Введение 3
Глава I. Проблема soft skills в психологических исследованиях 7
1.1. Понятие «soft skills» в зарубежных исследованиях 7
1.2. Понятие «soft skills» в отечественной психологии 12
1.3. Понятия отечественной психологии, смежные с понятием «soft skills» .... 17
1.4. Связь профессионально важных качеств с успешностью деятельности ... 27
1.5. Выводы по I главе 34
Глава II. Особенности soft skills у студентов вуза 36
2.1. Программа эмпирического исследования 36
2.2. Уровень и динамика развития soft skills у студентов вуза 38
2.3. Взаимосвязь soft skills с эффективностью деятельности 61
2.4. Выводы по II главе 97
Рекомендации 101
Заключение 102
Библиографический список 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 116
Актуальность разработки проблемы soft skills имеет два аспекта: теоретический аспект заключается в том, что в науке понятие «soft skills» раскрыто недостаточно. В основном большинство исследователей занимались изучением, так называемых профессионально-важных качеств (ПВК) (В.Д. Шадриков [51;52], Ю.П. Поваренков [23;25;27], А.В. Карпов [16] и др.) или hard skills. Ряд авторов (М.Э. Волкова[6], В. Шипилов [53], А.И. Ивонина и О.Л. Чуланова [12;50], Л.Н. Степанова и Э.Ф. Зеер [36], О. Сосницкая [35], Д. Татаурщикова [39], K. Peggy [63], E. Dall’Amico [58], MJ. Dewiyani [59], L. Lippman [62] и др.) занимались изучением soft skills, но вместе с тем какого-либо чёткого сформулированного определения данного понятия до сих пор нет, остается непонятным психологическое содержание soft skills, структура и закономерности их развития в процессе обучения, соотношение soft skills с отечественными психологическими понятиями.
Практическая актуальность заключается в более эффективной подготовке специалистов, востребованных на рынке труда и отвечающих современным требованиям. Множество исследователей и организаций делают акцент на изменениях, происходящих в мире [30;49;67]. В связи с этим ими было выделено несколько мировых тенденций (изменение мира быстрыми темпами, непрерывное и постоянное развитие технологий и другие) оказывающих влияние, как на общество в целом, так и на профессиональную деятельность людей. Данные тенденции предъявляют определённые требования к навыкам и качествам человека, которые позволили бы ему эффективно функционировать в контексте всех происходящих изменений в мире, а также эффективно осуществлять профессиональную деятельность. В связи с этим в настоящее время soft skills становятся такими же важными, как и hard skills.
Многие исследователи отмечают также и то, что работодатели сейчас предъявляют высокие требования к уровню развития soft skills у
специалистов, так как они помогают приспосабливаться к быстро происходящим изменениям и наиболее эффективно выполнять
профессиональную деятельность.
При этом отмечается, что одной из проблем является дефицит в развитии soft skills, как у уже работающих специалистов, так и у выпускников образовательных учреждений. И многие исследователи говорят о важности перестройки системы образования таким образом, чтобы акцент делался и на развитии soft skills, а не только hard skills или ПВК [44;49;55].
Таким образом, можно обозначить следующие вопросы в качестве проблемы исследования:
1. Каково психологическое содержание soft skills у студентов?
2. Как soft skills изменяются в процессе подготовки студентов?
3. Какие виды soft skills наиболее значимы?
Цель исследования: выявить психологическое содержание и динамику soft skills у студентов вуза.
Задачи исследования:
1. Определить теоретические подходы к понятию «soft skills» и виды soft skills на основе анализа литературы;
2. Определить соотношение soft skills с понятиями в отечественной науке;
3. Выявить содержание soft skills студентов вуза с точки зрения работодателей;
4. Выявить уровень и динамику развития soft skills у студентов вуза;
5. Выявить динамику значимых связей между soft skills и эффективностью деятельности у студентов.
Объект: деятельностно важные качества
Предмет: soft skills у студентов вуза
Гипотезы:
1. Уровень развития soft skills изменяется от первого курса к четвертому курсу: имеется неравномерная динамика - повышение к середине обучения и снижение к окончанию.
2. Связи soft skills с показателями эффективности деятельности у студентов изменяются от курса к курсу.
Теоретическую основу исследования составили работы В.Д. Шадрикова, Ю.П. Поваренкова, отечественные и зарубежные исследования soft skills.
