Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РОМАНТИЗМА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ СКАНДИНАВИИ В 1880-1920 ГГ.

Работа №75746

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы228
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Специфика изучения изобразительного искусства стран Скандинавии
XIX - начала ХХ века: историографический аспект
Глава 2. Формирование традиции в скандинавской живописи первой половины XIX столетия в контексте Романтизма
Глава 3. Отражение романтического восприятия мира в живописи Скандинавии рубежа XIX - XX вв.
3.1. Историко-культурный контекст
3.2. Романтизм в норвежской живописи: Николай Аструп и его современники
3.3. Развитие шведской живописной традиции и
влияние французского импрессионизма
3.4. Скагенская школа - национальный пейзаж Дании
Глава 4. «Национальный романтизм» и его черты в творчестве иллюстраторов Теодора Северина Киттельсена и Йона Бауэра
4.1. Текст и образ в творческом методе Киттельсена и Бауэра
4.2. Национальные темы и образы в графике
Теодора Северина Киттельсена
4.3. Шведская сказка в рисунках Йона Бауэра Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Изобразительное искусство Скандинавии в XIX - начале XX веков является оригинальным, по-своему специфическим и весьма емким материалом, представляющим интерес для современного гуманитарного знания. Несмотря на кажущуюся полноту исследовательского обращения к данной теме в настоящий момент и на протяжении всей истории, здесь остались неохваченными некоторые, возможно едва заметные, но важные для осмысления природы и особости искусства стран Скандинавии проблемы. В конце XIX столетия в искусстве стран этого региона утвердились особые культурные процессы, способствующие развитию национального «северного» восприятия сути изображения.
Живопись и графика Скандинавии во второй половине XIX века, синхронно с искусством других стран на севере Европы, продемонстрировали иное образное определение и понимание смыслов и граней собственной истории и культуры, точнее - продолжили коренную традицию. Художники обратились к жанрам, до того размытым в сфере изобразительного искусства. Новая ориентация, направленная против общих академических устоев, принятых в традиционной Европе, и против устоявшихся норм изображения, позволила мастерам показать своим современникам более модернизированные стороны культуры изображения. Принятый за основу еще в начале XIX века пейзажный жанр, отвечающий эстетике и мировоззрению шедшего из Европы Романтизма, стал в рассматриваемое время ключевым для осмысления национальных аспектов искусства страны. В дальнейшем Романтизм нашел свое претворение на почве реалистического и натуралистического искусства. Обозначился новый взгляд на природу, ее изображение стало более детализированным, осязаемо и реально. Это было очерчено романтическим видением родной культуры, истории и природы - создание образов родины в ее характерных северных мотивах, с присущим для скандинавов одушевлением природы, рассмотрением её как полноценного героя современной им жизни.
Помимо пейзажа, на рубеже XIX-XX веков пользовался особой значимостью жанровый, бытовой и портретный мотив и, конечно, «портрет» природы здесь все также играл ключевую роль. Яркий переход от довольно условного, порой декоративного, символико-философского и религиозно¬исторического звучания моделей скандинавского быта и окружения первой половины столетия живопись и графика совершила в довольно поэтичной и при том достоверной форме. Но здесь же сохранялось чувство «национального мотива», символический подтекст реалистического изображения. Романтизм не мог уступить весь подиум изобразительного искусства новым современным течениям, направлениям, натуралистичности работ даже в ходе модернизации художественных представлений этого времени. Вместо этого он вступил в контакт с ними при посредстве своей философии. В исследованиях, посвященных рассматриваемой теме, встречается большой интерес к проблеме национального нордического искусства рубежа столетий. Однако до настоящего времени не было предпринято попыток обозначить особую концепцию следующей волны Национального Романтизма в искусстве передовых скандинавских стран, во второй половине века и на рубеже столетий, комплексно подойти к этому явлению и рассмотреть его как с позиций классической истории искусства, так и привлекая широкий историко-культурный контекст. Хотя следует отметить, что к настоящему моменту в науке существуют кратки е рассмотрения исследователями взаимосвязей скандинавских художников и общее для их творческого процесса стремление наделить изображения национальными сюжетами и мотивами, и обособить их от всеобщего развития. Также ученые косвенно указывают на несомненное следование древним национальным традициям на примере конкретных мастеров, но в подобных трудах это словно бы очевидный вопрос, не требующий углубления в тему.
