Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГА В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Работа №76432

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
247
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Конфликт как препятствие в творческой деятельности журналиста: проблематика и решение 7
1.1 Проблемы коммуникативного процесса в творческой деятельности
журналиста 7
1.2 Конфликтные ситуации, возникающие при осуществлении профессионального
долга журналиста 17
Глава 2 Способы и методы разрешения конфликтных ситуаций в журналистской деятельности 31
2.1 Нравственная позиция приморских журналистов в конфликтных
ситуациях 31
2.2 Формирование принципов журналиста для преодоления конфликтных ситуаций
при сборе информации 49
Заключение 70
Список литературы 74
Приложение А Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну. Закон РФ от 27.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне» 77
Приложение Б Вопрос №1 опроса среди студентов ШИГН ДВФУ 81
Приложение В Вопрос №2 опроса среди студентов ШИГН ДВФУ 82
Приложение Г Вопрос№8 опроса среди студентов ШИГН ДВФУ 83
Приложение Д Опрос сотрудников редакций информационных агентств Приморского края по теме: «Осуществление профессиональной деятельности журналиста в конфликтных ситуациях» 84
Приложение Е Данные ответов на вопрос№1 опроса среди журналистов Приморского края 88
Приложение Ж Соотношение ответов на вопрос №6 (в %) опроса среди сотрудников редакций СМИ Приморья 89
Приложение И Вопрос№9 опроса среди сотрудников редакций СМИ Приморского края 90


В своей профессиональной деятельности журналист опирается на профессиональный долг. Однако на пути осуществления профессионального долга журналист при сборе информации сталкивается с ситуациями, которые можно охарактеризовать как конфликтные.
Конфликтные ситуации возникают, в первую очередь, при сборе информации. Неумение разрешать конфликты оборачивается коммуникативной неудачей, что сказывается на дальнейшем осуществлении профессионального долга журналиста.
По результатам мониторинга конфликтов, зарегистрированных сотрудниками российской общественной некоммерческой правозащитной организацией «Фонд защиты гласности» в период с января 2016 года по декабрь 2017 года, зарегистрировано 897 случаев отказа журналистам в доступе к информации . Однако это учтённые случаи. Наравне с ними существуют и конфликтные ситуации в аспекте коммуникативных и межличностных отношений, которые журналист сможет решить, опираясь на знание законов, деловой этики и коммуникативных процессов.
Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе СМИ находится в стадии переработки рекомендательных принципов и методов преодоления конфликтных ситуаций.
Новизной исследования является представленная классификация основных конфликтных ситуаций, возникающих у журналистов при осуществлении профессионального долга, и алгоритм действий работника СМИ в каждой из рассмотренных позиций.
Цель дипломной работы: выявить основные конфликтные ситуации, возникающие на пути профессиональной деятельности журналиста, и определить компромиссные способы выхода из конфликтных ситуаций на примере деятельности журналистов Приморского края.
Для решения указанной цели были поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть понятие «конфликт» в профессиональной деятельности журналиста;
б) определить основные конфликтные ситуации, встречающиеся при исполнении профессионального долга;
в) изучить основные способы разрешения конфликтных ситуаций, наработанных журналистами Приморского края;
г) разработать принципы коммуникативного преодоления конфликтных ситуаций.
Объект исследования: коммуникативный процесс журналиста.
Предмет исследования: конфликтные ситуации, возникающие у журналистов при сборе информации в процессе осуществления профессионального долга.
Методической базой для достижения поставленной цели послужили мнения исследователей, которые занимаются данной проблематикой: заведующий кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета, профессор Сергей Корконосенко; кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры периодической печати факультета журналистики Московского Государственного Университета имени Михаила Ломоносова Галина Лазутина; юрист Правозащитного фонда «Комиссия по свободе доступа к информации» Юлия Тютина; доктор филологических наук, профессор Института журналистики и литературного творчества Иван Панкеев; кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и стилистики Департамента журналистики Института гуманитарных наук и искусств Уральского федерального университета имени первого Президента России Бориса Ельцина Лидия Енина; заведующий кафедрой телевидения, радиовещания и технических средств журналистики, обозреватель газеты «Известия» Владимир Зыков, российский журналист Дмитрий Сешин; журналист Мария Железнова; доктор филологических наук, преподаватель Московского государственного университета имени Михаила Ломоносова Иосиф Дзялошинский; кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры медиалогии и веб-журналистики Белорусского Государственного Университета Ольга Герасимович; старший преподаватель кафедры теории и истории культуры Самарского Государственного института культуры Александр Сошников. Источником информации послужили данные и примеры решения конфликтных ситуаций некоммерческой организации «Фонд защиты гласности» , общественной организации «Союз журналистов России» , базы данных «Россия. Медиаконфликты» и информационного портала «Центр защиты гласности СМИ».
