Введение 3
Глава I. Новые принципы подачи журналистской информации для интернет- аудитории 8
§1. Образование как развлечение: феномен edutainment 8
1.1. Edutainment: сущность понятия 8
1.2. Принципы edutainment в медиапространстве 15
§2. Инфографика как объект исследования 20
2.1. Инфографика как новый жанр онлайн-журналистики 20
2.2. Типологии инфографики 30
Глава II. Анализ инфографики в новых медиа 42
§3. Зависимость инфографики от профиля издания 42
§4. Образовательная и информационная инфографика 49
4.1. Анализ инфографики качественного типа 53
4.2. Анализ инфографики количественного типа 57
Заключение 63
Список использованных источников 65
Приложения
В последние годы в России и за рубежом большую популярность набирают различные образовательные проекты, обладающие образовательным и просветительским потенциалом, такие, как форум «SD-журналистика», утренние открытые лекции «Creative Mornings», проект «Открытый университет», конкурсы «Мозгобойня», «Science Slam», фестиваль «Geek Picnic», онлайн-лекции «TEDx» и многие другие мероприятия и курсы. Образование в новых форматах уверенно продвигается во многих направлениях. Стало актуально и модно быть образованным человеком. Разумеется, медиасферу это явление не обошло стороной.
В данной работе мы исследуем электронные интерактивные средства массовой информации, или онлайн-СМИ, а именно - две их разновидности: медиа с оффлайновыми версиями (так называемые гибридные медиа) и без нее. С каждым годом онлайн-СМИ становятся все более популярными и влиятельными из-за многих факторов: скорости передачи информации, технологических преимуществ, мультимедийности, интерактивности и др.
Одна из причин того, что аудитория предпочитает онлайн-СМИ, состоит, конечно, в удобстве потребления контента: не сравнимо более высокой мобильности и наличии адаптированного интерфейса сайта в сети, который открывает возможности к мгновенному поиску контекста, похожих материалов и т.д. В борьбе за внимание своей аудитории сетевые СМИ работают с форматами конвергентной журналистики. Сегодня публикации в сети образуют пересечение технологий и культуры, мультимедиа же «позволяют на уровне полноценной интеграции и взаимопроникновения произвести синтез технологий и искусства». Инструменты IT, зачастую включенные в функционал сайта, позволяют визуализировать контент и сделать его интерактивным. Это можно считать тенденциями развития журналистского нарратива в интернете.
За 2015 год общее число пользователей Рунета приблизилось к 84 млн человек (то есть около 57% населения страны). По данным Минкомсвязи, 65% населения регулярно пользуется интернетом. При этом исследователи прогнозируют продолжение роста числа интернет-пользователей к 2020 году. Очевидно, что численность потенциальной аудитории сетевых СМИ растет, и журналистика постепенно уходит в цифровое пространство. Кроме того, перспективность новых медиа подтверждается не только количественными характеристиками, но и портретом среднестатистического пользователя сети. Как считают исследователи М.М. Лукина и И. Д. Фомичева, сегодня более 60% пользователей интернета - это молодые люди, стремящиеся провести время с пользой, в возрасте 18-34 лет, у которых есть высшее образование и хорошо оплачиваемая работа. Специфичность аудитории в интернете приводит к тому, что сетевым медиа приходится искать новые способы привлечения аудитории, так как читатели теперь хотят не просто потреблять контент, но и погружаться глубже, пытаться понять и изучить определенное явление, ситуацию, провести время с пользой, то есть получить какие-то знания. Поэтому в последние годы в России и за рубежом большую популярность набирают публикации, совмещающие медийные и образовательные черты.
Так, большую популярность набирает такой феномен, как edutainment, - сочетание образования и развлечения, позволяющий изданиям преподносить аудитории сложную информацию в упрощенном формате. Так, например, «Образовач» для многих материалов подбирает видео, показывающее, как происходит то или иное явление. Edutainment проникает и в другие сферы: специалисты в сфере email-маркетинга также поняли потребность аудитории в полезной информации и сегодня стараются разбавить рекламные предложения познавательным контентом. Например, так поступают Aviasales, размещая в шапке письма шедевры мировой живописи с остроумным комментарием и указывая название картины и художника.
Также edutainment проникает и в область дизайна. Сочетание изобразительной, текстовой, цифровой составляющих позволяет создавать полноценный журналистский материал - инфографику, который не только внешне привлекателен, но и удобен для восприятия. Ведущие дизайнеры-инфографы считают, что главной особенностью инфографики является эффективная комплексная подача информации и сложных для восприятия данных в доступной форме. Облегчение информации является и главной целью edutainment, соответственно, мы можем проследить, как принципы edutainment находят отражение в принципах создания инфографических проектов.
