ВВЕДЕНИЕ 3
1 Устройство и принцип действия раздаточной коробки КамАЗ-43501 5
1.1 Устройство раздаточной коробки КамАЗ-43501 5
1.2 Принцип действия раздаточной коробки КамАЗ-43501 17
1.3 Основные неисправности раздаточной коробки КамАЗ-43501 25
2 Основные неисправности привода управления раздаточной коробки автомобиля КамАЗ-43501 27
2.1 Основные неисправности привода управления раздаточной коробки автомобиля КамАЗ-43501 27
2.2 Методика диагностирования привода управления раздаточной коробки автомобиля КамАЗ-43501 28
3 Разработка предложений по восстановлению работоспособности привода управления раздаточной коробки автомобиля КамАЗ-43501 37
4 Военно-техническая оценка работы 46
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложения
В настоящее время расширяется сеть автомобильных грузовых и пассажирских транспортных перевозок, осуществляемых как в рамках единой транспортной системы страны, так и в пределах региональных, ведомственных и производственных транспортных структур. Наиболее рациональным решением проблемы повышения эффективности автомобильного транспорта является совершенствование конструкций автомобильного транспорта и созданием специализированного подвижного состава. Как в первом, так и во втором случае стремятся обеспечить максимальное соответствие конструкций автомобилей условиям эксплуатации и требованиям, вытекающим из их конкретного назначения.
Для повышения проходимости в автомобилях после коробки передач дополнительно устанавливаются раздаточные коробки передач. Раздаточная коробка передает крутящий момент к переднему и заднему ведущим мостам. В раздаточной коробке имеется устройство для включения и выключения переднего моста и дополнительная понижающая передача, позволяющая значительно увеличить крутящий момент на колесах автомобиля. Это необходимо при движении автомобиля в трудных дорожных условиях. Если автомобиль работает без нагрузок и передвигается в основном по дорогам с усовершенствованным покрытием, то передний мост включать нежелательно, т.к. при этом повышается расход топлива и увеличивается износ агрегатов трансмиссии. Устранить перечисленные отрицательные явления можно применением в раздаточной коробке межосевого дифференциала. Для повышения проходимости автомобиля межосевые дифференциалы иногда выполняют с принудительной блокировкой или дифференциалы повышенного трения.
Опыт передовых предприятий показывает, что восстановление изношенных и поврежденных деталей при использовании прогрессивной технологии, позволяет сократить простой оборудования, увеличить межремонтный срок службы, уменьшить расход запасных деталей.
В процессе проведения ТО и ремонта, выполняется работа по устранению возникших исправностей и замены наиболее изношенных деталей. Но при длительной эксплуатации из-за износа основных деталей надёжность машины и агрегатов снижается настолько, что восстановление его средствами эксплуатационных цехов и предприятий становится невозможным.
В том случае оборудование подлежит к ремонту, где производят разборку машины, восстановление деталей, сборку и испытание.
Современная ремонтная база предприятий располагает многими способами восстановления детали, обеспечивающими их высокую долговечность, сложные и дорогостоящие детали подвергаются неоднократному восстановлению, что позволяет во много раз повысить срок их службы.
Так как сейчас приобретение новых машин взамен технически неисправных экономически невыгодно, поэтому целесообразно отремонтировать неисправную машину.
В данной работе была рассмотрена конструкция и принцип работы раздаточной коробки автомобиля КамАЗ-43501.
Разработка технологического процесса восстановления привода раздаточной коробки показала, что в целом ее конструкция является технологичной за исключением того, что при сборке необходима перебазировка деталей для удобства сборки.
Наиболее рациональная схема сборки – схема, представленная мною в дипломном проекте, так как в первую очередь должны быть собраны приводные валы ведущих мостов, а затем уже собранные валы устанавливать в корпус раздаточной коробки. Этот вариант лучше тем, что весь процесс сборки можно разделить на три операции. На первых двух операциях собираются приводные валы, а на третьей – они устанавливаются в корпус раздаточной коробки.
Это позволяет сократить число перебазировок собираемых изделий и, следовательно, максимально, на сколько это возможно, механизировать процесс сборки и сократить время сборки, что позволит увеличить объем выпуска данного узла.
