ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
1.1. Сущность и основные направления деятельности Федеральной службы судебных приставов
1.2. Место и роль ФССП в системе органов исполнительной власти России
1.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности ФССП в России
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ПО ИСПОЛНЕНИЮ ОСОБО ВАЖНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ УФССП ПО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Общая характеристика деятельности отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Псковской области
2.2. Анализ основных показателей деятельности отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Псковской области
2.3. Основные проблемы в сфере деятельности отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Псковской области
ГЛАВА 3.РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ПО ИСПОЛНЕНИЮ ОСОБО ВАЖНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ УФССП ПО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Мероприятия по совершенствованию нормативно-правового регулирования
деятельности ФССП
3.2. Внедрение автоматизированной программы по работе с должниками
3.3. Повышение качества работы с исполнительными производствами ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящий момент система принудительного исполнения судебных решений признается одним из проблемных правовых институтов в Российской Федерации. Важность решения проблемы совершенствования организации работы службы судебных приставов, связана с необходимым в государстве и обществе в целом продуктивном отлаженном правовом механизме, а так же системы организации исполнения судебных актов, имеющей в своем составе высококвалифицированных специалистов, в том числе и по вы шением требований к уровню их профессиональных навыков и подготовки к работе, в связи с тем, социально-экономические преобразования, которые осуществляются в России на данном этапе развития постоянно усложняются.
Федеральная служба судебных приставов - единственный орган по принудительному исполнению судебных актов, в ее обязанности входят функции, необходимые для обеспечения порядка деятельности исполнения судебных и иных актов. Исключительность ее статуса говорит о том, что данная служба несет большую ответственность при выполнении своих задач и в сфере правовой обремененности принимаемых ими решениями, которые в свою очередь направлены на восстановление нарушенных прав и справедливости, а так же на повышение доверия общества к власти.
Организационные проблемы Федеральной службы судебных приставов описаны в трудах Т.К. Андреева, Л.А. Воскобитова, Л.Х. Вагапова, О.О. Григорьева, Н.В. Звягина, Т.П. Суханова и др.
Совершенствование исполнительного производства является актуальной проблемой, которую необходимо решать с целью оптимизации процессуального законодательства, которое охватывает широкую сферу российской правовой действительности.
Объектом исследования является отдел по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Псковской области.
Предмет исследования - деятельность отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Псковской области.
Цель исследования заключается в совершенствовании
деятельности отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Псковской области.
Задачи исследования:
1) рассмотреть основные направления деятельности Федеральной службы судебных приставов;
2) изучить место и роль ФССП в системе исполнительной власти России;
3) провести анализ нормативно-правового регулирования
деятельности ФССП в России;
4) ознакомиться с деятельностью УФССП России по Псковской области;
5) изучить деятельность отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Псковской области;
6) проанализировать основные показатели деятельности отдела по исполнению особо важных исполнительных производств;
7) обозначить основные проблемы деятельности отдела и предложить пути их решения.
Во время написания работы применялись такие методы исследования как: аналитический метод, обобщение, системный и структурный анализ, метод сравнительного исследовании, метод нормативно-правового анализа, графический метод.
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Федеральная служба судебных приставов была сформирована в 1997г., по иерархии управленческого взаимодействия она подотчетна Министерству юстиции Российской Федерации.
ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России.
Федеральная служба судебных приставов - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также является уполномоченным органом на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр.
Структура ФССП подразделяется на территориальные единицы, которые осуществляют свои действия в рамках определенного субъекта Российской Федерации. Структурные подразделения территориальных отделов подразделяются на: районные отделы (закрепленные за муниципальными районами), межрайонные отделы, специализированные отделы (в т.ч. городские). Все отделы ФССП направлены на принудительное исполнение судебных актов, в пределах своих компетенций.
В выпускной квалификационной работе была изучена деятельность отдела по исполнению особо важных исполнительных производств. Исследование показало, что сотрудники отдела регулярно проводят рейды, осуществляют обмен информацией, в том числе в электронном виде, с федеральными и региональными органами государственной власти.
В отделе работает 7 сотрудников, численность которых периодически изменяется. Наибольшее число прибывших сотрудников в отдел было в 2016г и 2017г, что связанно с общей политикой учреждения по расширению штата сотрудников. Все сотрудники отдела имеют высшее образование, из которых шесть имеют юридическое образование, еще один сотрудник имеет экономическое образование, Наибольшая численность сотрудников отдела входит в старшую возрастную группу и имеет возраст от 35 до 45 лет.
Как показала оценка показателей, характеризующих эффективность деятельности судебных приставов, в 2017г количество поступивших исполнительных производств сократилось по всем позициям в среднем на 7%, но к концу 2018г за счет роста общего количества исполнительных производств на 21%, значительно увеличилось количество исполнительных производств, на конец периода(38% относительно 2017г и 30% относительно 2016г). Рост незаконченных исполнительных производств связан с большой загруженностью сотрудников отдела. Причем, загруженность работников неравномерна, но достаточно высокая, особенно в 2018г.
