Введение 3
Глава 1 Понятие менталитета 7
1.1 Этимология понятия «менталитет» 7
1.2 Определение, структура и виды менталитета 8
1.3 Факторы, влияющие на формирование менталитета 15
1.4 Изменения в национальном менталитете и их связь с историческими
событиями 17
Глава 2 Катаклизмы и антропогенные катастрофы. Природный фактор формирования японского менталитета 23
2.1 Наиболее разрушительные катаклизмы и антропогенные катастрофы 23
2.2 Особенности географического положения Японского архипелага, влияние
природных катаклизмом на менталитет 26
2.3 Философская концепция «фудо» Вацудзи Тэцуро как основополагающий
фактор формирования менталитета 29
Глава 3 Этико-философские учения и религии как фактор формирования японского менталитета 36
3.1 Синтоизм 36
3.2 Буддизм и религиозный синкретизм 45
Заключение 53
Список источников и литературы 56
Приложение А 62
Приложение Б 63
Приложение В 64
Приложение Г 65
Приложение Д 66
Приложение Е 67
Приложение Ж 68
Приложение З 71
Приложение И
2018 год можно назвать новой вехой в истории развития российско- японских отношений: проведение года Японии в России и года России в Японии является не просто обменом любезностями между странами, но показывает осознание важности поддержания нынешнего уровня сотрудничества и его всестороннего развития. Несмотря на положительные тенденции в двухсторонних отношениях, перед нашими странами по-прежнему стоит целый ряд проблем, основными из которых являются вопрос принадлежности Южных курильских островов, а также вопрос подписания мирного договора.
Скорейшее разрешение данных проблем затрудняется в условиях глобализации, когда любое политическое решение затрагивает не только страны- участницы, но и влияет на отношение всего мирового сообщества. Помимо этого нельзя не отметить влияние политических решений на экономику, культурные связи, науку, социальные связи, экологию и другие сферы, границы каждой из которых размываются все больше.
На современном этапе развития российско-японских отношений необходимы инновационные методы в ведении переговоров с глубинным пониманием мотивации каждой из сторон. Игнорирование фактора национального менталитета в выстраивании внешней политики является большим упущением, так как именно ментальность обуславливает ценностные ориентиры общества, отвечает за тип мышления и объясняет мотивацию принятия тех или иных решений. Однако это не значит, что изучение менталитета имеет под собой только лишь политическую подоплеку: абсолютно все взаимодействия осуществляются людьми, а значит понимание особенностей менталитета является необходимым и в сфере бизнеса, и в сфере туризма, в общем, при любых контактах представителей разных наций.
Актуальность работы обусловлена возрастающей важностью изучения менталитета как детерминанты человеческого поведения и деятельности в целом, необходимой для бесконфликтного существования социальных групп и целых народов в условиях усугубляющейся глобализации и расширяющейся миграции населения.
Тема японского менталитета широко освещается как в научной, так и научно-популярной литературе: разносторонняя изученность аспектов японской ментальности позволяет охватить большой спектр её особенностей и выделить первопричины их формирования.
Целью данной работы является определение конкретных черт японского менталитета, установление первопричин их возникновения и закрепления в обществе посредством анализа особенностей природных, климатических и географических особенностей Японского архипелага, а также посредством рассмотрения культурно-религиозных особенностей японской нации.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие менталитета посредством рассмотрения этимологии слова и процесса становления данного понятия в научных кругах, определить опорное понятие менталитета в работе;
- выделить тип менталитета для изучения и факторы его формирования, которые необходимо подробно проанализировать для дачи характеристики и описания особенностей японской ментальности;
- изучить природный, географический и климатический факторы в формировании менталитета японцев;
- рассмотреть наиболее масштабные природные катаклизмы и антропогенные катастрофы в истории Японии и их влияние на формирование менталитета японцев;
- изучить влияние культурно-религиозных факторов на формирование менталитета японцев;
- описать особенности синто-буддийского синкретизма.
Объектом данного исследования является менталитет японцев.
Предметом исследования являются факторы, повлиявшие на формирование и преобразование менталитета японцев.
Методологическая база исследования заключается в использовании общенаучных теоретических методов: анализе теоретической базы, наблюдении за развитием и преобразованием понятия менталитет в разные периоды истории, а также отслеживании закономерности данных процессов. Так как практическая часть данного исследования также является теоретической и представляет собой углубленное продолжение анализа проблемы с опорой на инструментарий теоретической базы, основным методом, использованным в практической части исследования, является метод дедукции, заключающийся в восхождении от абстрактного к конкретному, т.е. установлении прямых причинно-следственных связей формирования определенных аспектов японской ментальности.
Поставленные работе цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе работы подробно рассматривается понятие менталитета, его структура и виды, описывается процесс формирования в научных кругах, особенности интерпретации разными учеными в зависимости от их личного мировоззрения, исторического периода и сферы, в рамках которой данное понятие описывалось. Выделяется несколько классификаций менталитета, а также приводятся факторы, влияющие влияние на формирование менталитета.
Вторая глава посвящена рассмотрению природных, климатических и географических особенностей Японского архипелага, а также наиболее значимым природным катаклизмам и антропогенным катастрофам в истории Японии как факторам, значительно повлиявших на формирование ментальности японской нации.
Третья глава посвящена рассмотрению религиозного и культурного аспектов формирования менталитета японской нации. Детально изучены влияние синтоизма и буддизма как главенствующих религий, а также синто-буддийский синкретизм как уникальное явление мирного сосуществования анимистического верования и религии.
В заключении выделяются ключевые аспекты ментальности, оказывающее наиболее сильное влияние на функционирование японского общества.
