Введение 3
1 Теоретико-методологические основы изучения досуга современной молодежи 7
1.1 Теоретические аспекты изучения молодежного досуга 7
1.2 Функции, принципы, формы досуга молодёжи 13
2 Шопинг как одна из форм досуга современной молодежи 18
2.1 Теория поколений и ее влияние на досуговые тенденции в молодежной среде 18
2.2 Понятие шопинга 23
2.3 Особенности шопинга как формы досуга 26
3 Социологический анализ шопинга как специфической формы досуга современной
молодежи (на материалах социологического исследования) 32
3.1 Эмпирическое исследование шопинга как специфической формы досуга
современной молодежи 32
3.2 Выводы и рекомендации по результатам исследования 50
Заключение 51
Список литературы 53
Приложение А 57
Программа социологического исследования 57
Методологический раздел 57
Методический раздел 60
Приложение Б 62
Анкета
Настоящее время характеризуется высокой технической оснащенностью быта, гаджетизацией и компьютеризацией основных (или практически всех) сфер деятельности. Урбанизация и постиндустриализация стали основой для формирования одного из наиболее интересных и многоаспектных феноменов современного мира: трансформация простого приобретения товаров в шопинг.
Американские ученые С. Ливингстон и П. Люнт разделяют два понятия для которых не существует прямого перевода на русский язык: «doingshopping» и «goingshopping». «Doingshopping» является таким видом осуществления покупок, при котором потребитель относится к самому процессу, приобретения товара как к необходимой задаче, к рутинному действию, не доставляющему удовольствия. В противоположность ему «Goingshopping» подразумевает под собой «прогулку» по магазинам в свое удовольствие, когда человек присматривает какие-то вещи, не обязательно покупая их . И, это как раз и говорит о том, что для некоторых лиц, шопинг является своего рода досуговой составляющей, а для некоторых выполняет исключительно практическую функцию, без доставления удовольствия.
Г. Е. Зборовский отмечает, что в современном российском обществе, резко усилилась ориентация на потребление как доминирующую ценность значительной части населения . То есть стремление к потребительскому образу жизни и шопингу как доминирующему виду деятельности в его структуре демонстрируются повсеместно, с широким использованием телевидения, глянцевых журналов и иных СМИ.
Этот вид деятельности может за короткий промежуток времени стать для отдельной личности и зависимостью, и почти единственным средством получения позитива. Причиной тому можно считать, в частности, расширение и коммерциализацию пространства досуга, усиление значения символической составляющей досуга, влияние идеологии «принудительного потребления», в связи с личностными психологическими и социальными проблемами человека, такими как: низкая самооценка, скучная жизнь, стресс, психологические травмы детства и многое другое. В условиях, когда объектом потребления становится абсолютно все без исключения — товары, услуги, отношения, чувства, впечатления, когда другие формы досуга мало доступны, а потребности не слишком развиты и остаются под влиянием материальных ценностей, шопинг, скорее всего, становится определенным фаворитом времяпровождения у отдельной части молодежи. Иными словами, шопинг, в своей основе являясь видом простой бытовой деятельности, на самом деле отличается высокой степенью влияния на уровень эмоциональности, коммуникативности и произвольности человека. Учитывая выраженную сущностную динамичность и высокую степень влияния на эмоции человека, следует отметить, что исследование этого понятия и явления современности обретает особую актуальность, особенно в молодежной среде. Как правило, вся молодежная культура в целом ассоциируется прежде всего с досугом и отдыхом. Молодежь можно определить, как «поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет».
Молодежь, обладая таким социальными характеристиками, как восприимчивость к инновациям, максимализм, изменчивость ценностей, склонность к подражательству и другие, конструирует собственные стили и образы потребления, активно вовлекается в разнообразные потребительские практики.
И, если рассматривать шопинг как одну из специфических форм досуга, то можно сказать, что для некоторых молодых людей он может превратиться в хобби, увлекательное развлечение и способ проведения досуга, что и следует выяснить в результате проведения социологического исследования.
Состояние проблемы в научной литературе
Данная тема является недостаточно изученной в научном плане.
Особый интерес представляют следующие работы:
Обращаясь к зарубежной литературе, можно выделить автора Р. Боулби, который различает два вида шопинга, а именно шопинг как процесс совершения покупок и шопинг как прогулка по магазинам без конкретной цели (в этом случае шопинг понимается как способ проведения досуга и источник удовольствия) .
А. Гини, который говорит о шопинге так: «Идея богатства стала центром нашей жизни, мы как наркоманы, жизнь которых зависит от наркотиков», то есть сейчас на первый план выходит процесс приобретения желаемых товаров и услуг .
В отечественной социологии изучением потребительского поведения и, собственно шопинга, занимается В.И. Ильин. По его мнению шопинг обозначает не только традиционный процесс выбора товара, но и посещение торговых центров как музеев современной культуры, храмов. Также шопинг понимается им как форма досуга.
