Ландшафты высокого плато Приволжской возвышенности: морфологическая структура, экология и их изучение в школе
|
Введение 3
1. Ландшафтоведение и устойчивое развитие регионов 6
1.1. Ландшафт как объект географических исследований 6
1.2. Ландшафтно-экологические исследования 10
1.3. Иерархия геосистем и морфологическая структура ландшафтов 21
2. Ландшафты высокого плато Приволжской возвышенности 24
2.1. Факторы формирования ландшафтов Приволжской возвышенности ... 24
2.2. Морфологическая структура ландшафтов высокого плато Приволжской
возвышенности 27
2.3. Ландшафтно-экологические исследования на ключевом участке 30
2.4. Геоэкологические процессы и охрана ландшафтов 40
3. Геоэкологические исследования высокого плато Приволжской
возвышенности в рамках научно-исследовательской деятельности школьников 44
Заключение 54
Список использованных источников
1. Ландшафтоведение и устойчивое развитие регионов 6
1.1. Ландшафт как объект географических исследований 6
1.2. Ландшафтно-экологические исследования 10
1.3. Иерархия геосистем и морфологическая структура ландшафтов 21
2. Ландшафты высокого плато Приволжской возвышенности 24
2.1. Факторы формирования ландшафтов Приволжской возвышенности ... 24
2.2. Морфологическая структура ландшафтов высокого плато Приволжской
возвышенности 27
2.3. Ландшафтно-экологические исследования на ключевом участке 30
2.4. Геоэкологические процессы и охрана ландшафтов 40
3. Геоэкологические исследования высокого плато Приволжской
возвышенности в рамках научно-исследовательской деятельности школьников 44
Заключение 54
Список использованных источников
В преподавании географии научно-исследовательская деятельность - одно из основных средств осуществления воспитывающего обучения. Особенную ценность имеют работы, связанные с изучением родного края, которые помогают формированию географических и экологических понятий. Материал о природе, полезных ископаемых, особенностях рельефа родного края может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках или внеклассных мероприятиях по географии.
Основной проблемой географического образования является разрыв между теоретическими знаниями и их практическим воплощением. Школьники изучают огромную массу понятий, но на практике сталкиваются лишь с 20-30% изучаемого материала. Обучающиеся, изучая учебный материал, знакомятся с географическими моделями, процессами и явлениями, но крайне редко сталкиваются с ними в жизни. В связи с этим, научно-исследовательская деятельность, направленная на изучение ландшафтов своего края является наиболее актуальной.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать подходы к организации научно-исследовательской деятельности школьников по геоэкологической оценке ландшафтов своего края на примере высокого плато Приволжской возвышенности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) познакомиться с теоретическими и методическими основами ландшафтно-экологических исследований;
2) дать оценку экологического состояния ландшафтов высокого плато в пределах Пензенской области;
3) разработать методику научно-исследовательской деятельности по геоэкологическим исследованиям своего края.
Объектом исследований выпускной квалификационной работы являются ландшафты высокого плато Приволжской возвышенности в пределах Пензенской области.
Предметом исследований являются методические подходы к оценке экологического состояния ландшафтов высокого плато Приволжской возвышенности в пределах Пензенской области.
В процессе научно-исследовательской деятельности школьников широта вопросов, которые могут быть рассмотрены, очень велика. Прежде всего, это характеристика местных физико-географических объектов (рек, озер, растительных сообществ) и изменений, происходящих под воздействием на них хозяйственной деятельности населения. Редко встречаются научно-исследовательские работы, связанные с составлением тематических карт, а такие разработки не только имеют научное, краеведческое значение, но и могут значительно пополнить картографические возможности преподавания географии своей местности.
Масштабные результаты могут быть получены при использовании в школьных научных работах возможностей современных ГИС - технологий и результатов дистанционного зондирования поверхности Земли (ДЗЗ), которые стали доступны пользователям благодаря Интернету. Современные компьютерные программы и геопорталы позволяют совмещать космические снимки с тематическими картами и строить ландшафтные и геоэкологические карты.
Для написания выпускной квалификационной работы были использованы исходные материалы, собранные автором во время прохождения полевой практики в 2017 г. в Неверкинском районе. Кроме того, использовались материалы Федеральной службы государственной статистики, данные ДЗЗ и литературные источники.