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении данных официальных источников информации и полученных экспертных мнений с целью выявления рекомендательных принципов для журналистов в преодолении конфликтных ситуаций.
Практическая значимость работы видится в том, что данное исследование может быть использовано студентами по специальности «Журналистика» в качестве дополнительного материала, а также для формирования профессионализма выпускников.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются проблемы коммуникативного процесса в творческой деятельности журналиста, исходя из чего определяются основные конфликтные ситуации, возникающие на пути осуществления профессионального долга сотрудника СМИ, делается попытка классификации их по степени развития.
Во второй главе приводятся экспертные мнения журналистов Приморского края по решению конфликтных ситуаций и принципы, которыми руководствуются работники СМИ Приморского края в своей профессиональной деятельности. На основании этих данных представлен алгоритм преодоления барьеров в коммуникативном процессе журналиста.
В заключении подводятся итоги исследовательской работы, резюмируются полученные теоретические знания, на основании которых разработаны рекомендации для успешной творческой деятельности журналиста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема доступа журналистов к информации напрямую связана с проблемой становления демократического общества. Как показали проведенные исследования, для обеспечения доступа журналистов к общественно значимой информации необходимо совершенствование законодательства, направленного на открытость институтов общества и создания механизмов гражданского и корпоративного контроля над обеспечением доступа граждан к общественно значимой информации.
С другой стороны, журналисты, опираясь на букву закона и этические стандарты, должны выработать стойкий иммунитет против любых профессиональных приемов, направленных против антидемократических принципов на фоне грамотного использования правовых механизмов для получения и распространения информации.
На основании проведенных исследований мы выявили определённую классификацию конфликтных ситуаций, с которыми может столкнуться сотрудник СМИ при сборе информации. Мы выявили, что ситуации могут быть намеренные, ненамеренные, «искусственные» и внутриличностные.
В случае возникновения намеренных конфликтных ситуаций интервьюируемый пытается скрыть от журналиста достоверные факты, которые имеют значимость в общественном сознании. При возникновении проблемы журналист может испытывать давление со стороны оппонента, а респондент, в свою очередь, будет стараться различными способами скрыть важную информацию.
При возникновении ненамеренных конфликтных ситуаций интервьюируемый готов предоставить необходимую для работника СМИ информацию, однако её необходимо, для начала, согласовать с представителями Исполнительной власти либо вышестоящими органами. В данном случае журналист как раз и теряет время на то, чтобы получить достоверные факты, что и является конфликтом между журналистом и интервьюируемым.
Искусственные конфликтные ситуации в журналистике возникают в случае, когда сотрудник компании выполняет действия, согласно пунктам Законодательства РФ. Однако журналисту нужна информация «здесь и сейчас». Неэффективность нормативно-правовых актов в данном случае объясняется тем, что журналистика стала мультимедийной: изменились и способы подачи информации, и формы её получения, однако нормы закона остаются неизменными.
И последняя позиция - внутриличностный конфликт, когда журналист сам должен решить, стоит ли преодолевать препятствие ради выполнения профессионального долга.
Проведенные исследования экспертных мнений журналистов Приморского края показали, что многие из сотрудников СМИ не выработали универсальные принципы, которые бы помогли профессионалу в любой ситуации разрешить конфликтную ситуацию в сборе информации. Некоторые сотрудники СМИ зачастую беспринципно осуществляют свою профессиональную деятельность, нарушая основные нравственные и моральные законы, установившиеся в обществе.
Огромного опыт работы различных изданий СМИ показал, что в профессии журналиста неизменным остается главный принцип- предоставления общественности достоверной и правдивой информации. Это базовый принцип. Однако, наравне с понятием «профессиональный долг» находятся и понятия «журналистская этика» и «журналистская совесть», которые в своей совокупности должны быть основными регуляторами поведения журналиста в конфликтных ситуациях.
