КАРИКАТУРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ КАК РАЦИОНАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОТРАЖЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ И ИЗДАНИЙ «ЭКСПЕРТ», «ТНЕ NEW YORKER», «CHARLIE HEBDO»)
Введение
1 Исторические аспекты становления жанра карикатуры 11
1.1 Предшественники карикатурных изображений, их появление 11
1.2 Западноевропейские карикатуры и карикатуры в США 15
1.3 Карикатурные изображения в Российской империи и в СССР 21
2 Особенности карикатурных изображений в современных СМИ 26
2.1 Жанрово-функциональная классификация карикатур 26
2.2 Этические нарушения при публикации карикатурных изображений
2.3 Тематика и периодичность появления карикатур в российских и зарубежных СМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Питер Брейгель «Слепые» 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Гравюра Дюрера «Четыре всадника» 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное) И. Босх «Удаление камней глупости» 65 ПРИЛОЖЕНИЕ Г (обязательное) Леонардо да Винчи «Пять 66
гротесковых голов»
ПРИЛОЖЕНИЕ Д (обязательное) Уильям Хогарт «Триумфальное 67
шествие»
ПРИЛОЖЕНИЕ Е (обязательное) У. Хогарт «Характеры и карикатуры» 68 ПРИЛОЖЕНИЕ Ж (обязательное) Д. Гилрей «Наполеон» 69ПРИЛОЖЕНИЕ Н (обязательное) Журнал «Культуркампен» 74 «Омраченная радость», 1938 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ П (обязательное) Обложка The New Yorker, 1940 г. 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Р (обязательное) Обложка «The New Yorker» от 76 21 февраля 1925 года
ПРИЛОЖЕНИЕ С (обязательное) Обложка «Будильника» 1882 года 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Т (обязательное) Обложка «Сатирикона» 1917 года 78
ПРИЛОЖЕНИЕ У (обязательное) Плакат «Долой безобразников по 79 женской линии!». Константин Ротов
ПРИЛОЖЕНИЕ Ф (обязательное) Борис Ефимов «Наглядное 80 изображение арийского происхождения»
ПРИЛОЖЕНИЕ Х (обязательное) Кукрыниксы «Потеряла я колечко» 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Ц (обязательное) «Крыловская мартышка о Геббельсе» 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Ш (обязательное) Обложка THE WEEK от 10.04.2014 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Щ (обязательное) «Charlie Hebdo», 2011 г. 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Э (обязательное) «Charlie Hebdo», 2011 г. 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Ю (обязательное) «Charlie Hebdo», 2015 г. 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Я (обязательное) «The New Yorker» от 6.03.2017 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное) Карикатура «Another round?» 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное) Карикатуры Константина Куксо в «Ъ- 89
Online»
Актуальность исследования. Современное положение сатирических жанров на медиарынке является как никогда нестабильным, во многом незаметным, но при этом пользуется большим вниманием аудитории. Массовое внедрение Интернета и других каналов поставки аудитории массовой информации позволило авторам не только более свободно публиковать материалы, носящие в себе сатирический взгляд на многие социальные, политические и культурные события и явления современности, но и предоставило эту возможность традиционным СМИ, но с меньшей свободой выбора тем и способов подачи. Это вызвано не только потребностью аудитории в подобных медиапродуктах, но и появлением достаточного количества авторов, способных создавать данные материалы надлежащего качества. Особенно ярко это видно на примере западной прессы, которая в отличие от российских изданий публикует сатирические материалы (в основном изобразительные) регулярно и на разнообразные темы.
Исследование обусловлено необходимостью изучения и систематизации теоретических знаний о сатирических жанрах в современных СМИ и особенностях их публикаций в периодических изданиях прошлого и на современном этапе. Кроме того, упадок сатирической журналистики в регионе требует акцентирования внимания на данной теме.
Слово caricatura происходит от итальянского caricare - нагружать, преувеличивать, заводить. И это вполне соответствует актуальному определению карикатуры, которая нагружает и преувеличивает смыслы и формы уже знакомых и обыденных объектов, позволяя воспринимать их не в сегменте страха, ужаса и безысходности, а юмора. Хорошо проработанная и актуальная карикатура способна стать отличной альтернативой антидепрессанта или психотерапии, направленной на массовое восприятие,
Во Франции и Англии временем рождения «клейма популярности» - шаржа считают середину XIX века, когда в общественно-политических газетах появились люди-головастики на маленьких ножках. Считалось, что если на человека публикуется юмористическая зарисовка, то он действительно сделал что-то значительное и стал достаточно знаменит.
