Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика мужских ролей китайского театра: на примере цзин

Работа №75696

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АМПЛУА ЦЗИН 8
1.1. Происхождение названия амплуа цзин 8
1.2. Возникновение амплуа цзин 9
1.3. Развитие амплуа цзин 14
ГЛАВА 2. СИМВОЛИЗМ ГРИМА И МАСОК АМПЛУА ЦЗИН 19
2.1. История возникновения и развития театральных масок и грима в
китайском театре 19
2.2. Физиомантия в театральных масках и гриме 26
2.3. Символизм грим-маски амплуа цзин 30
2.3.1. Цветовая символика 35
2.3.2. Семиотика грим-маски ляньпу для амплуа цзин 38
ГЛАВА 3. «СМЕНА МАСОК» КАК ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ
АМПЛУА ЦЗИН 43
3.1. История возникновения и развития техники «смены масок» 44
3.2. Разновидности техники «смены масок» 49
3.2.1. «Дуновение» 49
3.2.2. «Смазывание» 50
3.2.3. «Сдёргивание» 51
3.2.4. «Ци-манипуляция» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ. Перечень персонажей китайского театра, упомянутых в работе

Одним из запоминающихся элементов любого театра по праву считается маска (или грим, ее заменяющий), и китайская драма не стала здесь исключением. Данная работа посвящена исследованию специфики мужских амплуа традиционного китайского театра. Грим и маски рассматриваются как единый комплекс изобразительных приёмов, направленных на передачу характеристики персонажа в театральном искусстве. С такой точки зрения этот комплекс можно разделить на три приёма:
• грим (хуа чжуан ^^),
• грим-маска (ляньпу ^йа),
• маски (мяньцзюй ® Д 1.
Китайская драма, зародившаяся в древних обрядах и пройдя долгий путь через историю и культуру, сформировала символическую систему, которая подразделяется на 4 основных амплуа:
• Шэн £ - главный мужской персонаж,
• Дань Д - женские роли,
• Цзин /¥ - мужские персонажи с раскрашенными лицами,
• Чоу R- комики, шуты .
Дань - это единственная женская роль в китайском театре, так как остальные амплуа являются мужскими персонажами.
Грим свойственен ролям шэн и дань, его называют чжифэнь йа^ («румяна и пудра»). На лицо наносится ровный тон с разными оттенками розового, выделяются глаза и брови .
Для амплуа чоу и цзин характерна грим-маска ляньпу («образцы лиц»). Однако у ролей цзин грим-маски более разнообразные, поскольку ляньпу у персонажей цзин наносится на всю поверхность лица, также используется обширная цветовая гамма для создания грим-маски. В отличие от персонажей цзин, ляньпу амплуа чоу - это так называемый «кусок бобового сыра» (доу фу куай ляньS^i^^): грим-маска представляет собой пятно белой пудры, которое наносится лишь на глаза и нос персонажа.
Этот грим - «гипербола и символ» как полагает китаист Ю.М. Иляхин. Поскольку в масках характер персонажа выражается цветом, а также путем использования разнообразных узоров и знаков, то маски символичны. Гипербола же масок заключена в утрировании, преувеличении масштабов этих узоров и цветов, посмотрев на которые, зритель сразу получает основную информацию об индивидуальных особенностях персонажа. Получается, что гипербола в масках и гриме позволяет подчеркнуть их символичность.
Стоит отметить, что отличительной чертой цзин являются не только грим-маски: персонажи этого амплуа используют и накладные маски в спектаклях. Таким образом, по количеству цветов, символов, узоров и разных вариаций грим-масок и масок самым масштабным и интересным из всех мужских амплуа, пожалуй, можно назвать амплуа цзин. Кроме того, оно уникально тем, что включает в себя необычные техники и приёмы, которых нет в других амплуа (а некоторых нет даже в других театрах мира), как например явление «смена масок» (бяньлянь), присущее героем цзин в Сычуаньском театре. Благодаря характерному гриму персонажей, амплуа цзин узнает в Китае и ребенок, и взрослый.
