ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ВИДЫ И ФУНКЦИИ ТУРИЗМА 5
1.1. Понятие о туризме 5
1.2. Классификация туризма 7
1.3. Функции туризма 11
2. ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА РОССИЯН И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ
НА ВЫБОР МЕСТА И ВИДА ОТДЫХА 15
2.1. Факторы, влияющие на выбор места и вида отдыха 15
2.2. География выездного и внутреннего российского туризма 24
3. АНАЛИЗ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ БЕЛГОРОДСКОЙ 30
ОБЛАСТИ ВО ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ ТУРИЗМЕ 30
3.1. Методика изучения туристических предпочтений 30
3.2. Результаты изучения предпочтений жителей Белгородской
33 области во внутреннем и внешнем туризме
3.3. Прогноз изменения предпочтений россиян во внутреннем и 55 внешнем туризме
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Туризм - социально-экономическое явление, оказывающее влияние на развитие всей связанной с ним инфраструктуры. По мере развития туризма становится всё более актуальным исследование сложных закономерностей динамики и территориальной структуры, изучение особенностей межрегиональных туристских потоков.
В России, обладающей колоссальными туристскими ресурсами, туризм ещё не может достичь уровня адекватного своим потенциальным возможностям. Туристские объекты остаются невостребованными вследствие неразвитости инфраструктуры туристских услуг, несовершенства механизмов государственного регулирования на различных уровнях власти, отсутствия мотивации для частных инвестиций в туристские рынки и эффективных методов экономического анализа туристского комплекса регионов. Таким образом, на сегодняшний день является актуальной тема поиска альтернативных вариантов отдыха для россиян [5].
На формирование туристских потоков оказывает влияние множество природных, культурных, социальных, политических и экономических особенностей конкретных территорий. По этой причине возрастает значимость исследований в области географии туризма, опирающихся на смежные направления географической науки.
В России множество красивых и интересных мест. Благодаря большой территории и разнообразию природы, можно не уезжая заграницу, побывать на морских курортах, отправиться в горы, заняться дайвингом или горнолыжным спортом, посетить многочисленные исторические и культурные достопримечательности или покорить одну из многочисленных пещер. Самый стремительный рост демонстрируют курорты Крыма и Краснодарского края.
Объектом изучения является территориальная организация туризма россиян и факторы, влияющие на туристские предпочтения .
Предмет - особенности формирования туристских предпочтений россиян в современных условиях.
Цель работы - изучение альтернативных мест отдыха россиян в современных условиях.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1. Изучить понятия, виды и функции туризма.
2. Рассмотреть географию туризма россиян и факторы, влияющие на выбор отдыха.
3. Разработать методику изучения туристических предпочтений жителей Белгорода.
4. Провести анализ предпочтений жителей Белгородской области во внутреннем и внешнем туризме.
5. Составить прогноз изменения предпочтений россиян во внутреннем и внешнем туризме.
Исходные материалы и методы исследований. Теоретической базой исследования послужили труды ученых в сфере географии и туризма, таких как: Биржаков М.Б., Воронкова Л.П., Вяткин Л.А., Гуляев В.Г. и т.д.
Методологической основой работы послужили результаты проведения социологического опроса предпочтений жителей Белгородской области во внутреннем и внешнем туризме.
Методическая база исследования дополнялась традиционными методами географических исследований: аналитический (сравнительный,
ретроспективный), сравнительно-географический, статистический, метод проведения социологического опроса, картографический.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 36 наименований, и приложения. В работе представлена 1 таблица, 28 рисунков, из них 16 диаграмм, 9 графиков и 3 картосхемы. Общий объем работы составляет 61 страница.
На сегодняшний день остается актуальной тема поиска альтернативных мест отдыха россиян в современных условиях.
На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Туризм - представляет собой временные выезды людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях. Наиболее распространенными являются рекреационный и познавательный туризм. В экономической функции туризма входит предпринимательская, потребительская, доходная, валютная сферы.
2. Туристские мотивы как существенный элемент спроса являются объектом целого ряда влияний, которые могут быть не связаны напрямую с туризмом, но при этом воздействуют как на объем, так и на формы спроса и выбора туристского продукта и услуг. Данные влияния обладают определенной возможностью усиливать свое воздействие на принятие решения о путешествии и выбор туристского продукта. Среди факторов, оказывающих влияние на туристические мотивы, можно выделить: возраст, образование, социальную принадлежность, менталитет, конфессию, доход, работу, отпуск, здоровье, географическое направление, сезонность, активность и т.д.
3. Методика социологического опроса основывается на Google формах и таблицах. Данный сервис предлагает участникам удобный интерфейс, а также инструменты для создания и редактирования, управления параметрами опроса и анализ социологического опроса.
4. В проведенном нами опросе жителей Белгородской области: несомненным лидером является внутренний туризм по России. Финансовое положение является самым веским аргументом в выборе места пребывания. в
основном респонденты хотели бы попутешествовать по России, особенно по Крыму, Краснодарскому краю, а также по Санкт-Петербургу. Далее интересными направлениями остаются Турция и Италия. Касаемо внешнего туризма, белгородцы хотели бы посетить Испанию.
