Введение
1. Теоретическое обоснование процедуры формирования и становления ассортимента, оценки конкурентоспособности чая и оценки
его качества на потребительском рынке России…………………………... 7
1.1. Перспективы развития и текущее состояние рынка чая Российской
Федерации……………………………………………………………………. 7
1.2. Характеристика и классификация чая и чайных напитков……...…… 19
1.3. Пищевая ценность чая, факторы, влияющие на его конкурентоспособность и ассортимент……………………………...……………………. 22
1.4. Методы и принципы, используемые при оценке качества и безопасности чая………………………………………….………………….............. 27
1.5. Общие принципы и критерии, используемые при оценке конкурентоспособности сортов чая и чайных напитков…………………………….. 35
Глава 2. Исследование характеристик ассортимента чая, оценка характеристик чая, реализуемого в конкурирующих торговых организациях... 41
2.1. Общая характеристика потребительского рынка города Белгорода в
отрасли вкусовых товаров………………………………………………….. 41
2.2. Организация оценки качества и контроля в условиях потребительского рынка чая города Белгорода…………………………….…................ 46
2.3. Оценка конкурентоспособности чая и чайных напитков на примере
розничной торговой организации г. Белгорода «Хлеб-соль»…………….. 66
2.4. Оценка конкурентоспособности чая и чайных напитков на примере
розничной торговой организации г. Белгорода «Океан»…………………. 793
2.5. Направления, способствующие совершенствованию ассортимента и
повышению конкурентоспособности реализуемого чая в конкурирующих торговых сетях г.Белгорода «Хлеб-соль» и «Океан»……………….. 92
Заключение…………………………………………………………………… 96
Список использованных источников……………………………………….. 99
Приложения
Чай – один из наиболее распространенных напитков как во времена до
нашей эры, так и в настоящее время.
Повседневное внимание потребителей к чаю можно объяснить его
высокой химической ценностью, широкой гаммой вкусовых оттенков и
способностью длительного хранения. Российская Федерация занимает
четвертое место среди стран-потребителей чая и идет после Индии, Китая и
Турции.
Актуальность темы заключается в том, что чай, как товар используется
повсеместно людьми самых разных слоев населения, возрастных и социальных групп; даже при своей небольшой доле в рынке в 10%, является товаром
социально-значимым, поэтому идентификация и использование методов обнаружения фальсификации очень важны. При этом, приблизительно 95% чая
в России является импортированным из Индии, Шри-Ланки, Китая, Вьетнама, Кении и Индонезии; гигантская доля импортируемого чая усложняет
контроль качества чая, так как нет возможности контролировать качество на
всех этапах производства, лишь при получении готового продукта. Единственным местом России, производящим чай является Краснодарский край,
где производятся чаи как для широкого круга потребителей, так и элитные
сорта.
Целью выпускной квалификационной работы является сравнительный
анализ ассортимента и оценка качества и конкурентоспособности чая, реализуемого в конкурирующих торговых организациях. В соответствии с целью
были разработаны задачи:
– изучить перспективы развития и текущее состояние рынка чая Российской Федерации;
– рассмотреть характеристику и классификацию чая и чайных напитков;5
– изучить пищевую ценность чая, факторы, влияющие на его конкурентоспособность и ассортимент;
– рассмотреть методы и принципы, используемые при оценке качества
и безопасности чая.
– изучить общие принципы и критерии, используемые при оценке конкурентоспособности сортов чая и чайных напитков;
– рассмотреть общую характеристику потребительского рынка города
Белгорода в отрасли вкусовых товаров;
– изучить организацию оценки качества и контроля в условиях потребительского рынка чая города Белгорода.
– оценить конкурентоспособность чая и чайных напитков на примере
розничной торговой организации г. Белгорода «Хлеб-соль».
– оценить конкурентоспособность чая и чайных напитков на примере
розничной торговой организации г. Белгорода «Океан».
– рассмотреть направления, способствующие совершенствованию ассортимента и повышению конкурентоспособности реализуемого чая в конкурирующих торговых сетях г. Белгорода «Хлеб-соль» и «Океан».
Объектом исследования являются торговые организации города Белгорода, реализующие чай и чайные напитки.
Предметом исследования является сравнительный анализ ассортимента
и оценка качества и конкурентоспособности чая, реализуемого в конкурирующих торговых организациях.
