Введение 6
Глава 1. Обзор состояния вопроса и постановка задач исследования 8
Структура и свойства высокопрочных судостроительных сталей. Методы производства 8
Требования, предъявляемые к судостроительным сталям по Правилам Регистра 17
Методы и режимы сварки судостроительных сталей, используемые при строительстве конструкций и сертификации основного металла 25
Влияние термического цикла сварки на структуру и свойства судостроительных сталей. Критические участки зоны термического влияния (ЗТВ). 30
Методика определения параметров трещиностойкости сварных соединений.
Обзор получаемых при определении CTOD ЗТВ результатов 42
Постановка задачи исследования 47
Глава 2. Экспериментальное определение трещиностойкости металла сварных соединений судостроительных сталей 49
Выбор материалов для исследования 49
Методика испытаний на CTOD 52
Результаты испытаний основного металла 57
Результаты испытаний металла шва 59
Построение карт распределения участков сварного соединения перед фронтом усталостной трещины испытанных образцов 61
Полученные результаты 65
Результаты испытаний металла ЗТВ 72
Глава 3. Анализ данных по трещиностойкости металла крупнозернистой ЗТВ 75
Алгоритм обработки данных в виде двухпараметрического распределения Вейбулла с определением его коэффициентов 75
Примеры накопленных и интегральных функций распределения вероятности разрушения 77
Сопоставление интегральных вероятностей с требованием РМРС и оценка влияния отдельных факторов 85
Анализ влияния % составляющих шва и ЗТВ на результат определения
CTOD 87
Глава 4. Моделирование процесса разрушения металла ЗТВ с учетом случайного характера фактического содержания хрупких структурных составляющих на фронте трещины 92
Анализ фактической вероятности содержания металла крупнозернистой ЗТВ и металла шва при разметке образцов по линии сплавления по результатам металлографических исследований 92
Теоретические представления о связи вероятности хрупкого разрушения с объемом «зоны процесса» 94
Разработка алгоритма и программы численного моделирования процесса разрушения 97
Результаты моделирования 100
Обсуждение результатов работы. Заключение 103
Список использованной литературы 105
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме освоения арктического шельфа, включающей в себя необходимость постройки нефте- и газо- добывающих платформ, магистральных трубопроводов и морского флота ледоколов и судов ледового плавания. Конструкции в условиях Крайнего Севера работают в особо суровых условиях эксплуатации, таких как сейсмическая активность, ветроволновое воздействие, коррозионное воздействие, а также экстремально низкие температуры до -40…-60оС. Основными материалами для строительства арктических конструкций по-прежнему остаются низколегированные высокопрочные свариваемые стали, особенностью которых является наличие вязко-хрупкого температурного перехода. Это обусловливает потенциальную опасность хрупких разрушений при снижении температуры. Очевидно, что из-за возможных тяжелых экономических и экологических последствий такая опасность должна быть полностью исключена.
Поэтому для надежной и безотказной эксплуатации конструкции стали, используемые для их производства, должны удовлетворять ряду особых требований. К таким требованиям относятся: высокая прочность в сочетании с высокой пластичностью, высокая ударная вязкость, высокая сопротивляемость хрупким разрушениям в условиях резкоменяющихся температур и знакопеременных нагрузок, высокое сопротивление коррозии и слоистым разрушениям. В большинстве случаев все конструкции являются сварными, что заставляет к вышеперечисленным свойствам добавить еще одно, наиболее важное, это хорошая свариваемость материала. Поэтому указанные требования относятся не только к основному металлу, но и к металлу сварных соединений.
В настоящее время в нашей стране требования к металлу морских конструкций, в том числе применяемых в условиях Арктики, регламентируются Правилами Российского морского регистра судоходства.
В данной работе основное внимание уделяется моменту возникновения разрушения от возможного трещиноподобного дефекта, а именно изучению параметра трещиностойкости высокопрочных судостроительных сталей. Требования к параметру CTOD в зависимости от категории прочности стали, толщины и условий нагружения конструкции приведены в «Правилах» РМРС.
Фактически современные судостроительные стали, обладающие высокой чистотой по неметаллическим включениям и мелкодисперсной структурой, обеспечивают предъявляемые к ним требования по CTOD. Более сложная ситуация возникает при испытаниях металла сварного соединения—металла шва и металла зоны термического влияния (ЗТВ), где формируется неблагоприятная структура при термическом воздействии сварки (ЗТВ) и присутствует дендритная крупнозернистая составляющая (шов).