Советский Союз все время своего существования принимал важность и ценность данного PR и медиа-продукта. С помощью карикатур со времен революции по заказу властей кто-угодно и что-угодно преувеличивалось и преуменьшалось, осмеивалось и превозносилось, легко ложась на уже устоявшиеся стереотипы в обществе и формируя новые.
Объект исследования: карикатурные изображения в современных СМИ.
Предмет исследования: рассмотрение карикатур в журналах «Эксперт», «The New Yorker», «Charlie Hebdo», печатных изданиях Республики Мордовия как рационального способа отражения негативных социальных проблем.
Научная новизна: в работе обобщены и систематизированы этапы становления карикатуры как публицистического жанра, определена её роль в современном информационном поле и социальных процессах, прослежены основные тенденции и тематики публикаций карикатурных материалов зарубежных и российских СМИ.
Цель исследования: рассмотрение карикатур в СМИ как рационального способа отражения негативных социальных проблем на примере публицистических материалов.
Задачи исследования:
- проследить историю пракарикатурных изображений в человеческой культуре;
- изучить традиции и специфику карикатур западной Европы и США;
- изучить традиции и специфику карикатур Российской империи и СССР;
- определить основные жанры и функции карикатур, их
классификацию;
- вычленить и оценить этичность карикатурных материалов в современной периодике;
- выявить основные темы и периодичность публикации карикатур в современных СМИ;
- проанализировать карикатуры в СМИ Республики Мордовия.
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы по вопросам создания и публикации карикатурных изображений в западных странах и в России.
Практическая значимость исследования заключается в том, что, материалы, полученные в результате исследования, могут служить базой для проведения курсов по актуальным проблемам современности и СМИ, для подготовки разделов учебных пособий по рассматриваемой в настоящей работе проблеме, написания курсовых и дипломных работ, а также могут быть использованы работниками средств массовой информации в практической деятельности.
В качестве основных методов работы используются: поиск и изучение научно-исследовательской литературы, а также изучение периодической печати по рассматриваемой проблеме, изложение, описание, логические методы: анализ, синтез, аналогия.
Апробация работы. Основные положения и выводы выпускной квалификационной работы были отражены в статье «Особенности карикатуры в современных СМИ (на примере журнала «The New Yorker»)», опубликованной в «Трудах института бизнес-коммуникаций» Санкт- Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. Также автором сделаны доклады на конференции «Огаревские чтения» и Всероссийском конкурсе научных работ по журналистике, рекламе и PR для студентов и магистрантов, где работа заняла 2 место. По данной теме были проработаны курсовые работы «Современная интерпретация сатирических жанров в российских и западных медиа» и «Формирование имиджа политического лидера как элемент ведения информационной войны (на примере карикатурных материалов западной и отечественной прессы)».
Структура бакалаврской работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три параграфа, заключения, списка использованных источников, приложений. В первой главе «Исторические аспекты становления жанра карикатуры» систематизированы и обобщены процессы становления и развития карикатуры как публицистического жанра, отражающего злободневные общественные проблемы. Во второй главе «Особенности карикатурных изображений в современных СМИ» раскрывается понятие «карикатуры» в современном медиапространстве, рассматриваются тематика, жанрово-функциональная классификация карикатур, этические нарушения при публикации карикатурных изображений. В заключении даются выводы и обобщения по рассматриваемой теме.
В настоящем историческом контексте карикатура может стать довольно серьезным оружием, которое может навредить и привести к агрессивным действиям на международной политической арене. Карикатура является отражением действительности, с ее помощью художники пытаются донести до окружающих самые злободневные проблемы современного мира, что не всегда получается «корректно».
В ходе работы на примере отдельных рассматриваемых материалов из разных отечественных и зарубежных медиапродуктов разного периода было определено значение затронутых тем для современности. Для анализа были взяты материалы изданий «Эксперт», «The New Yorker», «Charlie Hebdo» и другие в период до 2017 года включительно.
Сатирические жанры крайне эффективны, это связано с тем, что в них создается визуальный образ негативного явления, которое той или иной стороной затрагивает интересы большинства социальных групп, а часто - и всего общества.
