Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МИССИОНЕРСКАЯ И ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ ПО СОЗДАНИЮ СЛАВЯНСКОГО АЛФАВИТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АГИОГРАФИИ И ПАЛЕОСЛАВИСТИКЕ

Работа №76379

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы172
Год сдачи2017
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
262
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ
НА СТАНОВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СЛАВЯНСКИХ АЛФАВИТОВ 33
§ 1. Система общего и высшего образования Византии во второй половине IX столетия 33
§ 2. Аудиторум как наглядный пример высшей школы Византии 46
§ 3. Обучение и образование славянских просветителей Кирилла и Мефодия 53
ГЛАВА II. МИССИОНЕРСКИЕ И ПАЛОМНИЧЕСКИЕ
ПОЕЗДКИ БРАТЬЕВ И ИХ РОЛЬ В РАСПРОСТРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ХРИСТИАНСКОЙ ИДЕИ 65
§ 1. Миссионерские и паломнические поездки и их характеристика 65
§ 2. Отправление византийским императором братьев в Багдадский халифат для ознакомления его жителей с христианской религией 72
§ 3. Приглашение хазарским каганом братьев для последующего выбора веры в Хазарском каганате 79
§ 4. Миссионерская деятельность братьев на Балканах 89
§ 5. Поездка братьев в Великую Моравию и Паннонию и ее значение для создания славянского алфавита 101
ГЛАВА III. ВЛИЯНИЕ «АЗБУЧНОЙ МОЛИТВЫ» НА
РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЛАВЯНСКОГО АЛФАВИТА В X-XI ВВ 109
§ 1. Становление «Азбучной молитвы» и ее характеристика 109
§ 2. Содержание азбучных стихов и их смысловое назначение 118
§ 3. Значение славянской азбуки в развитии грамотности в средневековых государствах Восточной Европы и в Киевской Руси 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 149
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность темы исследования. Как известно, язык и письменность - это часть этноса, показатель его жизнестойкости и принятия мировым сообществом. Создание славянской азбуки традиционно связывают с деятельностью византийских миссионеров-просветителей Кирилла и Мефодия. Во второй половине IX в. Кириллом была изобретена глаголица, на основе которой осуществлялись первые переводы церковной литературы для жителей Великой Моравии и Паннонии. В то же время на рубеже IX-X вв. в Первом Болгарском царстве возникла кириллица, образовавшаяся на основе синтеза греческого письма и элементов глаголицы.
Необходимо отметить, что солунские братья являются равноапостольными, и их вклад в религию и культуру признается равным божественному творению. Значение кирилло-мефодиевского культурного наследия трудно переоценить, оно заслужило признание и на территории тогдашней Древней Руси. Исследование просветительской деятельности солунских братьев проливает свет на многие моменты формирования славянской письменности и развития славянской культуры в целом.
С 1987 г. 25 мая был установлен государственный праздник День славянской письменности и культуры, и в этом году будет своеобразный юбилей. Данный праздник демонстрирует единение людей, использующих славянский алфавит в своей письменности. По мнению большинства исследователей, сегодня славянской азбукой кириллицей на планете пользуются около 3 миллионов человек, проживающих на различных континентах. При этом в настоящее время в относительно нестабильном мире бывшие республики СССР, в частности Украина и Киргизия, заявляют о своем желании перейти на латиницу.
Все эти обстоятельства в своей совокупности и свидетельствуют о необходимости комплексного изучения обстоятельств появления славянской письменности и роли в этом Кирилла и Мефодия.
Степень изученности проблемы. Необходимо отметить, что представленная исследовательская работа носит междисциплинарный характер, так как в рамках изучаемой темы задействованы многие науки и дисциплины - история, филология, палеославистика, вспомогательные исторические дисциплины (палеография, кодикология), богословские дисциплины (агиография). Подымаемая в исследовании проблема является актуальной для всех специалистов, причастных к упомянутым дисциплинам. Для филологов наиболее интересны аспекты создания славянских азбук, структура азбучных стихов и принципы их написания. Палеослависты также обращают свое внимание на итог деятельности Кирилла, Мефодия и их учеников в виде кириллицы и глаголицы, исследуют первые книги, написанные благодаря изобретенным славянским азбукам. К области палеографии относится исследование закономерностей развития графических форм букв славянского алфавита, определение авторства, времени и места создания памятников литературы, прослеживание эволюции славянских азбук. К области кодикологии относится изучение первых рукописных книг, написанных на кириллице, в частности ее ранней формой - уставом, а также исследование материальной стороны книг - бумага, переплет, украшения. Агиографам же наиболее интересны «Жития» Кирилла и Мефодия, исследование этих письменных источников производится ими сразу с нескольких позиций: историко-богословской, исторической, социально¬культурной и литературной.
В книге А.М. Буровского содержатся сведения об отношении религиозных властей к системе высшего образования Византии. Е.В. Уханова повествует в своей работе о процессе обучения Кирилла и Мефодия, особенно освещается ученый путь Кирилла: место его учебы, приобретенные им умения. Зарубежный автор А. Гийу освещает целый спектр аспектов, касающихся византийской высшей школы, в его работе исследуется функционирование Магнаврской школы и отношение богословских властей страны к высшему образованию. Труд Б.Н. Флори является одним из основных используемых для написания исследования, здесь рассматривается как общий исторический фон, так и даются конкретные сведения о получении солунскими братьями образования и влиянии его на их дальнейшую просветительскую деятельность. Ю.С. Рябцев в своем исследовании касается биографических сведений о Кирилле и Мефодии, повествует в какой семье они родились. И. Языкова исследует феномен иконоборчества и его влияние на систему образования Византии. В.В. Кучма посвятил свою работу биографии Льва VI Мудрого, являвшегося одним из умнейших правителей Византии за всю историю страны.
