Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Передача световоздушной среды в живописи пейзажа «Приокские дали»

Работа №75911

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

железная дорога

Объем работы138
Год сдачи2014
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы пейзажной живописи 7
1.1 История развития пейзажной живописи 7
1.2 Средства передачи световоздушной среды в пейзаже 13
1.3 Анализ произведений художников-пейзажистов, с точки зрения передачи ими световоздушной среды в изображаемых картинах 21
Глава II. Практическая часть. Процесс выполнения живописного произведения 26
2.1 Выбор темы. Создание эскизов и этюдов 26
2.2 Разработка композиционно-колористического решения пейзажной серии картин 32
2.3 Этапы выполнения серии пейзажей «Приокские дали» 40
Глава III. Методическая часть. Пейзаж в системе уроков изобразительного искусства в начальной школе 49
3.1 Методические основы обучения пейзажной живописи на уроках изобразительного искусства, способствующие эффективному формированию знаний, умений и навыков в изображении пейзажа 49
3.2 Формы организации учебных занятий по изобразительному искусству в начальной школе 61
3.3 Разработка уроков по изучению пейзажа в начальной школе 68
3.4. Итоги практической работы по обучению учащихся младших классов пейзажной живописи на уроках изобразительного искусства и на кружковых занятиях 82
Заключение 92
Список используемой литературы 94
Приложения

