Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Работа №75788

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

психология

Объем работы51
Год сдачи2021
Стоимость1700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
215
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………...

Глава I. Теоретические основы исследования проблемы психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков:
1.1. Подростковый период в развитии личности и психологические особенности нравственного развития подростков…………………. …
1.2. Сущность, методы и средства психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков ……………..….
1.3. Теоретическая модель системы методов и средств психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков во внеклассной работе


Актуальность исследования обусловлена тем, что современный социум, трансформирующийся под воздействием новых вызовов цифрового века и века глобализации, всё больше теряет базовые ценностные ориентиры и идеалы нравственного потенциала. Нравственные идеалы, которые российские народы создавали и копили веками, оберегали людей от дурных поступков и неверных мыслей, вытесняются и заменяются другими ценностями, а зачастую – целенаправленно искажаются и совсем исчезают, уступая место безнравственности, угрожающей гармоничной жизни всего общества.
На любого человека сегодня могут оказывать негативное воздействие такие объективные факторы внешней среда, как интернет-пространство, информационный профицит, социальные сети, деструктивные религиозные течения и т.д. Современные школьники живут в век искушений, контрастов, когда многое доступно и дозволено, можно найти любую информацию, и школьникам из-за духовной незрелости очень сложно избежать соблазнов, зачастую противоречащих нравственности. Как отмечает Максаковский В.П., сложность текущего исторического периода в России заключается в доминировании у людей материальных ценностей над духовными из-за чего у многих людей оказываются искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Молодежь отличает чрезмерная агрессивность, эмоциональная, волевая и духовная незрелость, ориентация на атрибуты массовой культуры, снижение истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета.
В то же время социальный заказ государства, отражённый в Федеральном законе об образовании, предполагает подготовку к жизни активной, гармоничной, нравственно развитой личности, готовой к успешной жизнедеятельности и социализации в обществе. В этой связи сегодня актуализировалась ответственность научно-педагогического сообщества за социальное, нравственное и психологическое здоровье подрастающего поколения, оказавшегося в эпоху больших перемен и смены моральных человеческих ценностей, а современная школа находится в поиске новых педагогических технологий эффективного воспитания, обучения и нравственного развития учащейся молодёжи и, прежде всего, - школьников подросткового возраста как наиболее сензитивного к усвоению нравственных знаний, освоению нравственных правил, к формированию нравственных норм и привычек поведения.
Подростковый возраст - особый этап развития ребенка как личности, в котором перестраиваются и изменяются все прежние отношения подростка к миру и самому себе. В самосознании формирующейся личности это проявляется в совершенствовании рефлексивных навыков, способности осознавать мотивацию деятельности, в углублении нравственной самооценки, возрастании роли личной жизни. При переходе в подростковый период возникают процессы, подводящие итог предыдущим этапам развития. Возникает двойственность положения подростков в обществе. Перестраиваются механизмы личностного контроля, возникает ситуация, когда формы контроля, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сформированы, а старые уже не актуальны.
Сочетание внешних и внутренних факторов создает многочисленные трудности на пути нравственного развития подростков, которые приводят к недостаткам в различных видах деятельности, девиантному поведению и отрицательному социальному взаимодействию, деформации личности в целом.
Таким образом, актуальность исследования состоит в изучении особенностей нравственной сферы подростков, и как можно улучшить эффективность нравственного воспитания посредством профилактической работы.
На протяжении многих веков проблемы нравственного развития и воспитания, формирования моральных устоев, совершенствования нравственности всего общества, глубоко интересовали философов, ученых, социологов, педагогов и психологов. Можно смело утверждать, что проблема развития нравственности человека - далеко не новая. Однако спустя целые тысячелетия этот вопрос и сегодня не теряет своей актуальности.
Изначально проблема осмысления нравственности получила свое развитие в философских трудах Конфуция, Лао-Цзы, мыслителей древней Греции (Аристотеля, Эпикура). Далее – в эпоху Нового времени, эпоху Просвещения (Б. Спиноза; И. Кант; Г. Гегель, и др.) и в более позднее время (К. Роджерс, Ж. Пиаже, Л. Колберг). Более детально этот вопрос был раскрыт в трудах таких отечественных ученых, как А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий; В.П. Зинченко, К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон, А.В. Разин; С.Л. Рубинштейн, Н.В. Мельникова, Б.С. Братусь, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн и других. Среди наших современников, педагогов и психологов, изучающих данную область науки, можно отметить таких, как Ю.А. Александрову, Л.М. Аболина, Л.Н. Антилогову, Д.А. Леонтьева, В.С. Мухину, Р.В. Овчарову, М.А. Хашумова.
Р.В. Овчарова считает, что в настоящее время, проблему нравственного развития, как правило, рассматривают, на следующих уровнях: этическом, социально-психологическом и психолого-педагогическом. На этическом уровне изучаются такие понятия, как «нравственное отношение», «моральность», «нравственность», выявляется сущность нравственных отношений. На социально-психологическом уровне выявляются психологические особенности нравственных отношений между людьми и психологические механизмы отношений между ними, изучается влияние социальных и психологических факторов на динамику развития этих отношений. На психолого-педагогическом уровне нравственные отношения субъектов исследуются в единстве с изучением процессов психического развития и личностного становления индивида .
Однако, несмотря на большой спектр научных трудов, теоретических и практических исследований, посвященных изучению нравственного развития подростков, в психолого-педагогической литературе еще недостаточно комплексных исследований по данной проблеме, а исследований по психолого-педагогическому сопровождению нравственного развития подростков во внеклассной работе – ещё меньше, что также обусловливает актуальность нашего исследования.
Учитывая социальный заказ государства, анализируя психолого-педагогическую литературу, Закон об образовании в РФ, нами выявлены следующие противоречия:
- между требованиями законодательства формировании и развитии личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социально-культурными ценностями с одной стороны и отсутствием программ психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков во внеклассной работе, с другой стороны;
- между имеющимся опытом психолого-педагогической науки и отсутствием современного методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков во внеклассной работе.
Эти противоречия обеспечили выявление проблемы, выбор темы, цели, задач и гипотезы нашего исследования.
Проблема исследования: формирование системы средств и методов психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков в ходе внеклассной работы с ними.
Объект исследования – психолого-педагогическое сопровождение развития нравственности у подростков во внеклассной работе.
Предмет исследования – методы и средства психолого-педагогического сопровождения нравственного развития экспериментальной группы подростков во внеклассной работе.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что реализация Программы психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков, созданная на основе системного, аксиологического, деятельностного, личностно-ориентированного подходов, будет способствовать повышению уровня нравственного развития подростков экспериментальной группы.
Целью исследования является создание системы методов и средств психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков во внеклассной работе.
Задачи исследования следующие:
- на основе теоретического анализа работ уточнить определение понятий: «нравственное развитие», «ценностная ориентация»;
- выявить критерии нравственного развития подростков;
- уточнить определение понятия: «психолого-педагогическое сопровождение»,
- на основе изучения и обобщения педагогического опыта выявить совокупность методов и средств психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков;
- определить методики экспериментального исследования;
- создать теоретическую модель психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков во внеклассной работе;
- разработать Программу психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков во внеклассной работе;
- провести проверку Программы психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков во внеклассной работе в ходе формирующего эксперимента;
- разработать методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков во внеклассной работе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
2. Эмпирические методы, включая беседу, тестирование с использованием следующих методик: «Методика оценки уровня развития нравственного сознания» (дилеммы Л. Колберга), «Методика многомерного исследования нравственности личности» (Я.В. Подоляк); «Методика диагностики мотивации нравственного поведения подростков»; Стандартизированный тест «Опросник воспитанности и нравственного развития» (ОВ и НР, подростковый вариант, В.В. Цветков).
3. Методы математико-статистической обработки данных (параметрический t-критерий Стьюдента).
Базой исследования являются подростки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Сасово. В эксперименте работу участвовало дети 38 учащихся, из них 13 мальчиков готовность-подростков и 25 девочек-подростков. В экспериментальную группу входили 8 мальчиков-подростков и 10 девочек-подростков из 9Б класса, а в контрольной группе было 5 мальчиков-подростков и 15 девочек-подростков из 9А класса.