В работе были использованы статьи таких современных исследователей, как А.В. Ларионов, В.А. Бердинских, Ф. Эльдемуров.
А.В. Ларионов упоминает в работе о получении образования известным византийским деятелем Михаилом Пселлом. Автор В.А. Бердинских сообщает интересные сведения о жизни солунских братьев и о политических и культурных отношениях между византийцами и славянами. Ф. Эльдемуров в контексте развития византийской системы образования пишет о глубокой образованности Кирилла и Мефодия.
Таким образом, к исследованию миссионерской и паломнической деятельности Кирилла и Мефодия был привлечен наибольший массив используемых для написаний работы исторических трудов. Авторами одинаково подробно освещаются аспекты поездок просветителей в разные страны и общий исторический фон того времени.
Коснемся теперь монографий и статей, использованных для написания третьей главы «Влияние «Азбучной молитвы» на распространение славянского алфавита в X веке в странах Восточной Европы». К числу привлеченных буржуазных авторов относится В.Н. Щепкин . Исследователь касается особенностей такого литургического письменного шрифта, как устав, которым написано множество ранних славянских произведений.
В советский период вышли работы болгарского ученого К.М. Куева, Н.К. Гудзия, Д.С. Лихачева, И.И. Срезневского. Труд К.М. Куева содержит множество сведений о процессе создания и своеобразии «Азбучной молитвы». Н.К. Гудзий упоминает о деятельности ученика братьев Климента Словенского и о книжных центрах западной Болгарии X в. О деятельности древнерусских переводчиков, осуществлявших переводы иностранных книг, сообщает ряд сведений Д.С. Лихачев. Он повествует и о связи литературы Руси с литературой других славянских стран Восточной Европы. И.И. Срезневский упоминает о «Словопроизводном словаре», который содержал в числе прочего характеристику происхождения букв алфавита. К статьям советского периода относятся работы Ф.П. Сороколетова и Э.Г. Зыкова. В первом исследовании дается характеристика «Словопроизводного словаря», изданного во второй половине XVIII столетия Академией наук и обогатившего отечественную лексикографию. Во второй работе автор касается проблемы создания «Азбучной молитвы», ее авторства и общей специфики. Из уже упоминавшегося «Словаря книжников и книжности древней Руси» была взята заметка О.В. Творогова о специфике «Изборника Святослава» 1073 г.
Объектом исследования является миссионерско-просветительская деятельность Кирилла и Мефодия, во-первых, по созданию славянской азбуки и, во-вторых, по распространению христианской веры.
Предметом исследования является исторический фон исследуемого времени в странах Восточной Европы и Балканского полуострова, миссионерские поездки солунских братьев и их переводческая деятельность, знакомство их арабским письмом в Багдадском халифате и «русскими письменами» в «землях Хазарии», формирование и развитие славянской письменности в период деятельности Кирилла и Мефодия и их ближайших учеников.
Целью исследования является анализ деятельности святых равноапостольных просветителей Кирилла и Мефодия по созданию славянского алфавита согласно данным отечественной агиографии и палеославистики.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Всесторонне охарактеризовать систему общего и высшего образования Византии во второй половине IX столетия;
2. Рассмотреть структуру и функционирование Аудиторума как наглядного примера высшей школы Византии;
3. Произвести анализ процесса обучения и имевшегося образования славянских просветителей Кирилла и Мефодия;
4. Ознакомиться с понятием миссионерские и паломнические поездки, временем их появления, целями и результатами;
5. Дать характеристику последствий отправления византийским императором братьев в Багдадский халифат для ознакомления его жителей с христианской религией и «испытания веры»;
6. Проанализировать приглашение хазарским каганом братьев для последующего выбора веры в Хазарском каганате;
7. Охарактеризовать миссионерскую деятельность Кирилла и Мефодия на Балканском полуострове;
8. Исследовать поездку братьев в Великую Моравию и Паннонию и определить ее значение для создания славянского алфавита;
9. Дать характеристику становления «Азбучной молитвы» как классического примера акростиха;
10. Проанализировать содержание азбучных стихов и их смысловое назначение;
11. Выяснить значение славянской азбуки в развитии грамотности в средневековых государствах Восточной Европы и в Киевской Руси.
Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней впервые:
1) Исследована история эталона высшей школы Византии - Аудиторума, ставшего впоследствии Магнаврской школой, с момента основания до X столетия;
2) Проведено полномасштабное исследование деятельности солунских братьев по осуществлению миссионерских поездок, направленных на распространение христианской религии и формирование славянской письменности;
3) Каждая миссионерская поездка Кирилла и Мефодия подробно рассматривается в контексте того исторического фона, который был характерен для каждой изучаемой страны;
4) Дается подробнейшая характеристика «Азбучной молитвы» как одного из классических примеров акростихов, начиная от истории создания произведения до смыслового назначения азбучных стихов.
