Введение 3
Глава 1. Теоретике- методологические основы менеджмента 9
1.1. История возникновения менеджмента. Специфика менеджмента в
сфере культуры 9
1.2. Концепция управления "талантами" 21
Глава 2. Особенности управления творческим коллективом в культурно - досуговой и просветительской сфере 37
2.1. Применение управленческих методов в театре 37
2.2. Характеристика жизнедеятельности театра с момента преобразования
на основании статистических данных 52
Заключение 64
Список источников и литературы 67
Актуальность исследования, обусловлена тем, что управление культурным учреждением представляет собой довольно сложный процесс в силу специфики социокультурной деятельности. Речь идет, прежде всего, о талантливых людях, отличающихся непредсказуемостью и своеобразным подходом к выполнению работы. Управление такими людьми характеризуется особой многогранностью и интуитивностью и в задачи руководителя входит грамотное применение управленческих решений отличающихся от стандартизированной схемы руководства.
Специфика социокультурного менеджмента заметно отражается на примере организации театра. Главным компонентом жизнедеятельности театра является творческий коллектив, который состоит из талантливых людей и руководство творческими кадрами представляет собой определенные трудности, с которыми может справиться только профессиональный художественный руководитель, способный совместить управленческую и артистическую деятельность.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема, заявленная в исследовании, имеет междисциплинарный характер и включает в себя исследования с точки зрения разных подходов. Они осуществляются в рамках таких направлений как культурология, психология, менеджмент, педагогика.
На сегодняшний день не существует точного определения таланта. Часть авторов интерпретирует данное понятие как самого человека, другая часть относит этот термин к характеристике личности. Поскольку в нашей работе основной акцент делается на исследовании управления творческими людьми, наиболее рациональным будет рассмотреть определение таланта с культурологической точки зрения как природное дарование в какой-либо области духовной или физической деятельности, определяющейся
творческой самобытностью и односторонностью 1; выдающаяся способность к чему-либо; тот или другой дар, присущий некоторым людям в большей или меньшей степени, например, литературный талант, дар красноречия ; высокая степень одаренности .
Вопросами, связанными с управлением талантливыми сотрудниками посвящено множество исследований, среди которых можно выделить книгу Эда Майклза «Война за таланты» в которой дается осмысление результатов масштабных исследований с целью выяснить, каким образом отношение к сотрудникам определяет успех учреждения. Изучением подобных вопросов так же занимались зарубежные и российские исследователи П. Гаудж , А.В. Леонов , С.А. Шапиро .
С точки зрения теоретических основ менеджмента, А. Робертсоном и Г. Эбби рассматриваются отдельные характеристики термина «талант» которые были выделены как: стремление к личностному росту и постоянному движению вперед, а так же стремлению к результату и непринужденности.
Изучение особенностей управления творческими людьми невозможно без изучения теоретико-методологических основ психологии и педагогики в организаторской деятельности. Такие вопросы были изучены психологами Л.И. Уманским , В.Н. Дружининым, Е.П. Ильиным 2.
В ходе исследовательской работы была применена концепция российского исследователя С.Г. Коленько , обозначившего основные внутренние и внешние проблемы в практике управления театром.
Объектом исследования является управление творческим коллективом в культурном учреждении.
Предметом исследования выступает влияние творческого коллектива на успешное функционирование театра.
Цель исследования: изучить особенности управления творческим коллективом, а так же необходимость практического применения управленческих механизмов для успешного функционирования и
конкурентоспособности театра на примере Приморской сцены академического Мариинского театра.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с историей возникновения менеджмента.
2. Изучить теоретико-методологические основы управления творческим коллективом.
3. Исследовать влияние творческого коллектива на
функционирование культурного учреждения применяя классификацию внутренних и внешних проблем современного театра .
4. Рассмотреть динамику процессов жизнедеятельности театра, используя статистические данные.
Источниковая база исследования.
Основными источниками для данного исследования послужили монографии, научные статьи, статьи печатных изданий газет и журналов, посвященных значимым событиям Приморского театра оперы и балета, а так же Приморской сцене академического Мариинского театра изданные с момента его возникновения, и по настоящее время, интервью.
Методологическая основа исследования.
Поскольку предметом исследования является влияние творческого коллектива на успешное функционирование театра, то для полного анализа предмета исследования необходимо изучить теоретические подходы к этому вопросу.
В ходе исследования был использован системный подход для исследования основ управления творческим коллективом, с помощью структурно-функционального подхода были выделены основные факторы, влияющие на жизнедеятельность театра. Кроме того был применен контент- анализ для выявления основных методов которые были применены нынешним руководителем Приморской сцены Мариинского театра .
Методом систематизации были приведены статистические данные функционирования отдельных структур театра, на основании которых можно проследить динамику развития организации с момента ее возникновения до преобразования и по сегодняшний день.