При написании данной работы было использовано большое количество монографий как российских, так и зарубежных авторов, материалы научных конференций, статьи. Теоретическая часть исследования базируется на работах П.М. Немирович-Данченко, подробно изучавшего понятие менталитета, А.Я. Гуревича, впервые описавшего менталитет как некую сложившуюся «картину мира», А.В. Юревича, который выделил факторы формирования менталитета, а также Т. Вацудзи и его теории «фудо» - неразрывной связи окружающего мира и его неоспоримого влияния на формирование менталитета человека. Практическая часть исследования по большей части опирается на работы ученых японоведов, таких как А.Ф. Прасол, А.Н. Мещеряков, Р. Марч, Р. Бенедикт, С.В. Чугров и др.
Исследование менталитета затруднено, в первую очередь, отсутствием его общепринятого определения в научных кругах. Контекст науки, в рамках которой данное понятие рассматривалось, историческая обстановка и мировоззрение каждого отдельного ученого - все эти факторы оказывали влияние на толкование менталитета. На данный момент не разработана и методологическая база, на которую можно было бы опираться при рассмотрении такого многогранного понятия как менталитет, что с одной стороны затруднило начальные этапы данного исследования, а с другой позволило подойти к нему в более свободной манере. Менталитет представляет собой комплекс социально-психологических установок, который обуславливает способ мышления и восприятия мира. Особенность ментальности заключается в том, что она не может быть отрефлексирована или оценена её носителем, поэтому всегда нужно стороннее лицо, которое при этом является носителем другой ментальности: только оно и сможет выделить и описать отличительные черты. Важность менталитета заключается в его влиянии не только на мировоззрение индивида, но и на его поступки, систему ценностей, а также способ выстраивания отношений. Для продуктивного взаимодействия представителей разных стран на современном этапе развития цивилизации знание общепринятых этических норм и способов ведения переговоров будь то в политической или бизнес сфере более не достаточно. Переход на следующую ступень во взаимоотношениях возможен только в случае понимания первопричин мотивации каждой из сторон, которое является необходимым не только при создании чего-то нового, но что куда более важно - может помочь разрешить давние споры.
Особый интерес для целей данной работы представлял именно национальный менталитет японцев, который в силу исторических и географических особенностей практически полностью совпадает с этническим. Взяв за основу факторы формирования менталитета, выделенные А.В. Юревичем, нами было установлено следующие:
1) географическое положение, климатические и природные особенности местности являются основополагающим фактором формирования менталитета, и особенно ярко это проявилось в случае Японии, географически изолированной от материка и других островных государств, а также имеющей ярко выраженные сезонные различия;
2) совокупность географических, климатических и природных особенностей привели к формированию таких черт японского национального характера как коллективизм и рационализм. Постоянные природные катаклизмы воспитали в японцах стойкость и глубинное понимание важности взаимовыручки как основы выживания, а также воспитали в них терпимость и готовность преодолевать любые трудности. Ограниченность пространства и узость коллектива, возникшие в период Хэйан и являющиеся следствием «свертывания» этого самого пространства, сформировали привычку ценить близкое и знакомое в разы больше, чем далекое и пришлое (это касается и культуры, и традиций, и религиозных особенностей);
3) главной особенностью японской ментальности является всеобщее почитание природы, преклонение перед её величием и щедростью, стремление к её сохранению и гармоничному сосуществованию природы и человека, что привело к появлению анимистического верования - синто;
4) синтоизм является стержнем японского менталитета и привел к формированию большого количества национальных особенностей японцев, прочно закрепившихся в их сознании. К таким особенностям можно отнести стремление к сохранению ва (гармонии), которое проявляется посредством следования принципу амаэ (зависимость от эмоционального расположения других), исполнения он (долг признательности, благодеяние, которое требует отплаты) и гири (долг, который может быть измерен степенью обязанности другим), а также следованию другим традиционным добродетелям;
5) поклонение родовым божествам удзигами привело к прочному укоренению культа предков и целому ряду ритуалов, связанного с их упокоением и выражением благодарности за покровительство;
6) строго регламентированная иерархическая структура общества, сохранившаяся и сейчас, изначально базировалась на происхождении рода от конкретного ками, занимавшего свою ступень в сложной иерархической лестнице японских божеств. Такая система первоначально ставила своей целью упрощение взаимодействия людей, которые бы точно знали свою ступень в общественной лестнице и могли бы исполнять предписанные им обязанности и получать соответствующие привилегии;
7) осознание японцами особенности своей нации, как единственно произошедшей от ками, позволило им легко принять другие религии и учения и привело к появлению религиозного синкретизма;
8) успешное распространение буддизма среди низших слоев населения было обусловлено необходимостью в новой идеологии на фоне процесса индивидуализации и выделения человека из природы. Концепция личного спасения, полностью отсутствовавшая в синтоизме, была принята японским обществом и полностью отвечала процессам преобразования общественного сознания;
9) синто-буддийский синкретизм проявился в разделении сфер влияния в жизни рядового японца: синтоизм отвечает за радостные события, а буддизм за печальные; к другим проявлениям синкретизма можно отнести бытующие и поныне представления о послесмертии.
Вытеснение традиционных ценностей и усугубляющаяся глобализация не оказали достаточно сильного влияния на моногамное японское общество, стремящееся сохранить свою уникальную культуру. Особенно важным в такой ситуации является изучение менталитета как детерминанты человеческого поведения. Таким образом, для выстраивания продуктивных отношений с жителями Страны восходящего солнца необходимо обратиться к истокам их мировоззрения, понять первопричину намерений, что позволит перейти на новый этап в построении двусторонних отношений.