Особенности soft skills у студентов вуза
|
Введение 3
Глава I. Проблема soft skills в психологических исследованиях 7
1.1. Понятие «soft skills» в зарубежных исследованиях 7
1.2. Понятие «soft skills» в отечественной психологии 12
1.3. Понятия отечественной психологии, смежные с понятием «soft skills» .... 17
1.4. Связь профессионально важных качеств с успешностью деятельности ... 27
1.5. Выводы по I главе 34
Глава II. Особенности soft skills у студентов вуза 36
2.1. Программа эмпирического исследования 36
2.2. Уровень и динамика развития soft skills у студентов вуза 38
2.3. Взаимосвязь soft skills с эффективностью деятельности 61
2.4. Выводы по II главе 97
Рекомендации 101
Заключение 102
Библиографический список 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 116
Глава I. Проблема soft skills в психологических исследованиях 7
1.1. Понятие «soft skills» в зарубежных исследованиях 7
1.2. Понятие «soft skills» в отечественной психологии 12
1.3. Понятия отечественной психологии, смежные с понятием «soft skills» .... 17
1.4. Связь профессионально важных качеств с успешностью деятельности ... 27
1.5. Выводы по I главе 34
Глава II. Особенности soft skills у студентов вуза 36
2.1. Программа эмпирического исследования 36
2.2. Уровень и динамика развития soft skills у студентов вуза 38
2.3. Взаимосвязь soft skills с эффективностью деятельности 61
2.4. Выводы по II главе 97
Рекомендации 101
Заключение 102
Библиографический список 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 116
Актуальность разработки проблемы soft skills имеет два аспекта: теоретический аспект заключается в том, что в науке понятие «soft skills» раскрыто недостаточно. В основном большинство исследователей занимались изучением, так называемых профессионально-важных качеств (ПВК) (В.Д. Шадриков [51;52], Ю.П. Поваренков [23;25;27], А.В. Карпов [16] и др.) или hard skills. Ряд авторов (М.Э. Волкова[6], В. Шипилов [53], А.И. Ивонина и О.Л. Чуланова [12;50], Л.Н. Степанова и Э.Ф. Зеер [36], О. Сосницкая [35], Д. Татаурщикова [39], K. Peggy [63], E. Dall’Amico [58], MJ. Dewiyani [59], L. Lippman [62] и др.) занимались изучением soft skills, но вместе с тем какого-либо чёткого сформулированного определения данного понятия до сих пор нет, остается непонятным психологическое содержание soft skills, структура и закономерности их развития в процессе обучения, соотношение soft skills с отечественными психологическими понятиями.
Практическая актуальность заключается в более эффективной подготовке специалистов, востребованных на рынке труда и отвечающих современным требованиям. Множество исследователей и организаций делают акцент на изменениях, происходящих в мире [30;49;67]. В связи с этим ими было выделено несколько мировых тенденций (изменение мира быстрыми темпами, непрерывное и постоянное развитие технологий и другие) оказывающих влияние, как на общество в целом, так и на профессиональную деятельность людей. Данные тенденции предъявляют определённые требования к навыкам и качествам человека, которые позволили бы ему эффективно функционировать в контексте всех происходящих изменений в мире, а также эффективно осуществлять профессиональную деятельность. В связи с этим в настоящее время soft skills становятся такими же важными, как и hard skills.
Многие исследователи отмечают также и то, что работодатели сейчас предъявляют высокие требования к уровню развития soft skills у
специалистов, так как они помогают приспосабливаться к быстро происходящим изменениям и наиболее эффективно выполнять
профессиональную деятельность.
При этом отмечается, что одной из проблем является дефицит в развитии soft skills, как у уже работающих специалистов, так и у выпускников образовательных учреждений. И многие исследователи говорят о важности перестройки системы образования таким образом, чтобы акцент делался и на развитии soft skills, а не только hard skills или ПВК [44;49;55].
Таким образом, можно обозначить следующие вопросы в качестве проблемы исследования:
1. Каково психологическое содержание soft skills у студентов?
2. Как soft skills изменяются в процессе подготовки студентов?
3. Какие виды soft skills наиболее значимы?
Цель исследования: выявить психологическое содержание и динамику soft skills у студентов вуза.
Задачи исследования:
1. Определить теоретические подходы к понятию «soft skills» и виды soft skills на основе анализа литературы;
2. Определить соотношение soft skills с понятиями в отечественной науке;
3. Выявить содержание soft skills студентов вуза с точки зрения работодателей;
4. Выявить уровень и динамику развития soft skills у студентов вуза;
5. Выявить динамику значимых связей между soft skills и эффективностью деятельности у студентов.
