ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ 8
1.1. Теоретические подходы к изучению эмоционального выгорания у
студентов 8
1.2. Концепции саморегуляции поведения студентов в психологической науке 20
1.3. Особенности проявления эмоционального выгорания у студентов с
разным уровнем саморегуляции поведения 28
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 40
2.3. Программа, направленная на развитие саморегуляции поведения
студентов 62
2.4. Рекомендации по снижению уровня эмоционального выгорания у
студентов 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В последнее время начинает усиливаться интерес исследователей к проблеме достаточно широкого распространения синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) среди студентов. Уже в процессе обучения в вузе юноши и девушки совершают первые попытки реализации себя в профессиональной сфере, которые не всегда имеют положительный исход. Особенно ярко это проявляется у учащихся, сделавших выбор в пользу профессий типа «человек-человек». Период обучения на последних курсах вуза связан с прохождением студентами активной практики, близким знакомством с профессиональной деятельностью, интенсивным общением и взаимодействием учащихся. Иначе говоря, уже в период профессиональной подготовки студенты приобретают характерные черты, свойственные лицам, работающим по специальности. Также юношеский возраст связан с глобальной перестройкой ценностно-смысловой сферы, поиском учащимися различных путей самореализации. Все вышеперечисленное является источником сильных психоэмоциональных нагрузок. Таким образом, синдром эмоционального выгорания, начинает развиваться еще на студенческой скамье. Однако в психологической литературе, в большей степени, освещается проблема этого феномена в среде работающих специалистов, а не студентов, что позволяет говорить об актуальности темы данного исследования.
Одним из наиболее эффективных путей коррекции эмоционального выгорания является восстановление и активизация процессов саморегуляции. Вопросы, касающиеся саморегуляции поведения студентов, обладают теоретической и практической значимостью и входят в спектр актуальных проблем возрастной, педагогической психологии, психологии личности и других отраслей научного знания. Данная тема имеет непосредственную связь с решением задачи формирования личности, характеризующейся высоким уровнем социальной активности и продуктивной деятельностью.
Исследователь Г. Фрейденбергер ввел термин «синдром профессионального сгорания». Впоследствии данный феномен изучали и другие ученые. Г. Селье исследовал механизмы и фазы развития стресса. Такие авторы, как И. Аронсон и А. Пайнс, Д. Дирендонк, Х. Сиксма и В. Шауфели, С. Джексон и К. Маслач разработали факторные модели эмоционального выгорания. Б. Перлман и Е.. Хартман рассматривали данный феномен в рамках динамической модели. В.В. Бойко и М. Буриш изучали эмоциональное выгорание в контексте процессуальной модели.
Эмоциональному выгоранию у студентов уделяли внимание следующие ученые. С. Джекобс и Д. Додд обозначили факторы развития СЭВ у студентов. А. Chowb, Т. Hofkensa, Y.-Ch. Huang, Sh.-H. Lin, К. Salmela-Aroc, M.-T. Wanga описали академические и неакадемические причины СЭВ. Е.И. Кудрявцева рассматривала связь академической результативности и СЭВ. Е.Н. Басов, Г.К. Коротько, В.Н. Ниживенко, Д.А. Романов, О.А. Снимщикова изучали безопасность образовательной среды в контексте проблемы СЭВ. Е.В. Серкина и О.Н. Федиско исследовали причины СЭВ.
Проблему саморегуляции поведения изучали следующие ученые. Л.С. Выготский исследовал произвольную регуляцию действий и разнообразных психических процессов. Саморегуляция как проявление самосубъектных отношений рассматривалась В.К. Калиным. П.К. Анохин разработал теорию функциональной системы. Н.А. Бернштейн открыл принцип саморегуляции физиологических процессов. Психическая саморегуляция как способность человека к организации собственной активности изучалась К.А. Абульхановой-Славской. О.А. Конопкин, В.И. Моросанова и А.К. Осницкий разработали концепцию осознанной психической саморегуляции деятельности. Особенности саморегуляции личности изучались Ю.А. Миславским. Исследовательский интерес Л.Г. Дикой и А.О. Прохорова был посвящен особенностям регуляции психических состояний.