Практическая значимость работы. Материалы проведенного исследования могут быть использованы, во-первых, в процессе подготовки конспектов лекций для проведения уроков в общеобразовательной школе и проведения занятий в высших и среднеспециальных учебных заведениях. Во- вторых, информация работы может быть применена для подготовки тематических мероприятий, посвященных как Дню славянской письменности и культуры, так и истории появления и развития славянского алфавита. В - третьих, исследование может быть интересно всем тем, кто желает подробно ознакомиться с жизнью и миссионерской деятельностью равноапостольных просветителей Кирилла и Мефодия.
Источниковая база исследования. К исследованию были привлечены письменные и изобразительные источники. Охарактеризуем, прежде всего, источники письменные. Наиболее ценным источником по исследуемой теме являются так называемые «Жития». «Житие» - жанр церковной литературы, где описывается жизнь какого-то святого и творимые им благие деяния. Подобные литературные произведения были посвящены и жизни равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Так, в частности, «Пространное Житие Кирилла» рисует подробный жизненный путь талантливого просветителя, описывая его деяния. Сохранилось не менее 60 полных списков данного памятника литературы, датированных XV-XVIII вв. Авторство «Жития», точно не установлено, но оно точно появилось в среде ближайших учеников просветителя в промежутке между 869 г. и 882 г. Творение написано на 15 листах в 2 столбца и содержит фрагменты молитв, стихов и трактатов самого Константина Философа. «Пространное Житие Мефодия» в основном касается его пребывания на территории Великой Моравии, а также хорошо отражает социально-политический и религиозный фон того периода. Данное «Житие» было написано в Великой Моравии приблизительно в 885 г. одним из учеников Мефодия: либо Климентом Охридским, либо Гораздом, либо Константином Преславским. Сохранилось оно в 15 списках, самый древний из которых датирован концом XII - началом XIII вв. и помещен в «Успенский сборник» - древнерусскую пергаменную рукопись южнорусского происхождения, хранящуюся в собрании Государственного исторического музея.
Проблемно-хронологический метод позволяет с большой долей объективности отнестись к каждому моменту деятельности византийских просветителей Кирилла и Мефодия, а также расчленить исследуемую проблематику на ряд более узких и конкретных аспектов. Благодаря этому методу можно выявить причинно-следственные связи, проследить причины поведения разных исторических персонажей изучаемого времени, в частности правителей Багдадского халифата, Болгарии, Хазарии, Великой Моравии и Византийской империи.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В работе отмечается, что большинство жителей Византийской империи завершили процесс получения образования окончанием начальной школы, обучение в которой длилось 2-3 года. Для дальнейшей учебы требовались денежные средства, да и не все византийцы осознавали значимость глубокой образованности для повседневной жизни. Высшее образование получали в основном те, кто видел себя на государственной службе на важных должностях.
2. Классическим примером высшей школы Византии являлся созданный в V в. Аудиторум, возрожденный уже в IX в. в виде Магнаврской школы. Заведение находилось под личным контролем василевсов. Здесь работали такие деятели, как Лев Математик, Фотий. Считается, что в данной школе обучался Константин Философ (Кирилл).
3. К числу основных миссионерских поездок Кирилла и Мефодия являются визиты в Арабский халифат по приглашению правителя страны для «испытания веры», в «земли Хазарии», где братьями были крещены славянские представители, в Болгарию, где хан Борис в выборе государственной религии выбирал между Византией и Западной Европой, в Великую Моравию и Паннонию, где просветители совершали переводы богослужебных книг на славянский язык.
4. «Азбучная молитва», созданная Константином Преславским, является классическим образцом акростиха, написанного на основе букв славянского алфавита. Данное творение является молитвенным обращением автора после завершения своего труда (сборника проповедей) к Святой Троице и похвалой процессу крещения славянских народов.
5. Изобретение славянской азбуки повлияло на развитие грамотности народов Восточной Европы, в том числе и Древней Руси. Древнейшей формой кириллицы - уставом написаны многие рукописные книги, являющиеся ценными памятниками славянской письменности. На Руси таковыми являлись «Остромирово Евангелие», «Изборник Святослава» 1073 г. и другие книги.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложений. Во введении раскрывается актуальность темы, указываются цель и задачи исследования, степень изученности проблемы, объект и предмет исследования, хронологические и территориальные рамки исследования, анализ источников, практическая значимость, научная новизна и методологическая база. В первой главе, насчитывающей три параграфа, дается характеристика системы образования Византийской империи, как пример эталона высшей школы исследуется Аудиторум (впоследствии Магнаврская школа), исследуется процесс обучения Кирилла и Мефодия. Во второй главе, насчитывающей пять параграфов, дается характеристика миссионерства и паломничества в целом, подробно исследуются аспекты поездок солунских братьев в Багдадский халифат, Великую Моравию и Паннонию, Болгарию и земли Хазарского каганата. В третьей главе, насчитывающей три параграфа, обращено внимание на анализ «Азбучной молитвы», выяснение ее происхождения, состава и своеобразия, а также на выявление влияния появления славянской азбуки на развитие грамотности у славян, в том числе и в Древней Руси. В заключении делаются обобщающие выводы по всей работе. В приложения вынесены изображения, дающие визуальное представление об азбучных текстах и первых древнерусских рукописных книгах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании сведений, представленных в данной работе, посвященной миссионерским поездкам Кирилла и Мефодия и их деятельности по созданию славянского алфавита, можно сделать ряд заключительных выводов, подводящих итог проведенной исследовательской деятельности.
