ВВЕДЕНИЕ 3
Глава! ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Историография и современное состояние проблемы 19
1.2. Методологические подходы к осмыслению художественно¬творческих возможностей 38
1.3. Особенности воздействия искусств на развитие потенциальных возможностей учителя 66
1.4. Художественно-творческие возможности учителя школы 90
Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Учебно-воспитательная работа вуза по развитию художественно-творческих возможностей 118
2.2. Развитие качественных характеристик учителя школы 140
2.3. Психолого-педагогические условия развития художественно¬творческих возможностей учителя 170
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 182
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 188
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 192
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глубокие изменения последнего десятилетия в социальной, экономической и политической жизни страны оказали большое влияние на процессы в образовательной сфере школы и вуза. Резким изменениям подверглись ценностные ориентации студентов, их умонастроения, мотивы получения образования, отношение к окружающему миру, судьбе России и своему призванию.
Разработка новых технологических процессов педагогической науки, совершенствование системы управления социокультурной средой образования, в настоящее время требуют глубокого осмысления вопросов воспитания и обучения специалистов нового века, выявления и использования в многообразных направлениях механизмов формирования его профессиональных качеств, творческих возможностей и способностей. Между тем, развитие художественно¬творческих возможностей выступает как фундаментальная проблема совокупности гуманитарных наук, «человековедения», концентрирующая интересы философии и экономической науки, кибернетики, истории и психологии, генетики и физиологии, эргономики, рассматриваемые как результат и условие прогрессивного движения современного общества. Между тем, анализ подготовки педагогических кадров в условиях высшего образования показывает, что культурно-образовательная среда не способствует целостному художественно¬творческому развитию учителя. В силу сложности, многоаспектное™ и недостаточной разработанности проблемы, ограничимся ее музыкально-эстетической составляющей.
Проблема потенциальных возможностей человека затрагивается в порядке общей постановки вопроса [340; 337; 236].
Понятие же художественно-творческих возможностей связано с разными направлениями и сферами деятельности (производственным, научным, художественным, социального творчества и др.), в каждом из которых реализуется не¬которая система характеристик человека, находящихся в сложном процессе взаимодействия. С точки зрения методологии рассмотрения «богатства человеческой природы» /К.Маркс/ наше внимание привлекают: возможности развития человечества, покоящиеся на природных предпосылках и имеющие общественный характер; богатство человеческой природы, которое исторично и развивается вместе с развитием общества. Способности и возможности человека, вы¬ступают как часть производительных сил, как самоцель и смысл его жизни. Следовательно, творческие потенциальные возможности проявляются в определенных общественно-экономических условиях, связанные с диалектическим пониманием творчества как деятельности человека, преобразующей мир в соответствии с целями и потребностями.
Художественно-творческие возможности есть способность и готовность человека к созидательному труду, при наличии определенных условий творческой деятельности. Под творческими возможностями нами понимается конкретный уровень вероятности осуществления интеллектуальных, эмоциональных, волевых, физических возможностей, практических умений и навыков, определяемых общественно-экономическими и культурно-историческими условиями сферы деятельности данной личности. В этой связи, кроме прочих задач, стоящих перед современной школой, основными для нашего исследования являются: значительное повышение качества подготовки учительских кадров, владеющих современными знаниями, набором умений и навыков практической работы высокого качества психолого-педагогического обучения, улучшения содержательного характера практики, расширенного преподавания эстетики, этики и других предметов. Курс «Художественно-эстетическая культура учителя» [320], использованный в разработке учебного материала, нацелен на необходимость развития художественно-творческих возможностей учителя, его чувственно-эмоциональной сферы, здоровых художественных вкусов, умений правильно понимать и ценить произведения искусств, красоту и богатство родной природы. Целенаправленное использование, в этих целях, возможностей учебных предметов (истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики и др.) имеет большую познавательную и воспитательную ценность. Требования максимальной интенсификации учебного процесса школы, применительно к эстетическому воспитанию учащихся, означают комплексное решение задач развития у детей музыкального слуха, обучение их музыкальной грамоте, выработку навыков слушания музыки и исполнения хоровых произведений, воспитание любви к музыкальному искусству, потребности в эстетических переживаниях от общения с ним.
