Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА А.В. ИВАНОВА «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ» НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В СТАРШЕМ ЗВЕНЕ

Работа №76027

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы60
Год сдачи2016
Стоимость6150 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
352
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Уроки внеклассного чтения по литературе в школе 7
1.1. Технология и учебно-воспитательный потенциал уроков внеклассного
чтения 7
1.2. Изучение современной прозы на уроках внеклассного чтения в старших
классах 16
Глава 2. Изучение романа А. Иванова «Географ глобус пропил» на уроках внеклассного чтения 23
2.1. Творчество А. Иванова в контексте современной литературы 23
2.2. Проблематика романа А. Иванова «Географ глобус пропил» 30
2.3. Образ учителя в романе А. Иванова «Географ глобус пропил» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Приложение


Сегодня, в век информационных технологий, когда всё больше предпочтения дети отдают телевидению, компьютерным играм, времяпровождению в интернете, чтение отходит на второй план. Одним из важных направлений в работе учителя-словесника является преодоление данной проблемы. Учитель должен стремиться заинтересовать учащихся литературой, способствовать развитию читательской культуры, читательского опыта. В связи с этим внеклассное чтение занимает особое место в работе учителя литературы. Уроки внеклассного чтения активно воздействуют на развитие читательской самостоятельности обучающихся, способствуют формированию их читательских интересов, воображения, творческих способностей, навыков работы с книгой (умение читать, анализировать текст, выявлять свое отношение к прочитанному и другие), влияют на развитие эстетических, патриотических чувств учащихся, расширяют кругозор.
Изучением внеклассного чтения занимались Н.Н. Светловская, Х.Д. Алчевская, Н.А. Рубакин, А.П. Нечаев, Ц.П. Балталон, О.Ю. Богданова, И.С. Забарский и другие. В своих работах они говорят о том, что необходимо серьезно подойти к выбору произведений, чтобы заинтересовать учащихся литературой. Первое место в кругу чтения всех категорий читателей неизменно занимает современная литература. Если в средних классах это еще не так заметно, то старшеклассники в большей степени интересуются и читают современных авторов. Это связано с тем, что вступающим в жизнь школьникам важно найти ответы на интересующие их вопросы в произведениях, созданных в той духовной атмосфере, которой живут они сами. Здесь главной задачей учителя-словесника становится отбор и анализ современных произведений, представляющих самостоятельную художественную ценность в современном литературном процессе. Но
учитель сталкивается с тем, что программы по литературе дают примерный список произведений для самостоятельного чтения школьников, но при этом не предлагают конкретную систему уроков внеклассного чтения и методических рекомендаций по изучению современной прозы в школе, то есть в программно-методическом обеспечении курса литературы не отведено должного внимания этим урокам. Это обусловливает актуальность нашего исследования.
Обзор учебников и программ позволяет сделать вывод, что современная литература в школе представлена в основном именами Л. Петрушевской, В. Пелевина, Л. Улицкой, В. Маканина, Т. Толстой. На наш взгляд, не менее интересным для изучения является творчество современного пермского автора Алексея Викторовича Иванова (род. 1969). Произведения А. Иванова включены в программу по современной литературе для вузов. По его произведениям написано более сотни научных работ и 5 диссертаций. Романы переведены на сербский, голландский, французский и китайский языки. Его роман «Г еограф глобус пропил» - книга, достойная занять место в программе старших классов, потому что это качественная, высокохудожественная современная проза, актуальная для сегодняшней школы. Художественные достоинства книги отмечены такими критиками, литераторами, писателями как Галина Ребель, Галина Юзефович, Дмитрий Быков, Леонид Юзефович, Владимир Гуреев и другие.
Объектом нашего исследования является роман А.В. Иванова «Географ глобус пропил».
Предмет - изучение романа «Географ глобус пропил» на уроках внеклассного чтения в старшем звене.
В соответствии с вышеуказанным, целью данной работы стала попытка разработки методических рекомендации по изучению романа А. Иванова «Географ глобус пропил» на уроках внеклассного чтения в старших классах.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
4
1) изучить научную литературу, посвященную методологии проведения уроков внеклассного чтения;
2) раскрыть особенности подготовки и проведения уроков внеклассного чтения в старших классах;
3) рассмотреть аспекты изучения современной прозы в школе;
4) рассмотреть творчество А.В. Иванова в контексте современной русской литературы;
5) проанализировать проблематику романа и образ главного героя;
6) составить методические рекомендации по изучению романа в старших классах на уроках внеклассного чтения.
Практическая значимость данной работы состоит в возможности использования результатов исследования при подготовке уроков внеклассного чтения по русской литературе в старших классах; в разработке лекций по методике преподавания современной прозы в высших учебных заведениях. Также материал нашей работы может быть полезен при написании курсовых и дипломных работ, статей и докладов по схожей тематике.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обозначены актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, практическая значимость работы.