Мы считаем, что журналист должен, помимо осуществления профессионального долга, выработать в себе внутренние качества морально-нравственно воспитанного человека и регулировать своё поведения при помощи собственно выработанных действий. В ходе исследования данного вопроса мы выявили основные принципы журналиста, которым он может следовать при осуществлении препятствий «со стороны» при сборе информации, которые помогут не только разрешить конфликтные ситуации в предложенных классификациях, но и предотвратить их ещё на начальном этапе их проявления.
а) Принцип лояльности. Журналист никогда не должен вставать на какую-то определённую сторону конфликта, поддерживать, или опровергать какое-либо социально-значимое явление.
б) Принцип личного присутствия. Сотрудник СМИ, прежде чем обращаться за комментарием в пресс-центры, должен лично убедиться в достоверности предоставленных сведений. И, если информация достоверна, то её следует опубликовать без комментария органов власти;
в) принцип искреннего уважения. Журналист, при разговоре с респондентом, должен показать уважительное отношение к тому, что сообщает интервьюируемый и к его профессиональным обязанностям;
г) принцип «контактности». Работнику СМИ стоит постоянно интересоваться, спрашивать у респондента интересные факты его профессиональной деятельности для сохранения доверительных отношений;
д) принцип профессионализма. Журналист должен зарекомендовать
себя не только, как морально воспитанного человека, но и как специалиста, внимательно работающего с информацией, предоставленной интервьюируемым;
е) принцип внимательности. Журналисту всегда следует обращать внимание на реакцию респондента на конкретно заданный вопрос и, если она отрицательна, искать факты, необходимые для полного «разоблачения» респондента;
ж) принцип «множества». При решении информационной проблемы журналист должен найти все стороны конфликта, найти все источники, связанные с этой проблемой. Отметим, что источниками информации в некоторых случаях могут служить не только комментарии компетентных представителей, но и официальные документы, информационные сайты организаций;
з) принцип коммуникативной активности. Журналист не должен оказывать давления на респондента и проявлять эмоции по отношению к нему. Даже если сотрудник СМИ уверен достоверности имеющейся у него информации и понимаю, что респондент «уходит» от ответа;
и) принцип коммуникационного контакта. Работник СМИ обязан «разговорить» любого респондента, если человек изначально изъявил желание общаться с журналистом. В случае, если респондент по непонятным причинам «уходит» от ответа на вопрос, следует найти к нему определённый подход, либо подойти «издалека», изначально задавая наводящие вопросы;
к) принцип «внутреннего голоса». Если журналист понимает, что он не может переступить через внутренние моральные установки, то следует воздержаться от выполнения профессионального долга.
Полагаем, данные принципы помогут журналистам не только решить проблему препятствий, но и предупредить конфликт в получении общественно-важной информации.
На основе анализа проведенных опросов нами сделан вывод, что особое место в медиаобразовании стоит уделить студентам-журналистам, которые во время учебного процесса осуществляют профессиональную деятельность в редакциях СМИ. Анализ исследований показал, что именно эта категория студентов-практикантов чаще всего сталкивается с конфликтными ситуациями во время осуществления профессионального долга. Им трудно найти пути их решения. Основные причины кроются в неумение решать конфликтные ситуации и небольшом опыте работы в СМИ.
Для начинающих специалистов в рамках образовательного процесса необходима дисциплина «Конфликтология журналистики», положения которой помогут студентам в теории изучить понятие конфликт, его виды и способы разрешения конфликтных ситуаций в журналистской деятельности.



1. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 26.07.2017) «О государственной тайне».
2. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. От 29.07.2017) «О средствах массовой информации».
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017).
4. Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
5. Декларация принципов поведения журналистов // Международная Федерация журналистов. - 1986.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017).
7. Федеральный закон от 20.02.95 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
Монографии, исследования
8. Кульчицкая, Д. Ю., аспирант, кафедра периодической печати, факультет журналистики, Научная статья «Мультимедиа и СМИ» / Д. Ю. Кульчицкая. - Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2013. - 105 с.
9. Панкеев, И. А. Современная журналистика в аспекте деонтологии / И. А. Панкеев. - М. : Ф-т журн. МГУ, 2017. - 126 с.
