Формирование экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината
|
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретико-методические проблемы формирования экологической культуры учащихся 11
1.1 Анализ состояния проблемы формирования экологической культуры школьников 11
1.2 Педагогический подход к содержанию и технологии формирования экологической культуры учащихся в образовательных учреждениях 34
1.3 Особенности формирования экологической культуры учащихся в условиях учебно-производственного комбината 56
ГЛАВА II. Организационные и содержательные условия деятельности учебно-производственного комбината по формированию экологической культуры 77
2.1 Организационные и содержательные условия деятельности учебно-производственного комбината по формированию экологической культуры 77
2.2 Педагогические условия деятельности учебно-производственного комбината по формированию экологической культуры 98
2.3 Результативность опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры учащихся в условиях учебно-производственного комбината 118
Заключение 136
Библиографический список литературы 141
Приложение 163
ГЛАВА I. Теоретико-методические проблемы формирования экологической культуры учащихся 11
1.1 Анализ состояния проблемы формирования экологической культуры школьников 11
1.2 Педагогический подход к содержанию и технологии формирования экологической культуры учащихся в образовательных учреждениях 34
1.3 Особенности формирования экологической культуры учащихся в условиях учебно-производственного комбината 56
ГЛАВА II. Организационные и содержательные условия деятельности учебно-производственного комбината по формированию экологической культуры 77
2.1 Организационные и содержательные условия деятельности учебно-производственного комбината по формированию экологической культуры 77
2.2 Педагогические условия деятельности учебно-производственного комбината по формированию экологической культуры 98
2.3 Результативность опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры учащихся в условиях учебно-производственного комбината 118
Заключение 136
Библиографический список литературы 141
Приложение 163
В современном, сложном, полном противоречивых тенденций мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Они угрожают самим основам цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества. Осознание школьниками экологических проблем составляет важный аспект современности. Система целенаправленного воздействия на человека по формированию чувства гражданского долга и моральной ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к природе и ее ресурсам - важнейшая мера преодоления экологической опасности.
Формирование экологической культуры подрастающего поколения осуществляется в различных социокультурных институтах - дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, вузах и других. Важную роль в формировании экологической культуры может сыграть учебно¬производственный комбинат, который является учреждением начального профессионального образования, в рамках которого осуществляется трудовая подготовка школьников. Во-первых, политехнический характер базового компонента образования в условиях учебно-производственного комбината (УПК) направлен на ознакомление школьников с основами современного производства, используя новейшие достижении науки и техники и нацелен на освоение учащимися трудовых приемов и операций, формирование умений и опыта самостоятельного и коллективного творческого труда, связанного с созданием материальных ценностей. Во-вторых, специфика организации и содержания образовательного процесса в УПК позволяет осуществлять формирование экологической культуры на междисциплинарной основе путем интеграции в различные учебные дисциплины, каждая из которых раскрывает
4
соответствующий аспект экологических проблем, или через создание специальных учебных предметов.
Проблема формирования экологической культуры школьников занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Феномен экологической культуры рассматривают Н.Н.Вересов, Л.И.Грехова, Н.С.Дежникова, А.П.Сидельковский, И.Т.Суравегина и другие исследователи. Я.И.Габаев, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Б.Г.Иоганзен, Е.Е.Письменная, И.Т.Суравегина и другие разработали принципы экологического образования средней школы.
Н.Н.Вересов С.А.Дерябо, В.А.Ясвин в своих исследованиях рассматривают психологические аспекты формирования экологической культуры. В психолого-педагогических исследованиях Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна показано, что только человек, который осознал себя частью Вселенной, психологически готов к экологически целесообразной антропогенной деятельности.
Однако, несмотря на активное внимание науки к проблеме формирования экологической культуры школьников, следует отметить, что применительно к условиям учебно-производственного комбината она рассматривается недостаточно, а потенциал такого учебного заведения в указанной работе практически не учитывается. Анализ научно-педагогической литературы по проблеме формирования экологической культуры школьников, а также изучение реального состояния экологического образования в условиях учебно¬производственного комбината позволяют выделить ряд противоречий, требующих своего разрешения:
- между общественной потребностью в формировании экологической культуры и недостаточной разработанностью условий и технологий ее формирования;
5
- между объективным наличием воспитательного потенциала в учебно-производственном комбинате, способствующего позитивному решению проблемы формирования экологической культуры школьников и отсутствием научно разработанных технологий реализации этого потенциала;
- между потребностью в изменении подходов и технологий формирования экологической культуры в условиях УПК и готовностью педагогов к их использованию в своей работе.
