Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Художественное воплощение идеи движения в творчестве А. С. Грина (мотивный аспект)

Работа №7583

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

филология

Объем работы165стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
880
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3 Глава 1. Архетипические мотивы пути и дома в творчестве
А. С. Грина 18 § 1. Культурологические истоки идеи движения в
творчестве А. Грина 18 § 2. Особенности функционирования мотивов пути и
дома в творчестве А. Грина 29 ^ § 3. Основные типы взаимодействия мотивов пути и
дома в художественных произведениях писателя 42
3.1. Противостояние пути и дома 42
3.2. Путь к дому 47
3.3. Путь, лишенный дома 58 Глава 2. Индивидуально-авторские мотивы, связанные с
идеей движения, в произведениях А. Грина 92
§ 1. Мотив алых парусов 93
/ф § 2. Мотив Бегущей по волнам 101
§3. Мотив серого автомобиля 119
§ 4. Мотив золотой цепи 126
Заключение 139
Список используемой литературы 145



Картина художественного процесса XX века будет неполной без имени Александра Степановича Грина (Гриневского), чье творчество является одной из весьма интересных и оригинальных страниц в истории русской литературы. Грин — фигура в культуре первой трети XX века нбобычная во многих отношениях. Необычны его псевдоним, послуживший еще одним поводом к созданию легенд о писателе, его биография, настолько насыщенная событиями, что ее вполне хватило бы на нескольких человек, сама личность художника, смотревшего на мир через призму своего удивительного воображения.
«Странность» Грина сказывалась во всем: в его непростых взаимоотношениях с собратьями по перу, в его положении «одинокого» путника, далекого от каких бы то ни было эстетических объединений, в его творчестве, всегда вызывавшем разноречивую реакцию, от восторженного одобрения до непонимания и категорического неприятия. Этим, очевидно, и обусловлена драматичность литературной судьбы писателя, судьбы его наследия, долгое время искусственно отчуждаемого советской критикой от художественных процессов начала века, до сих пор не исследованного в полном объеме.
История гриноведения развивалась неравномерно. Периодически возникавший в науке 9 литературе интерес к писателю сменялся годами отрицания его творчества. Это было обусловлено тем, что в советскую эпоху общегуманистические идеи Грина оставались невостребованными.
Непросто складывались отношения А. Грина с современниками. В дореволюционной критике его произведения гораздо чаще получали пренебрежительный отклик, чем доброжелательный. В 1914 году в послании к редактору В. С. Миролюбову Грин с горечью писал: «Мне трудно., Нехотя, против воли, признают меня российские журналы и критики; чужд я им, странен и непривычен...» [«Воспоминания об

4
»
Александре Грине» 1972, с. 485]. Авторы рецензий упрекали писателя в неправдоподобии, подражательстве представителям западноевропейской приключенческой литературы.
Одним из немногих, внимательно отнесшихся к художнику критиков, был А. Г. Горнфельд, который писал: «Грин все-таки не подражатель Эдгара По, не усвоитель трафарета, даже не стилизатор, он самостоятелен более, чем многие, пишущие заурядные реалистические рассказы...» [Горнфельд 1917, с. 280].
После революции на писателя посыпались обвинения в оторванности от жизни, идеализме. Ситуация несколько изменилась в 30-е годы: появились более объективные статьи, посвященные гриновскому творчеству, К. Зелинского, Ц. Вольпе, М. Шагинян, К. Паустовского, А.Роскина1 и других. Однако и в их оценках зачастую просматривалась некоторая поверхностность взгляда. Так, Ц. Вольпе писал, что «...вся манера Грина выпадает из любых традиций русской литературы» [Вольпе 1991, с. 22], повторяя прежнюю мысль о следовании художника образцам англо-американской авантюрной прозы.
В 1950 году автор «Алых парусов» вновь оказался в числе неугодных: критика обвинила его в космополитизме. Поворотным в истории гриноведения стал 1956 год, когда в журнале «Новый мир» появилась статья М. Щеглова «Корабли А. Грина», сыгравшая значительную роль в популяризации творчества писателя.
В конце 50-х возникает интерес к оригинальному русскому художнику за рубежом: публикуются его произведения, выходят критические статьи и научные работы (С. Поллака, К. Фриу, позже Ф. Минквица, А. Цоневой, И. JI. Гюрксика) . В отечественном литературоведении серьезное изучение гриновского наследия начинается лишь с конца 60-х годов. Появляются первые диссертации, выходит ряд монографий3. На этом этапе исследователей в первую очередь интересуют своеобразие

