Введение
Глава I. Этапы развития культуры комиксов в США, Западной Европе и
Японии
Глава II. Современный рынок журналов комиксов
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Коммуникация считается эффективной тогда, когда адресат не только эффективно декодирует поставляемую информацию, но и понимает форму, которую она принимает. Это приводит к упрощению способа ведения диалога, постоянному поиску новых оптимальных каналов и распространению идей фрагментарной подачи информации с доминированием иллюстративного материала в ущерб вербальному, которому он аккомпанирует.
Рост роли и количества визуальной информации стимулирует появление исследовательского интереса к паралингвистическим средствам коммуникации и их синтезу с вербальной составляющей сообщения, емкости и прагматическому потенциалу а также графическим нормам оформления текста. Формируется запрос массового общества на появление новых синтетических жанров, что, в свою очередь, повлекло за собой популяризацию в XX веке комикса.
Появившийся как развлечение художников-карикатуристов в Европе, комикс выступает в качестве сопутствующего изобразительного элемента на газетной поло се. Простые формы и четко отслеживаемый социальный подтекст, доступность и понятность для иммигрантов, плохо владеющих языком, ориентируют данное медиа на массовость и общедоступность. В дальнейшем комикс абсорбируется от газет как самостоятельный жанр и активно осваивает на страницах pulpe-журналов публицистический и литературный опыт, создав новый канал передачи информации - журналы комиксов, который впоследствии становится популярным не только в европейских странах и США, но и на Востоке, где приобретает свои отличия. В дальнейшем, из «низкого» вида искусства в США и Японии комикс превращается в национальный символ, культовое явление, узнаваемый бренд.
Процесс визуализации информации, изучаемый в работах исследователей по всему миру, а также упрощение подачи материала в СМИ, - в том числе это касается и спектра затрагиваемых проблем, - имеет как позитивную, так и негативную стороны. Так, простота распространения делает коммуникацию максимально доступной для широкого слоя населения. Однако, облегченная подача информации, минимум вербальной составляющей материалов в СМИ балует аудиторию, преподносит факты в уже готовом для понимания варианте. Массовое сознание по степенно утрачивает способность осмысливать получаемые сообщения - не только из- за их обилия, но и по причине простоты и низкого контекста формы.
Утверждение, что комиксы - развлечение, пригодное только для детей и подростков, устарело и перестало быть релевантным: в настоящее время читатели среднего и старшего школьного возраста составляют лишь малую часть от всей аудитории. Издательства комиксов выходят на новый уровень медиахолдингов, снимают фильмы, мультипликацию, создают игры и выпускают сопутствующую продукцию - сувениры, литературу, одежду. Факт влияния новой формы передачи массовой информации на общество игнорировать становится невозможным.
Научный интерес к комиксам среди отечественных теоретиков формируется к 2011 году, когда встает вопрос о создании национальной альтернативы засилью американских и японских комиксов. Примечательно, что в это же время Артемом Габриеляновым основывается издательство Bubble, в настоящее время являющееся крупнейшим поставщиком продукции данного синтетического жанра медиа.
В статьях, отобранных с 2011 по 2016 год, в основном анализируются культурологические и лексические составляющие комикса; отмечается общий вклад в историческое развитие американских и французских медиа и влияние комиксной культурной интервенции на соседние страны, в частности - Германию и Россию. Исследователей занимает культурная база возникновения комикса как медиа продукта в Америке, где отсутствие культурологического наследия восполнялось за счет осмысления иностранного. Японские медиа, вместе с тем, почти не были проанализированы. Фокус в исследованиях делался в основном на комиксы как молодежную культуру Европы и США, возникшую вследствие естественного исторического развития под влиянием требований нового информационного порядка - современного типа рынка, формы общественного уклада и установленной моральной системы координат.
Интерес к европейским и американским медиа в обход восточным (японским) можно объяснить с экономической и политической точек зрения (налаженные торговые связи, модернизация рынка и политических институтов по европейскому образку), а также историческим процессом развития России и Европы. Подобное усиленное внимание к Европейской части континента может быть также вызвано и географическим положением.
Японская культура, хоть и вобравшая в себя многие элементы европейской, сделала это через основного торгового партнера - Китай; естественно, что процесс селекции проводился по восточным стандартам. Даже несмотря на то, что Япония уже в XVII веке вела торговлю с европейскими странами (сперва, до эпохи Мейдзи, только через торговые порты ближайших к континенту островов), императорская, а, позднее, политика сегуната не предполагала активного усвоения европейских культурных стандартов. Таким образом, активная ассимиляция иностранной культуры произошла лишь после Второй Мировой Войны, во время политики разоружения и установления американских баз на территории островной страны. Прочные культурные и торговые отношения были налажены лишь к XX веку; интерес к восточному наследию активно проявлялся в первую очередь со стороны США, что и поспособствовало интенсивному обмену между двумя странами. Это привело к становлению современной комиксной культуры США и Японии, в XXI веке распространившейся по территории России.
