ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ 8
1.1. Теоретические подходы к изучению эмоционального выгорания у
студентов 8
1.2. Концепции саморегуляции поведения студентов в психологической науке 20
1.3. Особенности проявления эмоционального выгорания у студентов с
разным уровнем саморегуляции поведения 28
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 40
2.3. Программа, направленная на развитие саморегуляции поведения
студентов 62
2.4. Рекомендации по снижению уровня эмоционального выгорания у
студентов 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ 8
1.1. Теоретические подходы к изучению эмоционального выгорания у
студентов 8
1.2. Концепции саморегуляции поведения студентов в психологической науке 20
1.3. Особенности проявления эмоционального выгорания у студентов с
разным уровнем саморегуляции поведения 28
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 40
2.3. Программа, направленная на развитие саморегуляции поведения
студентов 62
2.4. Рекомендации по снижению уровня эмоционального выгорания у
студентов 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В последнее время начинает усиливаться интерес исследователей к проблеме достаточно широкого распространения синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) среди студентов. Уже в процессе обучения в вузе юноши и девушки совершают первые попытки реализации себя в профессиональной сфере, которые не всегда имеют положительный исход. Особенно ярко это проявляется у учащихся, сделавших выбор в пользу профессий типа «человек-человек». Период обучения на последних курсах вуза связан с прохождением студентами активной практики, близким знакомством с профессиональной деятельностью, интенсивным общением и взаимодействием учащихся. Иначе говоря, уже в период профессиональной подготовки студенты приобретают характерные черты, свойственные лицам, работающим по специальности. Также юношеский возраст связан с глобальной перестройкой ценностно-смысловой сферы, поиском учащимися различных путей самореализации. Все вышеперечисленное является источником сильных психоэмоциональных нагрузок. Таким образом, синдром эмоционального выгорания, начинает развиваться еще на студенческой скамье. Однако в психологической литературе, в большей степени, освещается проблема этого феномена в среде работающих специалистов, а не студентов, что позволяет говорить об актуальности темы данного исследования.
Одним из наиболее эффективных путей коррекции эмоционального выгорания является восстановление и активизация процессов саморегуляции. Вопросы, касающиеся саморегуляции поведения студентов, обладают теоретической и практической значимостью и входят в спектр актуальных проблем возрастной, педагогической психологии, психологии личности и других отраслей научного знания. Данная тема имеет непосредственную связь с решением задачи формирования личности, характеризующейся высоким уровнем социальной активности и продуктивной деятельностью.
Исследователь Г. Фрейденбергер ввел термин «синдром профессионального сгорания». Впоследствии данный феномен изучали и другие ученые. Г. Селье исследовал механизмы и фазы развития стресса. Такие авторы, как И. Аронсон и А. Пайнс, Д. Дирендонк, Х. Сиксма и В. Шауфели, С. Джексон и К. Маслач разработали факторные модели эмоционального выгорания. Б. Перлман и Е.. Хартман рассматривали данный феномен в рамках динамической модели. В.В. Бойко и М. Буриш изучали эмоциональное выгорание в контексте процессуальной модели.
Эмоциональному выгоранию у студентов уделяли внимание следующие ученые. С. Джекобс и Д. Додд обозначили факторы развития СЭВ у студентов. А. Chowb, Т. Hofkensa, Y.-Ch. Huang, Sh.-H. Lin, К. Salmela-Aroc, M.-T. Wanga описали академические и неакадемические причины СЭВ. Е.И. Кудрявцева рассматривала связь академической результативности и СЭВ. Е.Н. Басов, Г.К. Коротько, В.Н. Ниживенко, Д.А. Романов, О.А. Снимщикова изучали безопасность образовательной среды в контексте проблемы СЭВ. Е.В. Серкина и О.Н. Федиско исследовали причины СЭВ.
Проблему саморегуляции поведения изучали следующие ученые. Л.С. Выготский исследовал произвольную регуляцию действий и разнообразных психических процессов. Саморегуляция как проявление самосубъектных отношений рассматривалась В.К. Калиным. П.К. Анохин разработал теорию функциональной системы. Н.А. Бернштейн открыл принцип саморегуляции физиологических процессов. Психическая саморегуляция как способность человека к организации собственной активности изучалась К.А. Абульхановой-Славской. О.А. Конопкин, В.И. Моросанова и А.К. Осницкий разработали концепцию осознанной психической саморегуляции деятельности. Особенности саморегуляции личности изучались Ю.А. Миславским. Исследовательский интерес Л.Г. Дикой и А.О. Прохорова был посвящен особенностям регуляции психических состояний.