Объект: деятельностно важные качества
Предмет: soft skills у студентов вуза
Гипотезы:
1. Уровень развития soft skills изменяется от первого курса к четвертому курсу: имеется неравномерная динамика - повышение к середине обучения и снижение к окончанию.
2. Связи soft skills с показателями эффективности деятельности у студентов изменяются от курса к курсу.
Теоретическую основу исследования составили работы В.Д. Шадрикова, Ю.П. Поваренкова, отечественные и зарубежные исследования soft skills.
Теоретическая значимость работы состоит в уточнении психологического содержания понятия «soft skills» и в его соотношении с психологическими понятиями в отечественной науке: деятельностно важными качествами, компетенциями, универсальными компетенциями, надпрофессиональными навыками и рядом других понятий.
Практическая значимость работы состоит в использовании результатов исследования при организации индивидуальной консультативной работы со студентами и преподавателями по вопросам развития soft skills у студентов. Также данные можно использовать при организации тренинговой работы со студентами по развитию soft skills.
Новизна работы состоит в уточнении психологического содержания понятия «soft skills» и его соотношении с психологическими понятиями в отечественной науке (деятельностно важные качества, компетенции, универсальные компетенции, надпрофессиональные навыки); в выявлении значимых soft skills с позиции работодателей; в выявлении динамики развития soft skills у студентов на протяжении обучения в вузе и динамики значимых связей soft skills с эффективностью деятельности.
Методы исследования:
1. Методы теоретического анализа литературы;
2. Для изучения soft skills использовались психодиагностические
методики: Методика определение коммуникативных и организаторских склонностей (В.В.Синявский, Б.А.Федоришин), Шкала эмоциональной возбудимости (ШЭВ), Уровень субъективного контроля (УСК) (Дж. Роттер), Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова), а также была разработана анкета на оценку студентами собственных soft skills.
3. Для выявления значимых soft skills была разработана анкета для работодателей.
4. Для оценки эффективности деятельности проводился анализ успеваемости студентов, а также была разработана анкета для экспертной оценки преподавателями soft skills у студентов.
5. Для математической обработки данных использовалась программа «SPSS Statistics 19.0», а также непараметрический критерий U-Манна- Уитни и коэффициент корреляции r-Спирмена [32].
Практическая актуальность заключается в более эффективной подготовке специалистов, востребованных на рынке труда и отвечающих современным требованиям. Множество исследователей и организаций делают акцент на изменениях, происходящих в мире [30;49;67]. В связи с этим ими было выделено несколько мировых тенденций (изменение мира быстрыми темпами, непрерывное и постоянное развитие технологий и другие) оказывающих влияние, как на общество в целом, так и на профессиональную деятельность людей. Данные тенденции предъявляют определённые требования к навыкам и качествам человека, которые позволили бы ему эффективно функционировать в контексте всех происходящих изменений в мире, а также эффективно осуществлять профессиональную деятельность. В связи с этим в настоящее время soft skills становятся такими же важными, как и hard skills.
Многие исследователи отмечают также и то, что работодатели сейчас предъявляют высокие требования к уровню развития soft skills у
специалистов, так как они помогают приспосабливаться к быстро происходящим изменениям и наиболее эффективно выполнять
профессиональную деятельность.
При этом отмечается, что одной из проблем является дефицит в развитии soft skills, как у уже работающих специалистов, так и у выпускников образовательных учреждений. И многие исследователи говорят о важности перестройки системы образования таким образом, чтобы акцент делался и на развитии soft skills, а не только hard skills или ПВК [44;49;55].
Таким образом, можно обозначить следующие вопросы в качестве проблемы исследования:
1. Каково психологическое содержание soft skills у студентов?
2. Как soft skills изменяются в процессе подготовки студентов?
3. Какие виды soft skills наиболее значимы?
Цель исследования: выявить психологическое содержание и динамику soft skills у студентов вуза.
Задачи исследования:
1. Определить теоретические подходы к понятию «soft skills» и виды soft skills на основе анализа литературы;
2. Определить соотношение soft skills с понятиями в отечественной науке;
3. Выявить содержание soft skills студентов вуза с точки зрения работодателей;
4. Выявить уровень и динамику развития soft skills у студентов вуза;
5. Выявить динамику значимых связей между soft skills и эффективностью деятельности у студентов.
Объект: деятельностно важные качества
Предмет: soft skills у студентов вуза
Гипотезы:
1. Уровень развития soft skills изменяется от первого курса к четвертому курсу: имеется неравномерная динамика - повышение к середине обучения и снижение к окончанию.
2. Связи soft skills с показателями эффективности деятельности у студентов изменяются от курса к курсу.
Теоретическую основу исследования составили работы В.Д. Шадрикова, Ю.П. Поваренкова, отечественные и зарубежные исследования soft skills.
