ВВЕДЕНИЕ 7
1 ОБЗОР МЕТОДОВ АНАЛИЗА НАДЕЖНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1.1 АВТОМОБИЛЬ КАК СЛОЖНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1.2 ОСНОВЫ ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ
1.3 МЕТОДЫ АНАЛИЗА НАДЕЖНОСТИ
1.4 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ АНАЛИЗА НАДЕЖНОСТИ
1.4.1 Прогнозирование интенсивности отказов 16
1.4.2 Анализ дерева неисправностей
1.4.3 Марковский анализ
1.4.4 Анализ дерева событий
1.4.5 Анализ видов и последствий отказов
1.4.6 Статистические методы оценки вероятности безотказной работы
1.5 СЕМЬ МЕТОДОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.5.1 Статистическое наблюдение
1.5.2 Сводка и группировка материалов статистического наблюдения
1.5.3 Абсолютные и относительные статистические величины
1.5.4 Вариационные ряды
1.5.5 Выборка
1.5.6 Корреляционный и регрессионный анализ
1.5.7 Ряды динамики
1.6 ВЫБОР МЕТОДА АНАЛИЗА НАДЕЖНОСТИ
1.7 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1.8 ВЫВОДЫ
2 FTA КАК МЕТОД ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОТКАЗОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
2.1 СУЩЕСТВУЮЩИЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОТКАЗОВ
2.2 FAILT TREE ANALYSIS КАК МЕТОД ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОТКАЗОВ
2.2.1 Сущность Fault Tree Analysis
2.2.2 История
2.2.3 Символы
2.2.4 Базовая математическая основа
2.2.5 Анализ
2.2.6 Существующий опыт применения Fault Tree Analysis
2.3 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ДИАГНОСТИКИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА FTA
2.4 ВЫВОДЫ
3. ВНЕДРЕНИЕ FTA В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
3.1. ОПЫТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОТКАЗОВ ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ
АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
3.2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ДИАГНОСТИРОВАНИЯ В
ДИЛЕРСКИХ ЦЕНТРАХ ПАО «КАМАЗ»
3.3. АЛГОРИТМЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СИСТЕМ АВТОМОБИЛЯ ПРИ ВНЕДРЕНИИ МЕТОДА FTA
4. ТЕХНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
4.1. ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ АВТОМОБИЛЯ И БДД
4.2. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО УЧАСТКА .... 94
5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМЫХ РЕШЕНИЙ
5.1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДЛАГАЕМЫХ РЕШЕНИЙ
5.2. РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА ВНЕДРЕНИЕ ПРЕДЛАГАЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
5.3. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
5.4. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В современных условиях развития науки и техники, применение новейших технологий и оборудования является очевидным конкурентным преимуществом. Поэтому использование современных систем и механизмов стало обычным в различных областях промышленности, особенно в таких сложных, как автомобилестроении. Однако сложность современных агрегатов требует соответственного к ним отношения - квалифицированной эксплуатации и сервисного обслуживания.
Тема выпускной квалификационной работы является особенно актуальной в связи с тем, что технологии продолжают совершенствоваться и конструкция автомобиля с каждым годом усложняется. Это требует усовершенствования процесса технического обслуживания. Для этого предлагается использовать метод FTA, который основан на статистике отказов за последние несколько лет.
В данной работе будут рассмотрены следующие материалы. В первой главе будет проведен анализ надежности технических систем. Во второй главе будут рассмотрены метод FTA как метод прогнозирования отказов технических систем. В третьей главе рассмотрен опыт прогнозирования отказов ведущих специалистов, рассчитана трудоемкость работ для проведения диагностики тормозной системы, двигателя и рулевого управления при существующей организации технологического процесса и в случае внедрения FTA. В четвертой главе представлена статистика дорожно-транспортных происшествий (ДТП) для анализа влияния ошибок при проведении диагностики на безопасность дорожного движения (БДД). В пятой главе представлен расчет эффективности внедрения FTA в процесс работы ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ».
На сегодняшний день существующие процессы технического обслуживания требуют введения новых операций. Этот факт позволяет говорить о том, что конкурентоспособными окажутся те сервисные центры, которые быстро адаптируются под изменяющиеся условия и будут в состоянии оказать услуги по ТО для каждого узла и агрегата автомобиля, включая всевозможные датчики, а также операции по проверке программного обеспечения.
Анализ теории надежности показал, что с ростом автоматизации и усложнения конструкции автомобиля, проблема усовершенствования технического обслуживания остается актуальной. Поскольку это на прямую влияет на конкурентоспособность.
В связи с этим была поставлена цель выпускной квалификационной работы: снижение время диагностирования путем применения метода FTA в технологическом процессе.
В данной работе были рассмотрены существующие методы прогнозирования отказов технических систем, изучена сущность метода FTA, построили дерево отказов грузового автомобиля КАМАЗ на основании статистики отказов, полученных из рекламаций дилерских центров, построили технологический процесс диагностирования систем автомобиля с учетом внедрения метода FTA, оценили эффективность разработанных технологических процессов. Экономический эффект от внедрения составит 4595460 руб., при сроке окупаемости в 1 месяц и вложении инвестиций в размере 201600 рублей.