ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА А.В. ИВАНОВА «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ» НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В СТАРШЕМ ЗВЕНЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Уроки внеклассного чтения по литературе в школе 7
1.1. Технология и учебно-воспитательный потенциал уроков внеклассного
чтения 7
1.2. Изучение современной прозы на уроках внеклассного чтения в старших
классах 16
Глава 2. Изучение романа А. Иванова «Географ глобус пропил» на уроках внеклассного чтения 23
2.1. Творчество А. Иванова в контексте современной литературы 23
2.2. Проблематика романа А. Иванова «Географ глобус пропил» 30
2.3. Образ учителя в романе А. Иванова «Географ глобус пропил» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Приложение
Глава 1. Уроки внеклассного чтения по литературе в школе 7
1.1. Технология и учебно-воспитательный потенциал уроков внеклассного
чтения 7
1.2. Изучение современной прозы на уроках внеклассного чтения в старших
классах 16
Глава 2. Изучение романа А. Иванова «Географ глобус пропил» на уроках внеклассного чтения 23
2.1. Творчество А. Иванова в контексте современной литературы 23
2.2. Проблематика романа А. Иванова «Географ глобус пропил» 30
2.3. Образ учителя в романе А. Иванова «Географ глобус пропил» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Приложение
Сегодня, в век информационных технологий, когда всё больше предпочтения дети отдают телевидению, компьютерным играм, времяпровождению в интернете, чтение отходит на второй план. Одним из важных направлений в работе учителя-словесника является преодоление данной проблемы. Учитель должен стремиться заинтересовать учащихся литературой, способствовать развитию читательской культуры, читательского опыта. В связи с этим внеклассное чтение занимает особое место в работе учителя литературы. Уроки внеклассного чтения активно воздействуют на развитие читательской самостоятельности обучающихся, способствуют формированию их читательских интересов, воображения, творческих способностей, навыков работы с книгой (умение читать, анализировать текст, выявлять свое отношение к прочитанному и другие), влияют на развитие эстетических, патриотических чувств учащихся, расширяют кругозор.
Изучением внеклассного чтения занимались Н.Н. Светловская, Х.Д. Алчевская, Н.А. Рубакин, А.П. Нечаев, Ц.П. Балталон, О.Ю. Богданова, И.С. Забарский и другие. В своих работах они говорят о том, что необходимо серьезно подойти к выбору произведений, чтобы заинтересовать учащихся литературой. Первое место в кругу чтения всех категорий читателей неизменно занимает современная литература. Если в средних классах это еще не так заметно, то старшеклассники в большей степени интересуются и читают современных авторов. Это связано с тем, что вступающим в жизнь школьникам важно найти ответы на интересующие их вопросы в произведениях, созданных в той духовной атмосфере, которой живут они сами. Здесь главной задачей учителя-словесника становится отбор и анализ современных произведений, представляющих самостоятельную художественную ценность в современном литературном процессе. Но
учитель сталкивается с тем, что программы по литературе дают примерный список произведений для самостоятельного чтения школьников, но при этом не предлагают конкретную систему уроков внеклассного чтения и методических рекомендаций по изучению современной прозы в школе, то есть в программно-методическом обеспечении курса литературы не отведено должного внимания этим урокам. Это обусловливает актуальность нашего исследования.
Обзор учебников и программ позволяет сделать вывод, что современная литература в школе представлена в основном именами Л. Петрушевской, В. Пелевина, Л. Улицкой, В. Маканина, Т. Толстой. На наш взгляд, не менее интересным для изучения является творчество современного пермского автора Алексея Викторовича Иванова (род. 1969). Произведения А. Иванова включены в программу по современной литературе для вузов. По его произведениям написано более сотни научных работ и 5 диссертаций. Романы переведены на сербский, голландский, французский и китайский языки. Его роман «Г еограф глобус пропил» - книга, достойная занять место в программе старших классов, потому что это качественная, высокохудожественная современная проза, актуальная для сегодняшней школы. Художественные достоинства книги отмечены такими критиками, литераторами, писателями как Галина Ребель, Галина Юзефович, Дмитрий Быков, Леонид Юзефович, Владимир Гуреев и другие.
Объектом нашего исследования является роман А.В. Иванова «Географ глобус пропил».
