Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИЗЕМНОГО СЛОЯ АТМОСФЕРЫ В Г.БЕЛГОРОДЕ ПОД ВЛИЯНИЕМ АВТОТРАНСПОРТА

Работа №76402

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экология и природопользование

Объем работы133
Год сдачи2018
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА 6
1.1. Зарубежный опыт организации контроля качества
атмосферного воздуха 6
1.2. Организация контроля качества атмосферного воздуха
в Российской Федерации 10
1.3. Международные соглашения, связанные с качеством
атмосферного воздуха 13
2. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА 17
2.1. Показатели качества атмосферного воздуха 17
2.2. Математические модели распространения примесей в атмосфере 18
2.3. Зарубежный опыт изучения загрязнения
приземного слоя атмосферного воздуха 21
2.4. Российский опыт изучения загрязнения
приземного слоя атмосферного воздуха 26
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО
ВОЗДУХА В Г. БЕЛГОРОДЕ 39
3.1. Методика проведения исследований 39
3.2. Анализ полученных данных 44
3.2.1. Ключевой участок в северной части города (№1) 46
3.2.2. Ключевой участок в центральной части города (№2) 73
3.2.3. Ключевой участок в южной части города (№3) 78
3.3. Обсуждение результатов и выводы по третьей главе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования. Современный научно-технический прогресс, экономический рост как в развитых, так и развивающихся государствах являются причиной повышенной антропогенной нагрузки на окружающую среду. Экологическое состояние атмосферного воздуха, который подвергается загрязнению выбросами промышленных предприятий и автотранспорта, в настоящее время вызывает особый интерес со стороны органов государственной власти, общественности и ученых. Это связано с тем, что загрязненный атмосферный воздух становится причиной множества заболеваний и приводит к преждевременной смерти. Так, согласно новому исследованию ученых более 5,5 миллиона людей преждевременно умирают каждый год от загрязнения воздуха. Более половины смертей случается в двух самых растущих экономиках мира: Индии и Китае [18]. Для улучшения качества жизни населения проводятся мероприятия, направленные против загрязнения воздуха - использование более чистых видов топлива, более эффективных автомобилей, ограничение использования угля и наложение ограничений на электростанции и заводы. Такие меры в течение последних пятидесяти лет были наиболее распространены в Северной Америке, Западной Европе и Японии [18]. Но, помимо непосредственной борьбы с загрязнением атмосферного воздуха, требуется расширение научной базы знаний, связанной с организацией наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, его моделированием и прогнозированием в различных пространственных и временных масштабах. Это необходимо для разработки и принятия эффективных решений, направленных на улучшение экологического состояния атмосферного воздуха.
Степень разработанности проблемы. Исследования по оценке экологической ситуации в части атмосферного воздуха широко проводятся зарубежными учеными, вместе с тем единой общепринятой методики пока еще не предложено, что определяет актуальность диссертационного исследования.
1. Обзор ряда литературных источников по теме исследования.
2. Разработка программы проведения наблюдений за загрязнением приземного слоя атмосферного воздуха в г. Белгороде, выделение ключевых участков и пунктов наблюдений.
3. Проведение серии наблюдений на каждом из ключевых участков, систематизация полученных значений концентраций загрязняющих веществ.
4. Проведение анализа совокупности значений, полученных в ходе предыдущей задачи, выявление особенностей загрязнения приземного слоя атмосферы на каждом из ключевых участков под влиянием автотранспорта.
5. Обобщение полученных сведений, подведение итогов.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе
является загрязнение атмосферного воздуха.
Предметом исследования является пространственная динамика загрязнения приземного слоя атмосферного воздуха в г. Белгороде, его изменение в течение периода наблюдений на различных типах территорий города.
Материалами исследования послужили данные, полученные автором в ходе полевых наблюдений.
Методы исследования. В данной выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования: статистический, сравнительно-географический, метод полевых исследований и наблюдений.