В настоящей работе следует выделить три скандинавские «школы» изобразительного искусства - норвежскую, шведскую и датскую. По мнению историка-скандинависта Александра Сергеевича Кана, исландская культура традиционно до сей поры остается обособленной в своем историческом развитии и использует исключительно собственные выработанные веками каноны в культурной сфере . Перечисленные выше страны, искусство которых мы рассматриваем в работе, имели в ходе исторического развития тесные контакты с ключевой для развития данной научной проблематики культурой континентальной Европы. Но здесь, в главных скандинавских регионах, были также, как в Исландии, сложены собственные обычаи и традиции, характерные культурные явления, не зависящие от влияний и заимствований иных культур. В этой связи в первую очередь в данной работе пойдет речь о чертах и тенденциях самобытной норвежской, шведской и датской культуры на фоне своеобразного исторического развития на примере памятников изобразительного искусства. Его развитие, как впрочем, и эволюция иных форм в художественной культуре Скандинавии, пришло к кульминационному пониманию своей самобытности ко второй половине XIX века (об этом свидетельствуют успехи Генриха Ибсена и Эдварда Грига, Августа Стринберга, Серена Кьеркегора, также как движение Хенрика Вергеланна, появление культурной группы «Скандинавизм» и многие другие процессы, в яркой форме реформирующие культуру скандинавского общества того времени, о чем речь еще пойдет позднее).
Важным этапом для формирования современного представления о художественной культуре и искусстве Скандинавии явился весь XIX век, когда происходило настоящее Возрождение национального духа страны. Романтизм здесь играл ключевую роль. В этом смысле такое «направление» стало своего рода мироощущением. Этот культурный виток, по сути своей, был пронесен скандинавскими художниками - строителями обновленной национальной культуры - через всю историю ее становления в странах региона Северного моря. Наследие национальной культуры, возможно, не влияло напрямую на живопись и графику рассматриваемого периода - исхода столетия, но это было ярким образцом для современного общества и деятелей искусства, стремившихся к познанию исконно родной культурной «почвы». В данном случае обращение не сводилось к повторению иконографических типов, а скорее описывало семантико-философское содержание образа, и стало характерной наследственной чертой творчества многих поколений скандинавских художников.
Именно это определило предмет настоящего исследования, которым в данной работе является художественная специфика Национального Романтизма в изобразительном искусстве стран Скандинавии в 1880-1920 гг., нашедшая явное выражение в творчестве скандинавских мастеров, работающих на стыке двух веков.
Объектом исследования являются художественные особенности произведений живописи и графики наиболее выдающихся норвежских, шведских и датских мастеров, представляющих различные жанры, направления и техники изобразительного искусства в рассматриваемое время в контексте развития течения Национального Романтизма в Скандинавии на рубеже столетий.
Границы исследования в работе были определены схожим историческим характером для изобразительного искусства скандинавских стран. Географические границы носят весьма содержательный характер. В отмеченных регионах происходили идентичные культурные и художественные процессы, что в довольно яркой форме демонстрирует развитие «национальных начал» на фоне европеизации культуры и зрелость Романтизма в изучаемый период.
Целью исследования выступает выявление характерных особенностей и самобытного начала в изобразительном искусстве Скандинавии рубежа XIX-XX веков, отождествляемых с чертами Национального Романтизма культуры страны. Исходя из цели научной работы, были определены следующие задачи:
1) Изучить научную традицию исследований изобразительного искусства стран Скандинавии второй половины XIX - начала ХХ вв.;
2) Определить историко-культурную специфику развития Романтизма в Скандинавии и охарактеризовать его как ключевое явление для формирования концепции Национального Романтизма в искусстве и культуре рассматриваемого периода; выявить взаимосвязи литературы, музыки, философской мысли с изобразительным искусством;
3) Выявить предпосылки в формировании традиции Национального Романтизма в искусстве стран Скандинавии в первой половине XIX века; обозначить принципы и процессы преемственности в отношении возрождения национальной культурной идентичности и романтических идеалов в изображении;
4) Охарактеризовать европейское влияние (преимущественно французское и немецкое) на развитие творческого почерка северных мастеров в исследуемых границах;
5) Выявить индивидуальные творческие подходы к визуализации интерпретации идей Национального Романтизма в живописи и графике отдельных художников;
6) Сформулировать черты культуры Национального Романтизма и их отражение в изобразительном наследии скандинавского искусства 1880-1920 годов.