5. Прогноз изменения предпочтений во внутреннем и внешнем туризме, говорит о увеличении количества россиян, путешествующих по стране, на 10-15 % год к году, до свыше 55 млн. человек. Наблюдается уверенная тенденция к увеличению количества чартерных рейсов по России . Самые популярные объекты отдыха на 2017-2018 года в России станут: Краснодарский край, Крым, Золотое кольцо России, Москва, Санкт- Петербург, Байкал, Карелия, Камчатка и горный Алтай.
1. Александрова А.Ю. Международный туризм. - М., 2004. - 26 с.
2. Арефьев В.Е. Введение в туризм: учебное пособие для студентов географического факультета. - Барнаул: АГУ, 2002 - 282 с.
3. Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме: учебное пособие. - М.: Академия, 2008. - 201 с.
4. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб., 2012. - C. 80-110.
5. Видяпин В.И. Экономическая география России. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 533 с.
6. Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства. -М.: Фаирпресс, 2004. - 132 с.
7. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. - М.: ЮНИТИ,
2010.°- С. 88-101.
8. Вяткин Л.А. Туризм. - М.: Изд-во Академия, 2015. - 231 с.
9. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. - М.: РМАТ, 2016. - 325 с.
10. Гуляев В.Г. Современный туризм. - М.: Нолидж, 2017. - 199 с.
11. Дунец А.Н. География туризма России: учебное пособие. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2017 - 280 с.
12. Дурандин А.Л. Рынок туристических услуг: туристический рынок России растёт быстрее экономики страны // Потребитель. - М., 2013. - №1 - C. 19-24
13. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. - URL: http://fedstat.ru/indicators/start.do/ (Дата обращения 10.04.18)
14. Зорин И.В.Энциклопедия туризма: справочник. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 368 с.
15. Зорин И.В. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2016 - 20 с.
16. Ильина Е.Н. Туризм и отраслевые системы: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 178 с.
17. Каурова А.Д. Организация сферы туризма. - М.: Изд-во Герда, 2006. - 96 с.
18. Квартальное В.А. Туризм. Финансы и статистика. - М., 2001. - С. 44-57.
19. Квартальнов В.А. Гуманитарные проблемы развития туризма.- М.: Финансы и статистика, 2008 - 384 с.
20. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика. - М., 2017. - 175 с.
21. Кириллов А.Т. Маркетинг в туризме. - СПб.: Изд-во Астек, 2016. - 122 с.
22. Комарова М.Е. Географические аспекты туризма. - Белгород: ИД Белгород, 2017. - 252 с.
23. Крутикова И.Ю. Белгородская область в цифрах 2017: краткий статистический сборник.- Белгород: Белгородстат, 2017. - 272 с.
24. Кусков А.С. Курортология и оздоровительный туризм. - М.: Изд-во Феникс, 2016. - 127 с.
25. Маркова Н.А. Российский рынок туризма в 2005-2017 гг. // Мой мир. - М., 2017. - №1. - с. 33-39
26. Мишина Л.А. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта - М., 2008. - 25 с.
27. Мосьпан С.И. Социальное положение и уровень жизни населения Белгородской области.- Белгород: Белгородстат, 2017. - 288 с.
28. Орленок В.В. Физическая география. - Калининград: КГУ, 2008 - 480 с.
29. Рябовол И.А. Пять главных трендов туристического рынка-2017: как будет развиваться отрасль. // Журнал «Деловой Квартал». - 2017. - № 7. - С.112-115.
30. Самойленко А.А. География туризма. - М.: Феникс, 2006. - 368 с.
31. Сафонов О.П. Состояние туризма в РФ // Журнал «Экономика.Деньги». - М., 2015. - №4. - С.33-34.
32. Сетевое издание «РИА Новости»: [Электронный ресурс]. - URL: http://ria.ru/ (Дата обращения 25.04.17)
33. Социальная научная сеть [Электронный ресурс]. - URL: http://www.sciencecommunity.org/ru/ (Дата обращения 30.03.18)
34. Степанова М.В. Региональный туризм. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 463 с.
35. Стригунова Д.П. Понятие международного туризма. - М.,2016. - 207 с.
36. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/ (Дата обращения 20.04.18)
37. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. - URL: http://www.russiatourism.ru/ (Дата обращения 09.04.18)
38. Храбовченко В.В. Экологический туризм. - М.: Финансы и
статистика, 2016. - 34 с.
39. Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство. - М.: Юркнига, 2017 - С. 20-33.
40. Шарафутдинов В.Н. О смысловой нагрузке понятия «туризм». Туризм: право и экономика. - М., 2005. - № 2. - 120 с.
41. Штанько Е.С. Концепция развития туризма в Белгородской области // Научные ведомости. - Белгород: БелГУ, 2016. - С. 88-98