Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Северное Причерноморье в первых веках нашей эры: проявления и распространения христианства…………………………………………………..6
1.1. Религиозные поиски единого Бога на Боспоре……………………………...6
1.2. Херсонес как колыбель христианства……………………………………...21
1.3. Свидетельства о первых христианах в Боспорском царстве……………..24
Выводы по главе 1……………………………………………………………….29
Глава 2. Изучение в школе религиозной жизни населения Северного Причерноморья в первых веках нашей эры……………………………………31
2.1. Формирование исторических представлений у обучающихся общеобразовательных школ…………………………………………………….31
2.2. Методическая разработка урока Баптистерии Ранневизантийского Херсона…………………………………………………………………………...35
Выводы по главе 2………………………………………………………………..49
Заключение……………………………………………………………………….52
Список используемой литературы……………………………………………...56
Актуальность исследования. Распространение христианства среди народов Северного Причерноморья неразрывно связанно с этапом мировой истории, который получил название Великое переселение народов. Этническим перемещениям в Европе IV—VII веках послужило множество факторов, основными из которых является ухудшение погодных условий, т.н. климатический пессимум раннего Средневековья, а также движение с Востока гуннских племён. Пришлые племена несли с собой уникальную для романизированной Европы культуру и мировоззрение, а также языковое отличие, что послужило не только военным, ради новых земель, но и культурным конфликтам.
Причерноморские степи сыграли важную роль в формировании современного Европейского мира, выступив в роли некоего котла, в котором варвары-кочевники, познакомившись с христианской верой понесли её дальше, в новые завоёванные земли.
До прихода готов в Северное Причерноморье христианство было не сильно распространено на территории Крымского полуострова, в основном христиане сосредотачивались в античных городах, таких как Пантикапей и Херсонес. В период III – нач. IV вв. христианство ещё находилось под запретом и лишь после принятия императором Константином Миланского эдикта в 313 г. вышло из подполья. Не смотря на принятие христианства как официальной государственной религии Римской империи миссионерство, как явление только зарождающееся, не имело в своих краткосрочных планах распространения христианского учения за пределами империи. Главной задачей миссионерства являлось обращение в христианство народов и земель подчинённых Риму, а позже Константинополю. Поэтому на перифериях империи процветали различные ответвления христианства, ереси не признанные Никейским собором. Так, готские племена первыми из варваров Северного Причерноморья приняли христианство, однако, арианского типа по наставлению захваченного вестготами миссионера-епископа арианской ориентации Ульфилоя, который «дал им алфавит и перевел на их язык, старый готский, Библию и основные богослужебные тексты» .
Важнейшим фактором распространения христианства среди кочевых племён Северного Причерноморья и Приазовья послужило вторжение гуннского конгломерата варваров-кочевников. Данный период истории принято называть Великим переселением народов. Как отмечает крымский историк В.П. Власов «гунны — это потомки кочевого народа хунну, обитавшего в Центральной Азии у границ Китая, с которым они вели беспрестанные войны» . Далее автор пишет, что хунну потерпели поражение от китайского императора и признали его власть над собой, однако большая часть решила покинуть свою историческую родину и двинуться на Запад в поисках новых плодородных земель. Как продолжает В.П. Власов: «По пути следования хунну смешивались и увлекали за собой многие угорские, тюркские, иранские племена Сибири, Урала, Средней Азии и Поволжья» . В итоге вся эта общность варваровкочевников во многом переняла культуру друг друга и создала конгломерат, именуемый античными авторами, а впоследствии, и современными учёными, как гунны. Несмотря на попытки Византии навязать свою религию, гунны, как пишет украинский исследователь Я.М. Яновский, с уважением относились к христианской вере, а также «христиан гунны облагали данью вдвое меньшей, нежели завоёванных язычниковварваров (преимущественно германцев) и греко-римлян» . Это факт не мог не повлиять на ускоренную христианизацию племён подчинявшихся гуннам, особенно в сельскохозяйственных регионах.
Все эти процессы в дальнейшем привели к главенству христианской веры и мировоззрения в новой Европе, входившей в эпоху Средневековья.
Сказанное обусловило актуальность выбранной темы исследования.
Степень изученности темы исследования. Процессы христианизации народов Северного Причерноморья, происходившие в начале нашей эры, мало изучены в современной науке.
Объект исследования – религиозные отношения, складывающиеся среди населения Северного Причерноморья в начале нашей эры, и их изучение в школе.
Предмет исследования – религиозная жизнь населения Северного Причерноморья в начале нашей эры и ее изучение в школе.