Методы, используемые при написании выпускной квалификационной работы: ландшафтного картографирования с применением ГИС - технологий, полевые методы (ключевых участков), метод геоинформационного картографирования, метод дешифрирования космических снимков, сравнительно-географический.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в составлении наиболее эффективных подходов к организации научно-исследовательской деятельности обучающихся по проведению ландшафтно-экологических исследований своего края. Изучение своей местности рекомендуется начинать с 6 класса для поддержания познавательного интереса учащихся. Результаты уже проведенных исследований можно использовать для оптимизации изучения тем по региональному курсу географии Пензенской области.
Основной проблемой географического образования является разрыв между теоретическими знаниями и их практическим воплощением. Школьники изучают огромную массу понятий, но на практике сталкиваются лишь с 20-30% изучаемого материала. Обучающиеся, изучая учебный материал, знакомятся с географическими моделями, процессами и явлениями, но крайне редко сталкиваются с ними в жизни. В связи с этим, научно-исследовательская деятельность, направленная на изучение ландшафтов своего края является наиболее актуальной.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать подходы к организации научно-исследовательской деятельности школьников по геоэкологической оценке ландшафтов своего края на примере высокого плато Приволжской возвышенности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) познакомиться с теоретическими и методическими основами ландшафтно-экологических исследований;
2) дать оценку экологического состояния ландшафтов высокого плато в пределах Пензенской области;
3) разработать методику научно-исследовательской деятельности по геоэкологическим исследованиям своего края.
Объектом исследований выпускной квалификационной работы являются ландшафты высокого плато Приволжской возвышенности в пределах Пензенской области.
Предметом исследований являются методические подходы к оценке экологического состояния ландшафтов высокого плато Приволжской возвышенности в пределах Пензенской области.
В процессе научно-исследовательской деятельности школьников широта вопросов, которые могут быть рассмотрены, очень велика. Прежде всего, это характеристика местных физико-географических объектов (рек, озер, растительных сообществ) и изменений, происходящих под воздействием на них хозяйственной деятельности населения. Редко встречаются научно-исследовательские работы, связанные с составлением тематических карт, а такие разработки не только имеют научное, краеведческое значение, но и могут значительно пополнить картографические возможности преподавания географии своей местности.
Масштабные результаты могут быть получены при использовании в школьных научных работах возможностей современных ГИС - технологий и результатов дистанционного зондирования поверхности Земли (ДЗЗ), которые стали доступны пользователям благодаря Интернету. Современные компьютерные программы и геопорталы позволяют совмещать космические снимки с тематическими картами и строить ландшафтные и геоэкологические карты.
Для написания выпускной квалификационной работы были использованы исходные материалы, собранные автором во время прохождения полевой практики в 2017 г. в Неверкинском районе. Кроме того, использовались материалы Федеральной службы государственной статистики, данные ДЗЗ и литературные источники.
Методы, используемые при написании выпускной квалификационной работы: ландшафтного картографирования с применением ГИС - технологий, полевые методы (ключевых участков), метод геоинформационного картографирования, метод дешифрирования космических снимков, сравнительно-географический.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в составлении наиболее эффективных подходов к организации научно-исследовательской деятельности обучающихся по проведению ландшафтно-экологических исследований своего края. Изучение своей местности рекомендуется начинать с 6 класса для поддержания познавательного интереса учащихся. Результаты уже проведенных исследований можно использовать для оптимизации изучения тем по региональному курсу географии Пензенской области.
1) Теоретическими и методологическими основами ландшафтно-экологических исследований, использованными в выпускной квалификационной работы послужили труды ведущих ландшафтоведов, как А.Г.Исаченко, Ф.Н.Милькова, Л.С.Берга, Г.Н.Высоцкого, Н.А.Солнцева, Д.Л.Арманда и др.
2) В результате проведенного исследования на ключевом участке, которым служил Неверкинский административный район, были собраны картографические материалы на изучаемую территорию, выполнена их пространственная привязка в ГИС и ландшафтное картографирование ПТК рангов урочищ с созданием базы данных. Также выполнен морфологический анализ выделенных ландшафтов, проанализирована их динамика.
В ландшафтной структуре исследуемой территории 21, 9% территории занимают ландшафты занятые лесной растительностью, 28,8% - луговой растительностью, 2% водными объектами, 47,3% территории занято антропогенными ландшафтами. В пределах исследуемой территории можно выделить пять типов местностей. К лесостепным ландшафтам эрозионно-денудационных равнин относится останцово-водораздельный, склоновый, приводораздельный, склоновый тип местности водоразделов и склоновый придолинный тип местности. Пойменный и надпойменно-террассовый тип местности относится к долинным ландшафтам.
