Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГРОТЕСКИ В ПЕТЕРБУРГСКИХ ИНТЕРЬЕРАХ Х1Х ВЕКА. РЕСТАВРАЦИЯ РОСПИСИ ПАПСКОЙ ГАЛЕРЕИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ АКАДЕМИИ ИМЕНИ А. Л. ШТИГЛИЦА

Работа №76038

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы220
Год сдачи2017
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
299
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ГРОТЕСКА ОТ АНТИЧНОСТИ 9
ДО ART NOVEAU
1.1. Открытие росписей, получивших название гротесков, в XV веке. Античные оригиналы
1.2. Гротески до Рафаэля и в его время 11
1.3. Развитие и распространение гротесков в XVI веке 19
1.4. Обращение к прошлому и новые веяния в XVII веке 26
1.5. Рококо: арабески, сэнжри, шинуазри 31
1.6. Классицизм: интерпретация античных форм 35
1.7. Гротески в интерьерах XIX века 39
ГЛАВА 2. ГРОТЕСКИ В ПЕТЕРБУРГСКИХ ИНТЕРЬЕРАХ Х1Х ВЕКА
2.1. Предпосылки обращения архитекторов XIX века, работавших в Санкт-Петербурге, к гротесковым росписям
2.2. Помпейские мотивы в творчестве А. П. Брюллова 47
2.3. Лео фон Кленце и Новый Эрмитаж 53
2.4. Н. Е. Ефимов - мастер эклектики 58
2.5. Разнообразие гротесков в интерьерах А. И. Штакеншнейдера 61
2.6. М. Е. Месмахер - создатель уникального музея 70
2.7. Другие примеры 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ 86
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЛОЖЕНИЙ 92
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Приложение

В последние полвека идет переоценка русского художественного наследия эпохи историзма. Если раньше искусство второй четверти - конца XIX века трактовалось как «упадочное» и «не имеющее значимости», то в наши дни происходит новое открытие шедевров русской архитектуры и декоративно - прикладного искусства, созданных в этот период. Фундаментальные труды Е. А. Борисовой, Е. И. Кириченко, А. Л. Пунина содержат анализ историзма как важного этапа в развитии искусства, позволяют проследить связь между развитием архитектуры в целом и изменениями убранства интерьера Исследования, начатые этими учеными, нуждаются в продолжении и углублении. Это становится особенно актуально сейчас, когда всё большее распространение получает научная реставрация объектов культурно - исторического наследия, и всё чаще объектами реставрации становятся строения эпохи историзма.
Изучение использования гротесков в петербургских интерьерах XIX века даёт обширный материал для исследований в этой области. В значительной степени это связано с тем, что гротески, представляющие собой «орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные человеческие формы, маски)» , имеют длинную, причудливую историю. Зародившиеся в античности, затем надолго забытые, восставшие из забвения в эпоху Возрождения, изменявшиеся, развивавшиеся, впитывавшие различные влияния в последующие столетия, они были широко востребованы в России XIX века при создании интерьеров различного назначения разными архитекторами, использовавшими различные неостили.
Исследование петербургских интерьеров XIX века представляет особый интерес, поскольку в столичном городе работали лучшие архитекторы, следующие новейшим веяниям моды, и строительство велось широко. Данное исследование призвано раскрыть специфические особенности петербургских памятников архитектуры, созданных в эпоху историзма и наиболее полно воплотивших его дух, подчеркнуть их уникальность и значимость для русской и мировой культуры.
Обзоров, посвящённых гротескам, не так уж много. Наиболее полным является труд А. Замперини «Ornament and Grotesque: Fantastical Decoration from Antiquity to Art Nouveau». Но даже в нём нет никаких сведений об использовании гротесков в интерьерах в России во время более позднее, чем самое начало XIX века. Все приведенные А. Замперини примеры касаются творчества В. Бренны и Ч. Камерона.
Весьма интересна диссертация А. Ю. Уркитис «Иконография «гротесков» в монументально-декоративном убранстве русских интерьеров XVII - первой трети XIX века». Но в этой работе основным материалом исследования были гротесковые композиции в интерьерах зданий в Москве и различных областях России, а временные рамки исследования не включали наиболее интересный для нас период историзма.
Основным литературным источником, позволившим в ряде случаев обнаружить помпейские прототипы гротесковых росписей в петербургских интерьерах XIX века, стало многотомное издание Луи Барре «Herculanum et Pompei».
