Сиблинговые отношения в контексте характеристик семейной системы
|
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологический аспект сиблинговых отношений 13
1.1. Основные социологические подходы к изучению семьи и сиблинговой
подсистемы 13
1.2. Зарубежные исследования взаимоотношений между сиблингами 19
1.3. Отечественные исследования сиблинговых отношений 26
Глава 2. Вторичный анализ данных исследований семьи 33
2.1. Рождаемость и количество детей в российских семьях 33
2.2. Семья через призму общественного мнения 40
Глава 3. Результаты эмпирического исследования 45
3.1. Исследование методикой «Кинетический рисунок семьи» среди младших
школьников 45
3.2. Анализ восприятия школьниками своего сиблинга: значимые
характеристики 47
3.3. Результаты анкетирования родителей, имеющих 2 и более детей 59
Заключение 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологический аспект сиблинговых отношений 13
1.1. Основные социологические подходы к изучению семьи и сиблинговой
подсистемы 13
1.2. Зарубежные исследования взаимоотношений между сиблингами 19
1.3. Отечественные исследования сиблинговых отношений 26
Глава 2. Вторичный анализ данных исследований семьи 33
2.1. Рождаемость и количество детей в российских семьях 33
2.2. Семья через призму общественного мнения 40
Глава 3. Результаты эмпирического исследования 45
3.1. Исследование методикой «Кинетический рисунок семьи» среди младших
школьников 45
3.2. Анализ восприятия школьниками своего сиблинга: значимые
характеристики 47
3.3. Результаты анкетирования родителей, имеющих 2 и более детей 59
Заключение 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сиблинговые отношения продолжительнее, чем родительско-детские, они являются значимым элементом в социализации подрастающего поколения, а также во взрослой жизни человека. Отношения между детьми в семье зависят от множества факторов, например, типа семьи, внутрисемейного климата, а также от социокультурных внешних условий. Даже если сиблинги имеют одни условия для развития, каждый ребенок будет индивидуален, важнее понять, какую ценность для него представляют сиблинговые связи, объединены ли они семейными ценностями и традициями. Родители закладывают основу в построении взаимоотношений между детьми, которые в последующем переносят модель семейных отношений в свои семьи. Структура сиблиновых отношений в семейной системе становится актуальной темой, но не структурированной в социологии семьи как отдельное направление.
Сиблинговые связи включены в единую семейную систему и взаимосвязаны с родительско-детскими отношениями. В рамках системного подхода семья определяется как целеориентированная система, которая имеет границы. Для семьи степень «приватности», т.е. закрытости, может быть как физической, так и символической . Сиблинговая подсистема не изолирована, а зависит от восприятия родителей этой подсистемы, как они относятся к каждому ребенку.
Происходящие изменения в современной семье приводят к тому, что такие сферы, как домохозяйство, супружество, родительство, детство, становятся автономными по отношению друг к другу. Распространенность малодетных семей сказывается на характере социализации детей. Согласно микропереписи 2015 года, среди домохозяйств, состоящих из двух и более человек, 44% домохозяйств имеют детей моложе 18 лет, из них 60% -
домохозяйства с одним ребенком, 31% - с двумя детьми и 9% - с тремя и
более детьми . Изменения в структуре родства, сужение родственных связей, как горизонтальных, так и межпоколенных, приводит изменению семейной структуры, а сиблинговые отношения становятся менее значимыми. Наличие в семье двух и более детей - это потенциальная возможность освоить несколько ролей, например, средний ребенок одновременно является старшим и младшим, в разнополых диадах более ярко выражена самоидентификация каждого ребенка. Поддержка братьями и сестрами друг друга способствует более полному развитию личности по сравнению с семьями, где воспитывается один ребенок. В семьях, где благоприятный психологический климат, дети не чувствуют себя одинокими, менее эгоистичны. Возможность проявлять индивидуальность без негативных сравнений с братьями или сестрами со стороны родных также способствует поддержанию сиблинговых связей. Направленность ценностных ориентаций на детей приводит к установлению стойких эмоционально положительных контактов в семье.
В отечественной социологии тема, посвященная изучению сиблинговой связи, ее значимость для младшего ребенка, остается малоизученной, поэтому стоит рассмотреть основные факторы, влияющие на характер взаимоотношений между братьями и сестрами для того, чтобы раскрыть данную проблематику.
Степень научной разработанности
Изменения в структуре семьи трактуются одними учеными как кризисное состояние (А.И. Антонов , М.С. Мацковский), также есть точка зрения, согласно которой данные процессы (А.Г. Вишневский, С.И. Голод ) рассматриваются в рамках трансформационной концепции.