художественного мира писателя, а также особенности его творческого метода. Зарубежные литературоведы и вслед за ними отечественные указывают на то, что традиции классического романтизма являются далеко не единственной составляющей последнего.
Польский исследователь С. Поллак называет Грина несомненным романтиком, но отмечает наличие разных тенденций в его творчестве [Поллак 1962]. В. Е. Ковский в монографии «Романтический мир Александра Грина» пишет, что метод писателя представляет собой «не просто романтизм, но романтизм в его «чистом» виде, весьма редко встречающийся в русской литературе и обнаруживающий в себе множество общеизвестных, «классических» признаков романтической литературы» [Ковский 1969, с. 267]. Одновременно ученый указывает на реалистический характер гриновского романтизма, далекого от «заоблачных далей» и связанного с земными проблемами, а также на некоторое сходство его с символизмом и акмеизмом. О реалистических чертах романтического метода писателя говорит и Е. И. Прохоров [Прохоров 1970].
В 80-90-е годы, когда после незаслуженного забвения стали возвращаться имена замечательных русских писателей: И. Бунина, И. Шмелева, JI. Андреева, В. Набокова — и публиковаться не доступные ранее массовому читателю произведения М. Булгакова, А. Платонова, А. Ахматовой и др., интерес к А. Грину значительно возрастает.
Появляются большое количество публикаций о нем в периодической литературе, новые исследования. Начиная с восьмидесятых годов, регулярно проводятся Гриновские чтения в г. Феодосии. Круг вопросов, связанных с изучением наследия писателя, заметно расширяется. В поле зрения литературоведов оказываются проблемы своеобразия творческой судьбы Грина, жанра его произведений, гриновского психологизма и другие. '
К анализу романистики, в которой наиболее ярко отразились

6
особенности мировоззрения и метода писателя, обращаются Н. А. Кобзев и
4
Т.- Е. Загвоздкина . Одной из первых данная исследовательница указывает на мифологизм как характерную черту художественного сознания Грина. В центре внимания И. К. Дунаевской, А. О. Лопухи, Е. Н. Иваницкой5 находятся этические и эстетические взгляды писателя, его концепция человека.
Более глубокое проникновение в художественную систему А. Грина на данном этапе позволило литературоведам сделать вывод о его тесной связи с русским литературным процессом конца XIX - начала XX века, о синтетичности его творческого метода. Так, Е. Н. Иваницкая пишет, что «А. С. Грин - характерная фигура эпохи порубежья. Его творчеству свойственно постоянное, внутренне противоречивое взаимодействие реалистического и модернистского направления...» [Иваницкая 1993, с. 7].
В отечественном гриноведении конца XX века актуальными становятся вопросы, связанные с поэтикой произведений писателя. Этому посвящены монографии Н. А. Кобзева «Ранняя проза Грина» и «Новелла А. Грина 20-х годов», диссертации Т. Ю. Диковой «Рассказы Александра Грина 1920-х годов: (Поэтика оксюморона)» и В. А. Романенко «Лингвопоэтическая система сквозных символов в творчестве А. С. Грина», научные статьи Т. Е. Загвоздкиной, Ю. В. Царьковой, О. А. Поляковой, Н. Д. Попы и других.
В 80-90-е годы появляются новые исследования творчества художника за рубежом6. Польский литературовед Е. Литвинов в своей работе «Проза А-. Грина» рассматривает «модернистскую литературную родословную» русского писателя, повлиявшую на его мировоззрение, проблематику я поэтику произведений. Французский ученый П. Кастен обращается к проблеме литературной эволюции Грина.
Несмотря на возросшее научное внимание к личности и творчеству оригинального русского художника, в гриноведении существует немало

