ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ «ИДЕНТИЧНОСТИ».. 15
1.1 Понятие «идентичность» в социально-гуманитарной отрасли знаний 15
1.2 Подходы к определению локальной идентичности 16
Глава 2. ИДЕНТИЧНОСТЬ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА: ПОЛИТИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ И РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В ПАБЛИК-АРТ 23
2.1 Маркеры формирования идентичности Владивостока в официальном
дискурсе культурной политики 23
2.2 Репрезентация локальной идентичности Владивостока в объектах
паблик арт 33
2.3 «Тигриные» объекты паблик-арт и локальная идентичность
Владивостока 39
Глава 3. ИДЕНТИЧНОСТЬ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА: ПОЛИТИКА
КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ И «МЕСТА ПАМЯТИ» 40
3.1 Культурная память в официальном дискурсе Владивостока 40
3.2 Места памяти и локальная идентичность Владивостока 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
Список источников и литературы 69
В российской науке наблюдается интерес к городской проблематике. Анализ городской идентичности в контексте урбанизации культуры, а также укрупнения городов и повышения мобильности населения является актуальной проблемой и находит свое отражение в социологии, философии, культурологии, урбанистике, гуманитарной географии, психологии, а также теории градостроительства.
Актуальность настоящего исследования также обусловлена и тенденцией роста интереса к концепту идентичность - как со стороны исследователей, так и со стороны государственных органов, ответственных за проведение культурной политики и формирование образа территорий. Однако, зарубежные аналитические модели городских исследований не в полной мере могут быть адаптированы к российским реалиям. Одновременно с этим следует отметить недостаточное теоретическое осмысление процессов формирования и развития локальной идентичности в отечественной науке.
Наиболее популярными аспектами исследования городской идентичности, в частности и г. Владивостока, являются исторические образы территории. Представления же жителей Владивостока о современном культурном пространстве города и края, их готовность строить идентичность на основе нынешних культурных реалий и маркеров идентичности остается во многом вне научного анализа. Соответственно, перспективным направлением исследования является анализ тех элементов культурного пространства города, которые составляют для жителей положительные основания для процессов локальной идентификации.
Степень научной разработанности исследования. Процессы конструирования и репрезентации коллективной (групповой) идентичности стали объектом научного анализа не так давно - со второй половины ХХ века данное понятие находится в поле зрения исследователей. Подчеркнем, что проблемы идентичности рассматриваются представителями разных наук - культурологами, философами, социологами, психологами, историками и этнографами, при этом для представителей наук о культуре принципиально важным является установление связи между процессами формирования и репрезентации идентичности и их влиянием на систему культуры в целом.
В ХХ веке тема идентичности получает новое звучание в рамках антропологии и психологии. Многие исследователи связывают развитие данного понятия с работами З. Фрейда и Дж. Мида, хотя термин «идентичность» в их работах не использовался. Фрейд говорил о гендерной «идентификации» (identification) 1, а Мид - о социальной «самости» (self).
Развитию понятия идентичность в рамках социологии культуры посвящены работы многих зарубежных исследователей, среди которых необходимо выделить И. Гофмана и его теорию конструирования идентичности, а также основоположников теории социального
конструктивизма П. Бергера и Т. Лукмана, которые предложили рассматривать социальную реальность как воображаемую, в которой «индивиды действуют исходя из представлений о себе и друг друге».
Конец 1960-х гг. являются рубежом в истории развития концепции идентичности, когда из абстрактной категории, имевшей достаточно ограниченное применение в сфере личностной психологии, идентичность превращается в одно из ключевых понятий гуманитарных наук и рассматривается в рамках структурализма (К. Леви - Стросс), постструктурализма (Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида), постмодернизма (Ж.Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр) и конструктивизма (А. Вендт, Б. Андерсон, И. Нойман). Поиски идентичности, кризис идентичности и процессы формирования идентичности занимает центральное место в данных исследованиях.