Саморегуляцию у студентов изучали следующие авторы. А.И. Иванова и З.Р. Рабаданова уделяли внимание развитию навыков саморегуляции. Н.Н. Биктина рассматривала связь саморегуляции и СЭВ. С.А. Корнеева исследовала особенности саморегуляции и профили латеральной организации. Саморегуляцию и самосознание изучала О.А. Черкашина. Исследовательский интерес Е.В. Толбатовой был посвящен саморегуляции и адаптации в вузе. Л.П. Кузнецова и Н.В. Элпис изучали саморегуляцию учебной деятельности и личностные особенности студентов.
В имеющихся на сегодняшний день исследованиях коррекция эмоционального выгорания, в большинстве случаев, реализуется путем развития навыков управления эмоциями. Преобладающая часть научных трудов посвящена изучению саморегуляции эмоциональных состояний, в то время как проблема саморегуляции поведения уходит на второй план, либо же она сопряжена с другими психологическими феноменами, не связанными с эмоциональным выгоранием. Так, возникает противоречие, заключающееся в том, что запросы практики относительно различных способов коррекции СЭВ не могут быть удовлетворены в полной мере, поскольку наблюдается дефицит научных исследований в области связи СЭВ с саморегуляцией поведения. Отсюда следует, что существует необходимость расширения диапазона возможностей коррекции эмоционального выгорания путем создания программ, направленных на повышение уровня саморегуляции поведения студентов. Таким образом, разработка проблемы, заявленной в теме нашего исследования, является актуальным направлением научной деятельности в контексте создания безопасной образовательной среды и сохранения психологического здоровья ее участников.
Проблема исследования: каковы особенности проявления эмоционального выгорания у студентов с разным уровнем саморегуляции поведения?
Цель исследования: выявить особенности проявления эмоционального выгорания у студентов с разным уровнем саморегуляции поведения.
Объект исследования: эмоциональное выгорание у студентов.
Предмет исследования: особенности проявления эмоционального выгорания у студентов с разным уровнем саморегуляции поведения.
Гипотеза: студенты с разным уровнем саморегуляции поведения имеют особенности проявления эмоционального выгорания, которые заключаются в разном уровне сформированности фаз эмоционального выгорания, обусловленном развитостью регуляторных процессов у студентов, а также в связи фаз и симптомов эмоционального выгорания с регуляторными процессами и регуляторно-личностными свойствами студентов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать степень теоретической разработанности проблемы особенностей проявления эмоционального выгорания у студентов с разным уровнем саморегуляции поведения.
2. Выявить особенности проявления эмоционального выгорания у студентов с разным уровнем саморегуляции поведения.
3. Разработать программу, направленную на развитие саморегуляции поведения студентов, и рекомендации по снижению уровня эмоционального выгорания у студентов на базе данных теоретического анализа и эмпирического исследования.
Теоретической основой исследования является процессуальная модель эмоционального выгорания В.В. Бойко, а также концепция осознанной саморегуляции деятельности О.А. Конопкина, В.И. Моросановой и А.К. Осницкого.
Методы исследования:
• организационные методы: теоретический анализ подходов к исследуемой проблеме;
• эмпирические методы: тесты; беседа, наблюдение;
• методы обработки данных: качественный анализ;
количественный анализ (H-критерий Краскела-Уоллиса и коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена);
• интерпретационные методы: структурное описание.
Методики:
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания
В.В. Бойко.
2. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ)
B. И. Моросановой.
3. Тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК)
C. Р. Пантелеева и В.В. Столина.
4. Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга в модификации Н.В. Тарабриной.
5. Беседа, наблюдение.
База исследования и характеристика выборки. Исследование проводилось на 3 и 4 курсах факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ». Выборка представлена 58 респондентами: 46 девушками, 12 юношами в возрасте от 19 до 23 лет.
Апробация. Результаты исследования были представлены на заседании кафедры общей и клинической психологии (2017, 2018 гг.), межвузовской научно-практической (очной) конференции (2018 г.), а также опубликованы в 3 научных статьях (2017, 2018 гг.).
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, включающего 96 наименований, 12 приложений, 8 таблиц и 8 рисунков. Объем работы составляет 85 страниц машинописного текста.
Проведенный нами теоретический анализ подходов показал, что существует целый спектр теоретических представлений о проблеме эмоционального выгорания. Нами были изучены различные факторные и процессуальные модели. Мы отдали предпочтение процессуальной модели В.В. Бойко, поскольку в данном подходе акцентируется внимание на индивидуальном проявлении эмоционального выгорания как синдрома, а также учитывается целый комплекс разнообразных факторов, влияющих на ухудшение психологического здоровья человека.
