ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ 6
1.1 Сущность и характеристика социально-психологического
климата 6
1.2 Основные показатели социально-психологического климата в
коллективе 19
1.3 Подходы к формированию благоприятного социально-психологического климата в коллективе 21
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 27
2.1 Характеристика деятельности Департамента образования
Белгородской области 27
2.2 Анализ системы управления персоналом в Департаменте
образования Белгородской области 33
2.3 Оценка уровня организации управленческой деятельности по
формированию социально-психологического климата в коллективе 39
ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ ДЕПАРТАМЕНТА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 48
3.1 Мероприятия по совершенствованию состояния социально-психологического климата в коллективе 48
3.2 Обоснование эффективности предлагаемых мероприятий 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его последствиями, тесно связаны многие острые проблемы социально-психологического климата коллектива.
Психологический климат прежде всего, отражает состояние внутренних взаимоотношений в коллективе. Это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, которая возникает на основе симпатии, интересов и общих целей людей в коллективе. На психологический климат влияют разные факторы: состояние экономики; деятельность органов самоуправления, различных общественных организаций; характер формальных и неофициальных организационных структур; индивидуальные особенности всего коллектива; характер руководства.
В современных условиях развития организаций, когда Россия осуществляет переход к инновационной экономике, эффективность деятельности любой организации определяется большим количеством факторов, как внешних, так и внутренних. Несомненно, внешние факторы оказывают влияние на экономическое развитие организации, но также необходимо учитывать и воздействие внутренних факторов, которые организация может контролировать и приспосабливать для достижения своих целей. Прежде всего, это формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Условия, в которых сотрудники взаимодействуют, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. Это санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Нестабильность экономического состояния организации, финансовые трудности и так далее не способствуют поддержанию хорошего социально-психологического климата, так как руководитель значительно больше времени вынужден уделять не человеческому общению и функциям управления персоналом, а непосредственно производству, маркетингу, финансам, т.е. другим функциям.
Огромное значение имеет и характер взаимоотношений между сотрудниками, то настроение, которое доминирует в рабочей группе. Для обозначения психологического состояния группы используются такое понятие как «социально-психологический климат».
Когда ведут речь о социально-психологическом климате (СПК) коллектива, подразумевают следующее:
- совокупность социально-психологических характеристик группы;
- преобладающий и устойчивый психологический настрой
коллектива;
- характер взаимоотношений в коллективе;
- интегральная характеристика состояния коллектива.
Нестабильность экономического состояния организации, финансовые трудности и так далее не способствуют поддержанию хорошего социально-психологического климата, так как руководитель значительно больше времени уделять не человеческому общению и функциям управления персоналом, а непосредственно производству, маркетингу, финансам, т.е. другим функциям.
На основании противоречия и проблемы появилась тема дипломной квалификационной работы: социально-психологический климат в коллективе.
Объект исследования - Департамент образования Белгородской области.
Предмет исследования - состояние социально-психологического климата в Департаменте образования Белгородской области.
Цель исследования - разработка мероприятий по совершенствованию состояния социально-психологического климата в коллективе Департамента образования Белгородской области.
Задачи исследования:
1. Проанализировать аспекты формирования социально-психологического климата в коллективе;
2. Проанализировать состояние социально-психологического климата в коллективе Департамента образования Белгородской области;
3. Предложить мероприятия по совершенствованию социально¬
психологического климата в коллективе и обосновать их эффективность.
Теоретическая основа исследования. Проблемами социально-психологического климата в коллективе занимались такие авторы как: В.В. Бойко, Р.Х. Шакуров, В.Р. Веснин, А.И. Донцов, А.Г. Королев, В.Н. Панферов, К.К. Платонов, Е.С. Кузьмин и другие.
Е.С. Кузьмин считал, что понятие психологического климата отражает характер взаимоотношений между людьми, в которых преобладает тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.
Р.Х. Шакуров рассматривает социально-психологический климат с двух его сторон: психологической, которая раскрывается в волевых, эмоциональных, интеллектуальных состояниях и свойствах группы; социально-психологической, которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования, как самостоятельного объединения людей.
Социально-психологический климат - это всегда межличностные отношения, они же и являются его показателем. В отечественной психологической литературе широко использовалось это понятие, а так же и другие синонимичные «морально-психологический климат», «психологический климат», «эмоциональный климат», «моральный климат». В современном мире постоянно растет интерес к явлению психологического климата коллектива. Актуальность темы в том, что возросли требования к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Совершенствование социально-психологического климата - это задача раскрытия социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полного образа жизни людей в коллективе. Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда.
