ПРОБЛЕМЫ РЕДАКТОРСКОГО АНАЛИЗА И РЕДАКТИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕБНИКОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация 6
Введение 7
Глава 1. Виды пространственной организации в отечественном учебнике по английскому языку для среднего школьного возраста и их взаимодействие с семантикой 17
1.1. Понятие пространственной организации книги и виды пространства
в российском учебнике по английскому языку для среднего школьного возраста 17
1.2. Особенности материала исследования в аспекте взаимодействия
содержания и оформления 34
1.3. Редакторский анализ взаимодействия семантического пространства
учебника по английскому языку для среднего школьного возраста с его текстовым, изобразительным и знаково-изобразительным пространством. Критерии и методика 43
Глава 2. Пространственная организация отечественного учебника по английскому языку для среднего школьного возраста как система 62
2.1. Принципы системного подхода в анализе пространственной
организации учебника по английскому языку для среднего школьного возраста 62
2.2. Редакторский анализ пространственной организации страницы
и разворота учебника по английскому языку для среднего школьного возраста 71
2.3. Опыт редактирования пространственной организации учебника
М. В. Вербицкой «Forward English» для 6 класса. Отчет о проектной деятельности 97
Заключение 109
Список использованных материалов и источников 113
Приложение 124
Данная работа посвящена исследованию актуальных проблем редактирования и редакторского анализа пространственной организации учебников по английскому языку для средней школы и поиску наиболее эффективных способов их решения.
Проблема содержания учебника постоянно находится в центре внимания общественности: пересматриваются школьные программы, вносятся изменения в перечень учебников, рекомендованных к использованию Министерством образования Российской Федерации, что вызывает различные реакции у педагогов, родителей и редакторов.
На данный момент образовательная программа 5—9 классов регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения, направленным на «развитие универсальных учебных действий» . Смена стандартов — не единственное, что влечет за собой необходимость адаптации учебников к новым требованиям. И содержание, и оформление учебников устаревают не только в связи с изменениями в обществе: восприятие современных детей и подростков — «цифровых аборигенов» — во многом отличается от восприятия предыдущих поколений, что делает проблему содержания и оформления учебника особенно актуальной и требующей глубокого многостороннего изучения. Это определяет междисциплинарность
исследования, затрагивающего вопросы философии, изобразительного искусства, психологии, педагогики и дизайна книги.
Вопрос о содержании и структуре учебника, информативности и доступности его текста волновал исследователей многие годы. Интерес к проблемам проектирования школьного учебника возрос в конце XX в.: создавались исследовательские центры, выходили сборники материалов («Из лаборатории учебника», «Информация к вопросу о школьных учебниках»). Этой проблеме посвятили свои работы такие ученые, как Д. Д. Зуев, под редакцией которого группой издательства «Просвещение» была подготовлена серия «Проблемы школьного учебника» (1971—1991), где был сформулирован целый ряд позиций относительно содержания, структуры, функций и стиля школьного учебника; Г. М. Донской, изучивший типологические свойства учебника (1985) и многие другие.
В настоящее время особенности современных школьников изучаются Л. С. Илюшиным («Методология и методика кросс-культурного исследования образовательной мотивации современных школьников», 2004), С. А. Лысиченковой («Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию», 2012), В. С. Собкиным («Трансформирование целей и мотивации учебы школьников», 2006), но и их иссследования затрагивают только содержательный аспект учебной книги. Актуальность нашей работы определяется острой необходимостью осмысления учебной книги как системной целостности и в связи с этим обращения к проблемам ее оформления, в частности, к пространственной организации учебников по английскому языку для средней школы и поиску эффективных способов ее усовершенствования путем редакторского анализа и редактирования.
Нам представляется важным рассмотреть оформление учебника по английскому языку в контексте его специфики, функций и особенностей восприятия школьников. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении учебника как системы семантического, изобразительного, текстового, знаково-изобразительного и цветового пространств, на основе чего впервые были выявлены критерии и разработана методика редакторского анализа пространственной организации учебника, а так же был проведен системный анализ разворота учебника на базе подхода Ю. М. Плотницкого с учетом специфики рассматриваемой системы. Подход Ю. М. Плотницкого представляет собой совокупность шагов по реализации методологии системного анализа в целях получения информации о системе. В результате были определены специфические для данной дисциплины связи между видами пространств, представляющих собой подсистемы, и следующие из этого проблемы редактирования пространственной организации учебника по английскому языку.
Объектом исследования стали российские учебники по английскому языку для среднего школьного возраста, изданные не ранее 2010 г., соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту и входящие в перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ: «English. Student’s book» В. П. Кузовлева, Н. М. Лапа,
Э. Ш. Перегудовой для 6 класса (Английский язык. 6 класс : учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе [В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2013. — 191 с. : ил. — (Академический школьный учебник)) и «Forward English» М. В. Вербицкой, М. Гаярделли, П. Редли, Л. О. Савчук для 6 класса (Английский язык: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1. / [М. В. Вербицкая, М. Гаярделли, П. Редли и др.]; под ред. М. В. Вербицкой. — М. : Вентана-Граф : Pearson Education Limited, 2015. — 112 c.: ил.).