Объекты изображения в пейзажной живописи - это предметы окружающего мира. Однако художник не просто копирует видимые формы окружающего мира, он стремится передать в картине пространство, световоздушную среду, освещённость, цветовое разнообразие, соразмерность, гармонию и ритмы природы, свои внутренние восприятия, переживания, знания, умения, навыки, и в итоге создать художественный образ. Передача цветовых отношений объектов природы с учётом тонового и цветового состояния световоздушной среды и освещённости, является основой реалистической живописи.
Различные состояния световоздушной среды в природе оказывают на человека разное эмоциональное действие, вызывают определенную гамму мыслей, чувств, переживаний и настроений. Поэтому передача состояния световоздушной среды в пейзаже является самой важной составляющей пейзажной живописи, которая определяет его эмоциональный образный строй и выразительность, дает зрителю реалистическое восприятие пейзажа.
Поэтому решение проблемы передачи световоздушной среды в живописи пейзажа было и всегда остаётся актуальным. А для этого художнику необходимо видение световоздушной среды, знание закономерностей изменения облика предметов и их состояний под влиянием света и владение приёмами и техниками передачи световоздушной среды, заключёнными в каждом из элементов изобразительного языка.
Изучение природы и рост профессионального живописного мастерства являются глубоко взаимосвязанными процессами в формировании художника- пейзажиста. Творческий подход к изображению пейзажа и эстетическое отношение к миру основывается на тех зрительных образах и впечатлениях, которые живописец получает только при работе с натуры. Только в результате общения с природой может появиться вдохновение, созреть замысел пейзажных композиций.
Методическая проблема затрагиваемая исследованием состоит в том, что в настоящее время пейзажной живописи в школе уделяется мало времени, а работе на пленэре ещё меньше, в связи с этим у школьников низкий уровень художественно-образного мышления, восприятия реального мира, воображения, а также слабый интерес к художественному творчеству.
Актуальность состоит в необходимости систематического обучения детей пейзажной живописи, с работой на пленэрах, правильной передачи натуры, развития их творческих способностей, воспитания любви к родной природе, культуре и искусству.
Такие занятия позволят развить у школьников не только творческие способности, но и образное мышление, внимание, память, представление, а самое главное - воспитать эстетическое отношение к жизни.
Занятия пейзажной живописью - это непосредственная, практическая возможность общения детей с натурой - окружающей средой. Поэтому в системе начального образования изобразительное искусство должно являться одним из важнейших факторов духовно-нравственного развития ребенка.
Большая роль в создании оптимальных условий для обучения принадлежит учителю изобразительного искусства. Только профессионально подготовленный и компетентный учитель, применив в процессе обучения правильно организованную структуру занятий по пейзажной живописи, может развить у школьников способность восприятия изобразительного искусства; любовь, интерес и потребность в общении с ним; дать школьникам начальный опыт полноценного художественного творчества.
Тема дипломной работы: «Передача световоздушной среды в живописи пейзажа. Приокские дали».
Объекты исследования: пейзажная живопись, методика обучения основам пейзажной живописи учащихся начальной школы.
Предметы исследования: передача световоздушной среды в живописи пейзажа, процесс художественного образования пейзажной живописи в начальной школе.
Цели дипломной работы:
Технологическая цель: создать серию пейзажей «Приокские дали» с передачей световоздушной среды в различное время суток.
Теоретические технологические задачи:
1. изучить искусствоведческую и специальную литературу по теме исследования;
2. раскрыть исторические основы пейзажной живописи;
3. изучить пейзажные работы художников-пейзажистов, выявить их особенности и способы передачи световоздушной среды при изображении ими пейзажа;
4. определить средства и способы передачи световоздушной среды в пейзаже.
Практические технологические задачи:
1. разработать колористическое и композиционное решение серии
пейзажей "Приокские дали";
2. выполнить серию пейзажей в технике масляной живописи;
3. дать краткий обзор об изображаемых местах в картинах.
Методическая цель: разработать методические рекомендации по проведению занятий на тему «Пейзаж» в начальной школе.
Теоретические методические задачи:
1. изучить педагогическую литературу по теме исследования;
2. раскрыть методику проведения занятий по пейзажной живописи на
уроках изобразительного искусства;
Практические методические задачи:
разработать методические рекомендации по проведению занятий по пейзажной живописи на уроках изобразительного искусства;
2. разработать критерии оценки работ, выполненных учащимися.
Методы исследования.
Для реализации задач использовались следующие методы исследования: изучение литературы по теме исследования, теоретический анализ, наблюдения, метод опроса (беседы), эксперимент.
Практическая работа по написанию пейзажных работ проводилась на пленэре, в мастерской, дома.
Практическая работа с детьми проводилась в школе-интернате № 58 г. Москвы, с учащимися начальных классов.
Работа базировалась на трудах: Кузина В.С., Ростовцева Н.Н., Волкова Н.Н., Шорохова Е.В., Ломова С.П., Игнатьева Е.И., Игнатьева С.Е., Сокольниковой Н.М., Беда Г.В., Неменского Б.М., Выготского Л.С., Ревякина П.П., Зайцева Н.А., Ковалева Ф.В., Визер В.В., Федорова-Давыдова А.А., и других.
Структура дипломной работы:
Дипломная работа состоит из трех частей.
В первой части рассматриваются теоретические основы пейзажной
живописи.
Вторая - практическая часть проекта состоит из выполнения трех живописных работ, изображающих реку Оку и Приокские дали в Московской области, и текстовой части, раскрывающей тему моей дипломной работы.
В третьей части рассматриваются методические основы обучения и преподавания пейзажной живописи на уроках изобразительного искусства в начальной школе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения дипломной работы были решены следующие задачи: была изучена искусствоведческая литература по вопросу истории развития пейзажной живописи; изучена предметная и межпредметная литература, касающаяся вопросов света, его природы, взаимодействия со средой и формирования световоздушной среды; литература, раскрывающая средства и способы выражения световоздушной среды; проведен анализ творчества художников-пейзажистов; выполнена творческая выпускная квалификационная работа на тему: ««Передача световоздушной среды в живописи пейзажа «Приокские дали», состоящая из серии работ; изучена литература, описывающая содержание и средства, технологии и техники изобразительного искусства по методике преподавания изобразительного искусства в начальной школе, разработана серия уроков, направленная на обучение учащихся младших классов изображению пейзажа, разработаны учебно-методические рекомендации по проведению занятий на общую тему «Пейзаж» проведен анализ выполненных детских работ.
На основе проделанной работы, можно сформулировать следующие выводы: тема на сегодняшний день актуальна, потому что изучение природы и рост профессионального живописного мастерства являются глубоко взаимосвязанными процессами в формировании художника-пейзажиста. Творческий подход к изображению пейзажа основывается на тех зрительных образах и впечатлениях, которые живописец получает при работе с натуры. Только в результате общения с природой может появиться вдохновение, созреть замысел пейзажных композиций. Пейзаж по своей природе - искусство, в котором наиболее непосредственно выражаются эмоции. Цветовые оттенки красочной палитры передают в картине гамму чувств художника. Поэтому в пейзаже особенно важна поэтичность восприятия в трактовке природы. Пейзаж несет в себе чувственное выражение мысли - в этом его сила и действенность.
Тема актуальна и потому, что только световоздушная среда дает единство и реальность живописи картины. Основа материальной жизни - свет. Свет обнаруживает внешние черты предмета. Благодаря свету можно уловить его очертания, трехмерную рельефность, его собственный цвет, осязаемую фактуру. На свету можно подробно и обстоятельно изучать предмет в целом и деталях. На свету предмет привлекает внимание зрителя, выявляет характерные свойства, лучше всего познается. Передача световоздушной среды в картине есть передача игры света в самой среде и в световых взаимодействиях предметов друг с другом в рефлексах и светотенях, цвета предметов, тонов, плотности и прозрачности воздуха в природе на момент написания картины. Правильная передача художником в живописном произведении световоздушной среды дает зрителю реалистическое восприятие пейзажа.
Тема актуальна еще и потому, что пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного познания и изображения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Главной целью пейзажной живописи является побуждение человека к высшим чувствам, мыслям, желаниям и стремлениям, именно пейзаж ярче и реалистичнее всего, в художественных образах, доступных восприятию любого человека, отражает действительность.
Работа над живописной серией «Приокские дали» показала, насколько это трудоемкий процесс - работа с натуры, передача настроения природы, световоздушной среды, передача своего мироощущения и понимания образа природы.
Стоящие передо мной перед началом работы над дипломным проектом проблемы, цели, задачи, вытекающие из темы и плана дипломной работы мной решены и нашли полное выражение в настоящей дипломной работе, дипломная работа выполнена.