Теоретическая значимость работы состоит в уточнении психологического содержания понятия «soft skills» и в его соотношении с психологическими понятиями в отечественной науке: деятельностно важными качествами, компетенциями, универсальными компетенциями, надпрофессиональными навыками и рядом других понятий.
Практическая значимость работы состоит в использовании результатов исследования при организации индивидуальной консультативной работы со студентами и преподавателями по вопросам развития soft skills у студентов. Также данные можно использовать при организации тренинговой работы со студентами по развитию soft skills.
Новизна работы состоит в уточнении психологического содержания понятия «soft skills» и его соотношении с психологическими понятиями в отечественной науке (деятельностно важные качества, компетенции, универсальные компетенции, надпрофессиональные навыки); в выявлении значимых soft skills с позиции работодателей; в выявлении динамики развития soft skills у студентов на протяжении обучения в вузе и динамики значимых связей soft skills с эффективностью деятельности.
Методы исследования:
1. Методы теоретического анализа литературы;
2. Для изучения soft skills использовались психодиагностические
методики: Методика определение коммуникативных и организаторских склонностей (В.В.Синявский, Б.А.Федоришин), Шкала эмоциональной возбудимости (ШЭВ), Уровень субъективного контроля (УСК) (Дж. Роттер), Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова), а также была разработана анкета на оценку студентами собственных soft skills.
3. Для выявления значимых soft skills была разработана анкета для работодателей.
4. Для оценки эффективности деятельности проводился анализ успеваемости студентов, а также была разработана анкета для экспертной оценки преподавателями soft skills у студентов.
5. Для математической обработки данных использовалась программа «SPSS Statistics 19.0», а также непараметрический критерий U-Манна- Уитни и коэффициент корреляции r-Спирмена [32].
Наша магистерская диссертация была посвящена исследованию особенностей soft skills у студентов вуза.
Целью нашего исследования было выявление психологического содержания и динамики soft skills у студентов вуза. Для её достижения нами был проведен анализ теоретических представлений о soft skills в отечественной и зарубежной науке. Условно нами было выделено три основных подхода к определению данного понятия: 1. Через понятие «навыки» (MJ. Dewiyani, М.Э. Волкова, В. Шипилов и др.); 2. Через широкий набор навыков, качеств и атрибутов личности (Л.К. Сальная, Л.К. Раицкая, Е.В, Тихонова, L.H. Lippman); 3. Через определение роли и значения soft skills для человека (О.В. Федорова, Т.А. Яркова, И.И. Черкасова, В. Давидова и др.).
Для уточнения содержания понятия «soft skills» также было рассмотрено его соотношения с психологическими понятиями, которые предложены отечественными исследователями (В.Д. Шадриков, Ю.П. Поваренков, П. Лукша и др.): деятельностно важные качества, компетенции, универсальные компетенции, надпрофессиональные навыки и ряд других понятий.
Мы рассматриваем soft skills как деятельностно важные качества, не зависящие от специфики профессиональной деятельности, но влияющие на ее эффективность, связанные с решением общих профессиональных и метапрофессиональных задач.
Для определения наиболее значимых soft skills нами был проведен контент-анализ теоретических представлений о видах soft skills, а также опрос работодателей. На основе этого для эмпирического исследования были выбраны soft skills, которые изучались с помощью психодиагностических методик, субъективной оценки: коммуникативные навыки, ответственность, саморегуляция, гибкость, умение управлять своими эмоциями, лидерские навыки, умение работать в команде, умение вести переговоры, критическое мышление, навыки мотивации, навыки самообучения, навыки выработки и принятия решений, аналитические/исследовательские навыки.
В эмпирической части работы нами было проведено исследование особенностей soft skills у студентов разных курсов.
На основе полученных результатов можно говорить, во-первых, о наличии неравномерной динамики уровня развития soft skills: уровень развития возрастает к середине обучения и снижается к окончанию обучения.
Во-вторых, существует неравномерная динамика статистически значимых прямых и обратных связей между soft skills и эффективностью деятельности: количество прямых связей снижается ко второму курсу, повышается к третьему и значительно снижается к четвертому курсу. Количество же обратных связей снижается от первого ко второму курсу, имеется плавный переход к третьему курсу и резко повышается к четвертому. При этом динамика связей касается не только количественных изменений, но также происходят и содержательные изменения: от курса к курсу меняются качества, которые связаны с эффективностью деятельности.
Обнаруженная динамика может объясняться кризисами, с которыми сталкиваются студенты на втором и четвертом курсе: кризис учебно¬академической и учебно-профессиональной деятельности.
