Введение
Глава I. Теоретические аспекты психолого-педагогического
сопровождения семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна 7
1.1. Сопровождение как сущность педагогической деятельности... 7
1.2. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна 16
1.3. Способы взаимодействия с семей, воспитывающих детей с
синдромом Дауна 20
Вывод по главе I 25
Глава П. Исследование психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна 27
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 28
2.2. Этапы психолого-педагогического сопровождения семей,
воспитывающих детей с синдромом Дауна 38
Вывод по II главе 48
Заключение 49
Список литературы 50
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность исследования. Современные тенденции модернизации системы образования требуют необходимость организации и проведения психолого-педагогического сопровождения людей, чьи жизнь и развитие осложнены множеством неблагоприятных факторов, связанных с рождением в их семье ребенка с синдромом Дауна.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения с диагнозом Синдром Дауна в 2014 году в России родилось 1502 ребенка, а в Приморском крае 16. Данное хромосомное нарушение встречается у шести новорожденных из 100.000 младенцев. Лишь 15% семей не отказываются от ребенка в родильном доме.
Л.А. Журенко в статье «Ребенок с синдромом Дауна в семье и без нее» говорит, что дети с синдромом Дауна проживающих в семье процесс развития проходят в разы быстрее и эффективнее, чем дети, проживающие в интернатах. Очевидно, что роль семьи значима для детей с синдром Дауна.
23 октября 2001 года на коллегии Минздрава утвердили проект концепции совершенствования реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства в России. К нему привлечены три заинтересованных ведомства - министерства здравоохранения, образования и социального развития. Отсюда интерес психологии и педагогики к поиску и разработке оптимальных маршрутов сопровождения семей, позволяющим эффективно справиться с возникающими трудностями.
В трудах отечественных ученых, таких как В.А. Айрапетов, Э.М. Александровская, М.Р. Битянова, О.С. Газман, М.И. Губанова, М.А. Иваненко, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Н.Б. Крылов, Л.В. Мардахаев, Ю.В. Слюсарев, Т.И. Чиркова, и др., освещены вопросы психолого-педагогического сопровождения. В их работах описывается сопровождение как особый вид взаимодействия с целью создания располагающих условий развития субъектов взаимодействия, обеспечивающий спланированный, непрерывный и индивидуально ориентированный процесс, более развернутый, нежели педагогическое участие, направленный на преодоление личностных трудностей за счёт приобретения опыта решения проблем, раскрытие ресурсного потенциала субъекта.
Деятельность родителей и педагогов направлена на достижение полезного результата в вопросе развития ребенка. Это осуществимо, если участники процесса будут сотрудничать друг с другом в рамках психолого-педагогического сопровождения. Между педагогом и родителем должно существовать самое тесное взаимодействие, дружное сотрудничество, постоянный обмен мнениями и результатами.
Проблема исследования: необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, с соблюдением специальных условий оказания помощи семье, и отслеживанием динамики психологического развития ее членов.
Актуальность и проблема исследования позволили определить тему исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна».
Объект исследования: процесс сопровождения семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна.
Предмет исследования: средства психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна.
Цель исследования: изучение проблем психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна и подбор средств психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме
исследования «психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна.
2. Раскрыть проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие детей с синдромом Дауна;
3. Выяснить запрос родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, на проведение психолого-педагогического сопровождения.
4. Подобрать средства психолого-педагогического сопровождения семьи и проверить их эффективность.
Гипотеза исследования: процесс психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна, будет эффективен, если:
- Будут соблюдены специальные психолого-педагогические условия (информационные ресурсы, непрерывность процесса).
- Работа будет проводиться поэтапно (диагностический, поисковый, консультативно-проективный, деятельностный, рефлективный).
Методы исследования: теоретические методы: теоретический анализ, обобщение; эмпирические методы: изучение документов, сравнение.
Теоретическая и практическая значимость: освещение теоретических аспектов психолого-педагогического сопровождения семей, их трудностей, а также форм взаимодействия специалистами с семьями, воспитывающими детей с синдромом Дауна, результатами исследования родители могут пользоваться в целях упрощения поиска путей разрешения своих трудностей в вопросах воспитания детей, данной категории.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 29 г. Владивостока».
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы (53), приложения (9).
В процессе теоретического изучения проблемы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, мы рассмотрели понятие психолого-педагогического сопровождения с психологической и педагогической точках зрения, освятили ряд проблем, с которыми сталкиваются семьи с детьми с синдромом Дауна, сделали вывод о том, что применение различных форм взаимодействия специалистов с родителями детей с синдромом Дауна дает более эффективный результат психолого-педагогического сопровождения, направленного на создание правильных условий развития ребенка в семейной среде, повышение уровня педагогической грамотности родителей и нахождение оптимальных путей решения трудностей, с которыми сталкивается семьи, воспитывающие детей данной категории.
Для подтверждения данного вывода, было проведено практическое исследование организации психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна. По результатам констатирующего эксперимент родителями был сформулирован запрос на проведение психолого-педагогического сопровождения.
Совместно с родителями были определены оптимальные пути решения проблемных ситуаций. Средством психолого-педагогического сопровождения был выбран информационный ресурс, представленный в виде электронной библиотеки.
Специально подобранная литература была предоставлена родителям в виде списка изданий с описанием содержания и доступом к электронному ресурсу. Условно библиотека была разделена на блоки: медицинский, социальный, психологический, педагогический и юридический, что способствовало быстрому нахождению необходимой литературы.
По итогам исследования была проведена заключительная диагностика, которая подтвердила тенденцию к положительным изменениям, благодаря организации психолого-педагогического сопровождения.
1. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования // Институт системных исследований и координации социальных процессов.
2. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. - М.: Изд. центр "Академия". - 2002. - 208с.
3. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга,2008.- 423 с.
4. Белинская, Е.П. Этническая социализация подростка. / Е.П.
Белинская, Т.Г. Стефаненко - М.: Моск. Психолого-соц. Ин-т. Воронеж:
Издательство "Модек", 2000. - 208 с.
5. Битянова М.Р. Направления работы школьного психолога //Школьный психолог. - 1999. - №36. - С.12-13.
6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Генезис. - 2000.-298с.
7. Битянова М.Р. Ребенок и социальные нормы: история ... (дошкольник, младший школьник, младший подросток, старший подросток) //Школьный психолог. - 1999,- №36. - С. 14
8. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособ. для вузов / Ю.В. Василькова - М.: Академия. 2004. - 160 с.
9. Володина Н. Б. Педагогические условия совершенствования деятельности негосударственного образовательного учреждения: Дис. канд. пед. наук, М,- 1997,- 169с.
10. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып.3. М., 1995. — С. 58—64.
11. Галасюк И. Н.,Особенности родительских позиций в семье с умственно отсталым ребенком // «Журнал «Клиническая и специальная психология». 2014. №2
12. Галасюк И.Н. Проблема психологической травматизации членов семьи инвалида // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2011. №1
13. Горбунова Н. И., Федорова А. А. Особенности родительского отношения к детям младшего школьного возраста с умственной отсталостью // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 445-450
14. Губанова, М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников / М.И. Губанова // Педагогика. - 2002. - № 9.
15. Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп,2009.- 573 с.
16. Демьяненок Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелым нарушением интеллекта в процессе их социально-бытовой адаптации // Интегративные тенденции современного специального образования. Сборник тезисов международной научно-практической конференции. Минск, 2003. С. 197-201.
17. Дубровина, И. В Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения / И.В. Дубровина, Э.А. Минкова. - М.: 1995. - С.76
18. Естемесова Ж. Т. Социально-педагогическая работа с семьями детей
с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 147-149. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3322/(дата обращения: 12.05.2018).
19. Жданова С.Н. Социально-педагогический подход в поликультурном воспитании // Педагогический опыт: теория, методика, практика: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. В 2 т. Т. 1. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - №3 (4) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://interactive-plus.ru/e-articles/164/Action164-13273.pdf(дата обращения: 21.11.2017).
20. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб., 2000.
21. Иваненко М. А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольника: учеб. пособие Урал. гос. пед. ун-т. -
Екатеринбург, 2012. - 187 с.
22. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. - СПб.,1998.
23. Казакова Е.И. Четыре тенденции и другие проблемы сопровождения //Школьный психолог. - 1998. - №48 (декабрь). - С.14.
24. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. М., 1987.
25. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь. / Г.М. Коджаспирова. - М.: 2005. - 390 с.
26. Козырева Е.А. Программа психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей (с 1 по 11 класс). - М.: Магистр, 1997. - 46с.
27. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии:
термины, законы, концепции, методы, 1992 г.
28. Кравцов Г.Г. Формирование личности в процессе обучения (Дошкольный и младший школьный возраст): Дис. д-ра психол.наук, М., 1995. - 288 с.
29. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. Учеб. пособ.2-е изд. доп. и испр. / Т.В. Лодкина. - М.: "Академия", 2007. С.35-38 (Высшее профессиональное образование).
30. Лошакова Т.Ф. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении: Дис. д-ра пед.наук, Екатеринбург, 2001.
31. Львин Ю.М. Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в кадетских корпусах: Дис. канд. психол. наук, СПб, 1999. - 167с.
32. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.
33. Маркова А.К. Сотрудничество учителя и школьного психолога //Педагогика.
34. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003
35. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2000.
36. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / под ред. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М.: «А Темп», 2010. - 944 с.
37. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие. / Под ред. проф. П.Д.Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 272 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-003292-4
38. Певзнер М. С, Ростягайлова Л. И., Мастюкова Е. М. Психическое развитие детей с нарушения-ми умственной работоспособности (вариант гидроцефалии). М., 1982
39. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. / Под ред. Сластенина В.А., Колесниковой И.А. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.
40. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореф. дис. / Ю.В. Слюсарев - СПб.,
41. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. - Вильнюс, 1977.- С.8.
42. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. -М.:
Педагогика-Пресс, 1993.
43. Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка // Дефектология. - 1991. - № 3.- С.88-93.
44. Человек и общество. Программа по социальной адаптации детей с глубоким нарушением ин-теллекта / Под ред. Л. М. Шипицыной, А. А. Хилько, В. Н. Асикритова. СПб., 1996.
45. Чиркова Т.И. Теоретические основы дошкольной психологической служ-бы: Дис. д-ра.психол.наук. - М., 1999. - 431с.
46. Чумакова Е.В. Психологическая защита личности в системе детско- родительского взаимодействия: Дис. ... канд. психол. наук. - СПб.: СПбГУ, 1999.
47. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Издат. Центр "Академия" 2002. - 272 с.
48. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2005.
49. Шипицына Л. М. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умствен-ной отсталостью // «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. 2-е изд., переработанное и дополненное. СПб.: Речь, 2005
50. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей. / Т.И. Шульга.: Учебное пособие для вузов Дрофа - М.: 2005. - 254 с.
51. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999
52. Leonard Saxe, Denise Dougherty, (1986), Children's Mental Health: Problems and Services : a Report by the Office of Technology Assessment, Duke University Press, 184.
53. Zulkarnain I. Interpersonal Communication Effectiveness and The Development of Self-Concept Through a Self-Adjustment Amongst Disabled Persons // The Social Sciences. 2016. Vol. 11, issue 21. P. 5095-5099.