Таким образом, целью работы является определение сопротивления хрупкому разрушению наиболее слабого звена – зоны термического влияния сварных соединений.
В данной работе было проведено исследование трещиностойкости зоны термического влияния сварных соединений судостроительных сталей высокой прочности при низких температурах, а именно анализ влияния процентной доли хрупких структурных составляющих (ЗТВ и металла шва) на фронте усталостной трещины на общий результат при определение параметра CTOD.
Анализ литературных данных, изложенный в обзоре общего состояния вопроса, показал, что получаемые в результате испытаний ЗТВ сварных соединений значения CTOD имеют очень большой разброс, и при этом они могут варьироваться в диапазоне от 0.01 до 3 мм для одной серии образцов. Причиной такого разброса может являться как неблагоприятное влияние хрупкого металла шва, так и низкая трещиностойкость крупнозернистой ЗТВ на фронте усталостной трещины. Экспериментальные данные, анализируемые в практической части работы, также показали большой разброс результатов и практическую невозможность проанализировать влияние крупнозернистой ЗТВ на CTOD при отсутствии металла шва на фронте усталостной трещины, т.е. исключить его влияние на результат, поскольку при разметке образцов тяжело попасть в крупнозернистую ЗТВ (из-за ее криволинейности и влияния человеческого фактора при разметке и изготовлении надрезов), исключив при этом полностью попадание в металл шва.
В связи с этим зарубежными авторами было предложено провести испытания на трещиностойкость образцов малых размеров с имитацией термического цикла сварки. Получаемые при этом результаты в среднем оказываются на уровне 0.05 мм по значению CTOD.
Поскольку на основе статистического анализа результатов испытаний не представилось возможным оценить в полной мере «истинную» трещиностойкость крупнозернистой ЗТВ из-за неоднозначного влияния металла шва на результат, было проведено моделирование численного эксперимента по методу Монте-Карло. В результате моделирования выявлено, что средние значения истинной трещиностойкости металла ЗТВ оказываются существенно ниже непосредственно получаемых данных. Так, для экспериментального среднего значения CTOD ЗТВ, равного 0.22 мм «истинное» среднее при наиболее правдоподобном сочетании характеристик трещиностойкости основного металла и металла шва получаем: 10 = 0.16 мм, а для экспериментального значения 0.10 мм получим: 10 = 0.03 мм. Полученные значения «истинной» трещиностойкости качественно соответствуют литературным данным, полученным при имитации термического цикла сварки, т.е. находятся на низком уровне.
Результаты исследования также показали, что, несмотря на удовлетворительный результат по среднему значению трещиностойкости, велика вероятность получения отдельных результатов существенно ниже требований Регистра. Очевидно, что вероятность получения таких результатов растет с количеством образцов. Возможным выходом из данной ситуации, может стать снижение требований, предъявляемых Регистром к среднему значению и/или допущение наличия выбросов отдельных значений. При этом перейти к поверочным расчетам хрупкой прочности на основе полученных результатов и получаемого разброса. Кроме того, необходимо получать статистически представительный объем данных для металла шва, чтобы отделить его влияние на результаты испытаний.
Иным решением может стать применение других методик испытаний на трещиностойкость с использованием образцов типа SENT, наиболее приближенных к условиям работы материала в реальной конструкции, что предлагают зарубежные авторы. Однако, данное предложение является спорным, так как, во-первых, остается непонятным как проводить испытания образцов большой толщины, а во-вторых, с учетом остаточных сварочных напряжений жесткость напряженного состояния в вершине дефекта реальной конструкции может быть не ниже, чем в образцах SENB.
1. Правила классификации и постройки морских судов. Российский морской регистр судоходства. СПб.: РМРС.- 2016
2. DNV Rules for classification of ships.: Det Norske Veritas – July 2010
3. ГОСТ 52927-2015. Прокат для судостроения из стали нормальной, повышенной и высокой прочности. Технические условия.
