СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ ПРОКРАСТИНАЦИИ
|
Введение 3
1 Психология предпринимательства. Понятие смысложизненных ориентаций и
прокрастинации 6
1.1 Психологический портрет современного предпринимателя 6
1.2 Понятие смысложизненных ориентаций в психологии 14
1.3 Исследования феномена прокрастинации в современном обществе 25
2 Анализ предпринимателей с разной степенью выраженности прокрастинации
эмпирического исследования смысложизненных ориентаций молодых 37
2.1 Обзор и обоснование методик, применяемых в исследовании, обзор выборки 37
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования молодых предпринимателей 39
Заключение 46
Список литературы 49
Приложения 54
1 Психология предпринимательства. Понятие смысложизненных ориентаций и
прокрастинации 6
1.1 Психологический портрет современного предпринимателя 6
1.2 Понятие смысложизненных ориентаций в психологии 14
1.3 Исследования феномена прокрастинации в современном обществе 25
2 Анализ предпринимателей с разной степенью выраженности прокрастинации
эмпирического исследования смысложизненных ориентаций молодых 37
2.1 Обзор и обоснование методик, применяемых в исследовании, обзор выборки 37
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования молодых предпринимателей 39
Заключение 46
Список литературы 49
Приложения 54
В сегодняшнем мире предпринимательство является очень мощной экономической и политической силой. В наиболее развитых странах Европы и Америки на долю фирм, в которых занято менее 20 человек приходится от 40 до 55 процентов людей, занятых в частном секторе. Малые фирмы являются жизненной энергией для оздоровления и развития экономики.
В России данные принципы начали работать не так давно, относительно других развитых экономик, что повысило актуальность изучения психологии предпринимательства. Конец XX века стал для России переломным временем, так как именно в это время произошла резкая смена общественно-экономического устройства страны, и в то же время произошло изменение общественного сознания. Произошло появление нового класса общества - предпринимателей и бизнесменов.
Следует отметить, что переход человека из одной социальной группы (например, технической интеллигенции) в другую (бизнесмен) определяется не только суммой денежных средств или материальных благ, имеющихся в его распоряжении, но и во многом его сознанием, которое коренным образом различается у наемного рабочего и свободного предпринимателя. Именно психологический компонент: мотивации, установки, волевые качества и другие личностные параметры - определяет, станет ли человек предпринимателем или нет. Более того, совокупный менталитет жителей страны определяет ее политическую систему, темпы демократических преобразований и характеристики промышленного роста.
Смыслообразующий параметр в данном случае выступает совокупным фактором, определяющим эффективность, осмысленность деятельности, который влияет и на мотивацию, и на волевые качества. В какой -то мере предприниматель является, или должен являться олицетворением этих качеств, что в контексте исследования увеличивает актуальность такой выборки.
В то же время, одним из факторов, который мешает человеку начать собственное дело, это откладывание принятие решения или важных дел на потом. Человек может при этом заниматься какими-либо бесполезными делами, вроде просмотра телевизора и социальных сетей, для этого существует специальный термин: прокрастинация.
Прокрастинация (лат. "pro" - "вместо" и "crastinus" - "завтрашний") - тенденция откладывать выполнение необходимых дел "на потом". Человек остается деятельным, но его активность направлена на посторонние, малозначимые, иногда просто бессмысленные занятия.
С таким явлением хотя бы иногда в жизни сталкивается практически каждый человек, что подтверждает актуальность исследований, направленных на изучение данного феномена. До определенного уровня прокрастинация является частью нормальной жизни, пока не начинает мешать человеку в осуществлении своих важных планов и становится основным типом поведения. Из-за этого человек либо отказывается от своих намеченных планов, либо пытается сделать все в самый последний момент, что может сказаться на конечном результате.
За рубежом проводятся многочисленные исследования прокрастинации, при этом, несмотря на широчайшую распространенность этого психологического феномена в российской среде, в нашей стране подобные исследования стали проводиться не так давно.
Объект исследования (эмпирический): молодые предприниматели г. Владивостока.
Объект исследования (теоретический): смысложизненные ориентации личности.
Предмет исследования: особенности смысложизненных ориентаций у молодых предпринимателей г. Владивостока с разным уровнем выраженности прокрастинации.
Цель исследования: изучить связь межу уровнем смысложизненных ориентаций и уровнем прокрастинации у молодых предпринимателей г. Владивостока.