Некоторую информацию об использовании гротесков в декоративно - прикладном искусстве дают каталоги соответствующих выставок. Особенно информативен каталог выставки 2000-го года «Волшебный мир гротеска Гротески в прикладном искусстве Западной Европы XVI-XVII веков», а также более ранней выставки «Стиль и эпоха в декоративном искусстве. 1820-е-1890-е годы», которая была интересна тем, что на ней были представлены предметы не только европейского, но и российского производства.
Сведения об использовании гротесков в настенных росписях можно почерпнуть главным образом из книг об архитекторах, применявших этот вид орнамента. Диапазон авторов весьма широк: от Дж. Вазари до наших современников. Весьма полезны оказались книги из серии «Зодчие нашего города», опубликованные Лениздатом в 80-е годы XX века. Это книги о Александре Брюллове, Чарльзе Камероне, Максимилиане Месмахере, Василии Стасове, Андрее Штакеншнейдере.
Особый интерес представляет обширная монография Т. А. Петровой «Архитектор А.И.Штакеншнейдер», в которой приводятся сведения не только о сохранившихся, но и об утраченных созданиях архитектора.
Информация об отдельных объектах - интерьерах XIX века, украшенных гротесками, была обнаружена в литературе о Петербурге. Наиболее полезны в этом плане были книги Е. И. Жерихиной и Л. Е. Шепелёва «Столичный Петербург. Город и власть» 2и Г. Ф. Петрова «Дворец у Синего моста» 3. Изданий, полностью посвящённых использованию гротесков в украшении петербургских интерьеров XIX века, обнаружено не было.
Основным источником иллюстраций, помимо книг А. Замперини и Т. А. Петровой стал интернет: от официальных сайтов музеев до блогов путешественников, а также собственные фотографии.
Объект данного исследования - феномен гротеска как уникального принципа организации декоративной композиции, явления, обладающего характерными, легко узнаваемыми чертами.
Предмет исследования - гротесковые росписи в интерьерах петербургских дворцов, частных домов и общественных учреждений, созданных в XIX веке виднейшими архитекторами того времени: А. П. Брюлловым, А. И. Штакеншнейдером, М. Е. Месмахером и другими, в особенности росписи Папской галереи в Санкт-Петербургской государственной художественно - промышленной академии им. А. Л. Штиглица.
Цель магистерской работы - изучение истории появления и использования гротескового орнамента, исследование композиции и определение наиболее воспроизводимых в петербургских интерьерах периода историзма композиций и мотивов гротескового орнамента, реставрация гротесковых росписей Папской галереи в СПбГХПА им. А. Л. Штиглица.
Задачи исследования:
• Сбор информации об использовании гротесков в стенописи и декоративно-прикладном искусстве от античности до конца XIX века.
• Выявление памятников петербургской архитектуры XIX-го века, в интерьерах которых использованы гротесковые росписи.
• Сбор информации об истории создания и бытования выявленных объектов.
• Поиск прототипов гротесков, использованных в оформлении интерьеров, анализ сходства и различий.
• Проведение комплекса натурных и лабораторных исследований гротесковых росписей Папской галереи.
• Подбор методики реставрации этих росписей, обеспечивающей наибольшую сохранность объекта.
• Проведение реставрационных мероприятий согласно подобранной методике.
Основными методами работы являются систематизация собранных данных о гротесковых росписях в петербургских интерьерах XIX века и использовании гротесков в более раннее время, их сопоставление, сравнение, анализ, а также экспериментирование при подборе методики реставрации.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые собраны и обобщены материалы об использовании гротесков в петербургских интерьерах XIX века, о влиянии на них античных прототипов и других предшествующих аналогов.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы искусствоведами, художниками- реставраторами и дизайнерами. Кроме того, они представляют интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей интерьера и историей Санкт-Петербурга. Отработанная методика реставрации росписей Папской галереи СПбГХПА им. А. Л. Штиглица позволила провести первоочередные мероприятия по консервации объекта.
В соответствии с требованиями к оформлению магистерской диссертации все сведения о реставрации гротесковых росписей Папской галереи в СПбГХПА им. А. Л. Штиглица приведены в приложении.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Гротеск представляет собой явление столь разнообразное и широко распространённое, что в рамках одной относительно небольшой работы невозможно оценить его всесторонне, во всех аспектах, даже при том, что мы сосредоточили внимание на гротеске - орнаменте, не освещая вопросы, связанные с гротеском - видом художественной образности.