Анализ теоретических концепций позволил нам сделать вывод, что научные труды, посвященные изучению закономерностей, функций и структуры саморегуляции, можно распределить на несколько групп в зависимости от аспектов саморегуляции, которым ученые уделяют большее внимание. В данной работе мы придерживались концепции авторов, исследовательский интерес которых связан с изучением произвольной регуляции деятельности (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий). Такой выбор был обоснован преимуществом данного подхода, суть которого заключается в подробном описании структуры и критерия эффективности саморегуляции поведения с уточнением ее звеньев.
Наше эмпирическое исследование было направлено на выявление особенностей проявления эмоционального выгорания у студентов с разным уровнем саморегуляции поведения. Выборку составили 58 респондентов: 46 девушек, 12 юношей, - 3 и 4 курсов факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ» в возрасте от 19 до 23 лет.
Подводя итоги исследования, можно заключить, что фаза «резистенции» в выборке студентов является ведущей среди других как в стадии формирования эмоционального выгорания, так и уже в качестве сформировавшейся фазы. Относительно «сложившихся» симптомов доминирует «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «переживание психотравмирующих обстоятельств» и «редукция профессиональных достижений», что позволяет говорить о наличии выраженного сопротивления студентов нарастающему стрессу и высоком уровне угрозы психологическому здоровью учащихся. Основываясь на анализе данных о развитии индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля у опрошенных, можно сказать, что в студенческой выборке были обнаружены учащиеся, особенности саморегуляции которых оказывают сильное негативное влияние на эффективность учебной деятельности, продуктивность работы и успешность самостоятельной активности. У трети студентов отмечается наличие экстернального локуса контроля, что указывает на тенденцию перекладывать ответственность за свою жизнь на других людей или внешние обстоятельства, что также сказывается на саморегуляции поведения учащихся. Стоит отметить, что у половины студентов имеются трудности в адаптации к своему социальному окружению.
Математический анализ полученных данных показал, что существуют значимые различия в уровне развития эмоционального выгорания в фазах «резистенции» и «истощения» у студентов в зависимости от уровня развития «моделирования», а также в уровне развития эмоционального выгорания в фазе «истощения» в зависимости от уровня развития «программирования». Зафиксирована обратная связь между моделированием и фазами резистенции и истощения. Диагностирована обратная связь между «гибкостью» и симптомом «тревога и депрессия». Развитие такого регуляторного процесса, как «моделирование», отрицательно коррелирует с «неадекватным избирательным эмоциональным реагированием». Развитие процессов «моделирования» имеет обратную связь и с «расширением сферы экономии эмоций». Обратная связь симптома «расширение сферы экономии эмоций» обнаружена также с регуляторным процессом «оценивания результатов». Такой симптом, как «эмоциональный дефицит», имеет обратную связь с целым рядом регуляторных процессов: «планированием», «моделированием», «программированием», - а также с общим уровнем саморегуляции поведения. Выявлена прямая связь между регуляторно-личностными свойствами «самостоятельность» и «гибкость» и «эмоциональной отстраненностью». Симптом «личностная отстраненность» также положительно коррелирует с «самостоятельностью». Диагностирована обратная связь «психосоматических и психовегетативных нарушений» с «оцениванием результатов» и «гибкостью».
Таким образом, проведенное исследование позволило подтвердить предположение о том, что студенты с разным уровнем саморегуляции поведения имеют особенности проявления эмоционального выгорания, которые заключаются в разном уровне сформированности фаз СЭВ, обусловленном развитостью регуляторных процессов у учащихся, а также в связи фаз и симптомов СЭВ с регуляторными процессами и регуляторно-личностными свойствами студентов. На основе зафиксированных различий и выявленной системы корреляций была разработана программа, направленная на развитие саморегуляции поведения студентов, а также рекомендации по снижению уровня эмоционального выгорания у студентов. Результаты исследования могут быть применены на практике в рамках работы студенческой психологической службы (составление программ адаптации студентов, помощь кураторам учебных групп, организация внеаудиторных занятий учащихся и т.д.). Вместе с тем в процессе исследования возникли новые вопросы, требующие дальнейшего разрешения. Стоит отметить необходимость выявления соотношения таких понятий, как кризис «третьего курса» и «синдром эмоционального выгорания». Также исследовательский интерес вызывает углубленное изучение факторов развития СЭВ среди студентов, в частности роль преобразований в ценностно-смысловой сфере учащихся, обусловленных спецификой юношеского возраста, и значение особенностей процесса профессионального становления в вузе.
