Введение 3
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ИНВАЛИДОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КИТАЯ 7
1.1. Характеристика инвалидности в Китае и ситуации в области помощи
инвалидам 7
1.2. Законодательство Китая об инвалидах 20
Глава 2. ПОМОЩЬ ИНВАЛИДАМ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ 36
2.1. Характеристики современного гражданского общества
и общественные организации Китая 36
2.2. Эмпирическое исследование «Особенности организации помощи
инвалидам в государственных учреждениях и общественных организациях Пекина (КНР)»
Заключение 66
Список литературы 69
Приложения
На протяжении последних пяти лет наблюдается увеличение численности инвалидов в Китае. Так, на май 2016 года было зарегистрировано 33,7 млн инвалидов, что на 28,5 млн больше, чем на тот же период 2015 года.
По проведенным в 2016 году исследованиям, в современном Китае экологический кризис существенно ухудшил уровень жизни населения, негативно сказался на здоровье .
Помощь такой категории граждан, как инвалиды, является важным стратегическим направлением в социальной политике КНР с 90-х годов ХХ века. Организация деятельности государственных социальных учреждений для инвалидов в Пекине имеет ряд особенностей.
Практический опыт в сфере работы с инвалидами характеризуется тем, что в 1998 году государство специально разработало «План помощи малообеспеченным гражданам-инвалидам», в котором, опираясь на достижения работы в прошлом, были поставлены новые стратегические цели и разработаны рациональные методы их достижения. Поддержка инвалидов оказывается как на национальном, так и на региональных уровнях.
Поскольку финансирование осуществляется на уровне региона, муниципальные органы власти оказывают обязательную поддержку инвалидам и создают все возможности для занятий досуговой деятельностью.
Особенностью деятельности государственных учреждений для инвалидов является поддержка, которую они получают от крупных и средних городов и коммерческих предприятий, которые, в свою очередь, осуществляют различные коммуникации, логистику и организацию условий жизнедеятельности для инвалидов. Политика китайского правительства в регулировании положения инвалидов заключается в создании условий и гарантий для их достойного существования инвалидов.
В решении проблем данной категории населения участвуют и представители общественных организаций. Их деятельность находится под контролем государства для достижения наилучших результатов . Необходимость изучения сектора некоммерческих общественных организаций для инвалидов в Китае характеризуется недостаточностью информации о работе и роли НКО в судьбе инвалидов. Очевидным фактом является то, что при растущем спросе на услуги помощи инвалидам развитие некоммерческого сектора способствовало бы уменьшению нагрузки на государственный сектор.
Объект — инвалиды в Китайской Народной Республике.
Предмет — организация помощи инвалидам в государственных и общественных организациях Китайской Народной Республики.
Цель — проанализировать особенности организации помощи инвалидам в Китайской Народной Республике.
Задачи:
— проанализировать законодательство КНР об инвалидах;
— выявить особенности организации помощи инвалидам в КНР;
— анализ результатов эмпирического исследования по определению специфики помощи инвалидам.
Эмпирическое исследование проведено в период с ноября 2016 года по март 2017 с целью выявить и проанализировать формы помощи инвалидам в государственных учреждениях и общественных организациях Пекина.
На первом этапе (20 ноября — 11 декабря 2016) проводился анализ ресурсов интернета.
На втором этапе (20 февраля — 6 марта 2017) проводилось включенное наблюдение, экспертное интервью с руководителями и специалистами государственных учреждений района Шитин города Пекина, а также фотофиксация доступности для инвалидов транспорта и культурно-досуговых учреждений в Пекине.
В ходе исследования необходимо было решить следующие задачи:
— проанализировать формы помощи инвалидам в государственных учреждениях в районе Шитин города Пекина;
— выявить направления деятельности по оказанию помощи инвалидам в общественных организациях Пекина;
— проанализировать сформированность доступной среды для инвалидов в Пекине (включая транспорт, учреждения культуры).
Объект исследования: государственные учреждения административного рай-она Шитин и общественные организации Пекина, оказывающие помощь инвалидам.
Предмет исследования: особенности организации помощи инвалидам в государственных учреждениях и НКО Пекина.