Цель исследования заключается в анализе религиозной жизни населения Северного Причерноморья в первых веках нашей эры и особенностей ее изучения в школе.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть религиозные поиски единого Бога на Боспоре;
2) охарактеризовать Херсонес как колыбель христианства;
3) проанализировать свидетельства о первых христианах в Боспорском царстве;
4) рассмотреть особенности формирования исторических представлений у обучающихся общеобразовательных школ;
5) представить методическую разработку урока Баптистерии Ранневизантийского Херсона.
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы и предложения.
1. Претендентов на пальму первенства адепта появления христианской религии в регионе Северного Причерноморья два - Боспорское царство и Херсонес Таврический.
В силу многих причин Херсонес не подвергся разрушительному нападению готов и гуннов. И со времени падения Боспорского царства он становится оплотом теперь не только греко-римского, а и христианского мира в Таврике.
Более трех веков понадобилось, чтобы христианские идеи начали покорять и окраинные народы римского мира. При широких торговых связях с родиной христианства Малой Азией это не малый срок, но и не столь большой, если учесть, какой переворот в умах и сердцах людей был совершен христианским учением. Если по мифологии древних греков весь окружающий мир вместе с богами возник из безграничного Хаоса, где путем постепенных порождений родились Земля-Гея, она породила Небо-Уран, Земля и Небо породили Океан и т.д., то христианство утверждало, что мир возник за шесть дней велением одного Бога. Если еще во II в. Лукиан мог воспевать «священную матерь всего сущего - Природу, которая, сочетав первичные стихии мироздания – землю, воздух, огонь и воду, - из их взаимного смешения породила все живое и одушевленное», то теперь все более и более прерогатива первоосновы, первопричины отдавалась Логосу, Слову, Богу. Если учитель древности Софокл мог утверждать: «В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего», то христианство на первое место в мироздании поставило Бога, человека сделав его подобием. Если другой учитель древности Эпикур наставлял умению приобрести «свободу от страданий тела и от смятений души», то христианство учило поклоняться страдающему и умирающему богочеловеку Христу. Если в пору язычества человек, умирая, уходил во мрак от любимой жизни, то теперь он приобретал царствие небесное.
Итак, к IV в. христианство прошло уже длительный путь развития, в ожесточенных спорах различных направлений рождалась новая религия.
2. Основной целью преподавания истории в школе в соответствии с ФГОС является развитие личности обучаемого на основе знания о прошлом, а также умения ориентироваться в основных достижениях мировой культуры.
В свою очередь, развитие личности школьника подразумевает, в первую очередь, способность анализировать как прошлое, так и настоящее, а также умение самостоятельно делать выводы на основе изучения исторических первоисточников.
В соответствии с ФГОС, дисциплина «История» должна ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, а также показывать неоднозначность различных моральных оценок событий в истории. Важной целью уроков истории является возможность способствовать процессу социализации подрастающего поколения, то есть самоопределению как личности, а также пониманию учащимся собственного места в социуме. Одним из принципиальных отличий современного подхода в процессе преподавания истории является ориентация стандартов не только на знания по самому предмету, но и умение применять полученные знания в практической деятельности.
Главным требованием к современному уроку истории является воспитание гражданина своей страны, который будет способен к социальному творчеству, сможет отстаивать свои позиции, будет способен к участию в демократическом самоуправлении.
Истинный патриотизм не может сформироваться без знакомства с историей и культурой различных народов, а также понимания особенностей взаимодействия различных культур. Учащиеся должны осознавать, что их народ является частью мировой цивилизации.
Исходя из принципиальных положений ФГОС, в современной российской школе на первое место должна ставиться гуманизация истории. И это является еще одним требованием к уроку истории.
Процесс преподавания истории в современной школе должен способствовать формированию ценностных ориентаций учащихся, а также ориентировать учащихся на общечеловеческие ценности и воспитание гуманизма.
Предмет истории как науки - человек в бесконечной смене поколений, именно поэтому гуманизация истории означает очеловечивание истории. Изучение закономерностей в истории, решение каких - либо проблем, связанных с историей, а также понимание смысла самой истории должно идти не через отвлеченные абстракции, а через человека и от человека. Гуманизация предмета истории - это повышенное внимания к личностям истории. Социально - психологические портреты, интеллектуальные и политические биографии должны стать основными составляющими современного урока истории.
