СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
|
Введение 3
1 Теоретический анализ роли социальных сетей в профессиональном
самоопределении молодежи 7
1.1 Профессиональное самоопределение молодежи как социальный феномен 7
1.2 Социальные сети как ресурс профессионального самоопределения
молодых людей 16
1.3 Социальные сети как фактор риска в профессиональном самоопределении
молодежи 24
2 Результаты эмпирического исследования роли социальных сетей в профессиональном самоопределении старшеклассников Приморского края .... 35
2.1 Специализированные сайты как ресурс профессионального
ориентирования учащихся Приморского края (по результатам контент- анализа) 35
2.2 Роль социальных сетей в профессиональном самоопределении старшеклассников Приморского края: анализ результатов анкетирования 43
Заключение 58
Список литературы 62
Приложения 70
1 Теоретический анализ роли социальных сетей в профессиональном
самоопределении молодежи 7
1.1 Профессиональное самоопределение молодежи как социальный феномен 7
1.2 Социальные сети как ресурс профессионального самоопределения
молодых людей 16
1.3 Социальные сети как фактор риска в профессиональном самоопределении
молодежи 24
2 Результаты эмпирического исследования роли социальных сетей в профессиональном самоопределении старшеклассников Приморского края .... 35
2.1 Специализированные сайты как ресурс профессионального
ориентирования учащихся Приморского края (по результатам контент- анализа) 35
2.2 Роль социальных сетей в профессиональном самоопределении старшеклассников Приморского края: анализ результатов анкетирования 43
Заключение 58
Список литературы 62
Приложения 70
Тема профессионального самоопределения и профессиональной ориентации молодежи в настоящее время является особо актуальной. Выбор профессии, дальнейшего образовательного пути, направления трудовой деятельности важны как для самого молодого человека, так и для развития общества в целом. Проблема профессионального самоопределения представляется наиболее важной для молодых людей, обучающихся в 10-11 классах в системе среднего образования. В этом период старшеклассники, выявляя свои способности, возможности, формируют планы относительно направлений профессиональной подготовки, будущей занятости. Процесс профессионального самоопределения школьников осуществляется с помощью учителей, семьи, психологов, друзей и т. д., в широком и меняющемся контексте, включающем, прежде всего, мир профессий, современные формы занятости, ценности и отношение к трудовой деятельности, комплекс экономических, политических факторов. В современных условиях молодежь общается, удовлетворяет многие потребности, используя ресурсы Интернета, поэтому и вопросы профессионального самоопределения решает с помощью социальных сетей. Можно утверждать, что социальные сети сегодня являются источником знаний и их распространения; они расширили возможности для поиска и выбора профессии, трудоустройства молодежи.
Большое количество работ посвящено изучению профессионального самоопределения молодых людей, а также роли Интернета в жизни современной молодежи, их поведению, взаимодействию в сетях, но отсутствуют достаточно полные исследования, направленные на изучение роли ресурсов сети в профессиональном самоопределении и ориентировании. Проблема предпринятого исследования заключается в том, что отсутствует достаточно полное представление о влиянии сетей на профессиональное самоопределение молодежи; мы не знаем, каким образом молодежь использует и/или может использовать возможности социальных сетей при построении своих профессиональных планов.
В целом, для анализа проблем профессионального самоопределения актуальны работы зарубежных исследователей таких, как А. Маслоу, Дж. Голланд, Э. Берн, Э. Гинзберг и др., отечественных исследователей: М. В. Бадашкеев, Т. О. Разумова, В. Н. Шубкин. Исследования Интернета, его влияние на социализацию школьников представлены работами А. С. Дужниковой . На региональном уровне исследования интересующей нас области в основном осуществляли выпускники высших учебных заведений в рамках учебного плана. Например, А. А. Кожуховская в своей работе на тему профессиональной ориентации молодежи Приморского края раскрыла вопрос о важности процесса выбора профессии . Касательно влияния интернета, в 2015 году в Приморском крае было проведено исследование «Социализация современных российских школьников в условиях распространения сети интернет: эмпирический анализ состояния региона». Вывод, который был сделан автором, состоит в том, что молодежь использует ресурсы сети в познавательных и информационных целях, но, зачастую, бесцельно, ради развлечений, что влияет на процесс его социализации .
