Аннотация 3
Summary 5
Введение 7
Глава 1. Теоретический обзор
10
1. Тренинг как форма обучения 10
2.Оценка эффективности тренинговых программ 23
3.Понятие «уверенность» 31
3.1. Теории формирования уверенности 38
3.2. Уверенность агрессивность 40
3.3. Уверенность-ассертивность 43
Глава 2. Организация и методы исследования 48
2.1. Организация исследования 48
2.2. Описание выборки исследования
49
2.3. Методики исследования 49
2.4. Методы обработки данных
54
Глава 3. Анализ результатов эмпирического исследования и их обсуждение.. 55
3.1. Сравнительный анализ эффективности тренинга уверенного поведения 55
2. Анализ взаимосвязи эмоциональных, когнитивных и поведенческих
компонентов уверенности в себе 59
3. Структура уверенности в себе 65
Выводы 72
Заключение 75
Список литературы 76
Приложение 83
Проблему уверенности в себе можно встретить практически в каждой теории, так или иначе касающейся психологии личности. То, что люди отличаются по степени уверенности в себе - совершенно очевидно. Понятие «уверенность» встречается в большинстве языках мира, в некоторых существует даже несколько обозначений для одного этого понятия. Однако научный термин "уверенность в себе" (английское assertiveness, немецкое Selbstsicherheit) стал интересовать учёных- психологов в середине 20 века, в связи с задачами психологической коррекции и психотерапии. Практические психологи и психотерапевты в ходе своей работы обнаружили, что большинство невротических больных и большая часть обычных больных (особенно с сердечно-сосудистой патологией) в той или иной степени стр адают от скованности, одиночества, от неуверенности в себе и своем будущем. С этого и начались исследования данной тематики. По сей день существует огромное множество определений, объясняющих понятие уверенности в себе, а также смежных с ним понятий, таких как неуверенность, ассертивность и агрессивность.
В современном мире общество ставит к человеку очень много требований. И одно из них - быть уверенным в себе и своих поступках, поэтому со стороны клиентов к психологам существует огромное количество запросов о том, как стать увереннее, как убедить другого человека и т.п. Для развития подобных навыков существует большое количество разнообразных тренингов, но большинство из них не апробированы и не имеют эмпирически доказанной эффективности.
В данной работе была предпринята попытка конструирования и апробирования тренинга уверенности на основании критериев уверенности в себе и уверенного поведения, описанных в работах отечественных и зарубежных авторов. Проведен сравнительный анализ уровня параметров уверенности в себе и анализ взаимосвязи компонентов уверенности в себе. Также, описана структура феномена.
Цель:
Оценка подверженности изменениям компонентов уверенности в себе в процессе тренинговой программы.
Задачи:
1. Проанализировать отечественные и зарубежные теории уверенности в себе и труды, посвящённые разработке и области применения психологического тренинга
2. Разработать программу тренинга уверенности в себе
3. Сравнить показатели уверенности до и после тренинга
4. Оценить взаимосвязь выявленных параметров уверенности в себе
5. Описать компоненты уверенности в себе
Гипотезы:
1. Основой уверенности в себе у человека являются следующие критерии: высокий эмоциональный интеллект, мотивация достижения успеха, внутренний локус-контроль, завышенная или адекватная самооценка, социальная смелость и инициатива в социальных контактах.
2. После прохождения тренинга, разработанного на базе теории, будет наблюдаться повышение параметров уверенности в себе.
3. Предмет исследования:
Изменения критериев уверенности в себе в результате прохождения программы тренинга
4. Объект исследования:
Параметры уверенности в себе у участников тренинга
В данной работе была предпринята попытка разработки и проведения тренинга уверенности в себе и уверенного поведения для исследования его эмпирической эффективности. Был проведён сравнительный анализ по параметрам уверенности в себе до и после прохождения тренинга, выявивший повышение параметров уверенности в себе на момент окончания прохождения тренинговой программы. Также был проведён анализ взаимосвязи исследуемых параметров уверенности в себе и описана структура феномена уверенности в себе. В целом было выявлено, что правильно оформленный и проведённый тренинг даёт заявленную эффективность, а такие компоненты уверенности в себе, как эмоциональный интеллект, высокая самооценка, мотивация достижения успеха и смелость в социальных контактах находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Структура феномена уверенности в себе включает в себя локус контроля, факторы, связанные со взаимодействием с другими людьми, ассертивно сть и поведенческие модели уверенного в себе человека. Таким образом, уверенность в себе можно рассматривать как многомерный феномен, который можно рассматривать, как со стороны внутреннего мира человека, так и со стороны определённых поведенческих моделей. Это доказывает необходимость более подробного изучения данной проблематики и разработки более эффективных программ формирования и коррекции уверенности в себе.