На основе анализа корреляционных связей также были выявлены качества, которые наиболее значимы для эффективности деятельности. Положительное влияние на эффективность имеют: саморегуляция,
ответственность, коммуникативные навыки, лидерские навыки, умение вести переговоры и навыки мотивации. Негативно влияют на эффективность деятельности следующие качества: на первом курсе - эмоциональность и навыки мотивации; на втором и третьем - эмоциональность; на четвертом - критическое мышление. Также было обнаружено, что роль некоторых изучаемых soft skills у студентов изменяется в течение всего обучения в вузе: сначала они могут положительно влиять на эффективность деятельность, а затем отрицательно, и наоборот.
Таким образом, цели и задачи нашего исследования были достигнуты. Гипотезы об изменении уровня развития soft skills у студентов от курса к курсу, а также об изменении связей soft skills с показателями эффективности деятельности у студентов от курса к курсу, были подтверждены.
Дальнейшее исследование может быть связано с более подробным изучением других значимых для профессиональной деятельности soft skills с использованием разных психодиагностических методик. Также исследование может быть направлено на изучение структуры soft skills у студентов разных курсов.
1. Бацунов, С.Н. Современные детерминанты развития soft skills [Электронный ресурс] / С.Н. Бацунов, И.И. Дереча, И.М. Кунгурова, Е.В. Слизкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 4 (апрель). - С. 198-207. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2018/181018.htm (дата обращения: 20.11.19).
2. Беркович, Т.А. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования [Текст] / М. И. Беркович, Т. А. Кофанова, С. С. Тихонова // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Экономика и управление. - 2018. - № 4. - С. 63-68.
3. Богдан Е.С. Развитие soft skills как важный компонент формирования
компетенций конкурентоспособных выпускников инженерных направлений [Электронный ресурс] / Е.С. Богдан // Вестник Евразийской науки.-2019.-№3. - Режим доступа:
https://esj.today/PDF/24ECVN319.pdf (дата обращения: 13.07.19).
4. Быкова, Е.А. Особенности профессионально важных качеств психолога [Текст] / Е.А. Быкова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. Выпуск № 3. - 2015. - С. 112-119.
5. Вагапова, Н.А. Soft skills как необходимый компонент содержания инженерного образования [Текст] / Н.А. Вагапова, Л.В. Доломанюк, Г.В. Вагапов // Вестник КГЭУ.- 2016. - №4 (32). - С. 134-142.
6. Волкова, М.Э. Формирование soft-skills у студентов педагогических специальностей: теоретический анализ [Текст] / М.Э. Волкова // Студенческая наука и XXI век. — 2017. — № 2(15). — С. 224-226.
7. Давидова, В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills
и как их развивать [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skins (дата
обращения: 07.02.19).
8. Емельяненко, А.А. Эмоциональная устойчивость как фактор
успешности учебной деятельности курсантов военных вузов: гендерный аспект [Текст] / А.А. Емельяненко // Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки, № 12. Т.: Тамбовский
государственный университет имени Г.Р. Державина. - 2012. - С. 122-126.
9. Жуина, Д. В. Изучение карьерных компетенций выпускников педагогического вуза [Текст] / Д.В. Жуина // Актуальные проблемы психологии и дефектологии: международная научно-практическая конференция с элементами научной школы для молодых ученых «48-е Евсевьевские чтения» (2012; Саранск). Мордов. гос. пед. ин-т. — Саранск, 2012. — С.62-65.
10. Жукова, Т.В. Динамика учебно-важных качеств студентов
педагогического вуза [Текст] / Т.В. Жукова // Ярославский
педагогический вестник. - 2016. - № 6. - С. 285-289.
11. Зюзя, А.А. Взаимосвязь коммуникативных способностей студентов- психологов с успешностью учебно-профессиональной деятельности. [Электронный ресурс] / А.А. Зюзя, И.А. Мезенцева, Ю.В. Ерещенко // Гуманитарные науки (г.Ялта), №2. - 2019. - С. 126-133. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38609281 (дата обращения: 25.04.19).
12. Ивонина, А.И. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников [Электронный ресурс] / А.И. Ивонина, О.Л. Чуланова, Ю.М. Давлетшина // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - Том 9. - №1. - 2017.- Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/ 90EVN117.pdf. (дата обращения: 01.12.2018).