В процессе отбора материала были также рассмотрены учебники «English Students Book» и «Forward English» для 7—9 классов, учебник «Enjoy English» М. З. Биболетовой, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубаневой для 6—9 классов («Титул», 2014) и издания «Motivate!-2» Э. Хейдерман (Macmillan, 2013) и «New Headway» Л. Сорс ( Oxford University Press, 2011), составившие
Выбор материала мотивирован спецификой учебников данной дисциплины. Предмет «иностранный язык» значительно отличается от других учебных предметов ввиду своей основной задачи, которую можно сформулировать как «овладение способностью участвовать в межкультурном общении», т. е. формирование речевых умений, связанных с речемыслительной деятельностью обучаемого, в то время как задачей других учебных предметов является усвоение знаний о природе или обществе. Обучение иностранному языку имеет принципиальные отличия от обучения родному языку, они заключаются в разнице между компонентами содержания обучения. При изучении иностранного языка ими становятся коммуникативные умения во всех видах речевой деятельности, навыки пользования языковым материалом в процессе общения, социокультурные знания и умения. Данные компоненты формируют принципиально иной облик учебника, пространственная организация которого, соответственно, выполняет специфические задачи.
Предметом исследования стала пространственная организация учебников по английскому языку для среднего школьного возраста. Из всего вышесказанного вытекает цель работы — выявить особенности редакторского анализа и проблемы редактирования пространственной организации учебников по английскому языку для средней школы и наиболее эффективные способы их решения.
Для осуществления обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
1. выявить виды пространств в учебнике по английскому языку и характер их взаимосвязей;
2. проследить взаимодействие семантического пространства учебника по английскому языку для среднего школьного возраста с другими пространствами книги;
3. рассмотреть пространственную организацию учебника по английскому языку как систему;
4. провести апробацию выработанной методики редакторского анализа и редактирования учебника по английскому языку.
История вопроса: на сегодняшний день комплексные научные работы по проблемам оформления школьного учебника в России отсутствуют, что отмечают исследователи отдельных вопросов в этой сфере. В частности, на это указывает искусствовед В. А. Андреева в диссертации «Дизайн учебной книги в России» .
В спектр обособленно рассматриваемых проблем оформления учебника и его пространственной организации входят, прежде всего, работы, сосредоточенные на гигиенических требованиях к оформлению школьных учебников. Первые исследования в этой области — Г. Л. Кона, Ф. Ф. Эрисмана и его ученика Г. В. Хлопина — появились в конце XIX в. в связи с массовым обследованием состояния зрения учащихся. В 1895 г. была опубликована работа «Наставление для ухода за зрением воспитанников военно-учебных заведений», а в 1905 г. Министерство просвещения утвердило «Нормы для санитарного контроля за учебниками и учебными пособиями». Согласно монографии А. Ф. Никитина «Исследование учебных книг в гигиеническом отношении», это мало повлияло на качество учебников .
Первые исследования иллюстративного оформления учебной книги принадлежат К. С. Кузьминскому («Иллюстрирование учебной книги», 1933). В послевоенное время эта проблема изучалась Б. М. Кисиным («Графическое оформление книги», 1948), В. В. Пахомовым («Книжное искусство», 1962) и В. Н. Ляховым («Очерки теории искусства книги», 1971).
Конструирование учебных изданий было глубоко изучено Н. А. Гончаровой («Основные проблемы оформления советского школьного учебника», 1969; «Композиция и архитектоника книги», 1977; «Издательская методика оформления учебников для средней школы», 1976; «Научные основы художественного конструирования учебников», «Об исследовательской работе лаборатории ХТОПП», 1981) и В. И. Рывчиным («О художественном конструировании учебников», 1980).
Во второй половине ХХ в. на проблему учебника стали обращать внимание непосредственно издательства. В издательстве «Просвещение» была создана научная группа по проблемам учебной книги, которой выпускался ежегодный теоретический сборник «Проблемы школьного учебника». Всё это указывает на понимание того факта, что успех учебника зависит не только от текстового содержания, так же как и воспитательная функция не является его единственной функцией. В. Н. Ляхов в работе «Искусство книги» указывает на то, что качество учебника определяется «всем комплексом художественно¬полиграфического решения, логикой книжной конструкции, иллюстративным циклом, внешним оформлением книги и, разумеется, полиграфическим её исполнением» . Несмотря на очевидность критериев качества издания, проблемы содержания, оформления и полиграфического исполнения учебника до сих пор не выявлены в своём комплексе, практически не изучены системно и не решены.