Научная значимость исследования.
В данном исследовании обоснована специфика управления творческими людьми, а так же непосредственное влияние творческого коллектива на театр как один из существенных ресурсов, влияющих на его успех. На примере преобразования Приморского театра оперы и балета в филиал Мариинского были выделены основные факторы, от которых зависит успешное функционирование театра.
Положения, выносимые на защиту:
1. Управление талантливыми людьми существенно отличается от классического управления своей спецификой.
2. Главной составляющей любого театра является творческий коллектив, а успех его определяется профессионализмом самой труппы.
3. На работоспособность творческого коллектива и других механизмов театра значительную роль оказывает финансирование.
4. Успешная деятельность и конкурентоспособность театра зависит от художественного руководителя.
Структура и объем работы.
Данная работа содержит введение, две главы, заключение и список используемых источников и литературы.
Управление талантливыми людьми существенно отличается своей спецификой поскольку культура подразумевается как открытая и довольно сложная диффузная система, а руководство такими системами характеризуется слабой структурированностью, высокой субъективностью и малой определенностью. В связи с этим, можно прийти к выводу, что менеджмент в культурном учреждении осуществляется путем использования методов отличающихся от стандартизированных, применяемых в качестве управления организацией отдаленной от культурной сферы. Это связано с тем, что особую значимость в функционировании культурных учреждений играют люди, имеющие непосредственное отношение к творческому процессу. Такой процесс выделяется некой спецификой,
непредсказуемостью, интуитивностью и своеобразностью, вследствие чего эффективное управление этим процессом невозможно осуществить, используя классические подходы. Данная особенность обусловлена тем, что творческий процесс осуществляется творческими людьми, наделенными творческими способностями, а именно, оригинальностью, абстрактным и креативным мышлением, любознательностью, незаурядностью, а так же независимостью.
В нашей работе под культурным учреждением подразумевается театр. Существование театра невозможно без наличия в нем труппы, то есть творческого коллектива. Творческий коллектив состоит преимущественно из одаренных людей, наделенных талантами. Для творческих людей профессия не вписывается в нормированный рабочий график, а продуктивность зависит преимущественно от вдохновения. Поскольку наличие таланта это только одна из составляющих успеха театральной труппы, важно мотивировать творческих кадров на работоспособность и развивать в них потенциал.
Вследствие чего можно прийти к выводу, что исключительно грамотный подход к управлению коллектива гарантирует успешную деятельность 64
театра, а данный вид управления под силам только художественному руководителю. Задачей руководителя (художественного руководителя- директора), является использование грамотного подхода к управлению талантами и создание комфортных условий для существования творческого духа коллектива и поддержания дружественной обстановки в целях поддержания работоспособности людей. Для существования такого коллектива в театре необходимо: во-первых, создание труппы путем поиска и привлечения перспективных артистов; во- вторых, развитие их творческого потенциала и мотивирование на плодотворную работу; в-третьих, применение всевозможных методов для удержания талантливых сотрудников, создавая благоприятную творческую атмосферу в коллективе с целью повышения продуктивности. Мотивация может отражаться в нематериальных награждениях в виде похвалы, а так же в материальном контексте в виде премиальных выплат. Для того чтобы осуществлять мотивационный подход к управлению талантами, необходимо достаточное финансирование культурного учреждения. Своевременная оплата труда творческим и вспомогательным кадрам, премиальные поощрения сказываются на работоспособности творческого коллектива положительным образом. Кроме того, для того чтобы в труппе театра были профессиональные артисты, необходимо с раннего возраста помогать им развиваться, другими словами инвестировать в молодых талантов с дальнейшей перспективой работы в театре. Помимо этого, необходимость финансирования отражается в поддержании технических ресурсов театра, от которых зависит возможность проведения широкомасштабных спектаклей. Так же денежные средства необходимы для развития и продвижения театра на мировой уровень, путем организации многих затратных проектов.
Исследуя сравнительную характеристику общих показателей функционирования культурного учреждения на примере Приморской сцены Мариинского театра, нам удалось выделить основные факторы, от наличия которых зависит успех и конкурентоспособность театра. В первую очередь, важным фактором для театра является профессионализм творческого коллектива, продуктивная деятельность которого определяется мотивированием работников и предоставления им необходимых условий для создания творческой атмосферы. Осуществление мотивационного подхода в большей степени зависит от финансирования культурного учреждения. Нехватка финансирования приводит к упадку всех механизмов театра. Примером подобной ситуации служит критической состояние Приморского театра оперы и балета до его преобразования в Приморскую сцену Мариинского театра. После того региональный как театр приобрел статус государственного, а так же после смены руководства, были поставлены новый задачи, осуществление которых прежде всего зависело от финансирования. Введение новых проектов и их осуществление положительным образом сказались на функционировании и конкурентоспособности театра. Таким образом, вторым важным фактором определяющим успех театра является финансирование. Третьим необходимым фактором в жизни театра является художественный руководитель. Артистическая и управленческая деятельность в театре - неразделимы, вследствие чего можно прийти к общему выводу, что художественный руководитель должен сочетать в себе грамотные управленческие навыки, а так же быть таким же творческим человеком, которыми он руководит.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 05.05.2014 N 99- ФЗ «Коммерческие и некоммерческие организации», ст. 50.