Актуальность данной научной работы базируется на недостаточной изученности журналов комиксов как средств медиа и журналистской деятельности, потребности в образовании научной базы для дальнейшего научного осмысления, а также полезности рассмотрения данного опыта для отечественного рынка, который в настоящее время находится в стадии активного развития. За пять лет российские комиксы сделали то, к чему американские шли двадцать лет, превратившись в полноценный канал коммуникации, которым данный вид периодической печати давно уже является в США и Японии. Американские и японские комиксы - физически осязаемый результат долгого культурологического развития двух народов, отвечающий всем характеристикам национальной системы СМИ. В трех странах комиксы в их современном видении начинались одинаково - как инородный, заимствованный культурой элемент. Для Японии журналы комиксов и создаваемая благодаря им продукция является носителем национального культурного кода и активно используется в качестве иновещания. Благодаря комиксам японская молодежь получает информацию о том, что высоко контекстуальная культура предпочитает не говорить вслух: нормы поведения, границы дозволенного, модели взаимоотношений и т.д. Американские комиксы в данном отношении обладают куда более агрессивным характером воздействия и низким контекстом поставляемого аудитории сообщения, стимулирующим не понимание и формирование приемлемых моделей поведения, но собственно действия. Однако, и в Японии, и в США данное проявление визуального канала передачи информации окончательно сформировалось в самостоятельное, обособленное явление, которое с увеличением оборотов глобализации и технического развития мира лишь продолжает набирать обороты.
Для России данный процесс находится лишь в самом начале: журналы комиксов все еще воспринимаются как несерьезное, детское и подростковое увлечение, однако, для журналистики они давно уже превратились из простого инфоповода в подвид деятельности, выйдя по своим функциям далеко за пределы простого развлечения. Российские журналы комиксов уже оказывают ощутимое воздействие на своих читателей, пусть и даже еще не сформировавшись окончательно в собственный полноценный отечественный продукт. Но, благодаря таким издательствам, как «New Media» и «Bubble Comics», комиксы продолжают активно осваивать и ассимилировать зарубежный опыт, заполняя недостающие элементы в наборе культурного кода, адаптируя их под российское восприятие. Понимание того, как развивались американские и японские комиксы, при каких условиях и под воздействиях каких факторов, в каком состоянии находятся сейчас и какой посыл в себе несут, позволит облегчить и ускорить данный процесс для российских комиксов.
Объектом данного исследования являются журналы комиксов как тип издания. В качестве предмета исследования нами были выбраны комиксы США и Японии. Мы рассмотрели их возникновение, функционирование и распространение на рынке в качестве СМИ и медиа продукта, результат воздействия на аудиторию, коэффициент обратной связи и особенности подачи информации с учетом превалирующей визуальной составляющей над вербальной.
Целью данной научной работы является изучение и анализ современного со стояния американского и японского рынков журналов комиксов - от внешнего вида до наполнения и особенностей распространения. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
1. Проследить этапы формирования и взаимовлияния журналов комиксов США и Японии. Культурологический анализ поможет отследить истоки и условия становления особенностей данного типа издания в
2. Выявить преимущества и недостатки продукции, возможности, угрозы. Данный тип изданий является специфичной сферой деятельности, как, к примеру, киберспорт, ориентированной на нестандартные для академического сознания способы воздействия на аудиторию. Комиксы обладают своими особенностями, отличающих их от других типов СМИ. Выявление возможных недочетов и угроз позволит свести к минимуму риск для отечественных изданий, а также найти новые формы и способы реализации контента, основываясь на иностранном опыте.
3. Определить основных игроков на рынке журналов комиксов и их ориентацию. Данная задача предполагает подробное изучение крупнейших изданий журналов комиксов на рынке прессы и сопоставление полученных данных.
4. Определить влияние комикса на массовую культуру. Журналы комиксов и культура общества развивались в тесном синтезе: поставляя информацию в общество, комиксы можно назвать мультипликационную адаптацию японских комиксов и появление побочной продукции, а также - появление целого культурного направления в молодежной среде.
В качестве ключевых понятий данного исследования выступают такие термины, как визуальное, культура, массовое общество, массовое сознание, журнал, комиксы, массмедиа.
Под культурой в данном исследовании понимается совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе.
Массовое общество - социологическая и философская концепция, в которой утверждается, что современное общество характеризуется индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением, бюрократизацией общественной жизни, распространением массовой культуры.
Массовым сознанием в данном исследовании будет обозначаться шаблонное, деперсонализированное сознание рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующегося под массированным воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры.
