ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретические аспекты изучения монопрофильных туроператоров 8
1.1 Монопрофильный туроператор: понятие, достоинства и недостатки 8
1.2 Роль и значение монопрофильных туроператоров в индустрии туризма 15
2 Анализ особенностей работы монопрофильных туроператоров 22
2.1 Специфика работы монопрофильных туроператоров 22
2.2 Туроператор ООО «НИКА» как один из ведущих монопрофильных туроператоров России 29
3 Проблемы и перспективы развития монопрофильных туроператоров 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Актуальность темы исследования особенностей работы монопрофильных туроператоров обусловлена большим количеством и разнообразием по своему роду деятельности туроператоров, от деятельности которых зависит развитие такой динамично развивающейся отрасли экономики как туризм.
Туроператорская деятельность является наиболее сложной и многоплановой сферой, где должны работать первоклассные специалисты, это та область, где требуются достаточно крупные капиталовложения, которая характеризуется огромной ответственностью перед потребителями.
В настоящее время идет формирование индустрии туризма, где среди туристских фирм-операторов определяются лидеры и даже среди небольших, которые нашли свое место на рынке услуг. Однако справиться с этими задачами, как на начальном этапе развития своего бизнеса, так и в дальнейшем, удается в большей степени монопрофильным туроператорам, практикующим свою деятельность в определенном географическом направлении и предлагающие туры одного вида. Т. к. сотрудники фирм-операторов данного профиля имеют ряд преимуществ, которые требуют изучения с позиции особенностей работы монопрофильных туроператоров.
Теоретическая значимость данной работы заключается в систематизации знаний об особенностях работы монопрофильных туроператоров .
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, связанные с изучением специфики деятельности туроператоров в целом и монопрофильных в частности - это такие авторы как Ильина Е. Н., Любавина Н. Л., Кроленко Л. А. и др.
Объектом исследования выступают монопрофильные туроператоры.
Предмет исследования - специфика работы монопрофильного туроператора.
Цель работы - изучить особенности работы монопрофильного туроператора.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты монопрофильных туроператоров;
- проанализировать специфику работы монопрофильных туроператоров;
- выявить проблемы и перспективы развития монопрофильных туроператоров.
При написании данной дипломной работы использовались следующие методы исследования: анализ, наблюдение, обобщение, статистический и методы экспертных оценок.
Поставленные цели и задачи определили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, 3 разделов, заключения, списка использованных источников и 3 приложений.
Проведённые исследования особенностей работы монопрофильных туроператоров позволили отметить следующие актуальные аспекты:
1. Монопофильные туроператоры - это туроператоры, которые практикуют свою деятельность в определённом географическом направлении и предлагают туры одного вида.
2. Организация качественной работы монопрофильных туроператоров является одним из основных и приоритетных направлений в туроперейтинге, что обусловлено неоспоримыми достоинствами к которым относятся: достижение высокого профессионального уровня в работе с определённым направлением и видами туров; максимальная информированность работников фирм-операторов и высокое качество работы; возможность идентификации туроператоров на рынке как работника именно этого вида туров или как осуществляющего свою деятельность в данном направлении; возможность получения аккредитаций в посольствах стран, по которым разрабатывается турпродукт; возможность получения помощи властей курортов, из-за появления туроператорского лобби.
3. Монопрофильные туроператоры подтверждают своё неоспоримое достоинство на рынке туристских услуг, это находит своё отражение в отзывах потенциальных клиентов и увеличением количества туристов, путешествующих от данных туроператоров.
4. Практически все туроператоры по специфики своей деятельности начали с монопрофильного направления, изучая и продвигая малое количество предложений услуг гостинично-ресторанного обслуживания, а также крупных туристских и курортных центров. И только по прошествии большого количества лет и приобретении богатого опыта, расширили спектр предлагаемых услуг и направлений. Тем самым став многопрофильными, что нашло подтверждение не только в истории становления туризма, но и в современных исследованиях деятельности туроператоров.
5. Многие монопрофильные туроператоры, которые появились на туристском рынке до 2000 г. поменяли профиль своей деятельности, это обусловлено потерей популярности предлагаемых туров и маленьким выбором предлагаемого ассортимента, который терялся на фоне других предложений.
6. Неоспоримые достоинства монопрофильных туроператоров были подтверждены и проведёнными исследованиями. Туроператор ООО «НИКА», который является первой, и на данный момент единственной в России, профессиональной компанией на рынке Речных и Морских круизов, получившей международное профессиональное признание и оценку.
