Введение 2
1.1 Спортивный отбор кандидатов для занятия спортом 4
1.2 Методы спортивного отбора 11
1.2.1 Тестирование как метод спортивного отбора 13
1.2.2 Корреляционный анализ как оценка взаимосвязи спортивных
показателей 18
1.2.3 Интегральная оценка спортивных результатов и тестов 19
1.3 Модель спринтера 27
1.4 Критерии спортивного отбора для занятия спринтерским бегом 29
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 38
2.1 Задачи исследования 38
2.2 Методы исследования 38
2.3 Организация исследования 41
Глава 3. Результаты оценки критериев и анализ исследования 43
3.1 Описание и анализ результатов проведённой опытно¬
экспериментальной работы 43
3.2 Корреляционный анализ взаимосвязи тестов 48
3.3 Перевод количественных значений показателей в баллы 53
3.4 Расчет прогноза перспективности 56
Выводы 61
Список литературы 63
Приложения
Актуальность исследования: Проблема отбора была и остается одной и самых значимых в каждом виде спорта. Правильное решение этой проблемы может обеспечить успехи спортсменов в избранном виде спорта. Проблема отбора в спорте в мировой литературе освещена достаточно широко, накоплены значительные экспериментальные данные характеризующие существенные аспекты отбора в отдельных видах спорта. Вместе с тем, вопросы спортивного отбора относятся к числу недостаточно изученных и продолжают оставаться центральной проблемой детско-юношеского спорта. Отбор - обязательная составная часть подготовки спортивного резерва. Однако, достижение отличного результата на международной арене в настоящее время требует интенсивного и многолетнего этапа тренировочного процесса. Такой отбор связан со значительными финансовыми расходами. При решении проблемы отбора можно выделить определенные выгоды: а) устраняет финансовые расходы, связанные с многолетней тренировкой бесперспективных спортсменов; б) оберегает тренирующихся от потери времени, неисполнения ожиданий, ухудшения здоровья вследствие не соответствующих возможностям спортсмена тренировочных нагрузок; в) избавляет тренеров от ненужной потери времени; г) обеспечивает качественные резервы для сборных команд разного уровня.
Объектом исследования является процесс отбора перспективных спортсменов для занятия спринтерскими дисциплинами легкой атлетики.
Предмет исследования - система отбора перспективных спортсменов в спринтерских дисциплинах легкой атлетики, предусматривающей получение итоговой перспективности спортсменов и подготовку педагогических рекомендаций по коррекции процесса отбора.
Цель работы: состоит в научном обосновании комплексной системы отбора легкоатлетов-спринтеров, основанной на использовании
информативных критериев, позволяющих объективно описать состояние спортсмена, уровень развития физических качеств и психологических возможностей, лимитирующих спортивные достижения в спринтерских дисциплинах легкой атлетики.
Гипотеза: предполагалось, что выявление наиболее эффективных критериев отбора и определение уровня перспективности для оценки уровня физической подготовленности спортсменов позволит выявить наиболее одаренных спортсменов группы с учетом оценки двигательного и психофизиологического потенциала спортсменов.
Научная новизна: Определены критерии для отбора спринтеров, ориентированные на обеспечение высоких спортивных результатов. Предложена система отбора перспективных бегунов на короткие дистанции. Разработаны практические рекомендации по применении системы отбора.
Теоретическая значимость: заключается в дополнении теории и методики спортивной тренировки по отбору бегунов на короткие дистанции. Результаты исследования могут быть использованы в работе детских спортивных школ и школ высшего спортивного мастерства.
Практическая значимость: Полученные в ходе исследований
результаты позволили разработать комплексную систему отбора легкоатлетов-спринтеров. Использование данной системы позволяет выявить наиболее одаренных спортсменов и индивидуализировать тренировочный процесс с учетом результатов комплексного тестирования путем подбора адекватных физическим кондициям занимающихся средств и методов подготовки.
Положения, выносимые на защиту: Комплексная системы отбора перспективных спортсменов в группы в спринтерских дисциплинах легкой атлетики, включает программу тестирования, информативные критерии отбора, оценочные шкалы, расчет прогностичности системы отбора одаренных спортсменов; оценка эффективности разработанной системы.