В рамках настоящего исследования для достижения данной цели потребуется решить несколько задач:
1. Сделать теоретический обзор научной литературы, связанный с психологическим профилем молодых предпринимателей
2. Изучить особенности смысложизненных ориентаций у молодых предпринимателей г. Владивостока
3. Изучить понятие феномена прокрастинации и провести обзор научной литературы по этому вопросу
4. Провести опрос молодых предпринимателей г. Владивостока с целью исследования данных характеристик
5. Исследовать связь между уровнем смысложизненных ориентаций и уровнем прокрастинации
Гипотеза: между уровнем смысложизненных ориентаций и уровнем прокрастинации существует статистически значимые различия
Используемые методики:
1. Тест СЖО Леонтьева
2. Шкала общей прокрастинации К. Лэй
3. Шкала общей прокрастинации Тукмана
Применяемые в работе математические критерии: U-критерий Манна- Уитни, непараметрический критерий ранговой корреляции Спирмена.
Выпускная квалификационная работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В России данные принципы начали работать не так давно, относительно других развитых экономик, что повысило актуальность изучения психологии предпринимательства. Конец XX века стал для России переломным временем, так как именно в это время произошла резкая смена общественно-экономического устройства страны, и в то же время произошло изменение общественного сознания. Произошло появление нового класса общества - предпринимателей и бизнесменов.
Следует отметить, что переход человека из одной социальной группы (например, технической интеллигенции) в другую (бизнесмен) определяется не только суммой денежных средств или материальных благ, имеющихся в его распоряжении, но и во многом его сознанием, которое коренным образом различается у наемного рабочего и свободного предпринимателя. Именно психологический компонент: мотивации, установки, волевые качества и другие личностные параметры - определяет, станет ли человек предпринимателем или нет. Более того, совокупный менталитет жителей страны определяет ее политическую систему, темпы демократических преобразований и характеристики промышленного роста.
Смыслообразующий параметр в данном случае выступает совокупным фактором, определяющим эффективность, осмысленность деятельности, который влияет и на мотивацию, и на волевые качества. В какой -то мере предприниматель является, или должен являться олицетворением этих качеств, что в контексте исследования увеличивает актуальность такой выборки.
В то же время, одним из факторов, который мешает человеку начать собственное дело, это откладывание принятие решения или важных дел на потом. Человек может при этом заниматься какими-либо бесполезными делами, вроде просмотра телевизора и социальных сетей, для этого существует специальный термин: прокрастинация.
Прокрастинация (лат. "pro" - "вместо" и "crastinus" - "завтрашний") - тенденция откладывать выполнение необходимых дел "на потом". Человек остается деятельным, но его активность направлена на посторонние, малозначимые, иногда просто бессмысленные занятия.
С таким явлением хотя бы иногда в жизни сталкивается практически каждый человек, что подтверждает актуальность исследований, направленных на изучение данного феномена. До определенного уровня прокрастинация является частью нормальной жизни, пока не начинает мешать человеку в осуществлении своих важных планов и становится основным типом поведения. Из-за этого человек либо отказывается от своих намеченных планов, либо пытается сделать все в самый последний момент, что может сказаться на конечном результате.
За рубежом проводятся многочисленные исследования прокрастинации, при этом, несмотря на широчайшую распространенность этого психологического феномена в российской среде, в нашей стране подобные исследования стали проводиться не так давно.
Объект исследования (эмпирический): молодые предприниматели г. Владивостока.
Объект исследования (теоретический): смысложизненные ориентации личности.
Предмет исследования: особенности смысложизненных ориентаций у молодых предпринимателей г. Владивостока с разным уровнем выраженности прокрастинации.
Цель исследования: изучить связь межу уровнем смысложизненных ориентаций и уровнем прокрастинации у молодых предпринимателей г. Владивостока.
В рамках настоящего исследования для достижения данной цели потребуется решить несколько задач:
1. Сделать теоретический обзор научной литературы, связанный с психологическим профилем молодых предпринимателей
2. Изучить особенности смысложизненных ориентаций у молодых предпринимателей г. Владивостока
3. Изучить понятие феномена прокрастинации и провести обзор научной литературы по этому вопросу
4. Провести опрос молодых предпринимателей г. Владивостока с целью исследования данных характеристик
5. Исследовать связь между уровнем смысложизненных ориентаций и уровнем прокрастинации
Гипотеза: между уровнем смысложизненных ориентаций и уровнем прокрастинации существует статистически значимые различия
Используемые методики:
1. Тест СЖО Леонтьева
2. Шкала общей прокрастинации К. Лэй
3. Шкала общей прокрастинации Тукмана
Применяемые в работе математические критерии: U-критерий Манна- Уитни, непараметрический критерий ранговой корреляции Спирмена.