1. Абдуллаева, М.М. Взаимосвязь локуса контроля с симптомами профессионального «Выгорания» учителей средних школ / М.М. Абдулаева // Вестник МГЛУ. - 2012. - №7 (640). - С.63-79.
2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / А.К. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1970. - 336 с.
3. Авдошина, А.В. Распространенность синдрома эмоционального выгорания в студенческой среде / А.В. Авдошина, О.В. Калмыкова,
А.Ю. Новоселова // Психологическое знание в контексте современности: теория и практика. Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции 17 февраля 2012 года, под общ. ред. Л.М. Попова, Н.М. Швецова. Йошкар-Ола. - 2012. - С. 3-7.
4. Авидон, И. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг / И. Авидон, О. Гончукова. - СПб: Речь, 2010. - 256 с.
5. Агапова, М.В. Социально-психологические аспекты
эмоционального выгорания и самоактуализация личности: дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.05 / М.В. Агапова. - Ярославль., 2004. - 22 с.
6. Айламазьян, А.М. Движение и становление личности / А.М. Айламазьян // Национальный психологический журнал. - 2017. - №2 (26). - С.73-84.
7. Анненкова, Е.А. Личностные детерминанты оценки тяжести трудных жизненных событий и выбора стратегий совладания / Е.А. Анненкова // Российский психологический журнал. - 2009. - №5. - С.49-51.
8. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П.К. Анохин. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 131 с.
9. Батоцыренов, В.Б. Понятие «Саморегуляция»: терминология и основные подходы / В.Б. Батоцыренов // Вестник ЗабГУ. - 2011. - №6. - С.67-72.
10. Бахчеева, Э.П. Подходы к исследованию саморегуляции в
современной психологии [Электронный ресурс]. URL:
http://www.rusnauka.com/4_SND_2013/Psihologia/7_124791.doc.htm (дата
обращения: 10.11.2017).
11. Безбородых, К.В. Психологические характеристики защитных механизмов студентов с разной степенью эмоционального выгорания / К.В. Безбородых, Е.Н. Шутенко // Интеграция современных научных исследований в развитие общества: сборник материалов Международной научно-практической конференции (28 - 29 декабря 2016 года). Том II - Кемерово: ЗапСибНЦ. - 2016 - С. 205-207.
12. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений / Н.А. Бернштейн. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2008. - 688 с.
13. Биктина, Н.Н. Изучение особенностей саморегуляции и синдрома эмоционального выгорания педагогов / Н.Н. Биктина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 236.
14. Бойко В.В. Энергия эмоций: взгляд на себя и на других
[Электронный ресурс]. - URL: http://log-in.ru/books/energiya-emocsiiy-v-
obshenii-boiyko-v-v-iskusstvo-obsheniya/ (дата обращения: 30.10.2017).
15. Бойко, В.В. Психоэнергетика. Краткий справочник / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 2008. - 416 с.
16. Бойко, В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 2009. - 278 с.
17. Болотова, А.К. Развитие идей саморегуляции в исторической ретроспективе / А.К. Болотова, М.М. Пурецкий // Культурно-историческая психология. - 2015. - Т. 11. - № 3. - С. 64—74.
18. Бороздина, Г.В. Психология и этика делового общения: учебник и практикум / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. — М.: Издательство Юрайт,
2014. - 463 с.
19. Буянкина, М.А. Феномен психического выгорания и возможности его коррекции у сотрудников дошкольного учреждения / М.А. Буянкина,
B. В. Онуфриева // European journal of education and applied psychology. - 2015. -№1. - С.64-70.
20. Вачков, И.В. Введение в профессию психолог / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников // Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,
2015. - 528 с.
21. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков // Психотехники: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Ось-89», 2008. - 256 с.
22. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - Издательский дом "Питер", 2013. - 338 с.
23. Водопьянова, Н.Е., Современные подходы к превенции синдрома
выгорания / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова,
Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой,
C. А. Игумнова. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. - С. 235-249.
24. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. - 325 с.