В этой связи возникает проблема: каковы оптимальные организационные и содержательные условия формирования экологической культуры в учебно-производственном комбинате? Указанная проблема обусловила выбор темы настоящего исследования.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс организационных и содержательных условий формирования экологической культуры школьников в учебно-производственном комбинате.
Объект исследования: экологическая культура школьников, обучающихся в учебно-производственном комбинате.
Предмет исследования: процесс формирования экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината.
Гипотеза исследования: формирование экологической культуры школьников в учебно-производственном комбинате будет осуществляться более эффективно, если:
- содержание и организация деятельности учебно-производственного комбината направлены на формирование экологической культуры путем ее интеграции в воспитательно-образовательный процесс;
- процесс формирования экологической культуры школьников проходит в трудовой деятельности преобразовательного характера, ориентированной на создание новых и эксплуатацию уже имеющихся материальных ценностей;
- педагогами активно используются нетрадиционные формы и методы
6
обучения (ролевые игры, эксперименты, профессиональные пробы, работы в условиях реального производства товаров и услуг и др.) при учете таких педагогических принципов, как многопрофильность, многоуровневость, непрерывность, дифференциация, личная ориентация, свобода выбора;
- в целенаправленный процесс формирования экологической культуры в условиях УПК активно включаются семьи учащихся.
В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние проблемы формирования экологической культуры в педагогической теории и практике деятельности учебно-производственного комбината.
2. Выявить образовательные и воспитательные возможности учебно-производственного комбината в формировании экологической культуры школьников.
3. Определить и научно обосновать оптимальные организационные и содержательные условия формирования экологической культуры учащихся в учебно-производственном комбинате.
Формирование экологической культуры подрастающего поколения осуществляется в различных социокультурных институтах - дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, вузах и других. Важную роль в формировании экологической культуры может сыграть учебно¬производственный комбинат, который является учреждением начального профессионального образования, в рамках которого осуществляется трудовая подготовка школьников. Во-первых, политехнический характер базового компонента образования в условиях учебно-производственного комбината (УПК) направлен на ознакомление школьников с основами современного производства, используя новейшие достижении науки и техники и нацелен на освоение учащимися трудовых приемов и операций, формирование умений и опыта самостоятельного и коллективного творческого труда, связанного с созданием материальных ценностей. Во-вторых, специфика организации и содержания образовательного процесса в УПК позволяет осуществлять формирование экологической культуры на междисциплинарной основе путем интеграции в различные учебные дисциплины, каждая из которых раскрывает
4
соответствующий аспект экологических проблем, или через создание специальных учебных предметов.
Проблема формирования экологической культуры школьников занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Феномен экологической культуры рассматривают Н.Н.Вересов, Л.И.Грехова, Н.С.Дежникова, А.П.Сидельковский, И.Т.Суравегина и другие исследователи. Я.И.Габаев, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Б.Г.Иоганзен, Е.Е.Письменная, И.Т.Суравегина и другие разработали принципы экологического образования средней школы.
Н.Н.Вересов С.А.Дерябо, В.А.Ясвин в своих исследованиях рассматривают психологические аспекты формирования экологической культуры. В психолого-педагогических исследованиях Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна показано, что только человек, который осознал себя частью Вселенной, психологически готов к экологически целесообразной антропогенной деятельности.