Выпускная квалификационная работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В ходе выполнения данной работы были выполнены следующие задачи:
1. Был сделан теоретический обзор научной литературы, связанный с психологическим профилем молодых предпринимателей
2. Были изучены особенности смысложизненных ориентаций у молодых предпринимателей г. Владивостока
3. Изучено понятие феномена прокрастинации и проведен обзор научной литературы по этому вопросу
4. Был проведен опрос молодых предпринимателей г. Владивостока с целью исследования данных характеристик
5. Исследована связь между уровнем смысложизненных ориентаций и уровнем прокрастинации
В ходе теоретического анализа психологического портрета предпринимателя удалось выделить основные компоненты. Большая часть исследователей сходится на том, что основными составляющими психологического профиля идеального предпринимателя являются следующие характеристики: в интеллектуальном блоке - компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение и фантазия, интуиция, креативность, умение мыслить на перспективу; в коммуникабельном блоке - умение координировать сотрудников, способность в проявлении гибкости в общении с другими людьми и в тоже время способность проявлять нонкомформизм; в мотивационно - волевом блоке - склонность к риску, внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи. Но также стоит отметить и отметить психофизиологический блок качеств, таких как психическое и физическое здоровье, адекватная оценка своих возможностей, психологическая устойчивость и оптимизм, а также энергичность.
Смысложизненные ориентации человека рассматриваются в психологии как результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни. Таким образом, смысложизненные ориентации личности рассматриваются рядом с такими понятиями как «ценностные ориентации», «жизненные цели» и «смысл жизни». Исследования в данном направлении, как и применение методики смысложизненных ориентаций опирается на теории стремления к смыслу В. Франкла.
Прокрастинация до сих пор считается достаточно неоднородным феноменом, который включает в себя поведенческие, когнитивные и эмоциональные, а по мнению некоторых исследователей и бессознательные компоненты, которые часто связаны с мотивационным компонентом личности.
В ходе данного исследования были опрошены молодые предприниматели г. Владивостока, в которые вошли люди либо имеющие собственный бизнес, либо занимающиеся индивидуальной деятельностью, имеющие основной доход, работая «на себя», в возрасте до 35 лет.
В итоге проведенного эмпирического исследования были сделаны выводы о том, что у предпринимателей преобладает средний уровень прокрастинации, лишь небольшая часть выборки имела высокий или низкий уровень. Также выяснилось, что уровень смысложизненных ориентаций у молодых предпринимателей находится на уровне выше среднего, что во многом позволяет им действовать решительно и осмысленно, добиваясь необходимого результата.
Исходя из этих данных, мы можем немного дополнить портрет молодого предпринимателя, отметив то, что средний уровень прокрастинации не мешает им осуществлять свою деятельность, если не становится определяющей моделью поведения. В сочетании со средним уровнем прокрастинации мы имеем высокий уровень смысложизненных ориентаций, который выражается как в общем уровне осмысленности жизни, так и в различных компонентах, таких как внутренний локус контроля, наличие целей в жизни и удовлетворенность настоящим и прошлым.
В ходе применения статистических критериев был сделан вывод о взаимосвязанности признаков: чем выше уровень смысложизненных
ориентаций, тем ниже уровень прокрастинации, который был статистически подтвержден. В результате применения U-критерия Манна-Уитни, в целом, были выявлены значимые различия смысложизненных ориентаций в зависимости от степени выраженности прокрастинации у респондентов. При корреляционном анализе, на общую прокрастинацию К. Лэй более определенная связь (p<0,01) была выявлена только с общим уровнем осмысленности жизни, то время как с методикой Тукмана по всем компонентам СЖО была выявлена значимая обратная связь с уровнем прокрастинации.
Данное исследование имеет высокую значимость в связи с тем, что ранее подобного рода исследований, в котором измерялась прокрастинация у предпринимателей либо не проводилось в России, либо эти исследования широко не известны. Также эти данные в связи с тестом смысложизненных ориентаций позволяют нам расширить представления о психологическом профиле предпринимателей и дают нам большую практическую значимость. Результаты данного исследования могут пригодиться в психологической работе с предпринимателями, имеющими сложности в осуществлении своих бизнес- планов. Также можно использовать эти данные в тренинговой работе, коучинге, направленные на развитие данных качеств, например на снижение уровня прокрастинации, если ее уровень слишком высок или осознание своих смысложизненных ориентаций, целей в жизни и т.д.