Во-первых, система образования Византии долгое время позволяла воспитывать высокообразованных, всесторонне развитых ученых людей, которые управляли либо государством, либо Церковью. Благодаря античному наследию и христианству, которое системно преподавалось с начальной и до вышей школы, выпускники, прошедшие все три этапа обучения, выходили высокообразованными управленцами и духовно богатыми людьми. Необходимо отметить, что большинство населения Византийской империи все же заканчивали процесс своего обучения на начальной школе. Продолжение образования требовало финансовых средств, которые имелись только у богатой прослойки общества. Покровительство школе, особенно высшей, оказывали сами императоры. Наиболее примечательным моментом в этом отношении является образование Магнаврской школы. Василевсы зачастую сами контролировали процесс набора преподавателей в высшие школы, привлекали для работы в них выдающихся деятелей науки и культуры.
Во-вторых, учебное заведение Аудиторум, или как его потом стали называть Магнавра, являлось эталоном высшей школы Византии. Оно находилось под патронажем самого византийского императора, забота которого зачастую была даже чрезмерной. Василевс контролировал даже процесс набора преподавателей. Тот факт, что в заведении сформировалась собственная закрытая корпоративная организация, уже сам по себе говорит о высоком уровне преподавания и высокой заинтересованности педагогического коллектива в плодотворном рабочем процессе. К деятельности Магнаврской школы были причастны такие выдающиеся деятели Византии, как Лев Математик, Фотий, Константин Философ (Кирилл). Христианизации не избежал и Аудиторум, но в отличие от стран Западной Европы, данному учебному заведению церковное влияние не наносило ощутимого вреда. Включение в образование элементов православия не помешало включению в эту систему античного наследия.
В-третьих, прекраснейшее образование, полученное солунскими братьями Кириллом и Мефодием, оказало благоприятнейшее воздействие на их просветительскую деятельность. Мефодий, являвшийся самым старшим из семерых братьев, благодаря своим способностям развил административную карьеру, став управителем одной из славянских областей Византии. Однако после завершения этой карьеры он постригся в монахи и сконцентрировался на интеллектуальной деятельности. На становление научного мировоззрения Кирилла огромное воздействие оказал ряд знаменитых личностей того времени. В начале ученого пути таковым являлся логофет Феоктист, приблизивший юношу к Императорскому Двору и предлагавший ему административную карьеру. Затем Константин стал членом научного кружка патриарха Фотия. Именно под его руководством юноша превратился в выдающегося филолога и полемиста. Пробыв некоторое время в должности хартофилакса, Константин встал во главе кафедры философии Магнаврской школы, после чего и получил свое прозвище Философ. Данная работа оказала немалое влияние на его дальнейшую просветительскую деятельность. В этой деятельности ему помогало также знание помимо греческого языка нескольких других языков: латинского, арабского, славянского и еврейского.
В-четвертых, для христианской веры понятия миссионерство и паломничество имеют огромное значение. Они расширяют круг религиозной паствы, укрепляют моральных дух верующих людей. Принятие христианства народами происходило благодаря деятельности миссионеров, ведущих пропаганду учения Христа за пределами своей родной страны. Традиция осуществления миссионерских и паломнических поездок существует уже давно. В прежние времена и те, и другие были сопряжены с риском для жизни, особенно это характерно для «внешних» миссий миссионерской деятельности. История сохранила немало случаев убийств миссионеров. Миссионеры не всегда исполняли лишь религиозную функцию. Порой они рассматривались правителями государств, пославшими этих людей на чужбину, как инструмент политического влияния и укрепления собственной власти над этими территориями.
В-пятых, выбор императорским советом участника диспута с багдадскими религиозными и светскими властями оправдал все ожидания. Константин Философ, несмотря на свой 24-летний возраст, с успехом выдержал все испытания, показав прекрасные знания в различных областях. Он никоим образом не обидел своих оппонентов, объясняя свои доводы без лишней эмоциональности. Его встретили с подобающим гостеприимством, о чем повествуют источники. Лишь некоторые фанатики попытались совершить неудавшееся покушение на жизнь Философа. Константин ознакомился с христианскими книгами, ранее переведенными на арабский язык. Данное знакомство не останется бесследным в дальнейшей деятельности философа, осуществившего многие переводы богослужебных книг на славянский язык.
В-шестых, хазарская миссия солунских братьев стала первой в списке их миссионерских поездок. В эту поездку они отправились не самостоятельно, а в составе византийского посольства, отправленного императором. Споры среди исследователей касаются и конкретного направления миссии братьев. Большинство ученых сходится во мнении, что события происходили в землях восточных славян, а не в самой Хазарии. Ряд историков считает, что первое крещение Руси произошло не в 980-е гг. при князе Владимире, а в 860-е гг. при князе Аскольде, правившем тогда в Киеве.