Актуальность исследования заключается в том, что грим амплуа цзин и его особенности - темы малоизученные в российской синологии. Частично в отечественной науке эту тему затрагивали китаевед С.А. Серова в трудах «Пекинская музыкальная драма» и «Традиционный театр сицюй», а также искусствовед Фу Шуай в статьях «Зарождение и развитие грима и костюма в Пекинской опере», «Роль костюма и маски в Пекинской опере», «Символика грима в Пекинской опере». Хотелось бы особо отметить работы китайских исследователей Хуана Дяньци «Маски и гримы китайского театра», Ци И «Дерзкий, неудержимый - истинный облик героя. Роль цзин в Пекинской опере», Ван Жуцзуна «Искусство Пекинской оперы с иллюстрациями», посвященные различным аспектам китайского театра, в том числе рассмотрению системы ролей амплуа цзин и его грима. Что касается англоязычных источников, среди них преобладают в основном общие работы по китайскому театру таких исследователей как Колин Макерасс «Китайский театр: от истоков до сегодняшних времен» (Colin Mackerras «Chinese theatre: from its origins to the present day»), Тань Е «Исторический словарь китайского театра» (Tan Ye «Historical Dictionary of Chinese Theatre»), Сю В. Н., Ловрик П. «Китайский театра: актерское искусство» (Siu W. N., Lovrick P «Chinese Opera: The Actor's Craft»), однако они были достаточно информативны и помогли создать как можно более полную картину о специфике мужских амплуа в целом, и цзин в частности.
Объектом исследования является система масок и грима китайского театра. Предметом исследования выступает амплуа цзин.
8 В частности, изображения грим-масок персонажей цзин можно наблюдать на сувенирных сигаретных пачках. Так, большая коллекция изображений сигаретных упаковок с героями цзин размещена на сайте Публичной библиотеки Нью-Йорка. URL: http://digitalcollections.nypl.org/collections/cigarette-
cards?keywords=opera+masks#/?tab=filter
• определить происхождение названия амплуа цзин,
• понять, как и для чего появилось амплуа цзин,
• проследить путь развития амплуа цзин,
• выявить символические особенности грима и масок амплуа цзин,
• выявить особенность амплуа, которая выражается в технике «смены масок», характерной для амплуа цзин в Сычуаньском театре.
Основной гипотезой данной работы является предположение о том, что специфика амплуа цзин формируется за счет символической системы грима и такого уникального культурного явления, как «смена масок».
В данном исследовании были использованы следующие научные методы:
• теоретический анализ специальной литературы и других источников,
• обобщение отечественной и зарубежной практики,
• сравнение амплуа китайского театра,
• дедукция,
• исторический метод,
• структурный метод - структурирование разновидностей амплуа.
Научная новизна исследования заключается в том, что данная работа, насколько нам известно, представляет собой первую в отечественной китаистике попытку собрать воедино и проанализировать всю информацию, которая известна про амплуа цзин.
Работа содержит введение, три главы в основной части, заключение и приложение.
В первой главе рассматривается история возникновения и развития амплуа цзин, описываются его разновидности.
Во второй главе говорится о символизме грима и масок цзин. Сперва излагается краткая история развития грима и масок - от ритуальных обрядов древности до современных постановок, затем грим и театральные маски амплуа цзин анализируются с точки зрения семиотики, выявляется влияние на них китайской физиомантии.
Третья глава затрагивает уникальное явление, присущее амплуа цзин в Сычуаньском театре - «смена масок», а именно возникновение, развитие и разновидности этой техники.
Приложение представляет собой таблицу с характеристиками и изображениями персонажей цзин, которые были упомянуты в работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первую очередь, было важно определить происхождение названия амплуа цзин. На этот счет не существует единого мнения, однако, проанализировав теорию китайского исследователя Ван Жуцзуна о том, что в китайском театре прослеживается тенденция формирования названий ролей на основе противопоставлений, и рассмотрев данное предположение на примере названий других амплуа, можно согласиться с таким утверждением.
Далее было выявлено происхождение амплуа цзин: роли цзин берут начало в театральной форме цаньцзюнси, появившейся во времена Поздней Чжао и представлявшей собой сатирический диалог между двумя персонажами - цаньцзюном (тот кого дразнят) и цанху (задира). Последний стал предшественником амплуа цзин. Непосредственно формирование амплуа началось в эпоху Сун и полностью завершилось в эпоху правления династии Цин в жанре Пекинской оперы. Можно сказать, что, пройдя путь от роли комического характера, в итоге цзин предстало современному зрителю категорией характерных персонажей - смелых и добрых, коварных и злых, военных и гражданских: характеры чрезвычайно многообразны.
