Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование системы природоохранных мероприятий на путях миграции лосей (на примере Ленинградской области)

Работа №76252

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экология и природопользование

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Обзор литературы 3
1.1. Биологические особенности лосей и человеческий фактор как причины миграции лосей. 3
1.2. Прямое воздействие на животных через систему управления популяциями 9
1.3. Косвенное влияние, проявляющееся посредством антропогенной
трансформации среды. 14
1.4. Взгляд на сложившийся подход к охране диких животных через призму
экономической эффективности. 17
Глава 2. Материал и методы исследований. 25
Глава 3. Гибель лосей на дорогах в Ленинградской области. 26
3.1. Статистический анализ ДТП с животными. 26
3.2. Изучение пространственного распределение мест ДТП через ГИС-приложение. 29
3.3. Рекомендации по минимизации ущерба от гибели позвоночных животных на автомобильных дорогах. 42
Выводы 46
Библиографический список 47


Последние десятилетия наметилась тенденция к увеличению количества легкового и грузового транспорта, как на дорогах Ленинградской области, так и по России в целом. Вместе с тем повсеместно расширяется и дорожная сеть. Все это приводит к возрастанию нагрузки на сами дороги, расположенные рядом природные экосистемы и на объекты биоты в ней. Еще одним печальным последствием подобного рода взаимодействий следует считать участившиеся случаи столкновения диких животных и личного автотранспорта.
К возможным последствиям ДТП с участием животных следует отнести гибель животного или его ранение (что в дикой природе равносильно гибели); повреждение автотранспорта; травмы, а в отдельных случаях, и гибель, водителя и пассажиров. По статистике, ежегодно в Ленинградской области от столкновения с дикими копытными гибнет несколько человек.
Наибольшую угрозу для всех участников представляет встреча на дороге с лосем, как исконным обитателем тайги Северо-Запада европейской части России и самым крупным зверем Ленинградской области. По данным Комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области более чем 80 % ДТП в области происходят с участием лосей.
Данная работа ставит своей целью установить и исследовать основополагающие проблемы, стоящие на путях миграции лосей и предполагает решить следующие задачи:
1) определить причины и направления миграционных потоков и степень их биологической приуроченности;
2) выявить наиболее значимые факторы оказывающие влияние на успешное существование и перемещение животных;
3) рассмотреть дороги в качестве физических препятствий для миграции;
4) изучить ДТП с дикими копытными на магистралях Ленинградской области;
5) определить закономерности в распределении инцидентов с транспортными средствами;
6) предоставить рекомендации по предотвращению гибели животных на дорогах области и минимизации ущерба от ДТП;
7) провести анализ сложившегося подхода к защите лосей как объектов животного мира от последствий прямого и косвенного антропогенного воздействия.
Прежде чем приступить к основной части повествования я хотела бы поблагодарить Веронику Михайловну Тарбаеву, Марину Валерьевну Паламодову за помощь в сборе материалов и ценные советы, а также моего мужа и сына их невероятную поддержку и терпение в процессе моей научной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Животные мигрируют по всей территории Ленинградской области в силу своей биологической природы и под влиянием антропогенного воздействия. Существует, например, общая тенденция зимнего перемещения в южные малоснежные и богатые кормом области, но 100 % предсказать направление движения конкретного животного не представляется возможным.
2. Антропогенное воздействие на вид осуществляется через
управление популяциями и трансформацию среды. Наибольшее воздействие на данный промысловый вид оказывает охота.
3. Дороги в Ленинградской области представляет собой потенциальную угрозу жизни и здоровью людей и животных. Отсутствие превентивных мероприятий и увеличение численности животных приводит к росту вероятности встречи с ними на дороге.
4. Максимальное количество ДТП на дорогах области случается в период перемещения животных на летние стации, а также в период размножения преимущественно в ночное и сумеречное время.
5. Существует ряд мер различной степени эффективности призванные минимизировать вред от выхода лося на дорогу. Внедрение подобных мероприятий требует изменения государственного подхода в сторону предотвращения угрозы, а также выделения финансирования.