Научная новизна и практическая значимость. На основе анализа данных, полученных в ходе наблюдений, создана информационная база экологического состояния атмосферного воздуха в г. Белгороде, выявлены закономерности и предложен методический подход оценки уровня загрязнения приземного слоя атмосферного воздуха.
Основные защищаемые положения: 1) Критический анализ
существующих методических подходов к оценке экологической ситуации в части атмосферного воздуха на территории крупных населенных пунктов. 2) Оценка экологической ситуации на территории г. Белгорода. 3) Закономерности формирования экологической ситуации в части атмосферного воздуха.
Этапы исследования и краткое содержание глав. Результаты теоретического этапа исследования представлены в первой главе, которая посвящена организации контроля качества атмосферного воздуха. Результаты методического этапа изложены во второй главе, где рассмотрены методы контроля качества атмосферного воздуха и опыт изучения загрязнения приземного слоя атмосферного воздуха. Результаты практического этапа исследования содержатся в третьей главе, в которой описана методика проведения наблюдений, изложен анализ полученных данных и обсуждение результатов.
Апробация работы. По теме диссертационного исследования была опубликована статья «Проблемы оценки экологического состояния воздуха» в журнале «Научные ведомости БелГУ. Серия: Естественные науки» (Полетаев А.О., Корнилов А.Г. Проблемы оценки экологического состояния воздуха // Научные ведомости БелГУ. Серия: Естественные науки. - 2017. - Т. 38. - № 4 (253). - С. 126-132.), и принята к печати редакцией журнала «Вестник УдГУ. Серия Биология. Науки о Земле» статья «Динамика загрязнения атмосферного воздуха в жилых зонах городских территорий на примере г.Белгорода».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе «Особенности загрязнения приземного слоя атмосферы в г. Белгороде под влиянием автотранспорта» были критически рассмотрены существующие теоретические, методические и прикладные аспекты изучения и оценки качества приземного слоя атмосферного воздуха в условиях городских территорий. Был выявлен ряд проблем, связанных с уровнем адекватности расчетных методов, в том числе с использованием общепринятых программ картографирования ГИС-технологий и предложена авторская программа целевых исследований.
В ходе выполнения практической части выпускной квалификационной работы был проведен сбор данных, содержащих сведения об уровнях содержания загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха в период с апреля по июнь и с сентября по октябрь 2017 года на ключевых участках, расположенных в разных частях г. Белгорода - в северной части (№1), центральной (№2) и южной (№3). Была проведен анализ результатов проведенных наблюдений, в ходе которого неоднократно было выявлено влияние скорости и направления ветра на концентрации загрязнителей приземного слоя атмосферного воздуха в отдельные дни проведения наблюдений.
Была проведена попытка получения оценочных значений загрязняющих веществ с помощью формулы для оценки концентрации окиси углерода (Бегма и др., 1984; Шаповалов, 1990), учитывающей ряд показателей, связанных как с погодными условиями, так и с особенностями городской планировки. Была проведена статистическая обработка полученных результатов, в результате которой были рассчитаны коэффициенты корреляции оценочных значений содержания загрязняющих веществ с фактическими значениями. Было выявлено, что достоверные коэффициенты корреляции имеют силы связи от средней до очень высокой, но с другой стороны их доля от общего числа коэффициентов корреляции не является достаточной, чтобы утверждать об эффективности применения формулы для получения оценки концентрации окиси углерода вблизи автомобильных дорог в данном исследовании.
Было проведено сопоставление значений фоновых содержаний загрязняющих веществ с официальными данными Росгидромета, в ходе которого было выявлено, что уровень усредненного фонового содержания оксида углерода практически соответствует средним значениям по данным Росгидромета, в отличие от оксида азота, диоксида азота и пыли, усредненное фоновое содержание которых ниже средних значений по данным Росгидромета в 2-7 раз (на основании данных документа «Обзор состояния загрязнения атмосферного воздуха в г. Белгороде за 2017 год»).