В результате сравнения контуров землепользования с разновременных космических снимков 1984 г. и 2018 г. установлена следующая закономерность изменения структуры землепользования. Происходит незначительное сокращение луговой растительности в западной и юго-восточной частях района, в связи с хозяйственным использованием земель под пашни. На севере Неверкинского района происходит увеличение площади лесов путем сокращения вырубок и повышения вторичных посадок.
С точки зрения сельского хозяйства наибольший интерес представляют различия в природных условиях на пониженных и относительно выравненных участках, где рельеф не препятствует широкому применению машинной техники. С одной стороны, это - пологие склоны и невысокие водораздельные пространства, где по почвенно-климатическим условиям лучше возделывать пшеницу и подсолнечник, с другой - пойменные земли, которые, несмотря на засушливый климат, целесообразно использовать под овощи.
3) В результате ознакомления с теоретической, методической и практической базой ландшафтно-экологических исследований был разработан подход к организации научно-практической деятельности школьников по геоэкологической оценке ландшафтов высокого плато Приволжской возвышенности в пределах Пензенской области. Основные из них - комплексный и краеведческий.
Комплексный подход даёт возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Это имеет большое значение для одновременного решения общеобразовательных и воспитательных задач на межпредметном уровне. При создании ландшафтной карты большую роль оказывает математика. При ландшафтно-экологических исследованиях применяются знания химии и биологии, истории.
Краеведческий подход способствует приобретению учащимися знаний и умений в наиболее доступной и обширной сфере. Многие научно-исследовательские работы при краеведческом подходе выполняются коллективно, в связи с этим возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы. Кроме того, что краеведческий подход создает условия для работ исследовательского характера, также он помогает развитию творческой инициативы.
2) В результате проведенного исследования на ключевом участке, которым служил Неверкинский административный район, были собраны картографические материалы на изучаемую территорию, выполнена их пространственная привязка в ГИС и ландшафтное картографирование ПТК рангов урочищ с созданием базы данных. Также выполнен морфологический анализ выделенных ландшафтов, проанализирована их динамика.
В ландшафтной структуре исследуемой территории 21, 9% территории занимают ландшафты занятые лесной растительностью, 28,8% - луговой растительностью, 2% водными объектами, 47,3% территории занято антропогенными ландшафтами. В пределах исследуемой территории можно выделить пять типов местностей. К лесостепным ландшафтам эрозионно-денудационных равнин относится останцово-водораздельный, склоновый, приводораздельный, склоновый тип местности водоразделов и склоновый придолинный тип местности. Пойменный и надпойменно-террассовый тип местности относится к долинным ландшафтам.
В результате сравнения контуров землепользования с разновременных космических снимков 1984 г. и 2018 г. установлена следующая закономерность изменения структуры землепользования. Происходит незначительное сокращение луговой растительности в западной и юго-восточной частях района, в связи с хозяйственным использованием земель под пашни. На севере Неверкинского района происходит увеличение площади лесов путем сокращения вырубок и повышения вторичных посадок.
С точки зрения сельского хозяйства наибольший интерес представляют различия в природных условиях на пониженных и относительно выравненных участках, где рельеф не препятствует широкому применению машинной техники. С одной стороны, это - пологие склоны и невысокие водораздельные пространства, где по почвенно-климатическим условиям лучше возделывать пшеницу и подсолнечник, с другой - пойменные земли, которые, несмотря на засушливый климат, целесообразно использовать под овощи.
3) В результате ознакомления с теоретической, методической и практической базой ландшафтно-экологических исследований был разработан подход к организации научно-практической деятельности школьников по геоэкологической оценке ландшафтов высокого плато Приволжской возвышенности в пределах Пензенской области. Основные из них - комплексный и краеведческий.
Комплексный подход даёт возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Это имеет большое значение для одновременного решения общеобразовательных и воспитательных задач на межпредметном уровне. При создании ландшафтной карты большую роль оказывает математика. При ландшафтно-экологических исследованиях применяются знания химии и биологии, истории.
Краеведческий подход способствует приобретению учащимися знаний и умений в наиболее доступной и обширной сфере. Многие научно-исследовательские работы при краеведческом подходе выполняются коллективно, в связи с этим возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы. Кроме того, что краеведческий подход создает условия для работ исследовательского характера, также он помогает развитию творческой инициативы.