Таким образом, учитывая факт отсутствия работ, предметно раскрывающих роль интернета и социальных сетей в профессиональном самоопределении молодых людей, данное исследование может внести вклад в осмысление сформулированной выше проблемы.
Гипотеза исследования: социальные сети предоставляют значительные возможности для поиска и выбора профессии, трудоустройства молодежи, однако они могут формировать ситуацию риска в профессиональном самоопределении молодых людей.
Объект исследования - профессиональное самоопределение молодежи.
Предмет - роль социальных сетей в профессиональном самоопределении молодежи (на примере возрастной группы молодежи 15-17 лет, обучающейся в старших классах муниципальных образовательных учреждений Приморского края).
Цель исследования - осуществить теоретический анализ роли социальных сетей в профессиональном самоопределении молодежи на основе ресурсно¬рискологического подхода и раскрыть на этой основе влияние социальных сетей на профессиональное самоопределение учащихся старших классов школ Приморского края.
Задачи исследования:
1) осуществить анализ феномена профессионального самоопределения молодежи;
2) рассмотреть социальные сети как ресурс при профессиональном самоопределении молодежи;
3) рассмотреть социальные сети как фактор риска в профессиональном самоопределении молодежи;
4) провести анализ специализированных сайтов в профессиональном ориентировании старшеклассников Приморского края;
5) провести анализ результатов эмпирического исследования роли социальных сетей в профессиональном самоопределении старшеклассников Приморского края.
В процессе работы над текстом ВКР использовались логические методы (анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, моделирование), методы эмпирического исследования, в частности, способы сбора данных (анкетирование и интервьюирование, контент-анализ сайтов) и обработки данных (методы описательной статистики).
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты контент-анализа специализированных сайтов, анкетирования старшеклассников школ Приморского края могут быть полезны классным руководителям, школьным психологам, администрации муниципальных образовательных учреждений в процессе организации и осуществления профориентационной работы, родителям учащимся выпускных классов и их родителям, решающим проблемы выбора профессии и образовательного учреждения. Методика социологического исследования может быть использована в дальнейшем изучении влияния социальных сетей на профессиональное самоопределение учащихся старших классов.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, в которых, в соответствии с поставленными задачами осуществляется теоретический анализ роли социальных сетей в профессиональном самоопределении молодежи, а затем, на основе результатов эмпирического исследования, раскрывается роль социальных сетей в профессиональном самоопределении старшеклассников Приморского края, заключение, список литературы и приложения.
Большое количество работ посвящено изучению профессионального самоопределения молодых людей, а также роли Интернета в жизни современной молодежи, их поведению, взаимодействию в сетях, но отсутствуют достаточно полные исследования, направленные на изучение роли ресурсов сети в профессиональном самоопределении и ориентировании. Проблема предпринятого исследования заключается в том, что отсутствует достаточно полное представление о влиянии сетей на профессиональное самоопределение молодежи; мы не знаем, каким образом молодежь использует и/или может использовать возможности социальных сетей при построении своих профессиональных планов.
В целом, для анализа проблем профессионального самоопределения актуальны работы зарубежных исследователей таких, как А. Маслоу, Дж. Голланд, Э. Берн, Э. Гинзберг и др., отечественных исследователей: М. В. Бадашкеев, Т. О. Разумова, В. Н. Шубкин. Исследования Интернета, его влияние на социализацию школьников представлены работами А. С. Дужниковой . На региональном уровне исследования интересующей нас области в основном осуществляли выпускники высших учебных заведений в рамках учебного плана. Например, А. А. Кожуховская в своей работе на тему профессиональной ориентации молодежи Приморского края раскрыла вопрос о важности процесса выбора профессии . Касательно влияния интернета, в 2015 году в Приморском крае было проведено исследование «Социализация современных российских школьников в условиях распространения сети интернет: эмпирический анализ состояния региона». Вывод, который был сделан автором, состоит в том, что молодежь использует ресурсы сети в познавательных и информационных целях, но, зачастую, бесцельно, ради развлечений, что влияет на процесс его социализации .