Учебная литература на протяжении многих десятилетий оформляется одними и теми же приёмами, ставшими традицией. В. Н. Ляхов ставит под сомнение возможность отхода от консерватизма в оформлении учебников с помощью отдельных нововведений, которыми в своё время стали цветные
иллюстрации и новые шрифты . Назрела необходимость разработки нового подхода в оформлении учебника в соответствии с особенностями восприятия современных школьников.
Необходим комплексный подход, затрагивающий и конструктивное решение изданий этого типа: их архитектоника не выявляет специфических черт учебного издания по английскому языку. Так, общую проблему В. Н. Ляхов делит на четыре группы взаимосвязанных вопросов: а) конструкция учебника, б) иллюстрирование, в) внешнее оформление, г) полиграфическое исполнение . В своей работе мы обратимся к двум из указанных групп: конструкции учебника, подразумевая под ней архитектонический строй книги, и иллюстрированию в контексте пространственной организации книги, которая подразумевает под собой систему текстового, изобразительного, знаково¬изобразительного и семантического пространств, реализующихся во взаимосвязи всех элементов книги и в данном случае являющихся инструментами дифференцирования учебного материала.
Сегодня очень остро стоит вопрос об увязке метода пространственной организации со спецификой учебной дисциплины и возрастом ребенка. Регулирующие его документы (ФГОС, СанПиН 2.4.7.1166-02, ОСТ 29.116-98) обращают внимание на шрифтовое оформление и полиграфическое исполнение изданий, что, ограничивая свободу действий иллюстратора и художественного редактора, не делает пространственную организацию книги более удобной для восприятия ребенком. В то же время нельзя не указать на целесообразность их использования.
Новые требования ФГОС обращают внимание на учебник как на способ передачи информации учащемуся, но не как на самостоятельное издание, способное выполнять не только информационную, но и эстетическую функцию. Кроме того, не учитывается тот факт, что пространство учебного издания должно быть максимально удобно для восприятия и функционально, а значит — эффективно организовано. В результате новые линейки учебников соответствуют особенностям восприятия современных детей по содержанию, но не по форме.
Из этого следует необходимость выявления способа наиболее эффективной организации пространства учебного издания, учитывающего не только все требования, но и специфику учебного издания, исходящую из его функций, специфику конкретных дисциплин, особенности восприятия современного ребенка разных возрастных категорий, а также важность эстетической составляющей
Методологической основой нашего исследования послужили труды современных психологов, изучающих проблемы детского восприятия и психологии развития: Л. Л. Гурова («Психология мышления», 2005), Ф. Райс и К. Долждина («Психология подросткового и юношеского возраста», 2012). Также изучены труды философов, затрагивавших проблемы пространства, в частности изобразительного и семиотического: П. А. Флоренского («Труды по знаковым системам», «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях», «У водоразделов мысли»), М. Ю. Лотмана («Семиосфера», «Об искусстве»), М. Хайдеггера («Искусство и пространство»), Ч. С. Пирса («Что такое знак?»), И. П. Никитина («Художественное пространство как предмет философско-эстетического анализа»), М. Мерло-Понти («Феноменология восприятия»). Большую важность имеет для нас рассмотрение работ специалистов в области педагогики и авторов школьных учебников: Э. Г. Гельфман, М. А. Холодной («Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся»), Г. М. Донского («Типологические свойства современного учебника»), С. А. Лысиченковой («Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию») и художников книги: С. С. Водчица («Эстетика пропорций в дизайне», «Книжный дизайн. Система пропорций»), Р. Брингхерста («Основы стиля в типографике»), А. Келейникова («Дизайн книги. От слов к делу»), Д. Шульца («Эстетические критерии типизации изданий»), Я. Чихольда («Облик книги»), В. Н. Ляхова («Очерки теории искусства книги»), искусствоведов: В. А. Андреевой («Дизайн учебной книги в Росси»).
Методологическую основу исследования определяют также редакторский анализ, в частности его редакционно-технический аспект, и культурологический подход (видение учебника как компонента образования сквозь призму понятия культуры необходимо ввиду специфики учебников такой дисциплины, как иностранный язык). Так же были использованы дидактический и психологический подходы. Вторая глава нашей работы основана на системном подходе, который заключается в восприятии пространственной организации учебника как системы, включающей в себя текстовое, семантическое, знаково-изобразительное, изобразительное и цветовое пространства. Системный подход в оформлении книги — это рассмотрение сложного объекта дизайнерского проектирования как системы взаимоувязанных материально-функциональных и социально-культурных элементов. Здесь в качестве методологической основы выступают труды Л. фон Берталанфи («Общая теория систем»), И. В. Блауберга и Э. Г. Юдина («Становление и сущность системного подхода»), Г. П. Щедровицкого («Проблемы методологии системного исследования»), Ю. П. Сурмина («Теория систем и системный анализ»).