Теоретической основой выполнения выпускной квалификационной работы являются законодательные акты, нормативные документы, учебники и
учебные пособия, официальные сайты организаций, связанные с проблемой
исследования.
Методологической основой выполнения выпускной квалификационной
работы является совокупность методов исследования, включающих диалектический метод, методы сравнения, анализа, группировки.6
Информационной основой выпускной квалификационной работы являются материалы первичной, бухгалтерской и статистической отчетности
объектов исследования.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что предложенные рекомендации по вопросам повышения конкурентоспособности предприятия и продукции могут быть применены в практике работы ООО «Хлеб-Соль» и ООО «Океан».
Можно сделать вывод, что так как в России чай очень востребован,
развитие чаеводства достаточно важно, однако для того, чтобы обеспечить
население отечественным чаем потребуется очень много времени и сил. На
данный момент чаю российского производства крайне сложно конкурировать
с крупными чаеторговыми компаниями, такими как Unilever, «Орими
Трейд», «СДС-Фудс», «Май» и другими.
Изучив признаки классификации чая и чайных напитков, можно с уверенностью сказать, чай классифицируется по цвету, по качеству, по технологии производства, по стране произрастания и сбора. Чайные напитки классифицируются в зависимости от состава сырья и физиологического воздействия на поливитаминные, регулирующие обмен веществ в организме, тонизирующие, успокаивающие, полифункциональные.
Изучен химический состав и пищевая ценность чая. Рассмотрены компоненты, составляющие чай – дубильные, минеральные и азотистые вещества; эфирные масла, углеводы, кофеин, органические кислоты, ферменты,
витамины (в основном Р и С) и другие. Важнейший компонент чая – комплекс фенольных соединений придает чаю жаждоутоляющие свойства, терпкий, приятно-вяжущий вкус и красивый цвет. Наиболее важны в содержании
чайного экстракта эфирные масла, составляющие от 0,006 до 0,021%; дубильные вещества, которых в чае от 15,9 до 19% и кофеин, содержание которого колеблется в чае от 2 до 3,5% готового продукта
Рассмотрены условия, при которых может проявляться конкурентоспособность продовольственного товара. Для подробного расчета конкурентоспособности непременно используется база сравнения, результаты оценки во
многом зависят от правильного выбора базы сравнения. Для оценки конкурентоспособности товара может быть использован дифференциальный, комплексный, интегральный метод, смешанный метод – рассмотрена сущность
методов и формул для расчетов по ним.97
Вкусовые товары – неотъемлемая часть питания людей как в России,
так и в Белгороде. При этом наиболее популярны черные пакетированные
чаи. Анализ знания товарных марок чая подтверждает данные, согласно которым на рынке чая доминируют 3 крупнейших производителя - компания
«Май» (бренды «Curtis», «Майский чай», «Лисма»), компания «Оримитрейд» («Принцесса Нури», «Принцесса Гита», «Принцесса Канди», «Принцесса Ява», «Tess», «Greenfiend») и компания Unilever, к которой относятся
бренды «Беседа», «Липтон», «Brooke Bond».
Рассмотрен процесс приемки чая и оценка качества чая с помощью
анализа маркировки, органолептических и физико-химических показателей
качества чая. Изучено качество чая, реализуемого в Белгороде. Изучая результаты анализа показателей качества чая, можно отметить, что образцы чая
Gutenberg «Божественный», Майский «Зимний Мандарин», Русская чайная
компания «Дикая вишня» и объединение Краснодарский чай «Краснодарскiй» в полном объеме и полностью соответствует требованиям ГОСТ Р
51074-2003 Продукты питания. Информация для потребителей. Общие требования и ГОСТ 32573-2013 Чай черный. Технические условия. Данные образцы чая соответствуют как органолептическим, так и физико-химическим
показателям, согласно нормативным документам. Можно сделать вывод, что
данные производители тщательно следят за качеством своей продукции. Образец чая «Twinings Earl Grey Tea» соответствует требованиям ГОСТ Р
51074-2003 и ГОСТ 32573-2013 не в полной мере: способ приготовления чая
не указан (замечание к маркировке образца) аромат и вкус, а также внешний
вид чая не соответствуют требованием (замечание к органолептическим показателям качества чая).
