Введение
Теоретические основы развития этнографического туризма 6
1.1. Сущность и особенности организации этнографического туризма 6
1.2. Технологические особенности организации этнографических туров 13
1.3. Развитие этнографического туризма в России и за рубежом 16
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Доброхот» 27
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 27
2.2. Анализ финансового состояния предприятия 37
2.3. Оценка потенциала Белгородской области для развития этнографического туризма 43
3. Разработка этнографического тура 48
3.1. Общая характеристика и программа тура 48
3.2. Финансово-экономическое обоснование 53
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложения
Этнографический туризм является видом познавательного туризма, ориентированный на ознакомление и посещение этнографического объекта с целью познания его культуры, традиций, архитектуры, быта, а так же традиции народа (этноса), проживающие либо сейчас либо когда-то на данной территории этнографического объекта.
Благодаря этнографическому туризму население способно ознакомится с историей, бытом и традициями коренных народов и малочисленных поселений. Значимость развития этого вида туризма подкрепляется не только программами по развитию туризма в Российской Федерации, но и потребительским спросом на этот вид услуг. Этнографический туризм, в настоящее время, набирает популярность и темпы роста за счет своей уникальности и необычности турпродукта, который по своей сути может стать экзотическим для некоторых потребителей.
В настоящий момент бизнес связанный с туристской сферой является прибыльной отраслью, набирающей рост. Россия имеет огромный культурно-исторический и ресурсный потенциал для развития множества видов туризма. А Белгородская область, в свою очередь, обладает территориями имеющие экологическую ценность и рекреационный потенциал. Однако, несмотря на поддержку со стороны государства, этнографический туризм является недостаточно развитым при всевозрастающим спросе на данный вид туризма. Актуальность и практическая значимость рассматриваемой проблемы определили выбор темы выпускной квалификационной работы, постановку цели и задач исследования.
Этнографический туризм является перспективным направлением для развития на территории России. Походы этнографической направленности будут оставаться так же популярны у ученых-исследователей, историков и художников. Так же большой популярностью туры этнографической направленности пользуются у детей школьного и дошкольного возраста.
На территории России проживает большое количество этносов со своими традициями, непохожими на другие, которые богаты историей и культурой. Туристов посещающих туры этнографической направленности тесно связаны с экотуристами.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является этнографический туризм. Предметом - его развитие в регионе (Белгородская область).
Цель работы - исследование туристско-этнографического потенциала Белгородской области для разработки нового туристического продукта этнографического направленности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты и специфику организации этнографического туризма;
- проанализировать развитие этнографического туризма в России и за рубежом;
- исследовать потенциал развития этнографического туризма в Белгородской области;
- проанализировать организационно-технологическую и финансово-экономическую деятельность ООО «Доброхот».
- разработать этнографический тур.
Теоретической базой выпускной квалификационной работы являются исследования отечественных и зарубежных ученых, таких как: Азоев А. Г., Балашова Е. А., Мусакин А. С., Портер М. Ю, Уокер Дж. Р. И. и т.д.
В качестве информационной базы выпускной квалификационной работы была использована нормативная документация ООО «Доброхот», бухгалтерская отчетность предприятия ( «Бухгалтерский баланс», «Отчет о финансовых результатах») - период исследования 3 года.
Методологической базой исследования послужили методы экономического и статистического анализа, интервьюирование, изучение литературных источников, сравнительный и исторический методы. Также для проведения анализа и оценки деятельности предприятия были использованы следующие методы: наблюдение, горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерской отчетности, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, группировки, табличный метод и т.д.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанного тура для развития этнографического туризма на базе деятельности туристического бюро ООО «Доброхот».
Структура выпускной квалификационной работы последовательно решает все поставленные задачи. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованных источников из 51 наименований и 14 приложений. Количество таблиц - 6, количество рисунков - 3.
Этнографический туризм - это одна из форм познания наследия региона, народа или поселения, проживающие на определенной территории, с целью приобщения туристов к укладу жизни, быту и традициях народов (этносов).
В настоящее время одним из перспективных направлений является посещение этнодеревень, в которых представлен быт, традиции и культура того или иного этноса. Таким образом, современные высокоурбанизированные страны могут познакомить туристов не только с историей страны, но также с бытом и укладом жизни проживающих на его территории этносов. В таких деревнях можно принять непосредственное участие в проведении обрядов и церемоний, примерить национальную одежду, заняться национальным ремеслом и даже остаться на ночь.