Немаловажно было обнаружить символические особенности грима и масок амплуа цзин, которые, как было предположено, лежат в основе специфики данного амплуа. Рассмотрев вначале историю возникновения и развития театральных масок и грима в китайском театре, мы пришли к выводу, что истоком китайского театра можно назвать религиозные ритуалы эпохи Шан- Инь, в которых уже тогда использовались специфические маски и грим. Важно отметить, что грим и маски китайского театра вызваны передавать не эмоции персонажей (как в большинстве европейских театров), а их характеры, преувеличивая отдельные их черты, особенности и качества. Отсюда вытекают условность и символизм в изображении персонажей, подкреплённые традициями китайской физиомантии, которая через теорию живописного портрета стала основой для построения узоров грима и масок амплуа цзин. Однако символичны не только узоры, но и цвета - каждый из них имеет своё значение, рассказывая о характере и социальном статусе персонажа. Кроме того, грим и маски ролей цзин имеют ряд элементов в виде конкретных и узнаваемых образов (например, в виде летучей мыши).
Явление «смены масок» или бяньлянь - еще одна выявленная в ходе исследования специфика амплуа цзин, которая характерна данной категории ролей в Сычуаньской драме. Искусство бяньлянь представляет собой неуловимую для публики перемену актером масок на своем лице. Более того, это искусство считается «мгновенным», так как хороший актер в течение нескольких секунд может менять большое количество масок (более дюжины). Техника «смены масок» имеет две основных вида: «большую смену маски» и «малую смену маски», а также четыре способа демонстрации смены лиц: «дуновение», «смазывание», «сдёргивание», «ци-манипуляция». Последняя разновидность бяньлянь является особенно необычной, поскольку, предположительно, она основывается на древнекитайском искусстве саморегуляции организма цигун. Однако это предположение нельзя считать однозначно правдивым, так как искусство «смены масок» входит в список «Государственных тайн Китая», и доступной публичной информации о нем немного. «Смена масок» - это важное и уникальное явление, присущее амплуа цзин и китайской культуре в целом, которое не имеет аналогов. Появившись около 300 лет назад, оно и по сей день не только обеспечивает популярность Сычуанской опере, но и делает роли цзин самыми узнаваемыми публикой среди всех категорий персонажей китайского театра. Более того, оно подогревает интерес как у китайцев, так и у европейцев к китайскому театру в целом, ведь многие другие его элементы сложны для понимания и зачастую кажутся обывателю скучными, тогда как «смена масок» восхищает и заставляет говорить о себе.
Таким образом, в данном исследовании мы постарались выявить специфику амплуа цзин, которая выражена в системе масок и грима. В ходе исследования мы стремились доказать гипотезу о том, что специфика ролей цзин формируется за счет символической системы грима, а также такого неповторимого культурного явления, как «смена масок».
Представленная работа является лишь первым опытом систематизации и анализа всей известной про амплуа цзин информации. Вместе с тем, представляется перспективным более подробное изучение рассмотренного в работе явления «смены масок», поскольку вследствие нехватки литературы по данному вопросу, в рамках представленной работы углубленная проработка темы была невозможной. Кроме того, в исследовании был сделан акцент только на одну категорию мужских ролей, в то время как рассмотрение особенностей других мужских амплуа китайского театра - шэн и чоу - также заслуживает особого внимания.



1. Власова Н.Н. Онейромантика и физиогномика в традиционных китайских представлениях // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 13, Востоковедение. Африканистика. 2010. Вып. 1. С. 17-29.
2. Гайда И.В. Традиционный китайский театр сицюй. М.: Наука, 1971. 128 с.
3. Жуань Ю. Символика и условность в искусстве Пекинской оперы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Часть 1. 2012. № 9 (23).
С. 84-89.
4. Жэнь Шуай. «Образцовая революционная опера»: к проблеме специфики либретто // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2014. № 169. С. 97-100.
5. Иляхин Ю.М. Цзинцзюй // Духовная культура Китая. Энциклопедия в пяти томах / Под ред. М. Л. Титаренко. [Т 6; доп.]: Искусство. М.: Восточная литература, 2010. С. 771-776.
6. Китайские трактаты о портрете / пер. с кит. и коммент. К. И. Разумовского. Ленинград: Аврора, 1971. 88 с.
7. Кобзев А.И. Тайцзи // Духовная культура Китая. Энциклопедия в пяти томах / Под ред. М. Л. Титаренко. [Т 1]: Философия. М.: Восточная литература, 2006. С. 425-428.
8. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: Учебное пособие. Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань, ТРИАDA, 2004. 960 с.
9. Лии Чао. Пекинская опера. Танец, Музыка, Пантомима. СПб: Тайбэй, 2003. 266 с.
10. Лю Цзинь. Мужской дань // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 103. C. 183-189.
11. Марковская Л. Маски Пекинской оперы // Вокруг Света. 2006. № 8. С. 32-46.
12. Серова С.А. Пекинская музыкальная драма. М.: Наука, 1970. 196 с.