Методология работы определяется характером темы исследования и поставленной целью. Комплексный подход к раскрытию темы и представляющий ее материал в труде предопределили необходимость изучения широкого спектра исторически значимых нюансов, также как полноценного подхода к анализу и интерпретации вещей, связанных с заданной темой. Для решения поставленных в работе задач будут использованы следующие методы: историко-культурный, с помощью которого представится возможным проследить предысторию развития особой ситуации в изобразительном искусстве Скандинавии в 1880-1920-е гг., определить, какие характерные для культуры северных стран образы и типажи нашли отражение в изобразительном искусстве региона. Также будет применен иконографический метод. Он поможет выявить особые, характерные черты изобразительного искусства Норвегии, Швеции и Дании, индивидуальные программы и собственные творческие задачи мастеров, их самостоятельный художественный почерк, а также отличительные особенности художественной сферы каждой из названных стран. В то же время будет отмечено сходство изобразительных линий и сюжетных традиций. Обозначенный метод будет дополнен анализом, который может быть использован с целью изучения авторского (художественного) построения композиции, особенностей формообразующих элементов рассматриваемых произведений. Для исследования особенно необходим компаративно-аналитический метод ввиду оценки произведений искусства, их глубокого анализа и интерпретации и, следовательно, выявления национальных особенностей, присущих сугубо изобразительному языку скандинавской культуры. Заметим, что главная рассматриваемая проблема в работе касается скандинавского культурного феномена в целом, в рамках которого исторический аспект национальной культуры Скандинавии особенно сильно выделился в рассматриваемый в работе период.
Материалы и источники: данная работа обращается к собраниям Национальной Галереи в Осло, Музея искусств в Бергене (Кодэ), Северонорвежского музея искусств в Тромсё, собраниям музейного комплекса в Блофарвеверке, Национальной Галереи в Стокгольме, Музея искусств в Гётеборге, Скагенского Музея Искусств, Глиптотеки, Государственного Музея искусств и к Коллекции Хиршпрунга в Копенгагене, к собранию Музея Модерна в Ольборге, отдела искусства Северной Европы в Галерее европейского и американского искусства XIX-XX вв. Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, к коллекции Государственного Эрмитажа, а также собраниям Домов-Музеев деятелей культуры и изобразительного искусства в Бергене, Йёнкёпинге, Блофарвеверке, Лаувлии которые автор данной работы непосредственно изучал в рамках музейных фондов и экспозиций. Также к материалам исследования будут привлечены некоторые каталоги с аннотациями к временным и постоянным выставкам, а также найденные в библиографических источниках отрывки писем, высказываний самих художников об искусстве, о времени. Большинство произведений художников, которые будут взяты в исследовании для искусствоведческого анализа, были изучены натурно на экспозициях и временных выставках указанных выше музеев и собраний стран Скандинавии и в российских коллекциях.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследования в области искусства стран Скандинавии, как правило, сопряжены с интерпретацией идей и традиций прошлого, которые находят непосредственное отражение прежде всего в живописном и порой в графическом наследии мастеров северных стран. Заложенные в нордической культуре порывы к познанию того, что создавалось предками, стали неотъемлемой и главной чертой ее характера. Девятнадцатый век в этом плане не стал исключением. Одно из высоких положений в этом смысле заняло изобразительное искусство. Именно обращение к наследию прошлого и стремление к сохранению древних родных традиций помогло живописцам обрести себя, встать на самостоятельный творческий путь, дав тем самым толчок для развития искусства в ХХ столетии.
