ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Обзор литературы по теме исследования
1.1 Компетентностный подход
1.2 Тест ситуативных суждений как инструмент диагностики
компетенций
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования
2.1 Цель, задачи, гипотеза исследования
2.2 Описание выборки исследования
2.3 Методы исследования
2.4 Процедура исследования
2.5 Обработка данных. Математико-статистические методы
ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение
3.1 Анализ пунктов теста ситуативных суждений
3.3 Корреляционный анализ
3.4 Факторный анализ
3.5 Анализ надежности, внутренней согласованности. Коэффициент а-
Кронбаха
3.6 Связь элементов теста ситуативных суждений с уровнем требований к
должности
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современных реалиях профессиональной среды одной из наиболее актуальных тем является вопрос оценки сотрудников организации по компетенциям. Потребность подобного рода, как правило, возникает при приеме новых сотрудников, планировании карьеры уже действующих. Актуальность данного вопроса возрастает с ростом современных требований к качеству владения теоретическими знаниями, практическими умениями, способности управлять большим количеством информации, коммуникативным и управленческим навыкам квалифицированных работников. Не кто иной, как эффективный квалифицированный сотрудник, играет ключевую роль в успешном функционировании организации, в реализации ее бизнес-стратегий в условиях динамичных изменениях внешней среды.
На сегодняшнее время направление ситуативной диагностики в профессиональной среде является одним из наиболее перспективных по ряду причин. Во-первых, поведение человека обусловлено несколькими факторами, личностными характеристиками, а также и условиями сложившейся ситуации. Во-вторых, тесты ситуативной направленностью позволяют измерить как устойчивые мотивы кандидата, так и более изменчивые мотивы, проявляющиеся в конкретных ситуациях. Вдобавок, методы, имеющие ситуативный характер, предполагают возможность рассмотреть мотивы, не распознаваемые человеком самостоятельно. В качестве одного из таких методов можно использовать тест ситуативных суждений (Situational Judgment Test). На сегодняшний день SJTs набирают популярность среди исследователей за рубежом. Результаты этих исследований свидетельствуют о том, что с помощью данного те ста есть возможность провести комплексную и качественную оценку персонала. Данная выпускная квалификационная работа посвящена созданию валидного русского аналога SJT.
Целью данного исследования был перевод американского Situational Judgment Test и апробация переведенной методики в русскоязычной профессиональной среде.
Были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать зарубежные статьи по теме применения, разработки и составления Situational Judgment Tests;
2. перевести оригинальную зарубежную методику;
3. сформировать русский аналог на основе составленного набора заданий;
4. провести исследование с помощью переведенное методики;
5. проанализировать характеристики заданий и внутреннюю согласованность методики теста ситуативных суждений;
6. провести корреляционный анализ данных методики и данных опросника требований должностной позиции и уровня компетенций менеджеров;
7. описать полученные результаты и выводы.
Объект исследования: экспериментальная группа - менеджеры среднего и низшего звена торговой компании, контрольная группа - работники различных сфер деятельности.
Предмет исследования: компетенции менеджеров.
Гипотеза исследования включает в себя предположение о наличии устойчивой положительной взаимосвязи между компетенциями методики «Требования должностной позиции» и показателями методики теста ситуативных суждений.
Тесты ситуативных суждений используются уже десятилетия западными коллегами, однако в России актуальность метода только набирает обороты. Мы знаем, что эти тесты, как правило, коррелирует с общей когнитивной способностью, но мало понимаем относительно того, как строить тесты для оценки конструкции, которые мы хотим измерить. Таким образом, существует множество научных и практических вопросов, которые должны быть решены в следующих исследованиях.
Практическая значимость материалов, содержащихся в выпускной квалификационной работе, состоит в возможности использования методики в качестве рекомендаций по отбору сотрудников. Также данная работа имеет значимость для дальнейших исследований в области ситуативной диагностики.
Результаты исследования подтвердили актуальность темы ситуативной диагностики и необходимость дальнейшего изучения этого вопроса. Прежде всего, стоит увеличить выборку будущего исследования.