Взаимосвязь показателей доверия к себе и другим с субъективным ощущением одиночества у юношей и девушек
|
Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме доверия и ощущения одиночества 6
1.1. Представления о доверии в зарубежной психологии 6
1.2. Проблема доверия в отечественной психологии 17
1.3. Подходы к анализу феномена «одиночество» в психологических
исследованиях 24
Выводы: 35
Глава 2. Эмпирическое исследование показателей доверия к себе и другим с субъективным ощущением одиночества у студентов 37
2.1. Процедура исследования 37
2.2. Результаты сравнительного анализа показателей доверия себе и другим
и субъективного ощущения одиночества в группах юношей и девушек .... 41
2.3. Результаты анализа взаимосвязей показателей доверия себе и другим с
субъективным ощущением одиночества у юношей и девушек 48
Выводы: 55
Заключение 59
Список литературы 61
Приложения
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме доверия и ощущения одиночества 6
1.1. Представления о доверии в зарубежной психологии 6
1.2. Проблема доверия в отечественной психологии 17
1.3. Подходы к анализу феномена «одиночество» в психологических
исследованиях 24
Выводы: 35
Глава 2. Эмпирическое исследование показателей доверия к себе и другим с субъективным ощущением одиночества у студентов 37
2.1. Процедура исследования 37
2.2. Результаты сравнительного анализа показателей доверия себе и другим
и субъективного ощущения одиночества в группах юношей и девушек .... 41
2.3. Результаты анализа взаимосвязей показателей доверия себе и другим с
субъективным ощущением одиночества у юношей и девушек 48
Выводы: 55
Заключение 59
Список литературы 61
Приложения
Актуальность. Многие проблемы в современном мире на уровне отдельных людей, коллективов и даже стран связаны с недостатком доверия. Недоверие порождает подозрения, которые провоцируют тревогу и служат почвой для развития недоброжелательства и других негативных эмоциональных проявлений, которые оказывают деструктивное воздействие на отношения.
Важность феномена доверия определяет интерес к нему исследователей. Ученые рассматривают различные аспекты доверия: о связи доверия миру и себе и психологического здоровья личности (А. Бандура, Д.В. Винникот, С. Джурард, Ф. Перлз, К. Роджерс, Дж. Роттер, К. Хорни, Э. Шостром); о вере в справедливость мира (К. Дальберт, М. Лернер, Л. Монтада, М. Шмитт); о доверии в межличностных отношениях (Л.Я. Г озман, И.С. Кон, А.А. Кроник, В.А. Лосенков, В.Н.Куликов, И.С.Полонский, М. Занна, Дж. Ремпел, М1 Тчанен-Моран, В.К. Хой, Дж. Холмс); о доверии как отдельном социально-психологическом феномене (Т.П. Скрипкина, А.Б. Купрейченко).
Важный аспект в рамках изучения доверия связан с выявлением его психологических детерминант - психологических феноменах, имеющих взаимосвязи с доверием. Одним из таких психологических показателей выступает одиночество.
Одиночество - это комплексное явление и одна из наиболее серьезных социальных проблем современности. Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.
Общим в различных психологических и философских подходах является понимание одиночества как состояния человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей. Отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных.
Несмотря на многочисленные исследования доверия и одиночества проблема их взаимосвязи не получила достаточного освещения, что и определяет актуальность темы данного исследования: «Взаимосвязь ощущение одиночества и доверия в межличностных отношениях».
Объект исследования - доверие как психологический феномен.
Предмет исследования - взаимосвязь показателей доверия себе и другим с субъективным ощущением одиночества у юношей и девушек.
Цель исследования - изучение взаимосвязи показателей доверия себе и другим с субъективным ощущением одиночества у юношей и девушек.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к анализу феномена доверия в зарубежной и отечественной психологической литературе.
2. Проанализировать подходы к одиночеству как объекту психологического исследования.
3. Провести диагностику доверия себе и другим, и субъективного ощущения одиночества у испытуемых разного пола.
4. Провести сравнительный анализ показателей доверия себе и другим и субъективного ощущения одиночества в группах юношей и девушек.
5. Изучить взаимосвязи показателей доверия себе и другим с субъективным ощущением одиночества у юношей и девушек.
Общая гипотеза исследования - существует взаимосвязь субъективного ощущения одиночества с показателями доверия к себе и другим.
Частные гипотезы исследования: 1) единство взглядов и эмоциональная приязнь к тем, кому доверяем снижает уровень одиночества; 2) уверенность в своих интеллектуальных способностях положительно связана с позитивным одиночеством.
Выборка. В исследовании приняли участие 80 испытуемых (из них 40 юношей и 40 девушек) в возрасте от 18 до 20 лет.
Методики исследования:
1. Методика оценки доверия к себе (Т.П. Скрипкина) [38].
