ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Теоретические основы финансового обеспечения инновационной
деятельности в контексте концепции устойчивого развития 9
1.1 Устойчивое развитие как доминантный тренд развития социально-экономических систем 9
1.2 Инновации как важнейший фактор устойчивого развития
национальной экономики 15
1.3 Методы и формы финансирования инновационной деятельности 21
2 Исследование действующего механизма финансового обеспечения
инновационной деятельности в Республике Мордовия (на материалах Министерства промышленности, науки и новых технологий РМ) 29
2.1 Комплексная оценка динамики и интенсивности развития
инновационных процессов в региональной экономике 29
2.2 Анализ финансового обеспечения инновационной деятельности в
регионе 41
2.3 Влияние инноваций и уровня их финансирования на темпы
экономического развития региона 49
3 Совершенствование механизма финансового обеспечения инновационной
деятельности в регионе 56
3.1 Расширение возможных источников финансирования инноваций -
важнейший приоритет инновационной политики региона 56
3.2 Инновационный ваучер как перспективный инструмент
финансового обеспечения инновационной деятельности 64
3.3 Рекомендации по развитию государственно-частного партнерства в
инновационной сфере 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Хронология развития инновационной инфраструктуры Республики Мордовия
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Основные подсистемы и объекты
инновационной инфраструктуры Республики Мордовия
1 Теоретические основы финансового обеспечения инновационной
деятельности в контексте концепции устойчивого развития 9
1.1 Устойчивое развитие как доминантный тренд развития социально-экономических систем 9
1.2 Инновации как важнейший фактор устойчивого развития
национальной экономики 15
1.3 Методы и формы финансирования инновационной деятельности 21
2 Исследование действующего механизма финансового обеспечения
инновационной деятельности в Республике Мордовия (на материалах Министерства промышленности, науки и новых технологий РМ) 29
2.1 Комплексная оценка динамики и интенсивности развития
инновационных процессов в региональной экономике 29
2.2 Анализ финансового обеспечения инновационной деятельности в
регионе 41
2.3 Влияние инноваций и уровня их финансирования на темпы
экономического развития региона 49
3 Совершенствование механизма финансового обеспечения инновационной
деятельности в регионе 56
3.1 Расширение возможных источников финансирования инноваций -
важнейший приоритет инновационной политики региона 56
3.2 Инновационный ваучер как перспективный инструмент
финансового обеспечения инновационной деятельности 64
3.3 Рекомендации по развитию государственно-частного партнерства в
инновационной сфере 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Хронология развития инновационной инфраструктуры Республики Мордовия
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Основные подсистемы и объекты
инновационной инфраструктуры Республики Мордовия
На протяжении многих десятилетий проблема устойчивого развития остается актуальной для мирового сообщества. Важнейшим фактором, обеспечивающим устойчивое развитие мирового хозяйства, выступают инновации. В развитых странах мира результаты инновационной деятельности составляют значительную часть прироста ВВП, а объемы инвестиций в инновационную сферу ежегодно увеличиваются. Все это свидетельствует о том, что осуществление инноваций является одним из основных национальных приоритетов для ведущих экономик мира.
Развитие инновационной деятельности как в Российской Федерации, так и в любом другом государстве, определяется формами ее организации и напрямую зависит от уровня финансирования. Переход отечественной экономики к инновационной модели экономического развития невозможен без увеличения инвестиций в инновационную сферу, затрат на исследования и разработки, а также построения эффективной национальной системы финансирования новых технологий, обеспечивающей широкое привлечение в данный сектор частного капитала.
В настоящее время становится очевидным, что уровень конкурентоспособности России, ее переход к новому качеству роста также в решающей степени зависят от прорывного научно-технологического развития регионов, что актуализирует проблему создания эффективных механизмов финансового обеспечения инновационной деятельности, которые позволили бы в условиях ограниченности финансовых ресурсов максимально полно реализовать приоритетные цели социально-экономического развития отдельного субъекта Российской Федерации.