Было выявлено, что доля ПДКмр таких загрязнителей приземного слоя атмосферного воздуха, как оксид углерода, соединения свинца, наиболее высокая на ключевом участке №1, расположенном в северной части города, и составляет 0,41 и 0,16 ПДКмр соответственно. Содержание NO2 наиболее высокое на ключевом участке №3, расположенном в южной части города и составляет 0,2 ПДКмр. Содержание NO наиболее высокое на ключевых участках №1, №3 и составляет 0,03 ПДКмр. Содержание пыли приблизительно
одинаковое на всех ключевых участках и составляет 0,05 ПДКмр. Несмотря на то, что не наблюдалось превышение усредненного показателя ПДКмр по данным веществам, в отдельные дни проведения наблюдений отмечалось превышение ПДКмр по оксиду углерода в 1,5 раза и по диоксиду азота в 2,2 раза.



1. Андрианов В.А. Метод коррекции расчетных полей загрязнения воздуха выбросами автотранспорта с использованием данных мониторинга атмосферы: автореф. дисс. ... канд. техн. наук. - СПб, 2006. - 24 с.
2. Аннотация к книге «Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации: Охрана окружающей среды (Том 1)» [Электронный ресурс]. - URL: http://airspot.ru/library/book/ikao-prilozhenie-16-k-konventsii-o- mezhdunarodnoy-grazhdanskoy-aviatsii-ohrana-okruzhayuschey-sredy-tom-1 (дата обращения 27.01.2017).
3. Антропов К.М., Казмер Ю.И., Вараксин А.Н. Описание пространственного распределения загрязнения атмосферного воздуха промышленного центра методом Land Use Regression (обзор) // Экологические системы и приборы. - 2010. - № 1. - С. 28-41.
4. Антропов К.М. Математические модели загрязнения атмосферного воздуха мегаполиса и промышленного центра выбросами автотранспорта и промышленных предприятий: дис... канд. ф.-м. наук. - Екатеринбург, 2012. - 139 с.
5. Антропов К.М., Вараксин А.Н. Методология описания загрязнения атмосферного воздуха Екатеринбурга диоксидом азота методом land use regression // Гигиена и санитария. - 2013. - № 2. - С. 102-104.
6. Аргучинцева A.B., Аргучинцев В.К., Лазарь О.В. Оценка загрязнения воздушной среды автотранспортом // География и природные ресурсы. - 2009.
- № 1. - С. 131-137.
7. Венская конвенция об охране озонового слоя [Электронный ресурс].
- URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Венская_конвенция_об_охране_ озонового_слоя (дата обращения 27.01.2017).
8. Воздействие передвижных источников на качество атмосферного воздуха городов / О.С. Егорова, Э.В. Гоголь, Р.Р. Шипилова [и др.] // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - №16. - С. 71-74.
9. Волкодаева М.В. Научно-методические основы оценки воздействия автотранспорта на атмосферный воздух: автореф. дисс. ... д-ра техн. наук. - СПб, 2009. - 35 с.
10. Гордеев Л.Ю., Корнилов А.Г., Полетаев А.О. О влиянии автотранспорта на загрязнение атмосферного воздуха в горнопромышленных и селитебных районах региона КМА // Научные ведомости БелГУ. - 2015. - № 9 (206). - С. 168-175.
11. Дмитриев Е. А. Математическая статистика в почвоведении. - М.: Либроком, 2009.
12. Зиброва Н.В. Геоэкологическая оценка кумулятивного эффекта локального загрязнения приземного слоя воздуха: автореф. дисс. ... канд. геогр. наук. - Воронеж, 2005. - 23 с.
13. Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) [Электронный ресурс]. - URL: http://moreprom.ru/article.php?id=56 (дата обращения 18.05.2018).
14. Информация о целевой группе по химически активному азоту в составе рабочей группы по стратегиям и обзорам конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния Европейской Экономической Комиссии ООН [Электронный ресурс]. - URL: http://spb.sznii.ru/tfrn.html (дата обращения 27.01.2017).
15. Картограмма автомобилепотоков в «час пик» г. Белгорода 2016 г. УП «Белниипградостроительства» [Электронный ресурс]. - URL: http://irup.by/ (дата обращения 01.02.2018).