Теоретическую основу работы составляют труды следующих авторов: А.Я. Кибанов, В.В. Музыченко, М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, В.Р. Веснина, П.Э. Шлендера, А.Н. Сухова, О.И. Жданова, Дж. Гринберга и др.
Методы исследования:
1) Анализ документов;
2) Анкетирование;
3) Метод количественной и качественной обработки данных;
4) Метод оценки эффективности предлагаемых мероприятий.
Структура исследования состоит из ведения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В заключении необходимо отметить, что цель написания данной работы достигнута посредством выполнения поставленных перед нами задач.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены понятие сущности социально-психологического климата, пути его совершенствования, так же были разработаны необходимые мероприятия, предложенные для улучшения социально-психологического климата в Департаменте образования Белгородской области.
Итак, социально-психологический климат - это относительно устойчивый эмоциональный настрой, который складывается в коллективе, в процессе деятельности через общение между собой членов коллектива. От него зависит многое: характер отношений по вертикали и горизонтали, а так же он формирует отношение к труду, к условиям труда, регулирует взаимоотношения и т.п.
Социально-психологический климат является показателем зрелости коллектива и включает такие черты развитого коллектива как целеустремленность, удовлетворенность трудом, сплоченность.
Полученные данные из результатов исследования обозначили основные направления работы руководителя, необходимые для оптимизации благоприятного социально-психологического климата в коллективе:
- улучшение взаимоотношений в коллективе;
- развитие системы мотивации и стимулирования труда работников;
- тренинги для работников по улучшению психологического состояния коллектива.
Так же, мы выполнили поставленные перед нами задачи, а именно:
1. Проанализировали аспекты формирования социально-психологического климата в коллективе Департамента образования Белгородской области.
2. Выявили состояние социально-психологического климата в коллективе Департамента образования Белгородской области.
3. Предложили мероприятия по улучшению состояния социально-психологического климата в коллективе, а так же обосновали их эффективность.
Применили методы исследования: проанализировали документы, провели анкетирование, осуществили метод количественной и качественной обработки данных и оценили эффективность предлагаемых мероприятий.
Мы выяснили, что приведенные нами рекомендации повысят уровень состояния социально-психологического климата и поспособствуют улучшению экономических показателей в работе коллектива.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, поставленные задачи решены.
1. Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: учеб. пособие для вузов / Г.В. Атаманчук. - М.: Академический проект; Культура, 2013. 328 с
2. Беляцкий Н.П. Управление персоналом / Н.П. Беляцкий и др. - Мн.: Интерпрес-сервис, 2013. 294 с.
3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других /
B. В. Бойко. - М.: Наука,2012. 154 с.
4. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.М. Мотивация и контроль действий. - М, 2014. 68 с.
5. Веснин В.Р. Управление персоналом: учебное пособие / В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2016. 240 с.
6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2016. 670 с.
7. Внутрифирменное обучение // Управление персоналом. №10. 2002.
C. 39-43.
8. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2001.
9. Груздева, Е. В. Женщина на рынке труда [Текст] / Е. В. Груздева, Л. С. Ржаницына, З. А. Хоткина // Общественные науки и современность. - 2012. - № 3. - С. 178-184.
10. Журавлёв П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников. - Екатеринбург: Деловая книга, 2013. 232 с.
11. Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности / В.Г. Каменская. - М.: Академия, 2012. С. 52¬
54.
12. Квасова, И. И. Социология культуры [Текст] / И. И. Квасова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 224 с
13. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: учеб пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. 301 с.
14. Краснов, М. Н. Вопросы профессионализма служащих органов местного самоуправления в современных условиях [Текст] / М.Н. Краснов // Политическое управление: теория и практика. - М. : Наука, 2011. - С. 242¬247.
15. Кларин М.В. Корпоративный тренинг от А до Я / М.В. Кларин. - М.: Дело, 2000. 116 с.
16. Конфликтология: учебник / под. ред. В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002.
17. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель / Р.Л. Кричевский. - М., 1996.
18. Линчевский Э.Р. Контакты и конфликты: общение в работе руководителя / Э.Р. Линчевский. - М.: Экономика, 2000.
19. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М,
2011.
20. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2002. 704 с.
21. Мишурова И.В., Кутерев П.В. Управление мотивацией персонала: учеб. - практ. пособие. - М.; Ростов: МарТ, 2003. 224 с.
22. Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М.: «Бизнес - школа «Интел - синтез»», 2000. 228 с.
23. Морозов А.В. Деловая психология: учебник для студентов высших учебных заведений. Издание 3-е дополненное и переработанное / А.В. Морозов. - М.: Академический проект, 2005. 1040 с.
