Введение 3
Глава 1. Основные характеристики Government relations в КНР 6
1.1. Эволюция взаимодействия бизнес-структур с органами государственной
власти в КНР 6
1.2. Особенности отношений государственной власти и частных компаний в КНР
Вывод к главе 1 24
Глава 2. Основные направления GR-стратегий в КНР 27
2.1. Содержание основных GR-стратегий в КНР 27
2.2. GR-стратегий в современной Интернет-сфере в КНР 45
Вывод к главе 2 59
Глава 3. Анализ опыта использования GR-стратегий частными IT-компаниями в
КНР 61
3.1. Использование GR-стратегий в рамках проекта “электронное правительство”
3.2. Анализ опыта использования GR-стратегий в IT-компании в Китае 69
Вывод к главе 3 84
Заключение 86
Список литературы 88
Приложение 1 95
Приложение 2
На фоне политической и экономической обстановки в китайском обществе “связи с общественностью” начинают играть значимую роль. Это особенно касается политических связей: частные компании, не имеющие связей с органами государственной власти, с большим трудом получают ресурсы и развивают свой бизнес.
По сравнению с государственными предприятиями, частным компаниям недостаточно иметь “естественные” связи с правительством, им необходимо сделать “Government relations” приоритетными. Поэтому GR-деятельность и GR-технологии играют неоценимую роль в существовании и развитии компании, а также дают преимущества в конкурировании на рынке.
За последние 30 лет в КНР появились несколько частных IT-компаний, налаживающих близкие связи и тесно взаимодействующих с органами государственной власти. Эти частные IT-компании приносят большую прибыль и развиваются быстро с помощью органов государственной власти. Нет ни политических скандалов, ни коррупции. К компаниям такого рода относятся Alibaba Group, Inspur, Tecent и другие.
Мы не беремся утверждать, что все китайские IT-компании умеют налаживать связи с органами государственной власти, тем не менее руководство компаний отдает себе отчет, насколько они важны для развития предприятия . К сожалению, у многих компаний нет пока разработанных эффективных методов взаимодействия с властями.
GR-деятельность существует давно и достаточно популярна в КНР, тем не менее, теоретического материала и специальных исследований по GR пока очень мало. Связи с органами государственной власти - актуальный предмет научно-практического исследования, поскольку их анализ дает представление, как частные компании устанавливают и регулируют отношения с органами государственной власти, чтобы выживать и развиваться.
GR осуществляются с целью оказания влияния на решения властей, получения паблисити, сопровождения участия компании в государственных тендерах. Для китайской частной IT-компании это направление становится важным инструментом продвижения. Всем этим и обуславливается актуальность темы.
Анализ использования GR в частной компании, результатов этой работы помогают получить информацию о политической и рыночной ситуации в КНР. Кроме того, такой анализ предоставляет возможность частным компаниям выбирать наиболее эффективные GR-технологии, тем самым способствуя усилению конкурентоспособности.
Объектом работы является система отношений частных компаний с органами государственной власти в КНР.
Предметом диссертации выступают GR-технологии как эффективные средства взаимодействия частной IT-компании с органами государственной власти в КНР.
Целью данной работы является исследование особенностей применения GR-стратегий китайскими IT-компаниями.
В связи с поставленной целью обозначены задачи исследования:
- выделить основные этапы взаимодействия бизнес-структур с органами государственной власти в КНР;
- определить основные особенности GR-деятельности в КНР;
- обобщить использование GR-стратегий китайскими частными IT-компаниями;
- проанализировать тенденции развития GR в IT-бизнесе в КНР.
Для достижения цели работы были использованы следующие методы: анализ научной литературы, анализ документов, мониторинг СМИ, экспертное интервью.
Эмпирическая база работы: автор опирался на аналитические разработки, литературные источники, публикации в печати и информационные материалы в СМИ, а также материалы экспертных интервью с 3 китайскими GR-менеджерами, работающими в интернет-компаниях в КНР.
Теоретическая база: Работы В.А. Ачкасовой, И.Е Минтусов, О.Г. Филатовой, Л.Б. Иловайской, Я.Б. Кузнецов, И.Н.Алехин, В.И.Быкова, Л.Н. Гааленской, Л.В. Сморгунова, Ф. Б Нестеренко, Mack C., Ж#^(Чжан Сянцзянь), ^Д(Го Лань), Ж^(Пань Ши), Ж@Ж(Дай Юаньчэнь), China International Public Relations Association (Китайской международной ассоциации по связям с общественностью).