Теоретическая значимость работы состоит в том, что описанный анализ пространственной организации может быть использован в ходе дальнейшего изучения этой проблемы применительно к другим типам изданий. Кроме того, работа представляет собой конкретизацию особенностей редактирования и редакторского анализа пространственной организации учебника по дисциплине «английский язык» и комплексный подход к ним.
Практический смысл работы заключается в выработке принципов наиболее эффективной организации пространства учебной книги, а также в создании макета учебника, учитывающего все выявленные в ходе исследования проблемы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Первый параграф первой главы освещает понятие пространственной организации книги: в нем рассматриваются виды пространства, присущие учебнику по английскому языку, их специфика. Во втором параграфе рассматриваются особенности материала исследования: специфика учебников для среднего школьного возраста и учебной литературы по английскому языку, их функции. В третьем параграфе представлен анализ взаимодействия семантического пространства с текстовым, изобразительным и знаково-изобразительным пространствами в учебнике, описаны критерии и методика анализа.
Вторая глава посвящена пространственной организации учебника по английскому языку как системе. В первом параграфе рассмотрены принципы системного подхода к пространству учебной книги. Второй параграф содержит редакторский анализ страниц и разворота учебника «Forward English», в третьем параграфе описан опыт редактирования макета проанализированного учебника.
В заключении подводятся итоги исследования, предлагаются его перспективы.
В приложениях представлены оригинальные и отредактированные развороты учебника, а также материалы, на основе которых был проведен редакторский анализ пространственной организации книги.
Исследование редактирования и редакторского анализа пространственной организации учебников по английскому языку для средней школы и поиск наиболее эффективных способов их решения представляет собой сложную теоретическую и одновременно прикладную проблему, актуальность которой обусловлена многими факторами. Во-первых, мы стали свидетелями глобальных изменений в школьной программе и следующих за ними корректировок в перечне учебников, рекомендованных к использованию Министерством образования Российской Федерации. Во-вторых, наблюдается устаревание учебников, связанное не только с течением времени, сменой образовательных стандартов, но и с восприятием современных детей и подростков («цифровых аборигенов»). В то же время нововведения в сфере учебников связаны только с содержательной стороной книги и не затрагивают вопросов её оформления.
По результатам проведенного исследования можно утверждать, что к основным проблемам, с которыми сталкивается редактор при работе над пространственной организацией учебника по английскому языку для средней школы, относятся:
— отсутствие связи между семантическим и семиотическим пространствами;
— деорганизация парадигматической структуры;
— нарушение алгоритма функционирования знака как ориентирующего и дифференцирующего элемента;
— несоответствие цветовых характеристик элементов учебника их семиотическому пространству;
— неадекватность оформления учебника особенностям восприятия современных подростков;
— пренебрежение эстетической функцией учебника;
— невнимание к особенностям восприятия человеческого глаза;
— разногласие между имплицитным слоем текстового пространства и инструментами его дифференциации.
Отсюда следуют две крайности: консерватизм в оформлении учебников и отход от него без учета специфики детского восприятия. И то, и другое означает игнорирование способов наиболее эффективной организации пространства учебного издания, учитывающей не только все требования, но и специфику учебного издания, исходящую из его функций, своеобразия дисциплины, особенностей восприятия современного ребенка разных возрастных категорий, а также признания важности эстетической составляющей.
Пути к решению названных проблем видятся в системном подходе к ним и к пониманию учебной книги в целом, что определило необходимость изучения пространственной организации учебников по английскому языку для 6 класса как сложной развивающейся, самостоятельной и в то же время открытой многоуровневой системы. Безусловно, выполненная работа не воспринимается нами как абсолютно завершенное исследование, хотя поставленные в его рамках задачи можно считать в значительной мере решенными.
Для поиска подхода к решению проблем организации пространства учебной книги были выявлены специфические черты учебников по английскому языку для среднего школьного возраста, обозначены особенности восприятия детей данной возрастной категории, выявлены виды пространств в учебнике (текстовое, изобразительное, знаково-изобразительное, цветовое и семантическое), их специфика и способы взаимодействия. Системный анализ органически включил в себя редакторский анализ (в частности его редакционно-технический аспект), культурологический, дидактический и психологический подходы.
Исходя из этого, были разработаны критерии и методика анализа взаимодействия семантического пространства с другими пространствами книги на примере учебника «English. Student’s book» В. П. Кузовлева, Н. М. Лапа,
Э. Ш. Перегудовой для 6 класса. Редакторский анализ по критериям
Был проведен системный анализ пространственной организации разворота учебника по английскому языку для 6 класса «Forward English» М. В. Вербицкой на основе подхода Ю. М. Плотницкого с учетом специфики рассматриваемой системы. В ходе анализа были апробированы следующие разработанные нами критерии:
— критерий функциональной целостности и конвергентности;
— критерий организованности и иерархичности систем;
— критерий учета специфики учебной дисциплины;
— критерий соответствия читательскому адресу;
— критерий комфортности визуального восприятия;
— эстетический критерий;
— критерий целесообразности элемента.