Саморегуляцию у студентов изучали следующие авторы. А.И. Иванова и З.Р. Рабаданова уделяли внимание развитию навыков саморегуляции. Н.Н. Биктина рассматривала связь саморегуляции и СЭВ. С.А. Корнеева исследовала особенности саморегуляции и профили латеральной организации. Саморегуляцию и самосознание изучала О.А. Черкашина. Исследовательский интерес Е.В. Толбатовой был посвящен саморегуляции и адаптации в вузе. Л.П. Кузнецова и Н.В. Элпис изучали саморегуляцию учебной деятельности и личностные особенности студентов.
В имеющихся на сегодняшний день исследованиях коррекция эмоционального выгорания, в большинстве случаев, реализуется путем развития навыков управления эмоциями. Преобладающая часть научных трудов посвящена изучению саморегуляции эмоциональных состояний, в то время как проблема саморегуляции поведения уходит на второй план, либо же она сопряжена с другими психологическими феноменами, не связанными с эмоциональным выгоранием. Так, возникает противоречие, заключающееся в том, что запросы практики относительно различных способов коррекции СЭВ не могут быть удовлетворены в полной мере, поскольку наблюдается дефицит научных исследований в области связи СЭВ с саморегуляцией поведения. Отсюда следует, что существует необходимость расширения диапазона возможностей коррекции эмоционального выгорания путем создания программ, направленных на повышение уровня саморегуляции поведения студентов. Таким образом, разработка проблемы, заявленной в теме нашего исследования, является актуальным направлением научной деятельности в контексте создания безопасной образовательной среды и сохранения психологического здоровья ее участников.
Проблема исследования: каковы особенности проявления эмоционального выгорания у студентов с разным уровнем саморегуляции поведения?
Цель исследования: выявить особенности проявления эмоционального выгорания у студентов с разным уровнем саморегуляции поведения.
Объект исследования: эмоциональное выгорание у студентов.
Предмет исследования: особенности проявления эмоционального выгорания у студентов с разным уровнем саморегуляции поведения.
Гипотеза: студенты с разным уровнем саморегуляции поведения имеют особенности проявления эмоционального выгорания, которые заключаются в разном уровне сформированности фаз эмоционального выгорания, обусловленном развитостью регуляторных процессов у студентов, а также в связи фаз и симптомов эмоционального выгорания с регуляторными процессами и регуляторно-личностными свойствами студентов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать степень теоретической разработанности проблемы особенностей проявления эмоционального выгорания у студентов с разным уровнем саморегуляции поведения.
2. Выявить особенности проявления эмоционального выгорания у студентов с разным уровнем саморегуляции поведения.
3. Разработать программу, направленную на развитие саморегуляции поведения студентов, и рекомендации по снижению уровня эмоционального выгорания у студентов на базе данных теоретического анализа и эмпирического исследования.
Теоретической основой исследования является процессуальная модель эмоционального выгорания В.В. Бойко, а также концепция осознанной саморегуляции деятельности О.А. Конопкина, В.И. Моросановой и А.К. Осницкого.
Методы исследования:
• организационные методы: теоретический анализ подходов к исследуемой проблеме;
• эмпирические методы: тесты; беседа, наблюдение;
• методы обработки данных: качественный анализ;
количественный анализ (H-критерий Краскела-Уоллиса и коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена);
• интерпретационные методы: структурное описание.
Методики:
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания
В.В. Бойко.
2. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ)
B. И. Моросановой.
3. Тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК)
C. Р. Пантелеева и В.В. Столина.
4. Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга в модификации Н.В. Тарабриной.
5. Беседа, наблюдение.
База исследования и характеристика выборки. Исследование проводилось на 3 и 4 курсах факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ». Выборка представлена 58 респондентами: 46 девушками, 12 юношами в возрасте от 19 до 23 лет.
Апробация. Результаты исследования были представлены на заседании кафедры общей и клинической психологии (2017, 2018 гг.), межвузовской научно-практической (очной) конференции (2018 г.), а также опубликованы в 3 научных статьях (2017, 2018 гг.).