Свою особую роль в рассматриваемое время на территории Скандинавии сыграло общее становление новой культуры, многое в которой оказалось возвратом к старым традициям. Данное явление проявлялось в различных сферах деятельности. Широко распространилось проведение
театрализованных фестивалей в духе прошедших лет. Началось и повсеместное создание музеев под открытым небом, таких как, например, известный музей Скансен, образованный в 1891 году и представляющий в миниатюре Швецию. Идея создания северных этнографических музеев под открытым небом стала актуальной во всех странах Скандинавии. В них демонстрировались оставшиеся в прошлом древние традиции строительства, повседневность, разного рода виды деятельности, которыми когда-то занимались предки скандинавов. Непременной чертой возрождения старой культуры, особенно в XIX веке, стало изучение и воплощение в литературе и искусствах истории и традиций средних веков, отраженных в разных областях Скандинавии прежде всего эпохой доблестных викингов. В искусствоведческой науке это обращение к ушедшей эпохе обозначают как общее направление, ставшее с наступлением нового времени популярным и называющееся Неоромантизмом.
Рассмотрение работ некоторых представителей нордического изобразительного искусства помогло прийти к мысли о том, что в среде различных тем и жанров , волнующих художников , пейзаж занимал ответственное, если не главное, место. Зачастую по этой проблеме принято говорить довольно узко. Пейзажный жанр, в течение многих веков о стающийся лишь условным фоном, низшим из жанровых направлений, приняли как некое оружие против устоявшихся правил и норм в искусстве. Это стало довольно распространенным ответом на вопрос о том, каким образом происходила борьба новых поколений художников против устойчивых академических систем. Нельзя исключить данный ответ и в применении к истории скандинавского искусства, в целом отдаленного от некоторых традиционных (и культурных) схем искусства европейского.
Тем не менее, говоря о нордическом художественном восприятии, следует помнить о таком важном аспекте в скандинавской культуре как Национальный Романтизм, следующий через все культурные явления страны на протяжении многих эпох, не исключая нового рубежа - XIX-XX веков. Именно ландшафтная живопись и графика волновала мастеров загадочного Севера. Интерпретация образов родной земли, выявление характерных природных особенностей помогали художникам ощутить веяния родной национальной культуры и обратиться к зрителю с посланием, в котором выражена вся романтическая суть их произведений. Скандинавы, испокон веков жившие в условиях суровой северной природы, перейдя на ступень нового времени, не стали покидать свое место, не бросили землю своих предков ради поиска более комфортных условий. Вместо этого современное поколение скандинавов национализировало свою действительную среду и культурные веяния, связанные с ней, с историей, воспело вновь местную нетипичную для мира природу, и все это ярко отразилось на развитии национального искусства страны, в чем ощущается поистине романтический контекст.
Каждый художник Норвегии, Швеции и Дании внес свой значительный вклад в рождение и развитие оригинальной и своеобразной, нордиче ской, культуры, которая словно начала свой яркий всплеск заново, в том числе и посредством художественной ее стороны, с начала XIX столетия. Век победоносного для художественных кругов, для творческой элиты освобождения от академических канонов и норм, принятых еще в старой Европе, позволил мастерам обращаться к темам, которые волновали их сердца. Интернациональные контакты помогли обмениваться опытом с технической точки зрения и обогатить изобразительные навыки скандинавских художников. Свобода мысли и изобразительного начала привела в итоге каждого из них к родным корням. Культура и мир родных знакомых областей и уголков Норвегии, Швеции и Дании вдохновили мастеров на трогательное и столь широкое обращение к подобным сюжетам. Благодаря этому такую уникальность и самобытность скандинавской культуры, запечатленные на века в листах и полотнах, мы можем с легкостью
Исходя из всех перечисленных выше пунктов, анализа заданной темы, интерпретации произведений очевидным становится тот факт, что изобразительное искусство скандинавских стран, не обособленных от общих течений мировой культуры, тем не менее, представляет собой характерную самобытную область. В этом сами скандинавы находят свою обособленность и национальную самоидентичность. В отношении изобразительного искусства рассматриваемого времени - эпохи «Строительства Нации» - концепция Национального Романтизма работала именно подобным способом.
Безусловно, в каждой стране скандинавского полуострова происходили свои процессы, культурная среда формировалась по разным путям. Тем не менее, в данной работе была осуществлена попытка выявить характерные черты искусства каждой страны и обозначить проблему схожей концепции, объединяющей характер этих линий развития. Таким образом, была поднята тема «скандинавизма», единого звена. Это заключается более в сугубо национальных культурных явлениях Скандинавии в рассматриваемое время.