Таким образом, учитывая факт отсутствия работ, предметно раскрывающих роль интернета и социальных сетей в профессиональном самоопределении молодых людей, данное исследование может внести вклад в осмысление сформулированной выше проблемы.
Гипотеза исследования: социальные сети предоставляют значительные возможности для поиска и выбора профессии, трудоустройства молодежи, однако они могут формировать ситуацию риска в профессиональном самоопределении молодых людей.
Объект исследования - профессиональное самоопределение молодежи.
Предмет - роль социальных сетей в профессиональном самоопределении молодежи (на примере возрастной группы молодежи 15-17 лет, обучающейся в старших классах муниципальных образовательных учреждений Приморского края).
Цель исследования - осуществить теоретический анализ роли социальных сетей в профессиональном самоопределении молодежи на основе ресурсно¬рискологического подхода и раскрыть на этой основе влияние социальных сетей на профессиональное самоопределение учащихся старших классов школ Приморского края.
Задачи исследования:
1) осуществить анализ феномена профессионального самоопределения молодежи;
2) рассмотреть социальные сети как ресурс при профессиональном самоопределении молодежи;
3) рассмотреть социальные сети как фактор риска в профессиональном самоопределении молодежи;
4) провести анализ специализированных сайтов в профессиональном ориентировании старшеклассников Приморского края;
5) провести анализ результатов эмпирического исследования роли социальных сетей в профессиональном самоопределении старшеклассников Приморского края.
В процессе работы над текстом ВКР использовались логические методы (анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, моделирование), методы эмпирического исследования, в частности, способы сбора данных (анкетирование и интервьюирование, контент-анализ сайтов) и обработки данных (методы описательной статистики).
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты контент-анализа специализированных сайтов, анкетирования старшеклассников школ Приморского края могут быть полезны классным руководителям, школьным психологам, администрации муниципальных образовательных учреждений в процессе организации и осуществления профориентационной работы, родителям учащимся выпускных классов и их родителям, решающим проблемы выбора профессии и образовательного учреждения. Методика социологического исследования может быть использована в дальнейшем изучении влияния социальных сетей на профессиональное самоопределение учащихся старших классов.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, в которых, в соответствии с поставленными задачами осуществляется теоретический анализ роли социальных сетей в профессиональном самоопределении молодежи, а затем, на основе результатов эмпирического исследования, раскрывается роль социальных сетей в профессиональном самоопределении старшеклассников Приморского края, заключение, список литературы и приложения.
Молодежь играет особую роль в жизнедеятельности общества, что обуславливается рядом обстоятельств: молодежь - это главный источник трудовых ресурсов; носитель интеллектуального потенциала; имеет большую профессиональную и социальную перспективу. Поэтому важной задачей исследования молодежи является анализ процесса ее профессионального самоопределения. В широком плане профессиональное самоопределение раскрывается как средство реализации жизненной стратегии и жизненных ценностей в профессиональной сфере деятельности. В узком смысле профессиональное самоопределение представляет процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии.
Профессиональное самоопределение начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности, реализуется через формирование у него отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности на основе самооценки своего уровня профессионализации.
На процесс профессионального самоопределения молодежи оказывают непосредственное влияние следующие основные группы факторов: личностные характеристики, субъективные представления о мире профессий, об «образе специалиста» и о себе; к группе социальных факторов отнесены: мода, престиж, а также школа, семья, друзья, сверстники, СМИ, Интернет.
Социальные сети предоставляют значительные возможности для профессионального самоопределения учащейся молодежи: поиска и выбора профессии, трудоустройства. Использование Интернет-ресурсов позволяет старшеклассникам познакомиться с состоянием современного рынка труда, найти информацию о различных профессиях, о вузах, осуществляющих подготовку специалистов по выбранному направлению, а также с помощью онлайн-тестирования определить свои профессиональные способности. Наряду с этим социальные сети могут формировать ситуацию риска в профессиональном самоопределении молодых людей: российские школьники чаще используют ресурсы сети для удовлетворения потребностей в общении, развлечениях и др. В виртуальной среде меняются характер и структура процесса социализации молодых людей. Социологами фиксируются завышенные притязания, стремление к их быстрому удовлетворению, противоречия в деятельности традиционных агентов профессиональной социализации (семьи, школы, центров профориентации и др.). К тому же неопределенность, изменчивость, многослойность, непредсказуемость бытия в виртуальной реальности затрудняют процессы профессиональной самоидентификации старшеклассников. Все отмеченные характеристики являются индикаторами ситуации риска.