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, включающего 96 наименований, 12 приложений, 8 таблиц и 8 рисунков. Объем работы составляет 85 страниц машинописного текста.
Одним из наиболее эффективных путей коррекции эмоционального выгорания является восстановление и активизация процессов саморегуляции. Вопросы, касающиеся саморегуляции поведения студентов, обладают теоретической и практической значимостью и входят в спектр актуальных проблем возрастной, педагогической психологии, психологии личности и других отраслей научного знания. Данная тема имеет непосредственную связь с решением задачи формирования личности, характеризующейся высоким уровнем социальной активности и продуктивной деятельностью.
Исследователь Г. Фрейденбергер ввел термин «синдром профессионального сгорания». Впоследствии данный феномен изучали и другие ученые. Г. Селье исследовал механизмы и фазы развития стресса. Такие авторы, как И. Аронсон и А. Пайнс, Д. Дирендонк, Х. Сиксма и В. Шауфели, С. Джексон и К. Маслач разработали факторные модели эмоционального выгорания. Б. Перлман и Е.. Хартман рассматривали данный феномен в рамках динамической модели. В.В. Бойко и М. Буриш изучали эмоциональное выгорание в контексте процессуальной модели.
Эмоциональному выгоранию у студентов уделяли внимание следующие ученые. С. Джекобс и Д. Додд обозначили факторы развития СЭВ у студентов. А. Chowb, Т. Hofkensa, Y.-Ch. Huang, Sh.-H. Lin, К. Salmela-Aroc, M.-T. Wanga описали академические и неакадемические причины СЭВ. Е.И. Кудрявцева рассматривала связь академической результативности и СЭВ. Е.Н. Басов, Г.К. Коротько, В.Н. Ниживенко, Д.А. Романов, О.А. Снимщикова изучали безопасность образовательной среды в контексте проблемы СЭВ. Е.В. Серкина и О.Н. Федиско исследовали причины СЭВ.
Проблему саморегуляции поведения изучали следующие ученые. Л.С. Выготский исследовал произвольную регуляцию действий и разнообразных психических процессов. Саморегуляция как проявление самосубъектных отношений рассматривалась В.К. Калиным. П.К. Анохин разработал теорию функциональной системы. Н.А. Бернштейн открыл принцип саморегуляции физиологических процессов. Психическая саморегуляция как способность человека к организации собственной активности изучалась К.А. Абульхановой-Славской. О.А. Конопкин, В.И. Моросанова и А.К. Осницкий разработали концепцию осознанной психической саморегуляции деятельности. Особенности саморегуляции личности изучались Ю.А. Миславским. Исследовательский интерес Л.Г. Дикой и А.О. Прохорова был посвящен особенностям регуляции психических состояний.
Саморегуляцию у студентов изучали следующие авторы. А.И. Иванова и З.Р. Рабаданова уделяли внимание развитию навыков саморегуляции. Н.Н. Биктина рассматривала связь саморегуляции и СЭВ. С.А. Корнеева исследовала особенности саморегуляции и профили латеральной организации. Саморегуляцию и самосознание изучала О.А. Черкашина. Исследовательский интерес Е.В. Толбатовой был посвящен саморегуляции и адаптации в вузе. Л.П. Кузнецова и Н.В. Элпис изучали саморегуляцию учебной деятельности и личностные особенности студентов.
В имеющихся на сегодняшний день исследованиях коррекция эмоционального выгорания, в большинстве случаев, реализуется путем развития навыков управления эмоциями. Преобладающая часть научных трудов посвящена изучению саморегуляции эмоциональных состояний, в то время как проблема саморегуляции поведения уходит на второй план, либо же она сопряжена с другими психологическими феноменами, не связанными с эмоциональным выгоранием. Так, возникает противоречие, заключающееся в том, что запросы практики относительно различных способов коррекции СЭВ не могут быть удовлетворены в полной мере, поскольку наблюдается дефицит научных исследований в области связи СЭВ с саморегуляцией поведения. Отсюда следует, что существует необходимость расширения диапазона возможностей коррекции эмоционального выгорания путем создания программ, направленных на повышение уровня саморегуляции поведения студентов. Таким образом, разработка проблемы, заявленной в теме нашего исследования, является актуальным направлением научной деятельности в контексте создания безопасной образовательной среды и сохранения психологического здоровья ее участников.