Однако, несмотря на активное внимание науки к проблеме формирования экологической культуры школьников, следует отметить, что применительно к условиям учебно-производственного комбината она рассматривается недостаточно, а потенциал такого учебного заведения в указанной работе практически не учитывается. Анализ научно-педагогической литературы по проблеме формирования экологической культуры школьников, а также изучение реального состояния экологического образования в условиях учебно¬производственного комбината позволяют выделить ряд противоречий, требующих своего разрешения:
- между общественной потребностью в формировании экологической культуры и недостаточной разработанностью условий и технологий ее формирования;
5
- между объективным наличием воспитательного потенциала в учебно-производственном комбинате, способствующего позитивному решению проблемы формирования экологической культуры школьников и отсутствием научно разработанных технологий реализации этого потенциала;
- между потребностью в изменении подходов и технологий формирования экологической культуры в условиях УПК и готовностью педагогов к их использованию в своей работе.
В этой связи возникает проблема: каковы оптимальные организационные и содержательные условия формирования экологической культуры в учебно-производственном комбинате? Указанная проблема обусловила выбор темы настоящего исследования.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс организационных и содержательных условий формирования экологической культуры школьников в учебно-производственном комбинате.
Объект исследования: экологическая культура школьников, обучающихся в учебно-производственном комбинате.
Предмет исследования: процесс формирования экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината.
Гипотеза исследования: формирование экологической культуры школьников в учебно-производственном комбинате будет осуществляться более эффективно, если:
- содержание и организация деятельности учебно-производственного комбината направлены на формирование экологической культуры путем ее интеграции в воспитательно-образовательный процесс;
- процесс формирования экологической культуры школьников проходит в трудовой деятельности преобразовательного характера, ориентированной на создание новых и эксплуатацию уже имеющихся материальных ценностей;
- педагогами активно используются нетрадиционные формы и методы
6
обучения (ролевые игры, эксперименты, профессиональные пробы, работы в условиях реального производства товаров и услуг и др.) при учете таких педагогических принципов, как многопрофильность, многоуровневость, непрерывность, дифференциация, личная ориентация, свобода выбора;
- в целенаправленный процесс формирования экологической культуры в условиях УПК активно включаются семьи учащихся.
В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние проблемы формирования экологической культуры в педагогической теории и практике деятельности учебно-производственного комбината.
2. Выявить образовательные и воспитательные возможности учебно-производственного комбината в формировании экологической культуры школьников.
3. Определить и научно обосновать оптимальные организационные и содержательные условия формирования экологической культуры учащихся в учебно-производственном комбинате.
Главная цель профессионального образования - удовлетворить потребности личности и общества в профессиональных образовательных услугах, подготовить квалифицированных специалистов, способных к высокоэффективной профессиональной деятельности. Обновление содержания начального профессионального образования открывает возможность обогащения воспитательной работы, включив в нее ориентировочную базу представлений о взаимоотношениях в системе «человек - окружающая среда».
Учебно-производственный комбинат является одним из основных социокультурных центров, где происходит реализация образовательного культурно-просветительского потенциала, адекватного потребностям общества. Экологическая культура - интегральный результат воспитываемого в учебно-производственном комбинате отношения человека к семье, обществу, природе, миру вещей и миру идей, к себе - своему здоровью, режиму труда и отдыха, к своим потребностям. Общим знаменателем всех условий формирования экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината является трудовая деятельность школьников, которая открывает широкие возможности для целенаправленного осуществления поставленных перед нами целей и задач.
Эффективность формирования экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината зависит от обеспечения ряда организационных и содержательных условий, важнейшими из которых являются: интеграция экологической культуры в содержание образовательного процесса; преобладающая роль трудовой деятельности преобразовательного характера; активное использование педагогами нетрадиционных форм и методов обучения (ролевых игр, экспериментов, профессиональных проб и др.); учет таких педагогических принципов как многопрофильность, многоуровневость, непрерывность, дифференциация,
137
личностная ориентация, свобода выбора; включенность в целенаправленный процесс формирования экологической культуры родителей учащихся.
Названные условия наиболее успешно реализуются посредством внесения изменений в содержание и организацию образовательного процесса в учебно-производственном комбинате, при этом в содержание традиционных учебных дисциплин вводятся модули экологической направленности, в учебный план вводится спецкурс «Производство и окружающая среда».