4. Хлусова Е.И. Фазовые превращения, структура и оценка упрочнения судостроительной стали нормальной, повышенной и высокой прочности//Вопросы материаловедения.-2004.-Вып.№2(38).-С. 5-22
5. Рыбин В.В., Малышевский В.А., Хлусова Е.И. Структура и свойства хладостойких сталей для конструкций северного исполнения//Вопросы материаловедения.-2006.-Вып.№1(45).-С.24-43
6. Горынин И.В., Рыбин В.В., Малышевский В.А., Хлусова Е.И. Хладостойкие стали для технических средств освоения арктического шельфа//Вопросы материаловедения.-2009.- Вып.№3(59).- С.108-126
7. Хлусова Е.И., Голосиенко С.А., Мотовилина Г.Д., Пазилова У.А. Влияние легирования на структуру и свойства высокопрочной хладостойкой стали после термической и термомеханической обработки//Вопросы материаловедения.-2007.- Вып.№1(49).-С. 20-32
8. Счастливцев В.М., Табатчикова Т.И., Яковлева И.Л., Егорова Л.Ю., Ватутин К.А., Голосиенко С.А., Круглова А.А., Хлусова Е.И. Влияние термомеханической обработки на структуру и механические свойства судостроительной стали типа 09ХН2МДФ//Вопросы материаловедения.-2008.-Вып.№1(53).-С. 20-32
9. Правила классификации и постройки ПБУ и МСП. Российский морской регистр судоходства. СПб.:РМРС.-2014
10. Гусев М.А., Ильин А.В., Ларионов А.В. Сертификация судостроительных материалов для судов, эксплуатирующихся в условиях Артики//Судостроение.- 2014.-Вып.№5.-С. 39-43.
11. Малышевский В. А., Грищенко Л. В., Барышников А. П. Сварочные материалы и технология сварки высокопрочных сталей//Вопросы материаловедения.- 1999.- Вып.№3(20).-С. 46-62
12. ГОСТ 1497-84. Металлы. Методы испытаний на растяжение.
13. ASTM E 208 Standard Practice for Compression Tests of Metallic Materials at Elevated Temperatures with Conventional or Rapid Heating Rates and Strain Rates
14. ГОСТ 30456-97. Металлопродукция. Прокат листовой и трубы стальные. Методы испытания на ударный изгиб.
15. Андреев С.А., Головченко В.С., Горбач В.Д., Руссов В.Л. Основы сварки судовых конструкций – СПб.: Судостроение, 2006. – 552с.: ил.
16. Васильев В.И., Илященко Д.П., Павлов Н.В. Введение в основы сварки – Томск, 2011. – 317 с.
17. Николаев Г.А. Сварка в машиностроении. Справочник в 4-х.т.- М. :
Машиностроение, 1978
18. Муравьев К.А. Влияние водорода на сопротивление образованию трещин в сварных соединениях судостроительных сталей / «Вопросы науки и техники»: материалы международной заочной научно-практической конференции - 2012 г.
19. Мак-Магон К., Брайнт К., Бенерджи С. Влияние водорода и примесей на хрупкое разрушение стали//Механика разрушения. Разрушение материалов.- М.:Мир.-1979.-С.109-133
20. Гривняк И. Свариваемость сталей.-М.: Машиностроение.-1984.-216с.
21. Thaulow C., Paauw A.J., Guttormsen K. The heat affected zone toughness of low- carbon microalloyed steels//Welding research supplement.-1987.-P. 266-279
22. Risto Laitinen «Improvement of weld HAZ toughness at low heat input by controlling the distribution of M-A constituens»
23. Ардентов В. В., Малышевский В. А., Правдина Н. Н. Структура и свойства зоны термического влияния высокопрочной конструкционной стали//Физика и химия обработки материалов. – 1985. – Вып. 5. – С. 119–125.
24. Круглова А.А., Хлусова Е.И. Исследование структуры и свойств металла зоны термического влияния сварных соединений из стали марки 09Г2ФБ (E36), изготовленных с использованием термомеханической обработки и закалки с отпуском // Вопросы материаловедения , 2008, № 3(55) – с. 5-11
25. Хлусова Е.И., Орлов В.В. Изменение структуры и свойств в зоне термического влияния сварных соединений из низкоуглеродистых судостроительных и трубных сталей // Металлург, 2012, №9 – с.63-76
26. Орыщенко А.С., Хлусова Е.И., Шарапов М.Г. Металловедение конструкционных свариваемых сталей.-2012г.