В ходе проведённой работы рассмотрена история гротеска, начиная с античности вплоть до периода модерна, обозначены основные этапы эволюции гротескового орнамента в различные исторические эпохи. Было показано, что на протяжении всей истории сохранялся основной принцип организации декоративной композиции: гротеск всегда строился симметрично по сторонам центральной, сложной многоярусной оси, получившей название канделябра из - за сходства с этим светильником.
Изучение литературных источников и личный осмотр зданий, построенных в Санкт-Петербурге в XIX веке виднейшими архитекторами того времени: А. П. Брюлловым, А. И. Штакеншнейдером, М. Е. Месмахером и другими, позволил выявить ряд интерьеров, в декоре которых использованы гротески. Как и предполагалось, в основном, это оказались интерьеры, оформленные в помпейском стиле и стиле неоренессанс.
Были выделены основные типы наиболее воспроизводимых в петербургских интерьерах периода историзма композиций и мотивов гротескового орнамента: путти, грифоны, гиппокампы, крылатые тератоморфные женщины, найдены их помпейские прообразы. Был документирован гротесковый декор в залах Дома министра государственных имуществ, прежде мало освещённый в литературе о Петербурге.
Также был осуществлён комплекс натурных и лабораторных исследований гротесковой росписи на падуге Папской галереи в СПбГХПА им. А. Л. Штиглица, подбор методики реставрации этих росписей, и выполнены первоочередные консервационные мероприятия (укрепление красочного слоя и позолоты).



1. Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. В 2 т. Т. 1 / Научн. ред. и послесловие В.Д. Дажиной. - М.: Радуга, 1990 -. 239 с.
2. Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. В 2 т. Т. 2 / Под научн. ред. В.Д. Дажиной. - М.: Радуга, 1990. - 319 с.
3. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. - М: Изобразительное искусство., 1983. -264 с.
4. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XVIII-XIX веков. - М.: Сварог и К, 2000. - 128с.
5. Башуцкий А. П. Возобновление Зимнего дворца в С. -Петербурге. - СПб. - 1839. Цит по: Тыжненко Т.Е. Василий Стасов. - Л.: Лениздат, 1990. - 192 с.
6. Белинский В. Г. Избранные философские сочинения. -М., 1941. - С.267. Цит. по: Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. - М.: Искусство, 1982. - 400 с.
7. Бирюкова Н. Ю. Прикладное искусство во Франции XVII-XVIII веков. Развитие и стиль. - СПб: Общество «Знание Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 2002. - 240 с.
8. Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. - М.: Наука, 1979. - 320 с.
9. БройтманЛ. И., Дубинин А. С. Улица Чайковского. - М.: Изд-во
Центрполиграф, 2010. - 604 с.
10. БройтманЛ. И., Краснова Е.И. Большая Морская улица. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. - 462 с.
11. Буткевич Л. М. История орнамента: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 267 с.
12. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В 5т. - М.: Терра, 1993-1994. - Т. 1. - 1993. - 608 с.
13. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В 5т. - М.: Терра, 1993-1994. - Т. 2. - 1993. - 846с.
14. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В 5т. - М.: Терра, 1993-1994. - Т.3. - 1994. - 796 с.
15. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В 5т. - М.: Терра, 1993-1994. - Т.4. 1994. - 686 с.
16. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В 5т. - М.: Терра, 1993-1994. - Т. 5. - 1994. - 814 с.
17. Гейрот А. Ф. Описание Петергофа. 1501-1868. Репринтное воспроизведение издания 1868 года. - СПб: «Аврора», 1991. - 131 с.
18. ГнедичП. П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. - М.: Изд -во Эксмо, 2002. - 848 с.
19. Гоголь Н. В. Собрание сочинений в 7 т.- Т.6. - М.: Художественная литература, 1967. - 598 с.
20. Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. - СПб: Санкт-Петербург оркестр, 1995. - 590 с.
21. ЖерихинаЕ. И. Усадьбы устья реки Мойки. - СПб: Алаборг, 2011. - 204 с.
22. Жерихина Е. И., Шепелёв Л.Е. Столичный Петербург. Город и власть. - М.: Центрполиграф, 2009. - 549 с.
23. Зеленова А. И. Дворец в Павловске. - Л.: Лениздат, 1978. -135 с.
24. КириченкоЕ. И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. - М.: Искусство, 1982. - 400 с.
25. КозьмянГ. К. Чарльз Камерон. -Л.: Лениздат, 1987. - 176 с.
26. Кривченко В. И. Помпеи. Геркуланум. Стабии. - М.: Искусство, 1985. - 224 с.
27. Кучумов А. М. Убранство русского жилого интерьера в XIX веке. По материалам выставки в Павловском дворце-музее. - Л.: Художник РСФСР, 1977. - 302 с.