Объектом исследования является механизм финансового обеспечения инновационной деятельности в Республике Мордовия.
Предмет исследования - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе финансового обеспечения инновационной деятельности.
Цель работы - исследование действующего механизма финансового обеспечения инновационной деятельности в регионе и разработка предложений по его совершенствованию.
Достижение поставленной цели позволило сформулировать следующие задачи:
- обоснование инноваций как важнейшего фактора устойчивого развития;
- систематизация форм и методов финансового обеспечения инновационной деятельности;
- анализ действующего механизма финансового обеспечения инновационной деятельности в Республике Мордовия;
- выработка практических рекомендаций по совершенствованию механизма финансирования инноваций.
Теоретической, методологической и информационной основой исследования послужили современные экономические теории, труды ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области инноваций, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Мордовия, а также отчетные данные и аналитические материалы министерств, органов государственной статистики
Развитие инновационной деятельности как в Российской Федерации, так и в любом другом государстве, определяется формами ее организации и напрямую зависит от уровня финансирования. Переход отечественной экономики к инновационной модели экономического развития невозможен без увеличения инвестиций в инновационную сферу, затрат на исследования и разработки, а также построения эффективной национальной системы финансирования новых технологий, обеспечивающей широкое привлечение в данный сектор частного капитала.
В настоящее время становится очевидным, что уровень конкурентоспособности России, ее переход к новому качеству роста также в решающей степени зависят от прорывного научно-технологического развития регионов, что актуализирует проблему создания эффективных механизмов финансового обеспечения инновационной деятельности, которые позволили бы в условиях ограниченности финансовых ресурсов максимально полно реализовать приоритетные цели социально-экономического развития отдельного субъекта Российской Федерации.
Объектом исследования является механизм финансового обеспечения инновационной деятельности в Республике Мордовия.
Предмет исследования - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе финансового обеспечения инновационной деятельности.
Цель работы - исследование действующего механизма финансового обеспечения инновационной деятельности в регионе и разработка предложений по его совершенствованию.
Достижение поставленной цели позволило сформулировать следующие задачи:
- обоснование инноваций как важнейшего фактора устойчивого развития;
- систематизация форм и методов финансового обеспечения инновационной деятельности;
- анализ действующего механизма финансового обеспечения инновационной деятельности в Республике Мордовия;
- выработка практических рекомендаций по совершенствованию механизма финансирования инноваций.
Теоретической, методологической и информационной основой исследования послужили современные экономические теории, труды ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области инноваций, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Мордовия, а также отчетные данные и аналитические материалы министерств, органов государственной статистики
В настоящее время инновации выступают важнейшим фактором устойчивого развития мирового хозяйства и представляют итоговый результат внедрения принципиально нового, модифицированного средства, удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий экономический, социальный, научно-технический и другие эффекты.
За счет внедрения инноваций возможно осуществить переход от экстенсивному к инновационному типу экономики. Однако преобладающая в настоящее время неолиберальная модель глобализации инноваций тормозит процесс устойчивого развития. Необходим переход к ноосферной модели, в рамках которой инновационное обновление общества будет в наибольшей мере способствовать его устойчивому развитию.
В ходе исследования был проведен анализ действующего механизма финансирования инновационной деятельности в Республике Мордовия, по результатам которого можно сделать несколько выводов.
1. Согласно рейтингу Инновационных регионов России, Мордовия является средне-сильным инноватором. В 2018 г. она вошла в Топ 26 передовых регионов Российской Федерации, занимая 13 позицию. Однако, за 2014-2018 гг. инновационная активность организации в республике сократилась с 18,3 до 14,2%. Наблюдается также снижение доли отгруженной инновационной продукции в сфере добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения газа и воды на 2,1%, а в области связи и деятельности, связанной с использованием вычислительной техники сокращение составило 0,5 п.п.