13. Игнаткова, И.А. Взаимосвязь особенностей регуляторного опыта и успешности учебной деятельности у студентов-спортсменов [Текст] / И.А. Игнаткова // Физическая культура и спорт в системе высшего образования: материалы VI Междунар. науч.-метод. конф. / редкол.: Н.А. Красулина и др. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2018.- С. 104-107.
14. Изотова, Е.Г. Особенности психологической структуры учебной деятельности студентов [Текст] / Е.Г. Изотова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-3. С. 421-424.
15. Калинина, С.В., Моисеева, А.А., Филиппович, Е.В.. Взаимосвязь коммуникативной компетентности личности с успешностью профессиональной деятельности представителей творческих профессий [Текст] / С.В.Калинина, А.А.Моисеева, Е.В.Филиппович // Вестник новгородского государственного университета № 4 (102). - Нижний Новгород: 2017. - С. 56-59
16. Карпов, А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности [Текст] / А.В. Карпов // Психология труда. — Москва: Издательство Юрайт, 2013. — 350 с.
17. Кашапов, М.М. Профессионально важные качества как основа формирования профессиональной компетентности будущих офицеров [Текст] / М.М. Кашапов, А.В. Субботин // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2014. - № 2. - С. 26-31.
18. Кряжева, Е.В. Развитие технического мышления будущих учителей технологии на основе межпредметной интеграции [Текст] / Е.В. Кряжева, М.Ю. Виноградская // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-4. - С. 338-345.
19. Курочкина, В.Е. Личностные особенности менеджеров по логистике с разным уровнем профессиональной успешности [Текст] / В.Е. Курочкина, А.И. Сергун // Вестник адыгейского государственного университета. Серия 3: педагогика и психология. -№ 3. Издательство: Адыгейский государственный университет (Майкоп). - 2013. - С. 119-124.
20. Лошкарева, Е. Навыки будущего: Что нужно знать и уметь в новом
сложном мире [Электронный ресурс] / Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков. - Режим доступа: https: //worldskills.ru/assets/docs/media/WSdoklad_12_okt_rus.pdf (дата
обращения: 15.12.19)
21. Лукша, П. Атлас новых профессий [Электронный ресурс] / П. Лукша,
К. Лукша, Д. Варламова, Д. Судаков, Д. Песков, Д. Коричин. М: Олимп-Бизнес. - 2015. - 288с. - Режим доступа:
http://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf (дата обращения: 15.09.19)
22. Мазилов, В.А. Подготовка научных кадров и формирование научно¬исследовательских компетенций [Электронный ресурс] / В.А. Мазилов. - Режим доступа: http://yspu.org/images/6/6a/Mazilov_V_article.doc (дата обращения: 24.06.19)
23. Поваренков, Ю.П. Классификация субъективных детерминант деятельности профессионала [Текст] / Ю.П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 4. - С. 184-194.
24. Поваренков, Ю.П. Определение и классификация деятельностно важных качеств профессионала [Текст] / Ю.П. Поваренков // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть I.: материалы VIII всероссийской научно-практической конференции, [19¬20 ноября 2018 г.] - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. - С. 22-29.
25. Поваренков, Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности [Текст] / Ю.П. Поваренков. - Ярославль: Канцлер, 2008. - 400 с.
26. Поваренков, Ю.П. Системогенетический подход к выделению и классификации профессиональных задач личности [Текст] / Ю.П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 2. - С. 127-134.
27. Поваренков, Ю.П. Оперативность развития системы саморегуляции профессиональной деятельности [Текст] / Ю.П. Поваренков, А.Э. Цымбалюк // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. №4. С. 608-625.
28. Портланд, Ю. Что такое soft skills и почему они так важны для карьеры? [Электронный ресурс] / Ю. Портланд. - Режим доступа: http://dnevnyk-uspeha.com/rabota-i-karera/chto-takoe-soft-skills-i- pochemu-oni-tak-vazhnyi-dlya-kareryi.html (дата обращения: 25.09.19).
29. Раицкая, Л.К. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта [Текст] / Л.К. Раицкая, Е.В. Тихонова// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 3. С. 350— 363.
30. Россия 2025: от кадров к талантам. [Электронный ресурс]. - 2017. -
Режим доступа: https://www.bcg.com/Images/Russia-2025-report-
RUS_tcm27-188275.pdf (дата обращения: 20.09.19).
31. Сальная, Л.К. Soft skills в компетентностной модели выпускника вуза
[Электронный ресурс] / Л.К. Сальная // Сборник статей по материалам III Международной научной конференции преподавателей, молодых ученых, аспирантов и студентов вузов. Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. - 2016. - С. 331-334. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_26640847_51843850.pdf (дата
обращения: 13.05.2019).