28. Левшин А. И. Прогулки русского в Помпеи. - СПб: Типография И. П. Бочарова, 1843. - 234 с.
29. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. - М.: Издательство «Сварог и К», 2006. - 248 с.
30. Малинина Т. А., Суздалева Т.Э. - Дворец великого князя Алексея Александровича. - СПб: ООО «Алмаз», 1997. - 191 с.
31. Махов А. Б. Рафаэль. - М: Молодая гвардия, 2011. - 412 с.Неверов О.Я. Античное искусство и декоративная живопись мастерской Рафаэля // В сб.: Рафаэль и его время. - М., 1986. - 256 с.
32. Овидий Публий Назон. Метаморфозы. - Харьков: Фолио, 2000. - 544 с.
33. Оль Г. А. Александр Брюллов. - Л.: Лениздат, 1983. - 151 с.
34. ОстанинаЕ.А. Фонтенбло. - М.: Вече, 2006. - 115 с.
35. Пашкова Т.Л., Блинов А.М. Дом архитектора Брюллова. - СПб: ООО «Алмаз», 1997. - 157 с.
36. Петров Г. Ф. Дворец у Синего моста: Мариинский дворец в Санкт- Петербурге. - СПб: Logos, 2001. - 472 с.
37. Петрова Т.А. Андрей Штакеншнейдер. Л.: Лениздат, 1978. - 183 с.
38. Петрова Т. А. Архитектор А. И. Штакеншнейдер. - СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2012. - 576 с.
39. Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. В 2 т. - Т.1: 1830-1860-е годы. Ранняя эклектика. - 2-е издание. - СПб: Крига, 2009. - 592 с.
40. Соколов Г. И. Искусство древнего Рима. - М.: Искусство, 1971. - 231 с.
41. Соколова Т.М. Орнамент - почерк эпохи. - Л.: Аврора, 1972. - 176 с.
42. Третьяков Н. С. Императорский Павловск. Дворец. СПБ: издательство «Арт-Палас», 2000. 95 с.
43. Трубинов Ю. В. Дворцы Невского проспекта. - СПб: ООО «Белое и чёрное», 2002. - 255 с.
44. Тучков И. И. Классическая традиция и искусство Возрождения (росписи вилл Флоренции и Рима). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - 208 с.
45. Тыжненко Т. Е. Максимилиан Месмахер. — Л.: Лениздат, 1984. — 150 с.
46. Тыжненко Т. Е. Василий Стасов. - Л.: Лениздат, 1990. - 192 с.
47. Челлини Б. Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции. - М.: Художественная литература, 1987. - 494 с.
48. Шуйский В. К. Винченцо Бренна. - Л.: Лениздат, 1986. - 200 с.
49. ЭлиасбергН. Е. Пьетро Перуджино. - М.: Искусство, 1966. - 76 с.
50. Ботт И. К. Петербургская мебель эпохи историзма. К вопросу о неостилях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. -№ 76-1. - С.66-76.
51. Вершинина А. Ю. В поисках «нового александризма». Помпейские мотивы декора в архитектуре конца XIX- начала ХХ века // Искусствознание. - 2007. - №1-2. - С. 150-172.
52. Ефимова Е. А. Гротески: к истории одного мотива средиземноморской декоративной традиции // Вестник Нижегородского университета им.
Н. И. Лобачевского. - 2012. - № 6(3). - С.249-255.
53. КуксЮ. М., Лукьянова Т.А. К вопросу о технике помпейских росписей // Перспективы науки и образования. -2013. - №5. - С.210-218.
54. Стасов В. В. А. М. Горностаев. — Вестник изящных искусств. 1888. Т.6.
С.456. Цит. по: Вершинина А.Ю. В поисках «нового александризма». Помпейские мотивы декора в архитектуре конца XIX- начала ХХ века // Искусствознание. - 2007. - №1-2. - С. 150-172.
55. ТкачД. Г. Образный язык гротесков и арабесок во французском декоративно -прикладном искусстве XVII-XVIII веков // Вестник РУДН. Серия Теория языка. Семиотика. Семантика. - 2016. - № 4. - С.163-171.
56. Уркитис А. Ю. Иконография «гротесков» в монументально - декоративном убранстве русских интерьеров XVII - первой трети XIX века: дис. ... канд. искусствовед.: 17.00.04 // РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб, 2013. - 167 с.
57. Ватикан. - М.: Вече, 2001. - 240 с. (Памятники всемирного наследия).
