Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ COПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Работа №75555

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
305
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические аспекты психолого-педагогического
сопровождения семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна 7
1.1. Сопровождение как сущность педагогической деятельности... 7
1.2. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна 16
1.3. Способы взаимодействия с семей, воспитывающих детей с
синдромом Дауна 20
Вывод по главе I 25
Глава П. Исследование психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна 27
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 28
2.2. Этапы психолого-педагогического сопровождения семей,
воспитывающих детей с синдромом Дауна 38
Вывод по II главе 48
Заключение 49
Список литературы 50

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Актуальность исследования. Современные тенденции модернизации системы образования требуют необходимость организации и проведения психолого-педагогического сопровождения людей, чьи жизнь и развитие осложнены множеством неблагоприятных факторов, связанных с рождением в их семье ребенка с синдромом Дауна.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения с диагнозом Синдром Дауна в 2014 году в России родилось 1502 ребенка, а в Приморском крае 16. Данное хромосомное нарушение встречается у шести новорожденных из 100.000 младенцев. Лишь 15% семей не отказываются от ребенка в родильном доме.
Л.А. Журенко в статье «Ребенок с синдромом Дауна в семье и без нее» говорит, что дети с синдромом Дауна проживающих в семье процесс развития проходят в разы быстрее и эффективнее, чем дети, проживающие в интернатах. Очевидно, что роль семьи значима для детей с синдром Дауна.
23 октября 2001 года на коллегии Минздрава утвердили проект концепции совершенствования реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства в России. К нему привлечены три заинтересованных ведомства - министерства здравоохранения, образования и социального развития. Отсюда интерес психологии и педагогики к поиску и разработке оптимальных маршрутов сопровождения семей, позволяющим эффективно справиться с возникающими трудностями.
В трудах отечественных ученых, таких как В.А. Айрапетов, Э.М. Александровская, М.Р. Битянова, О.С. Газман, М.И. Губанова, М.А. Иваненко, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Н.Б. Крылов, Л.В. Мардахаев, Ю.В. Слюсарев, Т.И. Чиркова, и др., освещены вопросы психолого-педагогического сопровождения. В их работах описывается сопровождение как особый вид взаимодействия с целью создания располагающих условий развития субъектов взаимодействия, обеспечивающий спланированный, непрерывный и индивидуально ориентированный процесс, более развернутый, нежели педагогическое участие, направленный на преодоление личностных трудностей за счёт приобретения опыта решения проблем, раскрытие ресурсного потенциала субъекта.
Деятельность родителей и педагогов направлена на достижение полезного результата в вопросе развития ребенка. Это осуществимо, если участники процесса будут сотрудничать друг с другом в рамках психолого-педагогического сопровождения. Между педагогом и родителем должно существовать самое тесное взаимодействие, дружное сотрудничество, постоянный обмен мнениями и результатами.
Проблема исследования: необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, с соблюдением специальных условий оказания помощи семье, и отслеживанием динамики психологического развития ее членов.
Актуальность и проблема исследования позволили определить тему исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна».
Объект исследования: процесс сопровождения семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна.
Предмет исследования: средства психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна.
Цель исследования: изучение проблем психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна и подбор средств психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме
исследования «психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна.
2. Раскрыть проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие детей с синдромом Дауна;
3. Выяснить запрос родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, на проведение психолого-педагогического сопровождения.
4. Подобрать средства психолого-педагогического сопровождения семьи и проверить их эффективность.
Гипотеза исследования: процесс психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна, будет эффективен, если:
- Будут соблюдены специальные психолого-педагогические условия (информационные ресурсы, непрерывность процесса).
- Работа будет проводиться поэтапно (диагностический, поисковый, консультативно-проективный, деятельностный, рефлективный).
Методы исследования: теоретические методы: теоретический анализ, обобщение; эмпирические методы: изучение документов, сравнение.
Теоретическая и практическая значимость: освещение теоретических аспектов психолого-педагогического сопровождения семей, их трудностей, а также форм взаимодействия специалистами с семьями, воспитывающими детей с синдромом Дауна, результатами исследования родители могут пользоваться в целях упрощения поиска путей разрешения своих трудностей в вопросах воспитания детей, данной категории.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 29 г. Владивостока».
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы (53), приложения (9).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе теоретического изучения проблемы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, мы рассмотрели понятие психолого-педагогического сопровождения с психологической и педагогической точках зрения, освятили ряд проблем, с которыми сталкиваются семьи с детьми с синдромом Дауна, сделали вывод о том, что применение различных форм взаимодействия специалистов с родителями детей с синдромом Дауна дает более эффективный результат психолого-педагогического сопровождения, направленного на создание правильных условий развития ребенка в семейной среде, повышение уровня педагогической грамотности родителей и нахождение оптимальных путей решения трудностей, с которыми сталкивается семьи, воспитывающие детей данной категории.
Для подтверждения данного вывода, было проведено практическое исследование организации психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна. По результатам констатирующего эксперимент родителями был сформулирован запрос на проведение психолого-педагогического сопровождения.
Совместно с родителями были определены оптимальные пути решения проблемных ситуаций. Средством психолого-педагогического сопровождения был выбран информационный ресурс, представленный в виде электронной библиотеки.
Специально подобранная литература была предоставлена родителям в виде списка изданий с описанием содержания и доступом к электронному ресурсу. Условно библиотека была разделена на блоки: медицинский, социальный, психологический, педагогический и юридический, что способствовало быстрому нахождению необходимой литературы.
По итогам исследования была проведена заключительная диагностика, которая подтвердила тенденцию к положительным изменениям, благодаря организации психолого-педагогического сопровождения.



1. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования // Институт системных исследований и координации социальных процессов.
2. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. - М.: Изд. центр "Академия". - 2002. - 208с.
3. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга,2008.- 423 с.
4. Белинская, Е.П. Этническая социализация подростка. / Е.П.
Белинская, Т.Г. Стефаненко - М.: Моск. Психолого-соц. Ин-т. Воронеж:
Издательство "Модек", 2000. - 208 с.
5. Битянова М.Р. Направления работы школьного психолога //Школьный психолог. - 1999. - №36. - С.12-13.
6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Генезис. - 2000.-298с.
7. Битянова М.Р. Ребенок и социальные нормы: история ... (дошкольник, младший школьник, младший подросток, старший подросток) //Школьный психолог. - 1999,- №36. - С. 14
8. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособ. для вузов / Ю.В. Василькова - М.: Академия. 2004. - 160 с.
9. Володина Н. Б. Педагогические условия совершенствования деятельности негосударственного образовательного учреждения: Дис. канд. пед. наук, М,- 1997,- 169с.
10. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып.3. М., 1995. — С. 58—64.
11. Галасюк И. Н.,Особенности родительских позиций в семье с умственно отсталым ребенком // «Журнал «Клиническая и специальная психология». 2014. №2
12. Галасюк И.Н. Проблема психологической травматизации членов семьи инвалида // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2011. №1
13. Горбунова Н. И., Федорова А. А. Особенности родительского отношения к детям младшего школьного возраста с умственной отсталостью // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 445-450
14. Губанова, М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников / М.И. Губанова // Педагогика. - 2002. - № 9.
15. Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп,2009.- 573 с.
16. Демьяненок Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелым нарушением интеллекта в процессе их социально-бытовой адаптации // Интегративные тенденции современного специального образования. Сборник тезисов международной научно-практической конференции. Минск, 2003. С. 197-201.
17. Дубровина, И. В Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения / И.В. Дубровина, Э.А. Минкова. - М.: 1995. - С.76
18. Естемесова Ж. Т. Социально-педагогическая работа с семьями детей
с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 147-149. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3322/(дата обращения: 12.05.2018).
19. Жданова С.Н. Социально-педагогический подход в поликультурном воспитании // Педагогический опыт: теория, методика, практика: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. В 2 т. Т. 1. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - №3 (4) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://interactive-plus.ru/e-articles/164/Action164-13273.pdf(дата обращения: 21.11.2017).
20. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб., 2000.
21. Иваненко М. А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольника: учеб. пособие Урал. гос. пед. ун-т. -
Екатеринбург, 2012. - 187 с.
22. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. - СПб.,1998.
23. Казакова Е.И. Четыре тенденции и другие проблемы сопровождения //Школьный психолог. - 1998. - №48 (декабрь). - С.14.
24. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. М., 1987.
25. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь. / Г.М. Коджаспирова. - М.: 2005. - 390 с.
26. Козырева Е.А. Программа психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей (с 1 по 11 класс). - М.: Магистр, 1997. - 46с.
27. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии:
термины, законы, концепции, методы, 1992 г.
28. Кравцов Г.Г. Формирование личности в процессе обучения (Дошкольный и младший школьный возраст): Дис. д-ра психол.наук, М., 1995. - 288 с.
29. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. Учеб. пособ.2-е изд. доп. и испр. / Т.В. Лодкина. - М.: "Академия", 2007. С.35-38 (Высшее профессиональное образование).
30. Лошакова Т.Ф. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении: Дис. д-ра пед.наук, Екатеринбург, 2001.
31. Львин Ю.М. Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в кадетских корпусах: Дис. канд. психол. наук, СПб, 1999. - 167с.
32. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.
33. Маркова А.К. Сотрудничество учителя и школьного психолога //Педагогика.
34. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003
35. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2000.
36. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / под ред. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М.: «А Темп», 2010. - 944 с.
37. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие. / Под ред. проф. П.Д.Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 272 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-003292-4
38. Певзнер М. С, Ростягайлова Л. И., Мастюкова Е. М. Психическое развитие детей с нарушения-ми умственной работоспособности (вариант гидроцефалии). М., 1982
39. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. / Под ред. Сластенина В.А., Колесниковой И.А. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.
40. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореф. дис. / Ю.В. Слюсарев - СПб.,
41. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. - Вильнюс, 1977.- С.8.
42. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. -М.:
Педагогика-Пресс, 1993.
43. Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка // Дефектология. - 1991. - № 3.- С.88-93.
44. Человек и общество. Программа по социальной адаптации детей с глубоким нарушением ин-теллекта / Под ред. Л. М. Шипицыной, А. А. Хилько, В. Н. Асикритова. СПб., 1996.
45. Чиркова Т.И. Теоретические основы дошкольной психологической служ-бы: Дис. д-ра.психол.наук. - М., 1999. - 431с.
46. Чумакова Е.В. Психологическая защита личности в системе детско- родительского взаимодействия: Дис. ... канд. психол. наук. - СПб.: СПбГУ, 1999.
47. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Издат. Центр "Академия" 2002. - 272 с.
48. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2005.
49. Шипицына Л. М. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умствен-ной отсталостью // «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. 2-е изд., переработанное и дополненное. СПб.: Речь, 2005
50. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей. / Т.И. Шульга.: Учебное пособие для вузов Дрофа - М.: 2005. - 254 с.
51. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999
52. Leonard Saxe, Denise Dougherty, (1986), Children's Mental Health: Problems and Services : a Report by the Office of Technology Assessment, Duke University Press, 184.
53. Zulkarnain I. Interpersonal Communication Effectiveness and The Development of Self-Concept Through a Self-Adjustment Amongst Disabled Persons // The Social Sciences. 2016. Vol. 11, issue 21. P. 5095-5099.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