Интерес к проблеме идентичности в российской науке отчетливо стал проявляться в середине 1990-х годов, что очевидно связано с распадом СССР, сопровождавшимся системным кризисом, затронувшим, в том числе, социальную структуру и весь комплекс общественных представлений. В первую очередь идентичность заинтересовала специалистов в области этнографии и антропологии (Лебедева Н.В., Солдатова Г.В., Стефаненко Т.Г.). В дальнейшем появляются большое количество исследований, рассматривающих идентичность с разных точек зрения: индивидуальности человека, социальной дискриминации, формирования нации, маркеров идентичности окружающих народов и т.д.
Но если исследования региональной идентичности получили в России определенное внимание, то локальные идентичности (город, территория, район) оказались забытыми отечественными гуманитариями, что «место социологов, этнографов и культурологов стали занимать географы».
Проблема локальной идентичности, а также практическое применение данной концепции и её различные аспекты представлены в работах современных исследователей Р.И. Петровой, Е.В. Дзякович, Д.Н. Замятина, С.Д. Лебедева и А.Г. Истомина, М.В. Назукиной.
Не так много работ, посвященных формированию современной локальной идентичности города Владивостока. Среди них следует выделить исследования Т.Е. Ломовой, Л.Г. Гороховской, Н.Ю. Малковой, Л.И. Кирсановой, в которых рассматриваются различные аспекты проблемы: репрезентация в уличном искусстве и архитектуре, конструирование города его жителями.
В ряде работ термин «идентичность» не отделяется от понятий «образ», «имидж», «бренд», что, на наш взгляд, не очень корректно. Так, коллективом авторов дается следующее определение: «бренд города - это нечто находящееся «посередине» между видением города изнутри (городская идентичность) и восприятием его извне (имидж города)». Следует отметить, что «идентичность» употребляется не только для характеристики процессов социокультурной солидарности общности, проживающей на определенной территории, но и в рамках концепции «другого», для анализа специфики её формирования в межкультурной коммуникации, а также в работах конструктивистов, где репрезентации, образы, представления являются составными элементами идентичности.
Проведенный анализ литературы показывает, что в настоящее время проблема конструирования и репрезентации территориальной идентичности привлекает внимание многих исследователей, однако существует ряд пробелов в научном знании.
Целью диссертационного исследования является анализ процессов конструирования локальной идентичности Владивостока в официальном дискурсе, а также репрезентация идентичности в объектах паблик-арт и «местах памяти». Подчеркнем, что исследуется не искусство и объекты культуры, как таковые, а коммуникации, социальные и властные отношения по их поводу, которые формируют уникальную городскую идентичность Владивостока.
Указанная цель определила постановку и решение следующих задач:
• Проанализировать понятие «идентичность» в социально-гуманитарной отрасли знаний
• Изучить подходы к определению территориальной (локальной) идентичности
• Рассмотреть специфику конструирования локальной идентичности Владивостока в официальном дискурсе города
• Выявить специфику репрезентаций идентичности города Владивостока, посредством «паблик-арт» и «мест памяти»
Объект исследования - арт-объекты и памятные места в городском пространстве Владивостока.
Предмет исследования - конструирование и репрезентация локальной идентичности города Владивостока.
Основная рабочая гипотеза. Конструирование идентичности осуществляется преимущественно при реализации государственных, региональных и муниципальных программ и проектов. Репрезентация городской идентичности связана с реализацией социокультурных проектов и обращением к культурной памяти. Следует отметить, что «производственный» (производство идентичности посредством государственных, муниципальных и пр. проектов) и «пространственный» (городской искусство, паблик арт, культурный ландшафт) уровни репрезентации идентичности вступают в противоречие друг с другом: В рамках исследований культуры (cultural studies, структурализм, семиология) отмечается парадокс развития современного общества, когда социокультурная реальность и официальные репрезентации имеют разнонаправленный, полисемантический характер. Отсюда противоречие между производством пространства (планы развития городов, регионов) и пространственной практикой, реализуемой в уличном искусстве, архитектуре, городском ландшафте и пр. Для разрешения данного противоречия необходимо проанализировать существующие репрезентации городской идентичности (на примере Владивостока), выявить основные доминанты и специфику её восприятия жителями города, а также рассмотреть культурный код и транслируемые смыслы.
