Введение 3
ГЛАВА I. Теоретико-методические проблемы формирования экологической культуры учащихся 11
1.1 Анализ состояния проблемы формирования экологической культуры школьников 11
1.2 Педагогический подход к содержанию и технологии формирования экологической культуры учащихся в образовательных учреждениях 34
1.3 Особенности формирования экологической культуры учащихся в условиях учебно-производственного комбината 56
ГЛАВА II. Организационные и содержательные условия деятельности учебно-производственного комбината по формированию экологической культуры 77
2.1 Организационные и содержательные условия деятельности учебно-производственного комбината по формированию экологической культуры 77
2.2 Педагогические условия деятельности учебно-производственного комбината по формированию экологической культуры 98
2.3 Результативность опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры учащихся в условиях учебно-производственного комбината 118
Заключение 136
Библиографический список литературы 141
Приложение 163
В современном, сложном, полном противоречивых тенденций мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Они угрожают самим основам цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества. Осознание школьниками экологических проблем составляет важный аспект современности. Система целенаправленного воздействия на человека по формированию чувства гражданского долга и моральной ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к природе и ее ресурсам - важнейшая мера преодоления экологической опасности.
Формирование экологической культуры подрастающего поколения осуществляется в различных социокультурных институтах - дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, вузах и других. Важную роль в формировании экологической культуры может сыграть учебно¬производственный комбинат, который является учреждением начального профессионального образования, в рамках которого осуществляется трудовая подготовка школьников. Во-первых, политехнический характер базового компонента образования в условиях учебно-производственного комбината (УПК) направлен на ознакомление школьников с основами современного производства, используя новейшие достижении науки и техники и нацелен на освоение учащимися трудовых приемов и операций, формирование умений и опыта самостоятельного и коллективного творческого труда, связанного с созданием материальных ценностей. Во-вторых, специфика организации и содержания образовательного процесса в УПК позволяет осуществлять формирование экологической культуры на междисциплинарной основе путем интеграции в различные учебные дисциплины, каждая из которых раскрывает
4
соответствующий аспект экологических проблем, или через создание специальных учебных предметов.
Проблема формирования экологической культуры школьников занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Феномен экологической культуры рассматривают Н.Н.Вересов, Л.И.Грехова, Н.С.Дежникова, А.П.Сидельковский, И.Т.Суравегина и другие исследователи. Я.И.Габаев, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Б.Г.Иоганзен, Е.Е.Письменная, И.Т.Суравегина и другие разработали принципы экологического образования средней школы.
Н.Н.Вересов С.А.Дерябо, В.А.Ясвин в своих исследованиях рассматривают психологические аспекты формирования экологической культуры. В психолого-педагогических исследованиях Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна показано, что только человек, который осознал себя частью Вселенной, психологически готов к экологически целесообразной антропогенной деятельности.
Однако, несмотря на активное внимание науки к проблеме формирования экологической культуры школьников, следует отметить, что применительно к условиям учебно-производственного комбината она рассматривается недостаточно, а потенциал такого учебного заведения в указанной работе практически не учитывается. Анализ научно-педагогической литературы по проблеме формирования экологической культуры школьников, а также изучение реального состояния экологического образования в условиях учебно¬производственного комбината позволяют выделить ряд противоречий, требующих своего разрешения:
- между общественной потребностью в формировании экологической культуры и недостаточной разработанностью условий и технологий ее формирования;
5
- между объективным наличием воспитательного потенциала в учебно-производственном комбинате, способствующего позитивному решению проблемы формирования экологической культуры школьников и отсутствием научно разработанных технологий реализации этого потенциала;
- между потребностью в изменении подходов и технологий формирования экологической культуры в условиях УПК и готовностью педагогов к их использованию в своей работе.
В этой связи возникает проблема: каковы оптимальные организационные и содержательные условия формирования экологической культуры в учебно-производственном комбинате? Указанная проблема обусловила выбор темы настоящего исследования.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс организационных и содержательных условий формирования экологической культуры школьников в учебно-производственном комбинате.
Объект исследования: экологическая культура школьников, обучающихся в учебно-производственном комбинате.
Предмет исследования: процесс формирования экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината.