Между тем, в печати и дискуссиях, по решению конкретных задач содержания и методики эстетического воспитания, все настойчивее выдвигаются требования повышения уровня музыкально-эстетического развития детей, что, безусловно, связано с проблемой решительного улучшения профессиональной подготовки учителей, способных воспитать у школьников музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
Исследование проблемы развития художественно-творческих возможностей учителя отражает поиск, нахождение путей и средств совершенствования учебно-воспитательного процесса, гуманистическая направленность которого выражает природу педагогической деятельности и в третьем тысячелетии становится приоритетной. Однако широкое распространение в молодежной среде «массовой» культуры и популярной музыки указывают на необходимость воспитания у подрастающего поколения гуманистических, нравственно¬эстетических и культурных ценностей. Сегодня весьма важным представляется совершенствование содержания и технологии образования, усиления культурной составляющей посредством активного внедрения культуроведческих наук, художественных искусств в образовательный процесс подготовки. В изучении вопросов эстетического обучения и воспитания специалиста средствами искусств музыкально-эстетическая его культура определяется как интегративная модель личностно-качественных характеристик, художественная по содержанию, целям и задачам, форме, средствам и способам формирования культуроведческих знаний и умений, как неотъемлемая часть общей и профессионально¬педагогической культуры.
Определение путей совершенствования профессиональной подготовки и выявление педагогических условий находит решение в применении методологии системного подхода, основанного: на концептуальных положениях философской, психолого-педагогической наук о сущности, структуре, динамике художественно-творческого развития личности, ее духовного бытия в социуме; установках общей, музыкальной педагогики и психологии о значимости, творческих способностей с учетом специфики музыкально-эстетической деятельности; на исследованиях в области гуманизации учебно-воспитательного процесса, педагогического взаимодействия диалогового общения и проблемного обучения специалиста. Нами установлено, что эффективность обучения студентов, по разработанной программе «Музыкально-эстетического воспитания», зависит
не столько от каких-либо специальных воздействий, сколько от организации учебного процесса и подготовки учителя в целом. Сложные взаимосвязи и взаимозависимости характеристик исследуемого явления предопределили специфику средств, методов и приемов экспериментального обучения и послужили основанием теоретического освещения педагогических условий. При этом обнаружено, что взаимодействие и взаимозависимость видов деятельности, средств, методов и приемов в их единстве является основополагающим в разработке теории и практики развития художественно-творческих возможностей учителя.
Педагогическое руководство музыкально-эстетическим воспитанием рассматривается как управление единством сфер деятельности обучающихся, обеспечивающее благоприятную среду реализации педагогических условий, каждое из которых проявляется в тесной связи с другими, усиливая значение любого из них, и понимаемой нами как причинно-детерминированная согласованность. Художественно-творческое развитие специалиста предопределено формой, содержанием и методикой обучения, результаты которого показали возможность реализации ряда психолого-педагогических условий, основными из которых являются:
1 .Проектирование процесса обучения направлено на стимулирование раз¬вития личностной (субъектной) позиции студента посредством системного, рефлексивно-деятельностного и индивидуально-творческого подходов в обучении, использования механизмов роста данного явления и внесения необходимых коррективов в получение позитивных его результатов.
2. Активизация интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой структур целостной личности ориентирована на создание творческих ситуаций в занятиях, способствующих развитию музыкальных способностей, специальных умений.
I. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразова¬тельной школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1983. - 122с.
^ 2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе выс¬
шего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1989. - 139с.
3. Абульханова-Славская К.Д. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 257с.
4. Абульханова-Славская К.Д. Стратегия жизни. - М., 1991. - 303с.
5. Амонашвили Ш.А. Педагогика сотрудничества: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1968. - 335с.
I
6. Амус В. Вопросы теории и истории эстетики. - М., 1968.
7. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и контрастность воспри¬ятия. - М.: Просвещение, 1968. - 335с.
8. Ананьев Б.Г. К психологии студенческого возраста. //Современные психо-педагогические проблемы высшей школы. /Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В.Кузьминой. - Л.: ЛГУ, 1974. - С. 3 - 15.
9. Ананьев Б.Г. Человек и общество. //Проблемы интеллектуального и куль- турного развития студенчества. /Под ред. Б.Г. Ананьева. - М., 1973. - 184с.
10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Ленинградский ун-т, 1968.-339с.
II. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1997. - С. 368, 369.
12. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань: Изд-во КУ, 1968. - Книга 1. - 568с.; Книга 2. - 320с.
13. Андреева И.Н. Философия и история образования. - М., 1999. - 192с.
14. Андриевский И.С. Научные основы педагогики. - Киев, 1983. - 205с.