Проблема исследования: каковы особенности проявления эмоционального выгорания у студентов с разным уровнем саморегуляции поведения?
Цель исследования: выявить особенности проявления эмоционального выгорания у студентов с разным уровнем саморегуляции поведения.
Объект исследования: эмоциональное выгорание у студентов.
Предмет исследования: особенности проявления эмоционального выгорания у студентов с разным уровнем саморегуляции поведения.
Гипотеза: студенты с разным уровнем саморегуляции поведения имеют особенности проявления эмоционального выгорания, которые заключаются в разном уровне сформированности фаз эмоционального выгорания, обусловленном развитостью регуляторных процессов у студентов, а также в связи фаз и симптомов эмоционального выгорания с регуляторными процессами и регуляторно-личностными свойствами студентов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать степень теоретической разработанности проблемы особенностей проявления эмоционального выгорания у студентов с разным уровнем саморегуляции поведения.
2. Выявить особенности проявления эмоционального выгорания у студентов с разным уровнем саморегуляции поведения.
3. Разработать программу, направленную на развитие саморегуляции поведения студентов, и рекомендации по снижению уровня эмоционального выгорания у студентов на базе данных теоретического анализа и эмпирического исследования.
Теоретической основой исследования является процессуальная модель эмоционального выгорания В.В. Бойко, а также концепция осознанной саморегуляции деятельности О.А. Конопкина, В.И. Моросановой и А.К. Осницкого.
Методы исследования:
• организационные методы: теоретический анализ подходов к исследуемой проблеме;
• эмпирические методы: тесты; беседа, наблюдение;
• методы обработки данных: качественный анализ;
количественный анализ (H-критерий Краскела-Уоллиса и коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена);
• интерпретационные методы: структурное описание.
Методики:
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания
В.В. Бойко.
2. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ)
B. И. Моросановой.
3. Тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК)
C. Р. Пантелеева и В.В. Столина.
4. Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга в модификации Н.В. Тарабриной.
5. Беседа, наблюдение.
База исследования и характеристика выборки. Исследование проводилось на 3 и 4 курсах факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ». Выборка представлена 58 респондентами: 46 девушками, 12 юношами в возрасте от 19 до 23 лет.
Апробация. Результаты исследования были представлены на заседании кафедры общей и клинической психологии (2017, 2018 гг.), межвузовской научно-практической (очной) конференции (2018 г.), а также опубликованы в 3 научных статьях (2017, 2018 гг.).
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, включающего 96 наименований, 12 приложений, 8 таблиц и 8 рисунков. Объем работы составляет 85 страниц машинописного текста.
Проведенный нами теоретический анализ подходов показал, что существует целый спектр теоретических представлений о проблеме эмоционального выгорания. Нами были изучены различные факторные и процессуальные модели. Мы отдали предпочтение процессуальной модели В.В. Бойко, поскольку в данном подходе акцентируется внимание на индивидуальном проявлении эмоционального выгорания как синдрома, а также учитывается целый комплекс разнообразных факторов, влияющих на ухудшение психологического здоровья человека.
Анализ теоретических концепций позволил нам сделать вывод, что научные труды, посвященные изучению закономерностей, функций и структуры саморегуляции, можно распределить на несколько групп в зависимости от аспектов саморегуляции, которым ученые уделяют большее внимание. В данной работе мы придерживались концепции авторов, исследовательский интерес которых связан с изучением произвольной регуляции деятельности (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий). Такой выбор был обоснован преимуществом данного подхода, суть которого заключается в подробном описании структуры и критерия эффективности саморегуляции поведения с уточнением ее звеньев.
Наше эмпирическое исследование было направлено на выявление особенностей проявления эмоционального выгорания у студентов с разным уровнем саморегуляции поведения. Выборку составили 58 респондентов: 46 девушек, 12 юношей, - 3 и 4 курсов факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ» в возрасте от 19 до 23 лет.