1. A Study on Training Factors and Its Impact on Training Effectiveness in Kedah State Development Corporation//International Journal of Human Resource Studies , Vol. 1, No. 2/Kedah, Malaysia, 2011
2. Bandura A. (1977) Social Learning Theory. Prentice Hall. Englewood Cliffs. 1977.
3. Hannum W. Training myths: false beliefs that limit training efficiency and effectiveness, part 2//Performance Improvement, 2009;48(6):25-9
4. Lange A., Jakubowski P. Responsible assertive behavior: cognitive / behavioral procedures for trainers. Champaign Illinois. Research Press, 1976, 275-290 p.
5. Lazarus, A.A. (1973): On assertive behavior: A brief note. Behavior Therapy, 1973, 4, 697-699.
6. Martin, H. (2010). Improving Training Impact through Effective follow¬up: Techniques and their Application, Journal of Management Development, 29 (61), 520-534.
7. Milton Mayfield, (2011) "Creating training and development programs: using the ADDIE method", Development and Learning in Organizations, Vol. 25 Iss: 3, pp.19 - 22)
8. Salter A., Conditioned reflex therapy. - New York: Capricorn. 1949
9. Seligman M.E.P. (1975) Helplessness, on depression, development and death. San Francisco: Freeman, 1975
10.Siegmund R., Kognitiv orientiertes Selbstsicherheitstraining. Lit Verlag Minster, 1986.
11. The Science of Training: A Decade of Progress Annual Review of Psychology Vol. 52: 471-499 (Volume publication date February 2001
12. Wolpe J., The practice of behaviour therapy. N.Y. 1969.
13. Артамонова А.А. Роль тренингов и деловых игр в процессе обучения и профессиональной адаптации персонала современной организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - №2(24). - С. 229-232.
14. В.М.Львов, А.В.Ильина, Н.Л.Шлыкова К проблеме оценки и формирования ассертивности личности //Проблемы психологии и эргономики. 2002. N3. С. 6270
15. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М: Издательство «Ось-89», 2003. 224 с.
16. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: Учебное пособие. СПб., 2004. 272 с.
17. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
18. Вяткин М.Б. Социально-психологический тренинг как метод развития педагогических способностей менеджеров образования: Дис. ... на соиск. уч. ст. канд. псих. наук. Пермь: ПГГПУ, 2015. 183 с.
19. Головина Е.В., Структура уверенности и когнитивные стили, М., 2006
20. Денисова А. Применение модели «Таксономия Блюма» в оценке эффективности обучения. / А. В. Денисова // Управление персоналом. - 2005. - № 12. - С. 28-30.
21. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 168 с.
22.Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л: Изд-во ЛГУ, 1989. 56 с.
23.Зиновьева И.Л. Влияние уверенности на организацию мыслительной деятельности: дис. . канд. психол. наук. - Москва: Изд-во МГУ,
1989. - 220 с.
24.Змановская Е.В. Девиантология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.
25. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или ассертивность в жизнь. - СПб., 1995. - 192 с
26. Козлова А.М. Стоп манипулированию!: или тренинг манипулятивного поведения в деловом общении. М.: Директ-Медиа, 2015. 120 с.
27. Козьяков Р.В., Басин М.А. Методы АСПО. М.: Директ-Медиа, 2014. 17 с.
28. Корниенко А.В. Социально-психологический тренинг как метод развития личностной и перцептивной компетентности менеджеров продаж // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. №1 (том 6). С. 115-119.
29. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М., 1985 г.