2. В 2018 г. количество созданных передовых технологий составило 7 ед. или 2,7% от всех созданных в ПФО, что сдерживает развитие собственной технологической базы и свидетельствует о хроническом заимствовании технологий. Об отставании изобретательской активности региона свидетельствует и анализ соответствующего коэффициента, значение которого в среднем за пять лет составляет 1,12 (для сравнения: среднероссийский показатель принимает значение, равное 2,49).
3. За период 2000-2018 гг. совокупный объем затрат на технологические инновации в Республике Мордовия увеличился в 13,5 раз и составил
2681,2 млн р., однако по сравнению со многими субъектами Российской Федерации современный уровень внутренних затрат на исследования и разработки является незначительным и составляет около 4% от их объема в Самарской области, 8% - в Республике Татарстан, 10% - в Калужской области. Финансирование НИОКР в республике серьезно отстает от показателей Приволжского федерального округа и России в целом. Если данные по округу в целом коррелируют со среднероссийскими показателями, то в Мордовии финансирование НИОКР в 3 раза меньше. Данные Росстата о структуре и источниках финансирования свидетельствуют о том, что основным источником финансовых затрат на научные исследования и разработки являются собственные средства предприятий: более 40% от общей суммы затрат. Вторым по значимости источником финансирования являются бюджетные средства (в среднем 27,35%).
4. В целях развития научно-технической и инновационной сферы деятельности в регионе реализуется Государственная программа научно-инновационного развития Республики Мордовия, на протяжении всего срока реализации которой наблюдается ее недофинансирование (степень исполнения расходов составляет в среднем 93,1%), что негативно отражается на росте объемов инноваций в регионе. Также наблюдается отрицательная динамика и затрат регионального бюджета на фундаментальны исследования и разработки: если в 2014 г. они составляли 2,44% от расходов бюджета, то в 2018 г. - 0,66%.
5. В результате построения эконометрической модели установлено, что уровень финансирования затрат на проведение исследований и разработок существенным образом влияет на объем ВРП Республики Мордовия. В частности, установлено, что увеличение внутренних затрат на исследования и разработки на 1 млн. р. приводит к росту объема валового регионального продукта в среднем на 204,0373 млн р.
Проведенный анализ позволил выработать практические рекомендации по совершенствованию механизма финансирования инновационной деятельности в регионе. Одним из таких предложений является расширение возможных источников финансирования за счет формирования отраслевых венчурных фондов, вовлечение в кругооборот финансирования венчурного капитала коммерческих банков, создания государством адекватной страховой и гарантийной поддержки банковских и частных венчурных фондов, а также активное использование краудфандинговых платформ, в том числе посредством создания на региональном или местном уровнях офлайн-площадок в формате выставочных либо презентационных залов, с помощью которых стало бы возможным вовлекать граждан Мордовии в инвестиционные проекты путем внесения наличных денежных средств либо безналичными перечислениями с карточек или банковских счетов.
Одним из действенных инструментов повышения инновационного спроса и стимулирования коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности является инновационный ваучер, который представляет собой ценную бумагу с гарантированным обеспечением государства, предоставляемую государственной организацией предприятиям малого и среднего бизнеса (МСП) с целью оплаты услуг поставщиков инновационных знаний. Иными словами, инновационный ваучер должен обеспечивать целевое использование средств государственного бюджета, так как при его реализации оплачивается конкретная научно-исследовательская работа или консультационная услуга.
Посредством использования инновационного ваучера целесообразно финансировать следующий перечень услуг: внедрение или модернизация технологий и продуктов, в том числе по разработке технологической и конструкторской документации, промышленному дизайну; ускоренная реализация упрощенной версии базовой функциональности продуктов, создание экспериментальных моделей и партий, тестирование продукции; разработка новой бизнес- модели; испытание новых продуктов.