Проблемы функционирования семейно-брачной сферы, особенности воспитания детей при различных стилях воспитания изложены в трудах З.Х. Саралиевой , С.И. Голода , Т.А. Гурко , И.С. Кона.
В работах социальных антропологов отражены паттерны поведения сиблингов в зависимости от пола, возраста, социокультурных факторах определенного сообщества, племени (М.Мид , Дж. Мердок ).
Семья на макро- и микроуровне может рассматриваться как система со своими функциями(Т. Парсонс ), обеспечивая устойчивость общества; наличием солидарности между супругам(Э.Дюркгейм ) и сиблингами. Сиблинговые отношения закладываются в детстве, изменяются в течение жизни, на них могут влиять внутрисемейные факторы (развод родителей, смерть одного из супругов). Повторяющиеся образцы взаимодействия помогают усваивать нормы и ценности и следовать им вне семьи (Дж. Г. Мид , А. Гидденс1). В ситуациях, когда один из сиблингов, например, страдает наркотической зависимостью (А.М. Шишкова ) или когда дети воспитываются вне семьи (Т.В.Якимова ), подсистема может быть нарушена и отношения между детьми трансформируются под воздействием этого фактора.
Отечественные ученые выделяют социально - психологические особенности взаимоотношений братьев и / или сестер в зависимости от типа семьи (И.Е.Козлова , О.В. Алмазова ). Так, И.Е. Козлова, изучая особенности сиблинговых и детско-родительских отношений и характеристики личностной сферы сиблингов, выявила наибольшую связь отношений сиблингов друг к другу и показателей экстраверсии и уровня субъективного контроля старшего сиблинга. Позиция старшего сиблинга по отношению к младшему во многом определяет характер их стиль поведения.
В работах по изучению личности ребенка (Н.М. Зырянова, Ю.Д. Четкова , Н.А. Довгая ) изложены идеи о роли семьи в формировании самооценки детей, уровня тревожности, способах взаимодействия со сверстниками. Из анализа однодетных и многодетных семей (М.В. Сай ), можно сделать вывод о том, что дети из многодетной семьи более кон-формны, а однодетных - проявляют лидерские качества, эгоизм. Родительский стиль воспитания также может влиять на развитие отношений между детьми (С.Н. Щеглова , Г.В. Бурменская , Д.С. Корниенко , J.J. Suitor, Suitor, K. Pillemer , D.Samek, M. Ruete , S.Punch ).
Объект исследования - сиблинговая связь.
Предмет исследования - степень зависимости младшего сиблинга от старшего.
Цель данного исследования - анализ сиблинговых отношений в разных типах семьи, выявление образцов поведения сиблингов в зависимости от позиции.
Задачи исследования:
1) Проанализировать характер проявления сиблинговых связей, уста-новить структуру и свойства.
2) Описать влияние разницы в возрасте и пола на сиблинговые
отношения.
3) Определить влияние родительских ожиданий на взаимоотношения между сиблингами.
4) Выявить характер зависимости младшего сиблинга от старшего ребенка в семье.
Гипотеза: для младшего сиблинга необходимо присутствие /участие старшего сиблинга вне зависимости от пола при разнице в возрасте до 10 лет.
Эмпирическая база:
1. Авторское исследование в МБОУ СШ № 17 имени Арюткина Н.В. (г. Заволжье, 2016), целью которого было выявить роль старшего ребенка в жизни младшего сиблинга. Опрошены учащиеся 5 -х классов (n=26), у кого есть хотя бы один сиблинг. С учениками 1 -х классов было проведено занятие, на котором дети рисовали свою семью в привычной для них обстановке. Среди школьников было 24 человека, имеющих родного брата / родную сестру. Метод исследования - «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С.Кауфмана , опросник степени соперничества между детьми И. Баркан, адаптированный Голубевой И.Г.
2. Среди 7-9 классов в 2017 году проведено исследование в школах Нижегородского района г. Нижний Новгород, в Арзамасе, городе Слободской (Кировская область) по методике «Незаконченные предложения», общее количество респондентов - 65.
3. С помощью адаптированного «Братско-сестринского опросника» было опрошено 112 учащихся (октябрь 2017, апрель 2018) 10-11 классов в школах Нижегородского района г. Нижнего Новгорода (Гимназии №№1,13, Школах №35), в г. Арзамас (МБОУ СОШ №2 им. А.С. Пушкина»), г. Слободской (Лицей №9, Кировская область).