Таким образом, все рассматриваемые выше способы оценки прогностичности предложенной системы отбора легкоатлетов-спринтеров позволяют проследить тенденцию обусловленности уровня спортивных достижений уровнем научаемых показателей (интегральных оценок и уровня перспективности). Это позволило сделать вывод о прогностической надежности системы отбора легкоатлетов-спринтеров, основанной на комплексном определении перспективных возможностей.
Проанализировав литературные источники, мы пришли к следующим вывода, что проблема отбора и спортивной ориентации уже давно превратилась в самостоятельную науку. Прогнозируя возможности ребенка или подростка, тренер-селекционер ставит перед собой задачу создания талантливых индивидуумов с надеждой на успешную в дальнейшем спортивную специализацию.
Мы установили, что спортивный отбор - это многоступенчатый, многолетний процесс, охватываемый все периоды спортивной подготовки. Основная задача спортивного отбора состоит во всестороннем изучении и выявлении задатков и способностей, в наибольшей мере соответствующих требованиям того или иного вида спорта.
Из всего выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Отбор одаренных спортсменов целесообразно осуществлять с использованием комплекса критериев, отражающих двигательный и психофизиологический потенциалы спортсменов.
2. В результате проведенных исследований была разработана комплексная система отбора перспективных спортсменов в группы в спринтерских дисциплинах легкой атлетики, включающая программу тестирования, информативные критерии отбора, оценочные шкалы, получение уровня перспективности.
3. Была оценена разработанная система путем прослеживания тенденции уровня спортивных достижений на соревнованиях и сравнения с уровнем перспективности каждого спортсмена. Это позволило сделать вывод о прогностической надежности системы отбора легкоатлетов-спринтеров, основанной на комплексном определении перспективных возможностей.
Углубленный отбор позволяет выявить наиболее физически и психологически подготовленных спортсменов для занятий спринтерским
бегом. При углубленном изучение всех данных организма можно ускорить отборочный процесс, тем самым больше уделить внимания для подготовки квалифицированных легкоатлетов на раннем этапе обучения.
В заключение следует сказать о том, что отбор юных спортсменов - это сложный процесс всестороннего анализа различных сторон физической подготовленности, морфофункциональных, психологических особенностей детей, подростков, юношей и девушек. Спортивный отбор не является однократным мероприятием. Он представляет собой относительно длительный процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки юного спортсмена обеспеченная комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование педагогических, медико-биологических, психологических и социологических методов исследования.
1. Аулик И.А. Как определить тренированность спортсмена / И.А. Аулик. - М.: ФиС, 1997. 44 - 99 с.
2. Афанасьев В.В. Спортивная метрология: учебное пособие / под ред. В.В. Афанасьева / В.В. Афанасьев, А.В. Муравьёв, И.А. Осетров, П.В. Михайлов. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. - 242 с.
3. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх: учебное пособие / М.С, Бриль. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 127 с.
4. Бриль М.С., Филин В.П. Перспективы совершенствования системы отбора юных спортсменов. Теория и практика физической культуры, 1982, №8, с. 30-32.
5. Вайцеховский С.М. Книга тренера / С.М. Вайцеховский - М.: Фмзкультура и спорт, 1971 - 312 с.
6. Волков М.В. Система отбора и спорториентации юных спортсменов. - М.: ФиС, 1975 - 315 с.
7. Волков В.М. Спортивный отбор. / В. М. Волков, В. П. Филин - М.: ФиС, 1983 - 285 с.
8. Врублевский Д.Е. Индивидуализация подготовки
квалифицированных женщин-спринтеров на основе моделирования соревновательной деятельности: автореф. дис. ... канд.пед.наук: 13.00.04 : защищена 21.10.10: [ФГОУ ВПО]: / Д.Е. Врублевский. - Смоленск, 2010. - 20 с.
9. Гагуа Е.Д. Тренировка спринтера / Е.Д. Гагуа. - М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2001. - 72 с.
10. Годик М. А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физ.культ/ М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
11. Гужаловский А.А. Проблемы теории спортивного отбора / А.А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. - 1986. - №8. - 24-25 с.
12. Занковец, В. Э. Энциклопедия тестирований : монография / В. Э. Занковец .— М. : Спорт, 2016 .— 457 с. : ил. — Библиогр.: с. 453
13. Зациорский В.М. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физич. культуры / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.
14. Зацорский В.М. Легкая атлетика: критерии отбора / В.М. Зацорский. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.