25. Галстян, А.Г. Распространенность основных факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний среди лиц молодого возраста /
А.Г. Галстян // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2013. - №4. - С.11-13.
26. Гасанова, Р.Р. Личностные качества, особенности, факторы саморегуляции субъекта учебно-профессиональной деятельности / Р.Р. Гасанова // Проблемы современного образования. - 2010. - №2. - С.84-89.
27. Глазачев, О.С. Психосоматическое здоровье студентов-медиков: возможности коррекции на основе оптимизации образовательных технологий / О.С. Глазачев // Социально-экологические технологии. - 2011. - №1. - С. 63¬78.
28. Голубева, Ю.А. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий. ФГОС / Ю.А. Голубева, М.Р. Григорьева, Т.Ф. Илларионова. - Издательство: Учитель, 2017. - 196 с.
29. Гордиевская, Н.А. Стабилизация когнитивных и
психофизиологических процессов в результате занятий аутогенной тренировкой / Н.А. Гордиевская, А.Ю. Гордиевский // СНВ. - 2014. - №2 (7). - С.21-23.
30. Горшков, Е.А. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников / Е.А. Горшков, В.И. Косоногова // Молодой ученый. - 2015. — №23.2. — С. 51-55.
31. Гредюшко, О.П. Эмоциональное выгорание преподавателей высшей школы / О.П. Гредюшко // Вестник ТГГПУ. - 2009. - №17-18. - С.29¬
34.
32. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для развития креативности: учебно-методическое пособие / А.Г. Грецов. — СПб.: НИИ физической культуры, 2006. — 43 с.
33. Грецов, А.Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции /
А.Г. Грецов // Учебно-методическое пособие. Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. — СПб.: НИИ физической культуры, 2006. — 44 с.
34. Гунзунова, Б.А. Психокоррекция эмоционального выгорания и развитие навыков саморегуляции у педагогов / Б.А. Гунзунова // Вестник КемГУ. - 2016. - №2 (66). - С.76-80.
35. Гунзунова, Б.А. Теоретические подходы к исследованию саморегуляции произвольной активности субъекта деятельности /Б.А. Гунзунова // Вестник БГУ. - 2010. - №5. - С.3-7.
36. Диагностика эмоционально-нравственного развития: практикум по психодиагностике / под ред. И.Б. Дермановой. - СПб.: Речь, 2002. - 171 с.
37. Дикая Л.Г. Психологическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход) / Л.Г. Дикая. - М.: Институт психологии РАН, 2003. - 318 с.
38. Дикая, Л.Г. От саморегуляции к субъектной регуляции личности в профессиональной деятельности / Л.Г. Дикая // Психология совладающего поведения. - Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2007. - С. 246-247.
39. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология [Электронный ресурс]. - URL: http://padaread.com/?book=20876&pg=1 (дата обращения: 2.11.2017).
40. Занковский, А.Н. Психология деловых отношений: Учебно-методический комплекс / А.Н. Занковский. - М.: Изд. центр ЕОАИ, 2008. - 384 с.
41. Зелеева, В.П. Творческое самоопределение студентов в условиях курса «Основы психодрамы» / В.П. Зелеева // Вестник КазГУКИ. - 2013. - №4-1. - С.86-90.
42. Зобков, А.В. Саморегуляционные особенности студента субъекта
учебной деятельности /А.В. Зобков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика. - 2010. - №2. - С.250-254.
43. Иванов, А.И. Формирование устойчивости у студентов педагогического вуза к эмоциональному выгоранию / А.И. Иванов, З.Р. Рабаданов // Вестник РМАТ. - 2016. - №1. - С.57-62.
44. Иванова, Ю.Б. Особенности синдрома эмоционального выгорания у экстерналов и интерналов на примере педагогов / Ю.Б. Иванова,
А.М. Павлова // Психология сегодня: материалы XI региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов, 16-17 апреля 2009 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - С. 86-88.
45. Казанцева, Т.А. Взаимосвязь личностного развития
профессионального становления студентов-психологов / Т.А. Казанцева, Ю.Н. Олейник // Психологический журнал. - 2002. - №6. - С. 51-60.
46. Калин, В.К. Классификация волевых качеств / В.К. Калин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. - Симферополь: Союз, 1983. - 280 с.