4. В указанных выше образовательных учреждениях (Гимназия №13, Школа №2 им. А.С. Пушкина) опрошено 45 родителей в возрасте от 30 до 50 лет, имеющих двух и более детей.
Научная новизна:
1. Рассмотрение сиблинговых отношений для школьников в основных возрастных группах (учащиеся 1, 5, 7- 9, 10-11 классов).
2. В ходе опроса родителей исследуется отношение к сиблингам в зависимости от их позиции, положения в семье, оценке характера и степенью вовлеченности взрослых во взаимоотношения между детьми.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социологические исследования, проводимые в России, носят фрагментарный характер в силу недостаточной проработанности темы.
2. Идентификация себя и сиблинга является необходимым
элементом социализации личности.
3. Эмоциональная поддержка старшего сиблинга важнее материальной помощи.
4. Семья во многом определяет тип взаимоотношений между детьми. Существует взаимосвязь между родительским стилем воспитания и характером сиблинговых отношений.
Апробация результатов проведенного исследования. Материалы, изложенные в магистерской диссертации, были апробированы на конференциях:
1. III межрегиональной научно-практической интернет-
конференции с международным участием «Технологии социальной работы с молодежью» (г. Кострома, 22-27 октября 2015 г.).
2. VI Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием «Социальная работа — феномен цивилизованного общества (г. Саранск, 20 ноября 2015 г.).
3. Международной научно-практической конференции «Специфика профессиональной деятельности социальных работников» (Нижний Новгород, 15-16 сентября 2015 г.).
4. Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2017» (г. Москва, 10-14 апреля 2017 г.).
5. Международной научно-практической конференции
«Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия» (г. Нижний Новгород, 14-15 сентября 2017 г.).
Основные тезисы и результаты исследования изложены в научных публикациях:
1. Голубева И.Г. «Социальная работа с сиблингами, один из которых имеет инвалидность» / И.Г. Голубева // «Технологии социальной работы с молодежью: материалы III межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2015. - С. 261 - 266.
2. Голубева И.Г. Проективные методы опроса сиблингов //
Многомерные статистические модели и их применение в социологических исследованиях детства: материалы всероссийской
молодежной научной школы-конференции, Владивосток, 6 - 8 июня 2017 г./ [отв. ред. А.Г. Фили]. - СПб.: Астерион, 2017. - С. 108 - 112.
3. Голубева И.Г. Социальная работа с сиблингами в некоммерческих организациях // Надежды: Сборник научных статей студентов / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой. Изд-во НИСОЦ, 2017. Выпуск 11. С.15-19.
4. Голубева И.Г. Социальное взаимодействие в семье с одаренным ребенком / И.Г. Голубева // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2017» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] М.: МАКС Пресс, 2017. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe Acrobat Reader. - 1186 Мб. - 9000 экз. ISBN 978-5-317-05504-2.
5. Голубева, И.Г. Влияние сиблинговых связей на развитие человеческого потенциала / И.Г. Голубева // Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия. - Под общ. ред. проф. З.Х. Саралиевой: В 2 т. Т. 1. - Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2017. - С. 252 - 254. - ISBN 978-5-
93116-194-5.
6. Голубева, И.Г. Особенности взаимоотношений между сиблингами в подростковом возрасте / И.Г. Голубева // I чтения памяти В.Т. Лисовского: сборник научных трудов / Под ред. Т.К. Ростовской, Т.Э. Петровой. - Электрон. дан. - М.: Перспектива, 2017. - 346 с. - Режим доступа: https://goo.gl/CC4wYk, свободный - Загл. с экрана (дата обращения: 14.12.2017). - С. 109 -112.
7. Голубева, И.Г. Сиблинговые отношения в системе родства / И.Г. Голубева // Новое и традиционное во взаимоотношениях между институтами супружества и родительства в современной социокультуре: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (26 октября 2017 г.) / Под общ. ред. проф. Л.И. Савинова. - Саранск: Издатель Афанасьев В.С., 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-906890-54-2. - Загл. с контейнера (диска).
Практическая значимость данной работы заключается в том, что выводы имеют выход в практику социальной работы и содействуют активизации работы с родителями школьников.
Сиблинговые связи включены в единую семейную систему и взаимосвязаны с родительско-детскими отношениями. В рамках системного подхода семья определяется как целеориентированная система, которая имеет границы. Для семьи степень «приватности», т.е. закрытости, может быть как физической, так и символической . Сиблинговая подсистема не изолирована, а зависит от восприятия родителей этой подсистемы, как они относятся к каждому ребенку.
