе рассматривается проектирование современного культурно-образовательного центра в рамках существующего градостроительного контекста, осуществление которого возможно в ходе выполнения следующего ряда задач:
• решение оптимально-функциональное зонирование участка;
• решение организации культурно-общественной территории;
• создание комфортной рекреационной зоны;
• организация транспортной системы;
• организация пешеходной и транспортной доступности;
• максимальное сохранение уникальности существующего рельефа.
Проектирование данного объекта поспособствует решению ряда задач:
• градостроительная задача. Необходимо произвести анализ
существующей градостроительной ситуации, на основе которого предложить градостроительное, объемно-планировочное и художественно¬
композиционное решение;
• конструктивная задача. Необходимо подобрать конструктивное решение в соответствии с требованиями и условиями строительства;
• художественно-образная задача. Важно правильно подобрать художественный образ, сочетающие в себе образы символизирующее образование, а также образы, символизирующие особенности местности, рельефа и колорита места проектируемого участка.
Методологические принципы и методы исследования. Работа включает эмпирические методы (натурное исследование существующей ситуации, сравнения), теоретические (предпроектный анализ и структуризация знаний по данной теме), метод экспериментального проектирования.
Эмпирической основой исследования послужили аналоги архитектурных объектов российских и зарубежных специалистов в области образовательных объектов.
Также, были использованы данные, полученные в ходе работы над решением проектно-исследовательских задач в период учебного проектирования.
Результатом работы стало проектное предложение культурно-образовательного комплекса, который отвечает на поставленные ранее задачи.
Проект образовательного центра на о. Русском является уникальным, поскольку все его подсистемы объединены в целостном архитектурном решении, предназначенном для конкретных градостроительных условий.
Культурно-образовательный центр запроектирован учитывая современные тенденции в архитектуре. При разработке объекта были учтены различные факторы: географические, климатические и существующая градостроительная ситуация. В проекте были разработаны архитектурная и градостроительная части, включающие проектирование всей территории с детальной проработкой главного объекта. Вся территория участка разделена на несколько зон: учебная, жилая, оздоровительно-спортивная и зона рекреации.
Центральный объект имеет несколько выходов на кровлю, включает выходы непосредственно в зоны рекреации. На территории всего объекта расположены прогулочные и парковые зоны с включением высокорослых растений, влияющие на экологическую основу территории. Проектируемый объект даст возможность детям разных регионов нашей страны получить дополнительные знания в различных сферах образования. Его условия поспособствует развитию и реализации интеллектуального и личностного потенциала, профессионального самоопределения и становления детей, независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей.
Культурно-образовательный центр позволит охватить максимальное количество одарённых российских школьников, педагогов, что поспособствует повышению уровня профессиональной подготовки по приоритетным для центра направлениям. Образовательное учреждение будет принимать свыше 500 учащихся на образовательные смены, с возможностью размещения в жилом корпусе детей как с нашего края, так и с других регионов страны.
На начальном этапе проектирования использовались такие методы исследования, как: сравнительный метод, метод анализа, синтеза и 5
фотографирования. Важным является метод моделирования, который позволяет объединить вышеперечисленные подходы к сбору данных и выдать результат, необходимый для дальнейшего проектирования.
Владивосток - это крупный город на Дальнем Востоке России, получивший мощный толчок для развития в разных областях после саммита АТЭС в 2012 г. Наш город является центром притяжения не только туристов, бизнесменов и инвесторов, но также студентов и абитуриентов. Это несомненно влияет на развитие не только экономики города, но и развитие градостроительных потребностей города, а также на благоустройство города в целом. С увеличением потока молодежи увеличивается и потребность к постройкам образовательных учреждений.
Огромное влияние саммит АТЭС оказал на островную часть Владивостока, а именно на остров Русский. Строительство вантового моста, целого студенческого городка ДВФУ, медицинского центра с новейшими технологиями, мини-ТЭЦ, а также строительство и реконструкции автодорог и водоснабжения острова - все это говорит о том, что Русский остров является одним из перспективных направлений развития нашего региона. На данный момент существуют множество проектов, которые поспособствуют развитию острова, и, несомненно, такие проекты будут увеличиваться в своем количестве [1].
Будущее уникальной островной территории Владивостокского городского округа является одной из актуальных проблем. Одну из этих проблем я попыталась решить в своей выпускной квалификационной работе.
В рамках выпускной квалификационной работы рассматривается архитектурная среда острова Русский, Владивостокского городского округа . Природная среда нашего города уникальна, она имеет ряд особенностей, которые нигде более не встречаются. На формирование любых планировочных решений города и его островных частей влияют такие факторы как: структура рельефа, ориентация уклонов рельефа, искривлённость береговой линии.
Строительство моста через пролив Босфор Восточный, а также ряд построек к саммиту форума АТЭС явились мощным толчком для развития территории острова. Рост заинтересованности в его развитии привел к обильной застройке острова. Все больше участков «Русского» становятся местами строительство будущих крупных объектов, какими стали кампус ДВФУ и медицинский центр. Благодаря обильному строительству была решена такая проблема, как транспортная доступность к острову, ведь раньше к нему можно было добраться только паромным сообщением. На данный момент, происходит постепенное улучшение инфраструктуры самого острова, что способствует и экономическому развитию города в целом.
Сейчас, Русский остров является территорией экономически привлекательной для инвесторов как отечественных, так и зарубежных. Огромные территории, которые не эксплуатируются, можно организовать в пространства различного назначения, сделать их привлекательными для гостей и жителей города. В настоящий момент, есть возможность сделать остров неким образовательным центром Дальнего Востока, ядром которого станет кампус Дальневосточного Федерального университета.