В-седьмых, Кирилл и Мефодий сыграли свою роль в христианизации Болгарии. Часть исследователей склоны полагать, что лично братья не могли принимать участия в крещении правителя Болгарии, так как заняты были в это время пребыванием в Великой Моравии. Болгарский правитель Борис после принятия христианства решил сблизиться с Византией, а не с Западной Европой. Болгарская церковь была разделена на епархии и поставлена под контроль византийских церковников. Данный факт приводил главу Болгарии к мысли о подготовке собственных священнослужителей и об обретении собственного национального богослужения. После смерти солунских братьев работу в Болгарии продолжили их ученики, изгнанные из Великой Моравии. Деятельность учеников была по достоинству оценена в самой Византии.
В-восьмых, моравская миссия Кирилла и Мефодия стала, пожалуй, наиболее важной из всех их поездок. Они были выбраны для участия в этой миссии самим византийским императором, который им безгранично доверял. Цели моравской миссии были выполнены. Братья показали местным славянам как вести богослужение на славянском языке. Это значительно укрепило позиции христианства в регионе. Кирилл и Мефодий подверглись козням европейских священников, доложивших Папе Римскому об их просветительской деятельности. Однако благодаря передаче главе римской церкви мощей святого Климента, братьям удалось отстоять свои позиции.
В-девятых, «Азбучная молитва» - первое стихотворное произведение славянской письменности. Написано оно было уже после смерти солунских братьев-просветителей. Авторство «Азбучной молитвы» большинством исследователей приписывается ученику святого Мефодия - Константину Преславскому. Версия о том, что создателем молитвы являлся Константин Философ, большого отклика в исследовательских кругах не нашла. «Азбучная молитва» представляет собой акростих, в котором заглавные буквы каждой строфы образуют алфавитный ряд. Это не первое подобное произведение. Известны многие акростихи, написанные на греческом языке. Считается, что прообразом молитвы стал «Алфавитарь» Григория Богослова. «Азбучная молитва» ныне известна примерно в 70 списках, самый ранний из которых датирован XII в. Первоначально произведение было помещено его автором в качестве предисловия к созданному в 894 г. «Учительному Евангелию». Впервые публикация молитвы состоялась в 1825 г. усилиями исследователя М.П. Погодина в качестве приложения к переведенной книге И. Добровского о просветительской деятельности Кирилла и Мефодия.
В-десятых, текст «Азбучной молитвы» обладает широчайшим своеобразием. Содержание молитвы отражает бытовавшие в IX-X вв. идеи христианизации и отображает процесс зарождения славянской письменности. Автор текста горд тем, что является продолжателем дела Кирилла и Мефодия. Наиболее известными вариантами «Азбучной молитвы» являются тексты, содержащиеся в сборнике, некогда принадлежавшем Никону и хранящемся в Патриаршей библиотеке, а также в сборнике середины XVII столетия, хранящемся в библиотеке МГУ. Оба текста являются хвалой Господу и прославлением христианизации и грамотности. Текст молитвы обладает огромной смысловой нагрузкой. Передать весь смысл того, что хотел донести до христианской паствы Константин Преславский, ему помогло умелое сочетание не только существительных, но и глаголов, прилагательных, местоимений, предлогов. На основе текста можно изучать синтаксис славянского языка IX-X вв.
В-одиннадцатых, появление кириллицы и глаголицы имело огромнейшее значение. Кирилл и Мефодий своей деятельностью способствовали развитию славянской грамотности. Благодаря им формировались славянские литературные языки: древнерусский, древнеболгарский и другие. Появление славянской письменности повлияло на формирование устава - своеобразного типа письма. Уставом написаны многие известные письменные источники, в частности знаменитое «Остромирово Евангелие». Со временем кириллица претерпела ряд изменений. Она упростилась, «отбросив» несколько букв. С позиций развития грамотности это обстоятельство имело позитивное значение. Однако с культурной точки зрения это все же некоторая потеря.



1. Азбучная молитва («Аз есмь свет миру») // Сборник слов и
описаний / Российская государственная библиотека. -URL:
http://search.rsl.ru/ru/record/01006566889(дата обращения: 14.12.2016).
2. Житие Мефодия // Успенский сборник XII-XIII вв. / Отв. ред. С.И. Котков. - М.: Наука, 1971. - С. 188-198.
3. Из ответов Папы Николая I на вопросы болгар о религии, быте и обычаях дохристианской Болгарии // Хрестоматия по истории южных и западных славян: учебное пособие для вузов. В 3 тт. Т. 1. Эпоха феодализма / Отв. ред. М.М. Фрейнберг. - Мн.: Изд-во «Университетское», 1987. - С. 46¬47.
4. Изборник великого князя Святослава Ярославовича 1073 года / предисл. Г. Карпова. - СПб.: Иждивением Т.С. Морозова, 1880. - 266 с.
5. Изображение иконы XVIII в. «Святые Кирилл и Мефодий» //
История России. Иллюстрированный путеводитель. - URL:
http://www.rumvi.com/products/ebook/история-россии-иллюстрированный- путеводитель/dc2b9603-8944-4deb-91fd-603dbb35645e/ preview/preview.html
(дата обращения: 12.01.2017).
6. Изображение стиха «Азбучной молитвы» («Аз есмь свет миру»). - URL: http://www.orthedu.ru/culture/slava/17-34/24-27.htm(дата обращения: 20.01.2017).
7. Изображение страницы текста «Азбучной молитвы». - URL: https://www.stihi.ru/pics/2012/08/16/3617.jpg(дата обращения: 11.01.2017).