15. Зеличенок В.Б. Легкая атлетика: критерии отбора / В.Б. Зеличенко, В.Г. Никитушкин, В.П. Губа. - М.: Терра - спорт, 2000. - 240 с.
16. Зотова Ф.Р. Спортивный отбор и ориентация / Ф.Р. Зотова, И.Ш. Мутаева, В.В. Павлов. - Набережные Челны : Кам ГИФК, 2002. - 141 с.
17. Каргин С.К Методика отбора и спортивной ориентации легкоатлетов-прыгунов на основе прогностических моделей: автореф. дис. ... канд.пед.наук: 13.00.04 : защищена 15.06.06: [ВГАФК]: / С.К. Каргин. - Волгоград, 2006. - 28 с.
18. Ковальчук Г.И. Системный комплексно-типологический подход к выявлению спортивных талантов для занятий скоростно-силовыми видами спорта // Научные труды: Ежегодник / СибГАФК. Омск, 2000. - С. 76-80.
19. Коренберг, В.Б. Спортивная метрология: учебник / В.Б. Коренберг. — Электрон. дан. — Москва : Физическая культура, 2008. — 368 с.
20. Королев Г.И. Критерии отбора в спортивной ходьбе на этапах многолетней тренировки: автореф. дис. ... канд.пед.наук: 13.00.04 : защищена 18.05.06: [ВНИФКиС]: / Г.И. Королев. - Москва, 2006. - 24 с.
21. Кузнецов А.С. Основные направления отбора и ориентации,
используемые в детско-юношеском спорте: педагогический аспект:
методическое пособие / А.С. Кузнецов, А.М. Ахатов, Р.Г. Хабибрахманов:
Республики Татарстан. - Набережные Челны : ГОУ ВПО «НГПИ», 2011. - 45 с.
22. Кузнецов В.В. О проблеме отбора / В.В. Кузнецов // Проблемы отбора юных спортсменов. - М. : Наука, 1976. - С. 4-10.
23. Кузнецова В.В Методика отбора квалифицированных
спортсменов 17-20 лет в беговые виды ориентирования: автореф. дис. ... канд.пед.наук: 13.00.04 : защищена 25.11.09: [ГОУВПО ТГУ]: /В.В.
Кузнецова. - Тула, 2009. - 23 с.
24. Миронов Д.Л. Критерии визуальной оценки техники бега с макс. скоростью у спортсменов атлетов / Д.Л. Миронов // Известия тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2015. - № 1. - С. 71-77.
25. Озолин Н.Г. Легкая атлетика: учебник для студентов институтов физической культуры / Н.Г. Озолин. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 671 с.
26. Озолин Э. С. Спринтерский бег / Э.С. Озолин. - М.: Человек, Библиотека легкоатлета, 2010. - 176 с.
27. Платонов В.Н. Система подготовки спортсмена в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808с.
28. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Ливандо Е.И. Юный легкоатлет. - М., Физкультура и спорт, 1984. - 224 с.
29. Ропрет, И. Отбор юных спринтеров / И. Ропрет // Информационно- методический бюллетень ВНИИФК. - 1975. - №13. - С. 16-22.
30. Рябинина Т.А. Система отбора перспективных спортсменов в спринтерских дисциплинах легкой атлетики: автореф. дис. ... канд.пед.наук: 13.00.04 : защищена 07.06.95: [УГУФВиС]: /Т.А. Рябинина. - Киев, 1995. - 26 с.
31. Сирис П.З. Отбор и прогнозирование способностей в легкой атлетике / П.З. Сирис, П.М. Гайдарска, К.И. Рачев. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 103 с.
32. Таранов В.Ф. Становление и совершенствование спортивного мастерства в барьерном беге на 100 и 110 метров / В.Ф. Таранов, В.В. Чемов: Монография. - Волгоград: ВГАФК, 2007. - 232 с.
33. Тер-Ованесян И.А. Подготовка легкоатлета / И.А. Тер-Ованесян. - М.: Терра- спорт, 2000. - 128 с.
34. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта, - М.:
Физическая культура и спорт, 1987, 130 с.
35. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2000. - 480 с.
36. Хомеков Л.С. Книга тренера по легкой атлетике / Л.С. Хоменкова. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 399 с.
37. Чеботарева И.В. Модельные характеристики юных спортсменов с учетом специализации в избранном виде спорта // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т.3. - С. 49¬54.
38. Шварц В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора / В.Б. Шварц, С.В. Хрущев. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 152 с.