Хронологические рамки - с 1991 (распад СССР) - 2017 гг. (настоящее время).
Территориальный охват - Владивостокский городской округ.
Источниковая база исследования:
1. Официальные документы городской и краевой администрации по вопросам культуры, молодежной политики, массовых мероприятий, городской среды, социального и экономического развития города Владивостока, которые охватывают период с 1991 г. по 2017 г., размещенные в открытом доступе на официальных интернет-ресурсах городской (Владивосток) и краевой (Приморский край) администрации.
2. Фотоматериалы - фотографии, собранные автором в ходе полевого исследования городской среды (паблик арт - всего 78, памятные места - всего 34, день города - 25, день тигра - 29), а также фотографии пользователей социальных сетей (Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki), на которых изображены объекты паблик-арт и места памяти города Владивостока
3. Видеоматериалы (взаимодействие жителей с объектами городской среды, местами памяти, участие в событийных мероприятиях)
4. Неформализованные, полуструктурированные интервью
(восприятие жителями города объектов городского искусства - 11 интервью, мест памяти - 12 интервью, социокультурных проектов (день Тигра, фестиваль Владивостокская крепость) - 15 интервью).
5. Фольклор народов Азии (сказки, мифы, легенды), в котором были найдены сюжеты, связанные с «тигром». Данный сюжет был выбран по причине того, что представлен в большом количестве объектов паблик-арт в городской среде Владивостока. Был проведен анализ данных повествований, выделены основные черты образа тигра и его восприятие в традиционной культуре азиатских народов.
Научная новизна определяется постановкой проблемы и методологией ее исследования: в настоящее время не опубликовано комплексное исследование, посвященное изучению конструирования и репрезентации локальной идентичности горожан Владивостока в процессе реализации социокультурных проектов. Данное исследование имеет значимость для широкого спектра социо- гуманитарных специальностей, так и для специалистов в области культурной политики и градостроительства.
1. Систематизированы материалы официального дискурса города Владивостока по проблеме локальной идентичности, выявлены основные темы, маркеры идентичности, а также определена специфика официального курса в отношении объектов «паблик-арт» и «мест памяти»
2. Систематизирован материал по объектам «паблик-арт» города Владивостока, сформированы классификации и типологии, выявлены основные тенденции
3. Сформированы классификации «мест памяти» города Владивостока, выявлены специфичные социокультурные практики жителей города, связанные с «местами памяти»
4. Определены основные проблемы в конструировании локальной идентичности города Владивостока, противоречия между некоторыми конструктами идентичности и их репрезентациями, а также перспективы дальнейших исследований.
Положения, выносимые на защиту:
1. Формирование идентичности происходит под воздействием ряда факторов, оперирование которыми осуществляется в рамках процесса конструирования и репрезентации идентичности.
2. Проблема локальной идентичности города Владивостока отражается в официальных документах городской и краевой администрации (стратегиях развития, уставах, программах). Однако, отсутствует официальный документ, который бы систематизировал данный дискурс, позволял формировать на его основе практические программы.
3. Специфика официального дискурса в отношении объектов «паблик-арт» и «мест памяти» фокусируется на трёх основных направлениях: формирование идентичности военного города - крепости, пограничного города, где сплетаются различные культуры, а также творческого (динамичного, молодого) города.
4. Существует разрыв в конструировании и репрезентации идентичности города Владивостока с точки зрения городской администрации и жителей города (визуальная среда, арт-объекты, «места памяти», мемориальные мероприятия, социокультурные события)
5. Основной задачей формирования локальной идентичности Владивостока в русле культурной политики должно стать изменение первоначальных представлений путём актуализации культурно-исторической составляющей существующих маркеров.