В исследовании было изучено творческое наследие ключевых и наиболее известных художников рассматриваемого периода. Долю сомнений вызывает тот факт, что вроде как такие мастера следовали новым веяниям, отвечали потребностям общества, элиты, ориентировались на европейскую культуру. В то же время они чтили исконные традиции и прославляли их своим творчеством. Художники преподносили подобный образец зрителю, распространяя среди общества любовь к народному, отечественному, родному. Акцентируя внимание на особом значении лица Скандинавии в мире, они обращались в своих работах к ее истории и мифу, природе и быту, к своеобразному и характерному именно для их родины.
Концепция Национального Романтизма в культуре и искусстве Норвегии, Швеции и Дании отвечала и продолжает отвечать, прежде всего, задачам выражения культурной особости и самоидентичности региона. Эта концепция отразилась в изобразительном искусстве обращением художников к сугубо национальным сюжетам, природе с одновременной поэтизацией скандинавского духа. Этот дух живет и поныне в складывающихся столетиями традиционном быте, культуре, своеобразном фольклоре местных жителей, а концепция Национального Романтизма призвана к обособлению собственной, веками складывающейся, традиционной культуры со всеми тонкостями исторического развития в местных своеобразных условиях.


1) Андерс Цорн и его современники: Каталог выставки / Авт.-сост. П. Бьюрстрём и др., Л., 1981.
2) Бернштейн Б. Несколько соображений в связи с проблемой «Искусство и этнос» // Искусство Прибалтики. Статьи и исследования, Таллин, изд. Кунст, 1981.
3) Вилландсен В. Золотой век датской живописи / Каталог выставки, М., 1989.
4) Волшебные сказки Швеции / худ. Й. Бауэр / пер. Мяэотс О., М., 2011.
5) Волшебные сказки Норвегии / сост. и общ. ред. Е.С. Рачинской;худ. Т. Киттельсен, М., 2013.
6) Всеобщая история искусств. Искусство XIX века. Под ред. Колпинского Ю.Д. и Яворской Н.В., М., 1964, Т. 5.
7) Всеобщая история искусств. Искусство XX века. Под ред. Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского, М., 1965, Т. 6.
8) Герчук Ю.А. Основы художественной грамоты, М., 22013.
9) Глазырина Г.В. Скандинавские «Саги о Древних временах» как исторический источник / на материале «Саги о Тидреке Бернском» / автореф. дисс. канд. иск., М., 1979.
10) Гуревич А. Я. «Круг Земной» и история Норвегии / ст./ Снорри Стурлуссон. «Круг Земной» (Хеймскрингла), М., 1980.
11) Гуревич А.Я. История и сага, М., 1972.
12) Гуревич А.Я., Кан А.С. История Норвегии, М., 1980.
13) Даниелсен Р История Норвегии. От викингов до наших дней / Пер. с англ., М., 2003.
14) Данилова И.Е. «Исполнилась полнота времен.», Размышления об искусстве, М., 2004.
15) Кан А.С. История скандинавских стран, М., 1980.
16) Коккинаки И. Дом на солнце. Карл Ларссон и его дом в Сундборне / Мир Музея, №5, 1999.
17) Костыря М.А. Ночной пейзаж в западноевропейском искусстве XV-XVI веков: Учебно-методическое пособие, СПб, 2011.
18) Кудрявцева Л. С. Собеседники поэзии и сказки. Об искусстве художников детской книги, М., 2008.
19) Кузнецов Э.Д. Художник и книга, Л., 1964.
20) Лисичникова М.В. Шведская колония художников в Грец-Сюр-Луа // Проблемы изучения зарубежного искусства: Научные труды. - № 17. - СПб, 2011.
21) Любин Д.В. Искусство и художественная жизнь Германии в конце XIX - начале XX века, СПб, 2009.
22) Омельяненко М.В. Искусство раннего немецкого романтизма и европейское художественное наследие XV-XVII вв. //дисс., СПб, 2006.
23) Пауткин А.М., Давыдова Т.С. Саги, викинги и их язык, П., 2008.