Этнодеревни являются важным сегментом этнического туризма. Для развития этих деревень государство помогает инвестированием и финансированием их деятельности в туристической сфере и сельском хозяйстве. Такие деревни создаются на ограниченных территориях, вписываются в элементы природного и культурного ландшафта и насыщаются различными инфраструктурными элементами (национальные жилые постройки, бани, музеи, гостиницы, рестораны, дороги, торговые павильоны).
В выпускной квалификационной работе была проанализирована деятельность ООО «Доброхот»
Данное предприятие является обществом с ограниченной ответственностью, оказывающее услуги по туризму населению.
В ходе анализа была дана организационно-экономическая характеристика предприятия, где рассматривалась структура управления предприятия, маркетинговая деятельность и конкурентоспособность. В результате проведения ранжирования и составления многоугольника конкурентоспособности можно сделать вывод о том, что предприятие показывает показатели чуть
выше среднего значение и практически не уступает основным лидирующим конкурентам.
Для анализа финансовых показателей и коэффициентов ООО «Добро-хот» были использованы бухгалтерский баланс и финансовая отчётность данного предприятия (по упрощенной системе налогооблажения).
Оценивая финансово-экономическое положение ООО «Доброхот» можно сделать вывод, что данное предприятие оказалось средне ликвидным, но в тоже время вполне устойчивым на современном туристическом рынке. Предприятие пытается отказаться от заёмных средств и кредитов, за счёт этого повысился коэффициент независимости предприятия. Это говорит о финансовой устойчивости предприятия и его самостоятельности в решении финансовых проблем. Данное предприятие за последние годы увеличило коэффициент обеспеченности собственными материальными и нематериальными средствами, из этого следует, что предприятие восполняет все пробелы своими собственными силами. Все показатели имеют положительную динамику, что свидетельствует о стабильно улучшающемся положении предприятия на рынке туристских услуг. У ООО «Доброхот» есть некоторые риски, которые следует минимизировать, для того, чтобы данное предприятие со-хранило доходность и не стало банкротом.
Изучая деятельность ООО «Доброхот» и составив SWOT-анализ, был выявлен ряд проблем, таких как:
недостаточно высокий уровень квалификации кадров;
- плохо развита рекламная деятельность;
- плохое оснащение современными технологиями;
- зависимость продаж от сезонности;
- появление сильных конкурентов.
Для минимизации этих проблем были составлены рекомендации по повышению конкурентоспособности (улучшить работу главного сайта, усовершенствовать качество обслуживания, составить новый маркетинговый план с усилением рекламной деятельности.
Для развития этнографического туризма в регионе и для привлечения потенциальных, в будущем - постоянных, клиентов был разработан этнографический тур в Грайворонский район на территория Смородинского экопоселения на туристическую базу «Лесной Хутор на Гранях»
По прибытию на территорию «Лесной Хутор на Гранях» туристы смогут познакомиться с местами уклада сельской жизни, посетить избу - музей народной культуры. Окунуться в местный крестьянский колорит, поучаствовать в народных праздниках и обрядах, посетите крестьянский двор с домашними животными. В подворье «Харчевня» насладитесь напитками и блюдами русской кухни, приготовленными в русской печи и на костре. По желанию туристы также могут посетить сувенирную лавку, вы сможете при-обрести сувениры на память, изготовленные руками Грайворонских мастеров. Данный тур рассчитан на все ценовые и возрастные категории отдыхающих.
Проведя калькуляцию данного тура можно сделать вывод, что его стоимость приемлема для посещения и в полной мере оправдает полученные впечатления, эмоции, а так же качественное обслуживание. Общая стоимость на группу из 30 человек составила 51 046 рублей, стоимость тура для одного туриста составляет 1700 рублей.
1. Об основах туристской деятельности в РФ [Текст] : федер.закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (ред. от 05.02.2007) // Собрание законодательства Российской федерации. - 1996. - № 30, гл. IV. - Ст. 9.
2. ГОСТ 28681.0-90. Туристские услуги. Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания [Текст]. - Введ. 2008-11-30. - М. : Из- во стандартов, 2008.