8. Изображение текста «Азбучной молитвы» («Аз словом сим молюся Богу»). - URL: http://www.orthedu.ru/culture/ slava/17-34/24-27.htm (дата обращения: 20.01.2017).
9. Изображения страниц «Изборника Святослава» 1073 г. - URL: http ://ic. pics. livej ournal. com/mihail_shahin/24066160/510646/510646_original .jp g (дата обращения: 11.01.2017).
10. Краткое житие Кирилла (конец XIV - начало XV века) // Жития Кирилла и Мефодия / предисловие П. Динекова, Д.С. Лихачева. - М.: Книга; София: Наука и искусство, 1986. - С. 215-223.
11. Краткое житие Мефодия (начало XV века) // Жития Кирилла и Мефодия / предисловие П. Динекова, Д.С. Лихачева. - М.: Книга; София: Наука и искусство, 1986. - С. 224-232.
12. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновской летописью // Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению Археографической комиссией. В 24 тт. Т. IX. - СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1862. - 279 с.
13. Мысли, написанные одностишиями // Творешя иже во святыхъ отца нашего Григор1я Богослова, Арх1епископа Константинопольскаго. Томъ II. - СПб.: Изд-во П.П. Сойкина, 1910. - С. 231.
14. О правлении князей Ростислава и Святополка (из Фульдских анналов) // Хрестоматия по истории южных и западных славян: учебное пособие для вузов. В 3 тт. Т. 1. Эпоха феодализма / Отв. ред. М.М. Фрейнберг. - Мн.: Изд-во «Университетское», 1987. - С. 199.
15. Память и Житие блаженного учителя нашего Константина Философа, первого наставника славянского народа. - URL: http://www.pravoslavie.ru/59816.html(дата обращения: 11.10.2016).
16. Повесть временных лет // Хрестоматия по древней русской
литературе / Сост. Н.К. Гудзий. - М.: Государственное учебно¬
педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1952. - С. 3-30.
17. Повесть временных лет // Хрестоматия по древнерусской литературе / Сост.: М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. - М.: Высшая школа, 1985. - С. 4-26.
18. Пространное житие Кирилла // Родник Златострунный. Памятники болгарской литературы IX-XVII вв. / Сост.: И.И. Калиганов, Д.И. Полывянный. - М.: Художественная литература, 1990. - С. 110-126.
19. Пространное Житие Мефодия. - URL:
http://www.pravoslavie.ru/61732.html(дата обращения: 11.10.2016).
20. Святой Фотий Константинопольский. Беседа вторая на
нашествие россов. - URL: http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=
saeculum.vi_x.ph_03_0002 (дата обращения: 11.10.2016).
21. Фото Поклонного креста святому равноапостольному Кириллу и Мефодию в Белгороде. - URL: https://www.rutraveller.ru/place/66109(дата обращения: 12.12.2016).
22. Черноризец Храбр. О письменах. - URL:
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_529.htm(дата обращения: 12.10.2016).
II. Литература
23. Артамонов, М.И. История хазар / М.И. Артамонов. - Л.:
Издательство Государственного Эрмитажа, 1962. - 521 с.
24. Архимандрит Киприан (Керн). Золотой век святоотеческой письменности. Глава 3. Святой Василий Великий. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/zolotoj-vek-svjatootecheskoj- pismennosti/3(дата обращения: 13.07.2016).
25. Бартенев, С.А. Экономическая теория: учебник / С.А. Бартенев. - М.: Экономистъ, 2004. - 442 с.
26. Бенедиктов, Н.А. Русские святыни. - М.: Алгоритм, 2003. - 272 с.
27. Бердинских, В.А. О происхождении Кирилла и Мефодия, и отношениях между греческой и славянской церквами / В.А. Бердинских // Вопросы истории. - 2006. - № 4. - С. 155-162.
28. Бернштейн, С.Б. Константин-Философ и Мефодий /
С.Б. Бернштейн. - М.: Издательство Московского Университета, 1984. -
169 с.
29. Буровский, А.М. Царьград. 1000 лет величия / А.М. Буровский. - М.: Эксмо, 2013. - 512 с.
30. Васильев, А.А. История Византийской империи. В 2 тт. Т. 1 (Время до крестовых походов до 1081 г.) / А.А. Васильев. - СПб.: Алетейя, 2000. - 584 с.
31. Великие духовные пастыри России: учебное пособие / под ред.
А.Ф. Киселева. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - 496 с.
32. Воскобойников, В.М. Братья Кирилл и Мефодий: история повествования / В.М. Воскобойников. - М.: Молодая Гвардия, 1979. - 174 с.
33. Гаврюшин, Н.К. Византийская космология в XI веке / Н.К. Гаврюшин // Историко-астрономические исследования. Вып. XVI. - М.: Наука, 1983. - С. 327-338.
34. Гийу, А. Византийская цивилизация / А. Гийу. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 273 с.
35. Гудзий, Н.К. Литература Киевской Руси и украинско-русское литературное единение XVII-XVIII вв. / Н.К. Гудзий. - Киев: Наукова думка, 1989. - 376 с.
36. Гумилев, Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия / Л.Н. Гумилев. - М.: Азернешр, 1990. - 312 с.