Предмет - изучение романа «Географ глобус пропил» на уроках внеклассного чтения в старшем звене.
В соответствии с вышеуказанным, целью данной работы стала попытка разработки методических рекомендации по изучению романа А. Иванова «Географ глобус пропил» на уроках внеклассного чтения в старших классах.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
4
1) изучить научную литературу, посвященную методологии проведения уроков внеклассного чтения;
2) раскрыть особенности подготовки и проведения уроков внеклассного чтения в старших классах;
3) рассмотреть аспекты изучения современной прозы в школе;
4) рассмотреть творчество А.В. Иванова в контексте современной русской литературы;
5) проанализировать проблематику романа и образ главного героя;
6) составить методические рекомендации по изучению романа в старших классах на уроках внеклассного чтения.
Практическая значимость данной работы состоит в возможности использования результатов исследования при подготовке уроков внеклассного чтения по русской литературе в старших классах; в разработке лекций по методике преподавания современной прозы в высших учебных заведениях. Также материал нашей работы может быть полезен при написании курсовых и дипломных работ, статей и докладов по схожей тематике.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обозначены актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, практическая значимость работы.
В первой главе «Уроки внеклассного чтения по литературе в школе» мы рассмотрели теоретические основы исследования. Основными понятиями стали: «внеклассное чтение» и «современная проза».
Во второй главе «Изучение романа А. Иванова «Географ глобус пропил» на уроках внеклассного чтения» нами рассмотрено творчество А.В. Иванова в контексте современной литературы, приведены методические рекомендации по изучению романа А. Иванова «Географ глобус пропил» на уроках внеклассного чтения в старших классах.
В заключении в соответствии с целью и задачами, обозначенными во введении, представлены основные результаты исследования, проведенного в выпускной квалификационной работе.
Библиографический список включает 47 наименований источников: учебные пособия, научные статьи, диссертации, образовательные программы и т.п.
Апробация работы. Основные положения дипломной работы нашли отражение в опубликованной статье, входящей в сборник РИНЦ:
Амирова З.Р. Средства и приемы создания образа учителя в романе Алексея Иванова «Географ глобус пропил» // Сборник материалов XXI Международной научно-практической конференции. Том 1(24 апреля 2017) / Научный редактор Палаткина С.В. - Москва: Олимп, 2017.- с. 27-30
Также был подготовлен доклад для выступления на ежегодной научно¬образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (16 - 17 апреля 2017 г.) по теме «Средства и приемы создания образа учителя в романе Алексея Иванова "Географ глобус пропил"»; разработан и проведен урок литературы в X классе «Проблема становления личности в произведении А.В. Иванова "Географ глобус пропил "».
Изучением внеклассного чтения занимались Н.Н. Светловская, Х.Д. Алчевская, Н.А. Рубакин, А.П. Нечаев, Ц.П. Балталон, О.Ю. Богданова, И.С. Забарский и другие. В своих работах они говорят о том, что необходимо серьезно подойти к выбору произведений, чтобы заинтересовать учащихся литературой. Первое место в кругу чтения всех категорий читателей неизменно занимает современная литература. Если в средних классах это еще не так заметно, то старшеклассники в большей степени интересуются и читают современных авторов. Это связано с тем, что вступающим в жизнь школьникам важно найти ответы на интересующие их вопросы в произведениях, созданных в той духовной атмосфере, которой живут они сами. Здесь главной задачей учителя-словесника становится отбор и анализ современных произведений, представляющих самостоятельную художественную ценность в современном литературном процессе. Но
учитель сталкивается с тем, что программы по литературе дают примерный список произведений для самостоятельного чтения школьников, но при этом не предлагают конкретную систему уроков внеклассного чтения и методических рекомендаций по изучению современной прозы в школе, то есть в программно-методическом обеспечении курса литературы не отведено должного внимания этим урокам. Это обусловливает актуальность нашего исследования.