Теоретическая значимость работы состоит в уточнении психологического содержания понятия «soft skills» и в его соотношении с психологическими понятиями в отечественной науке: деятельностно важными качествами, компетенциями, универсальными компетенциями, надпрофессиональными навыками и рядом других понятий.
Практическая значимость работы состоит в использовании результатов исследования при организации индивидуальной консультативной работы со студентами и преподавателями по вопросам развития soft skills у студентов. Также данные можно использовать при организации тренинговой работы со студентами по развитию soft skills.
Новизна работы состоит в уточнении психологического содержания понятия «soft skills» и его соотношении с психологическими понятиями в отечественной науке (деятельностно важные качества, компетенции, универсальные компетенции, надпрофессиональные навыки); в выявлении значимых soft skills с позиции работодателей; в выявлении динамики развития soft skills у студентов на протяжении обучения в вузе и динамики значимых связей soft skills с эффективностью деятельности.
Методы исследования:
1. Методы теоретического анализа литературы;
2. Для изучения soft skills использовались психодиагностические
методики: Методика определение коммуникативных и организаторских склонностей (В.В.Синявский, Б.А.Федоришин), Шкала эмоциональной возбудимости (ШЭВ), Уровень субъективного контроля (УСК) (Дж. Роттер), Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова), а также была разработана анкета на оценку студентами собственных soft skills.
3. Для выявления значимых soft skills была разработана анкета для работодателей.
4. Для оценки эффективности деятельности проводился анализ успеваемости студентов, а также была разработана анкета для экспертной оценки преподавателями soft skills у студентов.
5. Для математической обработки данных использовалась программа «SPSS Statistics 19.0», а также непараметрический критерий U-Манна- Уитни и коэффициент корреляции r-Спирмена [32].
Наша магистерская диссертация была посвящена исследованию особенностей soft skills у студентов вуза.
Целью нашего исследования было выявление психологического содержания и динамики soft skills у студентов вуза. Для её достижения нами был проведен анализ теоретических представлений о soft skills в отечественной и зарубежной науке. Условно нами было выделено три основных подхода к определению данного понятия: 1. Через понятие «навыки» (MJ. Dewiyani, М.Э. Волкова, В. Шипилов и др.); 2. Через широкий набор навыков, качеств и атрибутов личности (Л.К. Сальная, Л.К. Раицкая, Е.В, Тихонова, L.H. Lippman); 3. Через определение роли и значения soft skills для человека (О.В. Федорова, Т.А. Яркова, И.И. Черкасова, В. Давидова и др.).
Для уточнения содержания понятия «soft skills» также было рассмотрено его соотношения с психологическими понятиями, которые предложены отечественными исследователями (В.Д. Шадриков, Ю.П. Поваренков, П. Лукша и др.): деятельностно важные качества, компетенции, универсальные компетенции, надпрофессиональные навыки и ряд других понятий.
Мы рассматриваем soft skills как деятельностно важные качества, не зависящие от специфики профессиональной деятельности, но влияющие на ее эффективность, связанные с решением общих профессиональных и метапрофессиональных задач.
Для определения наиболее значимых soft skills нами был проведен контент-анализ теоретических представлений о видах soft skills, а также опрос работодателей. На основе этого для эмпирического исследования были выбраны soft skills, которые изучались с помощью психодиагностических методик, субъективной оценки: коммуникативные навыки, ответственность, саморегуляция, гибкость, умение управлять своими эмоциями, лидерские навыки, умение работать в команде, умение вести переговоры, критическое мышление, навыки мотивации, навыки самообучения, навыки выработки и принятия решений, аналитические/исследовательские навыки.
В эмпирической части работы нами было проведено исследование особенностей soft skills у студентов разных курсов.
На основе полученных результатов можно говорить, во-первых, о наличии неравномерной динамики уровня развития soft skills: уровень развития возрастает к середине обучения и снижается к окончанию обучения.
Во-вторых, существует неравномерная динамика статистически значимых прямых и обратных связей между soft skills и эффективностью деятельности: количество прямых связей снижается ко второму курсу, повышается к третьему и значительно снижается к четвертому курсу. Количество же обратных связей снижается от первого ко второму курсу, имеется плавный переход к третьему курсу и резко повышается к четвертому. При этом динамика связей касается не только количественных изменений, но также происходят и содержательные изменения: от курса к курсу меняются качества, которые связаны с эффективностью деятельности.
Обнаруженная динамика может объясняться кризисами, с которыми сталкиваются студенты на втором и четвертом курсе: кризис учебно¬академической и учебно-профессиональной деятельности.