37. Дворкин, А.Л. Очерки по истории Вселенской православной церкви. Курс лекций / А.Л. Дворкин. - Нижний Новгород, 2003. - URL: http://bib.social/hristianstvo_996/epoha-patriarha-fotiya-missiya-svv-kirilla- 52604.html(дата обращения: 11.09.2016).
38. Житенев, С.Ю. Религиозное паломничество в христианстве,
буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и
цивилизационные аспекты / С.Ю. Житенев. - М.: Индрик, 2012. - 704 с.
39. Зыков, Э.Г. Судьба Азбучной молитвы в древнерусской письменности / Э.Г. Зыков // Труды Отдела древнерусской литературы / под ред. А.С. Орлова. В 27 тт. T. XXVI. - Л.: Советский писатель, 1971. - С. 177-191.
40. Иванов, С.А.Византийское миссионерство: Можно ли сделать из «варвара» христианина? / С.А. Иванов. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 376 с.
41. Иевлева, З. Пособия для обучения родному языку в допетровской Руси / З. Иевлева // Народное образование в России. Исторический альманах.
- М.: Народное образование, 2000. - С. 24-35.
42. Иеромонах Никон. Начало христианства на Руси / Иеромонах Никон // Вопросы истории. - 1990. - № 6. - С. 36-56.
43. История книги / под ред. А.А. Говорова, Т.Г. Куприяновой. - М.: Светотон, 2001. - 400 с.
44. Каждан, А.П. Очерки истории Византии и южных славян / А.П. Каждан, Г.Г. Литаврин. - СПб.: Алетейя, 1998. - 342 с.
45. Казаков, С.В. Загадки и легенды русской истории / С.В. Казаков.
- Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 224 с.
46. Карсавин, Л.П. Святые отцы и учители Церкви / Л.П. Карсавин. -
URL: http://web.archive.org/web/20100513085644/http://mystudies.narod.ru/
library/k/karsavin/karsav 12 .htm (дата обращения: 12.10.2016).
47. Карташев, А.В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2 тт. Т. 1 / А.В. Карташев. - М.: Терра, 1993. - 685 с.
48. Кирилл и Мефодий: первоучители и просветители славянские / Сост. А.А. Евстигнеев. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 304 с.
49. Князев, А.С. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян / А.С. Князев. - Минск: Православная инициатива, 2004.
- 240 с.
50. Коковцов, П.К. Еврейско-хазарская переписка в Х в. / П.К. Коковцов - Л.: Типография АН СССР, 1932. - 173 с.
51. Кониский, Г. История руссов, или Малой России / Г. Кониский. - М.: Дзвш, 1846. - 320 с.
52. Копылов, А.Н. Кирилл И Мефодий / А.Н. Копылов // Современные гуманитарные исследования. - 2014. - № 2. - С. 14-20.
53. Котляр, Н.Ф. Древняя Русь и Киев в летописных преданиях и легендах / Н.Ф. Котляр. - К.: Наукова думка, 1986. - 160 с.
54. Краткая история Болгарии / Отв. ред. Г.Г. Литаврин. - М.: Наука, 1987. - 568 с.
55. Куев, К.М. Азбучная молитва в славянской литературе /
К.М. Куев. - София: Болгарская Академия наук, 1974. - 361 с.
56. Кузенков, В.П. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках / В.П. Кузенков // Древнейшие государства Восточной Европы. Проблемы источниковедения / под ред. Л.В. Столярова. - М.: Восточная литература, 2000. - С. 3-172.
57. Кузьмин, А.Г. Начало Руси. Тайна рождения русского народа / А.Г. Кузьмин. - М.: Вече, 2003. - 425 с.
58. Культура Византии. Вторая половина VII-XII в. / под ред. З.В. Удальцовой, Г.Г. Литаврина. - М.: Наука, 1989. - 461 с.
59. Курбатов, Г.Л. История Византии: От античности к феодализму: учебное пособие / Г.Л. Курбатов. - М.: Высшая школа, 1984. - 208 с.
60. Кучма, В.В. Лев VI Мудрый. Тактика Льва / В.В. Кучма. - СПб.: Алетейя, 2012. - 368 с.
61. Ламанский, В.И. Славянское житие св. Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник / В.И. Ламанский. - Пг., 1915. - 215 с.
62. Ларионов, А.В. Михаил Пселл как богослов и историк Церкви /
A. В. Ларионов // Мир Православия. Сб. статей. Вып. 6. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. - С. 45-46.
63. Лебедев, В.П. Святая Земля в ее прошлом и настоящем /
B. П. Лебедев. - М.: Сибирская благозвонница, 2013. - 794 с.
64. Левченко, М.В.История Византии: Краткий очерк /
М.В. Левченко. - М.; Л.: Соцэкгис, 1940. - 262 с.
65. Литаврин, Г.Г. Как жили византийцы / Г.Г. Литаврин. - СПб.: Алетейя, 2006. - 256 с.
66. Лихачев, Д.С. Возникновение русской литературы / Д.С. Лихачев.
- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. - 240 с.
67. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С. Лихачев.
- М.: Наука, 1979. - 376 с.
68. Лошиц, Ю. Кирилл и Мефодий / Ю. Лошиц. - М.: Молодая Гвардия, 2013. - 357 с.
69. Малышевский, И.И. Святые Кирилл и Мефодий / И.И. Малышевский. - М.: Литература, 2001. - 352 с.