Методология и методы исследования.
Теоретической основой диссертационного исследования является конструктивистский подход, который основывается на идеях И. Ноймана, Э. Хобсбаума, С. Холла, Н. Замятина, П. Нора.
В частности, исходными для концептуального осмысления эмпирического материала является понимание термина «идентичность» как конструируемого феномена (И. Нойман ), целью формирования которого является актуализация чувств и представлений общности у группы индивидов и различий с людьми, включенными в другие общности (С.Холл ). В конструировании идентичности огромную роль играют властные субъекты, реализующие «политику идентичности» (Э. Хобсбаум ). При этом под изобретательской деятельностью в области традиций понимается «совокупность общественных практик ритуального или символического характера, обычно регулируемых с помощью явно или неявно признаваемых правил; целью ее является внедрение определенных ценностей и норм поведения, а средством достижения цели - повторение». Для понимания локальной идентичности важным является концепция «культурного ландшафта города» Д.Н. Замятина, в рамках которой фиксируется, что городская идентичность транслируется визуальными способами, воспринимается через «призму» социокультурных ценностей, визуальных знаков и символов, а также отражает коммуникацию городских сообществ, бизнеса и власти. Обращение к концепции «мест памяти» П. Нора («места памяти» - как символический фон присвоения территории и мозаика культурной идентичности) позволило проанализировать памятные места города Владивостока в контексте конструктивистской парадигмы.
Методологическую основу диссертации составляют как общенаучный метод познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, формализация, актуализация, систематизация, классификация), так и частно-научные методы. Следует выделить метод систематизации и классификации (позволил проанализировать значительный объем материала по проблеме «паблик-арт» и «мест памяти»), метод сравнительного анализа (выявление общих и специфических черт в исследуемых объектах и событиях), реконструктивный метод (восстановление причинно-следственных связей между официальным дискурсом и репрезентациями локальной идентичности), исторический метод (выделение этапов развития, установление их специфики и предпосылок развития и пр.).
Специальные методы: включенное наблюдение (в отношении социокультурных практик обращения с объектами «паблик-арт» и «местами памяти»), методы визуальной антропологии: фотодокументалистика, видеодокументалистика, картирование, а также неформализованное интервью, семантический анализ фольклорных материалов.
Апробация исследования.
Основные результаты исследования были представлены в докладах на научно-практических конференциях: доклад «Места памяти и идентичность города Владивостока» - VII Научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук» (ДВФУ, г. Владивосток, 2018 года), студенческой научно-практической конференции ДВФУ - 2017, доклад «Локальная идентичность Владивостока в контексте паблик арт» - Студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития искусства, культуры и спорта» (ДВФУ, г. Владивосток, 2017).
По теме исследования опубликованы 2 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Феномен идентичности: история формирования понятия и современные подходы к изучению // Ценности и смыслы. №1 (47) 2017. C.24-37.
2. Объекты уличного искусства в городской среде Владивостока: практики обращения с «тигриными» арт-объектами // Урбанистика. — 2018. - № 2. -С.35-49. DOI: 10.7256/2310-8673.2018.2.25970.
Структура работы: введение, 3 главы, заключение, список литературы (181 наименование) и приложения.
Концепция идентичности интересуют многих исследователей в разных социо-гуманитарных областях знаний. Первоначально формируются подходы, связанные с осмыслением индивидуальной идентичности. Позже возникают подходы, связанные с изучением коллективной идентичности. В рамках данного исследования локальная идентичность рассматривается как конструкт, который предстает как модель формирования представлений о территории.
Для обозначения идентичности территории в российских исследованиях используется термин «локальная» идентичность, в то время как в зарубежных работах преобладает концепт «городская» идентичность (urban identity). В рамках данного исследования мы будем оперировать понятием «идентичность города», которая апеллирует к представлениям о городе.