Происходящие изменения в современной семье приводят к тому, что такие сферы, как домохозяйство, супружество, родительство, детство, становятся автономными по отношению друг к другу. Распространенность малодетных семей сказывается на характере социализации детей. Согласно микропереписи 2015 года, среди домохозяйств, состоящих из двух и более человек, 44% домохозяйств имеют детей моложе 18 лет, из них 60% -
домохозяйства с одним ребенком, 31% - с двумя детьми и 9% - с тремя и
более детьми . Изменения в структуре родства, сужение родственных связей, как горизонтальных, так и межпоколенных, приводит изменению семейной структуры, а сиблинговые отношения становятся менее значимыми. Наличие в семье двух и более детей - это потенциальная возможность освоить несколько ролей, например, средний ребенок одновременно является старшим и младшим, в разнополых диадах более ярко выражена самоидентификация каждого ребенка. Поддержка братьями и сестрами друг друга способствует более полному развитию личности по сравнению с семьями, где воспитывается один ребенок. В семьях, где благоприятный психологический климат, дети не чувствуют себя одинокими, менее эгоистичны. Возможность проявлять индивидуальность без негативных сравнений с братьями или сестрами со стороны родных также способствует поддержанию сиблинговых связей. Направленность ценностных ориентаций на детей приводит к установлению стойких эмоционально положительных контактов в семье.
В отечественной социологии тема, посвященная изучению сиблинговой связи, ее значимость для младшего ребенка, остается малоизученной, поэтому стоит рассмотреть основные факторы, влияющие на характер взаимоотношений между братьями и сестрами для того, чтобы раскрыть данную проблематику.
Степень научной разработанности
Изменения в структуре семьи трактуются одними учеными как кризисное состояние (А.И. Антонов , М.С. Мацковский), также есть точка зрения, согласно которой данные процессы (А.Г. Вишневский, С.И. Голод ) рассматриваются в рамках трансформационной концепции.
Проблемы функционирования семейно-брачной сферы, особенности воспитания детей при различных стилях воспитания изложены в трудах З.Х. Саралиевой , С.И. Голода , Т.А. Гурко , И.С. Кона.
В работах социальных антропологов отражены паттерны поведения сиблингов в зависимости от пола, возраста, социокультурных факторах определенного сообщества, племени (М.Мид , Дж. Мердок ).
Семья на макро- и микроуровне может рассматриваться как система со своими функциями(Т. Парсонс ), обеспечивая устойчивость общества; наличием солидарности между супругам(Э.Дюркгейм ) и сиблингами. Сиблинговые отношения закладываются в детстве, изменяются в течение жизни, на них могут влиять внутрисемейные факторы (развод родителей, смерть одного из супругов). Повторяющиеся образцы взаимодействия помогают усваивать нормы и ценности и следовать им вне семьи (Дж. Г. Мид , А. Гидденс1). В ситуациях, когда один из сиблингов, например, страдает наркотической зависимостью (А.М. Шишкова ) или когда дети воспитываются вне семьи (Т.В.Якимова ), подсистема может быть нарушена и отношения между детьми трансформируются под воздействием этого фактора.
Отечественные ученые выделяют социально - психологические особенности взаимоотношений братьев и / или сестер в зависимости от типа семьи (И.Е.Козлова , О.В. Алмазова ). Так, И.Е. Козлова, изучая особенности сиблинговых и детско-родительских отношений и характеристики личностной сферы сиблингов, выявила наибольшую связь отношений сиблингов друг к другу и показателей экстраверсии и уровня субъективного контроля старшего сиблинга. Позиция старшего сиблинга по отношению к младшему во многом определяет характер их стиль поведения.
В работах по изучению личности ребенка (Н.М. Зырянова, Ю.Д. Четкова , Н.А. Довгая ) изложены идеи о роли семьи в формировании самооценки детей, уровня тревожности, способах взаимодействия со сверстниками. Из анализа однодетных и многодетных семей (М.В. Сай ), можно сделать вывод о том, что дети из многодетной семьи более кон-формны, а однодетных - проявляют лидерские качества, эгоизм. Родительский стиль воспитания также может влиять на развитие отношений между детьми (С.Н. Щеглова , Г.В. Бурменская , Д.С. Корниенко , J.J. Suitor, Suitor, K. Pillemer , D.Samek, M. Ruete , S.Punch ).
Объект исследования - сиблинговая связь.
Предмет исследования - степень зависимости младшего сиблинга от старшего.
Цель данного исследования - анализ сиблинговых отношений в разных типах семьи, выявление образцов поведения сиблингов в зависимости от позиции.
