Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности христианского персонализма

Работа №75650

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

религиоведение

Объем работы107
Год сдачи2020
Стоимость8500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
253
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ……………….……………..…………….……………....……..…...4
Глава 1. Предпосылки развития, исторический экскурс, основные понятия христианского персонализма…………………………………………….……..11
1.1. Персонализм как общеевропейское философское явление………….…..11
1.2. Личность в христианском персонализме …………………….…….…......20
1.3. Особенности христианского персонализма в контексте определения понятия личности……………….………………………………….…………....27
Глава 2. Подходы в рассмотрении понятия личности в психологии и православии как элемент взаимодействия между секулярным обществом и богословами………………………….…………………………………………..37
2.1.Понятие «личность» в основных психологических теориях….……..…...37
2.2. Богословское понятие личности в православной психологии…….……..67
2.3.Соответствие христианского персонализма богословским представлениям о личности………………………………….…………………….………............84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….…………………………………………………..….…….98
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………….100


В настоящее время в святоотеческом наследии содержится много понятий, которые находят активное применение в богословии. Одновременно с этим наметилось четкое русло формирования христианской, православной психологии – направления, основанного на принципах христианского мировоззрения. Речь в данном случае идёт о христианском персонализме – научном течении, активно оперирующим понятием «личность», которое является для него центральным и во многом перекликается с аспектами православия.
В этой связи возникает закономерный вопрос о корректном использовании понятия «личность», как одного из важнейших в богословии, в христианской психологии .
Нельзя не отметить и тот факт, что в современном обществе сохраняется интерес к рассмотрению роли личности, в основном для практического применения. Является значимым выявление психологических концепций, наиболее приближенных к православному богословию, что представляет практическую и теоретическую ценность. Православие характеризуется способностью к изменчивости, расширению, принятию адаптированного категориального аппарата, дабы усилить влияние на паству, привлечь новых прихожан в лоно Церкви, решить проблемы мирян с помощью доступных каждому человеку средств.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что христианское богословие во все времена отличалось достаточно ярко выраженным догматизмом, обращение к трудам святых отцов – непрерывная практика, которая складывалась на протяжении многих столетий. Однако в эпоху информационного общества очень активно происходит критическое переосмысление многовекового исторического, социально-политического, культурного, религиозного опыта. Незыблемость святоотеческих традиций в христианском богословии, в определённой степени, вступает в противоречие с объективной необходимостью принятия новых методологий, тесного взаимодействия христианского богословия, как дисциплины, с гуманитарными науками, прежде всего, психологией, с тем, чтобы достигнуть органического слияния христианских традиций с личностью современного человека. Наличие данного противоречия обусловливает актуальность темы настоящего исследования и проблематику, концентрирующуюся вокруг выявления общности базовой психологической категории «личность» с христианским персонализмом, возможностей использования психологических понятий в развивающейся христианской психологии в плане расширения её научно-теоретической базы, сбережения культурно-исторического наследия, данного нам в осмысление ярчайшими представителями прошедших веков.
Степень разработанности проблемы. Наиболее видными представителями отечественного христианского персонализма отмечают Н. Бердяева , Н. Лосского , Л. Шестова, С. Булгакова, митрополита Антония Сурожского . Данные исследователи определили персонализм (от лат. persona - личность) в качестве философско-теистического направления. Личность в нем рассматривается как первичная творческая реальность и высшая духовная ценность, а мир является проявлением творческой активности Бога как Верховной Личности. Подобный подход соответствует богословским представлениям о личности.
Существующие в настоящее время психологические теории личности были подвергнуты фундаментальному анализу в труде Л. Хьелла и Д. Зиглера .
Из современных исследователей, рассматривавших проблемы личности, необходим о назвать Мефодия (Зинковского), С. А. Чурсанова, М. Н. Миронову, М. Ф. Ковшова. Докторская диссертация иеромонаха Мефодия (Зинковского) «Православное богословие личности: истоки, современность, перспективы развития», посвященная анализу личности в богословском ракурсе, является важной для настоящего исследования в аспекте, с одной стороны, востребованности адекватного богословско-философского понятия человеческой личности, с другой – в спорности, исторической неоднозначности, апофатичности и антиномичности данного понятия .
Стоит упомянуть диссертационные исследования Е. В. Лямцева , И. В. Евланниковой , рассмотревших персонализм Н. А. Бердяева с философских позиций.