10. Сошников, А. Е. Необходимость преподавания конфликтологии в современном вузе // Современная педагогика. - 2015. - № 12.
Учебники и учебные пособия
11. Баранова, Е. А. Конвергентная журналистика. Теория и практика : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Баранова. - М. : Изд- во Юрайт, 2014. - 269 с.
12. Герасимович, О. П. Конфликтология журналистики : учеб.-метод. комплекс / О. П. Герасимович. - Минск : БГУ, 2014. - 116 с.
13. Енина, Л. В. Практика журналистского общения : учеб. пособие / Л. В. Енина, В. Ф. Зыков ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. Федер. Ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2016. - 76 с.
14. Ким, М. Основы теории журналистики : учеб. пособие. Стандарт третьего поколения. для бакалавров / М. Ким. - СПб. : Питер, 2013. - 288 с.
15. Корконосенко, С. Г. Социология журналистики : учебник для бакалавров / С. Г. Корсенко. - М. : Аспект Пресс, 2016. - 421 с.
16. Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста : учебник, 3¬е изд., перераб. и доп. / Г. В. Лазутина. - Гриф УМО, 2013. - 224 с.
17. Прозоров, В. В. Власть и свобода журналистики : учеб. пособие /
B. В. Прозоров. - М. : Флинта, 2012. - 240 с.
18. Профилактика эмоционального выгорания у специалистов организаций социального обслуживания : метод. пособие / сост. Е. В. Суворова; под ред. Л. И. Ачекуловой. - Красноярск, 2017. - 63 с.
19. Третьяков, В. Т. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики / предисл.
C. А. Маркова. - М. : Ладомир, 2015. - 623 с.
Электронные ресурсы
20. Васильева, Л. Приморские депутаты ограничили передвижение журналистов и узаконили штрафы местным «моржам» [Электронный ресурс] / Л. Васильева. - Режим доступа: http://www.ng.ru/regions/2017-12- 20/100_vladivo stok201217. html.
21. Восьмой канал - главное. Владивосток [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: http://viiichannel.ru.
22. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: https://wciom.ru.
23. ГТРК «Владивосток» [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: http://vestiprim.ru.
24. Дальневосточный МедиаСаммит [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: http://медиасаммит.рус.
25. Информационное агентство «Дейта» [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: http://deita.ru.
26. Информационное агентство «Владньюс.инфо» [Электронный
ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: https://vladnews.ru.
27. Информационное агентство «Восток-Медиа» [Электронный
ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: https://vostokmedia.com.
28. Информационное агентство PrimaMedia [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: https://primamedia.ru.
29. КГБУ «Общественное телевидение Приморья» [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: http:ZZwww.otvprim.ru.
30. Комсомольская правда. Владивосток [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: https://www.dv.kp.ru.
31. Медиалогия - разработчик автоматической системы мониторинга и анализа СМИ и соцмедиа в режиме реального времени [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mlg.ru.
32. «Новая газета» во Владивостоке» [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: http://novayagazeta-vlad.ru.
33. Общероссийская общественная организация «Союз журналистов России» [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: http: //www.ruj. ru.
34. Официальный сайт Владивостока [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vl.ru.
35. Радио Лемма [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: http://radiolemma.ru.
36. Россия: медиаконфликты [Электронный ресурс] // База данных. - Режим доступа: http://www.mediaconflicts.org.
37. Селезнева, А. Приморский край. Депутаты ввели запрет для журналистов. [Электронный ресурс] / А. Селезнева // Фонд Защиты Гласности. - Режим доступа: http://www.gdf.ru/digest/itemZ1/1540#z4.
38. Степанова, Н. П. Структура, содержание, уровни и критерии сформированности профессионально-этической культуры будущего специалиста [Электронный ресурс] / Н. П. Степанова. - Режим доступа: https: //superinfru/view_helpstud.php?id=2878.
39. Фонд защиты гласности [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.gdf.ru.
40. Центр защиты прав СМИ [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: http://mmdc.ru.
41. Экс-вице-губернатор Приморья Евгений Вишняков остается в
СИЗО: Приморский краевой суд продлил чиновнику содержание под стражей на два месяца [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Владньюс.инфо». - Режим доступа: https://vladnews.ru/2018-01-
10/123682/eksvicegubernator_primorya.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