58. Новая иллюстрированная энциклопедия. Аа-Ар. - М.: Большая
Российская Энциклопедия, 2001. - 255 с.
59. Новая иллюстрированная энциклопедия. Ге-Да. - М.: Большая
Российская Энциклопедия, 2001. - 255 с.
60. Помпеи: сгинувший город / Пер. с англ. Т. Азаркович. - М.: Терра, 1997. - 168 с.: илл. - (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»).
61. Волшебный мир гротеска. Гротески в прикладном искусстве Западной Европы XVI-XVII веков. Каталог выставки - СПб: Славия, 2000. - 152 с.
62. Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве. 1820-е- 1890-е годы. Каталог выставки. - СПб.: Славия, 1996. - 432 с.
63. Музей барона Штиглица. Прошлое и настоящее. - СПб: Сезар, 1994. - 200 с.
64. Училище барона А. Л. Штиглица. Школа мастерства. Альбом. - М.: Издательство Московской школы акварели, 2004. - 64 с.
65. Из письма А. П. Брюллова к П. А. Кикину от 21 апреля 1825 г. // Архив Брюлловых. СПб. 1900. С.78. Цит. по: Пашкова Т.Л., Блинов А.М. Дом архитектора Брюллова. - СПб: ООО «Алмаз», 1997. - 157 с.
66. РГИА, ф.790, оп.1, д.43, л.365-370 Контракты ученых рисовальщиков Н.И. Блинова, М. Салтыкова, М. Шелошенкова на выполнение декоративно -живописных, а также малярных работ в новом музее Центрального училища технического рисования барона Штиглица 1893 - 1895 гг. Цит. по: Е. Д. Наследова. Реставрация фрагмента клеевой росписи свода Копстской галереи музея Прикладного искусства СПбГХПА им. А.Л. Штиглица: диплом бакалавр. реставрации / СПбГУ, кафедра реставрации. СПб, 2012.
67. ЦГИА, ф.513, оп. 102, д.2093, лл. 1-4. Цит. по: Пашкова Т.Л., Блинов А. М. Дом архитектора Брюллова. - СПб: ООО «Алмаз», 1997. - 157 с.
68. Дом юриста (особняк Кельха). URL:http://walkspb.ru/zd/chaikovskogo28.html
(дата обращения: 07.05.2017).
69. Карнаухова Л., Архангельский С. Александр Павлович Брюллов -
портретист // Наше наследие. № 83-84, 2007. URL:http://www.nasledie-
rus.ru/podshivka/8305.php (дата обращения 02.05.2017)
70. Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. URL: http://www.stieglitzmuseum.ru/ru/museum.htm (дата обращения 21.05.2017).
71. Новый Эрмитаж.
URL:http://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/buildings/locations/building/B40(дата обращения: 05.05.2017).
72. Православная энциклопедия. Ефимов. URL: http://www.pravenc.ru/text/182063.html (дата обращения: 07.05.2017).
73. Ты Сам Себе Гид. Информационный портал о туризме и путешествиях. Резиденция (Мюнхен).URL: http://tisamsebegid.ru/munchen/rezidenciya
(дата обращения: 21.05.2017)
74. BarreL. Herculanum et Pompei. Recueil general des peintures. - Paris, 1861¬1863. T.1-7.
75. Conelly F. S. Modern Art and the Grotesque. - Cambridge University Press, 2009. - 336 p.
76. Jones O. The Grammar of Ornament. - London: Bernard Quaritch, 1910. - 157 p.
77. Zahn W. Die schonsten Ornamente und merkwurdigsten Gemalde aus Pompeji, Herculanum und Stabiae: nach einigen Grundrissen und Ansichten nach den an Ort und Stelle gemachten Originalzeichnungen (Band 1) — Berlin, 1828-1829.
- 100 Tf
78. Zahn W. Die schonsten Ornamente und merkwurdigsten Gemalde aus Pompeji, Herculanum und Stabiae: nach einigen Grundrissen und Ansichten nach den an Ort und Stelle gemachten Originalzeichnungen (Band 2) — Berlin, 1842-1844.
- 100 Tf.
79. Zahn W. Die schonsten Ornamente und merkwurdigsten Gemalde aus Pompeji, Herculanum und Stabiae: nach einigen Grundrissen und Ansichten nach den an
Ort und Stelle gemachten Originalzeichnungen (Band 3) — Berlin, 1852-1859.
- 100 Tf
80. ZamperiniA. Ornament and Grotesque: Fantastical Decoration from Antiquity toArt Nouveau. - Thames&Hudson Ltd, London. - 2008. - 308 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