Обеспечение организационных и содержательных условий формирования экологической культуры школьников в учебно¬производственном комбинате требует изменения подходов и технологий обучения, обновления его форм и методов, а, следовательно, и целенаправленной методической работы по повышению квалификации самих педагогов. Этому способствует цикл занятий для руководителей методических объединений, преподавателей и психологов по повышению их квалификации в целях обеспечения более эффективного взаимодействия и повышения качества процесса формирования экологической культуры на основе предложенных нами научно-методических рекомендаций.
В силу этих причин мы проводили опытно-экспериментальную работу в несколько этапов на протяжении ряда лет. На первом этапе были отобраны необходимые методики, усвоена процедура их применения, формы хранения и анализа полученных результатов. В учебно-производственном комбинате была выделена группа инициативных преподавателей и мастеров производственного обучения, заданы цели-ориентиры и определен конкретный объем работы для каждого участника эксперимента. Проведение проблемных теоретических семинаров и практикумов позволило вооружить педагогов необходимыми методическими рекомендациями.
Анализ на основе единых критериев проявления экологической культуры школьников, их положительных поступков и отклонений от норм поведения, результатов учебного и общественно-полезного труда показал,
138
что поведение по отношению к окружающей среде приобрело устойчивый положительный характер и относительно высокую степень самореализации. Экологическая культура в экспериментальной группе после проведения эксперимента возросла в три раза по сравнению с исходными данными, что свидетельствует в пользу предлагаемых нами условий формирования экологической культуры, в основе которых лежит деятельность школьников в условиях учебно-производственного комбината.
Анализ проведенной нами исследовательской работы позволяет сделать следующие выводы:
1. Формирование экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината обуславливается четкостью определения места экологической культуры в системе образования как составного компонента начального профессионального образования, ориентирующего школьников на становление активной позиции в решении проблем рационального использования природных богатств, а также ее пониманием в качестве части общечеловеческой культуры, определяющей характер взаимоотношений в системе «человек - окружающая среда» в процессе создания и освоения материальных и духовных ценностей и выражающей степень ответственности человека за состояние природы и использование природных ресурсов.
2. Учебно-производственный комбинат, являющийся учреждением начального профессионального образования, в рамках которого осуществляется трудовая подготовка школьников, реально обладает значительным педагогическим потенциалом для формирования экологической культуры благодаря политехническому характеру базового компонента образования, а также специфике организации и содержания образовательного процесса, позволяющей осуществлять формирование экологической культуры на междисциплинарной основе через интеграцию учебных дисциплин или создание специальных учебных предметов.
139
3. Предложенные нами организационные и содержательные условия формирования экологической культуры в условиях учебно¬производственного комбината положительно сказывается как на уровне экологической культуры. Разработанные нами методические рекомендации по формированию экологической культуры позволяют устранить негативные элементы во взаимоотношениях школьников и окружающей среды.
4. Формирование экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината должно быть систематическим и последовательным, иметь четкий алгоритм действий в соответствии с поставленными целями и задачами.
5. Эмоциональная окраска и творческое отношение к организации благоприятно сказывается на всех этапах формирования экологической культуры. Использование в педагогических целях оценки не только дидактической, но и личностной (воспитанности, культуры личности, ее ума, морали, волевых качеств и способностей) стимулирует школьников к сознательным и активным действиям по охране и восстановлению окружающей среды. В процессе формирования экологической культуры предпочтение должно отдаваться наглядности, практической деятельности школьников в области проведения мониторинга окружающей среды (наблюдения, опыты, экскурсии).
Учебно-производственный комбинат является одним из основных социокультурных центров, где происходит реализация образовательного культурно-просветительского потенциала, адекватного потребностям общества. Экологическая культура - интегральный результат воспитываемого в учебно-производственном комбинате отношения человека к семье, обществу, природе, миру вещей и миру идей, к себе - своему здоровью, режиму труда и отдыха, к своим потребностям. Общим знаменателем всех условий формирования экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината является трудовая деятельность школьников, которая открывает широкие возможности для целенаправленного осуществления поставленных перед нами целей и задач.