24. Музыченко В.В. Управление персоналом. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 528 с.
25. Немов Р.С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива. - М.: Знание, 2014. 64 с.
26. Обозов И.Н. Межличностные отношения. - Л.: Наука, 2009.
27. Орел В.Е., Шемет И.С. Исследование влияния содержания деятельности на удовлетворенность трудом. // Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. - Ярославль, 2013. С. 109-116.
28. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.:
Политиздат, 2010.
29. Парыгин Д.Б. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. - Л.: Наука, 1981. 192 с.
30. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. - Л.: ЛГУ, 1990. 181 с.
31. Полушкина, И.Н. Производительность труда и рабочее время: динамика и взаимообусловленность в современной экономике [Текст] / И.Н. Полушкина, А.С. Удалов, Н.А. Удалова.- ред. журнала «Экономика и предпринимательство» (Москва), 2015. - С. 185-190
32. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - М.: Речь, 2002. 284 с.
33. Психологический словарь. - М.: Педагогика, 2013. С. 154-155.
34. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под. ред. С.А. Боровиковой, Т.П. Водолазсковой. - СПб.: Издательство С-Пб ун-та, 1991. 151 с.
35. Рочев, К.В. Мотивация, хронометраж, эффективность работы [Текст] / К.В.. Рочев, П. В. Кожевников.- LAPLAMBERT, 2014. - С. 8-13.
36. Самыгин С.И., Зайналавидов М.С., Макиев З.Г., Обухов Д.В. Основы управления персоналом. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. 244 с.
37. Социальная психология: учеб. пособие / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. 600 с.
38. Синк С. Управление производительностью: планирование,
измерение и оценка, контроль и повышение. - М., 1989.
39. Стуль Я.Е. Руководитель и коллектив. - Челябинск, 1976. 120 с.
40. Тейлор, Ф. Принципы научного менеджмента [Текст] / Ф. Тейлор. -
2011.
41. Туровец, О. Организация производства и управление предприятием
[Текст] / О. Туровец, Валентина Родионова, В. Попов, Владимир Родинов, Ю.Анисимов, И. Борисенко, Михаил Бухалков, Ю. Наймарк, С. Воронин. -
Инфра-М, 2011. - 512с
42. Управление персоналом / под ред. профессора П.Э. Шлендера. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005. 320 с.
43. Управление персоналом: учебник для ВУЗов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2007. 412 с.
44. Фатхутдинов, Р.А. Организация производства: учебник [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. -Моства:ИНФРА .- М, 2013.-544с.
45. Физиологические и психические основы труда. - М.: Политиздат, 1974. 98 с.
46. Хабирова, А.И. Влияние нормирования труда и трудового законодательства на организацию рабочего времени персонала предприятий [Текст] / А.И. Хабирова, А.А. Рабцевич. - ООО «Издательство молодой ученый», 2013. - С. 402-404.
47. Хартанович К.В., Краев В.Н. Основы менеджмента: учебное пособие. - М.: Академический Проект; Трикста. 2006. 268 с.
48. Хорошавина, У.В. Классификация затрат рабочего времени [Текст] / У.В. Хорошавина. - Республиканская научно-техническая библиотека, 2016.
49. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом. [Текст] - М.: ЮНИТИ,
2012. - 544 с.
50. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом на предприятии: Учеб. пособие для вузов. [Текст] - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 544 с.
51. Чижов Н.А. Кадровые технологии. [Текст] - М.: «Экзамен», 2010.-449 с.
52. Шакуров Р.С. Социально-психологические основы управления: руководитель и коллектив. - М.: Просвещение, 1990. с. 93.
53. Шапиро, С.А. Мотивация и стимулирование персонала / С.А. Шапиро. - М.: ГроссМедиа, 2013. - 126 с
54. Шахова В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности. Учебное пособие. [Текст] - М: ООО «Вершина», 2012. - 334 с.
55. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Уч.-практич. пособие. [Текст] - М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синтез, 2012. - 543 с.
55. Экономика труда: (социально-трудовые отношения)/Под ред.
Н.А.Волгина, Ю.Г. Одегова. - М.: Издательство " Экзамен", 2003. - 736с.
56. http: //krskr. ikso. orgZa history.html
57. http://www.socioego.ruZteoriya/istochZzanc/
58. http: //www.beluno. ru/activities/action-plans. html
59. https: //www. hr-director.ru/motivation
60. http://motivtrud.ru/PCost/motpers.html
61. http://www.m-bo.ru/motivacija-truda-personala.php