Благодаря экономической реформе и политике открытости - тенденции, которая в течение тридцати лет доминирует в политической стратегии КНР, Китай стал значимым участником мировых отношений. За эти годы частный сектор не только играет важную роль в экономической сфере, но становится более значимым в сфере политических отношений.
Учитывая структурный контекст Китая, органы государственной власти всегда имеют значительное влияние на политику и экономику. Политика и бизнес не могут развиваться отдельно, поэтому связи бизнеса с властью существуют давно в политической практике Китая.
Тем не менее, история развития GR является в Китае непродолжительной, и теоретического материала и специальных исследований по GR немного. В настоящее время юридические рамки системы взаимодействия бизнеса и власти находятся в стадии разработки.
Проблемы взаимодействия бизнеса с властью обостряются, когда государственные органы начинают чрезмерно вмешиваться в оперативное управление частных компаний, отсюда органы государственной власти и бизнес-элита Китая нуждаются в диалоге, и, соответственно, возникает необходимость налаживать взаимодействие органов государственной власти и бизнеса. И одновременно, верное использование GR-технологий во многом может определять успешное развитие частных компаний.
В данной работе мы проанализировали GR-деятельность нескольких китайских частных IT-компаний, которые умело применяют GR-методы, чтобы создать здоровые политические связи с органами государственной власти.
Заметим, что GR-специалисты в этих компаниях не только эффективно применяют ключевые способы - прямое взаимодействие с представителями государственной власти; воздействие на лиц, принимающих решения через экспертное сообщество; поддержка политической деятельности; активное развитие КСО; использование СМИ; владение интернет-технологиями и т.д., но и активно ищут перспективные пути развития GR в соответствии с реальными условиями Китая.
В итоге продуктивные связи помогают построить хорошую внешнюю среду и представить ответственные ресурсы. Положительные, прочные отношения частной IT-компаний с органами государственной власти являются символом и ориентиром для общества, помогают привлечь внимание различных аудиторий и повысить своею репутацию. Подобные условия создают для развития GR в Китае многообещающие перспективы.
1. Ачкасова В.А. Лоббирование и GR: точки профессионального пересечения. //
Формирование системы цивилизованного лоббизма в России: GR и проблемы
эффективности взаимоотношения общества и власти/ под ред.В.И.Быкова, Л.Н. Гааленской, Л.В. Сморгунова. СПБ.: СКФ<<Россия-Нева>>, 2006. С.106)Зарцалам, 2003.
2. Балуев.Д.Г., Новоселов А,А. Роль «новых СМИ» в современных политических процессах, Нижегородсткий государственный университет, Нижний Новгород,2012. С.40
3. Добрынин Н.М. Теория и практика государственного управления, Новосибирск: наука, 2010
4. Иловайская Л.Б. Особенности развития связей с общественностью в КНР// Вестн. Волгогр. гос. ун-та, Сер.7, Филос. Социология и социальные технологии, 2011 №1(13) С157
5. В.И.Добреньков, Ф.И.Кравченко методы социологического исследования, Московсеий государственный университет имени М.и. Ломоносова, Москва, 2004 С. 488
6. Иванова В. А Корпоративная социальная ответственность в азиатских странах. //Транспортное дело России, №.9 2010
7. Кузнецов И. Н. Бизнес-этика. М.: Дашков и К., 2007.
8. Нестеренко, Ф. Б. [и др.] Журналистика. Реклама. Паблик Рилейшнз. Лугат. Маълумотнома (1700 та атама).
9. Ньюсом Д., Терк Дж., Крукеберг Д. Указ. С. 182.
10. Усов, Ю.Н. Дэн Сяопин и его время/Б.НЮУсов М.: Стилсервис, 2009-842 С.67
11. Ачкасова В.А., Володина Л.В. (ред.) Связи с общественностью как социальная инженерия СПб.: Речь, 2005. С.246