Обзор учебников и программ позволяет сделать вывод, что современная литература в школе представлена в основном именами Л. Петрушевской, В. Пелевина, Л. Улицкой, В. Маканина, Т. Толстой. На наш взгляд, не менее интересным для изучения является творчество современного пермского автора Алексея Викторовича Иванова (род. 1969). Произведения А. Иванова включены в программу по современной литературе для вузов. По его произведениям написано более сотни научных работ и 5 диссертаций. Романы переведены на сербский, голландский, французский и китайский языки. Его роман «Г еограф глобус пропил» - книга, достойная занять место в программе старших классов, потому что это качественная, высокохудожественная современная проза, актуальная для сегодняшней школы. Художественные достоинства книги отмечены такими критиками, литераторами, писателями как Галина Ребель, Галина Юзефович, Дмитрий Быков, Леонид Юзефович, Владимир Гуреев и другие.
Объектом нашего исследования является роман А.В. Иванова «Географ глобус пропил».
Предмет - изучение романа «Географ глобус пропил» на уроках внеклассного чтения в старшем звене.
В соответствии с вышеуказанным, целью данной работы стала попытка разработки методических рекомендации по изучению романа А. Иванова «Географ глобус пропил» на уроках внеклассного чтения в старших классах.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
4
1) изучить научную литературу, посвященную методологии проведения уроков внеклассного чтения;
2) раскрыть особенности подготовки и проведения уроков внеклассного чтения в старших классах;
3) рассмотреть аспекты изучения современной прозы в школе;
4) рассмотреть творчество А.В. Иванова в контексте современной русской литературы;
5) проанализировать проблематику романа и образ главного героя;
6) составить методические рекомендации по изучению романа в старших классах на уроках внеклассного чтения.
Практическая значимость данной работы состоит в возможности использования результатов исследования при подготовке уроков внеклассного чтения по русской литературе в старших классах; в разработке лекций по методике преподавания современной прозы в высших учебных заведениях. Также материал нашей работы может быть полезен при написании курсовых и дипломных работ, статей и докладов по схожей тематике.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обозначены актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, практическая значимость работы.
В первой главе «Уроки внеклассного чтения по литературе в школе» мы рассмотрели теоретические основы исследования. Основными понятиями стали: «внеклассное чтение» и «современная проза».
Во второй главе «Изучение романа А. Иванова «Географ глобус пропил» на уроках внеклассного чтения» нами рассмотрено творчество А.В. Иванова в контексте современной литературы, приведены методические рекомендации по изучению романа А. Иванова «Географ глобус пропил» на уроках внеклассного чтения в старших классах.
В заключении в соответствии с целью и задачами, обозначенными во введении, представлены основные результаты исследования, проведенного в выпускной квалификационной работе.
Библиографический список включает 47 наименований источников: учебные пособия, научные статьи, диссертации, образовательные программы и т.п.
Апробация работы. Основные положения дипломной работы нашли отражение в опубликованной статье, входящей в сборник РИНЦ:
Амирова З.Р. Средства и приемы создания образа учителя в романе Алексея Иванова «Географ глобус пропил» // Сборник материалов XXI Международной научно-практической конференции. Том 1(24 апреля 2017) / Научный редактор Палаткина С.В. - Москва: Олимп, 2017.- с. 27-30
Также был подготовлен доклад для выступления на ежегодной научно¬образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (16 - 17 апреля 2017 г.) по теме «Средства и приемы создания образа учителя в романе Алексея Иванова "Географ глобус пропил"»; разработан и проведен урок литературы в X классе «Проблема становления личности в произведении А.В. Иванова "Географ глобус пропил "».
Дипломная работа выполнена в соответствии с поставленными целями и задачами.
Комплексный анализ работ учёных-методистов, изучающих внеклассное чтение, позволил нам рассмотреть технологию и учебно-воспитательный потенциал уроков внеклассного чтения, раскрыть особенности подготовки и проведения уроков внеклассного чтения в старших классах. В своей работе мы рассмотрели аспекты изучения современной прозы в школе, в том числе творчества А. Иванова и привели методические рекомендации по изучению его романа «Географ глобус пропил» на уроках внеклассного чтения в старшем звене.