Рассматриваемые материалы обладают значительной постоянной читательской аудиторией, которая имеет в своем составе представителей всех слоев и групп населения. Редакции стремятся следовать тенденции на сатирические материалы, поэтому на их полосах можно заметить некоторые переходные формы, сопровождающие материалы или сатиру и юмор в чистом виде.
В процессе анализа и рассмотрения вышеупомянутых материалов были рассмотрены печатные периодические материалы и интернет-порталы, которые публикуют карикатурные материалы, в результате чего были выявлены следующие особенности карикатур на политических лидеров на российском и международном медиарынке:
1. карикатуристика западных СМИ выпускает значительно больше материала, чем российская;
2. политические лидеры, изображаемые в карикатурных изображениях, появляются в данном медиа-формате в результате реакции на крупные политические события;
3. нарушение этических норм и гиперболизация образов больше свойственна западной карикатуре;
4. самыми популярными личностями, изображаемыми в политической карикатуре, являются лидеры самых крупных и (или) влиятельных государств.
Результаты проведенного анализа позволят дать некоторые прогнозы относительно векторов развития определенного сегмента системы медиа в отношении сатирических материалов, оптимизировать работу данного спектра изданий и предотвратить возможные ошибки.
1 Айнутдинов А. С. Карикатура как тип изображения комической интенции в современных российских печатных СМИ / Айнутдинов А. С. - М. : Екатеринбург: ун-ет им. А. М. Горького, 2010. - 180 с.
2 Айнутдинов А. С. Типология и функции карикатуры в прессе /
А. С. Айнутдинов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 21. - С. 20-28.
3 Антонова В. И. Жанры в творчестве журналистов региональных изданий: традиции, опыт, новации : учеб. пособие / В. И. Антонова. - Саранск, 2005. - 136 с.
4 Антонова В. И. Информация в контексте медиакультуры : учеб. пособие / В. И. Антонова. - М. : Саранск : из-во Мордов. ун-та, 2017. - 84 с.
5 Антонова В. И. Типология региональных СМИ / В. И. Антонова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009. - 88 с.
6 Артемова Е. А. Карикатура как жанр политического дискурса / Артемова Е. А. - М. : Волгоград : Волгоград. гос. пед. ун-т, 2002. - 172 с.
7 Бережной А. Ф. К истории отечественной журналистики (конец XIX -начало XX в.) / А. Ф. Бережной. - СПб. : Академия, 2003. - 435 с.
8 Бережной А. Ф. Сатирическая журналистика / Бережной А. Ф. - М. : СПб., 2004. - 39 с.
9 Блюм А. В. Советская цензура в эпоху тотального террора : 1929 - 1953 / А. В. Блюм. - СПб. : Академический проект, 2000. - 212 с.
10 Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства / Б. Р. Виппер. - М. : АСТ-Пресс книга, 2004. - 366 с.
11 Воронина О. А. Анализ карикатуры как вида креолизованного текста / О. А. Воронина // Вестник ЦМО МГУ. - М. : Центр международного образования Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. - 2010. - № 2. - С. 11-15.
12 Ворошилов В. В. Право и этика в журналистике /
В. В. Ворошилов. - Спб. : Академия, 2004. - 315 с.
13 Грабельников А. А. История российской журналистики XX в. /
А. А. Грабельников. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 565 с.
14 Дементьева К. В. Пресса и общественное мнение: учеб. пособие / К. В. Дементьева, П. Ф. Потапов. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2012. - 140 с.
15 Дементьева К. В. Региональная пресса как фактор формирования общественного мнения: по материалам русскоязычных и национальных газет Республики Мордовия : дис. ... канд. филол. наук / К. В. Дементьева. - Казань, 2012. - 195 с.
16 Дементьева К. В. СМИ и общественное мнение: диалектика взаимодействия / К. В. Дементьева, П. Ф. Потапов. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2016. - 144 с.
17 Есин Б. И. Русская дореволюционная газета / Б. И. Есин. - M. : Лабиринт, 2003. - 335 с.
18 Ефимов Б. Е. Основы понимания карикатуры / Ефимов Б. Е. - М., 1961. - 456 с.
