ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Обзор литературы по теме исследования
1.1 Компетентностный подход
1.2 Тест ситуативных суждений как инструмент диагностики
компетенций
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования
2.1 Цель, задачи, гипотеза исследования
2.2 Описание выборки исследования
2.3 Методы исследования
2.4 Процедура исследования
2.5 Обработка данных. Математико-статистические методы
ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение
3.1 Анализ пунктов теста ситуативных суждений
3.3 Корреляционный анализ
3.4 Факторный анализ
3.5 Анализ надежности, внутренней согласованности. Коэффициент а-
Кронбаха
3.6 Связь элементов теста ситуативных суждений с уровнем требований к
должности
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современных реалиях профессиональной среды одной из наиболее актуальных тем является вопрос оценки сотрудников организации по компетенциям. Потребность подобного рода, как правило, возникает при приеме новых сотрудников, планировании карьеры уже действующих. Актуальность данного вопроса возрастает с ростом современных требований к качеству владения теоретическими знаниями, практическими умениями, способности управлять большим количеством информации, коммуникативным и управленческим навыкам квалифицированных работников. Не кто иной, как эффективный квалифицированный сотрудник, играет ключевую роль в успешном функционировании организации, в реализации ее бизнес-стратегий в условиях динамичных изменениях внешней среды.
На сегодняшнее время направление ситуативной диагностики в профессиональной среде является одним из наиболее перспективных по ряду причин. Во-первых, поведение человека обусловлено несколькими факторами, личностными характеристиками, а также и условиями сложившейся ситуации. Во-вторых, тесты ситуативной направленностью позволяют измерить как устойчивые мотивы кандидата, так и более изменчивые мотивы, проявляющиеся в конкретных ситуациях. Вдобавок, методы, имеющие ситуативный характер, предполагают возможность рассмотреть мотивы, не распознаваемые человеком самостоятельно. В качестве одного из таких методов можно использовать тест ситуативных суждений (Situational Judgment Test). На сегодняшний день SJTs набирают популярность среди исследователей за рубежом. Результаты этих исследований свидетельствуют о том, что с помощью данного те ста есть возможность провести комплексную и качественную оценку персонала. Данная выпускная квалификационная работа посвящена созданию валидного русского аналога SJT.
Целью данного исследования был перевод американского Situational Judgment Test и апробация переведенной методики в русскоязычной профессиональной среде.
Были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать зарубежные статьи по теме применения, разработки и составления Situational Judgment Tests;
2. перевести оригинальную зарубежную методику;
3. сформировать русский аналог на основе составленного набора заданий;
4. провести исследование с помощью переведенное методики;
5. проанализировать характеристики заданий и внутреннюю согласованность методики теста ситуативных суждений;
6. провести корреляционный анализ данных методики и данных опросника требований должностной позиции и уровня компетенций менеджеров;
7. описать полученные результаты и выводы.
Объект исследования: экспериментальная группа - менеджеры среднего и низшего звена торговой компании, контрольная группа - работники различных сфер деятельности.
Предмет исследования: компетенции менеджеров.
Гипотеза исследования включает в себя предположение о наличии устойчивой положительной взаимосвязи между компетенциями методики «Требования должностной позиции» и показателями методики теста ситуативных суждений.
Тесты ситуативных суждений используются уже десятилетия западными коллегами, однако в России актуальность метода только набирает обороты. Мы знаем, что эти тесты, как правило, коррелирует с общей когнитивной способностью, но мало понимаем относительно того, как строить тесты для оценки конструкции, которые мы хотим измерить. Таким образом, существует множество научных и практических вопросов, которые должны быть решены в следующих исследованиях.
Практическая значимость материалов, содержащихся в выпускной квалификационной работе, состоит в возможности использования методики в качестве рекомендаций по отбору сотрудников. Также данная работа имеет значимость для дальнейших исследований в области ситуативной диагностики.
Результаты исследования подтвердили актуальность темы ситуативной диагностики и необходимость дальнейшего изучения этого вопроса. Прежде всего, стоит увеличить выборку будущего исследования.