Гипотеза исследования: формирование экологической культуры школьников в учебно-производственном комбинате будет осуществляться более эффективно, если:
- содержание и организация деятельности учебно-производственного комбината направлены на формирование экологической культуры путем ее интеграции в воспитательно-образовательный процесс;
- процесс формирования экологической культуры школьников проходит в трудовой деятельности преобразовательного характера, ориентированной на создание новых и эксплуатацию уже имеющихся материальных ценностей;
- педагогами активно используются нетрадиционные формы и методы
6
обучения (ролевые игры, эксперименты, профессиональные пробы, работы в условиях реального производства товаров и услуг и др.) при учете таких педагогических принципов, как многопрофильность, многоуровневость, непрерывность, дифференциация, личная ориентация, свобода выбора;
- в целенаправленный процесс формирования экологической культуры в условиях УПК активно включаются семьи учащихся.
В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние проблемы формирования экологической культуры в педагогической теории и практике деятельности учебно-производственного комбината.
2. Выявить образовательные и воспитательные возможности учебно-производственного комбината в формировании экологической культуры школьников.
3. Определить и научно обосновать оптимальные организационные и содержательные условия формирования экологической культуры учащихся в учебно-производственном комбинате.
Главная цель профессионального образования - удовлетворить потребности личности и общества в профессиональных образовательных услугах, подготовить квалифицированных специалистов, способных к высокоэффективной профессиональной деятельности. Обновление содержания начального профессионального образования открывает возможность обогащения воспитательной работы, включив в нее ориентировочную базу представлений о взаимоотношениях в системе «человек - окружающая среда».
Учебно-производственный комбинат является одним из основных социокультурных центров, где происходит реализация образовательного культурно-просветительского потенциала, адекватного потребностям общества. Экологическая культура - интегральный результат воспитываемого в учебно-производственном комбинате отношения человека к семье, обществу, природе, миру вещей и миру идей, к себе - своему здоровью, режиму труда и отдыха, к своим потребностям. Общим знаменателем всех условий формирования экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината является трудовая деятельность школьников, которая открывает широкие возможности для целенаправленного осуществления поставленных перед нами целей и задач.
Эффективность формирования экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината зависит от обеспечения ряда организационных и содержательных условий, важнейшими из которых являются: интеграция экологической культуры в содержание образовательного процесса; преобладающая роль трудовой деятельности преобразовательного характера; активное использование педагогами нетрадиционных форм и методов обучения (ролевых игр, экспериментов, профессиональных проб и др.); учет таких педагогических принципов как многопрофильность, многоуровневость, непрерывность, дифференциация,
137
личностная ориентация, свобода выбора; включенность в целенаправленный процесс формирования экологической культуры родителей учащихся.
Названные условия наиболее успешно реализуются посредством внесения изменений в содержание и организацию образовательного процесса в учебно-производственном комбинате, при этом в содержание традиционных учебных дисциплин вводятся модули экологической направленности, в учебный план вводится спецкурс «Производство и окружающая среда».
Обеспечение организационных и содержательных условий формирования экологической культуры школьников в учебно¬производственном комбинате требует изменения подходов и технологий обучения, обновления его форм и методов, а, следовательно, и целенаправленной методической работы по повышению квалификации самих педагогов. Этому способствует цикл занятий для руководителей методических объединений, преподавателей и психологов по повышению их квалификации в целях обеспечения более эффективного взаимодействия и повышения качества процесса формирования экологической культуры на основе предложенных нами научно-методических рекомендаций.
В силу этих причин мы проводили опытно-экспериментальную работу в несколько этапов на протяжении ряда лет. На первом этапе были отобраны необходимые методики, усвоена процедура их применения, формы хранения и анализа полученных результатов. В учебно-производственном комбинате была выделена группа инициативных преподавателей и мастеров производственного обучения, заданы цели-ориентиры и определен конкретный объем работы для каждого участника эксперимента. Проведение проблемных теоретических семинаров и практикумов позволило вооружить педагогов необходимыми методическими рекомендациями.
Анализ на основе единых критериев проявления экологической культуры школьников, их положительных поступков и отклонений от норм поведения, результатов учебного и общественно-полезного труда показал,
138
что поведение по отношению к окружающей среде приобрело устойчивый положительный характер и относительно высокую степень самореализации. Экологическая культура в экспериментальной группе после проведения эксперимента возросла в три раза по сравнению с исходными данными, что свидетельствует в пользу предлагаемых нами условий формирования экологической культуры, в основе которых лежит деятельность школьников в условиях учебно-производственного комбината.