19 Златковский М. «Юмор молодых»: из истории карикатуры в России 1953-2000 годы / М. Златковский // Феноменология смеха. Карикатура. пародия. Гротеск в современной культуре : сб. ст., М-во культуры РФ, Рос. Ин-т культурологии. - М., 2002. - 272 с.
20 Зыкун Н. И. Сатирические жанры журналистики: проблемы типологии / Зыкун Н. И. - М. : Томск, Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2015. - № 1 (33). - С. 181-191.
21 Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения / М. Н. Ким. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2001. - 320 с.
22 Кожеурова Н. С. Публицистика и философия: коммуникативно-мировоззренческие аспекты / Н. С. Кожеурова. - М. : Мол. гвардия, 1994. - 160 с.
23 Корконосенко С. Г. Основы журналистики : учебник для вузов /
С. Г. Корконосенко. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 287 с.
24 Кривенькая Е. С. Комическое и смеховая культура в карикатуре / Е. С. Кривенькая // Искусство и культура. - М. : Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова. - 2013. -№ 2(10). - С. 32-37.
25 Кривенькая Е. С. Преломление элементов смеховой культуры в карикатуре / Е. С. Кривенькая // Искусство и культура. - М. : Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова. - 2014. - № 3(15). - С. 85-89.
26 Кротков А. П. Карикатура. Непридуманная история /
А. П. Кротков. - М. : АСТ, 2015. - 263 с.
27 Кручевская Г. В. Карикатура в дискурсе печатной российской
прессы: функционально-типологический аспект / Г. В. Кручевская //
Журналистский ежегодник. - 2015. - № 4. - С. 37-40.
28 Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917-2000) / И. В. Кузнецов. - М. : ЧеРО, 2003. - 875 с.
29 Ландерова А. Современная сатира как элемент российской политической культуры / А. Ландерова // Мат. Междунар. молодеж. науч. форума «ЛОМОНОСОВ-2013» / [отв. ред. А. И. Андреев и др.]. - Москва : МАКС Пресс, 2013.
30 Макаева Н. The New Yorker: толстый, умный, смешной и не для всех / Н. Макаева. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.cablook.com/inspiration/the-new-yorker-tolstyj -umnyj - smeshnoj -i-ne- dlya-vseh/ . Дата обращения: 24.01.18.
31 Мамдух Х. Карикатура в периодической печати: дис. канд. филол. наук / Х. Мамдух. - М. : Минск : Белорус. гос. ун-т, 1993. - 97 с.
32 Манкофф Б. Анатомия карикатур журнала «The New Yorker» / Б. Манкофф. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ted.com- Загл. с экрана. Дата обращения: 24.01.18.
33 Мишанин Ю. А. Журналистика и этнос : учеб. пособие / Ю. А. Мишанин. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006. - 156 с.
34 Мишанин Ю. А. Мордовский народ и край в периодической печати Поволжья XIX столетия: учеб-метод. пособие / Ю. А. Мишанин. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1997. - 76 с.
35 Мишанин Ю. А. Этнокультура мордвы в журналистике России Х1Х-начала XX века / Ю. А. Мишанин; науч. ред. Г. В. Жирков. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. - 168 с.
36 Москин Д. Н. Краткая энциклопедия карикатуры. Из истории юмора и сатиры в графике / Москин Д. Н. - М. : Петрозаводск, ИД Петропресс», 2000. - 208 с.
37 Мусийчук М. В. Социальные функции механизмов юмора в политической карикатуре / М. В. Мусийчук // Общество: политика, экономика, право. - М. : Краснодар : ИД «Хорс». - 2015. - №4. - С. 123-143.
38 Онлайн-журнал «Однако» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://odnako.org/. - Загл. с экрана. Дата обращения: 24.01.18.
39 Онлайн-журнал о политике, экономике и бизнесе «Republic» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://republic.ru/. - Загл. с экрана. Дата обращения: 24.01.18.
40 Официальный блог выпускающего редактора онлайн-издания медиакомпании «Deutsche Welle» «Медиаспрут» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mediasprut.ru/. - Загл. с экрана. Дата обращения: 24.01.18.
41 Официальный сайт газеты «Взгляд» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vz.ru/. - Загл. с экрана. Дата обращения: 24.01.18.
42 Официальный сайт журнала «Charlie Hebdo» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://charliehebdo.fr/. - Загл. с экрана. Дата обращения: 24.01.18.