12. GR и лоббизм: теория и технологии / Под редакцией.Ачкасовой В.А,.Минтусова И.Е, ФилатовойО.Г. М.: Юрайт ,2015.
13. Mack C. Business, Politics, and the Practice of Government Relations. Quorum Books. London 1997 (Маск С. Бизнес политика и практика связи с общественностью в политике. Кворум Книги. Лондон. 1997 )
14. David Bray Social Space and Governance in Urban China. Stanford University Press, 2005, С. 3. (Дэвид брей Социальное пространство и управление в городах Китая. Стэнфорд Универстетская издания 2005. С 3 )
15. Третьяков А. «Экспертный совет будет способствовать повышению эффективности принимаемых властью решений»// Красный север. Газета Вологодская области. №242 (27 022) , 24 декабря 2012
16. ЖЖ ЖВЖж^МШЯЖ. АЖ. WWfcB'A^ 2005. C. 148-149 (Па ши Первоначальное частное накопление капитала в КНР Пекин. Цинхуаскиое университеское издательство, 2005, С 148-149)
17. + ж AW¥sm^TSWfflKtws7AM[j].w#w^>2004ЖЖЭД жиж Ж14АВ( Дай Юаньчэнь Развитие китайского частного экономического сектора под руководствам теорией Дэн Сяопина. Реформы экономического системы. Академия общественных наук Китая, №4 ) 2004
18. МЖ Щ1ЖЮМ ЖЖ, ЖЖАЖЖЖА 1994 (4) С. 38-42 (Ян Дишэнь от плановой экономики к рыночной. Пекин, Хунанское народное издательство 1994(4) C.38-42)
19. ЖАЖ ШМИААММ. «ШМАРАМ» 2007, 27(12):49-50(Цинь Яцинь Автономия самоуправления у местных органах государственной власти в Китае, Хубэйская радиовещательная университетская газета, 2007, Сер.27 №12 С.49-50
20. Ж^УЛ М^ЖАЙЖ^АААЖ[J] ^ЙЙ#, 1988 (11) (Хуан Шуей Со Синхуа агенство до PR-компании GlobalZ/Журналистики. 1988 Сер. 11 )
21. WW ААЙАЙММШМЖД] «ЖЖАААШШ», 1996 (2): 106-109 (Го жисян Положение китайских древних бизнесмен// Юридическое изложение в Нанькинском университете, Нанькин, 1996, Сер.2 С.106-109)
22. ЭДЙЙ НЖААЖАЖЙЙАЖ. АААА А + 08.2012 (Ху Щицянь Изучение
отношения между переоформляющем государством и социацией. университетская газета Янь Биань, 2012 №45 С.86-92 )
23. ЖАЖ ддайжжй: “жйжаж^жж” ФАЖЖААМЖАШО -82+ (жи 102Ж12Я) 1-53, AAWABAAAWAA (Ли Датя Вначале государство ограничивало торговлю, а теперь перешли процессу стимурирования : “ исследование философии и политики”. Центральный исследовательный институт новой истории Сер. 82, История №1 С. 4)
24. ВАЖ а^МЖЙМАЖЙМР] ^AWA, 2000 (6): 5-28 (Чэнь Жиюн
Связи с налогообложения с системой расходов местных органов государсвтенной власти// Исследование налогообложения, 2000 Сер.6 С.5-28)
25. AM “+М”ЖМЖЙШ04ШШМИМА, 2010 (16): 20-21 (Цзян Хундэйв
период двенадцатой пятилетки, новые особенности электронного управления//Китайская информационность 2010 Сер.16 С 20-21)
26. ^ЖЖ ЙЖАЖЖЖЖАЖЖДЖ//ЖЖЖЖ 2007 (28) : 49-151 (Лян Чуэньшэн GR и борьба с корупцией и разложением//Экзамен еженедельник 2007 Сер. 28 С.49-151 )
27. ДДЖжЖ«Ж1Ж1, ДДЖЖЖЖжЖЖЙЕ»>Ж»»ЖА, 2008 (Группа исследования китайских частных предприятии седьмой отчёт выборочного исследования общенациональной частной компании, 2008
28. “МЖЖЖЖЕ»’ ЖГ1Ш»»»ХЖЖШЖ5£ ГЖ<Ж»ИЖЖ^ Д'ЖЖДЖЖЖ^Л^Ж (ШЖ), ЛК0Ж, 14.06.1966 (Жэньминь Жибао “Движение “прервать хвост капитализма”, осуществляющий социалистическую индустриализацию страны, провести социалистические прообраз// Газета народа. 1966. 14 июня . 1966