Бутов Г.С., Простаков Н.И., Хицова Л.Н. Гибель земноводных и пресмыкающихся на дорогах юго-западной части Усманского бора. //Вестник Воронежского ун-та. Сер. химия-биология. № 1, 2006. - С. 104-108.
Баскин Л.М., Охлопков И.М. Охрана крупных млекопитающих от индустриальных угроз. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2012. - 201 с.
Вайсман А.Л., Матвейчук С.П., Миньков С.И. Достоинства и недостатки правового регулирования и борьбы с нарушениями в области охраны и использования ресурсов диких животных. Владивосток. Апельсин. 2011. 67. с.
Верещагин Н.К., Русаков О.С. Копытные Северо-Запада СССР. Наука. 1979.- 309 с.
Глушков В.М. Воспроизводство и продуктивность лося и их прогнозирование // Экология.1987. № 6. С. 31-39.
Глушков В.М. Экологические основы управления популяциями лося // Вопросы современного охотоведения. М., 2002. С. 115-119.
Глушков В.М. Экологические основы управления популяции лося в России // Автореф. дисс. док. биол. Киров, 2002. 41 с.
Глушков В.М. Норма или квота? // Охота и охотничье хозяйство. 2008. № 12. С. 1¬2.
Давыдов А.В., Рожков Ю.И. Определение лимитов (объемов) добычи диких копытных животных: методика расчета и её обоснование // Вестник охотоведения. 2008. Т. 6, № 2. С. 197-210.
Данилкин А. Куда исчез лось? // Охота и охотничье хозяйствово. 2001. N 3. C. 12¬15.
Данилкин, A.A. Динамика населения диких копытных России: гипотезы, факторы, закономерности. М.: Товарищество научных изданий КМК. 209. 310 с.
Десяткин Р.В., Соломонов Н.Г., Иванов Б.И. и др. Влияние строительства и эксплуатации линейных сооружений транспортного комплекса на северные экосистемы // Проектирование и строительство транспортных объектов в условиях Республики Саха (Якутия): материалы научно-практической конференции, Якутск, 2-5 апреля 2003 г. - Якутск, 2003. - С. 95-103.
Дмитриев А.И., Трушкова М.А., Заморева Ж.А., Кривоногое Д.М. Влияние транспортной инфраструктуры на позвоночных животных Нижегородской области. Нижний Новгород. Изд. «Деловая полиграфия». 2011 - 87 с.
Каледин А.П. Роль общественных охотничьих организаций России в сохранении биоразнообразия // Автореф. канд. биол. наук. Киров. 2004. 22 с.
Коли Г. Анализ популяций позвоночных. М.: Мир. 1979. 362 с.
Константинов В.М. Охрана природы. М.: изд. «Академия».2000 - 238 с.
Недзельский Е.М. Экология, охрана и воспроизводство диких копытных жи-вотных в Предбайкалье // Автореф. дисс. ... док. биол. М.:, 2008. 41 с.
Новицкий Р.В., Янчуревич О.В. Ясюля А.Д. Гибель земноводных на автодорогах. Оценка проблемы в масштабах Беларуси //Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и мостов. Минск. Вып. 17.2004. С. 83-89.
Нюгрен Т, Песонен М., Тюккюлайнен Р. Причины высокой продуктивности лося в Финляндии// Вестник охотоведения , 2007, том 4 , № 2, стр. 148 - 160
Нюгрен Т., Данилкин А.А., Кузякин В.А. Динамика численности и добычи лося в Финляндии // Вестн. охотоведения. 2006. Т. 3, № 1.С. 81-84.
Петросян В. Г., Дергунова Н. Н., Бессонов С. А., Омельченко А. В., Моделирование динамики численности, оценка и сравнительный анализ демографических параметров популяций лося в России и Финляндии с использованием данных многолетнего мониторинга, Матем. биология и биоинформ., 2012, том 7, выпуск 1, 244-256
Ресурсы основных видов охотничьих животных и охотничьи угодья России. М.: ЦНИЛ Главохоты. 1996. 226 с.
Состояние ресурсов охотничьих животных в Российской Федерации в 2003-2007 гг. Информационно-аналитические материалы // Охотничьи животные России (биология, охрана, ресурсоведение, рациональное использование). М.: Центрохотконтроль, 2007. Вып. 8. 165 с
