КАРИКАТУРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ КАК РАЦИОНАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОТРАЖЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ И ИЗДАНИЙ «ЭКСПЕРТ», «ТНЕ NEW YORKER», «CHARLIE HEBDO»)
|
Введение
1 Исторические аспекты становления жанра карикатуры 11
1.1 Предшественники карикатурных изображений, их появление 11
1.2 Западноевропейские карикатуры и карикатуры в США 15
1.3 Карикатурные изображения в Российской империи и в СССР 21
2 Особенности карикатурных изображений в современных СМИ 26
2.1 Жанрово-функциональная классификация карикатур 26
2.2 Этические нарушения при публикации карикатурных изображений
2.3 Тематика и периодичность появления карикатур в российских и зарубежных СМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Питер Брейгель «Слепые» 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Гравюра Дюрера «Четыре всадника» 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное) И. Босх «Удаление камней глупости» 65 ПРИЛОЖЕНИЕ Г (обязательное) Леонардо да Винчи «Пять 66
гротесковых голов»
ПРИЛОЖЕНИЕ Д (обязательное) Уильям Хогарт «Триумфальное 67
шествие»
ПРИЛОЖЕНИЕ Е (обязательное) У. Хогарт «Характеры и карикатуры» 68 ПРИЛОЖЕНИЕ Ж (обязательное) Д. Гилрей «Наполеон» 69ПРИЛОЖЕНИЕ Н (обязательное) Журнал «Культуркампен» 74 «Омраченная радость», 1938 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ П (обязательное) Обложка The New Yorker, 1940 г. 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Р (обязательное) Обложка «The New Yorker» от 76 21 февраля 1925 года
ПРИЛОЖЕНИЕ С (обязательное) Обложка «Будильника» 1882 года 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Т (обязательное) Обложка «Сатирикона» 1917 года 78
ПРИЛОЖЕНИЕ У (обязательное) Плакат «Долой безобразников по 79 женской линии!». Константин Ротов
ПРИЛОЖЕНИЕ Ф (обязательное) Борис Ефимов «Наглядное 80 изображение арийского происхождения»
ПРИЛОЖЕНИЕ Х (обязательное) Кукрыниксы «Потеряла я колечко» 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Ц (обязательное) «Крыловская мартышка о Геббельсе» 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Ш (обязательное) Обложка THE WEEK от 10.04.2014 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Щ (обязательное) «Charlie Hebdo», 2011 г. 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Э (обязательное) «Charlie Hebdo», 2011 г. 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Ю (обязательное) «Charlie Hebdo», 2015 г. 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Я (обязательное) «The New Yorker» от 6.03.2017 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное) Карикатура «Another round?» 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное) Карикатуры Константина Куксо в «Ъ- 89
Online»
1 Исторические аспекты становления жанра карикатуры 11
1.1 Предшественники карикатурных изображений, их появление 11
1.2 Западноевропейские карикатуры и карикатуры в США 15
1.3 Карикатурные изображения в Российской империи и в СССР 21
2 Особенности карикатурных изображений в современных СМИ 26
2.1 Жанрово-функциональная классификация карикатур 26
2.2 Этические нарушения при публикации карикатурных изображений
2.3 Тематика и периодичность появления карикатур в российских и зарубежных СМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Питер Брейгель «Слепые» 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Гравюра Дюрера «Четыре всадника» 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное) И. Босх «Удаление камней глупости» 65 ПРИЛОЖЕНИЕ Г (обязательное) Леонардо да Винчи «Пять 66
гротесковых голов»
ПРИЛОЖЕНИЕ Д (обязательное) Уильям Хогарт «Триумфальное 67
шествие»
ПРИЛОЖЕНИЕ Е (обязательное) У. Хогарт «Характеры и карикатуры» 68 ПРИЛОЖЕНИЕ Ж (обязательное) Д. Гилрей «Наполеон» 69ПРИЛОЖЕНИЕ Н (обязательное) Журнал «Культуркампен» 74 «Омраченная радость», 1938 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ П (обязательное) Обложка The New Yorker, 1940 г. 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Р (обязательное) Обложка «The New Yorker» от 76 21 февраля 1925 года
ПРИЛОЖЕНИЕ С (обязательное) Обложка «Будильника» 1882 года 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Т (обязательное) Обложка «Сатирикона» 1917 года 78
ПРИЛОЖЕНИЕ У (обязательное) Плакат «Долой безобразников по 79 женской линии!». Константин Ротов
ПРИЛОЖЕНИЕ Ф (обязательное) Борис Ефимов «Наглядное 80 изображение арийского происхождения»