В целом, теоретический анализ роли социальных сетей (Интернета) в профессиональном самоопределении учащихся старших классов с позиции ресурсно-рискологического подхода позволил сформировать эмпирическую модель исследования проблемы.
В целом, результаты проведенного эмпирического исследования роли социальных сетей в профессиональном самоопределении учащихся старших классов общеобразовательных учреждений Приморского края свидетельствуют о том, что большая часть старшеклассников заинтересована в своем профессиональном самоопределении. На этапе выпуска из школы они уже представляют сферы, в которых хотят реализовать себя как профессионалы, их интересует рынок труда, они уже рассматривают перспективы дальнейшего трудоустройства на местном рынке труда, но больше заинтересованы в получении рабочего места за пределами Приморского края. Доминирует самостоятельный выбор своих профессиональных планов. Что касается использования Интернет-ресурсов, главными целями в использовании социальных сетей старшеклассниками являются общение с друзьями, просмотр фильмов, прослушивание музыки и посещение групп развлекательного направления. Но половина опрошенных респондентов все же использует возможности Интернета при выполнении учебных заданий, подготовке к экзаменам, и в процессе поимка информации о профессиях, вузах и др.
Полученные результаты теоретического анализа и эмпирического исследования подтверждают гипотезу ВКР о том, что «социальные сети предоставляют значительные возможности для поиска и выбора профессии, трудоустройства молодежи, однако они могут формировать ситуацию риска в профессиональном самоопределении молодых людей».
Практические рекомендации, которые можно дать, основываясь на полученных результатах, заключаются в следующем:
• при разработке программ по профессиональному ориентированию в рамках школьной программы педагогам следует учитывать факты киберсоциализации молодежи, и совместно с учениками использовать возможности Интернета для профессионального самоопределения, а именно - учить старшеклассников находить полезную информацию для дальнейшего эффективного использования;
• в каждом общеобразовательном учреждении необходимо ввести в штатное расписание ставку социального педагога, который будет выполнять функции по профориентационной работе, ориентировать выпускников на определение своих способностей, оценку возможностей среды и осознанный выбор ими профессионального пути;
• необходимо разрабатывать систему мероприятий, стимулирующих молодежь к выбору профессий. Поскольку учащаяся молодежь проводит большую часть своего свободного времени в социальных сетях, то данные мероприятия следует внедрять в социальные сети, размещать на сайтах школ различные тесты по профессиональному самоопределению, предлагать интерактивные методики, которые ученики могут применить не только на уроках в школе, но и дома с семьей; это позволит разнообразить досуг школьников с пользой для их профессионального будущего.
Данная дипломная работа не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы. Более глубокого изучения, на наш взгляд, требуют вопросы совместной профориентационной работы школы и вуза, изучение функций агентов социализации в профессиональном ориентировании молодежи, особо той ее группы, которая решает задачу выбора профессии, способов внедрения современных технологий в данный процесс, дифференциации программ по профессиональному самоопределению в зависимости от региональных потребностей рынка труда.
Профессиональное самоопределение начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности, реализуется через формирование у него отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности на основе самооценки своего уровня профессионализации.
На процесс профессионального самоопределения молодежи оказывают непосредственное влияние следующие основные группы факторов: личностные характеристики, субъективные представления о мире профессий, об «образе специалиста» и о себе; к группе социальных факторов отнесены: мода, престиж, а также школа, семья, друзья, сверстники, СМИ, Интернет.