15. Андриади И.П. Авторитет учителя и процесс его становления. - М.: МПГУ, 1997.-264с.
16. Анохин П.К. Системный механизм высшей нервной деятельности. - М.: Наука, 1979. - 454с.
ПГ'
193
17. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль, 1988.-253с.
18. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное по¬собие для студентов пединститутов. - М.: Просвещение, 1983. - 224с.
19. Арановский М.Г. Что такое программная музыка? - М.: Музгиз,1962. - 119с.
20. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. - М.: Наука, 1977,- 184с.
21. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 1980. — 368с.
22. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образова¬нии. - М. - JI.: Музыка, 1965. - 152с.
23. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: МГУ, 1990. - 367с.
24. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1977. -256с.
25. Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. - Минск: Наука и техника,
1985. - 184с.
26. Баранов С.П. Принципы обучения. - М.: МГПИ, 1975. - 93с.
27. Баренбойм JI.A. Путь к музицированию. - JL: Сов. композитор, 1979.—352с.
28. Баренбойм JI.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - JL: Музы¬ка, 1974. - 336с.
29. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. Личностный под¬ход.— М.: Знание, 1985. - 64с.
30. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества - М.: Правда, 1989. - 607с.
31. Бернс Р. Развитие «Я» - концепции и воспитание. /Пер. с англ. - М.: Про¬гресс, 1986. - 317с.
32. Бернс Х.В. Стандарты в высшем образовании. //Суд над системой образо¬вания: Стратегия на будущее. /Под. ред. У.Д. Джонстона. - М.: Педагоги¬ка, 1991.-С. 75-99.
194
33. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.- 192с.
34. Библер B.C. Мышление как творчество. - М.: Политиздат, 1975. - 399с.
35. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. //Философские размышления о жизненных проблемах. - М., 1990. - 287с.
36. Бим-Бад Б.М. Антропологическое обоснование теории и практики совре¬менного образования. - М.: РОУ, 1994. - 36с.
37. Биркенгоф A.JI. Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио. - М.: Музыка, 1979. - 85с.
38. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности. - М.: Просвещение, 1964- 103с.
39. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т. /Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979.-Т.1. - 304с.
40. Блудова В. Природа и структура художественного восприятия. //Эстетиче¬ские очерки. Вып. 4. - М.: Музыка, 1977. - С. 114 - 152.
41. Богомолова JI.B., Голубева Т.П. Подростковая культура. //Проблемы эсте-тического воспитания подростков. - М.: Новая школа, 1994. - С. 3-37.
42. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчест¬ва. - Ростов-на Дону, 1983.- 135с.
43. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.Н. Психология усвоения знаний в шко¬ле. - М., 1960.-347с.
44. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983. - 272с.
45. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - Воронеж: НПО «Мо- дек», 1995.-С. 5-352.
46. Борев Ю.Б. Введение в эстетику. - М.: Советский художник, 1965. - 328с.
47. Бочкарёв Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания. - Киев, 1980.- 117с.
48. Бражников М.В. Статьи о древнерусской музыке. - Л.: Музыка, 1975.- 120с.
195
49. Брунер Дж. Процесс обучения. /Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1977. - 412с.
50. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. - М.: Мысль, 1979- 230с.
51. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: Ин¬ститут практической психологии. - Воронеж: НПО «Модекс», 1996.-392с.
52. Буева Л.П. Человек и общение. - М., 1978. - 216с.
53. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образова¬ния. // Педагогика. - 1997. - № 3 - С. 15-19.
54. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка - Л.: Художник, 1977. - 296с.
55. Ванслов В.В. Музыка как отражение действительности. - М.: Музгиз, 1953.- 197с.
56. Ванслов В.В. Об отражении действительности в музыке. - М.: Музгиз, 1963.-236с.
57. Ванслов В.В. Проблема прекрасного. - М.: Политиздат, 1957. - 264с.
58. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. - М.: МГУ, 1980. - 192с.
59. Васильев К.И. Проблемы и перспективы современного высшего образова¬ния. - Воронеж: ВГУ, 1977. - 123с.
60. Вейт М.А., Черевко И.М. Групповое взаимодействие в учебно-воспита- тельном процессе. - М.: Прометей, 1997. - 157с.
61. Вейт М.А., Оганянц Б.Г. Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса в высшей школе. — Липецк, 1990. — 206с.
62. Верб М.А. Эстетическое воспитание старшеклассников: Методическое пособие. - Л., 1970. - 152с.