ПРИЛОЖЕНИЕ Х (обязательное) Кукрыниксы «Потеряла я колечко» 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Ц (обязательное) «Крыловская мартышка о Геббельсе» 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Ш (обязательное) Обложка THE WEEK от 10.04.2014 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Щ (обязательное) «Charlie Hebdo», 2011 г. 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Э (обязательное) «Charlie Hebdo», 2011 г. 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Ю (обязательное) «Charlie Hebdo», 2015 г. 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Я (обязательное) «The New Yorker» от 6.03.2017 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное) Карикатура «Another round?» 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное) Карикатуры Константина Куксо в «Ъ- 89
Online»
Актуальность исследования. Современное положение сатирических жанров на медиарынке является как никогда нестабильным, во многом незаметным, но при этом пользуется большим вниманием аудитории. Массовое внедрение Интернета и других каналов поставки аудитории массовой информации позволило авторам не только более свободно публиковать материалы, носящие в себе сатирический взгляд на многие социальные, политические и культурные события и явления современности, но и предоставило эту возможность традиционным СМИ, но с меньшей свободой выбора тем и способов подачи. Это вызвано не только потребностью аудитории в подобных медиапродуктах, но и появлением достаточного количества авторов, способных создавать данные материалы надлежащего качества. Особенно ярко это видно на примере западной прессы, которая в отличие от российских изданий публикует сатирические материалы (в основном изобразительные) регулярно и на разнообразные темы.
Исследование обусловлено необходимостью изучения и систематизации теоретических знаний о сатирических жанрах в современных СМИ и особенностях их публикаций в периодических изданиях прошлого и на современном этапе. Кроме того, упадок сатирической журналистики в регионе требует акцентирования внимания на данной теме.
Слово caricatura происходит от итальянского caricare - нагружать, преувеличивать, заводить. И это вполне соответствует актуальному определению карикатуры, которая нагружает и преувеличивает смыслы и формы уже знакомых и обыденных объектов, позволяя воспринимать их не в сегменте страха, ужаса и безысходности, а юмора. Хорошо проработанная и актуальная карикатура способна стать отличной альтернативой антидепрессанта или психотерапии, направленной на массовое восприятие,
Во Франции и Англии временем рождения «клейма популярности» - шаржа считают середину XIX века, когда в общественно-политических газетах появились люди-головастики на маленьких ножках. Считалось, что если на человека публикуется юмористическая зарисовка, то он действительно сделал что-то значительное и стал достаточно знаменит.
Советский Союз все время своего существования принимал важность и ценность данного PR и медиа-продукта. С помощью карикатур со времен революции по заказу властей кто-угодно и что-угодно преувеличивалось и преуменьшалось, осмеивалось и превозносилось, легко ложась на уже устоявшиеся стереотипы в обществе и формируя новые.
Объект исследования: карикатурные изображения в современных СМИ.
Предмет исследования: рассмотрение карикатур в журналах «Эксперт», «The New Yorker», «Charlie Hebdo», печатных изданиях Республики Мордовия как рационального способа отражения негативных социальных проблем.
Научная новизна: в работе обобщены и систематизированы этапы становления карикатуры как публицистического жанра, определена её роль в современном информационном поле и социальных процессах, прослежены основные тенденции и тематики публикаций карикатурных материалов зарубежных и российских СМИ.
Цель исследования: рассмотрение карикатур в СМИ как рационального способа отражения негативных социальных проблем на примере публицистических материалов.
Задачи исследования:
- проследить историю пракарикатурных изображений в человеческой культуре;
- изучить традиции и специфику карикатур западной Европы и США;
- изучить традиции и специфику карикатур Российской империи и СССР;
- определить основные жанры и функции карикатур, их
классификацию;
- вычленить и оценить этичность карикатурных материалов в современной периодике;
- выявить основные темы и периодичность публикации карикатур в современных СМИ;
- проанализировать карикатуры в СМИ Республики Мордовия.
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы по вопросам создания и публикации карикатурных изображений в западных странах и в России.
Практическая значимость исследования заключается в том, что, материалы, полученные в результате исследования, могут служить базой для проведения курсов по актуальным проблемам современности и СМИ, для подготовки разделов учебных пособий по рассматриваемой в настоящей работе проблеме, написания курсовых и дипломных работ, а также могут быть использованы работниками средств массовой информации в практической деятельности.
В качестве основных методов работы используются: поиск и изучение научно-исследовательской литературы, а также изучение периодической печати по рассматриваемой проблеме, изложение, описание, логические методы: анализ, синтез, аналогия.
