ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУЧНОГО ТРУДА В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
|
Введение
Понятие дизартрии 6
1.2 Звукопроизношение детей с дизартрией 10
1.3. Мелкая моторика детей с дизартрией 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ,
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 16
2.1. Организация констатирующего эксперимента 16
2.2. Анализ и обобщение результатов эмпирического этапа исследования 21
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 39
3.1. Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у
детей с дизартрией 39
3.2. Анализ эффективности коррекционно-логопедической работы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Понятие дизартрии 6
1.2 Звукопроизношение детей с дизартрией 10
1.3. Мелкая моторика детей с дизартрией 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ,
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 16
2.1. Организация констатирующего эксперимента 16
2.2. Анализ и обобщение результатов эмпирического этапа исследования 21
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 39
3.1. Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у
детей с дизартрией 39
3.2. Анализ эффективности коррекционно-логопедической работы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность развития моторной сферы детей подтверждается обоснованным научным фактом о связи между развитием ручной моторики и речью, памятью, мышлением (М.М. Кольцова, В.А. Сухомлинский, М. Монтессори, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев). Изучение моторной сферы у детей осуществляют специалисты в области логопедии, педагогики, физиологии и психологии. По мнению ученых, формирование речи и когнитивных способностей напрямую связано с развитием моторики.
Речедвигательный и двигательный центр в коре больших полушарий находятся рядом. Поэтому развитие моторной речи напрямую зависит от состояния моторики ребёнка. Развитие речи и моторики, как и их нарушения, происходят параллельно.
В коррекционной педагогике и психологии уже давно появились наблюдения, повествующие о тесной связи функции руки и речи. Так, исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией» [10, с. 105]. Поскольку речь играет важную роль в развитии ребёнка, любые недостатки в формировании речи отражаются на развитии ребёнка в целом.
Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. В истории развития человечества роль руки исключительно велика - она дала возможность развить путем жестов - указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т. д. - тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей.
По мнению Л.В. Лопатиной и Н.В. Серебряковой, дизартрия является распространённым речевым расстройством среди дошкольников [14]. Это нарушение речи нередко имеет смешанный характер и сочетается с другими речевыми расстройствами: задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, заиканием и др. Это связано с влиянием вредоносного фактора на развивающийся мозг не локально, а повсеместно. Данная речевая патология возникает в результате органического поражения центральной и периферической нервной системы, проявляется нарушением фонетической и просодической сторон речевой, вследствие недостаточно иннервации речевого аппарата. У детей с дизартрией отмечается неразвитость мелкой моторики: трудности с удержанием той или иной пальчиковой позы, с переключаемостью, точностью и координированностью движений. Такие дети сталкиваются с затруднениями в ситуациях, где необходимо точное движение кистей и пальцев рук.
Несмотря на достаточно подробное освещение вопросов коррекции моторной сферы в специальной литературе, а также на значимость теории взаимосвязи развития моторики и речи, нами определена необходимость глубокого изучения данной темы. Это связано с тем, что в настоящее время в системе до-школьного образования еще недостаточно раскрыты вопросы методического сопровождения процесса коррекции недостатков звукопроизношения и мотор-ной сферы у детей с дизартрией для педагогов, осуществляющих работу с до-школьниками.
Цель исследования: выявление эффективности системы логопедической работы с использованием ручного труда в коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией.
Объект исследования: особенности развития звукопроизношения и моторной сферы у детей с дизартрией.
Предмет исследования: логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать необходимые задания для экспериментального изучения особенностей звукопроизношения и моторной сферы у детей с дизартрией.
3. Выявить особенности звукопроизношения, артикуляционной и мелкой моторики у детей с дизартрией.
4. Разработать и апробировать систему логопедической работы с использованием ручного труда для коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией.
Гипотеза исследования: мы предположили, что система логопедической работы с использованием ручного труда будет более эффективной при соблюдении следующих условий:
1) использование приемов ручного труда будет осуществляться с учётом индивидуальных недостатков звукопроизносительной стороны речи детей;
2) приемы ручного труда будут разнообразны и дифференцированы в зависимости от уровня развития детей.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования (теоретический), методы диагностического обследования (констатирующий и контрольный), количественно-качественная обработка результатов исследования (аналитический), анализ материалов эмпирического исследования посредством методов математической статистики (статистический).
Экспериментальная база исследования: МАДОУ д/сад № 66 «Теремок» г. Таганрога.
Практическая значимость исследования: результаты проведенного нами научного исследования впоследствии могут использоваться воспитателями, логопедами и психологами в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.
Апробация результатов исследования: основные положения и выводы исследования были представлены на 63-й научной студенческой конференции (секция логопедии) Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ) (Таганрог, 2020).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Речедвигательный и двигательный центр в коре больших полушарий находятся рядом. Поэтому развитие моторной речи напрямую зависит от состояния моторики ребёнка. Развитие речи и моторики, как и их нарушения, происходят параллельно.
В коррекционной педагогике и психологии уже давно появились наблюдения, повествующие о тесной связи функции руки и речи. Так, исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией» [10, с. 105]. Поскольку речь играет важную роль в развитии ребёнка, любые недостатки в формировании речи отражаются на развитии ребёнка в целом.
Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. В истории развития человечества роль руки исключительно велика - она дала возможность развить путем жестов - указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т. д. - тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей.
По мнению Л.В. Лопатиной и Н.В. Серебряковой, дизартрия является распространённым речевым расстройством среди дошкольников [14]. Это нарушение речи нередко имеет смешанный характер и сочетается с другими речевыми расстройствами: задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, заиканием и др. Это связано с влиянием вредоносного фактора на развивающийся мозг не локально, а повсеместно. Данная речевая патология возникает в результате органического поражения центральной и периферической нервной системы, проявляется нарушением фонетической и просодической сторон речевой, вследствие недостаточно иннервации речевого аппарата. У детей с дизартрией отмечается неразвитость мелкой моторики: трудности с удержанием той или иной пальчиковой позы, с переключаемостью, точностью и координированностью движений. Такие дети сталкиваются с затруднениями в ситуациях, где необходимо точное движение кистей и пальцев рук.
Несмотря на достаточно подробное освещение вопросов коррекции моторной сферы в специальной литературе, а также на значимость теории взаимосвязи развития моторики и речи, нами определена необходимость глубокого изучения данной темы. Это связано с тем, что в настоящее время в системе до-школьного образования еще недостаточно раскрыты вопросы методического сопровождения процесса коррекции недостатков звукопроизношения и мотор-ной сферы у детей с дизартрией для педагогов, осуществляющих работу с до-школьниками.
Цель исследования: выявление эффективности системы логопедической работы с использованием ручного труда в коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией.
Объект исследования: особенности развития звукопроизношения и моторной сферы у детей с дизартрией.
Предмет исследования: логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать необходимые задания для экспериментального изучения особенностей звукопроизношения и моторной сферы у детей с дизартрией.
3. Выявить особенности звукопроизношения, артикуляционной и мелкой моторики у детей с дизартрией.
4. Разработать и апробировать систему логопедической работы с использованием ручного труда для коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией.
Гипотеза исследования: мы предположили, что система логопедической работы с использованием ручного труда будет более эффективной при соблюдении следующих условий:
1) использование приемов ручного труда будет осуществляться с учётом индивидуальных недостатков звукопроизносительной стороны речи детей;
2) приемы ручного труда будут разнообразны и дифференцированы в зависимости от уровня развития детей.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования (теоретический), методы диагностического обследования (констатирующий и контрольный), количественно-качественная обработка результатов исследования (аналитический), анализ материалов эмпирического исследования посредством методов математической статистики (статистический).
Экспериментальная база исследования: МАДОУ д/сад № 66 «Теремок» г. Таганрога.
Практическая значимость исследования: результаты проведенного нами научного исследования впоследствии могут использоваться воспитателями, логопедами и психологами в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.
Апробация результатов исследования: основные положения и выводы исследования были представлены на 63-й научной студенческой конференции (секция логопедии) Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ) (Таганрог, 2020).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Разработанная нами система коррекционной работы велась с ноября 2019 г. по февраль 2020 г. поэтапно (установочный, коррекционный, закрепляющий этапы) и включала апробацию приемов ручного труда с детьми экспериментальной группы. В процессе опытной работы на индивидуальных и под-групповых занятиях с детьми происходило знакомство с различными по текстуре материалами; выполнение упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики; постановка, автоматизация, дифференциация и введение звуков в речь. Приемы работы, темы и материалы, используемые на занятиях по ручной деятельности, подбирались индивидуально и дифференцированно, в зависимости от выявленных нарушений моторики и речи детей экспериментальной группы. Благодаря разнообразию используемых нами приемов ручного труда, у детей отмечался повышенный интерес к занятиям.
По завершении закрепляющего этапа формирующего эксперимента нами было проведено контрольное исследование по тем же методикам. Эффективность разработанной нами системы коррекционной работы была доказана результатами проведенного эксперимента.
Гипотеза подтвердилась, задачи решены, цель была достигнута.
Опыт успешной апробации разработанной системы работы позволил нам создать учебно-методическое пособие «Умные ладошки», включающее перспективно-тематическое планирование, конспекты занятий с инструкциями выполнения тех или иных поделок, а также рекомендации по организации ручного труда с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Апробация пособия осуществлялась в логопедической школе выходного дня ТГОО «Речеград».
По завершении закрепляющего этапа формирующего эксперимента нами было проведено контрольное исследование по тем же методикам. Эффективность разработанной нами системы коррекционной работы была доказана результатами проведенного эксперимента.
Гипотеза подтвердилась, задачи решены, цель была достигнута.
Опыт успешной апробации разработанной системы работы позволил нам создать учебно-методическое пособие «Умные ладошки», включающее перспективно-тематическое планирование, конспекты занятий с инструкциями выполнения тех или иных поделок, а также рекомендации по организации ручного труда с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Апробация пособия осуществлялась в логопедической школе выходного дня ТГОО «Речеград».
Подобные работы
- Организация логопедической работы по формированию моторной сферы в системе коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Формирование моторного праксиса в структуре преодоления
произносительных нарушений у младших школьников
с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование моторного праксиса в структуре преодоления произносительных нарушений у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - Особенности просодической стороны речи у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2019