Задачи исследования:
1) Проанализировать характер проявления сиблинговых связей, уста-новить структуру и свойства.
2) Описать влияние разницы в возрасте и пола на сиблинговые
отношения.
3) Определить влияние родительских ожиданий на взаимоотношения между сиблингами.
4) Выявить характер зависимости младшего сиблинга от старшего ребенка в семье.
Гипотеза: для младшего сиблинга необходимо присутствие /участие старшего сиблинга вне зависимости от пола при разнице в возрасте до 10 лет.
Эмпирическая база:
1. Авторское исследование в МБОУ СШ № 17 имени Арюткина Н.В. (г. Заволжье, 2016), целью которого было выявить роль старшего ребенка в жизни младшего сиблинга. Опрошены учащиеся 5 -х классов (n=26), у кого есть хотя бы один сиблинг. С учениками 1 -х классов было проведено занятие, на котором дети рисовали свою семью в привычной для них обстановке. Среди школьников было 24 человека, имеющих родного брата / родную сестру. Метод исследования - «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С.Кауфмана , опросник степени соперничества между детьми И. Баркан, адаптированный Голубевой И.Г.
2. Среди 7-9 классов в 2017 году проведено исследование в школах Нижегородского района г. Нижний Новгород, в Арзамасе, городе Слободской (Кировская область) по методике «Незаконченные предложения», общее количество респондентов - 65.
3. С помощью адаптированного «Братско-сестринского опросника» было опрошено 112 учащихся (октябрь 2017, апрель 2018) 10-11 классов в школах Нижегородского района г. Нижнего Новгорода (Гимназии №№1,13, Школах №35), в г. Арзамас (МБОУ СОШ №2 им. А.С. Пушкина»), г. Слободской (Лицей №9, Кировская область).
4. В указанных выше образовательных учреждениях (Гимназия №13, Школа №2 им. А.С. Пушкина) опрошено 45 родителей в возрасте от 30 до 50 лет, имеющих двух и более детей.
Научная новизна:
1. Рассмотрение сиблинговых отношений для школьников в основных возрастных группах (учащиеся 1, 5, 7- 9, 10-11 классов).
2. В ходе опроса родителей исследуется отношение к сиблингам в зависимости от их позиции, положения в семье, оценке характера и степенью вовлеченности взрослых во взаимоотношения между детьми.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социологические исследования, проводимые в России, носят фрагментарный характер в силу недостаточной проработанности темы.
2. Идентификация себя и сиблинга является необходимым
элементом социализации личности.
3. Эмоциональная поддержка старшего сиблинга важнее материальной помощи.
4. Семья во многом определяет тип взаимоотношений между детьми. Существует взаимосвязь между родительским стилем воспитания и характером сиблинговых отношений.
Апробация результатов проведенного исследования. Материалы, изложенные в магистерской диссертации, были апробированы на конференциях:
1. III межрегиональной научно-практической интернет-
конференции с международным участием «Технологии социальной работы с молодежью» (г. Кострома, 22-27 октября 2015 г.).
2. VI Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием «Социальная работа — феномен цивилизованного общества (г. Саранск, 20 ноября 2015 г.).
3. Международной научно-практической конференции «Специфика профессиональной деятельности социальных работников» (Нижний Новгород, 15-16 сентября 2015 г.).
4. Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2017» (г. Москва, 10-14 апреля 2017 г.).
5. Международной научно-практической конференции
«Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия» (г. Нижний Новгород, 14-15 сентября 2017 г.).
Основные тезисы и результаты исследования изложены в научных публикациях:
1. Голубева И.Г. «Социальная работа с сиблингами, один из которых имеет инвалидность» / И.Г. Голубева // «Технологии социальной работы с молодежью: материалы III межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2015. - С. 261 - 266.
2. Голубева И.Г. Проективные методы опроса сиблингов //
Многомерные статистические модели и их применение в социологических исследованиях детства: материалы всероссийской
молодежной научной школы-конференции, Владивосток, 6 - 8 июня 2017 г./ [отв. ред. А.Г. Фили]. - СПб.: Астерион, 2017. - С. 108 - 112.
3. Голубева И.Г. Социальная работа с сиблингами в некоммерческих организациях // Надежды: Сборник научных статей студентов / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой. Изд-во НИСОЦ, 2017. Выпуск 11. С.15-19.
4. Голубева И.Г. Социальное взаимодействие в семье с одаренным ребенком / И.Г. Голубева // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2017» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] М.: МАКС Пресс, 2017. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe Acrobat Reader. - 1186 Мб. - 9000 экз. ISBN 978-5-317-05504-2.