В формировании идентичности принимают участие ряд факторов - как природных, так исторических и социокультурных, оперирование которыми происходит в рамках процесса конструирования и репрезентации. Городская идентичность формируется в социокультурной среде, которая связана с практиками освоения пространства и придания ему смысловых особенностей. Анализ окружающего визуального пространства - это основа для понимания локальной идентичности.
Конструирование идентичности осуществляется преимущественно при реализации государственных, региональных и муниципальных программ и проектов. Репрезентация городской идентичности связана с реализацией социокультурных проектов и обращением к культурной памяти. Следует отметить, что «производственный» (производство идентичности посредством государственных, муниципальных и пр. проектов) и «пространственный» (городской искусство, паблик арт, культурный ландшафт) уровни репрезентации идентичности вступают в противоречие друг с другом.
В результате анализа источников, были выделены следующие маркеры локальной идентичности Владивостока в официальном дискурсе городской и краевой администрации: во-первых, город пограничный, где на главное место выходит развитие туристического потенциала, во-вторых, военный город, который зачастую описывается через метафоры «военная крепость», «форпост на Дальнем Востоке», и, наконец, креативный город (где реализуются различные социокультурные и образовательные проекты).
Для нашей работы важным является выявление связи между визуальным наполнением городской среды (паблик арт, памятные места) и официальным дискурсом, в рамках которого должно происходить конструирование представлений об идентичности Владивостока. Значение «места памяти» и паблик-арт в развитии привлекательности города Владивостока подчеркивается в официальном дискурсе, однако, им уделяется минимальное внимание в официальных документах: не выделены направления развития паблик-арт и «мест памяти» в целях формирования локальной идентичности города.
Паблик арт включает в себя широкий спектр разнообразных форм художественной культуры, общим началом презентации которых выступает публичное пространство. Были выделены три периода, актуализируемые в объектах паблик-арт: дореволюционный, советский и современный.
Современные арт-объекты Владивостока можно классифицировать следующим образом. Во-первых, объекты, моделирующие городскую идентичность посредством выделения природных маркеров, в которых отдельно можно вычленить морскую тематику. Во-вторых, объекты, сообщающие о специфике социальной идентичности жителей Владивостока (моряки, рыбаки, коренные народы). В-третьих, объекты, посвященные событиям и выдающимся личностям. В-четвертых, памятники общероссийского значения. В современной тематике почти не раскрываются уникальные символы и смыслы, раскрывающие идентичность Владивостока или апеллирующих к уникальности города: объекты «Папарацци», «Диггеры» или «Зрители» могли появиться в любом городе мира и органично вписаться в городской ландшафт.
Среди всех современных сюжетов паблик арта доминируют высказывания о тиграх (29%). Образ тигра в городской среде Владивостока представлен не только скульптурами, но и росписями, рельефами, а также топографическими названиями, административной символикой, и кроме этого ежегодным карнавальным шествием «Днем тигра». Официальный дискурс тигра встречается не только в документах городской и краевой администрации города, но и в материалах, целью которых является формирование бренда территории.
Основная часть художественных объектов, содержащих «тигриный сюжет», являются подарками городу Владивостоку. Большое количество скульптур установлены горожанами самостоятельно. В отличие от официальных арт-объектов, которые не соотносятся со сторонами света и не имеют каких-либо правил в расположении, объекты, установленные самостоятельно, чаще всего ориентированы по правилам фен-шуй.
Контекст тигриной символики - азиатский, поскольку упоминания о тигре в русской культуре найти довольно сложно. Применяя семантический анализ к образу тигра в сказках и мифах различных азиатских культур было установлено, что его образ символизирует силу и мощь.
Восприятие тигра жителями города связано с рядом характеристик: «тигриные» объекты паблик арт указывают на то, что это территория тигра (как биологического вида или волшебного духа). Тигра воспринимают как покровителя человека. Третья общая характеристика - страх перед тигром, которая связывается жителями города с объектами народного творчества. Многочисленность тигров по городу как объектов паблик-арта опознается горожанами как специфичный, присущий только этому городу объект и поэтому становящийся маркером городской идентичности. Об этом свидетельствуют фотографии горожан на фоне данных объектов, поскольку практика фотографирования на фоне скульптур тигра есть показатель того, что образ тигра как раз успешен как маркер территориальной идентичности и является показателем интеграции сообщества.