24) Подобедова О.И. о природе книжной иллюстрации, М., 1973.
25) Пьюфогель Р Карл Ларссон. Рисунки и акварели. М., 2006.
26) Раздольская В.И. Европейское искусство XIX века. Классицизм, Романтизм, СПб, 2005.
27) Сванидзе А.А. Викинги. Люди Саги: жизнь и нравы, М., 2014.
28) Светлов И.Г. От романтизма к символизму. Очерки польской и венгерской живописи XIX-начала XX века, СПб, 1997.
29) Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж XVII века, М., 1983.
30) Форссман Э. Андерс Цорн // Андерс Цорн, Бруно Лильефорс : Каталог выставки / Под ред. А. Вестхольма, Гётеборг, 1967.
31) Хейберг Х. Генрик Ибсен / Пер. с норв., М., 1975.
32) Чукуров А.Ю. «Состояние мира: одновременность». Художественная культура скандинавских стран и Финляндии в пространстве концептов, СПб, 2011.
33) Askeland J. A survey of Norwegian painting / transl. from norw. by Ch. Norman / Oslo, 1963.
34) Askeland J. Adolph Tidemand og hans tid, Oslo, 1991.
35) Askeland J. Nilolai Astrup. Grafikk, Oslo, 1956.
36) Askeland J. Norsk Malerkunst, Oslo, 1981.
37) Aubert A. Maleren Johan Christian Dahl. Et stykke forrige ^rhundredes kunst- og kulturhistorie, Kristiania, 1920.
38) Berg K. 1880-tal I nordisk maleri, Nationalmuseum, Stockholm / kat.of exhib., 25 oktober 1985 - 6 januar 1986.
39) Berman P.G. In another light. Danish painting in the 19th century, London,
2007.
40) Bjork T. August Malmstrom - Grindslantens malare och 1800-talets bildvarld, Nordiska Museets Forlag, Stockhom, 1997.
41) Bryne A. De malte Norge. Glimt av norske natur og norske kunstnere, Oslo,
2004.
42) Catalogue: Karl Larsson. Vaenner og Ovaenner, Stockholm, 2013.
43) Cleaver J. A History of Graphik Art, London, 1963.
44) Compendium SAS14: Norwegian Culture and Tradition / Department of Cultural Studies and Art History, University of Bergen, 2013.
45) Derry T.K. A history of Scandinavia (Norway, Sweden, Denmark, Finland and Iceland), London, 1979
46) Dreams of a Summer Night. Scandinavian Painting at the Turn of the Century, Hayward Gallery / 10. July - 5. October, London, 1986.
47) Duesseldorfmaelare. Duesseldorf og Norden / kat. of Exhib. / Goeteborg, Stockholm, 1975-1976.
48) Fabritius E. Danish Artists' Colonies: The Skagen Painters, the Funen Painters, the Bornholm Painters, the Odsherred Painters, Skagens museum, Skagen, 2007.
49) Facos M. Nationalism and the Nordic imagination: Swedish art of the 1890s, England,1998.
50) Fearnley T. Nature’s Way: Romantic Landscapes from Norway. Oil, Watercolour by J. Ch. Dahl / Kat. of. Exhib., Norway, 1993.
51) Frederiksen F. T. og Jeppesen l. Lysets Paletter. Claude Monet og danske impressionisme / 20. September - 7. December, Randers Kunstmuseum,
2008.
52) Friborg F. J.Ch. Dahl and the Danish Golden Age, Copenhagen, Ny Carlsberg Glyptotek, 1999.
53) Folsing U. Peder Monsted / Weltkunst, Vol. 4 / F., 2002.
54) Gavel J. John Bauer (1882-1918). Utstaellnings Katalog, Goeteborg Konstmuseum / 4.dec.-20.febr. 1994, Goeteborg.
55) Gloeersen I.A. Nikolai Astrup, Oslo, 1967.
56) Gunnarsson T. Nordic landscape painting in the nineteenth century / transl. by Adler N. - London, 1998.
57) Gunnarsson T., Hedstrom P Impressionism and the North. Late 19-th Century French Avant-Garde Art and the Art in the Nordic Countries, Stockholm, 2002.