Анализ проведенной нами исследовательской работы позволяет сделать следующие выводы:
1. Формирование экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината обуславливается четкостью определения места экологической культуры в системе образования как составного компонента начального профессионального образования, ориентирующего школьников на становление активной позиции в решении проблем рационального использования природных богатств, а также ее пониманием в качестве части общечеловеческой культуры, определяющей характер взаимоотношений в системе «человек - окружающая среда» в процессе создания и освоения материальных и духовных ценностей и выражающей степень ответственности человека за состояние природы и использование природных ресурсов.
2. Учебно-производственный комбинат, являющийся учреждением начального профессионального образования, в рамках которого осуществляется трудовая подготовка школьников, реально обладает значительным педагогическим потенциалом для формирования экологической культуры благодаря политехническому характеру базового компонента образования, а также специфике организации и содержания образовательного процесса, позволяющей осуществлять формирование экологической культуры на междисциплинарной основе через интеграцию учебных дисциплин или создание специальных учебных предметов.
139
3. Предложенные нами организационные и содержательные условия формирования экологической культуры в условиях учебно¬производственного комбината положительно сказывается как на уровне экологической культуры. Разработанные нами методические рекомендации по формированию экологической культуры позволяют устранить негативные элементы во взаимоотношениях школьников и окружающей среды.
4. Формирование экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината должно быть систематическим и последовательным, иметь четкий алгоритм действий в соответствии с поставленными целями и задачами.
5. Эмоциональная окраска и творческое отношение к организации благоприятно сказывается на всех этапах формирования экологической культуры. Использование в педагогических целях оценки не только дидактической, но и личностной (воспитанности, культуры личности, ее ума, морали, волевых качеств и способностей) стимулирует школьников к сознательным и активным действиям по охране и восстановлению окружающей среды. В процессе формирования экологической культуры предпочтение должно отдаваться наглядности, практической деятельности школьников в области проведения мониторинга окружающей среды (наблюдения, опыты, экскурсии).
1. Агаджанян Н., Руженков В., Руженкова И. Цивилизация и здоровье. - Ставрополь, 1990.- 93с.
2. Азбука нравственного воспитания / Под ред. А.И.Каирова, О.С.Богдановой.- М.:Просвещение, 1979.- 318с.
3. Актуальные вопросы теории и практики сознательного отношения школьников к труду: Межвуз. сб. научн. трудов / Ред.кол. А.П.Сидельковский и др.- Ставрополь: СГПИ, 1983.- 154с.
4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.- М., 1996.- 496с.
5. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Избранные психологические труды. Т.2.- М., 1980.- 266с.
6. Андреев А. Л. Общество и образование: социокультурный профиль России // Педагогика.- 2002.- №6.- С.20-29.
7. Андриади И.П. Истоки становления авторитета учителя // Школа и производство.- 2001.- №8.- С.2-7.
8. Архив К.Д.Ушинского: В 4т.Т.1.- М.:Изд-во акад.пед.наук РСФСР, 1959.- 479с.
9. Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии // Педагогика.- 2002.- №8.- С.8-13.
10. Атутов П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников - М.: Педагогика, 1976.- 192с.
11. Атутов П.Р. Политехническое образование школьников в современных условиях.- М.: Знание, 1985.- 80с.
12. Атутов П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы- М.: Педагогика, 1986.- 175с.
13. Б.С.Э. / Гл.ред. А.М.Прохоров. Т.8.- М.:«Советская энциклопедия», 1972. - 592с.
142
14. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии.- 1984.- №1.- С.51-57.
15. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод. основы.- М.: Просвещение, 1982.- 192с.
16. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология.- Ростов-на-Дону,1999. - 416с.
17. Беккер И.Л. Проблемы гуманизации образования и экологическая культура // Вестник экологического образования в России.- 2000.- №4.- С.14.
18. Белинский В. Г. Собрание сочинений. Т.9 / Редкол. Н.К.Гей и др.- М.:Худож. Литература, 1982.- 863с.
19. Белов П.Н. Антропогенной загрязнение природной среды и оценка его уровня методом математического моделирования // Вест. Моск. ун-та. Сер.5, География.- 1990.- №5.- С.16-24.