7
нерешенных вопросов. Перед исследователями стоит задача вписать Грина в культурный контекст современной ему эпохи, найти в истории литературы первой трети XX века место, действительно соответствующее масштабу его дарования. Остается открытым вопрос о творческом методе писателя, вобравшем в себя различные эстетические тенденции. Практически не исследована проблема типологических связей Грина с русскими и зарубежными художниками слова. Требуют, дальнейшего изучения вопросы творческой истории отдельных произведений писателя. Перспективными остаются проблемы гриновской поэтики, решение которых в литературоведении только начинается. Этим и обусловлена актуальность данной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследования мы приходим к следующим выводам. Идея движения, являющаяся смысловой осью философских и эстетических исканий в культуре конца XIX — первой трети XX веков, в творчестве А. С. Грина приобретает ведущее значение, становится принципом, организующим художественный мир гриновских произведений и соединяющим их в целостную систему.
Названная смысловая доминанта воплощается в поэтике писателя прежде всего в переходящих из произведения в произведение мотивах пути и дома, а также в целом ряде внутритекстовых мотивов, анализ которых позволяет определить своеобразие гриновской концепции человека и мира, особенности творческого метода художника.
* I
Мотив пути у Грина играет важную структурообразующую и смыслообразующую роль, участвуя в построении сюжета, создании характеров персонажей и выражении авторских идей. Являясь сквозным, он функционирует в виде вариантов, классификация которых обнаруживает повышенную значимость целевой характеристики движения, тесно связанной с типологией гриновского героя. В художественном мире писателя путь как бессмысленное скитание свойственен для пассивной личности, движение активной личности отличается целенаправленностью.
Существенное значение имеет и пространственная характеристика пути, которая соотносится с психологией персонажей — субъектов движения. Как правило, лабиринтообразный путь в произведениях художника свидетельствует о лабильности душевного состояния человека, линеарный — о его статичности. Круговое движение у Грина амбивалентно, но чаще всего указывает на пассивность героя.
Путь нередко используется автором в целях изображения духовного развития персонажа.

140
Особенность функционирования данного мотива в гриновской поэтике заключается в его тесной связи с мотивом дома. Анализ их соотношения в произведениях, созданных в разные периоды литературной деятельности Грина, выявляет художественную эволюцию автора «Бегущей по волнам».
В раннем творчестве писателя дом, как правило, антагонистичен пути; будучи статическим и замкнутым пространством, противопоставленным безграничному миру, он имеет негативное значение, тогда как путь предстает абсолютной ценностью человеческой жизни.
Позднее Грин соединяет идею постоянного движения с идеей дома. Его идеалом становится равновесие динамического и статического начал как неотъемлемое условие гармоничного существования личности в мирз. Для Грина периода творческой зрелости характерны представления о доме
— незыблемой константе материального и духовного бытия человека. В этом заключается отличие взглядов писателя от наметившихся в литературе начала XX века тенденций к обесцениванию дома как категории, входящей в сферу индивидуально-личностной жизни в противоположность общественной, либо изображению его крушения в эпоху революционных потрясений.
» I
Анализ семантики мотивов пути и дома указывает на актуализацию их архетипических значений, что позволяет сделать вывод о близости авторской концепции человека универсальной модели бытия, зафиксированной в мифах.
Путь в художественной системе Грина обеспечивает выход в окружающий мир, без которого невозможно нормальное существование человека, является условием непрерывного совершенствования последнего. Он осмысливается писателем как познание и активное преобразование человеком внешнего пространства, приобщение его к космосу. В процессе преодоления трудностей пути происходит физическое и духовное становление и развитие личности.
«» г

141
Дом у Грина представляет собой центр мира, космос, является средоточием важнейших ценностей. Он вносит стабильность в человеческое бытие, обеспечивает сохранение традиций и преемственность между поколениями.
Однако дом, отгораживающий героя от внешней среды, противостоящий пути, в творчестве писателя предстает неправильным домом и несет смерть. Но при отсутствии его движение персонажа становится пустым круговращением. Дом наполняет смыслом путь человека, является исходной и конечной точкой в его странствиях, необходимым нравственным ориентиром.
Особое место в гриновских произведениях занимает путь как поиск истинного дома. Именно путешествие придает человеческому жилищу сДкральйый характер. Тепло и уют домашнего очага - это ценность, которую нужно заслужить, которая обретается в результате нелегких исканий и требует усилий для ее сохранения.
Взаимодействие динамического и статического начал в художественной системе писателя имеет различный характер, но оно всегда значимо, так как выявляет сущность человека, служит своеобразным индикатором его отношений с окружающими людьми, с миром.
Антагонизм пути и дома либо отсутствие одного из данных элементов в судьбе гриновского героя становится знаком его конфликтного существования в мире. Равновесие этих начал в произведениях художника свидетельствует о том, что персонаж находится в согласии с самим собой и окружающими людьми.
Качество взаимоотношений пути и дома Грин ставит в зависимость от деятельностного потенциала героя. На первый план в творчестве писателя выходит идея человеческой активности.
Грин изображает мир амбивалентным. Достичь гармонии с ним может только активная личность, способная преобразовывать внешнюю среду,