Гипотеза исследования: основную нагрузку по оказанию помощи инвалидам несут государственные учреждения Пекина. НКО сосредоточены на оказании форм помощи, связанные с индивидуальной психологической поддержкой.
Методы исследования
1. Метод включенного наблюдения. Для того чтобы проанализировать формы помощи инвалидам в государственных учреждениях в районе Шитин города Пекина, осуществлено включенное наблюдение с элементами фотофиксации. В ходе посещения двух государственных учреждений Пекина (учреждение Пинг Гоу Юань), учреждение Чинь Динг) велся дневник наблюдения, осуществлялась фотофиксация мероприятий, проводившихся социальными работниками с инвалидами в момент посещения исследователем учреждения.
Наблюдение с элементами фотофиксации использовалось также для выявления характеристик доступности транспорта и культурно-досуговых учреждений для инвалидов в Пекине.
2. Тематическая беседа. С целью анализа особенностей организации и степени удовлетворенности клиентов при оказании помощи были проведены две тематические беседы с руководителями государственных учреждений района Шитин (учреждение Пинг Гоу Юань; учреждение Чинь Динг). Проводились они в личных кабинетах, вопросы и ответы фиксировались в форме кратких заметок на бумажном носителе. Беседы не носили четко структурированного характера, содержание вопросов определялось необходимостью получения дополнительной информации к материалам наблюдений и фотофиксации организации работы учреждения.
3. Анализ документов. Чтобы выявить направления деятельности по оказанию помощи инвалидам, изучались текстовые и фотоматериалы, размещенные на сайтах общественных организаций и органов исполнительной власти Пекина; характеризующие формы помощи и направления работы с данной группой клиентов.
Эмпирическая база
В районе Шитин действуют восемь государственных учреждений, которые располагаются на восьми проспектах. Из числа этих учреждений по принципу инновационности форм помощи инвалидам отобраны учреждения:
1. Учреждение Пинг Гоу Юань для инвалидов в районе Шитин.
2. Учреждение Чинь Динг для инвалидов в районе Шитин.
Для анализа были выбраны сайты НКО и органов исполнительной власти Пекина. Среди них сайты трех общественных организаций Пекина:
— Пекинской федерации инвалидов (http://www.cdpf.org.cn/);
— Пекинского фонда инвалидов (http://www.bfdp.org.cn/jjh/index.html);
— Ассоциации инвалидов района Шитин в Пекине (http://www.guanfang123.com/website/41617.html).
Критериями отбора являлись работа на высоком уровне и размер организации (количество клиентов, с которыми работают в организации).
Также в выборку вошли сайты двух органов исполнительной власти Пекина:
— Пекинского правительства (http://www.beijing.gov.cn/);
— Комитета инвалидов мэрии Пекина (http://www.bdpf.org.cn/).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
На сегодняшний день помощь инвалидам является неотъемлемой частью реализации социальной политики Китайской Народной Республики. Государство заботится и проявляет внимание к инвалидам, признает их право на социальное обслуживание и трудовую деятельность на благо общества в соответствии с их возможностями. В Китае существует коллективная ответственность органов власти, предприятий, общин и семьи перед лицом с ограничениями здоровья. Особенностью деятельности государственных организаций в области адаптации инвалидов является субсидирование, которое они получают от субъектов среднего и малого предпринимательства. Тем самым следует говорить о комплексной общественной поддержке инвалидов в Китае.
В ходе выполнения исследования в рамках магистерской диссертации была достигнута основная цель и в соответствии с поставленной целью, были решены следующие задачи.
В частности, было проанализировано законодательство КНР об инвалидах. Важнейшими законодательными актами в области поддержки инвалидов в Китае являются Закон «О социальном обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» и Закон «О социальной защите инвалидов в Китайской Народной Республике» регламентирующие права и обязанности инвалидов, а также ответственность государства, некоммерческого сектора и бизнес-структур. Также, в целях содействия трудоустройству инвалидов и защиты их права на труд в Китае приняты Закон о защите инвалидов и Положение о трудоустройстве инвалидов. В соответствии с правилами о пропорциональном устройстве инвалидов, каждое предприятие или учреждение обязано трудоустраивать определенное количество инвалидов в зависимости от общей численности работников. Инвалиды в Китае охвачены различными видами страхования, например, в таких случаях, как рождение ребенка, достижение старости, заболевание, увечье, потеря работы, смерть и так далее.