В первой главе «Уроки внеклассного чтения по литературе в школе» мы рассмотрели теоретические основы исследования. Основными понятиями стали: «внеклассное чтение» и «современная проза».
Во второй главе «Изучение романа А. Иванова «Географ глобус пропил» на уроках внеклассного чтения» нами рассмотрено творчество А.В. Иванова в контексте современной литературы, приведены методические рекомендации по изучению романа А. Иванова «Географ глобус пропил» на уроках внеклассного чтения в старших классах.
В заключении в соответствии с целью и задачами, обозначенными во введении, представлены основные результаты исследования, проведенного в выпускной квалификационной работе.
Библиографический список включает 47 наименований источников: учебные пособия, научные статьи, диссертации, образовательные программы и т.п.
Апробация работы. Основные положения дипломной работы нашли отражение в опубликованной статье, входящей в сборник РИНЦ:
Амирова З.Р. Средства и приемы создания образа учителя в романе Алексея Иванова «Географ глобус пропил» // Сборник материалов XXI Международной научно-практической конференции. Том 1(24 апреля 2017) / Научный редактор Палаткина С.В. - Москва: Олимп, 2017.- с. 27-30
Также был подготовлен доклад для выступления на ежегодной научно¬образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (16 - 17 апреля 2017 г.) по теме «Средства и приемы создания образа учителя в романе Алексея Иванова "Географ глобус пропил"»; разработан и проведен урок литературы в X классе «Проблема становления личности в произведении А.В. Иванова "Географ глобус пропил "».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дипломная работа выполнена в соответствии с поставленными целями и задачами.
Комплексный анализ работ учёных-методистов, изучающих внеклассное чтение, позволил нам рассмотреть технологию и учебно-воспитательный потенциал уроков внеклассного чтения, раскрыть особенности подготовки и проведения уроков внеклассного чтения в старших классах. В своей работе мы рассмотрели аспекты изучения современной прозы в школе, в том числе творчества А. Иванова и привели методические рекомендации по изучению его романа «Географ глобус пропил» на уроках внеклассного чтения в старшем звене.
Одной из важнейших педагогических задач является формирование читательских интересов обучающихся. Её актуальность обусловлена исключительной, неуклонно возрастающей ролью речи в жизни человека, которая служит универсальным средством общения, мощным каналом интеллектуального, духовного становления личности, необходимым условием активности каждого человека. К сожалению, интерес к чтению в последние десятилетия заметно снижается. Причин этому множество: интернет и телевизионная зависимость, изменение жизненных ценностей, утрата традиций семейного чтения, частичное прекращение финансовой поддержки библиотек, отсутствие грамотной политики приобщения детей к чтению и т.д. В связи с этим уроки внеклассного чтения занимают одно из важнейших мест в работе учителя-словесника. Они способствуют развитию познавательной и речемыслительной деятельности, фантазии, кругозора; активизации творческих способностей обучающихся; удовлетворению их индивидуальных интересов.
Рассмотрение теоретико-методологической литературы позволило нам выявить следующие положения:
1. Важное место на уроках внеклассного чтения занимает отбор изучаемой литературы, которая должна соответствовать возрастным особенностям обучающихся; состоять из разнообразных по жанру и тематике произведений; представлять художественную ценность и иметь учебно¬воспитательный потенциал.
2. Типология уроков внеклассного чтения О.Ю. Богдановой включает «вступительные уроки», «уроки, посвященные анализу произведения» и «заключительные уроки».
3. Е.Л. Алексеева выделяет следующие формы нестандартных уроков внеклассного чтения: урок-сказка, урок-путешествие, урок-театр (спектакль, драматизация), урок-кроссворд, урок-загадка (викторина), урок-портрет, урок-конкурс (соревнование, эстафета, литературный ринг), урок-встреча (пресс-конференция, интервью), урок-КВН, урок в виде игры «Что? Где? Когда?»
4. Внеклассная работа должна иметь непрерывный характер. Этому способствуют такие мероприятия, как: пропаганда книг, беседа с обучающимися о прочитанных или читаемых книгах, массовые внеклассные мероприятия (викторины, КВН, литературные экскурсии и т.д.), учет и анализ учителем библиотечных формуляров обучающихся.
При изучении современной прозы на уроках внеклассного чтения в старшем звене учитель должен ознакомиться с примерными списками произведений современных авторов, предлагаемых методистами в программах и учебниках. После чего может выбрать для изучения произведения из данного списка или рекомендовать обучающимся для чтения те книжные новинки, которые обладают потенциалом воспитания эстетического вкуса и нравственности; соответствуют возрастным особенностям и интересам старшеклассников. Также изучение современной прозы на уроках внеклассного чтения в старшем звене целесообразно начинать с обзора современного литературного процесса (определения его хронологических рамок, обзора основных направлений и течений, характеристики круга поднимаемых проблем).