30. Левкин В.Е. Социально-психологический тренинг для психолога: учебное пособие. М.: Берлин: Директ-Медиа, 2016. 209 с.
31. Локус контроля // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Минск: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
32. Майстер Н.П., Заболотских А.В. Оценка эффективности тренинга // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». 2012. №2. С. 3-5.
33. Макаров Ю.В. Психологический тренинг как технология // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. №155. С. 61-66.
34. Макаров Ю.В. Психология тренинговых групп как прикладная область социально-психологической науки // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. №1. том 14. С. 245-252.
35. Макаров Ю.В. Социально-психологические факторы взаимодействия человека с тренинговыми технологиями // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. - №133. - С. 294-302.
36. Макаров Ю.В. Социально-психологический тренинг как социогуманитарная коммуникативная технология // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. №145. С. 81-89.
37. Макаров Ю.В. Требования к профессиональной подготовке ведущих тренинговых групп // Известия Ро ссийского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. - №148. - С. 61-66.
38. Макшанов С.И. Психология тренинга в профессиональной деятельности. Дис.... дра психол. наук. М., 2002. С. 86.
39. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. СПб.: Образование, 1997. 238 с.
40. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.: Когито-
Центр, 2001. 251 с.
41. Немов Р.С. Психологический словарь. М.: Владос, 2007. 560 с.
42. Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. - СПб.: Алетейя, 2000. - 224 с.
43. Ничепорук Л. М. Социально - психологический тренинг профессиональных навыков: проблема переноса // Организационная психология. 2015. №1. том 5. С. 91-103.
44.Овчинникова И.С., Кобзева Н.А. Тренинг как технология активного обучения // Молодой ученый. 2015. №10. С. 1239-1241.
45.Ореховская Н.А. Тренинг как форма обучения в высшей школе // Казанский педагогический журнал. 2015. №6-2. С. 67-70.
46. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. - СПб., 2006
47. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. 168 с.
48. Петросян Д.С., Фаткина Н.П. Организационное поведение. Новые направления теории: Учебное пособие / Под ред. проф. А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2011. 272 с.
49. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Пед. общ-во России, 1999. 354 с.
50. Плешаков В.А. О тренинге как психолого-педагогической технологии // Проблемы педагогического образования: Сборник научных статей. Вып. 34 / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. М.: МГПУ МОСПИ, 2009. С. 53-55.
51. Прихожан А.М., Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе, М, 1997
52. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2004. 256 с.
53. Рейн Н.А. Социально-психологический тренинг как форма активного обучения // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2014. №2. С. 47-53.
54. Ромек В.Г. Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана // Журнал практического психолога, №3-4, 2000
55. Ромек В.Г. тренинг уверенности в межличностных отношениях, СПб,
2005
56. Ромек В.Г., Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности// Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А. Лабунской. - М.: Гардарики, 1999, с.207-226
57. Ромек В.Г., Умение различать уверенное, неуверенное и агрессивное поведение, М, 2002
58. Рудестам К., Групповая Психотерапия: теория и практика,СПб,2001
59. Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 124 с.
60. Сидоренко Е.В. Технология создания тренинга от замысла к результату. СПб.: Речь, 2008. 329 с.
61. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2004. 208 с.
62. Сидоров С.В. Тренинг как форма активного обучения [Электронный
ресурс ]. URL: http://si-sv.eom/publ/1/
trening_kak_forma_aktivnogo_obuchenija/14-1 -0-3 87 (дата обращения: 15.03.2017).
63. Соловьева О.В. Психология лидерства: учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. - 284 с.
64. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Лабунской. - М.: Гардарики, 1999. - 400 с
65. Степанов С.С., Мифы и тупики поп-психологии, Дубна, 2006. - 232 с.
66. Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. СПб.: Питер, 2001. С. 45 - 55.
67.Чанько А. Д. Социально - психологический тренинг как метод воздействия на группу в организации: Автореф. дис. СПб., 2004. 22 с.
68. Черкашина Л.Э. Отличительные черты современных и традиционных психологических тренингов // Научный журнал КубГАУ - Краснодар: КубГАУ, 2006 - № 04 (20). С. 48-49.