В процессе товародвижения от изготовителя к потребителю конечным звеном является розничная торговля. Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Товары продаются в основном через предприятия розничной торговли и общественного питания. Завершающей стадией процесса товародвижения является торгово-технологический процесс в розничной торговой организации.
В связи с развитием рыночных отношений немаловажное значение имеет более рациональная организация розничной торговли с целью удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли торговыми организациями, расширения ассортимента предлагаемых товаров и улучшения их качества, совершенствования процессов, связанных с торговлей. Так, торгово-технологический процесс в розничной торговой организации является неотъемлемой частью организации торговли в целом.
Торгово-технологический процесс в розничной торговой организации представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.
Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера розничной торговой организации и других факторов. Следовательно, тема курсовой работы является весьма актуальной, так как без правильной организации торгово-технологического процесса невозможно достижение главной цели розничной торговой организации (как правило, получение максимальной прибыли), наиболее полное удовлетворение общественных потребностей, лидировании по экономическим показателям.
Итак, актуальность работы заключается в том, что в настоящее время правильно организованные оптовые закупки товаров дают возможность сформировать необходимый торговый ассортимент товаров, осуществлять воздействие на производителей товаров в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, обеспечивать эффективную работу торгового предприятия.
Целью данной работы является изучение управления и организации торгово-технологического процесса в розничной торговом предприятии и его результативности.
Розничная торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения, которая выполняет и социальные и экономические задачи. Деятельность розничных организаций по торговому обслуживанию включает ряд торгово-технологических операций, находящихся в тесной зависимости друг от друга, реализация каждой из которых способствует достижению общей цели - удовлетворению спроса населения в товарах и услугах при одновременном обеспечении рентабельной работы.
Рациональный режим работы розничной торговой организации отвечает следующим требованиям: учитываются особенности населенного пункта, режим трудового дня рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, контингент обслуживаемого населения, сезонность торговли; соответствует интенсивности движения потока покупателей; способствует повышению качества торгового обслуживания. операции с товарами до предложения их покупателям; операции, связанные с обслуживанием покупателей; дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
При организации торгово-технологического процесса учитываются все основные нормы и правила, обеспечивающие его эффективную работу. Приемка товаров осуществляется в соответствии с инструкциями, Гражданским кодексом Российской Федерации и договором поставки. Хранение продуктов организовано в специальных складских помещениях, с учетом оптимальных режимов хранения, соблюдением правил товарного соседства. Все товары перед подачей в торговый зал подготавливают к продаже.
Выполнение этого требования способствует ускорению отпуска товаров, росту производительности труда персонала и повышению эффективности работы розничной торговой организации. Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал розничной торговой организации, где их выкладывают на торгово-технологическом оборудовании, при этом используется комбинированная система выкладки товаров. Завершающей стадией торгово-технологического процесса является продажа товаров. Качество обслуживания покупателей в значительной мере зависит от режима работы розничного торгового предприятия. При организации рабочих мест должно соблюдаться требования технической эстетики и оформления интерьера, санитарно-гигиенические условия труда, что способствует улучшению условий труда работников и повышению культуры обслуживания покупателей. В современных условиях предприятие торговли ориентировано не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности коммерческой деятельности.
Для того, чтобы розничная торговая организация успешно функционировала, необходимо проводить глубокий анализ его экономических показателей. Так как в современных условиях предприятия торговли ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности коммерческой деятельности, для повышения эффективности работы необходимо совершенствовать его торгово-технологический процесс.
Особое внимание необходимо уделять тем показателям, по которым наблюдается отрицательная тенденция развития. Для того, чтобы обеспечить более рациональное осуществление торгово-технологического процесса необходимо постоянно его совершенствовать. Основными направлениями совершенствования торгово-технологического процесса являются: экономия издержек обращения розничной торговой организации; повседневное управление товарными запасами; механизация и автоматизация ручного труда; совершенствование ассортиментной политики розничной торговой организации; проведение учета неудовлетворенного спроса покупателей; проведение мероприятий по стимулированию продаж; расширение сферы дополнительных услуг; внедрение современных методов продажи товаров.
Для повышения эффективности деятельности и привлечения большего числа покупателей необходимо проводить стимулирование продажи товаров, целью которого являются: увеличение числа покупателей (в том числе и постоянных), а также количества приобретаемых ими товаров; ускорение товарооборачиваемости; устранение излишних товарных запасов; увеличение оборота розничной торговли.
В правильно организованном торговом зале покупателю должны быть максимально комфортно, а розничная торговая организация при этом должна приносить максимальную прибыль. Для коммерческого успеха современная розничная торговая организация должна быть достаточно респектабельной и одновременно демократичной. Разумеется, в розничной торговой организации должно быть тепло и светло, но самое главное - в одном торговом зале покупатель должен обнаружить все, что ему может пригодиться.
Чем комфортнее будут чувствовать себя покупатели в розничной торговой организации, тем продолжительнее для них будет пребывание в торговом зале.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 34. Ст. 4025.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. II // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 431. Ст. 4903.
3. О защите прав потребителей: Федеральный закон от 7 февраля 1992 г.
№ 2300-ФЗ.
4. О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-Ф3.
5. Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров: Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1997 г.
№ 55 .
6. Об утверждении Правил продажи товаров по образцам: Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 918.
7. Об утверждении Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству: Постановление Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7.
8. Об утверждении Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству: Постановление Госарбитража СССР от 15 июня 1965 г. № П-6.
Основная литература
9. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник. – М.: Дашков и К, 2012. – 508 с.
10. Дубровин И. А. Организация производства на предприятии торговли [Текст] : учебное пособие / И. А. Дубровин. 2-е издание перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2011.
11. Арустамов Э.А. Оборудование предприятий (торговли): Учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2007.
12. Панкратов Ф.Г. Практикум по курсу «Организация, технология и проектирование предприятий». М.: Дашков и Ко, 2006.
13. Сборник задач по организации и технике торговли: Учеб. пособие для торг. вузов / К.А. Гончаров, М.А. Горин и др. М.: Высш. шк. 2003.
Дополнительная литература
14. Волгин В.В. Склад. Организация. Управление. Логистика. М.: Дашков и Ко, 2006.
15. Дашков Л.П. и др. Справочник руководителя торгового предприятия. М.: Дашков и Ко, 2003.
16. Демичев Г.М. Складское и тарное хозяйство: Учебник. М.: Высш. шк., 1990.
17. Ковалев К.Ю., Уваров С.А. и др. Логистика в розничной торговле: как построить эффективную сеть. СПб.: Питер, 2007.
18. Леви М., Вейтц Б.А. Основы розничной торговли: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999.
19. Российская торговая энциклопедия. Т.1-5. М.: РООГИиП, 1999.
20. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля: Справочник руководителя, главного бухгалтера и юриста. М.: Дело и сервис, 2002.
21. Щур Д.Л. Основы торговли. Оптовая торговля: Справ. руководителя, главного бухгалтера и юриста. М.: Дело и сервис, 2005.