16. Киотский протокол [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Киотский_протокол (дата обращения 14.12.2017).
17. Миронов А.А. Изучение загрязнения атмосферного воздуха от автотранспортных потоков в условиях городских территорий: на примере города Чебоксары Чувашской Республики: автореф. дисс. ... канд. геогр. наук. - Чебоксары, 2009. - 14 с.
18. Новости высоких технологий. Исследования. Загрязнение воздуха убивает 5,5 миллиона человек в год [Электронный ресурс]. - URL: https://hi- news.ru/research-development/zagryaznenie-vozduxa-ubivaet-55-milliona-chelovek- v-god.html (дата обращения 26.01.2017).
19. Нуман Н.Л. Исследование и разработка методов регулирования загрязнения городского воздуха, вызванного автомобильным транспортом: автореф. дисс. ... канд. физ.-мат. наук. - СПб, 1996. - 12 с.
20. Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха отработавшими
газами автотранспорта [Электронный ресурс]. - URL:
https://studfiles.net/preview/1798671/page:6/ (дата обращения 01.02.2018).
21. Парижское соглашение (2015) [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Парижское_соглашение_(2015) (дата обращения 14.12.2017).
22. Полетаев А.О., Корнилов А.Г. Проблемы оценки экологического состояния воздуха // Научные ведомости БелГУ. Серия: Естественные науки. - 2017. - Т. 38. - № 4 (253). - С. 126-132.
23. Полуэктова М.М. Метод оценки загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом с использованием геоинформационных систем : автореф. дисс. . канд. техн. наук. - СПб, 2009. - 23 с.
24. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. РД 52.04.186-89. М.: Госкомгидромет СССР, 1991. - 693 с.
25. Сидоренко И.В. Совершенствование методологии комплексной оценки загрязнения воздушного бассейна крупного города для обоснования мониторинга и системы контроля: автореф. дисс. . канд. техн. наук. - Волгоград, 2008. - 20 с.
26. Система государственного мониторинга состояния и загрязнения
атмосферного воздуха [Электронный ресурс]. - URL:
http://refleader.ru/jgernajgejgebew.html (дата обращения 12.12.2017).
27. Словарь «Что есть что в мировой политике». Рамочная конвенция об изменении климата (РКИК ООН) [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.wehse.ru/cgi-bin/wpg/wehse_wpg_show_text_print.pKterm1304500755 (дата обращения 27.01.2017).
28. Смирнова И.В. Методология оценки достоверности и интерпретация результатов наблюдений за концентрациями примесей в атмосфере городов России: автореф. дисс. ... канд. геогр. наук. - СПб, 2007. - 20 с.
29. Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха"
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_22971/ (дата обращения 12.12.2017).
30. Филатова Е.Н. Моделирование загрязнения атмосферы по оперативным данным: автореф. дисс. ... канд. физ.-мат. наук. - СПб, 2005. - 20 с.
31. Якушев А.Б. Геоэкологическая оценка воздействия
автотранспортного комплекса на воздушный бассейн промышленно развитых городов Центрального Черноземья: автореф. дисс. ... канд. геогр. наук. - Воронеж, 2012. - 24 с.
32. A modeling the intraurban variability of ambient traffic pollution in Toronto, Canada / M. Jerrett, M.A. Arain, P. Kanaroglou [et al.] // J. Toxicol. Environ. Health. - 2007. - Vol. 70. - P. 200-212.
33. A review of land-use regression models to assess spatial variation of outdoor air pollution / G. Hoek, R. Beelen, K. Hoogh [et al.] // Atmos. Environ. - 2008. - Vol. 42. - P. 7561-7578.
34. Atmospheric dispersion modeling [Электронный ресурс]. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Atmospheric_dispersion_modeling (дата обращения 02.02.2017).
35. Canada-United States Air Quality Agreement [Электронный ресурс]. -
URL: https://www.ec.gc.ca/air/default.asp?lang=En&n=83930AC3-1 (дата
обращения 27.01.2017).