При сборке предложенной конструкции должен использоваться механизированный процесс, так как полностью автоматическая и автоматизированная сборка неприменимы из-за того, что они используются при массовом производстве, и ручной труд либо полностью отсутствует, либо используется, но незначительно, что объясняется типом производства. Но и ручная сборка применяться не может, так как она используется при единичном или мелкосерийном производстве. А механизированный процесс, я считаю, наиболее подходит к типу производства раздаточной коробки, предложенной мною, и к самой конструкции раздаточной коробки, т.е. установку изделий в приспособления, установку некоторых деталей, смазку необходимо производить вручную, а некоторые операции, например наживление и затягивание крепежных болтов, запрессовку подшипников, уплотнительных и маслоотражательных колец, установку фиксирующих колец и фиксатора оси сателлитов – с помощью механизированного оборудования: гидравлических прессов, гайковертов, специальных приспособлений для установки стопорных и маслоотражательных колец и т.д.
Таким образом механизированная сборка является самым оптимальным процессом, который позволяет облегчить труд человека и сократить время на каждой операции.
1. Азаматов Р.А. учебное пособие. «Многоступенчатые коробки передач грузовых автомобилей, конструкция и расчет», Н.Челны, КамПИ, 1992. – 91с.
2. Бочаров К.Р. «Конструкция и расчет колесных машин повышенной проходимости», М.: Машиностроение, 1983. – 299с.
3. Вишняков Н.Н. «Автомобиль», М.: Машиностроение, 1976. – 296с.
4. Гришкевич А.И. «Проектирование трансмиссий автомобиля», М.: Машиностроение, 1984. – 272с.
5. Гришкевич А.И. «Конструкция, конструирование и расчет. Трансмиссия», М.: Высшая школа, 1986. – 208с.
6. Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. «Автомобиль, анализ конструкций, элементы расчета», М.: Машиностроение, 1989. – 304с.
7. Лукин П.П. «Конструкция и расчет автомобилей», М.: Машиностроение, 1984. – 376с.
8. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х т. – 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1992. – 720с., ил.
9. Селифонов, В.В. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей : учебник для нач. проф. образования / В.В. Селифонов, М.К. Бирюков. - 6-е изд., стер. – Москва : Академия, 2012. - 400 с. - (Начальное профессиональное образование).
10. Кланица, В.С. Охрана труда на автомобильном транспорте : учеб. пособие для нач. проф. образования / В.С. Кланица. - 3-е изд., перераб. – Москва : Академия, 2010. - 176 с. - (Начальное профессиональное образование).
11. Пехальский, А.П. Устройство автомобилей : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.П. Пехальский, И.А. Пехальский. - 7-е изд., стер. – Москва : Академия, 2013. – 528 с. - (Среднее профессиональное образование).
12. Шестопалов, С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей : учебное пособие для сред. проф. образования / С.К. Шестопалов. - 5-е изд., стер. – Москва : Академия, 2012. - 544 с. - (Профессиональное образование).
13. Чекмарёв А.А., Осипов В.К. «Справочник по машиностроительному черчению». – 3-е изд., стер. – М: Высш. ше. 2002. – 493 с.: ил.
14. Осипчуков В.В., Фрумкин А.К. Автомобили: Анализ конструкций, Элементы расчёта. Учебник для студентов вузов специальности «Автомобили и автомобильные хозяйства». – М.: Машиностроение, 1989. – 304с.: ил.
15. Власов Ю.А. Проектирование технологического оборудования автотранспортных предприятий [Текст]: учебное пособие/Ю.А. Власов, Н.Т. Тищенко. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-стоит. ун-та. 2009. – 296 с. – ISBN978-5-93057-325-1.
16. Шевченко А.В. Военная автомобильная техника – важная составляющая оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации // Федеральный справочник. Оборонно-про¬мышленный комплекс Российской Федерации. – 2015. – С. 345-350.
17. Ачасов О.Б., Смирнов С.С., Пронин А.Ю. Основные направления технологического развития системы вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации // Вооружение и экономика. – 2016. – № 1(34). –
С. 9-19.
18. Богданова Е.Л., Смирнов С.С., Челянов Э.Р. Алгоритм оценки военно-технической эффектив¬ности внедрения технических инноваций в образцы военной автомобильной техники в рамках программно-целевого планирования / / Вооружение и экономика. – 2017. – № 1(38). – С. 39-44.
19. Челянов Э.Р. Методика оценки военно-технической эффективности внедрения техниче¬ских инноваций в образцы военной автомобильной техники. – Бронницы: НИИЦ АТ ФГБУ «3 ЦНИИ Минобороны России»,
2016. – 68 с.