5. Голубева, И.Г. Влияние сиблинговых связей на развитие человеческого потенциала / И.Г. Голубева // Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия. - Под общ. ред. проф. З.Х. Саралиевой: В 2 т. Т. 1. - Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2017. - С. 252 - 254. - ISBN 978-5-
93116-194-5.
6. Голубева, И.Г. Особенности взаимоотношений между сиблингами в подростковом возрасте / И.Г. Голубева // I чтения памяти В.Т. Лисовского: сборник научных трудов / Под ред. Т.К. Ростовской, Т.Э. Петровой. - Электрон. дан. - М.: Перспектива, 2017. - 346 с. - Режим доступа: https://goo.gl/CC4wYk, свободный - Загл. с экрана (дата обращения: 14.12.2017). - С. 109 -112.
7. Голубева, И.Г. Сиблинговые отношения в системе родства / И.Г. Голубева // Новое и традиционное во взаимоотношениях между институтами супружества и родительства в современной социокультуре: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (26 октября 2017 г.) / Под общ. ред. проф. Л.И. Савинова. - Саранск: Издатель Афанасьев В.С., 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-906890-54-2. - Загл. с контейнера (диска).
Практическая значимость данной работы заключается в том, что выводы имеют выход в практику социальной работы и содействуют активизации работы с родителями школьников.
Современная семья подвержена трансформационным процессам, которые вызваны социальными изменениями. Проблема воспитания и социализации в семье рассматривается многими специалистами в связи с обострением
межпоколенческих и межличностных конфликтов.
Проблема взаимоотношений между детьми рассматривается реже, анализируется характер проявления заботы или, наоборот, агрессии к брату или
сестре, также реакцию детей на развод между родителями, ревность по отношению к младшим детям.
Тип семьи во многом определяет социализацию индивида. В многодетной семье она проходит успешнее, дети усваивают нормы взаимодействия,
социальные нормы в целом. Родительский стиль воспитания определяет
психологическую обстановку, на то, как дети должны взаимодействовать
друг с другом, сиблинги могут стараться соответствовать родительским
ожиданиям и требованим, но выстраивая свою иерархию в подсистеме.
Отношения между сиблингами как объект изучения рассматривается в
различных направлениях: медицине, психологии, педагогике, социологии,
социальной работе. Целью исследований, например, в психологии, является
нахождение оптимальной разницы в возрасте и способов минимизировать
соперничество и конфликтность между сиблингами. В этом вопросе прийти к
единому мнению в отношении сиблинговых связей, причинах их агрессивности пока не удалось. Ученые рассматривают различные стороны взаимоотношений между сиблингами, возможно, решением при нахождении способов
регулирования отношений между детьми будет проведение исследования, в
котором следует учесть несколько аспектов данного вопроса: состав семьи,
разницу в возрасте и позиции сиблингов, стиль поведения как родителей по
отношению к детям, так и сиблингов между собой.
Отношения между сиблингами зависит от нескольких компонентов:
очередность рождения, пол сиблинга, отношение родителей к сиблингам. До71
полнительно к этим факторам можно отнести состояние их здоровья, уровня
развития, степень привязанности сиблингов к родителям. К факторам,
формирующим конфликтность между сиблингами, можно отнести
сиблинговую позицию, состав семьи (неполные/ неполные, двухдетные /
многодетные, близнецы или нет) и стиль родительского воспитания.
Проблема взаимоотношений между детьми рассматривается реже в
системе семейных отношений. В научных работах как зарубежных, так и
отечественных авторов анализируется характер проявления заботы или, наоборот, агрессии к брату или сестре, также реакцию детей на развод между
родителями, ревность по отношению к младшим детям.
В социологии возрос интерес к характеру и качеству сиблинговых
отношений, ученых интересует, в том числе, какое влияние они могут
оказать на социализацию и благополучие детей. С одной стороны,
исследования показывают, что братья и сестры могут быть важными
источником помощи, защиты и поддержки друг друга, обеспечивая чувство
солидарности, безопасности и принадлежности. В изучении траектории
развития обращают внимание, какое место занимают повседневные
практики в жизни братьев и сестер, как порядок рождения влияет на
взаимоотношения.
В работе был проведен анализ сиблинговых отношений, учтены
факторы состава семьи, были выявлены ожидания младшего сиблинга по
отношению к старшему и наоборот. В ходе исследования была подтверждена
зависимость отношениями между сиблингами от разницы в возрасте что
влияет на круг интересов и готовностью доверять брату / сестре. Если
старшие дети принимали участие в воспитании младших детей в семье,
отношения оцениваются респондентами как дружественные, несмотря на
отдельное проживание.