32. Слепко, Ю. Н. Анализ данных и интерпретация результатов психологического исследования [Текст] / Слепко Ю.Н., Ледовская Т.В., Цымбалюк А.Э // Учебное пособие. - 2-е изд-е, испр. и доп. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. - 290 с.
33. Слепко, Ю.Н. Формирование личностных качеств в структуре учебной деятельности студентов [Текст] / Ю. Н. Слепко, Т. В. Дедовская // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 3. - С. 217-222.
34. Сорокина, А.Н. Взаимосвязь профессионально важных качеств и успешности обучения студентов медицинского образовательного учреждения [Текст] / А.Н. Сорокина // Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, № 2. Издательство: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина (Санкт-Петербург). - 2018. - С. 110-118.
35. Сосницкая, О. SOFT SKILLS: мягкие навыки твердого характера [Электронный ресурс] / О. Сосницкая. - Режим доступа http://be- st.ru/ru/blog/13 (дата обращения: 17.11.19).
36. Степанова, Л.Н. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов [Текст] / Л.Н. Степанова, Э.Ф Зеер // Образование и наука. - 2019. - Т. 21. - № 8.- С. 65-89.
37. Тарханова, И.Ю. Об измерении сформированности универсальных компетенций студентов вузов [Текст] / И.Ю. Тарханова, Е.И. Казакова // Педагогика. - 2018. № 8. - С. 79-84.
38. Тарханова, И.Ю. Универсальные компетенции выпускников университета: взгляд работодателей [Текст] / И.Ю. Тарханова // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: Материалы 73-й научно-практической конференции. Под научной редакцией Л.В. Байбородовой. Издательство: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Ярославль). - 2019. - С. 10-15.
39. Татаурщикова, Д. Soft skills [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://4bram.ru/blog/soft-skills/ (дата обращения: 11.07.2019).
40. Ткаченко, Н.С. Подходы к выделению универсальных профессионально важных качеств будущего специалиста [Текст] / Н.С. Ткаченко // Психологическое сопровождение личностно-профессионального самоопределения и развития на различных этапах становления профессионала: Сборник научных статей по итогам проведения международного круглого стола. Издательство: ООО «Эпицентр». - 2018. - С. 20-23.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень бакалавриат) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440302_B_3_20032 018.pdf (дата обращения: 11.11.18).
42. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень магистратура) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/downloads/586/?f=%2Fuploadfiles%2Ffgosvom%2F 440402.pdf (дата обращения: 11.11.18).
43. Федорова, О.В. Формирование hardskills, soft skills и digitalskills у
студентов факультета информационных технологий УВО «Университет управления «ТИСБИ» [Электронный ресурс] / О.В. Федорова // Образовательные технологии и общество. - 2018. - Т.21. - № 21. - С. 335-340. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_32850659_99447610.pdf (дата
обращения: 08.12.18).
44. Фейдл Ч. Четырёхмерное образование [Электронный ресурс] / Ч. Фейдл, М. Бялик, Б. Триллинг. - Режим доступа: https://klever-ok.ru/wp- content/uploads/2016/11/SKOLKOVO_SEDeC_4D_Education.pdf (дата обращения: 08.03.19).
45. Хасанова, Г.Б. Требования работодателей к выпускникам инженерных вузов [Электронный ресурс] / Г.Б. Хасанова. - Режим доступа: https: //cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-rabotodateley-k-vypusknikam- inzhenernyh-vuzov (дата обращения: 20.04.19).
46. Цымбалюк, А. Э. Психологическое содержание soft skills [Текст] /А.Э. Цымбалюк, В.О. Виноградова // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 6 (111). - С. 120-127.
47. Цымбалюк, А.Э. Анализ подходов к проблеме soft skills [Текст] /А.Э. Цымбалюк // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». - Ч.1. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. С. 192 - 196.
48. Цымбалюк, А.Э. Виды soft skills в отечественных и зарубежных исследованиях [Текст] / А.Э. Цымбалюк, В.О. Виноградова // Взаимодействие академической и практико-ориентированной психологии в сфере образования: материалы II Национальной научно¬практической конференции с международным участием / под науч. ред. проф. В.А. Мазилова. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. - С. 125-127.