В результате были выработаны принципы наиболее эффективной организации пространства учебного издания. Созданная методика редакторского анализа и редактирования учебника по английскому языку была опробована на учебнике «Forward English», макет отредактированных страниц которого представлен в Приложении С «Оригинальные и отредактированные макеты страниц учебника “Forward English”». По итогам этой работы был написан отчет о проектной деятельности, результатом которой стал отредактированный макет юнита № 7.
Таким образом, цель работы — выявить способы наиболее эффективной организации пространства учебного издания — достигнута.
Описанный в работе анализ пространственной организации учебника может быть использован в ходе дальнейшего изучения этой проблемы применительно к учебникам по другим дисциплинам. Выработанные критерии
применимы при разработке концепции и макета учебника для среднего школьного возраста.
Практический смысл работы заключается в выработке методики и критериев редакторского анализа и редактирования пространства учебной книги, а также в создании макета учебника, учитывающего все выявленные в ходе исследовании проблемы.
Перспективы исследования видятся в выявлении особенностей оформления учебников по английскому языку для других возрастных групп и выработке критериев их эффективной пространственной организации, а также в создании целостного макета учебника для определенной возрастной группы, учитывающего результаты исследования, и его апробации на целевой аудитории в форме эксперимента. Мы видим необходимость продолжения исследования в отношении расширения материала, в его видо-типологическом аспекте. Вне нашего внимания оказалась, например, важнейшая проблема специфики пространственной организации учебной книги по английскому языку в зависимости от ее вида (разновидности: учебное пособие, хрестоматия и т. д.) и формата (бумажный или электронный). Заключить нашу работу в целом считаем необходимым утверждение мысли о том, что пространственная организация учебной книги и книги в целом, в ее системном понимании, должна быть введена в круг актуальнейших современных исследований по издательскому делу.
1. Английский язык. 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 1. / М. В. Вербицкая, М. Гаярделли, П. Редли, Л. О. Савчук и др.; под ред. М. В. Вербицкой. — М. : Вентана-Граф : Pearson Education Limited, 2015. — 112 с.
2. Английский язык. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе / В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова и др.; Рос. акад. наук., Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2013. — 191 с.
3. Английский язык. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе / В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова и др.; Рос. акад. наук., Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2011. — 252 с.
4. Английский язык. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе / В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова и др.; Рос. акад.. наук., Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2010. — 238 с.
5. Биболетова, М. З. Английский язык : Английский с удовольствием / Enjoy English: учебник для 6 кл. общеобраз. учрежд. — Обнинск : Титул, 2014. — 200 с.
6. Heydermann, E. Motivate!-2 / E. Heydermann, P. Reily, P. Howarth. — London : Macmillan, 2013. — 224 pp.
7. Soars, L. New Headway / L. Soars, J. Soars. — Oxford : Oxford University Press, 2011. — 145 pp.
Официально-документальные издания:
8. Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5—9 кл.) от 17 декабря 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938. — (Дата обращения: 15.05.2016).
Источники:
9. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования : СанПиН 2.4.7.702-98. — Введ. 19.12.2002. — М. : Издательство стандартов, 2002. — 49 с.
10. Основные стандарты по издательскому делу : сборник / сост. А. А. Джиго,
С. Ю. Калинин. — М. : Университетская книга, 2009. — 326 с.
Литература:
11. Адамов, Е. Б. Ритмическая структура книги / Е. Б. Адамов. — М. : Книга, 1974. — 96 с.
12. Алямовская, Г. В. Проблемы использования цвета в учебниках / Г. В. Алямовская // Проблемы школьного учебника. — 1982. — № 10. — С. 123—137.
13. Андреева, В. А. Дизайн учебной книги в России: художественно¬техническое оформление азбук и букварей: история и современная практика : дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.06: защищена 19.12.2006 / Андреева Вера Александровна. — СПб., 2006. — 200 с.
14. Антонова, М. А. Специфика художественного оформления учебных пособий для учащихся среднего школьного возраста / М. А. Антонова, Т. Ю. Китаевская // Мир науки, культуры, образования. — 2015. — № 3(52). — С. 95—97.
15. Антонова, С. Г. Современная учебная книга: подготовка и издание / С. Г. Антонова, А. А. Вахрушев. — М. : МГУП, 2004. — 224 с.
16. Аполов, О. Г. Теория систем и системный анализ / О. Г. Аполов. — Уфа,
2012. — 274 с.
17. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм; сокр. пер. с англ. В. Н. Самохина; под ред. В. П. Шестакова. — М. : Прогресс, 1974. — 386 с.
18. Аткинсон, Р. Ч. Человеческая память и процесс обучения / Р. Ч. Аткинсон. — М. : Прогресс, 1980. — 528 с.
19. Барсук, А. И. К определению понятия «книга» / А. И. Барсук // Издательское дело. Книговедение: научно-информационный сб. ЦБНТИ по печати. — 1970. — № 6(12). — С. 5—9.