1. Был сделан теоретический обзор научной литературы, связанный с психологическим профилем молодых предпринимателей
2. Были изучены особенности смысложизненных ориентаций у молодых предпринимателей г. Владивостока
3. Изучено понятие феномена прокрастинации и проведен обзор научной литературы по этому вопросу
4. Был проведен опрос молодых предпринимателей г. Владивостока с целью исследования данных характеристик
5. Исследована связь между уровнем смысложизненных ориентаций и уровнем прокрастинации
В ходе теоретического анализа психологического портрета предпринимателя удалось выделить основные компоненты. Большая часть исследователей сходится на том, что основными составляющими психологического профиля идеального предпринимателя являются следующие характеристики: в интеллектуальном блоке - компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение и фантазия, интуиция, креативность, умение мыслить на перспективу; в коммуникабельном блоке - умение координировать сотрудников, способность в проявлении гибкости в общении с другими людьми и в тоже время способность проявлять нонкомформизм; в мотивационно - волевом блоке - склонность к риску, внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи. Но также стоит отметить и отметить психофизиологический блок качеств, таких как психическое и физическое здоровье, адекватная оценка своих возможностей, психологическая устойчивость и оптимизм, а также энергичность.
Смысложизненные ориентации человека рассматриваются в психологии как результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни. Таким образом, смысложизненные ориентации личности рассматриваются рядом с такими понятиями как «ценностные ориентации», «жизненные цели» и «смысл жизни». Исследования в данном направлении, как и применение методики смысложизненных ориентаций опирается на теории стремления к смыслу В. Франкла.
Прокрастинация до сих пор считается достаточно неоднородным феноменом, который включает в себя поведенческие, когнитивные и эмоциональные, а по мнению некоторых исследователей и бессознательные компоненты, которые часто связаны с мотивационным компонентом личности.
В ходе данного исследования были опрошены молодые предприниматели г. Владивостока, в которые вошли люди либо имеющие собственный бизнес, либо занимающиеся индивидуальной деятельностью, имеющие основной доход, работая «на себя», в возрасте до 35 лет.
В итоге проведенного эмпирического исследования были сделаны выводы о том, что у предпринимателей преобладает средний уровень прокрастинации, лишь небольшая часть выборки имела высокий или низкий уровень. Также выяснилось, что уровень смысложизненных ориентаций у молодых предпринимателей находится на уровне выше среднего, что во многом позволяет им действовать решительно и осмысленно, добиваясь необходимого результата.
Исходя из этих данных, мы можем немного дополнить портрет молодого предпринимателя, отметив то, что средний уровень прокрастинации не мешает им осуществлять свою деятельность, если не становится определяющей моделью поведения. В сочетании со средним уровнем прокрастинации мы имеем высокий уровень смысложизненных ориентаций, который выражается как в общем уровне осмысленности жизни, так и в различных компонентах, таких как внутренний локус контроля, наличие целей в жизни и удовлетворенность настоящим и прошлым.
В ходе применения статистических критериев был сделан вывод о взаимосвязанности признаков: чем выше уровень смысложизненных
ориентаций, тем ниже уровень прокрастинации, который был статистически подтвержден. В результате применения U-критерия Манна-Уитни, в целом, были выявлены значимые различия смысложизненных ориентаций в зависимости от степени выраженности прокрастинации у респондентов. При корреляционном анализе, на общую прокрастинацию К. Лэй более определенная связь (p<0,01) была выявлена только с общим уровнем осмысленности жизни, то время как с методикой Тукмана по всем компонентам СЖО была выявлена значимая обратная связь с уровнем прокрастинации.
Данное исследование имеет высокую значимость в связи с тем, что ранее подобного рода исследований, в котором измерялась прокрастинация у предпринимателей либо не проводилось в России, либо эти исследования широко не известны. Также эти данные в связи с тестом смысложизненных ориентаций позволяют нам расширить представления о психологическом профиле предпринимателей и дают нам большую практическую значимость. Результаты данного исследования могут пригодиться в психологической работе с предпринимателями, имеющими сложности в осуществлении своих бизнес- планов. Также можно использовать эти данные в тренинговой работе, коучинге, направленные на развитие данных качеств, например на снижение уровня прокрастинации, если ее уровень слишком высок или осознание своих смысложизненных ориентаций, целей в жизни и т.д.