29. #Ж# ЙЖЖЖЖЖЖЖЖЖ^ЖЖ. ДДЖЖ. ЖЖ 2005 ЖбЖ (Лин Хуэйчунь GR решает существование и развитие компании. Международная связи с общественностью. Пекин 2005 №6 )
30. »га ЖЖЖМШ»ж-ЖДЖЕЕЖЖ»//ЙМГЖ« 2014 (5): 9-9 (Пи Сянян
Новая сила социальной СМИ, напримере IT-компании Alibaba// радиотелевидение на западе Китае, №5 Сер.9 С.9)
31. «Ж'ЖЖ >Д> ЖЖдаЖЖЙ#Ж^Ш®2007ЖЖДЖЕЕ»Ж»Ж» ДЖЕЕ Ж Ж 2007 (Alibaba Group Отчет о «создании открытой, совместной и процветающей электронной коммерции». 2007)
32. ЖЖ44ЙШЖ1Х 2015ЖШЖЖХ^ЖШЖЖА. Ж^Н 2015 (Научно-исследовательский институт именно Tecent Исследование данных на платформе Wechat в 2015г. Tecent, Шеньчжэнь , 2015)
33. ^Ж ^Ж2015 ДДЖЖМ^Ш^ЖА ЖЖ, 2015 (Kantar Доклада развития социальной медиа в Китае в 2015 году, Пекин, 2015)
34. ДДЖЖЖЖ+Ж»Ж^ЖЖЖИЖЖ#ЖЖ ДДДЖМЖЖЖЙШа^ЖМЖЙШ
Ж . ЖЖ 2004.09.19 ( Постановление на 4-м пленуме центрального комитета
коммунистической партии Китая 16-го созыва, «Постановлению ЦК КПК по вопросам усилия способности руководства и управления» дата обращения: 19.09.2004
Электронные ресурсы:
1. Владимир Скосырев Китайские чиновники уходят в частный сектор// Независимая
http://www.ng.ru/world/2015-04-07/7_china.html дата обращения: 07.04.2015 )
2. Почему в Китае запрещают все иностранные онлайн-издания//LENTA.ru Интернет и
СМИ// UCL:https://lenta.ru/articles/2016/02/20/chinacloseinternet/ дата обращения: 20.20.216
3. Василий Кашинэксперт Китайская перестройка: куда ведет страну новое руководство// FORBES UCL: http://www.forbes.ru/mneniya-column/mir/247188-kitaiskaya-perestroika-kuda-vedet-stranu-novoe-rukovodstvo дата обращения: 13.11.2013
4. Теория Китая : Некоторые проблемы углубления реформ экономической системы, Ли Кэцян Журнал "Цюши", UCL: http://ru.theorychina.org/xsqy_2477/201406/t20140603_308111.shtml дата обращения: 09.2014
5. В пройдет 2-я Всемирная интернет-конференция// ЭКД сайт UCL:
http://ekd.me/2015/12/internet-conference-2/ дата обращения: 11.12.2015
6. Анна Кутелева Благотворительность в Китае: поиски гармонии //MAGAZETA.COMhttp://magazeta.com/2013/02/charity/ дата обращения: 18.02.2013
7. Алехин Алексей Викторович «Корпоративная социальная ответственность в Китае» Московский государственный университет им. Ломоносова// LOMONOSOV-MSU.RU UCL: http://lomonosov-msu.rU/archive/Lomonosov_2007/03/x-aleksey@rambler.ru.doc.pdf
8. Виды социальных сетей: классификация и представители// DARKSITEOFMARKETING.COM, UCL: http://darksiteofmarketing.com/stati/vidy-socialnyh-setei-klassifikacija-i-predstaviteli.html
9. SCS GROUP WeChat как инструмент маркетинга в: 3 важных момента, которые нужно знать//SCSG.RUUCL: http://www.scsg.ru/ru/blog/wechat-i-marketing-3-vazhnykh-momenta-kotorye-nuzhno-znat-/дата обращения: 17.02.2016
10. Дарья Луганская, Полина Русяева Основатель Alibaba Джек Ма—РБК: «Я не получал
зарплату 12 летУ/RBC.RU UCL:
http://www.rbc.ru/interview/technology_and_media/22/06/2015/5586d2689a79470867c77e32дата обращения: 22.05.2015
11. Цюе Цзихун Социальные реформы и система управления в
Китае//RU.THEORYCHINA.ORG Теория Китае
http://ru.theorychina.org/xsqy_2477/201209/t20120925_234957.shtml дата обращения:
25.09.2012