36. Committee on Air Quality Management in the United States [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nap.edu (дата обращения 18.05.2017).
37. Comparison of modeled traffic exposure zones using on-road air pollution measurements / M. Shaibal, S. Luther, B. Halley [et al.] // Atmospheric Pollution Research. - 2015. - Vol. 6 (1). - P. 82-87.
38. Convention on Long-Range Transboundary Air Pollution [Электронный
ресурс]. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Convention_on_Long-
Range_Transboundary_Air_Pollution (дата обращения 13.12.2017).
39. Cote I., Samet J., Vandenberg J.J. Air Quality Management: Local, Regional and Global Approaches // Journal of Toxicology and Environmental Health, Part A. - 2008. - Vol. 71. - P. 63-73.
40. Directive 2003/4/EC of the European Parliament and of the Council of 28 January 2003 on public access [Электронный ресурс]. - URL: https://eur- lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:32003L0004&from=EN (дата обращения 13.12.2017).
41. Effects of reduction in NOx on the NO2 levels in urban streets / F. Palmgren, R. Berkowicz, O. Hertel [et al.] // Sci. Total Environ. - 1996. - Vol. 189 (190). - P. 409-415.
42. Finding better ways to achieve cleaner air [Электронный ресурс]. - URL: https://www.aei.org/publications/pubic.21225/pub_detail.asp (дата обращения 18.05.2017).
43. Gemmer M., Xiao B. Air Quality Legislation and Standards in the European Union: Background, Status and Public Participation // Advances in Climate Change Research. - 2013. - Vol. 4. - P. 50-59.
44. Habermann M., Billgera M., Haeger-Eugensson M. Land use Regression as Method to Model Air Pollution. Previous Results for Gothenburg/Sweden // Procedia Engineering. - 2015. - Vol. 115. - P. 21-28.
45. High resolution multi-scale air quality modelling for all streets in Denmark / S. Jensen, M. Ketzel, T. Becker [et al.] // Transportation Research Part A. - 2017. - Vol. 52. - P. 322-339.
46. Jin Y., Andersson H., Zhang Sh. Air Pollution Control Policies in China: A Retrospective and Prospects // Int. J. Environ. Res. Public Health. - 2016. - Vol. 13. - P. 1219-1241.
47. Official CALPUFF Modeling System [Электронный ресурс]. - URL: http://www.src.com/ (дата обращения 03.02.2017).
48. Press conference: Pursuing green development [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.china. org.cn/china/2017-10/27/content_41802605_2 .htm (дата обращения 12.12.2017).
49. Same dream, different beds: Can America and China take effective steps to solve the climate problem? / J. Bi, O.R. Young, R. Costanza [et al.] // Glob. Environ. Chang. - 2014. - Vol. 24. - P. 2-4.
50. Study of ultrafine particles near a major highway with heavy-duty diesel traffic / Y. Zhu, W.C. Hinds, S. Kim [et al.] // Atmos. Environ. - 2002. - Vol. 36. - P. 4323-4335.
51. Support Center for Regulatory Atmospheric Modeling. Alternative
Models [Электронный ресурс]. - URL:
https://www3.epa.gov/scram001/dispersion_alt.htm#adms3 (дата обращения
02.02.2017).
52. Support Center for Regulatory Atmospheric Modeling. Preferred/Recommended Models [Электронный ресурс]. - URL: https://www3.epa.gov/scram001/dispersion_prefrec.htm#cal3qhc (дата обращения 03.02.2017).
53. The use of wind fields in a land use regression model to predict air pollution concentrations for health exposure studies / M.A. Arain, R. Blair, N. Finkelstein [et al.] // Atmos. Environ. - 2007. - Vol. 41. - P. 3453-3464.
54. Why Taking Immediate Action on Climate Change Is in China’s Self-Interest [Электронный ресурс]. - URL: http://www.huffingtonpost.com/justin-yifu- linZchina-climate-change_b_5908594.html (дата обращения 18.05.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