Оценка данных о движении денежных средств показала, что сбор денежных средств наиболее высоким был в 2016г (5832920 руб.), в 2017г он снизился на 39% (3599708 руб.), к 2018г снижение произошло на 37% (3695470 руб.). Если рассматривать период 2018-2017гг, то к концу периода сумма по оконченным и прекращенным в отчетном периоде исполнительным производствам незначительно увеличилась (3%). В целом, достаточна большая сума, подлежащая взысканию, остается на конец периода, что также говорит об недостаточно эффективной работы сотрудников отдела.
По результатам проведенного анализа можно сделать вывод об эффективной работе рассматриваемого отдела УФССП. Однако, есть определенные проблемы.
Первой проблемой необходимо выделить несовершенство нормативно - правовой базы в сфере регулирования деятельности приставов-исполнителей. В настоящее время, назрела необходимость в таком законе, прежде всего, для повышения статусности и совершенствовании всей правоохранительной системы (службы ФССП).
Второй проблемой является не эффективная работа с должниками. В частности, одни из критериев по эффективной деятельности судебных приставов является оперативность сбора сумм, которые выручаются от реализации имущества должников, но оперативность по данному показателю невысокая.
Третья проблема, которая была выявлена по результатам проведенного исследования, это несовершенство организации работы в сфере исполнительного производства и как следствие возникающая загруженность судебных приставов в отделе по исполнении особо важных исполнительных производств.
Количество рассматриваемых исполнительных производств как имущественного, так и неимущественного характера с каждым годом увеличивается, а численность отдела остается на прежнем уровне - 7 чел. Высокий уровень загруженности и невысокая материальная заинтересованность приводит к текучести кадров.
С целью совершенствования деятельности отдела по исполнению особо важных исполнительных производств, следует принять закон о правоохранительной службе, согласно которому, отнести ФССП в систему правоохранительной службы. К наиболее значимым ожидаемым результатам предложенного направления можно отнести: сохранение специальных классных чинов, званий; поддержание и продление стажа при переходе на работу из одной правоохранительной структуры в другую.
Совершенствоваание процесса внедрения автоматизированных усовершенствованных технологий, в сфере процессуальных действий приставов-исполнителей. Данные инновации в деятельности судебных специалистов, могут повлиять на сложившееся снижение сроков по получению информации по имущественному положению должников. Использование представленного опыта по внедрению информационной системы финскими коллегами, представляет большой интерес, а его позитивные моменты могут быть использованы с целью совершенствования деятельности в частности отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Псковской области.
Повышению качества работы судебных приставов-исполнителей будет способствовать снижению количества неоконченных исполнительных производств, что приведет к более эффективной работе всего отдела.
Предлагается ввести изменения в структуру отдела. В частности, следует выделить лиц, кто будет работать с должниками и соответственно отвечать за работу с автоматизированной программой, будет работать с аукционами по продаже имущества должников, а кто будет проводить работу по примирению сторон. С учетом расширения численности сотрудников, данная тенденция изменится и количество неоконченных исполнительных производств - сократиться.
Разработка и применение предложенных технологий позволит судебным приставам перейти на новую ступень в том числе в области развития информационных технологий, что будет способствовать большей эффективности действий специалистов ФССП, в процессе достижения определенных требований исполнительной документации и будет в то же время направлено на соблюдение определенных прав и законных интересов взыскателей, прочих граждан в сфере судебной защиты, при процедуре принудительного исполнения.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. (посл. ред. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). [Электронный ресурс] http: //www.consultant.ru/document/cons doc
2. Федеральный закон «О судебных приставах» от 21 июля
1997 г. № 118-ФЗ (ред. 29.12.2017) [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru
3. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02 октября
2007 г. № 229-ФЗ (ред. 17.03.2019) [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru
4. Федеральный закон «О государственной гражданской службе
Российской Федерации» от 27 апреля 2004 г. № 79-ФЗ (ред.
01.01.2019) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru
5. Федеральный закон от 19.07.2009г. № 194 - ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон « О судебных приставах» [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru
6. Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] http: //www.consultant.ru
7. Сибилев Ю.Н. Система оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной службы судебных приставов в сфере исполнительного производства организационно-правовой аспект. Диссертация канд. юрид. наук.-М, ВГУЮ, 2016. - 215с.
8. Об утверждении инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов : приказ ФССП России от 10.12.2010 № 682 // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. — 2013. — № 10.
9. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2006 г. N 384 г. «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов» [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru
10. Приказ Минюста России от 21.05.2013 № 74 «Об утверждении
Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru
11. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс] http: //www.consultant.ru
12. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 (ред. от 05.04.2016) Вопросы Федеральной службы судебных приставов [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru
13. Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании
федеральных государственных гражданских служащих» (посл ред. от 26.01.2017) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
www.consultant.ru/document/cons doc LAW 62078/
14. Андреева Т.К., Шерстюк В.М. Исполнительное производство в
Российской Федерации. М.: Городец, 2014. 319 с.
15. Воскобитова Л. А., Матвеев С. В., Махова Т. М., Орлов Ю. К. Судоустройство и правоохранительные органы: учебник для бакалавров. - М.: Проспект, 2014. - 400 с.