58) Gunnarsson T. Bruno Liljefors. Faegelstudier / Nasjonal Museum Bulletin, vol.16, №2, Stockholm, 1992.
59) Hammond, Nicholas, Modern Wildlife Painting, Pica Press, 1998.
60) Haverkamp F. Dahl og Friedrich. Alene med naturen. Landsscaper 1810-40, (utstilling) / Nasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design, Oslo; Staatliche Kunstsamlungen, Dresden / Oslo, 2014.
61) Helliesen S. Th.Kittelsen. De lyse aerene I Sigdal / Stiftelsen Modums Blaafarvevaerk / 31.mai - 30.september, 1980.
62) Hoppe R. Elias Martin P.A. Norstedt & soner, Stockholm, 1933.
63) Hoff S.O. Frits Thaulow og Erik Werenskiold / 13juni - 13.september, Lillehammer 1998.
64) Holaas O. Theodor Kittelsen. Den norske faun, Oslo, 1959.
65) Jackson D., Monrad K. Christen Kobke - Danish master of Light, Yale University press, 2010.
66) Johansen A., Svein O.H. Christian Krohg og Skagen / Skagens Museum 18. Marts - 6. Juni, Lillehamer Kunstmuseum 19. Juni - 12. September / Danmark, 2004.
67) Johansen P Den danske malerkunsts fader Christopher Wilhelm Eckersberg, Kobenhavn, 1925.
68) Kittelsen Th. Folk og Trold. Minder og Droemme. Med skizzer, tegninger og malerien, Oslo, Bjoern Ringstroems antikvariat, 1997.
69) Kittelsen Treider I. Tirilil Tove, Oslo, 1997.
70) Knutsen R.H. Peter Nicolai Arbo / Drammens museum, Fylkesmuseum for Buskerud, 3juni - 28.sept., Drammen, 1986.
71) Koefoed H., Oekland E. Th. Kittelsen. Fra Lauvlia til vaere hjerter, Lauvlia, 2007.
72) Klakegg A.O. Astrup - Kinck og Joelster, Bergen, 1987.
73) Lande M. Vi ser pae kunst. Nikolai Astrup, Oslo, 1999.
74) Lembke K., Andratschke T., u.s.w. Mythos Heimat. Worpswede und die europaeischen Kuenstlerkolonien, Hannover, 2001.
75) Lindwall B., Liljefors L. Bruno Liljefors, Stockholm, 1960.
76) Lj0godt K. Maneskinnsmaleren Knud Baade / kat. of exhib. 23. Juni - 30. September / Nordnorsk Kunstmuseum / transl. from Norwegian. - Troms0, 2012.
77) Lj0godt K., Lukke Grand K. Fra Dahl til Munch. Nordisk maleri fra Canica Kunstsamling / kat. of exhib. / Nordnorsk Kunstmuseum / transl. from Norwegian - , Troms0, 2015.
78) Luther Cary E. Scandinavian art // Art and progress, vol. 4, № 4, 1913.
79) Madsen K. Skagens Malerne og Skagens Museum, Koebenhavn, 1929.
80) Nedreboe R., Grete A. J. Ch. Dahl. Hans danske miljoe og det danske landskap, Baroniet Rosendal, Kvinnherad, Hordaland, 1995.
81) Nicolai Astrup. Veien Hjem / kat. Of exhib., Kode, Bergen, 2016.
82) Nordensvan G. Swedische Kunst des 19. Jahrhunderts // Literatur / Monatshefte der kunstwissenschaftlichen Lite, Leipzig, 1904.
83) Oestein S. Christian Krohg. Fra Paris til Kristiania, Lillehammer Kunstmuseum, Lillehammer, 2012.
84) Oeystein L. Nikolai Astrup - Tilhoerighet og identitet, Tonsberg, Vestfold,
2005.
85) Olenius E. I eventyrland med John Bauer, Oslo, 1977.
86) Olrik A. Viking civilazation / reviseb by Hans Ellekilde, USA, 1930.
87) Olsen L.H. Nordiske Heltesagn, D., 2003.
88) Olsen L.H. Nordiske Vikingesagn, D. 2004
89) 0stby L. Erik Werenskiold, Oslo, 1993.