Основными особенностями организации помощи инвалидам в КНР как про-демонстрировало исследование, являются межведомственный подход к решению проблем инвалидов. Деятельность общественных организаций находится под контролем государства, что является особенность гражданского общества в Китае. Вся социальная поддержка инвалидам подведомственна Комитету инвалидов мэрии Пекина. 16 административным районам Пекина соответствуют 133 проспекта, к каждому из которых относится учреждение социального обслуживания для инвалидов.
В результате проведённого эмпирического исследования были получены следующие результаты.
Предоставление социального обслуживания инвалидам в Китае государственными учреждениями чётко регламентировано и проводится по разработанному плану с перечнем социальных услуг, направленных на социализацию личности инвалида и адаптация в общественной среде. Наблюдение в социальном учреждении Пинг Гоу Юань показало, что клиентам оказываются образовательные (компьютерные курсы), социально-бытовые (обучение навыкам самообслуживания) и социокультурные услуги (настольные игры). Особенность социальной помощи инвалидам в данном учреждение заключается в использовании индивидуального подхода, направленного на активизацию личностного потенциала клиента, результатом которого является полное или частичное восстановление способности инвалида к общественной, профессиональной и бытовой деятельности.
В рамках экспертного интервью с руководителями учреждений было выявлено несколько инфраструктурных барьеров оказания помощи, один из которых недостаток рабочих мест вследствие расширенных социальных гарантий специалистам по социальной работе в Китае наблюдается полное заполнение данной вакансии, второй барьер — ограничение числа мест в учреждениях при большом количестве желающих посещать их.
Анализ электронных ресурсов выявил основные направления социальной помощи лицам с ограниченными возможностями: защита прав и интересов инвалидов, содействие в реализации законодательно регламентированных прав, оказание медицинской, психологической и социальной помощи, улучшение условий проживания, организация досуговый деятельности и содействие в трудоустройстве.
Касательно организации «доступной среды» в Китае, в частности в столице КНР — Пекине, можно выявить серьёзное совершенствование и оснащение новыми технологиями реабилитационных средств транспортной системы (наземный транспорт, метро, аэропорт) и учреждений массовой культуры и досуга (парков, музеев). Данный факт подтверждается наличием специальных обозначений, информационных указателей движения, выделение специальной полосы движения для лиц с ограничениями по зрению, установкой специального оборудования и технических средств в местах общего пользования, учет возможностей инвалидов при оснащении высоты рабочих поверхностей (информационных стоек, телефонной связи).
Таким образом, существующая система социальной помощи инвалидам включает различные субъекты реализации (государство, НКО, коммерческий сектор, общественность). Развитие системы социального обслуживание инвалидов направлено по экстенсивному и интенсивному типу, тем не менее, в настоящий момент, выявляется недостаток ресурсов (численность штата, мест для посещения) для охвата социальными услугами постоянно растущую численность инвалидов в Китае. Государственные органы власти постепенно развивают систему социальной ответственности, также происходит перераспределение инфраструктурной нагрузки учреждений государственного социального обслуживания инвалидов на негосударственный сектор. В целом, видны позитивные результаты государственной политики Китая по развитию системы социальной помощи инвалидам: на законодательном уровне принимаются новые законы, обеспечивающие соблюдение прав инвалидов и принятия их как полноценных членов общества, на инфраструктурном уровне — развивается система «доступной среды», на общественном уровне — формируется толерантное отношение общества к проблемам инвалидности.
1. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 24.11.1995. № 181-ФЗ: (ред. от 29.06.2015) ст. 3 // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 02.03.2017).
2. Организация Объединенных Наций. Декларации. Декларация о правах инвалидов [Электронный ресурс]: декларация : [принята и провозглашена резолюцией № 258-А (II) Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1971 г., ратифицирована Российской Федерацией 10 мая 1998 г.] // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 02.03.2017).
3. Белолюбская Г. С. Некоммерческий сектор как основа развития гражданского общества Российской Федерации в контексте международного опыта: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Якутск, 2010. 25 с.
4. Ван Хичжу. Социальная поддержка инвалидов в Китае: современное состояние, проблемы, перспективы. Пекин, 2009.