43 Официальный сайт журнала «The New Yorker» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newyorker.com- Загл. с экрана. Дата обращения: 24.01.18.
44 Официальный сайт журнала «THE WEEK» [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://theweek.com/. - Загл. с экрана. Дата обращения: 24.01.18.
45 Официальный сайт журнала «Коммерсантъ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.kommersant.ru/.- Загл. с экрана. Дата обращения: 24.01.18.
46 Официальный сайт журнала «Эксперт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://expert.ru/. - Загл. с экрана. Дата обращения: 24.01.18.
47 Потапов П. Ф. Журналистика и межкультурное взаимодействие в обществе : учеб. пособие / П. Ф. Потапов. - Саранск : Изд-во Центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2011. - 104 с.
48 Редакция портала «Православие и Мир» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravmir.ru. - Загл. с экрана. Дата обращения: 24.01.18.
49 Ржанова С. А. Журналистское мастерство / С. А. Ржанова. - Саранск, 2007. - 202 с.
50 Русскоязычное интернет-издание «Meduza» [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://meduza.io(дата обращения: 3 мая 2017). Дата обращения: 24.01.18.
51 Сайт «Литературная энциклопедия» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// feb-web.ru/. - Загл. с экрана. Дата обращения: 24.01.18.
52 Сайт «Проза.ру» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.proza.ru/. - Загл. с экрана. Дата обращения: 24.01.18.
53 Сайт информационного агентства «Росбалт» [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://www.proza.ru/. - Загл. с экрана. Дата
обращения: 24.01.18.
54 Сайт Международного проекта «Сноб» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://snob.ru. - Загл. с экрана. Дата обращения: 24.01.18.
55 Середина Е. В. Лексические средства выражения личности автора в американской политической карикатуре / Е. В. Середина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - М.: Тамбов : Издательство «Грамота». - 2013. - № 8-2(26). - С. 67-98.
56 Середина Е. В. Элементы трагизма и комизма в политической карикатуре / Е. В. Середина // Научный журнал КубГАУ. - М. : Краснодар : КубГАУ. - 2012. - № 79(05). - С. 76-34.
57 Сибрук Дж. Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры / Дж. Сибрук. - М. : Ад Маргинем Пресс. - 2000. - 204 с. - С. 6-16.
58 Сидоров А. А. Русская графика начала ХХ в. / Сидоров А. А. - М., 1969. - 266 с.
59 Симкин Я. Р. Сатирическая публицистика / Я. Р. Симкин. - Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 1976. - 174 с.
60 Система средств массовой информации России : учеб. пособие для вузов / под ред. Я. Н. Засурского. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 259 с.
61 Спиридонова Л. А. Русская сатирическая литература начала ХХ века / Л. А. Спиридонова. - М. : Мысль, 2007. - 367 с.
62 Стернин Г. Ю. Очерки русской сатирической графики /
Г. Ю. Стернин. - М., 1964. - 374 с.
63 Стыкалин С. Советская сатирическая печать. 1917-1963 /
Стыкалин С., Кременская И. - М., 1963. - 322 с.
64 Сумбатян Ю. Г. Тоталитаризм - политический феномен ХХ века / Ю. Г. Сумбатян // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - №1. - с. 45-48.
65 Усова Г. А. СМИ и культура в современном обществе / Г. А. Усова. - СПб. : Наука, 2003. - 345 с.
66 Швыров А. В. Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней / Швыров А. В. - М. : СПб. : Типография П. Ф. Пантельера, 1904. - 404 с.
67 Швыров А. В. Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней / А. В. Швыров, С. С. Трубачев. - М. : СПБ, 1903. - 344 с.
68 Шумбала Б. В. Медиапространство как фактор межэтнического взаимодействия : дис. филол. наук / Б. В. Шумбала. - М., 2015. - 187 с.
69 Шурхаев А. И. Сатирическая и позитивная карикатуры как внелингвистические формы комического в современной публицистике / А. И. Шурхаев // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - М. : Казань: КФУ. - 2010. - № 5. - Т. 152. - С. 578¬694.
70 Шустрова Е. В. Холодное лето 2014-го: Барак Обама в американской карикатуре / Е. В. Шустрова // Политическая лингвистика. - М. : Екатеринбург: УрГПУ. - 2014. - № 3. - С. 85-95.