Социальные сети предоставляют значительные возможности для профессионального самоопределения учащейся молодежи: поиска и выбора профессии, трудоустройства. Использование Интернет-ресурсов позволяет старшеклассникам познакомиться с состоянием современного рынка труда, найти информацию о различных профессиях, о вузах, осуществляющих подготовку специалистов по выбранному направлению, а также с помощью онлайн-тестирования определить свои профессиональные способности. Наряду с этим социальные сети могут формировать ситуацию риска в профессиональном самоопределении молодых людей: российские школьники чаще используют ресурсы сети для удовлетворения потребностей в общении, развлечениях и др. В виртуальной среде меняются характер и структура процесса социализации молодых людей. Социологами фиксируются завышенные притязания, стремление к их быстрому удовлетворению, противоречия в деятельности традиционных агентов профессиональной социализации (семьи, школы, центров профориентации и др.). К тому же неопределенность, изменчивость, многослойность, непредсказуемость бытия в виртуальной реальности затрудняют процессы профессиональной самоидентификации старшеклассников. Все отмеченные характеристики являются индикаторами ситуации риска.
В целом, теоретический анализ роли социальных сетей (Интернета) в профессиональном самоопределении учащихся старших классов с позиции ресурсно-рискологического подхода позволил сформировать эмпирическую модель исследования проблемы.
В целом, результаты проведенного эмпирического исследования роли социальных сетей в профессиональном самоопределении учащихся старших классов общеобразовательных учреждений Приморского края свидетельствуют о том, что большая часть старшеклассников заинтересована в своем профессиональном самоопределении. На этапе выпуска из школы они уже представляют сферы, в которых хотят реализовать себя как профессионалы, их интересует рынок труда, они уже рассматривают перспективы дальнейшего трудоустройства на местном рынке труда, но больше заинтересованы в получении рабочего места за пределами Приморского края. Доминирует самостоятельный выбор своих профессиональных планов. Что касается использования Интернет-ресурсов, главными целями в использовании социальных сетей старшеклассниками являются общение с друзьями, просмотр фильмов, прослушивание музыки и посещение групп развлекательного направления. Но половина опрошенных респондентов все же использует возможности Интернета при выполнении учебных заданий, подготовке к экзаменам, и в процессе поимка информации о профессиях, вузах и др.
Полученные результаты теоретического анализа и эмпирического исследования подтверждают гипотезу ВКР о том, что «социальные сети предоставляют значительные возможности для поиска и выбора профессии, трудоустройства молодежи, однако они могут формировать ситуацию риска в профессиональном самоопределении молодых людей».
Практические рекомендации, которые можно дать, основываясь на полученных результатах, заключаются в следующем:
• при разработке программ по профессиональному ориентированию в рамках школьной программы педагогам следует учитывать факты киберсоциализации молодежи, и совместно с учениками использовать возможности Интернета для профессионального самоопределения, а именно - учить старшеклассников находить полезную информацию для дальнейшего эффективного использования;
• в каждом общеобразовательном учреждении необходимо ввести в штатное расписание ставку социального педагога, который будет выполнять функции по профориентационной работе, ориентировать выпускников на определение своих способностей, оценку возможностей среды и осознанный выбор ими профессионального пути;
• необходимо разрабатывать систему мероприятий, стимулирующих молодежь к выбору профессий. Поскольку учащаяся молодежь проводит большую часть своего свободного времени в социальных сетях, то данные мероприятия следует внедрять в социальные сети, размещать на сайтах школ различные тесты по профессиональному самоопределению, предлагать интерактивные методики, которые ученики могут применить не только на уроках в школе, но и дома с семьей; это позволит разнообразить досуг школьников с пользой для их профессионального будущего.
Данная дипломная работа не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы. Более глубокого изучения, на наш взгляд, требуют вопросы совместной профориентационной работы школы и вуза, изучение функций агентов социализации в профессиональном ориентировании молодежи, особо той ее группы, которая решает задачу выбора профессии, способов внедрения современных технологий в данный процесс, дифференциации программ по профессиональному самоопределению в зависимости от региональных потребностей рынка труда.
Подобные работы
- Профессиональное самоопределение старшеклассников (Благовещенский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ ДЕСТРУКТИВНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ «ГРУПП СМЕРТИ»)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
УСЛОВИЯХ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Виртуальное общение молодежи в социальных сетях (Социологический практикум, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС))
Курсовые работы, социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Социальная реклама как фактор реализации молодежной политики
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016