1. Bergman, M.E., Drasgow F., Donovan, M.A. and Henning, J.B. Scoring situa-tional judgment tests: once you get the data, your troubles begin” // International Journal of Selection and Assessment 2006. Vol. 14, №3, P 223-235
2. Bruce M.M., Learner D.B. A supervisory practices test// Personnel Psychology, 1958, № 11, Р 207-216.
3. Chan D., Schmitt N. Video-based versus paper-and-pencil method of assess-ment in situational judgment tests: subgroup differences in test performance and face validity perceptions//Journal of applied psychology 1997, Vol.82, №2, P 143-159
4. Corts D. Development and validation of a test for the ranking of applicants for promotion to first-line federal trades and labor supervisory positions. Washing-ton, DC. 1980
5. Deborah D. L., McDaniel M.A. Situational judgment tests: An overview of current research //Human Resource Management Review 2009, Vol. 19, Is. 3.
P. 188-202
6. Flanagan. The critical incident technique. Psychological Bulletin, 1954, Vol.51, №4, P 327-358.
7. James R., Motowidlo S. Interpersonal facilitation and job dedication as sepa¬rate facets of contextual performance journal of applied psychology 1996, Vol. 81, № 5, P.525-531
8. Lievens F., Coetsier P Situational Tests in student selection: an examination of predictive validity, adverse Impact, and construct validity// International jour¬nal of selection and assessment. 2002. Vol.10, Is. 4, P 245-257
9. Lievens F., Peeters H., Schollaert E. Situational judgment tests: a review of re-cent research//Personnel Review Vol. 2008, 37. № 4, P. 426-441
10. Lievens F., Weekley J.A., Ployhart R.E. Situational Judgment Test:theory, measurement and application//International Situational Judgment Tests,Mah- wah,NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2006, P.279-300
11. McDaniel M., Finnegan E., Morgeson M., Campion M., Braverman E. Use of situational Judgment tests to predict job performance: a clarification of literature//Journal of Applied Psychology 2001,Vol.86, № 4, P.730-740.
12. Mcdaniel M. A., Hartman N. S., Whetzel D. L., Grubb W. L. III Situational Judgment Tests, Response Instructions, and Validity: a Meta-Analysis //Personnel Psychology 2007, Vol.60, P.63-91
13. McDaniel, M. A., Nguyen, N. T. Situational judgment tests: A review of prac-tice and constructs assessed. //International journal of selection and assessmento 2001,Vol. 9, Is. 1-2, P 103-113
14. Motowidlo S.J., Dunnette M.D., Carter G.W. An alternative selection proce-dure: The low-fidelity simulation//Journal of Applied Psychology 1990, Vol.75 № 6, P.640-647
15. Rijmen F. The latent class model as a measurement model for situational judgment tests//Psychologica, Belgica, 2011, Vol.51, , № 3/4, P.197-212
16.Sacco, J. M., Scheu, C. R., Ryan, A. M., Schmitt, N., Schmidt, D. B., & Rogg. Reading level and verbal test scores as predictors of subgroup differences and validities of situational judgment tests. // Paper presented at the 15th annual meeting of the Society for Industrial and Organizational Psycholog, 2000
17.Schmidt F.L., Hunter J.E. Tacit knowledge, practical intelligence, general men-tal ability and job knowledge. Current Directions in Psychological Science, 1993, Vol. 2, №1, P 8-9.
18. Thorndike R.L., Stein, S. An evaluation of the attempts to measure social intel-ligence, The Psychological Bulletin, 1937.Vol.34, №5, P 275-285
19. Wagner R.K., Sternberg R.J. Tacit Knowledge Inventory for Managers: User manual. The Psychological Corporation. San Antonio, 1991.