7. Спектр существующих проблем в сфере монопрофильного туроперейтинга очень велик. Как правило, не всем туроператорам удаётся решить все проблемы и в процессе своей деятельности монопрофильные туроператоры превращаются в многопрофильных или объявляют банкротство. Однако, от выявленных угроз не застрахована ни одна из работающих как в сфере туризма, так и в любой другой сфере, фирма. Вместе с тем, в распоряжении монопрофильных туроператоров находятся необходимые финансовые ресурсы. Сотрудники фирм, в большинстве своём являются квалифицированными специалистами, имея опыт работы в данной сфере. Поэтому, если руководство своевременно примет все возможные меры по устранению слабых сторон и появившихся угроз, используя при этом все ресурсы и возможности, то сможет продолжить своё эффективное функционирование и остаётся конкурентноспособным. Данный факт подтверждается деятельностью монопрофильного туроператора ООО «НИКА».
Таким образом, задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, решены в полном объеме, цель достигнута.
1 Ассоциация «Турпомощь» - Ростуризм [Электронный ресурс] : Официальный сайт. - Режим доступа : https://www.tourpom.ru/
2 Ассоциация туроператоров России [Электронный ресурс] : Официальный сайт. - Режим доступа : www.atorus.ru
3 Балкан - Экспресс [Электронный ресурс] : Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.balkan.ru/
4 Боголюбов В. С. Туристско-рекреационное проектирование. Оценка инвестиций : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. С. Боголюбов, С. А. Быстров, С. А. Боголюбова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 256 с.
5 ВАО «Интурист» [Электронный ресурс] : Официальный сайт. - Режим доступа: https://intourist.ru/
6 Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности / В. Г. Гуляев. - М. : Нолидж, 1998. - 350 с.
7 Джанджугазова Е. А. Маркетинг в индустрии гостеприимства : учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / Е. А. Джанджугазова 2-е изд., испр. - М : Издательский центр «Академия», 2005. - 224 с.
8 Единый федеральный реестр туроператоров [Электронный
ресурс] : Национальный туристический портал. - Режим доступа :
https://russia.travel/operators/
9 Зайцева Н. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме Учеб. пособие для студентов для студ. высш. уч. заведений / Н. А. Зайцева - 4-е изд., стер. - М : Издательский центр «Академия», 2007. - 220 с.
10 Ильина Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности /
Е. Н. Ильина. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 187 с.
11 Классик Трэвел [Электронный ресурс] : Официальный сайт. - Режим доступа : https://www.classictravel.ru/
12 Кусков А. С. Туроперейтинг / А. С. Кусков. - М. : Издательство Форум, 2015. - 400 с.
13 Любавина Н. Л. Технология и организация туроператорской деятельности / Н. Л. Любавина, Л. А. Короленко. - М. : Академия, 2014. - 256 с.
14 Монопрофильный туроператор [Электронный ресурс] : Студенческая библиотека онлайн. - Режим доступа : https://studbooks.net/751108/turizm/
15 НИКА Туроператор [Электронный ресурс] : Официальная страница в социальной сети. - Режим доступа : https://vk.com/club117329440
16 Об основах туристской деятельности в Российской Федерации :
Федеральный закон от 24.11.1996 г. №132 [Электронный ресурс] : Справочно¬правовая система «Консультант» - Режим доступа :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/
17 ООО «НИКА» [Электронный ресурс] : Официальный сайт. - Режим доступа : http://nikatravel.ru/
18 Ткачева Т. Н. Рынок туристских услуг России / Т. Н. Ткачёва // Международный бизнес России. - 2008. - №11. - С. 24-25 с.
19 Туристический портал Республики Крым [Электронный ресурс] : Официальный сайт. - Режим доступа : http://www.visitcrimea.guide/
20 Туроператор [Электронный ресурс] : Википедия официальный сайт. - Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki
21 Студопедия [Электронный ресурс] : Лекционный материал для студентов. - Режим доступа: https://studopedia.su/
22 CLIA [Электронный ресурс] : Официальный сайт. - Режим доступа: http s: //www.cruiseexperts. org/
23 CroisiEurope [Электронный ресурс] : Официальный сайт. - Режим доступа : https://www.croisieurope.com/
24 MOUZENIDIS TRAVEL [Электронный ресурс] : Официальный
сайт. - Режим доступа : https://www.mouzenidis-travel.ru/