Тихонов А.А. Охотничье хозяйство России. М. 2008. 64 с.
Туданов Р.А. Гибель животных на дорогах в результате столкновения с автомобильным транспортом. //Вестник Удмуртского университета. Вып. 10. 2007.- С.39-46.
Улитин А.А. Экологические, правовые и экономические проблемы охотничьего хозяйства России в связи с охраной сё ресурсов // Дис. на соискание учёной степени д.б.н. в форме научного доклада. М., 1999. - 87 с.
Чуйкова Л.Ю. Оценка масштабов гибели животных на межгородских автотранспортных магистралях Астраханского региона. //Естественные науки. Вып. 2 (31). 2010. С. 69-74.
Andrews, A. Fragmentation of habitat by roads and utility corridors: A review. Australian Zoologist 26. 1990. 130-141.
Ament, R., A. P. Clevenger, O.Wu, and A. Hardy. 2008. An assessment of road impacts on wildlife populations in U.S. National Parks. Environmental Management 42:480-496.
Bennett, A.F. Roads, roadsides and wildlife conservation: a review. In: Saunders, D.A. and Hobbs, R.J., (Eds.) Nature conservation 2: The role of corridors, pp. 99-118.1991. Chipping Norton: Surrey Beatty & Sons.
Canters, K., Piepers, A. and Hendriks-Heersma, A. Habitat fragmentation, infrastructure and the role of ecological engineering. - Proceedings of the international conference on Habitat fragmentation and infrastructure in Maastricht & DenHague 1995. Delft, The Netherlands: Ministry of Transport, Public Works and Water Management, Road and Hydraulic Engineering division.
Clevenger A. P. Highways and wildlife - An online bibliography. URL: http://www.cmiae.org/biblio.html (last visit: October 2000)
Clevenger, A. P., and N. Waltho. 2000. Factors influencing the effectiveness of wildlife underpasses in Banff National Park, Alberta, Canada. Conservation Biology 14:47-56.
Curatolo, J.A. and Murphy, S.M. The effect of pipelines, roads, and traffic on the movements of Caribou (Rangifer tarandus). Can.Field Nat. 100,1986. 218-224.
Forman, R.T. Estimate of the area affected ecologically by the road system in the United States. Conservation Biology 14, 2000. 31-35.
Forman, R. T. T. and R. D. Deblinger. The ecological road-effect zone of a Massachusetts (U.S.A.) suburban highway. Conservation Biology 14: 36-46.
Forman, R. T. T., D. Sperling, J. A. Bissonette, A. P. Clevenger, C. D. Cutshall, V. H. Dale, L. Fahrig, R. France, C. R. Goldman, K. Heanue, J. A. Jones, F. J. Swanson, T. Turrentine, and T. C. Winter. (2003). Road Ecology: Science and Solutions. Island Press. Washington, D.C.
Hendry, A.P., Farrugia, T.J., Kinnison, M.T. Human influences on rates of phenotypic change in wild animal populations // Mol. Ecol. 2008, 17, p. 20-29.
Mladenoff, D.J., Sickley, T.A. and Wydeven, A.P. Predicting gray wolf landscape recolonization: Logistic regression models vs. new field data. Ecological Applications 9, 1999. 37-44.
Nellmann C., Vistness I., Jordhoy P., Strand O. Winter distribution of wild reindeer in relation to power lines, roads and resorts // Biological Conservation. - 2001. - V. 101. - P. 351¬360.
Putman, R.J. (1997) Deer and road traffic accidents: Options for management. Journal Of Environmental Management 51, 1997. 43-57.
Reed, R.A., JohnsonBarnard, J. and Baker, W.L. Contribution of roads to forest fragmentation in the Rocky Mountains. Conservation Biology 10, 1996. 1098-1106.
Seiler, A. 2005. Predicting locations of moose-vehicle collisions in Sweden. Journal of Applied Ecology 42.371-382.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