Апробация работы. Основные положения и выводы выпускной квалификационной работы были отражены в статье «Особенности карикатуры в современных СМИ (на примере журнала «The New Yorker»)», опубликованной в «Трудах института бизнес-коммуникаций» Санкт- Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. Также автором сделаны доклады на конференции «Огаревские чтения» и Всероссийском конкурсе научных работ по журналистике, рекламе и PR для студентов и магистрантов, где работа заняла 2 место. По данной теме были проработаны курсовые работы «Современная интерпретация сатирических жанров в российских и западных медиа» и «Формирование имиджа политического лидера как элемент ведения информационной войны (на примере карикатурных материалов западной и отечественной прессы)».
Структура бакалаврской работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три параграфа, заключения, списка использованных источников, приложений. В первой главе «Исторические аспекты становления жанра карикатуры» систематизированы и обобщены процессы становления и развития карикатуры как публицистического жанра, отражающего злободневные общественные проблемы. Во второй главе «Особенности карикатурных изображений в современных СМИ» раскрывается понятие «карикатуры» в современном медиапространстве, рассматриваются тематика, жанрово-функциональная классификация карикатур, этические нарушения при публикации карикатурных изображений. В заключении даются выводы и обобщения по рассматриваемой теме.
Исследование обусловлено необходимостью изучения и систематизации теоретических знаний о сатирических жанрах в современных СМИ и особенностях их публикаций в периодических изданиях прошлого и на современном этапе. Кроме того, упадок сатирической журналистики в регионе требует акцентирования внимания на данной теме.
Слово caricatura происходит от итальянского caricare - нагружать, преувеличивать, заводить. И это вполне соответствует актуальному определению карикатуры, которая нагружает и преувеличивает смыслы и формы уже знакомых и обыденных объектов, позволяя воспринимать их не в сегменте страха, ужаса и безысходности, а юмора. Хорошо проработанная и актуальная карикатура способна стать отличной альтернативой антидепрессанта или психотерапии, направленной на массовое восприятие,
Во Франции и Англии временем рождения «клейма популярности» - шаржа считают середину XIX века, когда в общественно-политических газетах появились люди-головастики на маленьких ножках. Считалось, что если на человека публикуется юмористическая зарисовка, то он действительно сделал что-то значительное и стал достаточно знаменит.
Советский Союз все время своего существования принимал важность и ценность данного PR и медиа-продукта. С помощью карикатур со времен революции по заказу властей кто-угодно и что-угодно преувеличивалось и преуменьшалось, осмеивалось и превозносилось, легко ложась на уже устоявшиеся стереотипы в обществе и формируя новые.
Объект исследования: карикатурные изображения в современных СМИ.
Предмет исследования: рассмотрение карикатур в журналах «Эксперт», «The New Yorker», «Charlie Hebdo», печатных изданиях Республики Мордовия как рационального способа отражения негативных социальных проблем.
Научная новизна: в работе обобщены и систематизированы этапы становления карикатуры как публицистического жанра, определена её роль в современном информационном поле и социальных процессах, прослежены основные тенденции и тематики публикаций карикатурных материалов зарубежных и российских СМИ.
Цель исследования: рассмотрение карикатур в СМИ как рационального способа отражения негативных социальных проблем на примере публицистических материалов.
Задачи исследования:
- проследить историю пракарикатурных изображений в человеческой культуре;
- изучить традиции и специфику карикатур западной Европы и США;
- изучить традиции и специфику карикатур Российской империи и СССР;
- определить основные жанры и функции карикатур, их
классификацию;
- вычленить и оценить этичность карикатурных материалов в современной периодике;
- выявить основные темы и периодичность публикации карикатур в современных СМИ;
- проанализировать карикатуры в СМИ Республики Мордовия.
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы по вопросам создания и публикации карикатурных изображений в западных странах и в России.
Практическая значимость исследования заключается в том, что, материалы, полученные в результате исследования, могут служить базой для проведения курсов по актуальным проблемам современности и СМИ, для подготовки разделов учебных пособий по рассматриваемой в настоящей работе проблеме, написания курсовых и дипломных работ, а также могут быть использованы работниками средств массовой информации в практической деятельности.
В качестве основных методов работы используются: поиск и изучение научно-исследовательской литературы, а также изучение периодической печати по рассматриваемой проблеме, изложение, описание, логические методы: анализ, синтез, аналогия.
Апробация работы. Основные положения и выводы выпускной квалификационной работы были отражены в статье «Особенности карикатуры в современных СМИ (на примере журнала «The New Yorker»)», опубликованной в «Трудах института бизнес-коммуникаций» Санкт- Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. Также автором сделаны доклады на конференции «Огаревские чтения» и Всероссийском конкурсе научных работ по журналистике, рекламе и PR для студентов и магистрантов, где работа заняла 2 место. По данной теме были проработаны курсовые работы «Современная интерпретация сатирических жанров в российских и западных медиа» и «Формирование имиджа политического лидера как элемент ведения информационной войны (на примере карикатурных материалов западной и отечественной прессы)».