Одной из важнейших педагогических задач является формирование читательских интересов обучающихся. Её актуальность обусловлена исключительной, неуклонно возрастающей ролью речи в жизни человека, которая служит универсальным средством общения, мощным каналом интеллектуального, духовного становления личности, необходимым условием активности каждого человека. К сожалению, интерес к чтению в последние десятилетия заметно снижается. Причин этому множество: интернет и телевизионная зависимость, изменение жизненных ценностей, утрата традиций семейного чтения, частичное прекращение финансовой поддержки библиотек, отсутствие грамотной политики приобщения детей к чтению и т.д. В связи с этим уроки внеклассного чтения занимают одно из важнейших мест в работе учителя-словесника. Они способствуют развитию познавательной и речемыслительной деятельности, фантазии, кругозора; активизации творческих способностей обучающихся; удовлетворению их индивидуальных интересов.
Рассмотрение теоретико-методологической литературы позволило нам выявить следующие положения:
1. Важное место на уроках внеклассного чтения занимает отбор изучаемой литературы, которая должна соответствовать возрастным особенностям обучающихся; состоять из разнообразных по жанру и тематике произведений; представлять художественную ценность и иметь учебно¬воспитательный потенциал.
2. Типология уроков внеклассного чтения О.Ю. Богдановой включает «вступительные уроки», «уроки, посвященные анализу произведения» и «заключительные уроки».
3. Е.Л. Алексеева выделяет следующие формы нестандартных уроков внеклассного чтения: урок-сказка, урок-путешествие, урок-театр (спектакль, драматизация), урок-кроссворд, урок-загадка (викторина), урок-портрет, урок-конкурс (соревнование, эстафета, литературный ринг), урок-встреча (пресс-конференция, интервью), урок-КВН, урок в виде игры «Что? Где? Когда?»
4. Внеклассная работа должна иметь непрерывный характер. Этому способствуют такие мероприятия, как: пропаганда книг, беседа с обучающимися о прочитанных или читаемых книгах, массовые внеклассные мероприятия (викторины, КВН, литературные экскурсии и т.д.), учет и анализ учителем библиотечных формуляров обучающихся.
При изучении современной прозы на уроках внеклассного чтения в старшем звене учитель должен ознакомиться с примерными списками произведений современных авторов, предлагаемых методистами в программах и учебниках. После чего может выбрать для изучения произведения из данного списка или рекомендовать обучающимся для чтения те книжные новинки, которые обладают потенциалом воспитания эстетического вкуса и нравственности; соответствуют возрастным особенностям и интересам старшеклассников. Также изучение современной прозы на уроках внеклассного чтения в старшем звене целесообразно начинать с обзора современного литературного процесса (определения его хронологических рамок, обзора основных направлений и течений, характеристики круга поднимаемых проблем).
Анализ программ и учебников по русской литературе показал, что современная литература в школе представлена в основном именами Л. Петрушевской, В. Пелевина, Л. Улицкой, В. Маканина, Т. Толстой. Мы же в своей работе предлагаем для изучения в старших классах на уроках внеклассного чтения творчество пермского автора Алексея Викторовича Иванова (род. 1969). Его роман «Географ глобус пропил» - книга, достойная занять место в программе старших классов, потому что это качественная, высокохудожественная современная проза, актуальная для сегодняшней школы. Книга получила положительные отзывы таких критиков, литературоведов, писателей как Г алина Ребель, Г алина Юзефович, Дмитрий Быков, Леонид Юзевофич, Владимир Гуреев и другие. На изучение данного романа предлагаем отвести 2 часа. Темы будут сформулированы следующим образом: «Творчество А. Иванова в контексте современной литературы. Место романа «Географ глобус пропил» в творчестве А. Иванова» и «Проблематика романа. Образ учителя в романе». Первый урок будет посвящен знакомству с творчеством автора и его романом «Географ глобус пропил». Второй урок предусматривает анализ данного романа, а именно его проблематики и образа главного героя Виктора Служкина. В дипломной работе также предоставлены материалы, которые помогут учителю при создании конспектов к урокам.
Комплексный анализ работ учёных-методистов, изучающих внеклассное чтение, позволил нам рассмотреть технологию и учебно-воспитательный потенциал уроков внеклассного чтения, раскрыть особенности подготовки и проведения уроков внеклассного чтения в старших классах. В своей работе мы рассмотрели аспекты изучения современной прозы в школе, в том числе творчества А. Иванова и привели методические рекомендации по изучению его романа «Географ глобус пропил» на уроках внеклассного чтения в старшем звене.