Подводя итоги исследования, можно заключить, что фаза «резистенции» в выборке студентов является ведущей среди других как в стадии формирования эмоционального выгорания, так и уже в качестве сформировавшейся фазы. Относительно «сложившихся» симптомов доминирует «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «переживание психотравмирующих обстоятельств» и «редукция профессиональных достижений», что позволяет говорить о наличии выраженного сопротивления студентов нарастающему стрессу и высоком уровне угрозы психологическому здоровью учащихся. Основываясь на анализе данных о развитии индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля у опрошенных, можно сказать, что в студенческой выборке были обнаружены учащиеся, особенности саморегуляции которых оказывают сильное негативное влияние на эффективность учебной деятельности, продуктивность работы и успешность самостоятельной активности. У трети студентов отмечается наличие экстернального локуса контроля, что указывает на тенденцию перекладывать ответственность за свою жизнь на других людей или внешние обстоятельства, что также сказывается на саморегуляции поведения учащихся. Стоит отметить, что у половины студентов имеются трудности в адаптации к своему социальному окружению.
Математический анализ полученных данных показал, что существуют значимые различия в уровне развития эмоционального выгорания в фазах «резистенции» и «истощения» у студентов в зависимости от уровня развития «моделирования», а также в уровне развития эмоционального выгорания в фазе «истощения» в зависимости от уровня развития «программирования». Зафиксирована обратная связь между моделированием и фазами резистенции и истощения. Диагностирована обратная связь между «гибкостью» и симптомом «тревога и депрессия». Развитие такого регуляторного процесса, как «моделирование», отрицательно коррелирует с «неадекватным избирательным эмоциональным реагированием». Развитие процессов «моделирования» имеет обратную связь и с «расширением сферы экономии эмоций». Обратная связь симптома «расширение сферы экономии эмоций» обнаружена также с регуляторным процессом «оценивания результатов». Такой симптом, как «эмоциональный дефицит», имеет обратную связь с целым рядом регуляторных процессов: «планированием», «моделированием», «программированием», - а также с общим уровнем саморегуляции поведения. Выявлена прямая связь между регуляторно-личностными свойствами «самостоятельность» и «гибкость» и «эмоциональной отстраненностью». Симптом «личностная отстраненность» также положительно коррелирует с «самостоятельностью». Диагностирована обратная связь «психосоматических и психовегетативных нарушений» с «оцениванием результатов» и «гибкостью».
Таким образом, проведенное исследование позволило подтвердить предположение о том, что студенты с разным уровнем саморегуляции поведения имеют особенности проявления эмоционального выгорания, которые заключаются в разном уровне сформированности фаз СЭВ, обусловленном развитостью регуляторных процессов у учащихся, а также в связи фаз и симптомов СЭВ с регуляторными процессами и регуляторно-личностными свойствами студентов. На основе зафиксированных различий и выявленной системы корреляций была разработана программа, направленная на развитие саморегуляции поведения студентов, а также рекомендации по снижению уровня эмоционального выгорания у студентов. Результаты исследования могут быть применены на практике в рамках работы студенческой психологической службы (составление программ адаптации студентов, помощь кураторам учебных групп, организация внеаудиторных занятий учащихся и т.д.). Вместе с тем в процессе исследования возникли новые вопросы, требующие дальнейшего разрешения. Стоит отметить необходимость выявления соотношения таких понятий, как кризис «третьего курса» и «синдром эмоционального выгорания». Также исследовательский интерес вызывает углубленное изучение факторов развития СЭВ среди студентов, в частности роль преобразований в ценностно-смысловой сфере учащихся, обусловленных спецификой юношеского возраста, и значение особенностей процесса профессионального становления в вузе.
Анализ теоретических концепций позволил нам сделать вывод, что научные труды, посвященные изучению закономерностей, функций и структуры саморегуляции, можно распределить на несколько групп в зависимости от аспектов саморегуляции, которым ученые уделяют большее внимание. В данной работе мы придерживались концепции авторов, исследовательский интерес которых связан с изучением произвольной регуляции деятельности (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий). Такой выбор был обоснован преимуществом данного подхода, суть которого заключается в подробном описании структуры и критерия эффективности саморегуляции поведения с уточнением ее звеньев.
Наше эмпирическое исследование было направлено на выявление особенностей проявления эмоционального выгорания у студентов с разным уровнем саморегуляции поведения. Выборку составили 58 респондентов: 46 девушек, 12 юношей, - 3 и 4 курсов факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ» в возрасте от 19 до 23 лет.