Структура бакалаврской работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три параграфа, заключения, списка использованных источников, приложений. В первой главе «Исторические аспекты становления жанра карикатуры» систематизированы и обобщены процессы становления и развития карикатуры как публицистического жанра, отражающего злободневные общественные проблемы. Во второй главе «Особенности карикатурных изображений в современных СМИ» раскрывается понятие «карикатуры» в современном медиапространстве, рассматриваются тематика, жанрово-функциональная классификация карикатур, этические нарушения при публикации карикатурных изображений. В заключении даются выводы и обобщения по рассматриваемой теме.
В настоящем историческом контексте карикатура может стать довольно серьезным оружием, которое может навредить и привести к агрессивным действиям на международной политической арене. Карикатура является отражением действительности, с ее помощью художники пытаются донести до окружающих самые злободневные проблемы современного мира, что не всегда получается «корректно».
В ходе работы на примере отдельных рассматриваемых материалов из разных отечественных и зарубежных медиапродуктов разного периода было определено значение затронутых тем для современности. Для анализа были взяты материалы изданий «Эксперт», «The New Yorker», «Charlie Hebdo» и другие в период до 2017 года включительно.
Сатирические жанры крайне эффективны, это связано с тем, что в них создается визуальный образ негативного явления, которое той или иной стороной затрагивает интересы большинства социальных групп, а часто - и всего общества.
Рассматриваемые материалы обладают значительной постоянной читательской аудиторией, которая имеет в своем составе представителей всех слоев и групп населения. Редакции стремятся следовать тенденции на сатирические материалы, поэтому на их полосах можно заметить некоторые переходные формы, сопровождающие материалы или сатиру и юмор в чистом виде.
В процессе анализа и рассмотрения вышеупомянутых материалов были рассмотрены печатные периодические материалы и интернет-порталы, которые публикуют карикатурные материалы, в результате чего были выявлены следующие особенности карикатур на политических лидеров на российском и международном медиарынке:
1. карикатуристика западных СМИ выпускает значительно больше материала, чем российская;
2. политические лидеры, изображаемые в карикатурных изображениях, появляются в данном медиа-формате в результате реакции на крупные политические события;
3. нарушение этических норм и гиперболизация образов больше свойственна западной карикатуре;
4. самыми популярными личностями, изображаемыми в политической карикатуре, являются лидеры самых крупных и (или) влиятельных государств.
Результаты проведенного анализа позволят дать некоторые прогнозы относительно векторов развития определенного сегмента системы медиа в отношении сатирических материалов, оптимизировать работу данного спектра изданий и предотвратить возможные ошибки.
В ходе работы на примере отдельных рассматриваемых материалов из разных отечественных и зарубежных медиапродуктов разного периода было определено значение затронутых тем для современности. Для анализа были взяты материалы изданий «Эксперт», «The New Yorker», «Charlie Hebdo» и другие в период до 2017 года включительно.
Сатирические жанры крайне эффективны, это связано с тем, что в них создается визуальный образ негативного явления, которое той или иной стороной затрагивает интересы большинства социальных групп, а часто - и всего общества.
Рассматриваемые материалы обладают значительной постоянной читательской аудиторией, которая имеет в своем составе представителей всех слоев и групп населения. Редакции стремятся следовать тенденции на сатирические материалы, поэтому на их полосах можно заметить некоторые переходные формы, сопровождающие материалы или сатиру и юмор в чистом виде.
В процессе анализа и рассмотрения вышеупомянутых материалов были рассмотрены печатные периодические материалы и интернет-порталы, которые публикуют карикатурные материалы, в результате чего были выявлены следующие особенности карикатур на политических лидеров на российском и международном медиарынке:
1. карикатуристика западных СМИ выпускает значительно больше материала, чем российская;
2. политические лидеры, изображаемые в карикатурных изображениях, появляются в данном медиа-формате в результате реакции на крупные политические события;
3. нарушение этических норм и гиперболизация образов больше свойственна западной карикатуре;
4. самыми популярными личностями, изображаемыми в политической карикатуре, являются лидеры самых крупных и (или) влиятельных государств.
Результаты проведенного анализа позволят дать некоторые прогнозы относительно векторов развития определенного сегмента системы медиа в отношении сатирических материалов, оптимизировать работу данного спектра изданий и предотвратить возможные ошибки.