1. Алексеев П.К., Короткова А.Л., Трофимов В.А. - Основы изобразительной грамоты. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 2011
2. Алехин А.Д. «Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. М.: Просвещение, 1984
3. Беда Г.В. Живопись. М.: Просвещение, 1986.
4. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Просвещение, 1981.
5. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия.
6. Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. М.. 2006.
7. Визер В. Живописная грамота. Основы пейзажа. М.: 2006
8. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984
9. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М.: Искусство, 1984
10. Долгополов И.В. Мастера и шедевры. Том 2. - М.: Изобразительное искусство, 1987
11. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. - М.: Академический проект, Мир, 2007.
12. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.: 1961
13. Кадочников А.А. Система А.А. Кадочникова Ростов н/Д: Феникс, 2002
14. Кузин B.C. Методика преподавания ИЗО в начальных классах. М.: 1990
15. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М.: Просвещение, 1977
16. Кузин В.С., Ломов С.П., Коваленко П.Ю., Близнюк Е.И. - Основы живописи
1-4 классы
17. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. Практическое пособие. М.: Высшая школа, 1992
18. Ломов С.П. Дидактика художественного образования. - М.: Педагогическая академия, 2010
19. Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века.
20. Михеева О.М, Малахова Ю.В., Кузнецов В.В. «Свет в живописи» - Учебно-методическое пособие. Благовещенск: Издательство АмГУ, 2013
21. Моклер К. Импрессионизм: История, эстетика, мастера. Перевод с французского. Издательство 2, 2011
22. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Тематическое планирование 1¬8 классы. Издательство «Учитель», 2012
23. Неменский Б.М. Методическое пособие к учебнику по изобразительному искусству 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2004
24. Павлик К. В. Изобразительное искусство в начальной школе: Учебные материалы по методике преподавания. — М.: Флинта: Наука, 1999.
25. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания, М.: Советский художник, 1981-1986
26. Ревякин П.П. «Техника акварельной живописи», М.: Просвещение, 1959
27. Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов. М.: Просвещение, 1989.
28. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Агар, 2000
29. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: Дидактика и методика.
Учебное пособие - Ижевск, 2002
30. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Москва 2002
31. Островский Г.С. «Как создается картина» - М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1962
32. Федоров-Давыдов А.А. «И. И. Левитан. Жизнь и творчество». - М., 1960.
33. Хворостов А.С. «Книга начинающего пейзажиста» - М.: ЗАО «Издательский дом «Гамма», 2010
34. Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение 1986.
35. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во втором классе. М. 1990.
36. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2000
37. Энциклопедия. Русская живопись XIV-XX веков, - М. Искусство, 1998г.
38. Энциклопедический словарь юного художника, - М. Просвещение 1994г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