70. Миссиология: учебное пособие / Отв. ред А. Гинкель. - М.: Миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2010. - 400 с.
71. Муравьев, А.Н. Путешествие по святым местам русским / А.Н. Муравьев. - М.: Книга, 1990. - 300 с.
72. Нигматуллина, Л.М. История создания славянской системы письма / Л.М. Нигматуллина, А.А. Скуратова // Молодой ученый. - 2014. - №17. - С. 606-613.
73. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. - М.: Педагогика, 1989. - 480 с.
74. Пересвет, А. Повести исконных лет. Русь до Рюрика / А. Пересвет. - М.: Вече, 2015. - 352 с.
75. Плетнева, С.А. Хазары / С.А. Плетнева. - М.: Наука, 1986. - 96 с.
76. Пчелов, Е.В. Как возник русский алфавит? / Е.В. Пчелов // Народное образование в России. Исторический альманах. - М.: Народное образование, 2000. - С. 13-23.
77. Рыбаков, Б.А. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи / Б.А. Рыбаков. - М.: АН СССР, 1963. - 362 с.
78. Рябцев, Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 272 с.
79. Савельева, Л.В. Славянская азбука: дешифровка и интерпретация первого славянского поэтического текста / Л.В. Савельева // Проблемы исторической поэтики. - 1994. - №3. - С. 12-31.
80. Самодурова, З.Г. Социальный состав учащихся в Византии VII¬XII вв. / З.Г. Самодурова // Византийский временник. - 1991. - Т. 52. - С. 35¬46.
81. Скрынников, Р.Г. История Российская IX - XVII вв. / Р.Г. Скрынников. - М.: Весь Мир, 1997. - 496 с.
82. Сороколетов, Ф.П. Русская лексикография в Академии наук / Ф.П. Сороколетов // Вопросы языкознания. - 1974. - № 6. - С. 19-31.
83. Срезневский, И.И. Русское слово: избранные труды: Учебное пособие для пед. ин-тов по спец. №2101 «Русск. яз. и лит.» / И.И. Срезневский. - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.
84. Творогов, О.В. Изборник 1073 г. // Словарь книжников и книжности древней Руси. Вып. I. (XI - первая половина XIV в.) / Отв. ред. Д.С. Лихачев. - Л.: Наука, 1987. - С. 102-103.
85. Толочко, П.П. Дворцовые интриги на Руси / П.П. Толочко. - СПб.: Алетейя, 2001. - 223 с.
86. Толочко, П.П. Древняя Русь. Очерки социально-политической истории / П.П. Толочко. - К.: Наукова думка, 1987. - 250 с.
87. Трендафилов, А. Житие Константина-Кирилла Философа / Х. Трендафилов // Словарь книжников и книжности древней Руси. Вып. I. (XI - первая половина XIV в.) / Отв. ред. Д.С. Лихачев. - Л.: Наука, 1987. - С. 93¬94.
88. Удальцова, З.В. Византийская культура / З.В. Удальцова. - М.: Наука, 1988. - 288 с.
89. Успенский, Б.А. История русского литературного языка (XI¬XVII вв.): учебное пособие / Б.А. Успенский. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 558 с.
90. Успенский, Ф.И. История Византийской империи. В 3 тт. Т. 1. Период Македонской династии (867-1057) / Ф.И. Успенский. - М.: Мысль, 1997. - 980 с.
91. Уханова, Е.В. У истоков славянской письменности / Е.В. Уханова. - М.: Муравей, 1998. - 240 с.
92. Флоря, Б.Н. Сказания о начале славянской письменности / Б.Н. Флоря. - СПб.: Алетейя, 2000. - 384 с.
93. Хабургаев, Г.А. Первые столетия славянской письменности и культуры: Истоки древнерусской книжности / Г.А. Хабургаев. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 184 с.
94. Черных, Е.А. Хазарская миссия Константина Философа: о возможной проповеди Кирилла и Мефодия у восточных славян / Е.А. Черных // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2014. - № 1. -
С. 64-74.
95. Шанова, З.К. Болгарские книжные школы и их роль в развитии письменности / З.К. Шанова // Цивилизационный процесс и взаимодействие национальных культур в Европе: место и роль славянства. Материалы международной научной конференции 30 мая 2006 года. - СПб., 2006. - С. 40-45.
96. Шапошников, А.Е. История чтения и читателя в России (IX¬XX вв.): Учебно-справочное пособие для библиотек всех систем и ведомств / А.Е. Шапошников. - М.: Изд-во Либерия, 2001. - 80 с.
97. Шумило, С. О «хазарской миссии» и Фотиевом Крещении Руси. К 1155-летию миссионерской деятельности святых Кирилла и Мефодия в Крыму / С. Шумило. - URL: http://www.n-jerusalem.ru/svjatye/text/335813.html(дата обращения: 11.09.2016).
98. Щепкин, В.Н. Русская палеография / В.Н. Щепкин. - М.: Наука, 1967. - 224 с.
99. Эльдемуров, Ф. Слово Константина Философа / Ф. Эльдемуров // Наука и религия. - 2007. - № 11. - С. 37-40.
100. Языкова, И. Иконоборчество и иконопочитание // Православие и мир / И. Языкова. - URL: http: pravmir.ru/ikonoborchestvo-i-ikonopochitanie(дата обращения: 16.05.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