Подводя итоги исследования, можно заключить, что фаза «резистенции» в выборке студентов является ведущей среди других как в стадии формирования эмоционального выгорания, так и уже в качестве сформировавшейся фазы. Относительно «сложившихся» симптомов доминирует «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «переживание психотравмирующих обстоятельств» и «редукция профессиональных достижений», что позволяет говорить о наличии выраженного сопротивления студентов нарастающему стрессу и высоком уровне угрозы психологическому здоровью учащихся. Основываясь на анализе данных о развитии индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля у опрошенных, можно сказать, что в студенческой выборке были обнаружены учащиеся, особенности саморегуляции которых оказывают сильное негативное влияние на эффективность учебной деятельности, продуктивность работы и успешность самостоятельной активности. У трети студентов отмечается наличие экстернального локуса контроля, что указывает на тенденцию перекладывать ответственность за свою жизнь на других людей или внешние обстоятельства, что также сказывается на саморегуляции поведения учащихся. Стоит отметить, что у половины студентов имеются трудности в адаптации к своему социальному окружению.
Математический анализ полученных данных показал, что существуют значимые различия в уровне развития эмоционального выгорания в фазах «резистенции» и «истощения» у студентов в зависимости от уровня развития «моделирования», а также в уровне развития эмоционального выгорания в фазе «истощения» в зависимости от уровня развития «программирования». Зафиксирована обратная связь между моделированием и фазами резистенции и истощения. Диагностирована обратная связь между «гибкостью» и симптомом «тревога и депрессия». Развитие такого регуляторного процесса, как «моделирование», отрицательно коррелирует с «неадекватным избирательным эмоциональным реагированием». Развитие процессов «моделирования» имеет обратную связь и с «расширением сферы экономии эмоций». Обратная связь симптома «расширение сферы экономии эмоций» обнаружена также с регуляторным процессом «оценивания результатов». Такой симптом, как «эмоциональный дефицит», имеет обратную связь с целым рядом регуляторных процессов: «планированием», «моделированием», «программированием», - а также с общим уровнем саморегуляции поведения. Выявлена прямая связь между регуляторно-личностными свойствами «самостоятельность» и «гибкость» и «эмоциональной отстраненностью». Симптом «личностная отстраненность» также положительно коррелирует с «самостоятельностью». Диагностирована обратная связь «психосоматических и психовегетативных нарушений» с «оцениванием результатов» и «гибкостью».
Таким образом, проведенное исследование позволило подтвердить предположение о том, что студенты с разным уровнем саморегуляции поведения имеют особенности проявления эмоционального выгорания, которые заключаются в разном уровне сформированности фаз СЭВ, обусловленном развитостью регуляторных процессов у учащихся, а также в связи фаз и симптомов СЭВ с регуляторными процессами и регуляторно-личностными свойствами студентов. На основе зафиксированных различий и выявленной системы корреляций была разработана программа, направленная на развитие саморегуляции поведения студентов, а также рекомендации по снижению уровня эмоционального выгорания у студентов. Результаты исследования могут быть применены на практике в рамках работы студенческой психологической службы (составление программ адаптации студентов, помощь кураторам учебных групп, организация внеаудиторных занятий учащихся и т.д.). Вместе с тем в процессе исследования возникли новые вопросы, требующие дальнейшего разрешения. Стоит отметить необходимость выявления соотношения таких понятий, как кризис «третьего курса» и «синдром эмоционального выгорания». Также исследовательский интерес вызывает углубленное изучение факторов развития СЭВ среди студентов, в частности роль преобразований в ценностно-смысловой сфере учащихся, обусловленных спецификой юношеского возраста, и значение особенностей процесса профессионального становления в вузе.
Подобные работы
- Склонность к эмоциональному выгоранию у сотрудников полиции с
разным уровнем саморегуляции
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Особенности эмоционального выгорания преподавателей вузов с разным уровнем личностной рефлексии
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА
СТУДЕНТАМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КОНФЛИКТНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯHИE СУБЪЕКТНОСТИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - Формирование уверенности в себе у студентов как условие развития эмоционального интеллекта
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4560 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ СПОРТСМЕНОВ
С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА
(НА ПРИМЕРЕ ЖЕНСКИХ БАСКЕТБОЛЬНЫХ КОМАНД)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ ЧУВСТВА ЮМОРА И СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Склонность к агрессивному поведению у сотрудников полиции с разной
степенью эмоционального выгорания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018