Эффективность формирования экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината зависит от обеспечения ряда организационных и содержательных условий, важнейшими из которых являются: интеграция экологической культуры в содержание образовательного процесса; преобладающая роль трудовой деятельности преобразовательного характера; активное использование педагогами нетрадиционных форм и методов обучения (ролевых игр, экспериментов, профессиональных проб и др.); учет таких педагогических принципов как многопрофильность, многоуровневость, непрерывность, дифференциация,
137
личностная ориентация, свобода выбора; включенность в целенаправленный процесс формирования экологической культуры родителей учащихся.
Названные условия наиболее успешно реализуются посредством внесения изменений в содержание и организацию образовательного процесса в учебно-производственном комбинате, при этом в содержание традиционных учебных дисциплин вводятся модули экологической направленности, в учебный план вводится спецкурс «Производство и окружающая среда».
Обеспечение организационных и содержательных условий формирования экологической культуры школьников в учебно¬производственном комбинате требует изменения подходов и технологий обучения, обновления его форм и методов, а, следовательно, и целенаправленной методической работы по повышению квалификации самих педагогов. Этому способствует цикл занятий для руководителей методических объединений, преподавателей и психологов по повышению их квалификации в целях обеспечения более эффективного взаимодействия и повышения качества процесса формирования экологической культуры на основе предложенных нами научно-методических рекомендаций.
В силу этих причин мы проводили опытно-экспериментальную работу в несколько этапов на протяжении ряда лет. На первом этапе были отобраны необходимые методики, усвоена процедура их применения, формы хранения и анализа полученных результатов. В учебно-производственном комбинате была выделена группа инициативных преподавателей и мастеров производственного обучения, заданы цели-ориентиры и определен конкретный объем работы для каждого участника эксперимента. Проведение проблемных теоретических семинаров и практикумов позволило вооружить педагогов необходимыми методическими рекомендациями.
Анализ на основе единых критериев проявления экологической культуры школьников, их положительных поступков и отклонений от норм поведения, результатов учебного и общественно-полезного труда показал,
138
что поведение по отношению к окружающей среде приобрело устойчивый положительный характер и относительно высокую степень самореализации. Экологическая культура в экспериментальной группе после проведения эксперимента возросла в три раза по сравнению с исходными данными, что свидетельствует в пользу предлагаемых нами условий формирования экологической культуры, в основе которых лежит деятельность школьников в условиях учебно-производственного комбината.
Анализ проведенной нами исследовательской работы позволяет сделать следующие выводы:
1. Формирование экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината обуславливается четкостью определения места экологической культуры в системе образования как составного компонента начального профессионального образования, ориентирующего школьников на становление активной позиции в решении проблем рационального использования природных богатств, а также ее пониманием в качестве части общечеловеческой культуры, определяющей характер взаимоотношений в системе «человек - окружающая среда» в процессе создания и освоения материальных и духовных ценностей и выражающей степень ответственности человека за состояние природы и использование природных ресурсов.
2. Учебно-производственный комбинат, являющийся учреждением начального профессионального образования, в рамках которого осуществляется трудовая подготовка школьников, реально обладает значительным педагогическим потенциалом для формирования экологической культуры благодаря политехническому характеру базового компонента образования, а также специфике организации и содержания образовательного процесса, позволяющей осуществлять формирование экологической культуры на междисциплинарной основе через интеграцию учебных дисциплин или создание специальных учебных предметов.
139
3. Предложенные нами организационные и содержательные условия формирования экологической культуры в условиях учебно¬производственного комбината положительно сказывается как на уровне экологической культуры. Разработанные нами методические рекомендации по формированию экологической культуры позволяют устранить негативные элементы во взаимоотношениях школьников и окружающей среды.
4. Формирование экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината должно быть систематическим и последовательным, иметь четкий алгоритм действий в соответствии с поставленными целями и задачами.
5. Эмоциональная окраска и творческое отношение к организации благоприятно сказывается на всех этапах формирования экологической культуры. Использование в педагогических целях оценки не только дидактической, но и личностной (воспитанности, культуры личности, ее ума, морали, волевых качеств и способностей) стимулирует школьников к сознательным и активным действиям по охране и восстановлению окружающей среды. В процессе формирования экологической культуры предпочтение должно отдаваться наглядности, практической деятельности школьников в области проведения мониторинга окружающей среды (наблюдения, опыты, экскурсии).
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМБИНАТА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