2. Антон Лубченко: Театр оперы и балета - это не могила, а рождение культуры в Приморье [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://primamedia.ru/news/441422/.
3. Ардальянова, Е. Портрет певца в интерьере // Золотой Рог. -
2016. - №16. - С. 5.
4. Балетную труппу Приморской сцены Мариинки увеличат почти вдвое [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/kultura/5159398/.
5. Берчанская, Л. Бисируем стоя // Владивосток. - 2017. - № 111 (5877). - С. 1, 6.
6. Берчанская, Л. Плоть от плоти Мариинки // Окно в АТР. - 2017. - № 18. - С. 134-137.
7. Берчанская, Л. Валерий Гергиев чудес не обещает. Но намерен превратить приморскую столицу в центр культурной жизни АТР // Владивосток. - 2016. - № 3916. - С. 1, 5.
8. Берчанская, Л. Город накрыл звездопад // Владивосток. - 2016. - № 3984. - С. 1, 2.
9. Берчанская, Л. Культурный лидер АТР? Владивосток, конечно // Окно в АТР. - 2017. - №18. - С. 142-144.
10. Берчанская, Л. Опера и балет- всерьез и надолго // Окно в АТР. - 2016. - №9. - С. 84-87.
11. Двойнова, Т. Мариинка приобрела в Приморье рисковый актив // Независимая Газета. - 2017. - №14. - С.2.
12. Дробышева, И. Опера и балет- всерьез и надолго // Окно в АТР. -
2017. - № 18. - С. 148-155.
13. Ленская, Е. От «Обручения в монастыре» до «Мадам Баттерфляй» // Золотой Рог. - 2016. - № 17. - С. 22.
14. Копылова, Н. Мгновения танца. Приморская сцена Мариинского театра расширяет балетный репертуар // Окно в АТР. - 2017. - № 18. - С. 138- 141.
15. Кузнецова, Т. Валерий Гергиев объявил программу Первого Международного дальневосточного фестиваля «Мариинский» во Владивостоке // Окно в АТР. - 2016. № 10. - С. 68-70.
16. Мариинский театр. Приморская сцена: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://prim.mariinsky.ru/
17. Приморский филиал балетной академии Вагановой набирает новых учеников [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https ://primamedia.ru/news/618165/.
18. Рыкова, А. Приморская сцена Мариинского театра - проект уникальный // Золотой Рог. - 2016. - № 7. - С. 23.
19. Рыкова, А. Наш главный зритель- это студент // Золотой Рог. - 2016. - № 15. - С. 10.
20. Рыкова, А. Приморский театр оперы и балета влился в Мариинку // Дальневосточный капитал. - 2016. № 1 (185). - С. 63.
21. Сидоров, Е. Антон Лубченко: Я бы расстроился сильнее, если бы ко мне были претензии как к музыканту// Владивосток. - 2017. - № 18. - С. 5.
22. Соловьенко, М. Звезд надо приглашать в Приморье! Бездарности припрутся, простите, сами // Народное вече. - 2013. - №40 (736). С. 8-10.
23. Трудовые будни балетной труппы Приморской Мариинки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.newsvl.ru/vlad/2018/06/10/171004/ .
24. Шатина, Ю. Мариинки младший брат // Боевая вахта. - 2015. - № 23. - С. 7.
25. Шолик, Н. Время вставать на пуанты // Приморская газета. - 2016. - № 67. - С. 12.
2. Литература
2.1 Книги (исследования) и авторефераты
26. Альвердов, А.Р. Управление персоналом - 2-е изд. - М.: МФПУ «Синергия», 2013. -192 с.
27. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука. - М.: Советское радио, 1979. -101 с.
28. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами - 8-е изд. - М.: Питер, 2004. -825 с.
29. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 420 с.
30. Веснин, В.Р. Менеджмент в социокультурной сфере. - М.: Издательство Уральского университета, 2009. - 478 с.
31. Виханский, О.С., Наумов А.И. Основы менеджмента. - М.: Экономистъ, 2006. - 221 с.
32. Гаудж, П. Исследование мотивации персонала. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2014. - 272 с.
33. Гоулман, Д., Бояцис Р., Макки, Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта: Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. - 510 с.
34. Гэлловэй, Л. Операционный менеджмент. -СПб.: Питер, 2001. - 275 с.