На территории города Владивосток нет крупного образовательного центра, в котором дети школьного возраста могут получить обширное довузовское образование. В России существуют крупные центры (например, центр «Сириус»), в которых дети с разных регионов страны могут получить знания в различных областях. Однако таких объектов мало, поэтому проектирование такого центра на территории Приморского края, я считаю, правильным решением.
Огромное внимание оказано образовательным системам со стороны Правительства РФ, а также лично президентом. Президент РФ Владимир Путин отметил важность поддержки детей. Это особое внимания в сфере образования со стороны Правительства указывает на то, что проектирование образовательных учреждений актуально и является важным аспектом в развитии социального воспитания детей .
В настоящее время, сфере образования уделяется огромное внимание, проводятся многочисленные форумы, различные конференции и прочие мероприятия, направленные на выработку стратегии развития образовательной системы в нашей стране. В связи с этим, возникает потребность в создании проектов образовательных центров, направленных на развитие всевозможных навыков у детей, а также на увеличения качества образования в целом.
На основе изученных материалов и опираясь на современный опыт проектирования, был разработан проект образовательного центра с учетом всех условий, необходимых для данного объекта, а также с учетом решение существующей градостроительной ситуации на проектируемом участке.
Международный опыт проектирования и строительства подобных объектов дает большое количество разнообразных типов, по назначению, вместимости, объемно-планировочному и функциональному решению.
В ходе проектирования, был проведен предпроектный анализ, необходимый для начала работы. Были выявлены особенности существующего рельефа участка, изучены аналогичные проектные решения, проведен мониторинг образовательных учреждений нашего города, благодаря которым стало возможным дальнейшее проектирование.
При решении градостроительных задач, был предложен оптимальный вариант генерального плана, с целью максимального сохранения особенностей существующего рельефа.
Объемно-планировочное решение взаимосвязано с градостроительным. В его структуре использовалось направление и движение, заданное исходным рельефом. При планировке центра, объект террасируется с перепадом в один этаж, исходя из существующих природных условий места проектирования.
Общая структура планировок поддерживается мощными рекреационными коммуникациями, объединяющими все блоки образовательного центра.
В архитектурно-художественном решении была предпринята попытка использования плавных природных линий и динамичных элементов, создающие общую композицию. Итогом соединения этих формообразующих стал проектируемый культурно-образовательный центр.
Набор функций, предложенных в проекте, является оптимальным для подобного объекта. Основная функция данного комплекса - это образовательная. Объект спроектирован для того, чтобы дети разных регионов страны могли получить обширные знания в самых разных областях. Эта возможность поможет детям определиться в выборе будущего профессионального пути и той специальности, которой именно они хотели бы заниматься.
Данный объект даст уникальные возможности для развития потенциала любого ребенка. он поможет выявить индивидуальность каждого ребенка. Центр даст возможность многонационального общения учащихся разных регионов страны, а также возможность знакомства детей с многогранной культурой нашей страны. Также проектируемый объект ознакомит детей с элементами довузовского обучения.
В Приморском крае нет аналогов данного образовательного объекта. Культурно-образовательный центр может стать центром притяжения не только детей школьного возраста, но и студентов и преподавателей вузов нашей страны с целью обучения учащихся в данном учреждении.
1. Варфоломеева А.С., Капустенко И.С. Инновационное развитие на Даль-
2. нем Востоке // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 10 (2).
3. Официальный сайт Администрации Приморского края. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.primorsky.ru/ - Дата обращения: 28.02.2018
4. Правила землепользования и застройки территории
Владивостокского городского округа. Решение №462 от 07.04.2010г.
5. Карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа вместе с картами зон с особыми условиями использования территории [Электронный ресурс] / Владивосток. Официальный сайт администрации города. Режим доступа: http://www.vlc.ru/life_city/architecture _and_construction/rules/ - Дата обращения: 01.03.2018
6. СП 251.1325800.2016. Здания общеобразовательных организаций.
7. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
8. СанПиН 2.4.2. 2821- 10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
9. МГСН 4.06-03. Общеобразовательные учреждения.
10. Пособие к МГСН 4.06-03. Общеобразовательные учреждения
выпуск 2.
11. СП 118.13330.2012. Общественные здания и сооружения.
12. Гельфонд, А.Л. Архитектурное проектирование общественных
зданий: учебник [Электронный ресурс] / - Режим доступа:
http://znanium.com/go.php?id=501505 - Дата обращения: 05.03.18
13. Строительный портал [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://bouw.ru/article/vidi-zhelezobetonnih-konstruktsiy - Дата обращения: 02.05.18
14. Строительный портал [Электронный ресурс] / - Режим доступа: https://rembud.dp.ua/bystromontiruemye zdaniya/148-zhelezobeton-v-stroitelstve- zhbi-i-zhbk.html - Дата обращения: 02.05.18
15. Строительный портал [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://kladembeton.ru/izdeliya/zdaniya-i-arhitektura/vidy-zhelezobetonnyh- konstruktsij.html - Дата обращения: 05.05.18
16. Строительный портал [Электронный ресурс] / - Режим доступа: https://masterabetona.ru/vidy/699-vidy-zhelezobetonnyh-konstrukcij - Дата обращения: 05.05.18
17. Строительный портал [Электронный ресурс] / - Режим доступа:
http://premier-msk.ru/ventiliruyemyy-fasad-iz-fibrotsementnykh-plit-1 - Дата
обращения: 06.05.18
18. Строительный портал [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://recn.ru/spajdernye-sistemy-ostekleniya - Дата обращения: 06.06.18
19. Строительный портал [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http:// oknanagoda. com/ steklo/osteklenie-steklo/fasadnoe/spider-vitrification.html
Дата обращения: 06.05.18