13. Серова С.А. Традиционный театр сицюй // Духовная культура Китая. Энциклопедия в пяти томах / Под ред. М. Л. Титаренко. [Т 6; доп.]: Искусство. М.: Восточная литература, 2010. С. 357-375.
14. Сунь Ц. Юаньская драма и ее роль в становлении музыкального театра Китая // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 1 (11). С. 83-87.
15. Усов В.Н. Хуан Чао // Духовная культура Китая. Энциклопедия в пяти томах / Под ред. М. Л. Титаренко. [Т. 4]: Историческая мысль. Политическая и правовая культура. М.: Восточная литература, 2006. С. 682-684.
16. Федотова Н.А., Колпецкая О.Ю. Феномен грим-маски артистов Пекинской оперы // Science time. 2016. № 2 (26). С. 576-581.
17. Фу Шуай. Зарождение и развитие грима и костюма в Пекинской опере // Научное мнение. 2013. № 10. С. 91-96.
18. Фу Шуай. Роль костюма и маски в Пекинской опере // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
2012. № 152. C. 157-163.
19. Фу Шуай. Символика грима в Пекинской опере // Научное мнение.
2013. № 3. С. 149-155.
20. Чжэн Л. Традиционная китайская опера куньцюй / пер. с кит. А. В. Борсук. Пекин: Министерство культуры Китайской Народной Республики, 2001. 103 с.
21. Юркевич А.Г. Цзо Чжуань // Духовная культура Китая. Энциклопедия в пяти томах / Под ред. М. Л. Титаренко. [Т 1]: Философия. М.: Восточная литература, 2006. С. 542-543.
22. Ян Цзюньмин. Цигун для здоровья и боевых искусств. / Пер. с англ. А. Костенко. М.: София, 2004. 160 с.
Литература на английском языке
23. Dauth Ursula. Chuanju // Encyclopedia of Contemporary Chinese Culture. / Ed. by Edward L. Davis. USA, NY: Routledge, 2005. P 142-144.
24. Delza S. A picture of the Art of Face Painting and Make-up in the Classical Chinese // The Journal of Aesthetics and Art Criticism, Vol. 30, No. 1, 1971. P 3¬17.
25. Fan Pen Chen. Book Review: «The Role of the Chou ("Clown") in Tradi¬tional Chinese Drama: Comedy, Criticism and Cosmology on the Chinese Stage» // Journal of Chinese Oral and Performing Literature, Vol. 28, Issue 1, 2008. P 97¬99.
26. Fu Jin. Chinese theatre: Happiness and Sorrows on the Stage. Beijing: China Intercontinental Press, 2010. 154 p.
27. Hsia C.T., Wai-Yee Li, George Kao. (Eds.). The Columbia Anthology of Yuan Drama. New York: Columbia University Press, 2014. 414 p.
28. Jo Riley. Chinese theatre and the actor in performance. Cambridge: Cam¬bridge University Press, 1997. 348 p.
29. Mackerras C. (Ed.). Chinese theatre: from its origins to the present day. Honolulu: University of Hawaii Press, 1988. 221 p.
30. Mackerras C. Theatre in China's Sichuan Province //Asian Theatre Journal, Vol. 4, No. 2, 1987. P 191-204.
31.Siu W.N., Lovrick P Chinese Opera: The Actor's Craft. Hong Kong: Hong Kong University Press, 2013. 277 p.
32. Tan Ye. Historical Dictionary of Chinese Theatre. Lanham, Maryland, To¬ronto, Plymouth, UK: Scarecrow Press, 2008. 592 p.
33. Tang R., Harris D., Schmidt B. From the Funeral Mask to the Painted Face of the Chinese Theatre // TDR: The Drama Review, Vol. 26, No. 4, 1982. P 60-63.
34. Wei Minglun, Nan Guo, Hu Dongsheng, Dai Ling, WangXiuping, Elizabeth Wichmann, Susan E. Pertel. Scholar from Bashan County: a Sichuan Opera // Asian Theatre Journal, Vol. 3, No. 1, 1986. P 54-101.
35. Wichmann E. Tradition and Innovation in Contemporary Beijing Opera Per¬formance // TDR: The Drama Review, Vol. 34, No. 1, 1990. P 146-178.
36. Au Chengbei. Peking Opera. Beijing: China Intercontinental Press, 2010. 128 p.
Литература на китайском языке
37. Ван Жуцзун. Туцзе цзинцзюй ишу (Искусство Пекинской оперы с ил-люстрациями). Пекин: Цинхуа дасюэ чубаньшэ, 2011. 277 с.
ВОЯ, »жте^. ^Ж: ЖшЛ^ЖКЖ 2011. 277 Й.