В процессе литературного обзора научно-исследовательской литературы было установлено, что христианскому персонализму представляется созвучной гуманистическая парадигма, в которой отмечается обращение к теологической составляющей.
Объект исследования магистерской диссертации – личность человека в христианском персонализме и в основных психологических теориях личности.
Предмет исследования – взаимоотношения личности с Богом, со всеми составляющими секулярного общества, с себе подобными с привлечением аспектов психологии и христианского персонализма.
Цель работы – выявление идей, наиболее созвучных христианскому персонализму и богословию, в целом, в современных психологических теориях на основе всестороннего анализа понятия «личность».
В соответствии с обозначенной целью исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические предпосылки для развития христианского персонализма, обозначить его понятийный аппарат, сущность;
2. Проанализировать понятие «личности» в христианском персонализме;
3. Проанализировать понятие «личности» в психологии;
4. Проанализировать понятие «личности» в богословии;
5. Исследовать теории личности в психологии, наиболее созвучные христианскому персонализму.
Гипотеза исследования – современные теории личности являются неполными вследствие того, что рассматривают понятие «личности» вне контекста божественного происхождения человека, низводя его к животной сущности и рассматривая через призму естественнонаучного подхода. Наиболее близкой концепцией философско-психологической направленности является христианский, в частности, православный персонализм, созвучный богословским представлениям о личности. Это позволяет использовать категориальный аппарат христианского персонализма для расширения методологии христианской психологии с целью ее использования для врачевания недугов как соматического, так и душевного происхождения.
Понятие «личность» в христианском персонализме отличается от данного понятия в психологии и приближается к богословским традициям. Однако существуют и точки соприкосновения, что позволяет обращаться к различным дисциплинам при проведении единого исследования личности и выведения общей концептуальной позиции по вопросу, что есть личность и как она соприкасается с Богом.
Теоретическая значимость диссертации заключается в разработке секулярных и богословских трактовок и методик анализа понятия «личность».
Практическая значимость результатов, полученных в магистерской диссертации, заключается, во-первых, в том, что выявленная общность базовой психологической категории «личность» с христианским персонализмом содействует расширению научно-теоретической базы православной психологии. Кроме того, основные положения анализа понятия «личность» с богословских позиций могут применяться практическими психологами, использующими в консультативной практике православную психологию, в качестве дополнительного инструмента воздействия на сознание человека в целях расширения границ восприятия им тех событий, которые происходят в жизни, поиска личностных ресурсов для преодоления трудностей.
Научная новизна исследования заключается в результативных аспектах анализа понятия «личность» с богословских позиций, которые представлены следующими достижениями:
1. Выполнен анализ аспектов христианского персонализма на предмет выявления понятия «личности» и сопредельных с ним понятий в секулярной психологии сквозь призму православного богословия;
2. Выявлены отличия в трактовке понятия «личность» в христианском персонализме, психологических теориях и православном богословии.
3. Отмечено, что понятие «личность» в различных психологических теориях остается предметом научного дискурса и не является единым, что затрудняет привлечение результатов исследований классической психологии для использования в православной психологии;
4. Утверждается, что в секулярных психологических теориях понятие «личность» преимущественно рассматривается в контексте взаимоотношений человека с обществом и людьми, обходя взаимоотношения человека с Богом. Акцент сделан на социализации человека. Это является основной причиной как множественности понятий «личности», их фрагментарности, так и частичного терапевтического эффекта.
5. Предложено собственное авторское оригинальное понятие «личности»;
6. Указана возможность применения отдельных положений христианского персонализма в православной психологии с целью расширения методической базы для проведения терапии;
7. Сделан вывод о целесообразности продолжения изучения христианского персонализма как учения, не утратившего свою аутентичность и практическую значимость для развития православной психологии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Христианский персонализм, несмотря на более чем столетнюю историю существования, содержит актуальные в настоящее время концептуальные положения, что позволяет причислять его к научно-теоретическим подходам, не утратившим базу для расширения и дополнения понятия «личности» в православном ключе;
2. Значимые аспекты рассмотрения личности в христианском персонализме позволяют значительно расширить границы христианской психологии;
3. В современных психологических теориях личности отсутствует согласованное, единое определение личности;
4. Направленность человека исключительно на себя, как на источник силы и вдохновения, не является истиной и противоречит предназначению человека. При таком подходе возможно достижение промежуточных целей, но они могут привести к разочарованию, «откату», деградации личности. Когда во главу угла воздвигнут Бог, то любая цель, находящаяся в согласии с Божественным, по ее достижении будет открывать новые перспективы в совершенствовании личности человека.