142
идти наперекор судьбе. В отличие от классического романтизма, в художественной системе Грина конфликт героя с окружающим миром становится менее острым. В творчестве писателя наблюдается тенденция к его преодолению.
Исключительную важность для художника представляет этический аспект деятельности. Истинной и, следовательно, результативной, является активность, направленная на созидание, на благо других людей. Деятельность, носящая деструктивный характер, приводит лишь к саморазрушению личности.
На сюжетном уровне гриновских творений идею движения воплощают не только универсальные интертекстуальные мотивы, но и индивидуально¬авторские мотивы, представляющие собой внутритекстовые повторы. Мотивы алых парусов, серого автомобиля, Бегущей по волнам, золотой цепи объединяют сходные особенности функционирования в произведениях.
Их отличительной чертой является пересечение в семантическом аспекте с мотивами пути (алые паруса, серый автомобиль, Бегущая по волнам выступают в текстах писателя как средство / субъект перемещения в пространстве) и дома (золотая цепь соотносится с дворцом как часть его интерьера).
Помимо базового значения движения, данные мотивы несут в себе дополнительный смысл, вследствие чего приоритетная для Грина проблема человеческой активности получает новое освещение.



1. Акафистник: В 2 ч. - Ч. 1. — М, 1993. — 255 с.
2. Байрон Д. Г. Паломничество Чайльд-Гарольда // Байрон Д. Г.
I I
паломничество Чайльд-Гарольда. Дон-Жуан. (Б-ка всемир. л-ры. Серия 2. Л-ра XIX в. Т. 69). - М., 1972. - С. 27-192.
3. Белый А. Священные цвета (Из цикла «Творчество жизни») // Белый А. Арабески. - М., 1911. - С. 115-129.
4. Блок А. А. Интеллигенция и революция // Блок А. А. Собр. соч.: В 6т.-М., 1971.-Т. 5.-С. 396-406.
5. Блок А. А. О романтизме // Блок А. А. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1971.-Т. 5. - С. 473-484.
6. Вересаев В. В. Живая жизнь (О Достоевском и Льве Толстом) // Вересаев В. В. Собр. соч.: В 4 т. - М., 1985. - Т. 3. - С. 111-340.
7. Воспоминания об Александре Грине. - Л., 1972. — 608 с.
• 8. ' Горький А. М. О том, как я учился писать // Горький А. М. О литературе. — М., 1980. С. 219-250.
9. Горький А. М. Разрушение личности // Горький А. М. О литературе. — М., 1980. — С. 49-98.
10. Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1965. - Т. 1-6.
11. Грин А. С. Стихотворения и поэмы. — Киров-на-Вятке, 2000.— 140
с.
12. Грин А. С. Черный автомобиль // Двадцатый век. - 1917. — № 18.—
С. 8.
х 13. Крымский альбом. - Феодосия - Москва, 1998. - 288 с.
14. Платонов А. Бессмертие // Литературный критик. - 1936. — № 8. — С 114-128.