35. Дружинин, В.Н. Современная психология. - М.: Питер, 2000. - 624 с.
36. Иванов, Г.И. Формулы творчества, или как научиться изобретать.- М.: Просвещение, 1994. - 109 с.
37. Иванов, Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации.- СПб.: Питер, 2004. - 272 с.
38. Иванова, Е.А. Теория менеджмента. М.: МИИТ, 2014. - 176 с.
39. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности одарённости. - М.: Питер, 2009. - 304 с.
40. Коленько, С. Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства. — М.: Юрайт, 2016. - 372 с.
41. Кошкина, М.В. Негосударственные некоммерческие организации в сфере культуры и искусства. - М.: Композитор, 2010. - 686 с.
42. Киржнер, Л.А. Менеджмент организации. - М.: КНТ, 2009. - 688 с.
43. Леонова, О.И., Леонов, А.В. Современные технологии управления. - М.: Издательство Московского университета, 2014. - 174 с.
44. Минева, О.К., Ахунжанова, И.Н., Мордасова, Т.А. Управление персоналом организации: технологии управления развитием персонала. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 160 с.
45. Майклз, Э., Хэндфрилд-Джонс, Х., Экселрод, Э. Война за таланты. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. - 272 с.
46. Мясоедов, С. П. Кросс-культурный менеджмент. - М.: Юрайт, 2015. - 314 с.
47. Овчинникова, Т.А., Щелокова С.Н. Гибкая система оплаты труда в организациях. - К.: МАУП, 2010. - 467 с.
48. Переверзев, М., Костцов, П. Менеджмент в сфере Культуры и Искусства. - М.: Инфо-М, 2007. - 315 с.
49. Платонов, Ю.П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях. - СПб.: Речь, 2008. - 375 с.
50. Плотников, С.Н. Управление в сфере культуры: системный подход. - М.: Экономистъ, 1981. - 223 с.
51. Робертсон, А., Эбби, Г. Управление талантами: пер. с англ. - Днепропетровск : Баланс-Клуб, 2004. - 285 с.
52. Семенов, А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. - М.: Дашков и К., 2008. - 214 с.
53. Сироткин В. Б. Концепции современного менеджмента. - СПб.: СПбГУАП, 2002. - 200 с.
54. Сопомонидина, Т.О., Сопоманидин, В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 92 с.
55. Тульчинский, Г. Л., Шекова, Е. Л. Менеджмент в сфере культуры: 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Лань, 2003. - 232 с.
56. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности. М.: Просвещение, 1980. - 160 с.
57. Шапиро, С.А., Шилаев А.В. Факторы повышения эффективности труда персонала. Монография. - М.: АТИСО, 2012. - 222 с.
58. Шекшня, С. В. Управление персоналом современной организации. - М.: Бизнес - школа, 2008. - 472 с.
2.3 Статьи
57. Антонова, О. Фокус на талант // Персонал Микс. - 2007. - № 10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.coleman.ru/nashe-
mnenie/personnel-management/.
59. Варфоломеев, А.Г. Креативный менеджмент в практической деятельности организации// Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2015. - №15. - С. 156-160.
60. Ванюрихин, Г.И. Креативный менеджмент // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. № 2. - С.122-143.
61. Кадол, В. Управление талантами: системный подход
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pharmpersonal.ru/.
62. Карташов, С. А., Одегов Ю. Г., Шаталов Д. В. Управление талантами как HR-технология // Вестн. Ом. ун-та. Сер. Экономика. - 2013. - № 1. - С. 85-94.
63. Мильнер, Б.З. Перестройка управленческой деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://es.msiu.ru/upload/iblock/08a/3- 2009/.
64. Муртазин, Р., Луцкина, В. Фокус — на таланты. iTeam портал.
Технологии корпоративного управления. 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/human/
section 67/article 3013/.
65. Никитин, А. А. О современных подходах к постижению феномена одаренности // Мир психологии. - 2011. - № 1 (65). - С. 127-137.
66. Нехорошков, С.Б., Бибикова А.В. Специфика исполнительских
коллективов (групп). Психология, социология и педагогика. 2012. №11
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://psychology.snauka.ru/2012/11/1278/ .
67. Ниесов, И. Управленческий талант: проблемы и решения выявления и развития Managerial talent // Психология и бизнес. 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psycho.ru/ library/2737/.
68. Правила управления креативщиками. [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.gd.ru/articles/3879-upravlenie-tvorcheskim-
kollektivom/.
2.5 Справочные издания
69. Календарь дат и событий Приморского края на 2018 год. - Владивосток: Библиотечное издание Прим. краев. публ. б-ки им. А. М. Горького, 2018. - 329 с.
70. Павленков, Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка 2-е изд. — С.-Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, 1907. - 575 с.
71. Попов, М. Словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке М.: Типография Товарищества И.Д. Сытина, 1911. - 566 с.