На основе анализа корреляционных связей также были выявлены качества, которые наиболее значимы для эффективности деятельности. Положительное влияние на эффективность имеют: саморегуляция,
ответственность, коммуникативные навыки, лидерские навыки, умение вести переговоры и навыки мотивации. Негативно влияют на эффективность деятельности следующие качества: на первом курсе - эмоциональность и навыки мотивации; на втором и третьем - эмоциональность; на четвертом - критическое мышление. Также было обнаружено, что роль некоторых изучаемых soft skills у студентов изменяется в течение всего обучения в вузе: сначала они могут положительно влиять на эффективность деятельность, а затем отрицательно, и наоборот.
Таким образом, цели и задачи нашего исследования были достигнуты. Гипотезы об изменении уровня развития soft skills у студентов от курса к курсу, а также об изменении связей soft skills с показателями эффективности деятельности у студентов от курса к курсу, были подтверждены.
Дальнейшее исследование может быть связано с более подробным изучением других значимых для профессиональной деятельности soft skills с использованием разных психодиагностических методик. Также исследование может быть направлено на изучение структуры soft skills у студентов разных курсов.
Целью нашего исследования было выявление психологического содержания и динамики soft skills у студентов вуза. Для её достижения нами был проведен анализ теоретических представлений о soft skills в отечественной и зарубежной науке. Условно нами было выделено три основных подхода к определению данного понятия: 1. Через понятие «навыки» (MJ. Dewiyani, М.Э. Волкова, В. Шипилов и др.); 2. Через широкий набор навыков, качеств и атрибутов личности (Л.К. Сальная, Л.К. Раицкая, Е.В, Тихонова, L.H. Lippman); 3. Через определение роли и значения soft skills для человека (О.В. Федорова, Т.А. Яркова, И.И. Черкасова, В. Давидова и др.).
Для уточнения содержания понятия «soft skills» также было рассмотрено его соотношения с психологическими понятиями, которые предложены отечественными исследователями (В.Д. Шадриков, Ю.П. Поваренков, П. Лукша и др.): деятельностно важные качества, компетенции, универсальные компетенции, надпрофессиональные навыки и ряд других понятий.
Мы рассматриваем soft skills как деятельностно важные качества, не зависящие от специфики профессиональной деятельности, но влияющие на ее эффективность, связанные с решением общих профессиональных и метапрофессиональных задач.
Для определения наиболее значимых soft skills нами был проведен контент-анализ теоретических представлений о видах soft skills, а также опрос работодателей. На основе этого для эмпирического исследования были выбраны soft skills, которые изучались с помощью психодиагностических методик, субъективной оценки: коммуникативные навыки, ответственность, саморегуляция, гибкость, умение управлять своими эмоциями, лидерские навыки, умение работать в команде, умение вести переговоры, критическое мышление, навыки мотивации, навыки самообучения, навыки выработки и принятия решений, аналитические/исследовательские навыки.
В эмпирической части работы нами было проведено исследование особенностей soft skills у студентов разных курсов.
На основе полученных результатов можно говорить, во-первых, о наличии неравномерной динамики уровня развития soft skills: уровень развития возрастает к середине обучения и снижается к окончанию обучения.
Во-вторых, существует неравномерная динамика статистически значимых прямых и обратных связей между soft skills и эффективностью деятельности: количество прямых связей снижается ко второму курсу, повышается к третьему и значительно снижается к четвертому курсу. Количество же обратных связей снижается от первого ко второму курсу, имеется плавный переход к третьему курсу и резко повышается к четвертому. При этом динамика связей касается не только количественных изменений, но также происходят и содержательные изменения: от курса к курсу меняются качества, которые связаны с эффективностью деятельности.
Обнаруженная динамика может объясняться кризисами, с которыми сталкиваются студенты на втором и четвертом курсе: кризис учебно¬академической и учебно-профессиональной деятельности.
На основе анализа корреляционных связей также были выявлены качества, которые наиболее значимы для эффективности деятельности. Положительное влияние на эффективность имеют: саморегуляция,
ответственность, коммуникативные навыки, лидерские навыки, умение вести переговоры и навыки мотивации. Негативно влияют на эффективность деятельности следующие качества: на первом курсе - эмоциональность и навыки мотивации; на втором и третьем - эмоциональность; на четвертом - критическое мышление. Также было обнаружено, что роль некоторых изучаемых soft skills у студентов изменяется в течение всего обучения в вузе: сначала они могут положительно влиять на эффективность деятельность, а затем отрицательно, и наоборот.
Таким образом, цели и задачи нашего исследования были достигнуты. Гипотезы об изменении уровня развития soft skills у студентов от курса к курсу, а также об изменении связей soft skills с показателями эффективности деятельности у студентов от курса к курсу, были подтверждены.
Дальнейшее исследование может быть связано с более подробным изучением других значимых для профессиональной деятельности soft skills с использованием разных психодиагностических методик. Также исследование может быть направлено на изучение структуры soft skills у студентов разных курсов.