Второй раздел нашего исследования связан с анализом «мест памяти» и их ролью в формировании локальной идентичности города Владивостока. «Места памяти» в контексте нашей теоретической рамки (концепция П. Нора) рассматриваются как результат конструирования и как совокупность символов, маркирующих культурную идентичность.
В отношении истории Владивостока до СССР (Российская империя, ДВР) посредством политики в отношении «мест памяти» конструируется ощущение утраты, что выражается как в количестве сохраненных и внесенных в реестр Министерства культуры объектов исторического и культурного наследия, так и отзывов горожан в отношении уникальных объектов памяти. Период с 1922 по 1991 гг. слабо представлен, за исключением памяти о подвиге города во второй мировой войне. Тема памяти в культуре неизменно сопряжена с темой забвения, процесс создания одних культурных ценностей всегда неотделим от процесса разрушения других, и в этом смысле свое специфическое значение приобретает практика принудительного забвения.
Современный этап развития связан с формированием представления о памяти, как об арт объекте, а не историческом наследии. Вероятно, по этой причине скульптуры Илье Муромцу, Катюше, Анне Щетининой, Отцам - основателям дзюдо и пр. не внесены в реестры культурного наследия города Владивостока, не значатся как памятники и объекты, связанные с историей города.
Культурные коды, которые возникают на основе событийного раскрытия мест памяти в первую очередь связаны с актуализацией идентичности города, как форпоста, военного укрепления (Владивостокская крепость, день города). В официальном дискурсе подчеркивается роль военно-патриотического воспитания, неприступности российских рубежей. Сюда же можем отнести ежедневные выстрелы из пушки, а также праздничный салют, который дается военными, топонимику Владивостока.
Принципиально, что история Владивостокской крепости до сих пор не актуализирована в мемориальных событиях, что связано с отсутствием необходимой поддержки со стороны официальных властей, а реализуется через обращение к событиям, которые не связаны с историей города. Тем не менее, данная территория становится «связанной» с указанными событиями прошлого. Второй по актуальности смысл, раскрываемый в социокультурных практиках обращения с «местами памяти» - «русский город», который раскрывается в мероприятиях, связанных с традиционной славянской культурой.
Таким образом, формирование городской идентичности происходит по нескольким каналам: практики регулирования социального взаимодействия людей и осмысление (мифологизация) истории своего города. Идентичность также формируется благодаря взаимодействию человека с городской средой. Следует отметить разрыв в восприятии города как исторического с точки зрения городской администрации и жителей города, что проявляется в выделении разных уникальных мест памяти Владивостока, отсутствии должного количества мемориальных мероприятий.
Одна из целей, которая ставится в рамках городской и краевой политики является формирование привлекательности города Владивостока в контексте его уникальности, т.е. посредством работы с концептом «локальная идентичность». Однако, она вступает в противоречие с дискурсом о военном и пограничном городе, укрепленном форпосте, а также представлением у жителей города - как о городе-крепости. В случае если в рамках культурной политики не используется культурологический анализ объектов идентичности, маркирование происходит по географическому признаку, в пределах которого раскрывается лишь поверхностная семантика. Следовательно, основной задачей формирования локальной идентичности Владивостока должно стать изменение первоначальных представлений путём добавления, актуализации культурно-исторической составляющей существующих маркеров.
Перспективным направлением дальнейших исследования в области конструирования и репрезентации локальной идентичности города Владивостока является исследование архитектурного, природного ландшафта в их взаимосвязи с социокультурными практиками и транслируемыми смыслами, а также культурологическая экспертиза федеральных проектов и предложений по развитию города и края.