В термин массмедиа будут включаться издания, выпускающиеся как внутри рассматриваемой страны, так и далеко за ее пределами, несущие интернациональный характер и, значит, оказывающие влияние на культуру других стран.
Журнал - периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, художественные произведения, иллюстрации.
Комикс - последовательное искусство.
Методология данной научной работы базируется на дефинитивном, культурологическом, сравнительном, композиционно-графическом и SWOT- анализах. Данные методы исследования предоставят нам достаточное количество информации для подтверждения или опровержения гипотезы о том, что комиксы оказывали и продолжают оказывать влияние на культурное развитие как США и Японии, так и стран, где распространяются в качестве иновещания, а, значит, обладают потенциалом сохранить позиции печатной прессы на рынке.
Данное предположение возникло в результате пилотного исследования, в ходе которого был проведен мониторинг рынка американских и японских журналов комиксов, выявлен набор крупнейших издательств, продукция которых и легла в основу эмпирической базы данного исследования. Среди американских журналов были изучены выпуски издательств Detective Comics и Marvel Comics начиная с начала «Золотого века» комиксов, датируемый 1938 годом, когда появляется журнал «Action Comics», а с ним такие знаковые для США персонажи, как Супермен, Бэтмен, Капитан Америка и Человек-паук.
История возникновения манги в Японии берет свое начало с XII века; но подробно были изучены материалы начиная с 1950-1968 годов, когда издательство Shueisha выпустило первый номер «Weekly Shonen Jump», Kodansha Ltd - «Weekly Shonen Magazine», а Shogakukan - «Weekly Shonen Sunday».
В основу теоретической базы исследования легли работы «Понимание комикса» Скотта Маклауда, «Japan Visual Culture» МакУилльямса, «Manga and Philosophy» Джозефа Стейффа и Адама Баркмана, «The World of the Imagination: Sum and Substance» Евы Бранн, «The Cultural Biographies and Social Lives of Manga: Lesson from the Mangaverse» Джейсона Дэвиса и Кристи Барбер, «The rational Imagination: How People Cteate Alternatives to Reality» Byrne, Ruth MJ, «New Literary History 5:2. In changing Views of Cgaracter» Helene Cixous, «Superhero: The Secret Origin of a Genre» Питера Когана и т.д..
Среди российских исследователей стоит отметить Дмитриеву Д. Г. Кандидата культурологических наук, активно продвигающую научное осмысление явления американских комиксов, автора статей «Америка глазами Супермена: к вопросу о социокультурной функции комикса о супергерое», «. В паре с Бэтмэном: жизнь и приключения Эдгара Аллана По в одном американском комиксе», «Комикс: проблемы восприятия», «Между 1938-1945 гг.». Также, в диссертации в качестве полноценного теоретического источника будут использоваться материалы Барзаха А. О. («О поэтике комикса»), Алиева Р.Т. («Дихотомия образов супергерой-суперзлодей в американских комиксах»), Беловой Т.М. («Комиксы как средство выражения этнокультурных стереотипов»), Захарова В.С. («Мифологические мотивы и образы в комиксах»).
Каждый из исследователей рассматривал феномен комикса с точки зрения собственной научной позиции; некоторые из отобранных нами теоретиков и вовсе не занимались рассмотрением проблем комиксной культуры, останавливаясь лишь на общем рассмотрении особенностей визуальной и социальной культуры каждой из стран. Собрать воедино весь накопленный к этому времени теоретический опыт и осмысление его с журналисткой точки зрения поможет, по нашему мнению, простимулировать интерес к данному продукту массовой культуры в научной среде и дать толчок возникновению дальнейших исследований данной области.
Исследование состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе были рассмотрены этапы развития культуры комиксов в США, Западной Европе и Японии, понятийный аппарат комиксов, типология и предпосылки возникновения. Отдельно рассматривались комиксы о супергероях и манга как культовые явления в своих странах и иновещательный аппарат, процесс, стимулирующий возникновение противодействия на национальном уровне в странах, где осуществляют вещание.
Далее, во второй главе изучалось современное со стояние рынка журналов комиксов, виды и типы изданий, существующие сейчас, аудитория, на которую ориентируются издательства, а также композиционные особенности жанра, сходства и различия американской и японской комиксных традиций.
Возникшее единое мировое экономическое пространство в процессе глобализации, медиатизации и т.д., не является однородным. В нем сохранены противоречия прежнего дискретного мира, характеризующегося делением на развитые и неразвитые, богатые и бедные страны и регионы. По сути своей, это - мировой раскол на два лагеря, в котором созданы благоприятные условия для деятельности транснациональных корпораций, которые обслуживают коллективные интересы как раз наиболее богатых и развитых стран.