5. Несводимость личности к природе (определение В. Н. Лосского) представляет собой не определение личности, а лишь ее свойство, поэтому является частичным и неполным.
6. Авторское определение личности, составленное на основе анализа положений христианского персонализма и современных теорий личности, может быть сформулировано следующим образом: личность – неповторимое, уникальное, осознающее своё божественное происхождение образование тварной сущности, обладающее совокупностью заложенных Творцом индивидуальных признаков, важнейшими из которых являются доброта, творчество, вера, надежда, любовь, красота, наделённое свободой в сочетании с неразрывной связью с Творцом, и это сочетание является источником и стимулом к непрерывному развитию и самосовершенствованию.
Апробация исследования. Результаты магистерской диссертации опубликованы в виде статьи в электронном издании «Молодой ученый».
Теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования. Методологическим основанием данного исследования стали общенаучные методы исследования – сравнительный анализ, текстологический анализ, а также базовые принципы историко-философского метода исследования. Теоретической основой диссертационного исследования стали труды святых отцов, сочинения философов, чьё творчество анализируется в диссертации, работы исследователей, историков философии, посвященные теоретическому осмыслению проблем и особенностей философской антропологии, персонализма, экзистенциализма и творчества их представителей (работы Л. Ф. Шеховцовой, Е. А. Морозовой, М. В. Ковшова, В. Н. Лосского. С. А.Чурсанова, диссертация на соискание степени д-ра богословия иеромонаха Мефодия (Зинковского)).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью проведённого исследования являлось выявление идей, наиболее созвучных христианскому персонализму и богословию, в целом, в современных психологических теориях на основе всестороннего анализа понятия «личность». В настоящей работе был выполнен критический анализ христианского персонализма как экзистенциально-теистического направления, зародившегося в ХХ в. Данное направление содержит определения личности, во многом находящиеся в соответствии с пониманием личности в православном богословии. Созвучие идей христианского персонализма богословию, экзистенциальная направленность, возможность использования категориального аппарата в качестве основы для расширения методологических концепций христианской психологии усиливают актуальность рассматриваемой темы.
В христианском персонализме признание личности человека, как первичной активной реальности и ее высшей духовной ценности, является более важным, нежели обращение к таким понятиям, как «сознание», «субъект», «индивид».
В секулярных теориях личности не уделяется должного внимания любви, духовности, взаимоотношениям с Богом. Внимание акцентировано на социализирующих факторах и отношениях с людьми, социумом, внутреннему «Я». Выполненный анализ основных теорий личности в психологии позволил заключить, что в них целью личности представляется ее способность и потребность брать на себя ответственность и трансформировать реальность, основываясь на наработанном жизненном опыте без обращения к Божественому.
Личность проявляет себя в творческом подходе к решению ситуаций и являет себя миру в виде живого активного образования, единящего себя с иными личностями, с «Другими», с «Я». В данном аспекте достаточно актуальным является деятельностный подход, разработанный А. Н. Леонтьевым (особенно, работы заключительного периода). Однако отсутствие теологического аспекта делает данное направление малоприемлемым с позиций христианской психологии.
Практически все психологические подходы, разработанные во время Советского Союза, исключали религиозный аспект. Это связано с пропагандой коммунистических идей, атеизма. В настоящее время в отечественной психологии наметилось возвращение к духовному пониманию личности. Ожидается, что подобный процесс займет некоторое время, аналогично происходящей ситуации в современной России, где наметился поворот общественного и индивидуального сознания к общечеловеческим христианским ценностям.
Общность зарубежных и отечественных теорий личности заключается, прежде всего, в том, что представления о сущности, детерминантах формирования и развития личности отличаются полиморфизмом. Причина этого – во влиянии субъективного опыта и установок разработчиков концепций и теорий личности, фундаментальных различий во взглядах представителей разных психологических школ и течений.
Предпринятая в рамках настоящего исследования попытка проанализировать существующие взгляды на понятие «личности» с позиций психологической науки и христианского богословия привела к выводу о том, что христианский персонализм, несмотря на более чем столетнюю историю существования, содержит актуальные в настоящее время концептуальные положения, и, следовательно, может считаться таким научно-теоретическим подходом, который дополняет сущностные характеристики понятия «личность» в православном ключе. Речь в данном случае идёт о том, что, с учётом базовых положений христианского персонализма, источником личностного развития для человека выступает не только он сам, но и его обращение к Богу как источнику духовных сил, позволяющих достигать гораздо более существенных целей, избегать утраты смысла бытия.