20. Weekley J.A., Jones С. Further studies of situational tests. //Personnel Psy-chology, 1999, №52, P.679-700.
21. Weekley J.A., Ployhart R.E. Situational judgment tests: theory, measurement and application. Lawrence Erlbaum Associates, Psychology Press, 2006
22. Антропова, Л.В. Модель профессионально-адаптированной личности будущего менеджера // «Вестник» Череповецкого государственного университета. 2010. Вып.2. С. 25-30.
23. Базаров Т.Ю., Ладионенко М.А. Методика создания модели компетентностей // Организационная психология. 2013. Т. 3. Вып. 3. С. 61-77.
24. Гришина Н.В., Маничев С.А. Изучение контекста как исследовательская перспектива организационной психологии. //Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015, Вып. 4, С 93-108.
25. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». М.: Флинта: МПС
26. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. Вып. 3. С.27-40
27. Зимняя И.А. «Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования » //Высшее образование сегодня. 2003. №5. С. 34 - 42
28. Исаев А. П., Зайнетдинова И. Ф. Индивидуализация обучения магистров менеджмента на основе компетентностного подхода. // Высшее образование в России. 2011. № 1. С. 86 - 91
29. Лурье, Е. В. Психодиагностика на службе современных кадровых технологий. [электронный источник]: URL: http://www.ht.ru/cms/compo- nent/content/article/1-aricles/101257-2010-05-30-19-06-16
30. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. 303 с.
31. Мазилов В. А., Слепко Ю.Н. Компетентностный подход в формировании профессионального сознания психолога // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014. Том 4. № 1. С. 79-85.
32. Маничев С.А. Ситуационный подход в диагностике компетенции разрешения конфликтов. //Конфликтология, 2014, С. 294-295
33. Мурашов Ф.К. Модели компетенций - подводная часть айсберга управления персоналом в бизнесе// Профессиональные компетенции. 2008. № 3.С.95-107
34. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2004. 392 с.
35. Наследов А.Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013. —416 с.
36. Овсянникова В.В. Когнитивные стратегии распознавания эмоциональных состояний // Сибирский психологический журнал 2007. № 25. С. 40-46.
37. Овчинников А. В. О классификации компетенций // Организационная психология. 2014. Т. 4. № 4. С. 145-153
38. Психология в отборе персонала / Д. Купер, А. Робертсон. — М.: СПб: Питер, 2003. — 240 с.
39. Смолина. Т.Л. Методы исследования кросс-культурной адаптации (зарубежный опыт) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2013. № 162, С. 282-287
40. Спенсер Л. М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. М: HIPPO, 2005. 384 с.
41. Стернберг, Р. Практический интеллект. М: Питер. Мастера Психологии. 2002. 272с.
42. Ступаков, А. Методы оценки персона// Учебно-методический комплекс.
2009. 81 с.
43. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. -
М.: HIPPO, 2003. 228с.
44. Умнов, С. В. Применение модели компетенций для ряда кадровых позиций в крупной фармацевтической компании// Медицинские технологии. Оценка и выбор 2011.N 3.С.54-60
45.Чуланова О. Л. Актуальность компетентностного подхода в управлении персоналом// Интернет-журнал Науковедение. № 5. 2014. [электронный источник]: URL: http://naukovedenie.ru(дата посещения: 07.02.2017)
46. Шкерина Л.В., Чиркова О.В. Кластер математических компетенций будущих бакалавров-менеджеров как целевой компонент обучения математике//Вестник красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева. 2015. № 4. С. 83-86
47. Шмелев, А. Анализ результатов прохождения ИТУПС членами Сообщества E-xecutive. [электронный источник]: URL: http://maintest.ru/kb/articles/article6/(дата посещения: 07.02.2017)
48. Шмелев, А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб: Речь. 2002. 480 с.
49. Шнайдер Б., Шмитт Н. Персонал для организации: научный подход к поиску, отбору, оценке и удержанию сотрудников / Пер. с англ. под ред. Н. В. Гришиной и М. Б. Курбатовой. СПб.: Экономическая школа, 2004 г. 560 с.
50. Щербаков. Профессиональная компетентность и социальный интеллект инженерно-технических работников. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8. № 2. С. 148-155