47. Кацеро, А.А. Подходы к трактовке саморегуляции в психологии / А.А. Кацеро, А.В. Кобзарь // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — М.: Буки- Веди, 2014. — С. 10-12.
48. Кашапов, М.М. Взаимосвязь локуса контроля с компонентами личности спортсмена / М.М. Кашапов, Т.В. Огородова, В.Б. Токарева // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 5. - С. 178 - 183.
49. Князев, В.Н. Современное состояние проблемы эмоционального выгорания в психологической науке / В.Н. Князев, К.А. Ремизова // Вестник ГУУ. - 2017. - С. 181-189.
50. Козьмина, Л.Б. Самоотношение и самооценка как предикторы психологического благополучия личности студентов-психологов / Л.Б. Козьмина // ИСОМ. - 2013. - №1. - С. 193-197.
51. Колесникова, Е.И. Личностные и ценностные аспекты саморегуляции субъектов образовательного процесса в вузе / Е.И. Колесникова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - 2012. - №1. - С.9-26.
52. Конопкин, О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. — 2008. — № 3. — С. 22-34.
53. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. - 1995. - №1. - С. 5-12.
54. Корнеева, С.А. Особенности процессов саморегуляции у студентов с разными профилями латеральной организации / С.А. Корнеева // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2011. - №3. - С.87-98.
55. Коротько, Г.К. Диагностика безопасности образовательной среды на основе современных математических методов / Г.К. Коротько [и др.] // Ученые записки университета Лесгафта. - 2017. - №2 (144). - С.106-110.
56. Крылова, Н.Н. Самоотношение и саморегуляция студента: феноменология и плоскости пересечения понятий / Н.Н. Крылова // Вестник ПензГУ. - 2014. - №1 (5). - С.25-30.
57. Кудрявцева, Е.И. Психологическая цена академической результативности / Е.И. Кудрявцева // Психологическая служба университета: реальность и перспективы. Материалы научно-практической конференции. - М.: НИУ ВШЭ. - 2017. - С. 145-149.
58. Кузнецова, Л.Э. Индивидуально-стилевые особенности
саморегуляции учебной деятельности и личность студента: теоретический анализ проблемы / Л.Э. Кузнецова, Н.В. Элпис // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1261-1263.
59. Кулыгина, И. В. Повседневный копинг: операциональные средства и комплексы саморегуляции психических состояний субъекта / И.В. Кулыгина, А.О. Прохоров // Психология совладающего поведения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. — 426 с.
60. Кустова, В.В. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у студентов-социальных педагогов: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / В.В. Кустова. - Иркутск, 2007. - 24 с.
61. Ларин, Н.А. К вопросу современного исследования эмоционального выгорания / Н.А. Ларин // Наука молодых - Eruditio Juvenium. - 2015. - №4. - С. 116-120.
62. Маралов, В.Г. Готов ли студент-психолог быть психологом? /
В.Г. Маралов, Т.П. Маралова // Психология в вузе. - 2011. - № 1. - С. 71-86.
63. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Практикум по социальной психологии / К. Маслач. — СПб.: Питер, 2011. — 432 с.
64. Матвеева, В.В. К вопросу использования современной телесно-ориентированной психотерапии в медицине и психологии / В.В. Матвеева, К.А. Енин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. Спецвыпуск ч. 2. - 2015. - С.241-245.
65. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь, 4-е изд., дополн. и испр. / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. — М.: АСТ, СПб.: Прайм- Еврознак, 2008. — 868 с.
66. Милованова, С.Р. Проблемы и способы коррекции синдрома выгорания / С.Р. Милованова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца. - 2014. — С. 116-118.
67. Миславский, Ю.А. Природа и структура системы саморегуляции и
активности личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01 /
Ю.А. Миславский. - М.: ПИ РАО, 1991. - 39 с.
68. Миславский, Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Ю.А. Миславский. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.
69. Михайлова, О.Б. Диагностика синдрома «Выгорания» в профессиональной деятельности / О.Б. Михайлова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2006. - №2. - С.96-98.
70. Модели эмоционального выгорания [Электронный ресурс]. - URL: http://psyfactor.org/personal/personan2-01.htm (дата обращения: 1.11.2017).