В условиях ограниченности и дефицита бюджетных средств важнейшим финансовым инструментов повышения инновационной активности выступает механизм ГЧП. Актуальным вопросом в настоящее время является поиск точек роста регионального рынка ГЧП-проектов в инновационной сфере. При этом важно выделить основные сферы развития ГЧП, обладающие большей потребностью в инвестициях. При выборе той или иной сферы для реализации ГЧП следует учитывать задачи социально-экономического развития региона. В связи с этим, на наш взгляд, механизмы ГЧП в регионе целесообразно использовать для поддержания и развития таких видов операций, как проектирование, строительство, управление, сервисное обслуживание.
Немаловажными факторами дальнейшего развития ГЧП в инновационной сфере являются применяемые методы и формы его стимулирования. Именно государство формирует институциональную среду, создает правовые и организационные предпосылки процесса создания партнерств, вырабатывает стратегию и основополагающие принципы, на которых строятся партнерские отношения бизнеса с властью и обществом. На этом фоне государство может предоставлять специальным проектным компаниям налоговые льготы или каникулы. Использование таких рычагов целесообразно осуществлять выборочно, учитывая социальную значимость проектов, тип партнерских отношений, особенности отрасли и другие факторы.
Таким образом, предложенные в работе рекомендации будут способствовать повышению инновационной активности хозяйствующих субъектов в регионе
За счет внедрения инноваций возможно осуществить переход от экстенсивному к инновационному типу экономики. Однако преобладающая в настоящее время неолиберальная модель глобализации инноваций тормозит процесс устойчивого развития. Необходим переход к ноосферной модели, в рамках которой инновационное обновление общества будет в наибольшей мере способствовать его устойчивому развитию.
В ходе исследования был проведен анализ действующего механизма финансирования инновационной деятельности в Республике Мордовия, по результатам которого можно сделать несколько выводов.
1. Согласно рейтингу Инновационных регионов России, Мордовия является средне-сильным инноватором. В 2018 г. она вошла в Топ 26 передовых регионов Российской Федерации, занимая 13 позицию. Однако, за 2014-2018 гг. инновационная активность организации в республике сократилась с 18,3 до 14,2%. Наблюдается также снижение доли отгруженной инновационной продукции в сфере добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения газа и воды на 2,1%, а в области связи и деятельности, связанной с использованием вычислительной техники сокращение составило 0,5 п.п.
2. В 2018 г. количество созданных передовых технологий составило 7 ед. или 2,7% от всех созданных в ПФО, что сдерживает развитие собственной технологической базы и свидетельствует о хроническом заимствовании технологий. Об отставании изобретательской активности региона свидетельствует и анализ соответствующего коэффициента, значение которого в среднем за пять лет составляет 1,12 (для сравнения: среднероссийский показатель принимает значение, равное 2,49).
3. За период 2000-2018 гг. совокупный объем затрат на технологические инновации в Республике Мордовия увеличился в 13,5 раз и составил
2681,2 млн р., однако по сравнению со многими субъектами Российской Федерации современный уровень внутренних затрат на исследования и разработки является незначительным и составляет около 4% от их объема в Самарской области, 8% - в Республике Татарстан, 10% - в Калужской области. Финансирование НИОКР в республике серьезно отстает от показателей Приволжского федерального округа и России в целом. Если данные по округу в целом коррелируют со среднероссийскими показателями, то в Мордовии финансирование НИОКР в 3 раза меньше. Данные Росстата о структуре и источниках финансирования свидетельствуют о том, что основным источником финансовых затрат на научные исследования и разработки являются собственные средства предприятий: более 40% от общей суммы затрат. Вторым по значимости источником финансирования являются бюджетные средства (в среднем 27,35%).
4. В целях развития научно-технической и инновационной сферы деятельности в регионе реализуется Государственная программа научно-инновационного развития Республики Мордовия, на протяжении всего срока реализации которой наблюдается ее недофинансирование (степень исполнения расходов составляет в среднем 93,1%), что негативно отражается на росте объемов инноваций в регионе. Также наблюдается отрицательная динамика и затрат регионального бюджета на фундаментальны исследования и разработки: если в 2014 г. они составляли 2,44% от расходов бюджета, то в 2018 г. - 0,66%.