5. Врублевский Г. А. Современная вероисповедная политика в Китайской Народ-ной Республике: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2001. 25 с.
6. Ганшин В. Г. Китай и его соседи: на пути к гражданскому обществу: особенности и закономерности формирования основ гражданского общества в Китае и некоторых странах АТР. М.: ИДВ, 2004. 355 с.
7. Ганшин В. Г. Роль интернета в процессе формирования гражданского общества в КНР — Проблемы Дальнего Востока. М., 2010.
8. Ганшин В.Г. Социальное правовое государство как институциональная ценность мирового культурного развития. М., 2009.
9. Гудрун С. Торгейрсдоттир. История формирования гражданского общества в Китае, России и странах Центральной Азии в Новейшее время. Сравнительный анализ: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2007. 19 с.
10. Дамбаева Д. Р. Социальная работа в Китае // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: программа международной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 2013.
11. Кепин Ю. Рыночная экономика и развитие гражданского общества в Китае / под ред. Н.Г.Скворцова, Ю.Кепина. СПб., 2004.
12. Ма Хон Роуд. Социальная работа с инвалидами в Китае: учеб. пособие. Пекин, 2010.
13. Рахманов А.И. Гражданское общество в Китае. Развитие. Проблемы. М., 2011.
14. Сян Голань. От «вассальной» культуры к «гражданской культуре»: проблемы становления гражданского самосознания Китая. СПб., 2007.
15. Хэ Цзэнке. Управление, умение управлять и политические развития Китая. Пекин, 2011.
16. Ян И. Социальная защита инвалидов в Китае. Пекин, 2013.
17. China Disabled Persons Federation. Статистический бюллетень о социальном обслуживании 2016 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdpf.org.cn/(да¬та обращения: 02.03.2017).
18. Bai, Y. H. and Wu, Z. Z. Social Welfare. Beijing: Chinese Social Sciences Press. 1996.
19. Beijing Civil Affairs Bureau 83 privately owned welfare homes got 518.6 million
funding from the local government. Retrieved Oct. 28, 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://www.bjpopss.gov.cn/bjpssweb/n11682c51.aspx (дата обращения:
20.04.2017).
20. Beijing environmental monitoring center. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.bjshjjc.com/(дата обращения: 26.02.2017).
21. Beijing Foundation for Disabled Persons. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.bfdp.org.cn/jjh/index.html(дата обращения: 28.03.2017).
22. Chen, H. P. Research on Children Education in Family of Their Parents' being Imprisoned, in: Journal of Fujian Normal University, 2, 2005. 51 p.
23. Cheng, H. J. Social Welfare for special disable people in China. Beijing: Social Press of China. 2003. 256 p.
24. Cheung, J. China in Post Deng Era. Hong Kong: Chinese University of Hong Kong Press, 1998. 616 p.
25. China Disabled Persons Federation. Статистический бюллетень о социальном обслуживании 2016 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdpf.org.cn/(да¬та обращения: 02.03.2017).
26. Gao, Y. H. and Yang, H. Implications for psychological counseling for orphans, in: Journal of Liaoning Normal College, 2007. 58 p.
27. Guo, S. T. and Lin, C. B. The unbalanced China: the past, present and future of urbanization of rural areas. Shijiazhuang: Hebei People’s Press, 1990. 98 p.
28. Huang, C. P and Yang, S. Y. 2007: Constructing a helping model for AIDS orphans, in: Chinese Social Brief, 8, 2007. P. X.
29. Human Rights Watch Death by Default: A Policy of Fatal Neglect in China’s State Orphanages, in: Press Release, January 7. New York: Human Rights Watch.
30. International Federation of Social Workers: Mission Statement. Retrieved online, October 28, 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifsw.org(дата обращения: 20.04.2017).
31. Johnson, K. The Politics of the Revival of Infant Abandonment in China, with Special Reference to Hunan, in: Population and Development Review, 1, 2006, pp. 77-98.
32. Johnson, K., Huang, B. and Wang, L. 1998: Infant Abandonment and Adoption in China, in: Population and Development Review, 3, pp. 469-510.
33. Law on the Protection of Persons with Disabilities, Article 2, China Disabled
Person’s Federation, April 10, 2015 at [Электронный ресурс]. URL:
http://www.cdpf.org.cn/english/laws1documents/200804/t20080410_267460.html(ga та обращения: 20.04.2017).
