ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ИФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС 14
1.1 Современное состояние проблемы формирования профессионализма будущих экономистов 14
1.2 Педагогические аспекты использования программных продуктов профессионального назначения в высшем экономическом образовании 29
1.3 Профессиональные программные средства, используемые в
высшем экономическом образовании 33
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 43
ГЛАВА II. ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИСТОВ 45
2.1 Анализ современного состояния информационной культуры студентов финансово экономических факультетов 45
2.2 Моделирование познавательной деятельности будущих экономистов с использованием программных продуктов профессионального назначения 53
2.3 Внедрение новых информационных технологий в учебный
процесс 76
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II 93
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПАКЕТОВ ПРОГРАММ 95
3.1. Цель, задачи, структура экспериментального исследования 95
3.2. Реализация разработанной модели обучения 99
3.3 Получение и математико-статистический анализ численных
результатов эксперимента 118
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ III 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131
ЛИТЕРАТУРА 134
ПРИЛОЖЕНИЯ 145
Актуальность темы исследования. Возрастающие требования к качеству знаний выпускников высших учебных заведений являются неизбежным следствием научно-технического прогресса, в условиях которого не может оставаться неизменным образовательный процесс. Особую актуальность приобретает задача подготовки кадров новой формации в сфере экономики и финансов. Достичь высокого профессионализма, умения самостоятельно принимать обоснованные и эффективные решения в настоящее время невозможно без овладения методами информационно-компьютерных технологий. Как показывает практика, большинство пользователей уже не представляет себе, как бы они выполняли свою работу, с которой прекрасно справлялись еще 5 - 10 лет назад, без помощи компьютера. В настоящее время все большее и большее распространение, как в производстве, так и в документообороте предприятий находит компьютерная техника, все шире и шире становится перечень охватываемых ею задач. Постоянно растет объем и сложность обрабатываемой информации, требуются все новые и новые виды ее представления.
В условиях рыночной экономики Российской Федерации информация выступает как один из основных товаров. Успех коммерческой и предпринимательской деятельности связан с муниципальными, банковскими, биржевыми информационными системами, системами информатизации оптовой и розничной торговли, торговых домов, служб управления трудом и занятостью, созданием банка данных рынка товаров и услуг, развитием центров справочной и аналитико-прогнозной котировочной информации, электронной почты, электронного обмена данными и др.
Управленческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных фирм. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют также, изменения в организационных формах и характере деятельности фирм, повышение значения транснациональных корпораций в хозяйственных международных связях.
Изменения условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления, сказываются не только на совершенствовании организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия и т.д. Все это требует от ВУЗов адаптации к новым условиям, преодоления возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом процессах.
Новейшие достижения в области микроэлектроники привели к новым концепциям в организации информационных служб. Благодаря высокопроизводительным и экономичным микропроцессорам информационно¬вычислительные ресурсы приближаются к рабочим местам менеджеров, бухгалтеров, плановиков, администраторов, инженеров и других категорий работников. Совершенствуются персональные системы обработки данных, упрощается документооборот, внедряются автоматизированные рабочие места на базе персональных компьютеров.
Подходя к современным требованиям, предъявляемых к качеству работы управленческого звена коммерческой компании, нельзя не отметить, что эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения офиса компании электронным оборудованием, таким, как компьютеры, средства связи, копировальные устройства.
В этом ряду особое место занимают компьютеры и другое электронное оборудование, связанное с их использованием в качестве инструмента для делопроизводства и рационализации управленческого труда. Их использование в качестве информационных машин, что, хотя и не соответствует их названию, но в последнее время становится основным видом их применения, позволяет сократить время, требуемое на подготовку конкретных маркетинговых и производственных проектов.
Существует противоречие между потребностью в специалистах, владеющих информационными технологиями и выпускниками ВУЗов с соответствующей подготовкой.
Информационные технологии - динамично развивающееся направление,
и, как следствие, встают задачи:
• обеспечение учебного процесса в ВУЗе современными программными средствами;
• овладение современными информационными технологиями;
• освоение наряду с пакетами программ общего назначения, специальных пакетов профессиональных программ таких как 1С: Предприятие, Pro¬ject expert и др. (на сегодняшний день многие фирмы стараются способствовать учебным заведениям в решении поставленных задач: предоставляются ценовые льготы при приобретении программных продуктов, обеспечивается бесплатное или льготное обновление приобретенного ПО);
Как показало исследование, в ВУЗах ощутима нехватка квалифицированных преподавательских кадров, существует сложность организации производственной и преддипломной практики студентов, имеются проблемы, связанные с поверхностным изучением программных продуктов и информационных технологий в учебных заведениях.
Новые экономические условия требуют нового подхода к подготовке специалистов, которая должна успевать за совершенствованием технологий. Поэтому большое значение имеет внедрение новых форм учебного процесса, в частности, создание рабочего места специалиста некоторой предметной области и имитации реальных производственных задач. Одним из путей реализации данного подхода, является создание виртуальных учебных сред - условное предприятие, учебный банк и т.д.
Образовательная практика доказывает необходимость использования информационно-образовательных технологий, направленных на конструирование различных оптимальных обучающих систем, проектирование эффективных учебных процессов, разработку методов и средств получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.
Основное достоинство информационно-образовательного продукта состоит в том, что в нем содержится большой объем информации, к тому же он должен быть организован таким образом, чтобы в нем можно было легко разобраться специалисту. Это достигается путем создания в программном продукте системы меню, гиперссылок и справочной системы.
Отличительной чертой развития современного высшего образования является изменяющееся содержание образования (в соответствии с новым государственным образовательным стандартом) и технологии преподавания, по¬скольку большое развитие получают информационные средства обучения. Немаловажное значение в информационных образовательных технологиях имеют электронные средства поддержки обучения.
Информационные системы - это совокупность тем или иным способом структурированных данных (базы данных) и комплекса аппаратно¬программных средств для хранения данных и манипулирования ими.
На этапах разработки и внедрения обучающей программы возникает вопрос о целесообразности применения этого средства обучения, а, следовательно, необходимость выявления преимуществ компьютерных обучающих технологий перед традиционными средствами обучения, которые успели зарекомендовать себя с лучшей стороны за долгие годы использования.
Традиционные способы обучения, такие как чтение научной литературы, прослушивание лекций, посещение семинаров, просмотр учебных видео¬фильмов, издавна зарекомендовали себя как эффективные средства получения знаний, на которых выросло не одно поколение школьников и студентов. Многолетняя практика работы в ВУЗе показала, что необходимо объединить все лучшее, что существует в традиционных способах обучения и возможности новых информационных технологий.
Таким образом, обучение с использованием программ «1С», Project ex¬pert обладает следующими основными преимуществами:
• интерактивность, бесценная для образовательного процесса, позволяющая без усилий выполнять рутинные операции (поиск, вычисления) и индивидуализировать получение и усвоение информации;
• долговременная актуальность.
Исследования в области оценки качества средств образовательного на-значения, в том числе и программных продуктов «1С», Project expert позволили выделить условия их педагогически целесообразного применения в виде определенных уровней:
• Возможность использования периферийного оборудования для распечатки информации с экрана.
• Эргономический уровень - сервис пользователя: наличие иерархического меню легкого доступа к информации, наличие возможности подсказки, справочной системы, оптимальное распределение информации на экране.
• Педагогический уровень: соответствие педагогическим целям использования электронного средства учебного назначения и методам обучения с использованием технологии мультимедиа, реализуемость разнообразных видов и форм учебной деятельности с экранной информацией.