146
, 15., РГАЛИ. - Ф. № 127. - On. № 1. - Ед. хр. № 1.
16. РГАЛИ. - Ф. № 127. - On. № 1. - Ед. хр. № 2.
17. РГАЛИ. - Ф. № 127. - On. № 1. - Ед. хр. № 7.
18. Святое Евангелие Господа Нашего Иисуса Христа. - Свердловск, 1991.-256 с.
19. Тихонов Н. Избранные произведения: В 2 т. - М., 1967. — Т. 1. Стихотворения. — 559 с.
20. Уэллс Г. Д. Морская дева. Роман // Вестник Европы. - 1904. - Т. 4. — №7 (июль). - С. 274-314; № 8 (август). — С. 680-723.
21. Стивенсон Р. Л. Бродяга // Стивенсон Р. Л. Собр. соч.: В 5 т. — М., 1967. -Т 5.- С. 501-502.
22. Стивенсон Р. Л. Нравственная сторона литературной профессии // Стивенсон Р. Л. Собр. соч.: В 5 т. — М., 1967. — Т 5. - С. 534—544.
23. Стивенсон Р. Л. Путешествие внутрь страны // Стивенсон Р. Л. Собр. соч.: В 5 т. -М., 1967. - Т 1. - С. 51-146.
24. Стивенсон Р. Л. Вилли с мельницы // Стивенсон Р. Л. Собр. соч.: В 5 т. - М., 1967. - Т 1. - С. 169-193.
Научно-теоретическая и критическая литература
25. Абашев В. В. Танец как универсалия культуры Серебряного века // Время Дягилева. Универсалии Серебряного века: Материалы Третьих Дягилевских чтений. Вып. 1. - Пермь, 1993. - С. 7-19.
26. Абилова Ф. И. Образ Дома в романе Т. Гарди «Тэсс из рода д' Эр- бервиллей // Художественный текст и культура. III: Материалы и тезисы докладов на междунар. конф. 13-16 мая 1999 г. - Владимир, 1,999. - С. 267- 268.
27. Аверинцев С. С. Мария Египетская // Мифы народов мира: В 2 т. -Т. 2.-М., 1982.-С. 116-117.

147
28. Аверинцев С. С. Рай // Мифы народов мира: В 2 т. - Т. 2. - М., 1982.-С. 363-366.
29. Акаткин В. М. Мотив возвращения в рассказах А. Платонова («Река Потудань» и «Возвращение») // Андрей Платонов: проблемы интерпретации. - Воронеж, 1995. - С. 103-111.
30. Александр Грин: человек и художник: Материалы 14 междунар. науч. конф. — Симферополь, 2000. — 176 с.
31. Алиев Э. Проблема героя в послеоктябрьском творчестве А. С. Грина. - Баку, 1968. — 20 с.
32. Амлинский В. В тени парусов: Перечитывая А. Грина // Новый мир. - 1980. - № 10. - С. 238-249.
33. Антонов С. П. А. Грин. «Возвращенный ад» // Антонов С. П. От первого лица. Рассказы о писателях, книгах и словах. - М., 1973. — с. 90-
130.
34. Бааль В. Мой Грин: Заметки, размышления. К 100-летию со дня рождения А. Грина // Даугава. - 1980. - № 8. - С. 77-79.
35. Бабиева И. Р. Эпиграф из JI. Шадурна в романе А. Грина «Бегущая по волнам» // Роман и повесть в классической и современной литературе: Межвуз. сб. — Махачкала, 1992. — С. 52-66.
36. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. - Л., 1983. - 191 с.
37. Бальбуров Э. Я. Мотив и канон // Сюжет и мотив в контексте традиции: Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1998. — С. 21-37.
38. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.„ 1975. - 502 с.
39. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М., 1990. — 543 с.
, ' 40.1 Бент М. Течения или этапы? Еще раз о единстве романтизма //

148
Вопросы литературы. - 1990 (август). - С. 218-230.
41. Бердникова Е. П. Тема природы в «Вятских рассказах» Грина // Гриновские чтения - 95: Тезисы докладов к чтениям. - Киров, 1995. - С. 20-21.
42. Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Вопросы философии. - 1990. - № 1. - С. 74-144.
43. Березин Е. В. Вятский флот эпохи А. С. Грина // Гриновские чтения - 95: Тезисы докладов к чтениям. — Киров, 1995. — С. 9-10.
44. Биккулова И. А. Символика серого цвета В «Белой гвардии» М. Булгакова // Проблемы эволюции русской литературы XX века: Материалы межвуз. науч. конф. - М., 1994. - С. 28-30.
, 45., Благасова Г. М., Кулабухова М. А. М. А. Булгаков и И. А. Бунин: размышления о Доме // Творчество И. А. Бунина и русская литература XIX
- XX веков: Статьи и тезисы докладов междунар. науч. конф., посвященной 130-летию со дня рождения И. А. Бунина. — Белгород, 2000. — С. 144-149.
46. Болкунова Н. С. Мотивы Дома и Дороги в художественной про:.е Н. В. Гоголя. - Саратов, 1999.
47. Борисова Н. В. Жизнь мифа в творчестве М. М. Пришвина. — Елец, 2001. — 282 с.
48. Ботникова А. Что осталось? (Наследие романтизма в начале XXI века // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания: Вып. 17. - Воронеж, 2001. - С. 34-46.
49. Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. - М., 1999. — 626 с.
г- I
50. Бочковская Т. Герои Гринландии: 100 лет со дня рождения А. Грина // Наука и религия. — 1980. - № 9. - С. 48-49.
51. Бочковская Т. Я. «Так как я пишу вещи необычные...»: Сравнение в романе А. Грина «Бегущая по волнам» // Русская речь. — 1990. — № 6. — С. 15-18.
52. Ван дер Энг Ян. Искусство новеллы. Образование вариационных