Научная новизна исследования:
- внеклассная деятельность рассмотрена как методологическая основа построения процесса нравственного развития подростков;
- разработана теоретическая модель организации нравственного развития подростков посредством внеклассных занятий по профессиональной ориентации;
- определены принципы, психолого-педагогические условия, особенности нравственного развития подростков на основе занятий по профессиональной ориентации;
- разработаны методические рекомендации по реализации Программы психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков, а также методические рекомендации для педагогов.
Теоретическая значимость заключается в обобщении и расширении системы научных знаний о значимости профессиональной ориентации при стимулировании нравственного развития подростков, в обосновании возможности и значения работы по профессиональной ориентации в ходе нравственного развития подростков; в разработке теоретической модели организации психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков на основе внеклассных занятий по профессиональной ориентации.
Практическая значимость исследования: нами разработана и апробирована Программа повышения уровня нравственного развития подростков посредством внеклассных занятий по профессиональной ориентации.
Основные этапы исследования.
Проблемно-поисковый (сентябрь – ноябрь 2019 года) - на этом этапе осуществлялся анализ научной литературы и выбор темы исследования
Теоретико-исследовательский (ноябрь 2019 года - май 2020 года) - проведен констатирующий эксперимент, осуществлен анализ и оценка результатов исследования, уточнены теоретические положения, апробированы полученные результаты.
Экспериментальный (сентябрь 2020 года – апрель 2021 года) - проведен формирующий эксперимент.
Аналитико-обобщающий (апрель 2021 года - май 2021 года) - проведена обработка, анализ, обобщение и систематизация данных исследования, разработаны методические рекомендации по проведению занятий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