20. Барт, Р. Семиотика и поэтика. Избранные работы / Р. Барт; пер. с франц., сост. Г. К. Косиков. — М. : Прогресс, 1989. — 395 с.
21. Бейлинсон, В. Г. Характеристика, подготовка, конструирование учебных изданий / В. Г. Бейлинсон. — М. : Арсенал образования, 2006. — 286 с.
22. Берталанфи, Л. Общая теория систем: критический обзор / Л. Берталанфи. — М. : Прогресс, 1969. — 520 с.
23. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. — М. : Наука, 1973. — 267 с.
24. Борисова, С. А. Пространство текста как материального объекта / С. А. Борисова // Вестник ОГУ — 2003. — № 4. — С. 158—162.
25. Брингхерст, Р. Основы стиля в типографике / Р. Брингхерст; пер. Г. Северской. — М. : Д. Аронов, 2006. — 430 с.
26. Бунеев, Р. Н. Современный ученик / Р. Н. Бунеев // Начальная школа плюс до и после. — 2002. — № 12. — С. 3—6.
27. Величковский, Б. М. Психология восприятия / Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. — М. : Издательство Московского университета, 1973. — 247 с.
28. Ветров, А. А. Семиотика и ее основные проблемы / А. А. Ветров. — М. : Политиздат, 1968. — 264 с.
29. Вильберг, Г. П. Азбука книжного дизайна / Г. П. Вильберг, Ф. Форсман; пер. с нем. В. Г. Еременко; под ред. А. В. Иванова. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 2002. — 110 с.
30. Водчиц, С. С. Книжный дизайн: теория пропорций / С. С. Водчиц. — М. : Изд-во МГТУ им Н. Э. Баумана, 2011. — 558 с.
31. Водчиц, С. С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций / С. С. Водчиц. — М. : Техносфера, 2005. — 416 с.
32. Волков, Н. Н. Композиция в живописи. / Н. Н. Волков. — М. : Искусство,
1977. — 263 с.
33. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред.
B. В. Давыдова. — М. : Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
34. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — М. : Эксмо, 2004. — 512 с.
35. Гельмгольц, Г. Л. О восприятиях вообще / Г. Л. Гемгольц // Хрестоматия по ощущению и восприятию / под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1975. — С. 61—87.
36. Гельфман, Э. Г. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся / Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная. — СПб. : Питер, 2006. — 264 с.
37. Герчук, Ю. Я. Художественная структура книги / Ю. Я. Герчук. — М. : РИП-холдинг, 2014. — 216 с.
38. Гиленсон, П. Г. Справочник художественного и технического редакторов / П. Г. Гиленсон. — М. : Книга, 1988. — 532 с.
39. Гончарова, Н. А. Композиция и архитектоника книги / Н. А. Гончарова. — М. : Книга, 1977. — 96 с.
40. Грушевский, С. С. Модель учебника нового поколения (технологического) как методическая основа создания электронных обучающих систем и интернет-поддержки обучения педагогов / С. С. Грушевский,
А. И. Архипова // Научный журнал КубГАУ. — 2012. — № 83(09). —
C. 1—22.
41. Гурова, Л. Л. Психология мышления / Л. Л. Гурова. — М. : ПЕР СЭ, 2005.
— 135 с.
42. Донской, Г. М. Типологические свойства современного учебника / Г. М. Донской // Проблемы школьного учебника / под ред. Ю. К. Бабанского и др. — 1985. — Вып. 15. — 246 c.
43. Зотова, К. Г. Виды художественного пространства и их влияние на образный строй картины / К. Г. Зотова // Проблемы современного художественно-графического образования. — Смоленск, 2011. — С. 97—102.
44. Зуев, Д. Д. Школьный учебник / Д. Д. Зуев. — М. : Педагогика, 1983.
— 240 с.
45. Кандинский, В. В. О духовном в искусстве / В. В. Кандинский. — М. : Эксмо-пресс, 2016. — 180 с.
46. Карамнов, А. С. Модель создания корпуса учебника английского языка /
А. С. Карамнов // Научный диалог. — 2013. — № 2(14) : Педагогика. — С. 59—69.
47. Караханян, К. Г. Возрастные особенности памяти и их влияние на успешность в обучении / К. Г. Караханян // Общество: социология, психология, педагогика. — Краснодар : Хорс, 2016. — С. 53—57.
48. Карлаварис, Б. Иллюстрации в школьных учебниках как средство воспитания учащихся / Б. Карлаварис // Проблемы школьного учебника. — 1979. — № 7. — С. 208— 218.
49. Карлаварис, Б. Художественный вкус детей и иллюстрации в учебниках / Б. Карлаварис // Проблемы школьного учебника. — 1975. — № 3. — С. 178—185.