Актуальность темы работы, таким образом, объясняется стремительным увеличением количества информации, появлением принципиально новой информационной среды, и, как следствие, появлением новых журналистских фор-матов и жанров, одним из которых является инфографика, несущая в том числе образовательную функцию. В данном исследовании мы определяем принципы edutainment и проверяем гипотезу о том, что инфографика создается с использованием подобных принципов. Новизна работы объясняется недостаточной научной разработанностью темы. На данный момент инфографика в контексте edutainment практически не изучена. Научные работы представлены, в основном, исследованиями по истории инфографики, ее типологии и процессам создания, пособиями по психологии визуального восприятия креолизованного текста, редкими публикациями об инфографике как жанре или формате журналистики.
Объект данного исследования - инфографика в современных онлайн-изданиях. Предмет исследования - принципы edutainment, присутствующие в инфографических публикациях.
Цель работы - исследовать использование принципов edutainment в инфо- графических материалах в современных онлайн-изданиях. Для выполнения данной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать феномен edutainmment и сформулировать его операционное определение.
2. Определить основные принципы edutainment.
3. Изучить инфографику с точки зрения реализации в инфографических публикациях образовательной функции.
4. Выявить общие принципы edutainment и инфографики в медиа.
5. Провести сравнительный анализ публикаций избранных гибридных и онлайновых изданий по параметрам уникальности инфографического контента и использования в нем принципов edutainment.
Гипотеза исследования: современной инфографике в онлайн-медиа (как гибридных, так и онлайновых) присущи принципы edutainment.
Хронологические рамки исследования — период с марта 2015 года по апрель 2016 года.
Теоретическая база. В ходе исследования были изучены зарубежные работы таких специалистов в области инфографики, как Д. Роэм, Р Крама, М. Смикикласа, Д. Желязны, Э. Тафти, Ш. Аллена («Краткая история инфографики: «Темные века» и новейшая история»), а также исследования российских экспертов - В. В. Лаптева, В. И. Михалковича. В работах этих экспертов представлены типологии инфографики, черты качественной инфографики, история ее развития. Кроме этого, для исследования феномена edutainement мы обращались к трудам западных специалистов в этой области, а именно, к исследованиями Э. Тоффлера, К. Рапая, а также статьям российских авторов-исследователей современной журналистики Е. Л. Вартановой, И.И. Засурского. Для определения инфографики как жанра были использованы работы А. А. Бернацкой («К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние»), Е. Е. Анисимовой («Лингвистика текста и межкультурная коммуникация»), И. В. Ванушиной («Взаимовлияние вербальных и невербальных (иконических) составляющих при восприятии креолизовпнного текста»).
Эмпирическая база включает в себя инфографические материалы, опубликованные на сайтах «TJournal», «Стартапы и бизнес», «КоммерсантЪ» и «РИА Новости» за последний год, то есть в период с марта 2015 года по апрель 2016 года. Перечисленные издания были выбраны, так как на данный момент все они аккумулируют так называемую «аудиторию фейсбука», «интеллектуальную элиту», то есть людей в возрасте от 25 до 34 лет (ядро целевой аудитории), имеющих высшее образование, специалистов или руководителей, которые стремятся развиваться.
Всего было просмотрено 548 инфографических работ, проанализировано 206: 58, выполненных дизайн-центром «РИА Новостей», 48 инфографических материалов, опубликованных на сайте «Коммерсанта», 66 визуализаций, размещенных на сайте издания «Стартапы и бизнес» и 35 - на «TJournal». Такое количество, на наш взгляд, достаточно для того, чтобы понять, как часто публикует издание инфографику, какой тип предпочтительнее, соответствует ли инфографика формату издания.
К методам исследования, использованным в данной работе, следует отнести количественный анализ, контент-анализ и мониторинг публикаций. Для изучения феномена edutainment были проведены глубинные интервью с редактором отдела «Общество» издания «ВОС» Кириллом Савиновым, главным редактором онлайн-медиа «Стартапы и бизнес» Константином Панфиловым, главным редактором онлайн-газеты «Бумага» Кириллом Артеменко и с директором по стратегическому планированию медиахолдинга «Look At Media» и трендспоттером Альбертом Шарафутдиновым.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа включает в себя введение, две главы и четыре параграфа, заключения и приложения.
Ввиду стремительного развития информационной среды, сегодня человек совсем иначе узнает информацию из СМИ: появилась привычка быстрого потребления контента. Это формирует запрос на новый формат представления информации без ущерба для объема данных.
Поставленным целям в полной мере отвечают не так давно вошедший в практику СМИ прием — edutainment — подача цифрового медиаконтента, сочетающая элементы образования и развлечения, способная привить аудитории увлеченность и интерес к определенной деятельности, не оказывая тяжелого психологического давления на человека.