Одной из важнейших педагогических задач является формирование читательских интересов обучающихся. Её актуальность обусловлена исключительной, неуклонно возрастающей ролью речи в жизни человека, которая служит универсальным средством общения, мощным каналом интеллектуального, духовного становления личности, необходимым условием активности каждого человека. К сожалению, интерес к чтению в последние десятилетия заметно снижается. Причин этому множество: интернет и телевизионная зависимость, изменение жизненных ценностей, утрата традиций семейного чтения, частичное прекращение финансовой поддержки библиотек, отсутствие грамотной политики приобщения детей к чтению и т.д. В связи с этим уроки внеклассного чтения занимают одно из важнейших мест в работе учителя-словесника. Они способствуют развитию познавательной и речемыслительной деятельности, фантазии, кругозора; активизации творческих способностей обучающихся; удовлетворению их индивидуальных интересов.
Рассмотрение теоретико-методологической литературы позволило нам выявить следующие положения:
1. Важное место на уроках внеклассного чтения занимает отбор изучаемой литературы, которая должна соответствовать возрастным особенностям обучающихся; состоять из разнообразных по жанру и тематике произведений; представлять художественную ценность и иметь учебно¬воспитательный потенциал.
2. Типология уроков внеклассного чтения О.Ю. Богдановой включает «вступительные уроки», «уроки, посвященные анализу произведения» и «заключительные уроки».
3. Е.Л. Алексеева выделяет следующие формы нестандартных уроков внеклассного чтения: урок-сказка, урок-путешествие, урок-театр (спектакль, драматизация), урок-кроссворд, урок-загадка (викторина), урок-портрет, урок-конкурс (соревнование, эстафета, литературный ринг), урок-встреча (пресс-конференция, интервью), урок-КВН, урок в виде игры «Что? Где? Когда?»
4. Внеклассная работа должна иметь непрерывный характер. Этому способствуют такие мероприятия, как: пропаганда книг, беседа с обучающимися о прочитанных или читаемых книгах, массовые внеклассные мероприятия (викторины, КВН, литературные экскурсии и т.д.), учет и анализ учителем библиотечных формуляров обучающихся.
При изучении современной прозы на уроках внеклассного чтения в старшем звене учитель должен ознакомиться с примерными списками произведений современных авторов, предлагаемых методистами в программах и учебниках. После чего может выбрать для изучения произведения из данного списка или рекомендовать обучающимся для чтения те книжные новинки, которые обладают потенциалом воспитания эстетического вкуса и нравственности; соответствуют возрастным особенностям и интересам старшеклассников. Также изучение современной прозы на уроках внеклассного чтения в старшем звене целесообразно начинать с обзора современного литературного процесса (определения его хронологических рамок, обзора основных направлений и течений, характеристики круга поднимаемых проблем).
Анализ программ и учебников по русской литературе показал, что современная литература в школе представлена в основном именами Л. Петрушевской, В. Пелевина, Л. Улицкой, В. Маканина, Т. Толстой. Мы же в своей работе предлагаем для изучения в старших классах на уроках внеклассного чтения творчество пермского автора Алексея Викторовича Иванова (род. 1969). Его роман «Географ глобус пропил» - книга, достойная занять место в программе старших классов, потому что это качественная, высокохудожественная современная проза, актуальная для сегодняшней школы. Книга получила положительные отзывы таких критиков, литературоведов, писателей как Г алина Ребель, Г алина Юзефович, Дмитрий Быков, Леонид Юзевофич, Владимир Гуреев и другие. На изучение данного романа предлагаем отвести 2 часа. Темы будут сформулированы следующим образом: «Творчество А. Иванова в контексте современной литературы. Место романа «Географ глобус пропил» в творчестве А. Иванова» и «Проблематика романа. Образ учителя в романе». Первый урок будет посвящен знакомству с творчеством автора и его романом «Географ глобус пропил». Второй урок предусматривает анализ данного романа, а именно его проблематики и образа главного героя Виктора Служкина. В дипломной работе также предоставлены материалы, которые помогут учителю при создании конспектов к урокам.
Подобные работы
- ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА А.В. ИВАНОВА «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ» НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В СТАРШЕМ ЗВЕНЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017