16. Савюк Л.К. Правоохранительные органы РФ: учебник для вузов. - М.: ЮРПРО, 2000. - 480 с.
17. Настольная книга судебного пристава-исполнителя: учебно¬
практическое пособие / Под ред. В.А. Гуреева, С.В. Сазанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2015. 784 с.
18. Мартынова В.В. Судебный пристав: статус и организация
деятельности. М.: Юрайт-М, 2016. 447 с.
19. Андрущак В.Д. Практика осуществления розыска должников и их имущества судебными приставами // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 3(17) 2016.- С.37-39
20. Бастрыгин С.М. Исполнительное производство: сроки предъявления исполнительных актов // Право и экономика. 2014. № 11. С. 67-74.
21. Булычева Л.И., Салюков Б.С. Служба судебных приставов: проблемы и перспективы // Закон и право, 2015. № 2. С. 30-37
22. Вагапова Л.Х., Бадамшин С.К. Развитие и становление федеральной службы судебных приставов в дореволюционный период // Кон- цепт: науч.- метод. электрон. журн. - 2016. - Т. 15. - С. 1881-1885.
23. Володин Е.А. Правоохранительная служба в системе государственной службы Российской Федерации // В сборнике: Проблемы качества российского законодательства сборник научных трудов. С.Б. Верещак (отв. ред.). Чебоксары, 2015. С. 113-117.
24. Григорьева О.О. Правоохранительная государственная служба России: конституционно-правовые основы формирования // Ученые заметки ТОГУ. 2015. Т. 6. № 4. С. 440-445.
25. Григорьева О.О. Место правоохранительной службы в системе государственной службы Российской Федерации // Успехи современной науки. 2017. Т. 6. № 4. С. 227-230.
26. Дадаян Е.В., Сторожева А.Н. К вопросу об исполнении обязательств, возникающих из кредитного договора с участием юридического лица // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: мат-лы XIV междунар. науч.-практ. конф. / отв. А.А. Кондрашев, Е.И. Сорокатая. - Красноярск, 2015. - С. 351-354.
27. Дырхеева Н.Д.Н. Виды государственной службы в Российской Федерации // В сборнике: Юность и Знания - Гарантия Успеха - 2016 Сборник научных трудов 3-й Международной молодежной научной конференции. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2016. С. 183-194.
28. Звягина Н. В., Гирич П. М., Шамков С. Н., Шамков Н. С. Автоматизированная информационная система службы судебных приставов-основной инструментарий в осуществлении полномочий //
Правовая информатика. 2013. — № 2. — С. 46-61.
29. Каширин А.В. Приставы за расширение полномочий // Эж-ЮРИСТ. 2017. № 12 .С. 92-98
30. Кондрашова Е.А. Роль судебного пристава-исполнителя в гражданском
судопроизводстве: некоторые проблемы при исполнении судебных решений // В сборнике: Междисциплинарные исследования в социально¬
гуманитарных науках сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции : в 3-х частях. 2018. С. 64-66.
31. Лоенко А.И. Анализ нормативно-правовой базы государственной правоохранительной службы // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2017. Т. 2. № 3. С. 162-165.
32. Мельников А.С. Судебные приставы - это исполнительная власть // Российская юстиция. 2014. №4. С. 26-29.
33. Параносенков П.М. Организация профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов и ее правовое регулирование в современных условиях / Издательская группа «Юрист» // Административное право и процесс. 2016. №10. С. 52 - 54.
34. Сарычев А.Н. Судебный пристав - лицо должностное // Право, 2017. № 3. С.18-21.
35. Степанюк В.В. Административно-правовая деятельность судебных приставов // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 10. С. 117-121.
36. Суханова Т.П. Информационные новации исполнительного производства в России и Финляндии // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2015. № 3-2 (148). С. 120-122.
37. Улетова Г.Д., Малиновский О.Н. Исполнительное производство
России и проблема создания альтернативной системы исполнения судебных актов // Концепция развития судебной системы и системы добровольного и принудительного исполнения решений Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Европейского суда по правам человека. Краснодар - Санкт-петербург: «Юридический центр пресс», 2017. С. 25-29
38. Организационная структура органов принудительного исполнения
Финляндии [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://fssprus.ru/inter_experience9 (дата обращения: 10.12.2016).
39. Официальный сайт Министерство юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://minjust.ru. — Загл. с экрана.
40. Официальный интернет-портал правовой информации:
Государственная система правовой информации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
41. Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fssprus.ru/central/
42. Официальный сайт УФССП России по Псковской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://r60.fssprus.ru/indicators/
43. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция» : постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 312 // СЗ РФ. — 2014. — № 18 (Ч. 2). — Ст. 2158. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pravo .gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102349449&rdk=&backlink=1
44. Организационная структура органов принудительного исполнения
Финляндии [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //fssprus .ru/inter_experience9
45. О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 28.11.2015 № 340-ФЗ // СПС Гарант [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garant.ru
46. Понятие и виды сроков в исполнительном производстве [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://propristavov.ru/ponyatie-i-vidy-srokov-v- ispolnitelnom-proizvodstve/