50. Карпец, Е. В. Социокультурное значение учебника и его влияние на формирование личности / Е. В. Карпец // Известия Саратовского университета. — Т. 10. — Вып. 3. — С. 26—30.
51. Каташинская, Л. И. Некоторые психофизиологические показатели подростков и их учет при организации учебной деятельности /
52. Келейников, И. В. Дизайн книги: от слов к делу / И. В. Келейников. — М. : РИП-холдинг, 2004. — 304 с.
53. Клочков, В. П. Методология совместимости наглядности : монография /
В. П. Клочков, И. В. Кротова. — Томск : Твердыня, 2007. — 208 с.
54. Кон, И. С. Отрочество как этап жизни и некоторые психологопедагогические характеристики переходного возраста / И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн // Хрестоматия по возрастной психологии. — М. : МПСИ, 1996. — С. 240.
55. Костогрыз, О. Д. Композиция в книжной графике: методические рекомендации / О. Д. Костогрыз. — Витебск : Изд-во ВГУ им. П. М. Машерова, 2009. — 40 с.
56. Кротова, И. В. Возможности системно-параметрического анализа совместимости наглядности в учебной литературе / И. В. Кротова // Вестник Томского гос. ун-та. — 2008. — № 314. — С. 177—183.
57. Лайонс, Дж. Введение в теоретическую лингвистику / Дж. Лайонс; пер.
В. А. Звегинцева. — М. : Прогресс, 1978. — 544 с.
58. Ланщикова, Г. А. Психо-физиологические закономерности визуального восприятия пространства / Г. А. Ланщикова // Омский научный вестник. — 2009. — № 4(79) : Культурология. — С. 209—212.
59. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — М. : Просвещение, 1969. — 214 с.
60. Лотман, Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю. М. Лотман. — Таллинн: Александра, 1992. — 479 с.
61. Лысиченкова, С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию / С. А. Лысиченкова // Молодой ученый. — 2012. — № 4. — С. 428—431.
62. Ляхов, В. Н. Искусство книги. Избранные историко-теоретические и критические работы / В. Н. Ляхов. — М. : Советский художник, 1978. — С. 40.
63. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти; пер. с фр.; под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. — СПб. : Ювента; Наука, 1999. — 602 с.
64. Мильруд, Р. П. Компетентность учителя иностранного языка / Р. П. Мильруд, А. С. Карамнов // Иностранные языки в школе. — 2012. — № 1. — С. 11—17.
65. Налимов, В. В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности / В. В. Налимов. — М. : Прометей, 1989. — 71 с.
66. Немировский, Е. Л. Книга / Е. Л. Немировский // Библиотечная энциклопедия. — М. : Пашков дом, 2007. — С. 493—495.
67. Никитин, А. Ф. Исследование учебных книг в гигиеническом отношении и его методика / Под ред. Г. В. Хлопина. — СПб. : Тип. А. Венке, 1907. — 286 с.
68. Никитина, И. П. Художественное пространство как предмет философско- эстетического анализа : дис. ... канд. филос. наук: 09.00.04: защищена 19.12.2003 / Никитина Ирина Петровна. — М., 2003. — 286 с.
69. Новиков, А. И. Лингвистические и экстралингвистические элементы семантики текста // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. — М., 1982. — С. 10—22.
70. Пирс, Ч. С. Что такое знак? / Ч. С. Пирс; пер. А. А. Аргамаковой; под ред. Е. В. Борисова // Вестник Томского ун-та. — 2009. — № 3(7). — С. 88—95.
71. Плотницкий, Ю. М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов / Ю. М. Плотницкий. — М. : Логос, 1998. — С. 280.
72. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин; пер. Ю. Мирончик, В. Квиткевич. — СПб. : Питер, 2012. — С. 233.
73. Раушенбах, Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б. В. Раушенбах. — СПб. : Азбука-классика, 2002. — 320 с.
74. Раушенбах, Б. В. Пространственные построения в живописи / Б. В. Раушенбах. — М. : Наука, 1980. — 289 с.
75. Раушенбах, Б. В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы / Б. В. Раушенбах. — М. : Наука, 1986. — 256 с.
76. Рахимов, А. З. Психодидактика: теория и практика психолого¬педагогической инноватики, технологизации и акмеологизаци образования / А. З. Рахимов. — Уфа : Творчество, 2003. — 377 с.
77. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери; пер. С. Мальцевой, под ред. Ю. А. Кимелева. — СПб. : Петрополис, 1997. — 880 с.
78. Рудер, Э. Типографика: руководство по оформлению / Э. Рудер; пер. М. Жукова. — М. : Книга, 1982. — 286 с.
79. Рунге, В. Ф. Основы теории и методологии дизайна / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. — М. : МЗ-Пресс, 2003. — 252 с.
80. Рыбаков, В. П. Изменение кратковременной памяти и учащихся 5—7 классов в процессе учебной деятельности / В. П. Рыбаков, Н. И. Орлова // Гигиена и санитария. — 2014. — Т. 193. — № 3. — С. 60—63.