12. Официальный сайт Мировая Интернет-конференция:http://www.wicwuzhen.cn/
13. Portal to China launched in iTunes App Store by North Head// NORTHHEADCOMMS.COMhttp://www.northheadcomms.com/plus/view.php?aid=172 21.07.2014 (GR-консалтинговая компания “Северая глава” развивает новую программу “Окно Китая” на онлайн проограммы-магазинеiTunes App дата обращения: 21.07.2014 )
14. MICHAEL FORSY Chinese Businessman Linked to Corruption Scandals Dies in Prison// THE
NEWYORKTIMES UCL:
http://www.nytimes.com/2015/12/07/world/asia/china-xu-ming-dies-prison.html?_r=0 DEC. 6, 2015(Майкл Форси Китайский бизнесмен связно с коррупции и умел в тюрьме, дата обращения: 06.12.2015)
15. Еmarketer report “Share of Average time spent per day with major media by adults in China
2011-2015” //EMARKETER UCL:
http://www.emarketer.com/Article/Digital-Accounts-Over-50-of-Time-Spent-with-Media-China/1012618 (Emarketer Исследование про ежедневно китайские взрослые пользователи
тратили средное количество на все виды СМИ в течение 2011-2015 дата обращения: дата общения: 17.06.2015)
16. Emarketer report “Average time spent per day with major media by adults in China 2011-2015” //
//EMARKETER UCL:
http://www.emarketer.com/Article/Digital-Accounts-Over-50-of-Time-Spent-with-Media-China/1012618 ((Emarketer Среднее время потрачиное за день на использование оставных видов СМИ китайякими взросрыми пользователями дата обращения: 17.06.2015)
17. ЖВЖЖЖЖШЖ BBXX^^^MB^//CHINAPR.COM.CN: ЖЖ15.11.2012 UCL: http://www.chinapr.com.cn/templates/T_Second/index.aspx?nodeid=23&page=ContentPage&contentid=868 (История развитии PR в КНР, Китайская Международная Ассоциация по связям с общественностью дата обращения: 15.11.2012)
18. S ® Ж Д М >t Ж > ЖЖ Ж Й Ж Ж Ж Ж Ж // Й / й 27.08.2013 UCL :
http://news.xinhuanet.com/legal/2013-08/27/c_117117320_2.htm (Документальная истина. Бо
Силая брал взятки, коррупции и злоупотрубление властью//XINHUANET.COM дата обращения: 27.08.2013)
19. ЖЖЛЖЖПВВЖХЙ«<1ЖЖЙЖЖЯ«2014ЖТЖЖЙ#ЖЖЙИОПЖЙО^ ЖЯ» ЖЖ23.01.2015 (Отделение интернет-ревизии SAIC «Результаты проверки направленности интернет-товаров во второе полугодие 2014 года», Пекин 23.01.2015)
20. W В ^f M^t I , 3 S ^ О М ? // I Й I ^ , 01.05.2016 UCL:
http://guanpeng.baijia.baidu.com/article/433440(Дуань Пэн: война с подделками очень трудно, как Джек Ма решит эту проблему?//BAШA.BAIDU.COM дата обращения: 01.05.2016)
21. ЖШВЖЖЖЙ^Ж®//^^Ш0Ж 04.21.2016 (IT-Компания Tecent и IT-Компания
Alibaba будут жестко конкуренровать на рынке “электронного правительство//Уоллстрит ежедневная газета дата обращения: 04.21.2016)
22. ЖВЖ М2ООШ “ Ж^ЖЖЖ ”// АКй ,2005 Ж 12 Я 29 0 UCL : http://edu.people.com.cn/GB/1055/3983955.html(Ма Госуань Почему хозяйство частных компаний хотят поступить в партийной mKone?//EDU.PEOPLE.COMЖинмин интернет дата обращения: 29.12.2005)
23. МЖ^ ^Й^ЖЖ5Ф4ЯТЖМЖХЖЖЯ,//ЖЙЖ, 2015.03.15 (Лю Хунбо За чем бывшая заместитель директора бюро Государственного комитета по национальному развитию и реформам?//Газета Китайских купцов, 15.03.2015)
24. Ш М X ^ а Ж “ Ж X X Й Ж Ж ” 2015 UCL :