Анализ программ и учебников по русской литературе показал, что современная литература в школе представлена в основном именами Л. Петрушевской, В. Пелевина, Л. Улицкой, В. Маканина, Т. Толстой. Мы же в своей работе предлагаем для изучения в старших классах на уроках внеклассного чтения творчество пермского автора Алексея Викторовича Иванова (род. 1969). Его роман «Географ глобус пропил» - книга, достойная занять место в программе старших классов, потому что это качественная, высокохудожественная современная проза, актуальная для сегодняшней школы. Книга получила положительные отзывы таких критиков, литературоведов, писателей как Г алина Ребель, Г алина Юзефович, Дмитрий Быков, Леонид Юзевофич, Владимир Гуреев и другие. На изучение данного романа предлагаем отвести 2 часа. Темы будут сформулированы следующим образом: «Творчество А. Иванова в контексте современной литературы. Место романа «Географ глобус пропил» в творчестве А. Иванова» и «Проблематика романа. Образ учителя в романе». Первый урок будет посвящен знакомству с творчеством автора и его романом «Географ глобус пропил». Второй урок предусматривает анализ данного романа, а именно его проблематики и образа главного героя Виктора Служкина. В дипломной работе также предоставлены материалы, которые помогут учителю при создании конспектов к урокам.



1. Агеносов В.В., Архангельский А.Н. Русская литература XIX-XX веков. 10-11 класс. Программа для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. - М.: Дрофа, 2007. - 48 с.
2. Алексеева Е.Л. Нестандартные формы проведения уроков внеклассного чтения // Начальная школа. - 2011. - №4. - С. 18-20.
3. Беляков С. Географ и его боги. [Электронный ресурс]. URL:
http://magazines.russ.ru/voplit/2010/2/be2.html (дата обращения:
13.06.2017).
4. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. 5-е изд. - М.: Академия, 2008. - 400 с.
5. Бодрова Н.А. Методика организации и проведения уроков
внеклассного чтения по литературе в старших классах средней школы: дис. на соискание ученой степени
канд. пед. наук. - Куйбышев, 1967. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/bux-uchet/metodika-organizacii-i-provedenija-urokov- vneklassnogo-chtenija-po-literature-v.html (дата обращения: 10.06.2017).
6. Галиев С.С. Функция мифологического в произведениях Дж.Р.Р.
Толкина и А.В. Иванова: дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук. - Москва, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/russkaja-literatura/funkcii-mifologicheskogo-v- proizvedenij ah-dzh-r-r-tolkina-i-a-v-ivanova. html (дата обращения:
13.06.2017).
7. Глембоцкая Я.О. Плохой и хороший человек: о Викторе Зилове и Викторе Служкине. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ivanproduction.ru/literoturovedenie/ploxoj-xoroshij-chelovek-o- viktore-zilove-i-viktore-sluzhkine.html (дата обращения: 13.06.2017).
8. Долгих Т.Д. Основные мотивы романа А. Иванова Географ глобус
пропил. [Электронный ресурс]. URL:
http: //www. ivanproduction.ru/literoturovedenie/osnovnyie-motivyi-romana- a.ivanova-geograf-globus-propil.html (дата обращения: 13.06.2017).
9. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе (IV¬VIII кл.). - М.: Просвещение, 1980. - 208 с.
10. Иванов А.В. Географ глобус пропил: роман. - М.: АСТ, 2015. - 443 с.
11. Когут К.С. Образ главного героя в романе Алексея Иванова Географ глобус пропил // Язык. Культура. Коммуникация: материалы V Международной научно-практической конференции. - Челябинск, 2010. - С. 99-101.
12. Кузнецов И.В. Мысли о «пропитом глобусе». [Электронный ресурс]. URL: http://www.sibuch.ru/node/93 (дата обращения: 13.06.2017).
13. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. 1950-е - 1990-е годы. В 2 т. Т. 2 (1968-1990). - М.: Академия, 2003. - 686 с.
14. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. 1950-е - 1990-е годы. В 2 т. Т. 1 (1953-1968). - М.: Академия, 2003. - 413 с.
15. Литература. 11 класс. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. В.В. Агеносова. - М.: Дрофа, 2009. - 491 с.
16. Литература. 11 класс. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. В.П. Журавлеева. - М.: Просвещение, 2012. - 399 с.
17. Литература. 11 класс. В 2 ч. Ч. 2 / под ред. В.В. Агеносова. - М.: Дрофа, 2009. - 512 с.
18. Литература. 11 класс. В 2 ч. Ч. 2 / под ред. В.П. Журавлеева. - М.: Просвещение, 2012. - 455 с.