38. Ван Юйлу, Фан Жэнь. Гоцзюй дэ жэньши юй синьшан (Знакомство с национальной драмой всегда восхищает). Тайбэй: Гуоли тайвань ишу цзяоюй гуань, 1994. 55 с.
Ж Ж ^t. ЙЙИ1Ш1 »Ь: И^ЖЖВОШ^, 1994. 55 Й.
39. Ли Юаньхао. Эрши шицзи чуци цзинцзюй цзин хан яньюань цзици чанцян яньцзю: и «Мухугуань», «Юй гуогуань» вэй ли (Изучение актеров Пекинской оперы и особенностей их пения на примере Мухугуань и Юй- гуогуань) // Сицзюйсюэ кань, № 19, 2014. С. 31-52.
$^№. -+ея^мж«»«жжйжиестя: ц «к*в», «ажя» %ОТ // ®Я»А, 2014. 31-52 д.
40. Сю Сибо, Хуан Цзюнь. Цзинцзюй вэньхуа цыдянь (Словарь искусства Пекинской оперы). Шанхай: Ханьюй да цыдянь чубаньшэ, 2001. 937с.
^#Ш, «& ЖЛШ^ВД. ±Ж Ж^ЛВВДЖ»±, 2001. 937 Щ.
41. Фу Лин. Тань чуаньцзюй бяньлянь ишу дэ чуаньчэн юй фачжань (Разговоры об искусстве «смены масок» и его развитии) // Чжида сюэбао (Вестник Университета профсоюзов), № 3, 2013. С. 108-110.
ИФ. ЖЦ||»1Ю®®йв7ад®® // й*жж 2013. 108-110 Д.
42. Хуан Дяньци. Чжунго сицюй ляньпу (Маски и гримы китайского театра). Пекин: Бэйцзин гуни мэйшу чубаньшэ, 2014. 290 с.
ЖШМ. ЖШМЙ^. ^Ж: ТВОтЖйЖ 2014. 290 Й.
43. Ци И. Цугуан хаофан инсюн бенсы - цзинцзюй чжун дэ цзин син (Дерзкий, неудержимый - истинный облик героя. Роль цзин в Пекинской опере) // Дандай жэн, № 7, 2009. С. 64-65.
ж^. ааошбжйФй^ // ЖГСА, 2009. 64-65 ш.
Интернет-ресурсы
44. Ли Баошань. Начались репетиции «Лебединого озера» в стилистике китайской национальной оперы // Газета Жэньминь жибао. 2006. URL: http://russian.people.com.cn/31515/4367221 .html(дата обращения: 21.03.2016).
45. Цзянь Чжи. Чуаньцзюй дэ цзюэ хо чжун минь цзянь и шу дэ гуй бао: шэнь ми дэ бяньлянь (Уникальное мастерство Сычуаньской оперы, сокровище китайского народного искусства: мистическая «смена масок») ^^. JIISU Й^в^ЖИ1КГвЖ№1^Ж: Ж|«^» // Southcn.com. URL:
http ://www. southcn. com/news/community/q sct/200510250657. htm(дата обращения: 18.03.2016).
46. Craig S. Smith. Chengdu Journal: Chinese Man of a Thousand Faces Plan¬ning to Share a Few // The New York Times Company. 2001. URL: http://www.nytimes.com/2001/02/07/world/07CHEN.html?ex=1201669200&en=5 60f30897cd03738&ei=5070(дата обращения: 16.03.2016).
47. Face Changing Show // The Official Beijing Theatre Guide Website.
URL: http://theatrebeijing.com/shows/face changing/ (дата обращения:
27.02.2016).
48. Feng Daimei. Bian Lian: a unique art of Sichuan Opera // Social Sciences in China Press. 2013. URL: http://www.csstoday.net/ywpd/Features/69873.html (дата обращения: 17.03.2016).
49. Lu Chang. Changing face of face-changing // Shanghai Star Newspaper. 2003. URL: http://app 1.chinadaily.com.cn/star/2003/0925/cu18-1 .html(дата об-
ращения: 23.03.2016).
50. Tan Weiyun. Sichuan Opera wows with face changing // Shanghai Daily Newspaper. 2014. URL: http://www. shanghaidaily. com/chengdu/Sichuan-Opera- wows-with-face-changing/shdaily.shtml(дата обращения: 12.03.2016).
Словари
51. Большой китайско-русский словарь. URL: http://bkrs.info/(дата обращения: 15.03.2016). Электронная версия словаря подготовлена на основе печатного издания: Большой китайско-русский словарь / под ред. проф. И. М. Ошанина. М.: Наука, 1983.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