Среди первоклассников прослеживается связь родительско - детских и
сиблинговых отношений, если родители заинтересованы в совместной деятельности детей, то ребята изображают дружную семью, которая играет в72
футбол, например. Если дети не имеют общих занятий, то школьник изображает большие комнаты, где братья живут, играют отдельно. Многие школьники изображали себя выше брата / сестры, в случае, если сиблинг чувствовал, что его брата / сестру любят больше, себя изображал отдельно от семьи.
В рисунках первоклассников видно, что родители значат для них больше,
поэтому размер их фигур соответствующий, многие изображали выше, чем
себя и сиблинга.
В результате исследования были опровергнуты следующие гипотезы:
сиблинговая связь слабо выражена с разницей в возрасте 7–10 лет. Дети
отметили, что у них есть общие интересы, и они общаются, им не скучно
сидеть дома с младшим братом / младшей сестрой.
Основная роль сиблинга в воспитании младшего ребенка в семье
первичная социализация, в процессе которой дети принимают роли и
закрепляют свой статус в семье, на который влияет не только их пол, возраст,
но и отношение родителей к сиблингам, взаимоотношения между детьми.
Важно учитывать характеристику семьи: полная / неполная, стиль
воспитания, участвуют ли другие родственники в этом процессе (бабушки,
дедушки), материальное положение. Отношение родителей может
варьироваться, т.е. степень опеки отца / матери и степень привязанности
ребенка к ним. Если родители доверяют старшему сиблингу, он может взять
на себя некоторые обязанности взрослого члена семьи – провожать брата /
сестру в садик, школу. В данной ситуации этот сиблинг может осознавать
необходимость помощи родителям, заботы о младшем сиблинге, поэтому
проявляет заботу, в противном случае ощущает принуждение и для него
такая роль обременительна. В результате исследования выяснилось, что дети
в возрасте 11- 13 лет еще привязаны к семье, она важнее, например, друзей,
но в старшей школе могут возникнуть сложности, у ребят могут появиться
новые интересы, они захотят большей самостоятельности. Подростки,
ощущая непонимание по этому поводу, нередко проявляют негативные
эмоции не только в отношении родителей, но и на сиблингов, которые могут73
принять эту реакцию на свой счет. Для социального работника при
выявлении таких проблем в семье, важно работать со всей семьей, чтобы
каждый член семьи смог понять ситуацию, приняв во внимание чужое
мнение. Родители отмечают, что между детьми случаются конфликты, но
почти половина не вмешивается, т.к. дети находят компромисс. Взрослые
могут осознавать, что есть ситуации, которые связаны с сиюминутными
желаниями детей либо требуют больше внимания, сиблинги способны сами
решить проблему, уступив или договорившись друг с другом.
межпоколенческих и межличностных конфликтов.
Проблема взаимоотношений между детьми рассматривается реже, анализируется характер проявления заботы или, наоборот, агрессии к брату или
сестре, также реакцию детей на развод между родителями, ревность по отношению к младшим детям.
Тип семьи во многом определяет социализацию индивида. В многодетной семье она проходит успешнее, дети усваивают нормы взаимодействия,
социальные нормы в целом. Родительский стиль воспитания определяет
психологическую обстановку, на то, как дети должны взаимодействовать
друг с другом, сиблинги могут стараться соответствовать родительским
ожиданиям и требованим, но выстраивая свою иерархию в подсистеме.
Отношения между сиблингами как объект изучения рассматривается в
различных направлениях: медицине, психологии, педагогике, социологии,
социальной работе. Целью исследований, например, в психологии, является
нахождение оптимальной разницы в возрасте и способов минимизировать
соперничество и конфликтность между сиблингами. В этом вопросе прийти к
единому мнению в отношении сиблинговых связей, причинах их агрессивности пока не удалось. Ученые рассматривают различные стороны взаимоотношений между сиблингами, возможно, решением при нахождении способов
регулирования отношений между детьми будет проведение исследования, в
котором следует учесть несколько аспектов данного вопроса: состав семьи,
разницу в возрасте и позиции сиблингов, стиль поведения как родителей по
отношению к детям, так и сиблингов между собой.
Отношения между сиблингами зависит от нескольких компонентов:
очередность рождения, пол сиблинга, отношение родителей к сиблингам. До71
полнительно к этим факторам можно отнести состояние их здоровья, уровня
развития, степень привязанности сиблингов к родителям. К факторам,
формирующим конфликтность между сиблингами, можно отнести
сиблинговую позицию, состав семьи (неполные/ неполные, двухдетные /
многодетные, близнецы или нет) и стиль родительского воспитания.