49. Цымбалюк, А.Э. Актуальность исследования проблемы soft skills
[Текст] / А.Э. Цымбалюк, В.О. Виноградова // Психология
способностей и одаренности: материалы всероссийской научно¬
практической конференции, 21-22 ноября 2019 г. / под ред. проф. В.А. Мазилова. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2019. - 371-373
50. Чуланова О.Л. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация [Электронный ресурс] / А.И. Ивонина, О.Л. Чуланова // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2017. - №1 (28). - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28801167 (дата обращения: 16.05.19).
51. Шадриков, В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности [Текст] / В.Д. Шадриков // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова. Серия Психология. - № 1. - 2006. - С.15-21.
52. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. - М: Издательская корпорация "Логос", 1996. - 320 с.
53. Шипилов, В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития
[Электронный ресурс]. - Режим
досту11а:1]Пр://ууу.сПп.1Ч1/тапацетеп1/реор1е/с1е; val/soft-skills.shtml (дата обращения: 21.03.2019).
54. Яркова, Т. А. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога [Текст] / Т.А. Яркова, И.И. Черкасова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. — 2016. — Т. 2. — № 4. — С. 222-231.
55. Andrews, M. What skills do employers want most? [Электронный ресурс]
/M. Andrews // University World News. 19 June 2015 Issue No. 372. - Режим доступа: http://www.universityworldnews.com/article.php?
story=20150616130747880 (дата обращения: 28.04.19).
56. Appleby, D.C. The soft skills college students need to succeed now and in
the future. [Электронный ресурс] / D.C. Appleby. - Режим доступа: http://www. apa. org/ed/precollege/psn/2017/09/soft-skills.aspx (дата
обращения: 17.05.19).
57. Cambridge Dictionary Online: Free English Dictionary and Thesaurus. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dictionary.cambridge.org (дата обращения: 14.02.19).
58. Dall’Amico, E. Methodological approach for a common framework of Soft skills at work [Электронный ресурс] / Е. Dall’Amico, S.Verona. - Режим доступа:
http://valorize.odl.org/outputs/IO 1 Framework soft skill Report.pdf (дата обращения: 18.02.19).
59. Dewiyani, MJ. S. Improving Students Soft Skills using Thinking Process Profile Based on Personality Types [Текст] / MJ. Dewiyani S. // International Journal of Evaluation and Research in Education (IJERE). - Vol.4 - No.3. - September 2015. - pp. 118-129.
60. Gruzdev, M. University Graduates' Soft Skills: the Employers’ Opinion [Электронный ресурс] / М. Gruzdev, Е. Kasakova, I, Kuznetsova, I. Tarkhanova // European Journal of Contemporary Education, 2018, 7(4): 690-698. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36702021 (дата обращения: 17.06.19).
61. Hungwei Tseng. Learning-related soft skills among online business students
in higher education: Grade level and managerial role differences in self-regulation, motivation, and social skill. [Электронный ресурс] / Hungwei Tseng, XiangYi, Hsin-Te Yeh. - Режим доступа:
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0747563218305703 (дата обращения: 17.11.19).
62. Lippman, L.H. Workforce connections: key “soft skills” that foster youth workforce success: toward a consensus across fields [Электронный ресурс] / L.H.Lippman, R.Ryberg, R. Carney, A. Kristin. - Режим доступа: https: //www.childtrends. org/wp-content/uploads/2015/06/2015- 24WFCSoftSkills1.pdf (дата обращения: 12.04.19).
63. Peggy K. The Hard Truth About Soft Skills. Harper Collins Publishers [Электронный ресурс] / K. Peggy. - 2007. - Режим доступа:
https: //www. r-5. org/files/books/ethology/corporate/behaviour/Peggy_Klaus- The_Hard_Truth_About_Soft_Skills-EN.pdf (дата обращения: 28.05.19).
64. Skills for Social Progress: The Power of Social and Emotional Skills OECD
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://dx.doi.org/10.1787/9789264226159-en (дата обращения: 23.04.19).
65. Strauss, V. The suprising thing Google learned about its employees and
what it means for today’s students [Электронный ресурс] / V. Strauss. - Режим доступа: https://www.washingtonpost.com/news/answer-
sheet/wp/2017/12/20/ (дата обращения: 19.03.19).
66. The 10 skills you need to thrive in the Fourth Industrial Revolution
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.weforum.org/agenda/2016/01/the-10-skills-you-need-to-thrive- in-the-fourth-industrial-revolution (дата обращения: 12.07.19).
67. The definition and selection of key competencies OECD/PISA
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.oecd.org/pisa/35070367.pdf (дата обращения: 25.09.19).