Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ландшафты высокого плато Приволжской возвышенности: морфологическая структура, экология и их изучение в школе

Работа №75601

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
150
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Ландшафтоведение и устойчивое развитие регионов 6
1.1. Ландшафт как объект географических исследований 6
1.2. Ландшафтно-экологические исследования 10
1.3. Иерархия геосистем и морфологическая структура ландшафтов 21
2. Ландшафты высокого плато Приволжской возвышенности 24
2.1. Факторы формирования ландшафтов Приволжской возвышенности ... 24
2.2. Морфологическая структура ландшафтов высокого плато Приволжской
возвышенности 27
2.3. Ландшафтно-экологические исследования на ключевом участке 30
2.4. Геоэкологические процессы и охрана ландшафтов 40
3. Геоэкологические исследования высокого плато Приволжской
возвышенности в рамках научно-исследовательской деятельности школьников 44
Заключение 54
Список использованных источников

В преподавании географии научно-исследовательская деятельность - одно из основных средств осуществления воспитывающего обучения. Особенную ценность имеют работы, связанные с изучением родного края, которые помогают формированию географических и экологических понятий. Материал о природе, полезных ископаемых, особенностях рельефа родного края может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках или внеклассных мероприятиях по географии.
Основной проблемой географического образования является разрыв между теоретическими знаниями и их практическим воплощением. Школьники изучают огромную массу понятий, но на практике сталкиваются лишь с 20-30% изучаемого материала. Обучающиеся, изучая учебный материал, знакомятся с географическими моделями, процессами и явлениями, но крайне редко сталкиваются с ними в жизни. В связи с этим, научно-исследовательская деятельность, направленная на изучение ландшафтов своего края является наиболее актуальной.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать подходы к организации научно-исследовательской деятельности школьников по геоэкологической оценке ландшафтов своего края на примере высокого плато Приволжской возвышенности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) познакомиться с теоретическими и методическими основами ландшафтно-экологических исследований;
2) дать оценку экологического состояния ландшафтов высокого плато в пределах Пензенской области;
3) разработать методику научно-исследовательской деятельности по геоэкологическим исследованиям своего края.
Объектом исследований выпускной квалификационной работы являются ландшафты высокого плато Приволжской возвышенности в пределах Пензенской области.
Предметом исследований являются методические подходы к оценке экологического состояния ландшафтов высокого плато Приволжской возвышенности в пределах Пензенской области.
В процессе научно-исследовательской деятельности школьников широта вопросов, которые могут быть рассмотрены, очень велика. Прежде всего, это характеристика местных физико-географических объектов (рек, озер, растительных сообществ) и изменений, происходящих под воздействием на них хозяйственной деятельности населения. Редко встречаются научно-исследовательские работы, связанные с составлением тематических карт, а такие разработки не только имеют научное, краеведческое значение, но и могут значительно пополнить картографические возможности преподавания географии своей местности.
Масштабные результаты могут быть получены при использовании в школьных научных работах возможностей современных ГИС - технологий и результатов дистанционного зондирования поверхности Земли (ДЗЗ), которые стали доступны пользователям благодаря Интернету. Современные компьютерные программы и геопорталы позволяют совмещать космические снимки с тематическими картами и строить ландшафтные и геоэкологические карты.
Для написания выпускной квалификационной работы были использованы исходные материалы, собранные автором во время прохождения полевой практики в 2017 г. в Неверкинском районе. Кроме того, использовались материалы Федеральной службы государственной статистики, данные ДЗЗ и литературные источники.
Методы, используемые при написании выпускной квалификационной работы: ландшафтного картографирования с применением ГИС - технологий, полевые методы (ключевых участков), метод геоинформационного картографирования, метод дешифрирования космических снимков, сравнительно-географический.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в составлении наиболее эффективных подходов к организации научно-исследовательской деятельности обучающихся по проведению ландшафтно-экологических исследований своего края. Изучение своей местности рекомендуется начинать с 6 класса для поддержания познавательного интереса учащихся. Результаты уже проведенных исследований можно использовать для оптимизации изучения тем по региональному курсу географии Пензенской области.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1) Теоретическими и методологическими основами ландшафтно-экологических исследований, использованными в выпускной квалификационной работы послужили труды ведущих ландшафтоведов, как А.Г.Исаченко, Ф.Н.Милькова, Л.С.Берга, Г.Н.Высоцкого, Н.А.Солнцева, Д.Л.Арманда и др.
2) В результате проведенного исследования на ключевом участке, которым служил Неверкинский административный район, были собраны картографические материалы на изучаемую территорию, выполнена их пространственная привязка в ГИС и ландшафтное картографирование ПТК рангов урочищ с созданием базы данных. Также выполнен морфологический анализ выделенных ландшафтов, проанализирована их динамика.
В ландшафтной структуре исследуемой территории 21, 9% территории занимают ландшафты занятые лесной растительностью, 28,8% - луговой растительностью, 2% водными объектами, 47,3% территории занято антропогенными ландшафтами. В пределах исследуемой территории можно выделить пять типов местностей. К лесостепным ландшафтам эрозионно-денудационных равнин относится останцово-водораздельный, склоновый, приводораздельный, склоновый тип местности водоразделов и склоновый придолинный тип местности. Пойменный и надпойменно-террассовый тип местности относится к долинным ландшафтам.
В результате сравнения контуров землепользования с разновременных космических снимков 1984 г. и 2018 г. установлена следующая закономерность изменения структуры землепользования. Происходит незначительное сокращение луговой растительности в западной и юго-восточной частях района, в связи с хозяйственным использованием земель под пашни. На севере Неверкинского района происходит увеличение площади лесов путем сокращения вырубок и повышения вторичных посадок.
С точки зрения сельского хозяйства наибольший интерес представляют различия в природных условиях на пониженных и относительно выравненных участках, где рельеф не препятствует широкому применению машинной техники. С одной стороны, это - пологие склоны и невысокие водораздельные пространства, где по почвенно-климатическим условиям лучше возделывать пшеницу и подсолнечник, с другой - пойменные земли, которые, несмотря на засушливый климат, целесообразно использовать под овощи.
3) В результате ознакомления с теоретической, методической и практической базой ландшафтно-экологических исследований был разработан подход к организации научно-практической деятельности школьников по геоэкологической оценке ландшафтов высокого плато Приволжской возвышенности в пределах Пензенской области. Основные из них - комплексный и краеведческий.
Комплексный подход даёт возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Это имеет большое значение для одновременного решения общеобразовательных и воспитательных задач на межпредметном уровне. При создании ландшафтной карты большую роль оказывает математика. При ландшафтно-экологических исследованиях применяются знания химии и биологии, истории.
Краеведческий подход способствует приобретению учащимися знаний и умений в наиболее доступной и обширной сфере. Многие научно-исследовательские работы при краеведческом подходе выполняются коллективно, в связи с этим возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы. Кроме того, что краеведческий подход создает условия для работ исследовательского характера, также он помогает развитию творческой инициативы.



1) Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. - М.: Мысль, 1975. - 288 с.
2) Артемова С.Н, Бахтеева Г.Г. Геоэкологические исследования ландшафтов юго-восточной части Пензенской области // География и геоэкология: проблемы науки, практики и образования. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. - 33-40с.
3) Артемова С.Н. Геоэкология и природопользование. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. - 175 с.
4) Берг Л. С. Географические зоны Советского Союза. Изд.3. - М.: Географгиз, 1947. - 397 с.
5) Виноградов Б.В. Основы ландшафтной экологии. - М.: Геос, 1998. - 418 с.
6) Витченко А. Н. Геоэкология. Курс лекций. - Минск: БГУ, 2002. - 101 с.
7) Ганжара, Н.Ф. Практикум по почвоведению. - М.: Агро-консалт, 2002. - 280 с.
8) Гвоздецкий Н.А., Ефремов Ю.К., Исаченко А.Г. и др. Физико-географические основы природопользования // Материалы VI съезда Геогр. о- ва СССР. Л.: Наука, 1975. С. 19-36
9) Геренчук К.И. Принципиальные предпосылки прикладных географических исследований // Материалы III Всесоюзного совещания по прикладной географии. Иркутск: Ин -т географии СО АН СССР, 1975. С. 14-16
10) Добровольский, В.В. Практикум по географии почв / В.В. Добровольский. - М: Владос, 2001. - 124 с.
11) Душина И.В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие для студентов вуза / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др.; под ред. И.В. Душиной. - М.: Дрофа, 2007. - 509 с.
12) Иконников Д.С., Артемова С.Н.. Приказчикова О.Ф., Жогова М.Л. Особенности формирования культурных ландшафтов пензенской области на ранних этапах // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Естественные науки. - Пенза, 2017 № 4. С 121 - 134.
13) Исаченко А. Г. Введение в экологическую географию: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 192 с.
14) Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. - М.: Высшая школа, 1991. - 366 с.
15) Исаченко А.Г. Прикладное ландшафтоведение. - Л.: Изд-во
Ленингр.ун-та, 1976. - 150 с.
16) Колбовский Е.Ю. Ландшафтоведение. - М: Академия, 2007. - 480 с.
17) Кочуров Б.И. География экологических ситуаций (экодиагностика территории). М.: Ин-т географии РАН, 1997. - 187 с.
18) Кочуров Б.И. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территории. - Смоленск: СГУ, 1999. - 288 с.
19) Марцинкевич Г.И., Клизунова Н.К., Мозутко А.М. Основы ландшафтоведения. - Минск: Высшая школа, 1986. - 382 с.
20) Мильков Ф. Н. Физическая география. Современное состояние, закономерности, проблемы. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1981. - 398 с.
21) Николаев В. А. Классификация и мелкомасштабное картографирование ландшафтов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 62 с.
22) Охрана ландшафтов. Толковый словарь. - М.: Прогресс, 1982. - 272 с.
23) Потапов А.Д. Экология. - М.: Высшая школа, 2000. - 448 с.
24) Реймерс Н.Ф. Природопользование. - М.: Мысль, 1990. - 638 с.
25) Русских, Г. А. Ландшафтоведение в школе : метод. рекомендации / К. В. Михайлова, Г. А. Русских.— Киров: Изд-во МЦИТО, 2014 .— 30 с.
26) Сдасюк Г.В., Шестаков А.С. Эколого-географические ситуации и пути перехода к устойчивому региональному развитию // Известия Российской академии наук. - М.: Изд-во Наука, 1994. - С. 42-51.
27) Солнцев Н.А. О морфологии природного географического ландшафта // Вопросы географии. М.: Мысль, 1949. № 16. С. 61-86.
28) Хаазе Г., Рихтер Г. Теоретические основы современных ландшафтных исследований в ГДР // Известия АН СССР. Сер. геогр. 1983. № 1. С. 117-129.
29) Ямашкин А. А., Артемова С. Н., Новикова Л. А., Леонова Н. А., Алексеева Н. С. - Электронная ландшафтная карта Пензенской области // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2011. № 25. С. 665-673.
30) Ямашкин А.А., Артемова С.Н., Новикова Л.А., Леонова Н.А., Алексеева Н.С. Ландшафтная карта и пространственные закономерности природной дифференциации Пензенской области // Проблемы региональной экологии. № 1. - 2011. - С. 49-57.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