3. Азар, В. И. Экономика и организация туризма [Текст] : учебник / В. И. Азар. - М.: Профиздат, 2015. - 215 с.
4. Азоев, А. Г. Управление организацией [Текст] / А. Г. Азоев // Центр. - 2012. - № 15. - С. 8-16.
5. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма [Текст] : учебное пособие / А. В. Бабкин - М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 252 с.
6. Бгатов, А. П. Безопасность в туризме [Текст] : учеб. пособие / А.П. Бгатов. - М.: Форум, 2014. - 176 с.
7. Богалдин-Малых, В. В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса [Текст] : учеб. пособие / В.В. Богалдин- Малых. - М.: МПСИ, 2018. - 560 с.
8. Боголюбов В.С. Туристско-рекреационное проектирование [Текст] : учеб. пособие / В. С. Боголюбов. - СПБ.: Герда, 2016. - 180 с.
9. Бутузов А. Г. Этнокультурный туризм [Текст] : учебное пособие / А. Г. Бутузов. - М. : КНОРУС, 2014. - 248 с.
10. Быстров, С. А. Макроэкономика и микроэкономика в туризме [Текст] : учеб.пособие / С. А. Быстров. - СПб.: Из-во Герда, 2014. - 400 с.
11. Васильева, Л. C. Финансовый анализ [Текст] : учеб.пособие / Л. C. Васильева. - М.: Из-во КНОССРТ, 2016. - 544 с.
12. Ветитнев А. М. Организация санаторно-курортной деятельности [Текст] : учебное пособие / А.М. Ветитнев. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 272 с.
13. Гермалович, Н. А. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учеб.пособие / Н. А. Гермалович. - М. : Из-во ФИС, 2015. - 346 с.
14. Гиляровская, Л. Т. Анализ хозяйственной деятельности [Текст] : учеб.пособие / Л. Т. Гиляровская. - М.: Из-во Проспект, 2015. - 360 с.
15. Голубева, И. А. Современное состояние туристической отрасли и основные направления ее развития [Текст] : учеб. пособие / И. А. Голубева. - М.: МПСИ, 2014. - 88 с.
16. Гребцова, В. Е. Экономическая и социальная география России [Текст] : учеб. пособие / В. Е. Гребцова. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2014. - 240 с.
17. Джанджугазова, Е. А. Маркетинг в сфере туризма и гостеприимства [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Джанджугазова. - М.: Из-во Академия, 2014. - 224 с.
18. Дмитриев, М. Н. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] : учеб. пособие / М. Н. Дмитриев. - М.: Из-во Юнити, 2013. - 200 с.
19. Егорова, О. И. Проблемы оценки туристической торговой организа - ции [Текст] : учеб. пособие / О. И. Егорова. - М.: ИНФА, 2014. - 10 с.
20. Жукова, М. А. Менеджмент в туристском бизнесе [Текст] : учеб. пособие / М. А. Жукова. - М.: Из-во КНОРУС, 2015. - 305 с.
21. Зайцева, Н. В. Туризм и гостиничное дело [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Зайцева. - М. : Из-во Академия, 2014. - 208 с.
22. Исмаев, Д. К. Организация туризма в Российской Федерации [Текст] : учеб. пособие / Д. К. Исмаев. - М. : Из-во МАТГР, 2014. - 207 с.
23. Карпова, Г. А. Экономика современного туризма [Текст] : учеб. по - собие / Г. А. Карпова. - СПб. : Из-во Герда, 2013. - 340 с.
24. Клейман А. А. Инфраструктура туризма: стратегия развития [Текст] : учеб. пособие / А. А. Клеймана. - СПБ.: Д.А.Р.К., 2014. - 304 с.
25. Коваленко, Е. Г. Региональная экономика и управление [Текст] : учеб. пособие / Е. Г. Коваленко. - СПб.: Питер, 2014. - 88 с.
26. Котлер, Ф. Г. Маркетинг, гостеприимство, туризм [Текст] : учеб. пособие / Ф. Г. Котлер. - М. : И-во ЮНИТИ, 2014. - 23 с.
27. Линьков, К. А. Состояние и развитие познавательного туризма в России и Европе [Текст] : учеб. пособие / К. А. Линьков. - М.: И-во ЮНИТИ, 2014. - 14 с.