Был рассмотрены общие сведения о магазине «Хлеб-Соль», ассортимент (в том числе ассортимент чая), планировка магазина. При помощи анкетирования рассчитана конкурентоспособность чая, представленного в магазине. В качестве товаров, для которых определяли конкурентоспособность
были выбраны чай «Лисма», «Принцесса Нури», «Betford», «Greenfield»,98
«HILLTOP». Было установлено, что все образцы чая являются конкурентоспособными. Наиболее конкурентоспособен чай «Greenfield», а наименее
конкурентоспособен чай «Лисма».
Рассмотрены общие сведения о магазине «Океан», ассортимент (в том
числе ассортимент чая), планировка торгового зала магазина. При помощи
анкетирования рассчитана конкурентоспособность чая, представленного в
магазине.В качестве товаров, для которых определяли конкурентоспособность были выбраны чай «Черный дракон», «Niktea», «Maitre»,
«GUTENBERG», «HYLEYS». Было установлено, что все образцы чая являются конкурентоспособными. Наиболее конкурентоспособен чай
«GUTENBERG», а наименее конкурентоспособен чай «HYLEYS».
Был проведен SWOT-анализ и опрос потребителей, на основании которых для магазинов были разработаны рекомендации, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности чая. Магазину «Хлеб-Соль»
предложено внедрить в ассортимент чай российского производства, создать
сайт, на котором потребители смогут посмотреть ассортимент товаров и акционные предложения, расширить ассортимент пакетированного чая, использовать рекламные средства – наружная реклама и реклама в средствах
массовой информации. Магазину «Океан» предложено начать продажу чая
на развес, внедрить в ассортимент чай российского производства, указать на
сайте ассортимент товаров и акционные предложения, использовать рекламные средства – наружная реклама и реклама в средствах массовой информации, обратить внимание на подход в управлении маркетингом (наилучшим
образом подходит концепция интенсификации коммерческих усилий).
1. Чай. Метод определения содержания грубых волокон [Текст] : ГОСТ ISO 15598-2014. Введ. 2014-01-01. - М. : Изд-во стандартов, 2013. - 7 с.
2. Чай зеленый. Технические условия [Текст] : ГОСТ 32574-2013. Введ. 2015-01-07. - М. : Изд-во стандартов, 2014. - 5 с.
3. Чай черный. Технические условия [Текст] : ГОСТ 32573-2013. Введ. 2015-01-07. - М. : Изд-во стандартов, 2014. - 5 с.
4. Чай. Правила приемки [Текст] : ГОСТ 32170-2013. Введ. 2014-01-01. - М. : Изд-во стандартов, 2013. - 3 с.
5. Чай. Метод определения содержания водонерастворимой и водорас¬творимой золы [Текст] : ГОСТ ISO 1576-2013. Введ. 2014-01-01. - М. : Изд- во стандартов, 2014. - 3 с.
6. Чай. Метод определения водорастворимых экстрактивных веществ [Текст] : ГОСТ Р ISO 9768-2011. Введ. 2013-01-01. - М. : Изд-во стандартов, 2013. - 4 с.
7. Чай растворимый. Метод определения массовой доли влаги (потеря массы при 103 °С) [Текст] : ГОСТ Р ISO 7513-2012. Введ. 2014-01-01. - М. : Изд-во стандартов, 2014. - 6 с.
8. Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требова¬ния [Текст] : ГОСТ 51074-2003. Введ. 2005-30-06. - М. : Изд-во стандартов, 2006. - 28 с.
9. Технический регламент на чай и чайную продукцию [Текст] : Про-ект Федерального закона РФ от 30 июня 2010 года № 362590-5. Режим до-ступа: http: //docs.cntd.ru/document/1200063098.
10. Блинникова О. М. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров [Текст] : учеб. пособие вузов / под ред. О. М. Блинниковой. МичГАУ. - Ми-чуринск : Изд-во МичГАУ, 2017. - 234 с.
11. Бронникова, Т. С. Маркетинг [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т. С. Бронникова, Чернявский, А. Г. ; под общ. ред Т. С. Бронниковой. - Та-ганрог : Изд-во ТГРУ, 2014.- 110 с.
12. ВэйСинь, У. Энциклопедия целебных напитков [Текст] В 2 ч. Ч. 2. Энциклопедия целебного чая / У. ВэйСинь. - СПб. : Нева, 2015. - 230 с.
13. Герасимова, В. А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров [Текст] : учебник для ВУЗов / В. А. Герасимова, Е. С. Белокурова, А. А. Вы- товтов. - 2 изд., стер. - СПб. : Питер, 2015. - 416 с.