http://s.weibo.com/apps/%25E6%25B7%2598%25E5%25AE%259D%2B%25E5%25B7%25A5 %25E5%2595%2586%25E6%2580%25BB%25E5%25B1%2580&page_interest=weihuati_zhuc hi (Хэштэги дисскусии в социальной сети Weibo “Alibaba SAIC” дата обращения: 2015)
25. ^Ш^й ЖХ“Ж: №±^X^HXW/SINA.COMЖЖ 29.01 2015 UCL: http://tech.sina.com.Cn/i/2015-01-29/doc-iawzunex9513812.shtml (Sina tech Борьба Taobao c SAIC: интернет-пользователи поддерживают Taobao более чем упраллeнии//SINA.COM Пекин дата обращения: 29.01.2015)
26. ЖЖЖ ,»ХВЖЖЖЙЖ®ИШЛФИЖ“ЖЖЖЖЖЖЖШ№: ВЖЙ^Ж&Ж
ЖШЖЖ”, 2001 (Чжан Жоюань шесть проблемы о реформе госпредприятия, самит
эксперты: научный симпозиум о реформе госпредприятия, 2001)
27. «2014-2018ЖФихха#жж%^шш^жтшшт>ФВЙЖЖМИ ЖЖ
2014 (Китайская промышленно-информационный сайт Отчет 2014 - 2018 гг. по
результатам исследования анализа рынка электронного управления Китая, а также тенденции его развития . Пекин 2014)
28. М^ИМШШтВД ОМШЖ 2014(5): 8-8 (“Alibaba Cloud
Company” взаимодействует с “Inspur”, совокупно усилят развитие на“облачных услуг”, информациооная технология и информатизации, 2004 Сер.5 №.8 С.8)
29. ЖВДХ ВЖйЖЖХХ^#//21JINGJI.COM21 ЙХ^^ЖЖ ЖЖ 27.05.2015 UCL:
http://epaper.21jingji.com/html/2015-05/27/content_9805.htm (Хуа Минфэй “Alibaba Cloud Company” старается развивать бизнес на отрасле “электронного
управления”//21ЛКОЛ.СОМ 21века-экономическое обращения. дата обращения:
27.05.2015))
30. ХЖЖ ,»ЖВЖЖЖЙЖ®ИШЛФИЖ“ЖЖЖЖЖЖЖШ№: ВЖЙ^Ж&Ж
ЖШЖЖ”, 2001 (Чжан Жоюань шесть проблемы о реформе госпредприятия, самит
эксперты: научный симпозиум о реформе госпредприятия, 2001)
31. ШЖ^, ЖЖЖ В/^Ж: ЖЖЖЙМ#ШВЖХ//Ой ЖЖ, 8я 8 0 UCL:
http://news.xinhuanet.com/politics/2014-08/08/c_1112002328.htm (Суы цинсинь, Ли
Жихуэйкитайская государственная цифровая кафедра: всемерно распространять использования официальных аккаунтов на платформе Wechat//XINHUA.NETСиньХуа интернет дата обращения: 08.08.2014)
32. »f« ООЙ^^ШО: ЖЖШт«М6Л//« 02.03.2015 UCL:
http://tech.sina.com.en/i/2015-03-02/doc-iavxeafs1420423.shtml ( TECHSINA депутаты из
высокотехнологической отрасли в ВСНП и НПКСК: количество депутатов является шести/ZSINA.CQM Пекин, дата обращения: 02.03.2015)
33. ООЮМЙ: OOOOJOO//ЛКЙ 05.03.2015
UCL:http://it.people.com.cn/n/2015/0305/c1009-26642095.html (председатель правления
IT-компании “Inspur” СуньПэйшу : «Правительстве нужно открыть социальные
данныеХ/PEQPLE.CQM, Жиньмин интернет, дата общения: 05.03.2015)
34. Ф И^ЖЖЖЖЛ^ШЙ 8 Ж О^ДО // й^й ЖЖ 11.10.2015
http://news.xinhuanet.com/fortune/2005-10/11/content_3603697.htm ( эксперты комитета
развития и реформа объяснил, почему в КНР поляризация бедности и богатства//ХГ№НиА.ЫЕТ Пекин дата обращения: 11.10.2015)
35. ИЖЕЕ (ФД) «жмж^ шши1ОШ1/мтя1йй а
Ж 11.11.2011 UCL : http://zjnews.zjol.com.cn/system/2011/11/11/017990549.shtml
(Партийная организация Alibaba: Помощь члены КПК Станут самыми отличными рабочими в Компании//ZJNEWS.ZIQL.CQM дата обращения: 11.11.2011)
36. // 06.2009
http://tech.qq.com/a/20090602/000037.htm (Генерал-директор Alipay Шао Сяофэн : В любое время компания Alibaba может подарить свой бизнес “Alipay” государстве//QQ.CQM дата обращения: 01.06.2009)
37. ЖЖ ЖЖЖШЖ^ЖХ^//ЖЙ, 2012 (5:) 108 (Ху Синь Модель и меры Alibaba
озраны среды//Чжэцзя дейлиский бизнесмен, 2012 №.5 С.108 )