В ходе исследования мы определили основные принципы edutainment: актуальность (календарная или латентная), простота (ключевая черта), интерактивность, наличие образовательного потенциала, доступность, наличие мультимедийных элементов и тема (научная, околонаучная).
Кроме того, в XXI веке набирает популярность инфографика. Она является новым способом подачи информации в форме сообщения, включающего в себя текст и изображение. Ее можно рассматривать в рамках разных наук: лингвистика, теория массовых коммуникаций, семиотика и др. Но чаще всего инфо-графику изучают в рамках развития дизайна СМИ. Инфографика является разновидностью креолизованного текста и отличается такими свойствами, как целостность и связность.
Существует много классификаций данного явления, и, соответственно, множество видов инфографики: по типу результата, по типу визуализации, по соотношению вербальных и визуальных составляющих материала, по типу визуализации: числовых и текстовых данных.
В результате исследования было определено, что инфографика является одним из эффективных приемов подачи сложной информации, практически не-заменима при отображении количественных данных и является развивающейся тенденцией на страницах современных журналов.
В ходе исследования мы выявили общие принципы таких явлений, как инфографика и edutainment. Для достижения цели мы выполнили следующие задачи:
1. Исследовали феномен edutainmment и сформулировали его операционное определение.
2. Определили основные принципы явления edutainment.
3. Изучили инфографику с точки зрения реализации в инфографических публикациях образовательной функции.
4. Выявили общие принципы edutainment и инфографики в медиа.
5. Провели сравнительный анализ публикаций избранных гибридных и онлайновых изданий по параметрам уникальности инфографического контента и использования в нем принципов edutainment.
В результате мы выяснили, что, в основном, формат инфографики соответствует формату издания. Кроме того, молодые издания, как правило, заимствуют инфографику у зарубежных или российских изданий, ссылаясь на них, а крупные компании делают сами. У медиагигантов достаточно ресурсов для создания собственных проектов, так, например, у «РИА Новостей» есть собственный дизайн-центр, занимающийся разработкой инфографики. У относительно молодых изданий на данный момент нет ресурсов. Однако «TJournal» занимается сбором информации, соответственно, вряд ли им целесообразно нанимать специалистов по инфографике.
Проанализировав восемь инфографических публикаций обоих типов (визуализации количественных данных и текстовых), мы выяснили, что для инфографики, рассказывающей текстовую информацию, характерны все черты edutainment, за исключением гипертекстуальности. А визуализации числовых данных присущи только два принципа: актуальность и простота.
Таким образом, наше исследование подтверждает выдвинутую гипотезу, что современной инфографике присущи принципы edutainmеnt.
1. Аллен Ш. Краткая история инфографики: «Темные века» и Новейшая история. http://hotdesignfor.us/news/2010/08/11/kratkaya-istoriya-infografiki-temnye- veka-i-novej shaya-istoriya/.
2. Аналитики подсчитали число пользователей интернета в России // Лента.ру. 2016. https://lenta.ru/news/2016/01/28/survey/
3. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М, 2003.
4. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. ГЛОССАРИЙ. http:// evartist.narod.ru/text11/53.htm
5. Бергер А. А. Видеть - значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М, 2005.
6. Бергер Дж. Искусство видеть. СПб, 2012.
7. Бернацкая А. А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние // Речевое общение: Специализированный вестник / Краснояр. гос. ун-т; Под ред. А.П. Сковородникова. Вып. 3 (11). Красноярск, 2000.
8. Березин В. М. Сущность и реальность массовой коммуникации. М, 2002.
9. Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации: учеб. пособие. - М, 2008.
10. Бориснев С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов - М, 2003.
11. Ванушина И. В. Взаимовлияние вербальных и невербальных (иконических) составляющих при восприятии креолизованного текста. Дисс. на соиск. к. филол. н. М, 2009.
12. Виды инфографики. http://infoanalyze.blogspot.com/2011/06/blog-post.html.
13. Визуальные коммуникации в рекламе и дизайне / Под ред. Пигулевского В. О. Харьков, 2011.
14. Ворошилова М. Б. Креолизованный текст: Аспекты изучения. Екатеринбург, 2006.
15. Газетный дизайн 2006: четвертый открытый всероссийский конкурс. М, 2006.
16. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М, 1988.
17. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации. — М, 2010.
18. Дизайн. Краткий перечень основных моментов. http://promo-light.ru/faq/203.
19. Доброва И. Что такое инфографика? http://infographer.ru.
20. Дускаева Л. Р Стилистика медиатекста. Избранные статьи 2010-1012 гг.