Проблема взаимоотношений между детьми рассматривается реже в
системе семейных отношений. В научных работах как зарубежных, так и
отечественных авторов анализируется характер проявления заботы или, наоборот, агрессии к брату или сестре, также реакцию детей на развод между
родителями, ревность по отношению к младшим детям.
В социологии возрос интерес к характеру и качеству сиблинговых
отношений, ученых интересует, в том числе, какое влияние они могут
оказать на социализацию и благополучие детей. С одной стороны,
исследования показывают, что братья и сестры могут быть важными
источником помощи, защиты и поддержки друг друга, обеспечивая чувство
солидарности, безопасности и принадлежности. В изучении траектории
развития обращают внимание, какое место занимают повседневные
практики в жизни братьев и сестер, как порядок рождения влияет на
взаимоотношения.
В работе был проведен анализ сиблинговых отношений, учтены
факторы состава семьи, были выявлены ожидания младшего сиблинга по
отношению к старшему и наоборот. В ходе исследования была подтверждена
зависимость отношениями между сиблингами от разницы в возрасте что
влияет на круг интересов и готовностью доверять брату / сестре. Если
старшие дети принимали участие в воспитании младших детей в семье,
отношения оцениваются респондентами как дружественные, несмотря на
отдельное проживание.
Среди первоклассников прослеживается связь родительско - детских и
сиблинговых отношений, если родители заинтересованы в совместной деятельности детей, то ребята изображают дружную семью, которая играет в72
футбол, например. Если дети не имеют общих занятий, то школьник изображает большие комнаты, где братья живут, играют отдельно. Многие школьники изображали себя выше брата / сестры, в случае, если сиблинг чувствовал, что его брата / сестру любят больше, себя изображал отдельно от семьи.
В рисунках первоклассников видно, что родители значат для них больше,
поэтому размер их фигур соответствующий, многие изображали выше, чем
себя и сиблинга.
В результате исследования были опровергнуты следующие гипотезы:
сиблинговая связь слабо выражена с разницей в возрасте 7–10 лет. Дети
отметили, что у них есть общие интересы, и они общаются, им не скучно
сидеть дома с младшим братом / младшей сестрой.
Основная роль сиблинга в воспитании младшего ребенка в семье
первичная социализация, в процессе которой дети принимают роли и
закрепляют свой статус в семье, на который влияет не только их пол, возраст,
но и отношение родителей к сиблингам, взаимоотношения между детьми.
Важно учитывать характеристику семьи: полная / неполная, стиль
воспитания, участвуют ли другие родственники в этом процессе (бабушки,
дедушки), материальное положение. Отношение родителей может
варьироваться, т.е. степень опеки отца / матери и степень привязанности
ребенка к ним. Если родители доверяют старшему сиблингу, он может взять
на себя некоторые обязанности взрослого члена семьи – провожать брата /
сестру в садик, школу. В данной ситуации этот сиблинг может осознавать
необходимость помощи родителям, заботы о младшем сиблинге, поэтому
проявляет заботу, в противном случае ощущает принуждение и для него
такая роль обременительна. В результате исследования выяснилось, что дети
в возрасте 11- 13 лет еще привязаны к семье, она важнее, например, друзей,
но в старшей школе могут возникнуть сложности, у ребят могут появиться
новые интересы, они захотят большей самостоятельности. Подростки,
ощущая непонимание по этому поводу, нередко проявляют негативные
эмоции не только в отношении родителей, но и на сиблингов, которые могут73
принять эту реакцию на свой счет. Для социального работника при
выявлении таких проблем в семье, важно работать со всей семьей, чтобы
каждый член семьи смог понять ситуацию, приняв во внимание чужое
мнение. Родители отмечают, что между детьми случаются конфликты, но
почти половина не вмешивается, т.к. дети находят компромисс. Взрослые
могут осознавать, что есть ситуации, которые связаны с сиюминутными
желаниями детей либо требуют больше внимания, сиблинги способны сами
решить проблему, уступив или договорившись друг с другом.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНОЙ СИБЛИНГОВОЙ ПОЗИЦИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2024 - Коммуникативные способности детей в контексте детско- родительских отношений в полных и неполных семьях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА ДИАГНОСТИКИ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Различия в мотивации аффилиации у лиц с разной сиблинговой позицией в родительской семье
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019