США и Япония - одни из крупнейших игроков на рынке, на территории которых были основаны самые известные организации мирового уровня. Они обладают одной из самых развитых массовых медиа, среди которых особняком выделяется комиксная культура. Американские комиксы ориентированы на усредненного массового читателя с расчетом на коммерческую прибыль, когда как японские несут в себе отражение высококонтекстуальной культуры, информацию о национальном коде и приемлемых нормах поведения. Вместе с тем, комиксы и в США, и в Японии обладают рядом схожих черт: дихотомией, ориентиром на массовую аудиторию в собственной стране и вне ее, коммерческую успешность, мифотворчество и т.д.
Внешне японские и американские комиксы - абсолютно разные явления, однако, в процессе культурологического анализ а всплывает множество примеров их взаимодействия: к примеру, зарождение манги благодаря Уолту Диснею и Осаме Тедзуке с последующим развитием направления внутри Японии и выходом на международный уровень; влияние уже манги на американское подростковое сознание и проникновение ее идей в произведение собственного внутреннего комиксного рынка.
В процессе изучения и анализа современного состояния американского и японского рынков комиксов и отслеживания истоков и условий становления искусства последовательных изображений как самостоятельного жанра, нами были выявлены причины популярности и действенности комиксов, позволяющих освоить большой объем информации с помощью наглядного, эффективного способа передачи сообщения от объекта к субъекту коммуникации. Синтез визуальной и вербальной составляющих выделяет журналы комиксов на рынке масс медиа, заполненном всевозможными формами и видами СМК, привлекая своим развлекательным характером и упором на высокую степень вовлеченности, ответной реакции со стороны аудитории. Безусловно, это делает комикс идеальным средством для манипулирования человеческим сознанием, что может быть применено как во вред, так и во благо и в любом случае будет использоваться вне зависимости от желания издателей, авторов или журналистов.
Само существование комиксов было продиктовано всем наследием человеческой культуры, возникновение и важные этапы которой были записаны в пиктографической летописи народов. Сохранившиеся кодексы протокомиксов оказывали воздействие на мировоззрение общества и искусство так же, как сейчас крупнейшие издательства комиксов на рынке диктуют свои условия о стальным медиа, формируя своей продукцией социальную позицию аудитории в отношении к той или иной идее.
Массовое общество и возникшая одновременно с ним массовая культура привели к тому, что «человек» массы оказался в состоянии глубокой изоляции, остро ощущая потребность в самореализации и понимании, которые никогда не будут реализованы из-за несовершенства каналов коммуникации, требующих долгого процесса кодирования, передачи и декодирования информации с маловероятной возможностью отсутствия при этом искажения сообщения. Возникновение медиума спровоцировано неспособностью общаться напрямую из разума в разум, что на протяжении всей истории человечества становилось причиной возникновения проблем.
Информация в комиксах совершает долгий путь от разума через технические навыки художника на бумагу, и, через визуальное восприятие зрителя попадает в его мозг. Естественно, что сообщение в процессе претерпевает изменения: комикс, который автор представляет, на бумаге получается совсем иным, а, доходя до адресата, изменяется еще раз в соответствии с его субъективной позицией. Вместе с тем, комиксная культура предоставляет неограниченное количество возможностей для авторов раз за разом пытаться донести до аудитории свои идеи и понимание сути, важности и потенциала комиксов может способствовать оптимизации и облегчению данного процесса. Комиксы - один из немногих каналов коммуникации, предоставляющий как авторам, так и аудитории обширную базу для самореализации, нахождения и выражения собственной индивидуальности.
Для того, чтобы научиться понимать и использовать комиксы, обществу предстоит избавиться от навязанных культурологией стереотипов относительно данного канала коммуникации, а журналистике - от восприятия данного медиума как второстепенного жанра, приложения к текстам. Отделить форму от содержания, восполнить пробел в официальной истории искусства, перешагнув через то, что мешало разглядеть и реализовать весь потенциал образно ориентированного искусства. Целый арсенал визуальной иконографики от реализма до абстракции, невидимого и видимого, способов вовлечения и отчуждения, управления степенью идентификации аудитории и передачи многообразия окружающего мира оказывается не задействован журналистикой, игнорирующей как в практическом, так и в научном дискурсе еще одну возможность для реализации своего предназначения.
Сейчас культура комиксов продолжает интенсивно развиваться и от того, сумеет ли СМИ поймать надвигающуюся волну синтетичного искусства последовательных изображений, будет зависеть позиция журналистики как корректировщика движения направления или же простого посредника, ощущающего на себе его воздействие и не способного диктовать свои условия; причина или следствие - выбор зависит от того, смогут ли исследователи и деятели избавиться от предрассудков, мешающих налаживанию эффективной коммуникации с комиксной культурой.