19. Литература. 5-11 классы. Базовой уровень. 10-11 классы. Профильный уровень / под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010. - 256 с.
20. Литовская М.А. Литературная борьба за определение статуса территории: Ольга Славникова - Алексей Иванов // Литература Урала: проблема региональной идентичности и развитие художественной традиции: материалы Всероссийской науч. конф. - Екатеринбург: Изд- во Урал. ун-та, 2006. - С. 66-75.
21. Маранцман В.Г., Маранцман Е.К. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразоват. учрежд. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2011. - 415 с.
22. Маранцман В.Г., Маранцман Е.К. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразоват. учрежд. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2011. - 400 с
23. Методика преподавания литературы: пособие для студентов и преподавателей / под ред. О.Ю. Богдановой., В.Г. Маранцмана. - М.: Просвещение, 1995. - 302 с.
24. Мокрушина О.А. Проблема амбивалентного героя в романе А. Иванова Географ глобус пропил // Казанская наука. - 2014. - № 6. - С. 128-132.
25. Мокрушина О.А. Топос постсоветской школы в русской литературе рубежа XX-XXI веков: дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук. - Пермь, 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psu.ru/files/docs/science/dissertatsionnye- sovety/mokrushina/mokrushina.pdf (дата обращения: 13.06.2017).
26. Московина Е.А. Мотивы русской классической литературы в романе А. Иванова Географ глобус пропил // Культура и текст. - 2014. - № 13. - С. 60-75.
27. Нестурх Я.Г. Уроки внеклассного чтения. - М.: Просвещение, 1980. - 128 с.
28. Никольский Е.В. Проблема героя времени в романе Алексея Иванова Географ глобус пропил. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-geroya-vremeni-v-romane- alekseya-ivanova-geograf-globus-propil (дата обращения: 13.06.2017).
29. Подлесных А.С. Геопоэтика Алексея Ивановав контексте прозы об
Урале: дис. на соискание ученой степени
канд. филол. наук. - Пермь, 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/1585/1/urgu0536s.pdf (дата обращения: 13.06.2017).
30. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования».
31. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - М.: Русское слово, 2010. - 200 с.
32. Распутин В.Г. Уроки французского. - М.: Эксмо, 2013. - 224 с.
33. Ребель Г.М. Уроки географа. [Электронный ресурс]. URL:
http: //www. ivanproduction.ru/literoturovedenie/uroki-geografa. html (дата обращения 13.06.2017).
34. Ребель Г.М. Художественно-идеологические тенденции в творчестве Алексея Иванова // Литература Урала: локальные тексты и типы региональных нарративов: материалы Всероссийской науч. конф. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. - С. 489-496.
35. Ребель Г.М. Явление географа, или живая вода романов Алексея
Иванова. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.ivanproduction.ru/literoturovedenie/yavlenie-geografa-ili- zhivaya-voda-romanov-alekseya-ivanova.html (дата обращения
13.06.2017).
36. Ребель Г.М. Явление географа: роман Алексея Иванова Географ глобус пропил. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ivanproduction.ru/literoturovedenie/yavlenie-geografa-roman-
alekseya-ivanova-geograf-globus-propil.html (дата обращения:
13.06.2017).
37. Рубакин Н.А. Избранное. В 2 т. Т. 2. - М.: Книга, 1975. - 315 с.
38. Садомова Т.В. Пейзаж и его функции в романе А. Иванова Географ глобус пропил // Филология и литературоведение. - 2012. - № 10. [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2012/11/357 (дата обращения: 13.06.2017).
39. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
40. Соболь В. Пока он придет // Звезда. - 2006. - № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=453 (дата обращения: 13.06.2017).
41. Современная русская литература конца XX - начала XXI века: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. С.И. Тиминой. - М.: Академия, 2011. - 384 с.
42. Соловьева Л.В. Русская проза рубежа тысячелетия. - Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2006. - 100 с.
43. Сысоева О.А. Жанровая специфика романа Алексея Иванова Географ
глобус пропил. [Электронный ресурс]. URL:
http://scjournal.ru/articles/issn_1997-2911_2014_2-2_50.pdf (дата
обращения: 12.06.2017).
44. Тимина С.И. Современный литературный процесс (1990-е годы). - СПб, 2002.
45. Черняк М.А. Школьные годы чудесные, или диагноз будущего в прозе
XXI века. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnye-gody-chudesnye-ili-diagnoz- buduschego-v-proze-xxi-veka (дата обращения: 13.06.2017).
46. [Электронный ресурс]. URL: http://ivanproduction.ru/ob-avtore.html (дата обращения: 14.06.2017).
47. [Электронный ресурс]. URL:
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2004/5/kron9-pr.html (дата обращения: 14.06.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