Авторское определение личности, составленное на основе анализа положений христианского персонализма и современных теорий личности, может быть сформулировано следующим образом: личность – неповторимое, уникальное, осознающее своё божественное происхождение образование тварной сущности, обладающее совокупностью заложенных Творцом индивидуальных признаков, важнейшими из которых являются доброта, творчество, вера, надежда, любовь, красота, наделённое свободой в сочетании с неразрывной связью с Творцом, и это сочетание является источником и стимулом к непрерывному развитию и самосовершенствованию.
В заключение хотелось бы отметить, что процессы секуляризации в истории России – это исторические факты, к которым можно относиться по-разному, в зависимости от собственного мировоззрения и ценностных установок. Отделение науки о человеке от христианского богословия так же было закономерным процессом, который привёл к разным последствиям – от интенсивного развития собственно научного знания, его обогащения эмпирическими данными, послужившими основой для выстраивания доказуемых теорий, до морально-нравственного кризиса, сильнее всего поразившего общество в период распада Советского Союза с его идеологией, парадоксальным образом сочетавшей в себе атеизм с пропагандой христианских общечеловеческих ценностей.
Как известно, история человечества движется по спирали, поэтому неудивительно, что в современном российском обществе возрождаются христианские традиции дореволюционного общества, которые приобретают принципиально новое звучание – философско-религиозное представление о человеке апеллирует к христианскому богословию не с тем, чтобы утверждать ничтожностью человека перед Богом, а, напротив, с тем, чтобы представить человека существом высшего порядка.
Обращение человека к Богу можно рассматривать как ресурс для развития личности, источник духовности и нравственности. Развитие личности, в свою очередь, подразумевает наличие у человека потребности в самосовершенствовании, которая является потребностью высшего уровня. С этих позиций представление о личности в христианском богословии и в секулярной психологической науке, хотя и не тождественны, но во многом созвучны и не противоречивы, они представляют самую суть гуманитарной парадигмы современной науки о человеке.
В конечном итоге, научные представления о личности способны обогатить и расширить понятийный аппарат христианской психологии, в то время как принятые в богословии духовные практики способны обогатить арсенал психологических тактик коррекционной работы с личностными кризисами.



1. Антоний (Амфитеатров), архиеп. Догматическое богословие православной Кафолической Восточной Церкви. СПб., 1862. 277 с.
2. Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М., Институт психологии. РАН. 2006. 512 с.
3. Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности // Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 370.
4. Бердяев Н.А. Истина православия // ЧЕЛОВЕК. - 2003. - №4. С.128-135.
5. Братусь Б.С. Аномалия личности М.,1988. 304 с.
6. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. 623 с.
7. Волков В.Н. Онтология личности: Дисс. д-ра философ. наук 09.00.01 / Волков Владимир Николаевич. - Иваново.- 2001. 485 с.
8. Вольский Н.Н. Лингвистическая антропология. Введение в науки о человеке. Курс лекций. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004. 238 c.
9. Гильдебранд Д., фон. Новая Вавилонская башня. Избранные философские работы / Пер. с англ. и нем. А. И. Смирнова. СПб. 1998. С. 7–64.
10. Дворецкая Е.В. Персонализм и христианство // Серия “Symposium”, Религия и нравственность в секулярном мире/ Выпуск 20 / Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 год Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C.163-167.
11. Дильтей В. Описательная психология. / Пер. Е.Д. Зайцевой, под ред. Г.Г. Шпета. Второе издание. СПб.: Алетейя, 1996. 160 с.
12. Евланникова И.В. Религиозные основания философской интуиции свободы Н. А. Бердяева в контексте православной антропологии: опыт реконструкции: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Евланникова Ирина Владимировна: Ростов н/Д, 2004/ 156 c.
13. Зенько Ю. М. Современная христианская психология и антропология в России: история и библиография / URL:http://www.xpa-spb.ru/articles/15.html (дата обращения 28.08.2018)
14. Зинченко В.П. Блуждание в трех соснах, или тоска по личности // Национальный психологический журнал. 2016. № 3(23). С. 49-58.
15. Иоанн (Зизиулас), митр. Личность и бытие // Начало. СПБ. 1998. №6. С. 86-93.
16. Мефодий (Зинковский), иером. Понятие личности как религиозно-философский и лингвистический концепт // Вестник МГОУ 2014. №2. С.103-110.