Л. П. Крысин под шопингом понимает «посещение магазинов с целью покупки каких - нибудь товаров».
О. И. Михайлова, О. Ю. Гурова определяют шопинг, как длительный процесс, элемент досуга, посвящённый потреблению, в котором человек действует на виду у других людей.
М. С. Усольцева определяет шопинг как походы по магазинам и покупка необходимых человеку товаров. И говорит о том, что функции шопинга очень схожи с функциями досуга: функция отдыха, развлечения, развитие личности, компенсаторная.
Объектом явился досуг современной молодежи.
Предметом: шопинг как специфическая форма досуга современной молодежи.
Целью: выявление особенностей шопинга как специфической формы досуга современной молодежи.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты молодёжного досуга;
2. Рассмотреть функции, принципы, формы досуга современной
молодежи;
3. Выяснить, что представляет собой шопинг;
4. Выяснить, как теория поколений отражается на шопинге молодежи;
5. Определить особенности шопинга современной молодежи;
6. Проанализировать шопинг как специфическую форму досуга
современной молодежи.
В ходе написания дипломной работы была выдвинута следующая гипотеза: особенностью шопинга как специфической формы досуга современной молодежи является его ориентация на молодых людей, создание определенного сегмента товаров, услуг, создание новых форм отдыха, ориентированного на современную молодежь.
Структура выпускной квалификационной работы: работа содержит в себе введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
В выпускной квалификационной работе был проведен социологический анализ шопинга как специфической формы досуга современной молодежи: рассмотрены теоретические аспекты изучения молодежного досуга; выявлены функции, принципы и формы досуга молодежи; изучено понятие шопинга; рассмотрена теория поколений; изучен шопинг современной молодежи; произведен анализ полученных данных, сделаны выводы и предложены рекомендации.
Итак, подводя итог по дипломной работе, можно еще раз подчеркнуть, что проблема состояла в недостаточном количестве знаний о шопинге как форме досуга современной молодежи. И эта проблема весьма актуальна, особенно в молодежной среде, ведь досуг для современной молодежи является одной из имеющихся ценностей, так как в досуговой области реализуются многие социокультурные потребности молодежи. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. И шопинг, как одна из специфических форм досуга наиболее ярко и акцентированно выполняет функцию индивидуализации выбора, самовыражения, а для кого - то становится чуть ли не единственной формой получения наслаждения, отдыха и ухода от повседневной реальности. Таким образом, шопинг как специфическая форма досуга как одна из сфер жизнедеятельности современной молодежи требует глубокого научного осмысления, что и решает цель данной дипломной работы, а именно выявление особенностей шопинга как специфической формы досуга современной молодежи.
В ходе работы, возникновение трудностей с отбором респондентов не возникло, но были сложности с основной темой «Шопинг как специфическая форма досуга современной молодёжи» и проблемой исследования, так как исследований на тему шопинга молодежи, шопинга как досуга молодежи практически нет в общем доступе, имеется лишь большое количество исследований на тему досуга молодежи, досуга подрастающего поколения и так далее, поэтому построить общую картину молодежного шопинга перед проведением исследования было очень затруднительно. Но, тем не менее, основную цель исследования достигнуть удалось. И результаты стали очень наглядным показателем «шопинг - ситуации» молодежи. Большая часть гипотез подтвердилась, а полученные в ходе разведывательного исследования данные показали общую картину темы исследования, так же они могут послужить базой для дальнейшего более глубокого исследования такого явления как шопоголизм у современной молодежи, влияние идеологии «принудительного потребления» на финансовую сферу современной молодежи, самовыражение молодежи с помощью шопинга, шопинг как средство получения позитива у современной молодежи и так далее.
1. Аванесова, Г. А. Культурно - досуговая деятельность: теория и практика организации: учеб. пособие / Г. А. Аванесова. - М. : Аспект - Пресс, 2006. - 235 с.
2. Батуева, Б. Б. Свободное время и культура досуга: теоретический аспект // Вестник Бурятского государственного Университета. - 2010. - Вып. 14. - С. 199 - 270.
3. Батнасунов, А. С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи / А. С. Батнасунов. - Ставрополь: ТЕИС, 2004. - 159 с.
4. Белый, О. И. Определение понятия «молодежь» // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №12. - С. 120 - 158.
5. Бауман, З. Свобода / З. Бауман. - М.: Новое издательство, 2014. - 132 с.
6. Бухвальд, Е. Развитие и поддержка малого бизнеса // Вопросы экономики. - 2006. - № 7. - С. 177 - 190.
7. Боулби, Р. Будущее супермаркета // Движущая сила опыта. - 1997. - №10. - С. 48 - 57.
8. Воловик, В. А. Педагогические особенности формирования и развития клубного коллектива: учеб. пособие / В. А. Воловик. - Л.: ЛГИК, 1984. - 176 с.