2. Методика оценки доверия/недоверия личности другим людям А.Б. Купрейченко [15].
3. Дифференциальный опросник переживания одиночества (краткая версия) Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева [24].
4. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д.Рассел и М.Фергюссон) [12].
Методы статистической обработки данных.
Для выявления статистически достоверных различий между психологическими показателями использовался непараметрический U- критерий Манна-Уитни.
Для выявления статистически достоверных взаимосвязей между психологическими показателями использовался непараметрический коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Расчет статистических критериев проводился с использованием статистического пакета STATISTICA.
Теоретико-методологической основой исследования являются: теории доверия в межличностных отношениях (Л.Я. Гозман, И.С. Кон, А.А. Кроник, В.А. Лосенков, В.Н.Куликов, И.С.Полонский, М. Занна, Дж. Ремпел, М. Тчанен-Моран, В.К. Хой, Дж. Холмс); модели доверия как отдельного социально-психологического феномена (Т.П. Скрипкина, А.Б. Купрейченко); теоретические положения зарубежных ученых, считающих одиночество деструктивным социально-психологическим явлением (Т.Джонсон, У.Садлер, Ф.Фроммг Рейхман); фундаментальные идеи гуманистической психологии (А.Маслоу, Г.Олпорт, К. Роджерс, В.Франкл); методологические положения и выводы отечественных ученых об одиночестве как о сложном, неоднозначном в плане научного осмысления феномене (К.А.Абульханова- Славская, И.С.Кон, Е.К.Крупник, Н.П.Романова, Н.В.Хамитов, А.У.Хараш).
Научная новизна и теоретическая значимость работы определяются выявлением взаимосвязи между показателями доверия к себе и другим с субъективным ощущением одиночества у юношей и девушек.
Практическая значимость. Полученные в работе данные могут быть использованы для разработки программ оказания психологической помощи лицам, испытывающим трудности в установлении адекватных межличностных отношений.
Важность феномена доверия определяет интерес к нему исследователей. Ученые рассматривают различные аспекты доверия: о связи доверия миру и себе и психологического здоровья личности (А. Бандура, Д.В. Винникот, С. Джурард, Ф. Перлз, К. Роджерс, Дж. Роттер, К. Хорни, Э. Шостром); о вере в справедливость мира (К. Дальберт, М. Лернер, Л. Монтада, М. Шмитт); о доверии в межличностных отношениях (Л.Я. Г озман, И.С. Кон, А.А. Кроник, В.А. Лосенков, В.Н.Куликов, И.С.Полонский, М. Занна, Дж. Ремпел, М1 Тчанен-Моран, В.К. Хой, Дж. Холмс); о доверии как отдельном социально-психологическом феномене (Т.П. Скрипкина, А.Б. Купрейченко).
Важный аспект в рамках изучения доверия связан с выявлением его психологических детерминант - психологических феноменах, имеющих взаимосвязи с доверием. Одним из таких психологических показателей выступает одиночество.
Одиночество - это комплексное явление и одна из наиболее серьезных социальных проблем современности. Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.
Общим в различных психологических и философских подходах является понимание одиночества как состояния человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей. Отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных.
Несмотря на многочисленные исследования доверия и одиночества проблема их взаимосвязи не получила достаточного освещения, что и определяет актуальность темы данного исследования: «Взаимосвязь ощущение одиночества и доверия в межличностных отношениях».
Объект исследования - доверие как психологический феномен.
Предмет исследования - взаимосвязь показателей доверия себе и другим с субъективным ощущением одиночества у юношей и девушек.
Цель исследования - изучение взаимосвязи показателей доверия себе и другим с субъективным ощущением одиночества у юношей и девушек.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к анализу феномена доверия в зарубежной и отечественной психологической литературе.
2. Проанализировать подходы к одиночеству как объекту психологического исследования.
3. Провести диагностику доверия себе и другим, и субъективного ощущения одиночества у испытуемых разного пола.
4. Провести сравнительный анализ показателей доверия себе и другим и субъективного ощущения одиночества в группах юношей и девушек.
5. Изучить взаимосвязи показателей доверия себе и другим с субъективным ощущением одиночества у юношей и девушек.
Общая гипотеза исследования - существует взаимосвязь субъективного ощущения одиночества с показателями доверия к себе и другим.
Частные гипотезы исследования: 1) единство взглядов и эмоциональная приязнь к тем, кому доверяем снижает уровень одиночества; 2) уверенность в своих интеллектуальных способностях положительно связана с позитивным одиночеством.
Выборка. В исследовании приняли участие 80 испытуемых (из них 40 юношей и 40 девушек) в возрасте от 18 до 20 лет.
Методики исследования:
1. Методика оценки доверия к себе (Т.П. Скрипкина) [38].
2. Методика оценки доверия/недоверия личности другим людям А.Б. Купрейченко [15].
3. Дифференциальный опросник переживания одиночества (краткая версия) Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева [24].
4. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д.Рассел и М.Фергюссон) [12].
Методы статистической обработки данных.
Для выявления статистически достоверных различий между психологическими показателями использовался непараметрический U- критерий Манна-Уитни.
Для выявления статистически достоверных взаимосвязей между психологическими показателями использовался непараметрический коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Расчет статистических критериев проводился с использованием статистического пакета STATISTICA.
Теоретико-методологической основой исследования являются: теории доверия в межличностных отношениях (Л.Я. Гозман, И.С. Кон, А.А. Кроник, В.А. Лосенков, В.Н.Куликов, И.С.Полонский, М. Занна, Дж. Ремпел, М. Тчанен-Моран, В.К. Хой, Дж. Холмс); модели доверия как отдельного социально-психологического феномена (Т.П. Скрипкина, А.Б. Купрейченко); теоретические положения зарубежных ученых, считающих одиночество деструктивным социально-психологическим явлением (Т.Джонсон, У.Садлер, Ф.Фроммг Рейхман); фундаментальные идеи гуманистической психологии (А.Маслоу, Г.Олпорт, К. Роджерс, В.Франкл); методологические положения и выводы отечественных ученых об одиночестве как о сложном, неоднозначном в плане научного осмысления феномене (К.А.Абульханова- Славская, И.С.Кон, Е.К.Крупник, Н.П.Романова, Н.В.Хамитов, А.У.Хараш).
Научная новизна и теоретическая значимость работы определяются выявлением взаимосвязи между показателями доверия к себе и другим с субъективным ощущением одиночества у юношей и девушек.
Практическая значимость. Полученные в работе данные могут быть использованы для разработки программ оказания психологической помощи лицам, испытывающим трудности в установлении адекватных межличностных отношений.
Целью данной работы было изучение взаимосвязи показателей доверия себе и другим с субъективным ощущением одиночества у юношей и девушек.
Доверие - важный аспект в жизни людей, отражающий ценностное отношение субъекта к партнеру, предполагающее позитивное прогнозирование поведения партнера, а также интерес, уважение, готовность проявить по отношению к нему добрую волю.
Доверие к самому себе и другим людям тесно связано с личностными особенностями человека и в свою очередь само влияет на личность. В частности, можно предположить существование тесных связей между одиночеством и доверием.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что существуют некоторые общие взаимосвязи переживания одиночества и доверия к другим и себе у юношей и девушек: единство взглядов и эмоциональная приязнь к тем, кому доверяем снижает уровень одиночества, а также уверенность в своих интеллектуальных способностях положительно связана с позитивным одиночеством. При этом выявлены и различия - знание о тех, кому доверяют снижает ощущение одиночества у юношей, но повышает его у девушек.
Полученный результат не исчерпывает проблемы выявления личностных детерминант переживания одиночества и изучения роли доверия в психологической структуре личности. В этой связи представляются перспективными изучение доверия и одиночества у испытуемых разных возрастов и разных семейных статусов (состоящих и не состоящих в браке).
Полученные в работе данные могут быть использованы для разработки программ оказания психологической помощи лицам, испытывающим трудности в установлении адекватных межличностных отношений.
Опираясь на полученные в работе данные можно порекомендовать юношам и девушкам больше доверять своим интеллектуальным способностям, что позволит им в большей степени видеть позитивный потенциал одиночества как личностного ресурса.
Доверие - важный аспект в жизни людей, отражающий ценностное отношение субъекта к партнеру, предполагающее позитивное прогнозирование поведения партнера, а также интерес, уважение, готовность проявить по отношению к нему добрую волю.
Доверие к самому себе и другим людям тесно связано с личностными особенностями человека и в свою очередь само влияет на личность. В частности, можно предположить существование тесных связей между одиночеством и доверием.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что существуют некоторые общие взаимосвязи переживания одиночества и доверия к другим и себе у юношей и девушек: единство взглядов и эмоциональная приязнь к тем, кому доверяем снижает уровень одиночества, а также уверенность в своих интеллектуальных способностях положительно связана с позитивным одиночеством. При этом выявлены и различия - знание о тех, кому доверяют снижает ощущение одиночества у юношей, но повышает его у девушек.
Полученный результат не исчерпывает проблемы выявления личностных детерминант переживания одиночества и изучения роли доверия в психологической структуре личности. В этой связи представляются перспективными изучение доверия и одиночества у испытуемых разных возрастов и разных семейных статусов (состоящих и не состоящих в браке).
Полученные в работе данные могут быть использованы для разработки программ оказания психологической помощи лицам, испытывающим трудности в установлении адекватных межличностных отношений.
Опираясь на полученные в работе данные можно порекомендовать юношам и девушкам больше доверять своим интеллектуальным способностям, что позволит им в большей степени видеть позитивный потенциал одиночества как личностного ресурса.