17. Иоанн Павел ІІ. Искупитель человека; Бог, богатый милосердием; Совершая труд идите по всему миру. Simvol, 1991. С.192.
18. Иоанн (Зизиулас), митр. Пергамский. Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви. М., 2006.С.166.
19. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры // Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., 2002. С. 243.
20. Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Православная Церковь / Пер. с англ. Г . Вдовиной. М., 2001. 245 с.
21. Ковшов М.В. Богословское понятие личности в современной православной психологии // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» 2011. №.3. С.1-10.
22. Коман К., протопресв. Священник Думитру Станилоэ: переводчик, истолкователь и продолжатель святоотеческой традиции // XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. Т. 1. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. С. 73–81.
23. Лакруа Ж. Избранное: Персонализм. РОССПЭН. 2004. 608 с.
24. Леонов В., иерей. Взаимосвязь понятий «образ Божий» и «личность» в современном православном богословии // Пути промысла Божия и святоотеческое наследие: Сборник докладов XVI Международных Рождественских образовательных чтений «Православные ценности и современное образование» (2008). Вып. 2. М., 2009. С.313.
25. Лоргус А. Категория личности в христианской психологии // Консультативная психология и психотерапия. 2010. №3. С.122-133.
26. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М, 1991. С.94-95.
27. Лосский В.Н. По образу и подобию. М.: Изд-во Свято — Владимирского братства, 1995. 94 с.
28. Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности // Боговидение / Сост. А.С.Филоненко. М., 2003. 654 с.
29. Лукацкий М. А. Педагогическая наука: история и современность. М.:.НЭОТАР, 2012. 448с.
30. Лямцев Е.В. Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Лямцев Евгений Владимирович, М., 2007 132 с.
31. Майер П. и др. Введение в психологию и консультирование. Методики и подходы, основанные на христианском мировоззрении 2-е изд. М.: Духовная Академия Апостола Павла, 2006. 344 с.
32. Малер А. М. понятие личности в софиологии и неопатристике // Софиология и неопатристический синтез: два богословских итога философского развития. Сборник научных статей по итогам работы секции по истории русской мысли XXII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ / Сост. К.М. Антонов, Н.А. Ваганова. М.: ПСТГУ. 2013. С.212–234.
33. Малков П.Ю. Ипостась: личность или индивидуум? (К вопросу о присутствии в святоотеческом наследии смысловых аналогов понятия «личность») // Малков П.Ю. По образу Слова: Статьи. М., 2007. С.25.
34. Мачкарина О.Д., Кравцов П.П., Малышко А.А., Васильева В.Н. Персонализм Ф. М. Достоевского и его роль в формировании концепции личности в русской философии // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2012. Т. 15. № 3. С.662-665.
35. Миронова М.Н. Личность в психологии и христианской антропологии // Вестник ПСТГУ. 2006. Вып. 2. С. 149-166.
36. Антоний (Сурожский), митр. Человек перед Богом. М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2010. 528 с.
37. Морозова Е.А. Дисциплинарный подход к изучению личности: Учебно-методическое пособие. Самара: СамГУПС, 2011. 239 с.
38. Морозова Е.А. Личность: целостный взгляд, Самара, СамГУПС. 2008. 358 с.
39. Мунье Э. Персонализм. М., 1992. 142 c.
40. Мунье Э. Что такое персонализм? М., 1994. с. 15.
41. Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999. 124 с.
42. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Методологические проблемы психоневрологии. 1966. С. 25-55.
43. Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 8.
44. Петровых Д.С. Личностный статус покаяния как проблема философской антропологии: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Петровых Дмитрий Сергеевич: М., 2003. 158 с.
45. Резник М.И. Смирение и послушание в контексте учений о личности XX века: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Резник Маргарита Иосифовна. М., 2005. 160 с.
46. Резчикова Е.А. Персоналистский дискурс историко-культурного познания: на материале личности П.А. Столыпина: дисс. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Резчикова Елена Александровна. - Ярославль, 2013. 253 с.
47. Розин В.М. Психология: Наука и практика: учеб. пособие. – М.: РГГУ: Омега-Л, 2005. С. 125.
48. Рыжкова Г.С. Христианский персонализм ХХ в. // Философия. XX век: рубеж столетий: материалы II ... 18–20 марта 2010 г. — Екатеринбург: Ажур, 2012. С. 47-50
49. Семинега Жан-Пьер. Развитие теорий личности в зарубежной психологии: основные тенденции и критерии их оценки: Дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.11: М., 2000. 173 c.
50. Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. Essex, 1985. С. 186–187;
51. Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия. В 5-ти т. Киев, 1885. Т. II. Симеон (Брюшвайлер), архим. Тайна и измерение личности // Альфа и Омега. 2004. №1(39). C.155–169.
52. Сочивко Д.В. Психодинамика. – МПСИ. 2007. 432с.
53. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
54. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003. 608 с.
55. Чурсанов С. А. Богословское понимание личности как методологическая основа современной православной антропологии // Развитие личности. 2006. №4. С. 55-70.
56. Чурсанов С.А. Лицом к лицу: Понятие личности в православном богословии XX века / С.А.Чурсанов. – 2-е изд., испр. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. 264 с.
57. Шелехов И.Л., Белозерова Г.В., Мартынова Личность и внутриличностный конфликт в концепциях Фрейдизма и классического психоанализа // 2016. №. 1(11). С.9-20.
58. Шеховцова Л.Ф. Концепция личности в православной психологии. РХГА. 2015. 144 с.
59. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим, М., 1911. 390 с.
60. Юрченко А., диакон. Философические и феологические опыты. М., 1991. С.144.
61. Benjamin R. Notion de personne et personnalisme chretien. Paris , 1971. P. 104–119.
62. Basile, st. Lettres. Vol. 2. Paris: Les Belles Lettres, 1961. Epist. 210. S. 5. Р. 34–36;
63. Boezio S. Contra Eutychen et Nestorium // Boezio S. Gli opuscoli Teologici. Genova, 1974. P. 326.
64. John (Zizioulas), metr. of Pergamon. Communion and Otherness // Sobornost incorporating Eastern Churches Review. 1994. Vol. 16. № 1. P. 8 (Русский перевод : Иоанн (Зизиулас), митр. Пергамский. Общность и инаковость / Пер. с англ. В. Костерина // Вестник РХД. Париж, 1995. № 3 (172). С. 7.
65. John (Zizioulas), metr. of Pergamon. Being as Communion. P. 47 (Русский перевод: Иоанн (Зизиулас), митр. Пергамский. Личностность и бытие. С. 47).
66. Staniloae D. The Experience of God. Vol. 1. P. 130.
67. Mantzarides G. The Ethical Significance of Trinitarian Dogma // Sobornost. 1970. Series 5. № 10. P. 720–729.

Электронные источники

68. Лоргус А. Личность в христианской психологии: православный взгляд. / URL: http://lorgus.net/knigi-i-stati/lichnost-v-khristianskojj-psikhologii-pravoslavnyjj-vzglyad/ (дата обращения 28.08.2018)
69. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения 8.11.2018)
70. Соболевский Я. Философские основания христианского персонализма / URL: http://gisap.eu/ru/node/20973 (дата обращения: 29.08.2018)
71. Иерофей (Влахос). Православная психотерапия: святоотеческий курс врачевания души Свято-Троицкая Сергиевская Лавра. 2004. / URL: http://azbukaspaseniya.com/biblioteka/lichnost.html (дата обращения 28.08.2018)
72. Мефодий (Зинковский), иером. Православное богословие личности: истоки, современность, перспективы развития.- Дисс … д-ра богословия. М.-С-Петербург.- 2014. / URL: http://www.xpa-spb.ru/libr/Mefodij-Zinkovskij/pravoslavnoe-bogoslovie-lichnosti.pdf (дата обращения 28.08.2018)
73. Шеховцова Л.Ф. Категориальный аппарат психологии, ориентированной на христианство / URL: http://www.xpa-spb.ru/libr/Shehovcova/kategorialnyj-apparat.html (дата обращения 28.08.2018)
74. Половинкин С.М. Христанский персонализм свящ. Павла Флоренского в контексте истории русского персонализма / URL: https://iphras.ru/uplfile/rusph/sem/06_03_2012_Polovinkin.pdf (дата обращения 11.11.2018)
75. Чурсанов С.А. Богословское понятие личности в структуре методологической парадигмы православной психологии и педагогики. Доклад на 16-ом заседании Методологического семинара по христианской психологии. 2005 / URL: http://www.fapsyrou.ru/z16_chursanov.php (дата обращения 28.08.2018)
76. Малер А.М. Понятие «личности» в софиологии и неопатристике / URL: http://ivashek.com/ru/research/theology-research/624-ponyatie-lichnosti-v-sofiologii-i-neopatristike-maler-a-m (дата обращения 28.08.2018)



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