Санкт-Петербург, 2012. Электронный сборник. http://jf.spbu.ru/upload/files/ file_1354569906_8832.pdf
21. Желязны Д. Говори на языке диаграмм: пособие по визуальным коммуникациям для руководителей. М, 2004.
22.Засурский И. И. Интернет и интерактивные электронные медиа. М, 2007.
23.Засурский Я. Н. Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации. Информационное общество, 2001, вып. 2, С. 24-27.
24.Засурский Я. Н. Медиатекст в контексте конвергенции / Я. Н. Засурский // Вестн. Моск. ун-та. Серия № 10. Журналистика. М, 2005. № 2. С. 3-6.
25.Зиновкина М.М. Педагогическое творчество / Модульно-кодовое учебное пособие. — М, 2007.
26. Инфографика — оригинальное представление информации. http://design- mania.ru/web-design/infografika/.
27. Иттен И. Искусство цвета . М, 2004.
28. Крам Р Инфографика. Визуальное представление данных. СПб, 2015.
29. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики. М, 2004.
30. Лакшми Бхаскаран. Анатомия дизайна: реклама, книги, газеты, журналы. М, 2008.
31. Лаптев В. В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику. СПб, 2012.
32. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета - М, 2005. http://www.evartist.narod.ru/text19/034.htm#з_02_01_2
33. Медиакит «TJournal». http://docs.cmtt.ru/commercial/TJ-mediakit.pdf7245a409
34. Минсвязи: 65% жителей России пользуется интернетом // Минкомсвязь России. 2016.http://minsvyaz.ru/ru/events/34550/
35. Михалкович В. И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М, 1986.
36. Научно-технический энциклопедический словарь. http://mirslovarei.com/ content_naukteh/diagramma-venna-52352.html.
37. Ныркова Л. М. Как делается газета: Практическое пособие. М, 1998.
38.Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН. Институт русского языка им.
39. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М, 1997.
40. Попов А.В. Маркетинговые игры. Развлекай и властвуй. М, 2006.
41. Роэм, Дэн. Визуальное мышление: Как «продавать» свои идеи при помощи визуальных образов. М, 2010.
42. Смикиклас М. Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений. СПб, 2014.
43. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М, 1990.
44. Столяренко Л.Д. Основы психологии. М, 2010.
45. Уровень суперчитабельности. http://infoanalyze.blogspot.com/2010/04/blog- post_06.html.
46. Уэйншенк С. 100 главных принципов дизайна. СПб, 2012.
47. Феклистов И.Ф. Пособие по образованию в области прав человека с участи-ем молодежи. М, 2002.
48.Число интернет-пользователей в городах и селах России сравнялось.
49. Минкомсвязь России от 11.03.2015. http://minsvyaz.ru/ru/events/32850/
50.Электронная библиотека royallib.com[Электронный ресурс] / Клотер Рапай
— Культурный Код. http://royallib.com/book/rapay_kloter/kulturniy_kod.html
51.Энциклопедия мировой индустрии СМИ: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Е.Л. Вартанова, М.И. Гутова, В. Л. Иваницкий; под ред. Е.Л. Варта - новой. - М, 2006.
52. A Periodic Table of Visualization Methods. http://www.visual-literacy.org/period- ic_table/periodic_table.html#.
53. Addis M. New technologies and cultural consumption. Edutainment is born. Milan, 2002.
54. De Vary Sh. Educational Gaming. Interactive Edutainment. Distance learning // For Educators, Trainers and Leaders. Vol. 5, Iss. 3, Number 3, Boston, 2008.
55. Donovan R., Henley N. Principles and Practice of Social Marketing, an International Perspective. Cambridge, 2010.
56. http://infogra.ru/.
57. http://infographer.ru.
58. Livingston, Isabella. The Thames & Hudson Dictionary of Graphic Design and designers. New York, 2003.
59. Macmillan English Dictionary for Advanced Learners. London, 2006.
60. ТJournal - медиа об интернете и технологии для соцсетей. https://spark.ru/ startup/tjournal
61. Tufte E. R. Beautiful Evidence. Cheshire, 2006.
62. Tufte E. R. Envisioning information. Cheshire, 1990.
63. Tufte E. R. Visual Explanations: Images and Quantities, Evidence and Narrative. Cheshire, 1997.
64. Tufte E. R. The Visual Display of Quantitative Information, Cheshire, 2001.
65. Wang, Ya. Edutainment technology — a new starting point for education devel-opment of China // Section T1B-5, 37th ASEE/IEEE Frontiers in Education Con-ference. Milwaukee, 2007.
66. White, Jan V. Editing By Design. New York, 2003.
67. Wroblewski, Luke. Визуальные рассказы: что такое визуальная организация. http://www.i2r.ru/ static/255/out_20580.shtml