81. Рывчин, В. И. Издательское конструирование учебников / В. И. Рывчин // Проблемы школьного учебника. — 1980. — № 8. — С. 286—296.
82. Садовский, В. Н. Основания общей теории систем: логико¬методологический анализ / В. Н. Садовский. — М. : Наука, 1974. — 279 с.
83. Сивоглазов, В. И. Педагогические условия использования иллюстраций учебника для развития мышления учащихся 5—8-х классов (на материале биологии и естествознания) / В. И. Сивоглазов : дне... канд. пед. наук. — М., 2000. — 140 с.
84. Собкин, В. С. Трансформирование целей и мотивации учебы школьников / В. С. Собкин // СоцИс: Социол. Исслед. — 2006. — № 8. — С. 106—115.
85. Сурмин, Ю. П. Теория систем и системный анализ / Ю. П. Сурмин. — Киев : МАУП, 2003. — 368 с.
86. Торшилова, Е. М. Современные школьники: ценностные ориентации, предпочтения и вкусы: результаты соц.-псих. исслед. / Е. М. Торшилова // Известия РАО. — 2001. — № 4. — С. 86—95.
87. Фаворский, В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре / В. А. Фаворский; сост. Е. С. Левитин. — М. : Книга, 1986. — 238 с.
88. Федоров, М. В. Рисунок и перспектива / М. В. Федоров. — М. : Искусство, 1960. — 210 с.
89. Флоренский, П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П. А. Флоренский. — М. : Прогресс, 1993. — 324 с.
90. Флоренский, П. А. Сочинения. В 2 т. Т. 2. У водоразделов мысли / П. А. Флоренский; сост. М. С. Трубачева. — М. : Правда, 1990. — 447 с.
91. Флоренский, П. А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / П. А. Флоренский. — М. : Мысль, 2000. — 446 с.
92. Фреге, Ф. Л. Г. Избранные работы / Ф. Л. Г. Фреге; сост. В. В. Анашвили,
A. Л. Никифоров. — М. : Дом интеллектуальной книги, 1997. — 160 с.
93. Хайдеггер, М. Работы и размышления разных лет / М. Хайдеггер; сост., пер., вступ. ст., примеч. А. В. Михайлова. — М. : Гнозис, 1993. — 332 с.
94. Цепилова, В. А. Силуэтно-плоскостной метод организации изобразительного пространства в книжной иллюстрации /
B. А. Цепилова. — М. : МГУП, 2013. — 92 с.
95. Чернышов, В. Н. Теория систем и системный анализ / В. Н. Чернышов, А. В. Чернышов. — Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. — 96 с.
96. Чихольд, Я. Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении / Я. Чихольд; пер. Е. Шкловской-Корди. — М. : Издательство студии Артемия Лебедева, 2013. — 228 с.
97. Швецова-Водка, Г. Н. Общее документоведение / Г. Н. Швецова-Водка. — Киев. : Знання, 2009. — 488 с.
98. Шульц, Д. Эстетические критерии типизации изданий / Д. Шульц; перевод со словацкого Л. Ф. Широковой; под ред. Е. Б. Адамова; комментарии Е. Б. Адамова. — М. : Книга, 1982. — 144 с.
99. Щекин, Г. В. Визуальная психодиагностика и ее методы / Г. В. Щекин. — Киев : МАУП, 1990. — 616 с.
100. Эванс, П. Форма. Фальц. Формат. / П. Эванс. — М. : РИП-Холдинг, 2005. — 264 с.
101. Яньшин, П. В. Введение в психосемантику цвета. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. — 277 с.
102. Словарь философских терминов / под ред. В. Г. Кузнецова. — М. : ИНФРА-М, 2004. — 745 с.
103. Философия: Энциклопедический словарь / под редакцией А. А. Ивина. — М. : Гардарики, 2004. — 1072 с.
104. Kapr, A. Buchgestaltung / A. Kapr. — Dresden, 1963. — 354 ss.
Электронные ресурсы:
105. Антонова, С. Г. Редакторская подготовка изданий [электронный ресурс] /
С. Г. Антонова, В. И. Васильев, И. А. Жарков и др. — Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook082/01/about.htm. — Дата обращения: 08.11.2015.
106. Болховитинова, С. М. Композиция изданий. Особенности проектирования разных видов изданий [Электронный ресурс] /
С. М. Болховитинова и др. — Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e- books/xbook095/01/. — Дата обращения: 02.06.2016.
107. Корниенко, А. Ф. Значение и смысл слова и речи // Гуманитарные научные исследования [Электронный ресурс]. — 2015. — № 3 — Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/03/10297 (дата обращения: 29.01.2017).
108. Понятия и категории. Вспомогательный проект портала «Хронос» [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ponjatija.ru/node/729. — Дата обращения: 23.10.2015.