90) 0stby L. Theodor Kittelsen. Tegninger og akvareller, Oslo, 1993.
91) Paulsson V. Thaulow I Kragero, Oslo, 2007.
92) Poulsson V. Frits Thaulow. Raderinger, Oslo, 1992.
93) Peter M. H. Peter Severin Kroeyer, Skagen, 2002.
94) Ranstrom S. JEG Carl Larsson, Stockholm, 1987, printed in Germanz, 2001.
95) Ryndel N. Modern Scandinavian painting in the Gothenburg art gallery, Goeteborgs Konstmuseums Smaskrifter Nr 4, Goeteborg, 1952.
96) Ryndel N. Modern Scandinavian painting in the Gothenburg Art Gallery, Goeteborgs Konstmuseums // Smaskrifter NR 4, (Goeteborg, 1952).
97) Schwartz W. Skagen i Nordisk Kunst. Fra Michael Ancher til Ludvig Karsten, Oslo, 1952.
98) Serner G. Treasures of a Swedish art. From earliest times to the beginning of the twentieth century, Stockholm, 1950.
99) Skre A. Th. Kittelsen. Askeladd og troll, Aschehoug, 2015.
100) Steinsvik K.R. Christian Krohg. 1852-1925 / Stiftelsen modums Blofarvev^rk / 8. Mai - 30. September, 1993.
101) Steinsvik T.S. Hipp-Hipp-Hurra! 30 ar med skandinavisk kunst pa Blaafarvev^rket / Stiftelsen Modums Blaafarvevaeerk, 19. Mai - 23. September, Norway, 2007.
102) Steinsvik T.S. Th. Kittelsen / Stiftelsen Modums Blaafarvevaerk / 24.mai - 21.september, 2014.
103) Steinsvik K.R. Peder Severin Kroyer. 1851-1909 / Stiftelsen modums Blofarvev^rk / 2. Mai - 30. September 1992.
104) Steinsvik T.S. Somrene pa Skagen / Stiftelsen modums Blafarvev^rk /
24. Mai + 30. September, 1997.
105) Svanholm L. Northern light - Skagen painters / transl. by Jones W.G., Copenhagen, 2001.
106) Svedfelt T. Erik Werenskiolds konst, Stockholm, 1938
107) Sorbo T. Norges Nasjonalmalerier, Oslo, 1995.
108) Varnedoe K. Northern Light: Realism and Symbolism in Scandinavian painting 1880-1910, the Brooklyn museum, 1982.
109) Voss K. Skagens malerne, Oslo, 1994.
110) Willoch S. Maleren Thomas Fearnley, Oslo, 1932.
Интернет-ресурсы:
111) Графика Йона Бауэра [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// nordicdesign.ru/na-kartinah-yona-bauera-dazhe-trolli-vyiglyadyat-sovsem- bezzlobno/. ( дата обращения 17.01.2016).
112) Скандинавский театр [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// istoriya-teatra.ru/books/item/f00/s00/z0000022/st019.shtml. (дата обращения 17.03.2017).
113) Zeitler R.. Sweden. Painting and graphic arts [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cufts.library.spbu.ru/CRDB/SPBGU/resource/172. (дата обращения 11.12.2013).
114) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nasjonalmuseet.no/ en/ (дата обращения 04.11. 2016).
115) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kodebergen.no/ (дата обращения 15. 09. 2016).
116) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.glyptoteket.dk/ (дата обращения 01. 11. 2016).
117) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.smk.dk/ (дата обращения 03.11. 2016).
118) [ Электронный ресурс ] - Режим доступа: https:// www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/ 01.+Paintings/36724/ (дата обращения 07.03. 2016)
119) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.arts-museum.ru/ museum/buildings/gallery/ (дата обращения 17. 07. 2016).
120) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://skagenskunstmuseer.dk/ (дата обращения 01.11. 2016).
121) [ Электронный ресурс ] - Режим доступа : http : // goteborgskonstmuseum.se/ (дата обращения 30.05. 2015).
122) [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.nationalmuseum .se/ sv/English-startpage/Collections/ (дата обращения 21.08. 2015).
123) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://art-intensive.ru/pl/ 1114432. (дата обращения 10.10.2015).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