5. В результате построения эконометрической модели установлено, что уровень финансирования затрат на проведение исследований и разработок существенным образом влияет на объем ВРП Республики Мордовия. В частности, установлено, что увеличение внутренних затрат на исследования и разработки на 1 млн. р. приводит к росту объема валового регионального продукта в среднем на 204,0373 млн р.
Проведенный анализ позволил выработать практические рекомендации по совершенствованию механизма финансирования инновационной деятельности в регионе. Одним из таких предложений является расширение возможных источников финансирования за счет формирования отраслевых венчурных фондов, вовлечение в кругооборот финансирования венчурного капитала коммерческих банков, создания государством адекватной страховой и гарантийной поддержки банковских и частных венчурных фондов, а также активное использование краудфандинговых платформ, в том числе посредством создания на региональном или местном уровнях офлайн-площадок в формате выставочных либо презентационных залов, с помощью которых стало бы возможным вовлекать граждан Мордовии в инвестиционные проекты путем внесения наличных денежных средств либо безналичными перечислениями с карточек или банковских счетов.
Одним из действенных инструментов повышения инновационного спроса и стимулирования коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности является инновационный ваучер, который представляет собой ценную бумагу с гарантированным обеспечением государства, предоставляемую государственной организацией предприятиям малого и среднего бизнеса (МСП) с целью оплаты услуг поставщиков инновационных знаний. Иными словами, инновационный ваучер должен обеспечивать целевое использование средств государственного бюджета, так как при его реализации оплачивается конкретная научно-исследовательская работа или консультационная услуга.
Посредством использования инновационного ваучера целесообразно финансировать следующий перечень услуг: внедрение или модернизация технологий и продуктов, в том числе по разработке технологической и конструкторской документации, промышленному дизайну; ускоренная реализация упрощенной версии базовой функциональности продуктов, создание экспериментальных моделей и партий, тестирование продукции; разработка новой бизнес- модели; испытание новых продуктов.
В условиях ограниченности и дефицита бюджетных средств важнейшим финансовым инструментов повышения инновационной активности выступает механизм ГЧП. Актуальным вопросом в настоящее время является поиск точек роста регионального рынка ГЧП-проектов в инновационной сфере. При этом важно выделить основные сферы развития ГЧП, обладающие большей потребностью в инвестициях. При выборе той или иной сферы для реализации ГЧП следует учитывать задачи социально-экономического развития региона. В связи с этим, на наш взгляд, механизмы ГЧП в регионе целесообразно использовать для поддержания и развития таких видов операций, как проектирование, строительство, управление, сервисное обслуживание.
Немаловажными факторами дальнейшего развития ГЧП в инновационной сфере являются применяемые методы и формы его стимулирования. Именно государство формирует институциональную среду, создает правовые и организационные предпосылки процесса создания партнерств, вырабатывает стратегию и основополагающие принципы, на которых строятся партнерские отношения бизнеса с властью и обществом. На этом фоне государство может предоставлять специальным проектным компаниям налоговые льготы или каникулы. Использование таких рычагов целесообразно осуществлять выборочно, учитывая социальную значимость проектов, тип партнерских отношений, особенности отрасли и другие факторы.
Таким образом, предложенные в работе рекомендации будут способствовать повышению инновационной активности хозяйствующих субъектов в регионе
Подобные работы
- КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ЕЁ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Цели устойчивого развития: институциональные рамки и международное сотрудничество
Курсовые работы, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Реализация концепции устойчивого развития строительных организаций для обеспечения их экономической безопасности
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2021 - Взаимодействие государства и транснационального бизнеса в
реализации Целей устойчивого развития
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование управления устойчивым развитием организации на основе комплексной оценки ее деятельности (Российский биотехнологический университет)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2024 - Управление развитием инновационной инфраструктуры региона (на примере
Красноярского края)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА ПУТЁМ ВНЕДРЕНИЯ НАИЛУЧШИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование и пути развития банковских экосистем
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2023