34. Li, H. J. Research on the regional rural poverty in China, in: China Collective Economy, 23, 2007, рp. 12-23.
35. Li, Y. J. and Wang, Y. The government responsibility in caring for the elderly, in: Chongqing Social Science, 7, 2007, pp. 21-28.
36. Li, Z. L. Reform on the relationship between the state and the society in social welfare provision, in: Social Sciences in Hubei, 2, 2007, pp. 67-72.
37. Liu, M. How Social Work Educators Respond to the Challenges from Professionalization in China. Presentation at the Forum on Social Education at China Youth University, December 28. 2006.
38. Report on the Situation, Influences, and Factors that Prevent Disabled People in Our
Country from Attending School (^В^^ДЙ^АЭДЭДЭД^^ВЙЙЖ^^ ),by Hou Jingjing (^^^), Chinese Special Education, 2015, Vol. 1, « ФВ^^^Ж»
2015 ^Ж 01 ^ accessed at Chinese Social Science Net (ФЕ^АГАЙ) May 22,
2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.cssn.cn/jyx/jyx_tsjyx/
201505/t20150522_1977101.shtml (дата обращения: 20.04.2017).
39. The Protection of Rights of People with Disabilities in China by Eric Zhang, Disability World, Issue No. 28, January 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://www.disabilityworld.org/01_07/china.shtml (дата обращения: 20.04.2017).
40. Wang H. |±£5АП^^*±^В^5Я’&^Ф'й'&$ [Электронный ре¬сурс]. URL: http://www.sociologyol.org/yanjiubankuai/xuejierenwu/liyingsheng/(дата обращения: 26.03.2017).
41. Ф^АЕМО/ [Электронный ресурс]. URL:
http://www.cnrencai.com/zengche/417999.html(дата обращения: 27.03.2017).
42. ЯЯО ЖФ®^А1В£^ШГ*^£АМ:££±Е&&^ДдаФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdpf.org.cn/(дата обращения: 26.03.2017).
43. ЗЬЖ^ЙЩ^^ШАЭДМ^^^ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdpsn.org.cn//news/ dt225232.htm (дата обращения: 26.03.2017).
44. ^ ^ А [Электронный ресурс]. URL: http://baike.so.com/doc/5399304- 5636791.html(дата обращения: 21.04.2017).
45. £^^А4± [Электронный ресурс]. URL: http://www.233.com/shgzz/beikao/fudao/ 2009110U093024552.html (дата обращения: 02.04.2017).
46. ^^А£^/Ш^ЭД1ЬЭД^Ж [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfdp.org/(дата обращения: 24.03.2017).
47. ^£А£ЖЖМЙ1№ЯЖ^ЛЖ1й£Ж«1^Ж^£А^£
ЖА [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdpsn.org.cn//news/dt218411.htm(дата обращения: 26.03.2017).
48. нИ^ШЕЙ/ЩШ^Ж^Т^ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdpsn.org.cn//news/ dt246767.htm (дата обращения: 26.03.2017).
49. нИ^ШЕЙЩШ^Ж^Т^вО^Электронный ресурс]. URL: http://www.cdpsn.org.cn//news/ dt246767.htm (дата обращения: 26.03.2017).
50. |Ц^^ШЕЙЩШЩШ^1^^АЙ|Электронный ресурс]. URL: http://www.cdpsn.org.cn//news/ dt246767.htm (дата обращения: 26.03.2017).
51. ^Ж^ЖЖЙЙА^ЖШЖ^Ж [Электронный ресурс]. URL: http://www.mca.gov.cn/article/jg/jgsj/ 201507/20150700847749.shtml (дата обращения: 27.03.2017).
52. igm^>жл^тлжФ)»^#02
tt^^^^^^ 1^^ ^ffl ^ [Электронный ресурс]. URL:
http://www.shdisabled.gov.cn/clwz/clwz/zzjg/jggk/ clgzwyh/index.html (дата обра-щения: 26.03.2017).
53. ДОТ^Д^^А [Электронный ресурс]. URL: http://www.mca.gov.cn/(дата об-ращения: 27.03.2017) .