20. Беловский В.С. Проблема содержания экологического образования: от парадигмы потребления к парадигме созидания // Актуальные проблемы экологического образования и воспитания. - Минск, 1992.
21. Беляев В.И. Принцип природосообразности и культуросообразности в социально-педагогической деятельности // Вестник экологического образования в России.- 2001.- №4.- С.17-19.
22. Беляков В.Б., Гусева Н.А., Гусев А.А. Международная школа- семинар «Биоиндикация и биомониторинг» [Курск, 1988] // Изв. АН СССР. Сер.геогр.- 1989.- №2.- С.127.
23. Бердышев А.В. Технология в школе: предметно¬функциональный подход // Школа и производство.- 2002.- №2.- С.7-11.
24. Бердяев Н.А. Русская идея / О России и русской философской культуре: Философы послеоктябрьского зарубежья.- М.: Наука, 1990.-528с.
143
25. Березина В. А., Баранников А.В. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении // Воспитание школьников.- 2002.- №7.- С.2-6.
26. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.- 192с.
27. Блага К., Шебек М. Я - твой ученик, ты - мой учитель: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 143с.
28. Боголюбов С.А. Природа: что мы можем.- М., 1987.- 143с.
29. Бодина Е. Педагогическое воздействие ученика на учителя // Воспитание школьников. - 2002. - №1. - С.9-13.
30. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968.- 464с.
31. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников - Ростов-на-Дону, 1976.
32. Бочкарева Т.В., Фриденберг Э.О. Экологическое образование и воспитание: [По материалам Междунар. конгр. ЮНЕП / ЮНЕСКО, Москва, 1987] // Изв. АН СССР.Сер.геогр.- 1988.- №3.-
С.141-142.
33. Бэкхест Дж. Культура, нормативность и жизнь // Вопросы философии.-1999.- №9.
34. Васильева З.И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения.- Л ., 1981.
35. Вересов Н.Н. Выготский, Ильенков, Мамардашвили: опыты теоретической рефлексии и монизм в психологии // Вопросы философии.- 2000.- №12.- С.75-87.
36. Вересов Н.Н. Психологический анализ условий формирования основ экологического сознания (на материале эксперим. Учебной программы по основам экологии для детей 6 лет): Дисс.канд.пед.наук. - М., 1991.-181с.
144
37. Вестник экологического образования в России.- 2000.- №2.-
С.6
38. Винокурова Н.Ф. Формирование экологических знаний школьников и студентов на основе интегрального подхода // Загрязнения окружающей среды: проблемы токсикологии и эпидемиологии. - Пермь, 1993.
39. Вопросы трудового воспитания и политехнического обучения в истории советской педагогики и школе: Сб.статей / Ред.кол. М.Г.Хитарян и др. Вып 2.- Вологда, 1975.- 174с.
40. Вопросы трудового воспитания и политехнического обучения в истории советской педагогики и школе: Сб.статей / Ред.кол. М.Г.Хитарян и др. Вып 3.- Вологда, 1976.- 147с.
41. Вопросы трудового воспитания и политехнического обучения в истории советской педагогики и школе: Сб.статей / Ред.кол. М.Г.Хитарян и др. Вып 4.- Вологда, 1977.- 164с.
42. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения / Под ред. Т.Н.Мальковской.- М.: Просвещение, 1986.- 190с.
43. Воспитание школьников в труде / Под ред. А.А.Шибанова.- М.: Педагогика, 1976.- 104с.
44. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности.- М.: Просвещение, 1983.- 207с.
45. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Под ред. А.М.Матюшкина.-М.:Педагогика, 1983.- Т.3.- 367с.
46. Галкин Ю.Ю., АнохинА.М., ОсипенкоВ.П. Общее и экологическое образование // Вестник экологического образования в России.- 1998.- №3-4.- С.3-4.
47. Гамбург Д.Ю. Экология: восхождение к разуму // Химия в школе.-1995.- №3.- С.5-9.
145
48. Гарин В.М., Кленова И.А, Колесников В.И. Экология для технических вузов.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001- 384с.
49. Георгиевский В.Б., Сурвила А.П. Экологический «градусник» для задач мониторинга // Изв. Рос. АН. Сер.геогр.- 1994.- №3.- С.94-99.