В соответствии с современными стандартами, прежде всего, необходимо усиливать мотивацию учащихся к познанию исторических фактов, показать им, что занятия в школе – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот, занятия являются необходимой подготовкой к жизни, к поиску полезной информации, а также навыкам ее применения в реальной жизни.
Что касается конкретных методик, которые обучают универсальным учебным действиям, то они могут включать в себя следующие формы:
- экскурсии;
- поиск дополнительного материала на заданную тему;
- обмен собственными мнениями;
- выявление спорных вопросов по конкретной теме; - построение системы доказательств;
- выступление перед аудиторией;
- обсуждение в группах.
Уроки по истории необходимо строить по новой схеме. Если сейчас наиболее распространен объяснительно - иллюстративный метод в процессе обучения, то, в соответствии с требованиями ФГОС, упор необходимо делать на взаимодействие учеников и учителя, а также самих учеников. Учащиеся должны стать живой составляющей образовательного процесса
1. Алёхина Ф.Н., Сидорова И.В. Правление Николая II – за и против в формировании критического мышления обучающихся // Государство, власть, общество: от истории к современности: сб. науч. стат. науч. семинара / под ред. Г.В. Коротковой, О.С. Синепуповой и др. – Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ, 2018. – С. 10–15.
2. Виноградов А.Ю. Миновала уже зима языческого безумия...»: церковь и церкви Херсона в IV веке по данным литературных источников и эпиграфики. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке. 2010. – 214 с.
3. Вус О.В. Оборона доктрина Візантії у північному Причорномор’ї. Львів: Тріада Плюс. 2010. – 177 с.
4. Галкович Б.Д. К вопросу об историко-картографическом методе исследования. – Ереван : Изд-во АН Армянской ССР, 1980. – С. 48–67.
5. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб, 1917. С. 73.
6. Еловская С.В Использование интерактивных образовательных технологий при обучении иностранному языку в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 176. С. 39-45.
7. Еловская С.В. Развитие критического мышления на уроках иностранного языка // В сборнике: Лингводидактика и межкультурная коммуникация: актуальные вопросы и перспективы исследования. Сборник научных статей. Ответственные редакторы Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. Чебоксары, 2018. С. 27-30.
8. Еловская С.В., Борзых И.И.. Обучение милосердию на уроках иностранного языка // В сборнике: Вопросы лингводидактики и переводоведения. Сборник научных статей . Чебоксары, 2017. С. 211-214.
9. Еловская С.В., Кулик Л.В. Развитие творческой личности на уроках английского языка в условиях ограниченности ресурсов // В сборнике: Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков. сборник научных трудов XV Международной научнопрактической конференции. 2018. С. 26-31.
10. Еловская С.В., Черняева Т.Н. Интерактивное обучение в высшем образовании // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. № 1 (29). С. 83-87.
11. Ермолин С. А. Христианство на Европейском Боспоре в византийско-хазарское время // Научные ведомости. Серия История. Политология. 2018. Том 45. №2. С.242 — 263.
12. Завадская И.А. Раннесредневековые храмы западной части Херсонеса // МАИЭТ VI, 1998. – С. 327–343.
13. Зинько В. Н.; Пономарев Л. Ю. К топографии ранневизантийского города Боспора и его плитово-грунтовый некрополь // Боспорские исследования. Вып. ХХХII. Симферополь, Керчь, 2016. С.107-148.
14. Коровкин Ф.П. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 1978. – Ч. 1. – 288 с.
15. Короткова М. В. Наглядность на уроках истории. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 176 с.
16. Корпус боспорских надписей. М.-Л.: Наука. 1965. – 1416 с.
17. Методика начального обучения истории / под ред. М.С. Васильевой. – М.: Просвещение, 1964 – 271 с.
18. Могаричев Ю. М., Сазанов А. В., Саргсян Т. Э., Сорочан С. Б., Шапошников А. К. Жития епископов Херсонских в контексте истории Херсонеса Таврического // Нартекс. Byzantina Ukrainensis. Т. 1. Харьков: Майдан. 2012. – 410 с.
19. Новосадский Н.И. Боспорские фиасы. // Труды секции археологии. Институт археологии и искусствознания. М.: Изд-во РАНИОН, 1928. Т.III. С. 55-68.
20. Оустерхаут Р. Византийские строители. Киев; М.: Корвин Пресс. 2005. – 311 с.
21. Покровский Н.В. Церковная археология в связи с историей христианского искусства. Пгр. 1916. 226 с
22. Романчук А.И. Исследования Херсонеса–Херсона. Раскопки. Гипотезы. Проблемы. Т. 2: Византийский город. Тюмень: ТюмГУ. 2008. – 219 с.