71. Морозова, С.В. Психология делового общения: учебное пособие /
С.В. Морозова, Л.П. Паршукова, А.И. Постовалова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 134 с.
72. Моросанова, В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности / В.И. Моросанова // Вопросы психологии. - 2004. - № 1. - С.121-127.
73. Моросанова, В.И. Диагностика саморегуляции человека /
B. И. Моросанова, И.Н. Бондаренко. - М.: Когито-Центр, 2015. — 304 с.
74. Моросанова, В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека / В.И. Моросанова // Вестник Московского университета. - Серия 14: Психология. - 2010. - №1. -
C. 36-45.
75. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции /
B. И. Моросанова. - М.: Наука, 2001. - 191 с.
76. Огнерубов, Н.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей и студентов медицинских вузов / Н.А. Огнерубов, Е.Б. Карпова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2017. - №1. - С.222-232.
77. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. - М: Сфера, 2002. - 512 с.
78. Осницкий, А.К. Аспекты исследования осознанной саморегуляции и функциональной асимметрии мозга / А.К. Осницкий, С.А. Корнеева // Научный результат. Серия «Педагогика и психология образования». - 2015. - №1 (3). - С.31-39.
79. Осницкий, А.К. Индивидуальные различия процессов
саморегуляции у студентов ВУЗа с разными профилями латеральной организации / А.К. Осницкий, С.А. Корнеева // Вестник университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2011. - №14. -
C. 96-99.
80. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности / А.О. Прохоров. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 352 с.
81. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.1. Система работы психолога с детьми / Е.И. Рогов. - М.: Изд-во ВЛАДОС, 2008. — 384 с.
82. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. - М.: Наука, 2002. - Т. 23. № 3. - С. 85-95.
83. Рочев, В.П. Связь между фазами синдрома эмоционального выгорания и уровнями успеваемости у студентов ВУЗ / В.П. Рочев, Л.В. Крашевский // Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 1. - Уфа: АЭТЕРНА, 2018. - С. 211-214.
84. Самойлова, А.А. Важность саморегуляции для профилактики эмоционального выгорания / А.А. Самойлова // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 350-351.
85. Сигида, Е.А. Рефлексивно-контекстная модель формирования компетентности бакалавров / Е.А. Сигида, И.Е. Лукьянова // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2012. - №2. - С.82-86.
86. Стадии эмоционального выгорания [Электронный ресурс]. - URL: http://psyfactor.org/personal/personal17-11.htm (дата обращения: 2.11.2017).
87. Толбатова, Е.В. Развитие саморегуляции эмоциональных
состояний у студентов как фактор адаптации в вузе / Е.В. Толбатова // Проблемы социально-психологической адаптации детей и молодежи в условиях модернизации российского образования: материалы всерос. науч.- практ. конф., Белгород, 19-20 окт. 2011 г. НИУ БелГУ / под ред. Л.Н. Волошина, Л.В. Годовникова, В.В. Гребнева. - Белгород. - 2011. -
С. 221-224.
88. Федина, Л.В. Особенности выраженности компонентов самоактуализации у студентов различных специальностей / Л.В. Федина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2016. - №2 (25). - С.65-70.
89. Федиско, О.Н. Эмоциональное выгорание студентов как психологическая проблема / О.Н. Федиско, Е.В. Серкина // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XV Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2018. - С. 215-217.
90. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
91. Филина, С.В. Как «не сгореть» на работе / С.В. Филина // Вестник практической психологии образования. — 2005. — № 2 (3). — С. 58-62.
92. Филина, С.В. Коррекция и профилактика синдрома выгорания / С.В. Филина // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. - С. 249-265.
93. Фурманов, И.А. Основы групповой психотерапии. Учебное пособие / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. - Минск «Тесей», 2004. - 256 с.
94. Черенева, Е.А. Теоретические основы проблемы саморегуляции предметной деятельности и поведения / Е.А. Черенева // Вестник БГУ. - 2010. - №5. - С.7-11.
95. Черкашина, О.А. Формирование механизмов саморегуляции студентов в процессе учебной деятельности / О.А. Черкашина // Ученые записки РГСУ. - 2010. - №3. - С.181-185.
96. Шутенко, Е.Н. Самореализация студентов в современном вузе как гуманитарная проблема социализации молодежи / Е.Н. Шутенко // ПНиО. - 2014. - №1 (7). - С.149-152.