28. Любушин, Н. П. Экономический анализ [Текст] : учеб. пособие / Н. П. Любушин. - М. : Из-во Юнити, 2013. - 448 с.
29. Максютов, А. А. Бизнес-план предприятия: финансовый бюджет [Текст] : учеб.пособие / А. А. Максютов. - М. : Из-во Приор, 2010. - 290 с.
30. Маринин, Н. В. Законы регулирующие сферу туризма [Текст] : учебное пособие / Н. В. Маринин. - М.: Академия. - 2014. - 203 с.
31. Мельник, М. В. Анализ хозяйственной деятельности [Текст] : учеб. пособие / М. В. Мельник. - М. : Из-во ИНФРА-М, 2014. - 192 с.
32. Морозов М.А. Экономика туризма [Текст] : учеб. пособие / М. А. Морозов. - М.: Федеральное агентство о туризму, 2014. - 98 с.
33. Морозова Н. А. Информационное обеспечение туризма [Текст] : учеб. пособие / Н. С. Морозова. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 210 с.
34. Палаткина Г. В. Молодежный туризм [Текст] : учеб. пособие / Г. В. Палаткина. - М.: Из-во Юнити, 2016 - 55с
35. Панарин, М. В. Статистика туризма в России и за рубежом [Текст] : учебное пособие / М.В. Панарин. - М.: Финстатинформ, 2015. - 37 с.
36. Панюков А. И. Основы агротуризма [Текст] : учеб. пособие / А. И. Панюков. - М.: Из-во ИНФРА-М, 2017. - 102 с.
37. Портер, М. Ю, Конкурентная стратегия туризма: методика анализа отраслей и конкурентов [Текст] : учеб. пособие / М. Ю. Портер. - М. : Из-во Альпина Бизнес Букс, 2013. - 44 с.
38. Путрик Ю. С.Образовательный туризм в России: [Текст] : учеб. по-собие / Ю.С. Путрик. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2017. - 256 с.
39. Пястолов, С. М. Экономический анализ деятельности предприятия [Текст] : учеб. пособие / С. М. Пястолов. - М. : Из-во Проект, 2014. - 576 с.
40. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учеб. пособие / Г. В. Савицкая. - М. : Из-во Проспект, 2013. - 688 с.
41. Сереженко Ю.А. Страны мира. Современный справочник [Текст]: учеб. пособие / Ю.А. Сереженко. - М.: Мир книги, 2015; - 416 с.
42. Скобкин С. С. Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма [Текст] : учеб. пособие / С.С. Скобкин. - М.: ГРИФ 2017 - 135 с.
43. Соловьев, С. С. Безопасный отдых и туризм [Текст] : учеб. пособие / С.С. Соловьев. - М.: Академия, 2017. - 288 с.
44. Цепкин, В. Ф. Туристская инфраструктура России [Текст] : учеб. пособие / В. Ф. Цепкин. - М.: Мир Книг, 2014. - 120 с.
45. Черкасова, И. О. Анализ финансового состояния предприятия [Текст] : учеб. пособие / И. О. Черкасова. - СПб.: Из-во Нева, 2014. - 192 с.
46. Шеремет, А. Д. Анализ хозяйственной деятельности [Текст] : учеб. пособие / А. Д. Шеремет. - М. : Из-во ИНФРА-М, 2014. - 415 с.
47. Щеникова, Н. Б. Основы туризма и индустрии гостеприимства [Текст] : учеб. пособие / Н. Б. Щеникова. - М. : Из-во ИНФА, 2014. - 172 с.
48. Шмелева Т. В. Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Шмелевой. - Тула.: изд-во Гриф и К, 2014. - 284 с
49. Imkeep, E. Tourism Planning. An Integrated and Sustainable Develop-ment Approach [Text]: textbook for students / E, Imkeep. - NY. : Publishing house AAUP, 2009. - 125 с.
50. Mill, R. Resorts: Management and Operation [Text] / R, Mill // Traveler. - 2012. - № 55. - pp.7-10.
51. Tourism Management: Analysis, Behaviour and Strategy [Text] / Ed. by A.G. Woodside, D. Martin: CABI, 2008. 528 p.