23. Рыжов С.Г. Новые данные о «базилике в базилике» // Мещеряков В.Ф. (отв. ред.). Античный мир и Византия: К 70-летию профессора В.И. Кадеева. Харьков: АО «Бизнес Информ», 1997. – С. 290–299.
24. Сидорова И.В., Милованова А.В. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // Наука и образование: Мичуринский ГАУ. –№ 1, 2019. – С. 6.
25. Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. Харьков: Майдан. 2001. – 207 с.
26. Сорочан С.Б. Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина X вв.). Очерки истории и культуры. Харьков: Майдан. 2005. -211 с.
27. Сорочан С.Б. К вопросу о датировке и интерпретации Херсонского загородного монастыря Богоматери Влахерской // ХСб. XIII, 2003. – С. 211–232.
28. Сорочан С.Б. О базилике апостола Петра и храмовом комплексе Восточной площади византийского Херсона // ВВ 65 (90), 2006. – С. 223–230.
29. Сорочан С.Б. О датировке и интерпретации храмового архитектурного комплекса на месте античного театра Херсонеса // Вісник Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна 594. Серiя «Історія». Вып. 35, 2003. -С. 58–72.
30. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: учебник для студ. высш. учеб.заведений.– М.: ВЛАДОС,2003.– 240 с.
31. Сударев Н. И. «Город Русия». Истоки русской государственности и христианства. 1999. [Электронный ресурс] // URL:http:www.archat.ru/helpful-information_176.html (Дата обращения 08.01.2021)
32. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М.: Наука, 1949. – Т. 6. – 394 с.
33. Фомин М. В. О внутригородских кладбищах византийского Херсона // Вісник Харківського національного університету імені В. Н. Каразіна 816. Серiя «Історія». Вип. 40, 2011. – с. 95–104.
34. Фомин М.В. Культовый комплекс на Восточной площади в Херсонесе-Херсоне // МАИАСК 8, 2016. – с. 263–285.
35. Фомин М.В. О вооруженных силах Херсонеса в IV–V вв. // Посохов С.И., Сорочан С.Б. (ред.). Laurea I. Античный мир и Средние века: Чтения памяти профессора Владимира Ивановича Кадеева. Материалы. Харьков: ООО «НТМТ», 2015. – с. 105–108.
36. Фомин М.В. Становление христианской архитектуры. От Domus Ecclesia до Святой Софии // «Византийская мозаика»: Сб. публичных лекций Эллино-византийского лектория при Свято-Пантелеимоновском храме. Вып. 4. Харьков: Майдан, 2016. – с. 183–194.
37. Фомин М.В., Огиенко Е.В., Шевцова А.А. О культовом комплексе Западной базилики в средневековом Херсонесе–Херсоне // МАИАСК 7, 2015. – с. 127–152.
38. Фомин М.В., Шевцова А.А. О раннехристианских комплексах Херсонеса // Вісник Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна 1087. Серiя «Історія». Вип. 47, 2013. – с. 22–33.
39. Хрушкова Л.Г. Епископская базилика Херсонеса Таврического: история и методы изучения, результаты, современный взгляд // Майко В.В., Яшаева Т.Ю. (отв. ред.). Владимирский сборник: Материалы международных научных конференций «I и II СвятоВладимирские чтения». Калининград: ИД «РОС-ДОАФК», 2016. - с. 327–426.
40. Хрушкова Л.Г. О начале христианского Херсонеса Таврического: крестообразная церковь на главном кладбище // Куковальская Н.М. (отв. ред.). ССб. Вып. 2. Киев; Судак: Академпериодика, 2005. – с. 393–420.
41. Хрушкова Л.Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья. IV– VII вв. М.: Наука. 2002. – 412 с.
42. Цветаева Г.А. Грунтовый некрополь Пантикапея, его история, этнический и социальный состав // Материалы и исследования по археологии СССР. 1951. № 19. С. 62-86.
43. Шкорпил В. Три христианские надгробия, найденные в Керчи в 1898 году //Записки Одесского императорского Общества истории и древностей. Одесса. 1900. Т.XXII. Раздел V. Протоколы. С. 59-60.
44. Balint technology in pedagogy: innovations or transfer of psychological experience / N.I. Rudneva, G.V. Korotkova, O.S. Sinepupova, S.V. Belyakova // International Journal of Engineering and Advanced Technology. - 2019. - Т. 9. - № 1. - С. 4506-4510.