149
рядов мотивов как фундаментальный принцип повествовательного построения // Русская новелла: проблемы истории и теории: Сб. ст. — СПб.,
1993. -С. 195-209.
53. Ванслов В. В. Эстетика романтизма. - М., 1966. - 404 с.
54. Васюченко Н. Весть с воли: Заметки о прозе А. Грина // Детская литература. — М., 1992. — № 1. — С. 44-50.
Ч ' I
55. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л. В. Чернец. — М., 1999. — 556 с.
56. Вдовин. А. Миф Александра Грина (К 120-летию со дня рождения) // Урал. - 2000 (август).
57. «Вечные» сюжеты русской литературы: «Блудный сын» и другие / Под ред. Е. К. Ромодановской и В. И. Тюпы. - Новосибирск, 1996. — 180 с.
58. Веселова Н. А. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика. Автореферат диссертации... — Тверь, 1998. — 24 с.
59. Веселовский А. Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А. Н'. Историческая поэтика. - М., 1989. — 404 с.
60. Ветловская В. Е. Вопросы теории сюжета // Русская литература и культура Нового времени. - СПб., 1994. - 270 с. — С. 195-207.
61. Викторович В. А. Понятие мотива в литературоведческом исследовании // Русская литература XIX века: Вопросы сюжета и композиции. Вып. 2. - Горький, 1975. - С. 189-191.
62. Вихров В. Рыцарь мечты //Грин А. С. Собрание сочинений: В 6 т. -М., 1965.-Т. 1.-С. 3-36.
63. Волков И. Ф. Теория литературы. - М., 1995. — 256 с.
64. Вольпе Ц. Об авантюрно-психологических новеллах А. Грина // Вольпе Ц. Искусство непохожести. — М., 1991. — С. 22-43.
65. Гаврикова И. Ю. Проблема вечности в прозе писателей конца XIX
— начала XX века (А. Белый, М. Горький, Ф. Ницше) // Время Дягилева. Универсалии Серебряного века: Материалы Третьих Дягилевских чтений.

150
Вып. 1. - Пермь, 1993. - С. 44-51.
66. Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. - М., 1993. - С. 28-82.
67. Гвардини Р. Конец нового времени // Феномен человека: Антология. — М., 1993. - С. 240-296.
68. Гладышева JL А. Алые гриновские паруса: [Заметки о языке произведений А. Грина] // Русский язык в школе. - 1980. -№ 4. - С. 53-56.
69. Гордейчев В. В стране «Гринландии»: Рассказ об одном автографе [А. С. Грина] // Подъем. — 1981. — № 11. — С. 139-140.
70. Горнфельд А. Г. Рецензия на книгу: Грин А. С. Искатель приключений // Русское богатство. — 1917. - № 6—7.
71. Горшков А. И. Тайна соседства слов: Заметки о языке повести [А. Грина] «Алые паруса» // Русская речь. — 1980. — № 4. — С. 3-8.
72. Григорьева Л. П. Традиции фантастического в новеллистике А. Грина // Литературный процесс: традиции и новаторство: Межвуз. сб. науч. тр. — Архангельск, 1992. — С. 149-159.
73. Гринштейн А. Л. Карнавал, и маскарад в художественной литературе: Уч. пос. - Самара, 1999. - 118 с.
74. Гуревич А. М. Романтизм в русской литературе. - М., 1980. - 103
с.
75. Дарьялова Л. Н. Русская литература XX века после Октября. Динамика размежевания и схождений. Типы творчества (1917-1932). — Калининград, 1998. - 119 с.
76. Джанашия Л. Г. Формы художественной условности в русской прозе 20-х годов: (А. Грин, М. Булгаков, Е. Замятин). — М., 1996. — 169 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