50. Гербильский Л. О необходимости разработки международных стандартов экологического образования и экологической осведомленности населения // Вестник экологического образования в России.- 2001.- №4.- С.19.
51. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно¬целевых приоритетов образования // Педагогика.- 2002.- №7.- С.3-12.
52. Глазачев С.Н. Пробуждение экологического сознания // Вестник экологического образования в России.- 1998.- №2.- С.5.
53. Годзевич Б. Л. Концепция системно-экологического природопользования // Вест. Ставроп.ун-та.- 1999.- Вып.19.- С.8-17.
54. Головкин А.Н. Как и почему возникла Красная книга // Биология в школе.- 1989.- №4.- С.16-18.
55. Горшков А. К. Здоровье как проблема экологического образования // Вестник экологического образования в России.- 1997.- №3.- С.12.
56. Горький М. Сочинения. Т.24.- М.: Наука, 1975.- 591с.
57. Грачев В.Д. Философия ума.- Ставрополь, 1999.- 108с.
58. Грехова Л.И. Экологическая подготовка детей в дошкольных образовательных учреждениях.- Ставрополь, 1998.- 272с.
59. Губарева Л.И. Экологический стресс. Монография.- СПб: Изд-во «Лань», Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001.- 448с.
60. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей.Монография.- Москва-Ставрополь, 2001.- 155с.
146
61. Гуров В.Н., Степанов С.В. Управление развитием и функционированием образовательных учреждений: Учеб. пособие.- Ставрополь, 2001.- 120с.
62. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Педагогика.- 2002.- №10.- С.51-56.
63. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание детей о подростков в России на рубеже столетий // Вестник экологического образования в России.- 2000.- №2.- С.12.
64. ДежниковаН.С., Цветкова И.В. Экология и культура. Методика воспитания младших школьников. - М., 1995.- 46с.
65. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе.- М.: Вербум-М, 2001.- 48с.
66. Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере.- М.:Агропромиздат, 1988.- 239с.
67. Дорст Ж. До того, как умрет природа.- М.: Прогресс, 1968.¬415с.
68. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии.- Москва, 1996.- 192с.
69. Ермаков Ю.Г., Кондратьева Т.И. Новое направление природоохранной политики США // Вест. Моск.ун-та. Сер.5, геогр.- 1991.- №1.- С.77-82.
70. Железнов Ю.Д. О значении развивающей педагогики в экологическом образовании // Вестник экологического образования в России.- 1998.- №3-4.- С.1-2.
71. Жукова Л.П. К вопросу об экологическом воспитании учащейся молодежи // Современные проблемы охраны окружающей среды.- Новосибирск, 1990.
72. Загвязинский В.И, Амонашвили Ш.А., Закирова А.Ф. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания // Педагогика.-2002.- №9.- С.3-10.
147
73. Зайцев Г.А. Природосберегающие технологии в комплексных экологических программах // Вест. Моск.ун-та. Сер.5, геогр.- 1992.- №5.- С.5-21.
74. Зайцев Г.А. Технико-экономические показатели природосберегающей технологии // Вест. Моск.ун-та. Сер.5, геогр.- 1994.- №3.- С.48-54.
75. Зарецкая И.И. Искусство диалога в деловых переговорах // Школа и производство.- 2001.- №8.- С.7-11.
76. Захлебный А.Н. Содержание экологического образования и пути его реализации в общеобразовательной школе // ЭО и ЭВ в СССР: Тез. докл. на Междунар. конгрессе по образованию и подготовке кадров в области окружающей среды.- М., 1987.- С.12-14.
77. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. - М.: Знание, 1980.- 96с.
78. Зубаков В. А. Экологический кризис и будущее человечества // Изв. Всесоюз.геогр.об-ва.-1990.- Т.122, вып.2.- С.143-
153.
79. Зятева Л.А. Философско-педагогические воззрения отечественных ученых на проблему экологического воспитания // Педагогика.- 2002.- №7.- С.32-40.
80. Ивановский В.А. География Ставропольского края: Учебное пособие.- Ставрополь, 1997.- 116с.
81. Ильенков Э.В. Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии / Диалектика-теория познания.- М.,1964.- С.42.
82. Ильенков Э.В. Диалектическая логика.- М.: Политиздат, 1974.- 271с.
83. Иоганзен Б.Г. К постановке экологического обучения и воспитания в средней школе.- М, 1979.