14. Елисеева, Л. Г. Товароведение однородных групп продоволь-ственных товаров [Текст] : учебное пособие / Л. Г. Елисеева, Т. Г. Родина, А. В. Рыжкова. - 2 изд., стер. - М. : Дашков и Ко, 2013. - 930 с.
15. Кондрашова, Е. А. Товароведение продовольственных товаров [Текст] : учебное пособие / Е. А. Кондрашова, Н. В. Коник, Т. А. Пешкова. - 2 изд., стер. - М. : Альфа-М, 2017. - 416 с.
16. Кондрашова, Е. А. Товароведение продовольственных товаров [Текст] : учеб.-метод. пособие / Е. А. Кондрашова. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 416 с.
17. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг [Текст] : учеб.-метод. пособие / И. М. Лифиц. - М. : Юрайт-Издат, 2014. - 464 с.
18. Павлова, А. А. Качество и конкурентоспособность [Текст] : учеб.- метод. пособие /А. А. Павлова. - М. : Лаборатория книги, 2015. - 152 с.
19. Покровский, А. А. Химический состав пищевых продуктов [Текст] : учеб.-метод. пособие / А. А. Покровский. - М. : Пищевая промышленность, 2016. - 117 с.
20. Похлебкин, В. В. Чай, его история, свойства и употребление [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. В. Похлебкий. - М : Экономика. - 2017. - 64 с.
21. Тимофеева, В. А. Товароведение продовольственных товаров [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. А. Тимофеева. - Ростов н/Д. : Феникс, - 2015. - 426 с.
22. Товароведение продовольственных товаров [Текст] : учеб. пособие вузов/ под ред. Л. А. Боровиковой. - 2-е изд. - М. : Экономика, 2016. - 612 с.
23. Афанасьев Д. М. Хоста чай [Электронный ресурс] / Д. М. Афанась¬ев. - Сочи : ЗАО Хоста чай. - Режим доступа: www.khosta-tea.ru. Дата об¬ращения: 02.01.2017).
24. Бандура Т. Г. Официальный сайт ООО Хлеб-Соль [Электронный ресурс] / Т. Г. Бандура. - Белгород : ООО Хлеб-Соль. - Режим доступа: http://xn--80abjcrmccwe6aeqms2j.xn--p1ai. (Дата обращения: 06.03.2017).
25. Зарубина Е. В. Перепись населения [Электронный ресурс] / Е. В. Зарубина ; Моск. союз научн. и инж. орг. - М. : РХТУ им. Д. И. Мен-делеева. - Режим доступа: http://www.gks.ru. (Дата обращения: 20.04.2017).
26. Лучев А. И. Солохаульский чай [Электронный ресурс] / А. И. Лучев
: Торгово-производственная палата. Сочи : - Режим доступа: https://xn
dtbjbnc1ae2afw6gqb.xn--p1ai. (Дата обращения: 05.01.2017).
27. Скурятина А. Н. Официальный сайт ООО Океан [Электронный ре¬сурс] / А. Н. Скурятина. - Белгород : ООО Хлеб-Соль. - Режим доступа: http://okeanmarket.ru. (Дата обращения: 23.02.2017).
28. Томко Д. М. Дагомыс чай [Электронный ресурс] / Д. М. Томко . -
Краснодар : торговый дом Дагомыс Чай. - Режим доступа:
http://www.dagomystea.ru. (Дата обращения: 02.01.2017).
29. Туршу К. Ю. Мацестинский чай [Электронный ресурс] / К. Ю. Туршу. - Краснодар : торговый дом Мацеста чай. - Режим доступа: https://www.matsestatea.ru. (Дата обращения: 03.01.2017).
30. Чантурия Р. О. Ассоциация чайкофе [Электронный ресурс] / Р. О. Чантурия ; Моск. союз научн. и инж. орг - М. : РХТУ им. Д. И. Менде¬леева, Coffetea. - Режим доступа: http://coffeetea.ru/single/archive. (Дата обра¬щения: 02.01.2017).
31. Шапугина Е. Л. Чай Века [Электронный ресурс] / Е. Л. Шапугина. - Краснодар : Объединение Краснодарский чай. Краснодар. - Режим доступа: http://krdtea.com. (Дата обращения: 02.01.2017).