27. Fairchild D.P, Bangaru N.V, KOO J.Y, Harrison P.L, Ozekcin A. A study concerning intercritical HAZ microstructure and toughness in HSLA steels.-1991
28. BS EN ISO 15653-2010 Metallic materials — Method of test for the determination of quasistatic fracture toughness of welds
29. ГОСТ 25.506 Расчеты и испытания на прочность. Методы механических испытаний металлов. Определение характеристик трещиностойкости (вязкости разрушения) при статическом нагружении
30. Дж. Ф. Нотт. Основы механики разрушения: Пер. с англ.-М: «Металлургия», 1978.-256с
31. Броек Д. Основы механики разрушения. Пер. с англ. — М.: ВШ, 1980.-368с
32. СТО-07516250-233-2012 Стандарт организации. Определение параметров вязкости разрушения (трещиностойкости) при статическом нагружении стали и сварных соединения. Методика испытаний. - ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей»,Санкт- Петербург,2012
33. ISO 12135:2002 Metallic materials – Unified Method of Test for the Determination of Quasistatic Fracture Toughness
34. Ильин А.В., Леонов В.П., Филин В.Ю. Определение параметров трещиностойкости CTOD для металла сварных соединений судокорпусных сталей при низких климатических температурах//Научно-технический сборник Российского морского регистра судоходства.-2008.-Вып.32.-С.120-146
35. Евенко В.И., Башаев В.К., Ильин А.В., Леонов В.П., Филин В.Ю. Проблемы аттестации и расчетного обоснования требований к сварным соединениям высокопрочных стальных конструкций для работы на шельфе Арктики. Вопросы материаловедения, 2009, № 3 (59) с 242 - 262.
36. Виноградов О.П., Ильин А.В., Филин В.Ю. Научно-методические вопросы аттестационных испытаний на трещиностойкость структурно-неоднородного металла сварных соединений//Вопросы материаловедения.-2004.-Вып.№1(37).- С.75-89
37. Minami F., Toyoda M., Thaulow C., Hauge M. Effect of strength mis-match on fracture mechanical behavior of HAZ-notched weld joint//Quarterly journal of Japan welding society.-Vol.13.-No.4.-pp.508-517.-1995
38. Zerbsta U., Ainsworthb R.A., Beierc H.Th., Pisarskid H., Zhange Z.L., Nikbinf K., Nitschke-Pagelg T., Münstermannh S., Kucharczykh P., Klingbeila D. Review on
fracture and crack propagation in weldments – A fracture mechanics perspective// Engineering Fracture Mechanics.-2014.-Vol.132.-pp. 200-276
39. Ostby E., Thaulow C., Akselsen O.M. Fracture toughness scatter and effect of constraint in weld thermal simulated HAZ microstructers at -60°C//Proceedings of the Twenty-first (2011) International offshore and polar engineering conference.-2011.- pp.443-448
40. Ostby E., Thaulow C., Akselsen O.M., Kolstad G., Hauge M. Comparison of fracture toughness in real weld and thermally simulated CGHAZ of a 420 MPa rolled plate// Proceedings of the Twenty-second (2012) International offshore and polar engineering conference.-2011.-pp.315-322
41. Ильин А.В. Артемьев Д.М., Филин В.Ю. Сопоставление различных методик оценки трещиностойкости металла сварных конструкций, работающих в арктических условиях. Научно-технический сборник Российского морского регистра судоходства.- Вып. 40/41 – 2015. - с.62- 71.
42. Nyhus B., Ostby E., Thaulow C., Zhang Z., Olden V. SENT testing and the effect of geometri constraint in high strength steel//International symposium high strength steel.- 2002.-p.23
43. Machida S., Miyata T., Hagiwara Y., Yoshinari H., Suzuki Y. A statistical study of the effect of local brittle zone (LBZ) on the fracture toughness (CTOD) of weldments//Defect assessment in components – fundamentals and applications.-1991.- Mechanical engineering publications.-pp.633-658
44. Beremin F.M. A local criterion for cleavage fracture of a nuclear pressure vessel steel//Metallurgical transactions A.-1983.-Vol.14A.-pp.2277-2287
45. Wallin K. The scatter in KIC – results//Engineering fracture mechanics.-1984.- Vol.19.-No.6.-pp.1085-1093
46. Ильин А.В., Филин В.Ю. Применение расчетных оценок прочности с использованием механики разрушения для сварных конструкций глубоководной техники. Деформация и разрушение, № 2, 2012 г. С. 9-15.