54. ^0}^^ЖЖ£| [Электронный ресурс]. URL: http://www.mca.gov.cn/article/fw/bszn/shtt/(дата обращения: 23.03.2017).
55. ^ Й ^ Ж 'Л' ^ Ж — ^ Ж ДО Т ^ М £ ^ А [Электронный ресурс]. URL: http://www.mca.gov.cn/(дата обращения: 27.03.2017).
56. КЙ^ЖЛМ^^А [Электронный ресурс]. URL: http://www.mca.gov.cn/(дата обращения: 27.03.2017).
57. ^Ж^±1ЖЛ'Ж^7^#1®’Т [Электронный ресурс]. URL: http://www.sjspgyjd.gov.cn:8088/(дата обращения: 21.04.2017).
58. Л^В^^ЖЖ^ [Электронный ресурс]. URL: http://www.mca.gov.cn/article/fw/bszn/shtt/(дата обращения: 23.03.2017).
59. ЯА!ЯЯ [Электронный ресурс]. URL: http://wenda.so.com/q/1378557183060077?src=150(дата обращения: 21.04.2017).
60. 4± А Ш ^ [Электронный ресурс]. URL: http://www.xuexila.com/zhichang/ zhengce/525926.html (дата обращения: 02.04.2017).
61. 4±А^^Ж£в [Электронный ресурс]: URL: http://baike.so.com/doc/5336297- 5571736.html(дата обращения: 21.04.2017).
62. |±АШ^^й4±А£’£Шй1ШВЯВ&?П.1‘№£^ЭДЙ&^и6 [Электронный ре¬сурс]. URL: http://www.mca.gov.cn/article/fw/cx/jzengz/(дата обращения:
27.03.2017).
63. О $!£Л^Й t ?К А Й ¥ft О^ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/fwxx/cjr/ content_2517967.htm (дата обращения: 26.03.2017).
64. ШВ tt s ® ^ [Электронный ресурс]. URL: http://www.mca.gov.cn/article/ fw/bszn/wgsh/201507/20150700849441.shtml (дата обращения: 23.03.2017).
65. Й ® ^ ^ ^ I ^ ^^f ШЙ® ЙЙЙ [Электронный ресурс]. URL: http://www.mof.gov.cn/index.htm(дата обращения: 23.03.2017).
66. ^@^#:$^Е&^ЖиТ^^А&ЖЙ^ЖЖ^^&/£ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdpsn.org.cn//news/dt225232.htm(дата обращения: 24.03.2017).
67. ^к^ж, даешшшАото ^кш^>Ж^£Ф&М£ ^$^Ж(^)Я£Ж^£АМ,Й^£А^ШЖ^Т5Ю^Ф [Элек¬тронный ресурс]. URL: http://www.cdpsn.org.cn//news/dt218411.htm(дата обра¬щения: 26.03.2017).
68. tt ^ ^ 1 ^1 ШЙЙ s ^ S й 1 ^ 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mca.gov.cn/(дата обращения: 27.03.2017).
69. Ф Ф А Ш Ж^Т^ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cnrencai.com/ zengche/421856.html (дата обращения: 27.03.2017).
70. Фй^ЙВ£Ш£А^0^£а>£хЖ Ш£Й^Й»^£1^1ЖЙ ttS^^Wl^l [Электронный ресурс]. URL: http://www.mca.gov.cn/(дата обращения: 27.03.2017).
71. Фй^ЙВ£Ш£А^0^£а>£хЖ Ш£Й^Й»^£1^1ЖЙ ttS^^Wl^l [Электронный ресурс]. URL: http://www.mca.gov.cn/(дата обращения: 27.03.2017).
72. Ф I М tt ^ 1 2015. Й Ж : Ф I ^ tt Ж Жй , 2015. (Ezhegodnik
«Gosudarstvennogo statisticheskogo upravlenija KNR» 2015. Pekin: Izdatel'stvo «Statistika v KNR», 2015).
73. Ф^АКО1$^АО/£££ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cnrencai.com/zengche/ 417999.html (дата обращения: 27.03.2017).
74. Ф ^ Л й * ft Н ФААКЙЖ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/(дата обращения: 21.04.2017).
75. [Электронный ресурс]. URL:
http://gov.cjr91.com/butie/821(дата обращения: 2.05.2017).