9. Гини, А. Важность лени // Шопинг как вид досуга и проявление культуры массового консюмеризма. - 2003. - № 4. - С. 125 - 127.
10. Дробииская, Е. И. Свободное время и развитие личности / Е. И. Дробииская. - Л.: Ленинград, 2015. - 32 с.
11. Евстафьев, Б. В. Анализ основных понятий в теории физической культуры // Материалы к лекциям. - 2005. - №5. - С. 128 - 133.
12. Железнова, В. В. Проблемы шопинг - зависимости в подростковом возрасте // Молодежь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. - 2016. - №1. - С. 37 - 41.
13. Зборовский, Г. Е. Теория социальной общности: монография / Г. Е. Зборовский. - Тюмень: Аксиома, 2009. - 300 с.
14. Ильин, В. И. Потребление как дискурс: учебное пособие / В. И. Ильин. - СПб.: Интерсоцис, 2008. - 446 с.
15. Ильин, В. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. - 2005. - №2. - С. 18 - 23.
16. Ильин, Е. П. Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина: учеб. пособие / Е. П. Ильин. - Самара: Книгодел, 2015. - 530 с.
17. Иваненков, С. П. Исследование предпочтений молодежи в формах проведения досуга / С. П. Иваненков, А. Ж. Кусжанова. - СПб.: ТЕИС, 2014. - 113 с.
18. Крысин, Л. П. 1000 новых иностранных слов / Л. П. Крысин. - М.: АСТ-Пресс, 2009. - 319 с.
19. Калинина, Л. Поколение Y // Бизнес - журнал. - 2010. - №9. - С. 25 - 27.
20. Клепиков, В. Н. Потенциал социокультурной модернизации образования в ракурсе нравственно-этического воспитания детей, подростков и молодёжи // Инновации и эксперимент. - 2013. - № 3. - С. 36 - 46.
21. Клячко, Т. Л. Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Т. Л. Клячко. - М.: этапом РАН, 2008. - 400 с.
22. Калинин, И. Человек бездействующий // Журнальный клуб Интелрос. - 2010. - №72. - С. 5 - 11.
23. Кузнецова, С. А. Большой толковый социологический словарь / С. А. Кузнецова. - М.: Вече, 1999. - 194 с.
24. Лисовский, В. Т. Социология молодежи: учеб. пособие / В. Т. Лисовский. - СПб.: Изд-во C. - Петербургского университета, 2010. - 361 с.
25. Левонина, И. Зачем русскому языку нужен шопинг и креатив [Электронный ресурс] / Грамота. Ру. - Режим доступа: http: //gramota.ru/biblio/magazines
26. Мельникова, Т. Ф., Мельникова, А. В. Особенности молодежного сегмента на рынке потребительских товаров // Молодой ученый. - 2014. - №17. - С. 301-304.
27. Михайлова, О. И., Гурова, О. Ю. Потребитель в молле: между свободой выбора и стратегиями ограничения потребительского поведения // Экономическая социология. - 2009. - №3. - С. 12 - 19.
28. Маринина, Е. Шоп родом из рекламы [Электронный ресурс] / Портал для журналистов «Живое слово». - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23437695
29. Охолина, И. Е. Шопинг как вид досуга и проявление культуры массового консюмеризма в постиндустриальную эпоху // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 4. - С. 31-34.
30. Ожиганова, Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2015. - № 1. - С. 94 - 97.
31. Одеркова, Е. Теория поколений в России // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - № 1. - С. 5 - 33.
32. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожогов. - М.: Оникс «Мир и образование», 2008. - 736 с.
33. Опарин, Г.А. Досуг молодежи // Труды Санкт - Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 193. - С. 56-64.
34. Понукалина, О. Специфика досуга современной молодежи // высшее образование России. - 2007. - № 11. - С. 124-128.
35. Полоник, А. Среда обитания: Он же памятник // Хабаровский Экспресс. - 2010. - №15. - С. 23 - 118.
36. Рощина, Я. М. Социология потребления: учеб. пособие / Я. М. Рощина. - М.: Изд. дом ГУ - ВШЭ, 2007. - 447 с.
37. Рыбакова, Н. В. Досуговая деятельность в современном городе // Пространство города: социокультурный срез: Сб. научных статей. - 2006. - № 572. - С. 24-28.
38. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю. А. Стрельцов. - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с.
39. Соколов, А. В. Феномен социально- культурной деятельности // Вестник. - 2003. - № 2. - С. 198 - 203.
40. Туев, В. В. Коммуникативное поле и коммуникативные гнёзда молодежной культуры / В. В. Туев, И. И. Клявина. - М.: МГУКИ, 2001. - С. 97 - 103.
41. Усольцева, М. С. Шопинг как форма досуга у подростков и студентов: социологический анализ // Наука и современность. - 2012. - №17. - С. 118 - 171.
42. Шамсутдинова, Д. В. Организационный досуг как средство формирования культурного иммунитета молодежи // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - №3. - С. 115¬118.